Вопросы для методистов образовательных организаций  среднего профессионального образования

 

  Главная      Тесты     Тесты для педагогов - 2020 год, Республика Татарстан

 

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..

 

 

 

 

Вопросы для методистов образовательных организаций  среднего профессионального образования (основы педагогики, психологии и методики преподавания) – 2020 год

 

1.  Автор педагогической системы, основанной на принципе естественного воспитания»:

a) Ж.-Ж. Руссо

б) Платон

в) Ф. Фребель

г) Я.А. Коменский.

2. Автор педагогической системы воспитания джентльмена, выдвинувший метод косвенного воздействия на ребенка как противопоставление методу прямого принуждения:

a) Ж.-Ж.Руссо

б) Дж. Локк

в) Я.А.Коменский

г) И.Г. Песталоцци

3. Какой принцип положил в основу отбора содержания обучения ребенка Дж. Локк?

            a) свобода

            б) принуждение

            в) природосообразность

            г) утилитаризм

4. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом?

            a) Ж.-Ж.Руссо

            б) И.Г.Песталоцци

            в) Я.А.Коменский

            г) А.С. Макаренко

5. Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила в труде «Великая дидактика»?

            a) Дж.Локк

            б) Я.А.Коменский

в) К.Д.Ушинский

г) Ж.-Ж. Руссо

6.  Дидактика – это:

            а) самостоятельная наука о закономерностях процесса преподавания;

            б) самостоятельная наука о закономерностях процесса учения;

            в) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм;

            г) раздел педагогики, посвященный закономерностям формирования

             личности ребенка.

7.  С какого возраста Я.А.Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?

            a) с 12 лет

            б) с 6 лет

            в) с 10 лет

            г) с 7 лет

8. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

            a) К.Д.Ушинским

            б) В.Ф.Одоевским

            в) Я.А.Коменским

            г) Ф. Бекон

9. Автор труда «Человек как предмет воспитания»:

            a) Я. А.Коменский

            б) П.Ф.Лесгафт

            в) К.Д.Ушинский

            г) Д. Локк

10. Представитель отечественной педагогики, разработавший теорию коллективного воспитания:

            а) К.Д.Ушинский;

б) Л.Н.Толстой;

в) А.С. Макаренко.

г) А. Дистерверг.

11. Кому принадлежат слова: «Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»?

            a) П.Н.Леонтьев;

            б) Л.С. Выготский;

            в) К.Д.Ушинский.

            г) В.А. Сухомлинский

12. Развитие организма человека называется:

a) онтогенезом;

б) филогенезом;

в) социогенезом;

г) антропогенезом.

13. Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология:

а) медицинская;

б) общая;

в) социальная;

г) возрастная.

14. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:

a) от 3 до 7 лет;

б) от 3 до 10 лет;

в) от 3 до 13 лет;

г) от 3 до16 лет

15. Темперамент проявляется:

         а) в успешности обучения;

         б) в воспитании человека;

         в) в скорости мыслительных операций;

         г) в смене процессов возбуждения и торможения;

16. Темперамент в структуре личности определяет:

         а) динамику психической деятельности;

         б) работу нервной системы;

         в) поведение в типичных ситуациях;

         г) отношение к действительности;

17. Характер в структуре личности обусловливает:

         а) особенности темперамента;

         б) поведение в типичных ситуациях и отношение к действительности;

         в) нормативное поведение;

         г) динамику психической деятельности;

18. Вспыльчивость, быстрая смена настроений, общительность, сочетающаяся с возможной резкостью в отношениях и раздражительностью характеризуют:      

а) холерика;

            б) флегматика;

            в) меланхолика;

            г) сангвиника.

19. Излишнее спокойствие, инертность, невозмутимость в отношениях, умеренная общительность характерны для:

            а) холериков;

            б) флегматиков;

            в) меланхоликов;

            г) сангвиников.

20. Замкнутость, впечатлительность, обидчивость, чувство страха при изменении  обстановки, среды общения характерны для:

            а) холерика;

            б) флегматика;

            в) меланхолика;

            г) сангвиника.

21. Тип людей, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений:

a) дистимики;

б) циклотимики;

в) гипертимики.

г) гипотимики

22. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

            а) мотивационно-целевой;

            б) коммуникативный;

            в) волевой;

            г) перцептивный.

23. Как называется принцип, основанный на рассмотрении (изучении, исследовании)  психических явлений в постоянном движении, изменении?

            а) принцип детерминизма;

            б) принцип развития;

            в) принцип объективности;

г) принцип всесторонности.

24. Состояние возрастающего эмоционального напряжения (от разочарования, раздражительности до отчаяния), обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей, - это:

a) аффект;

б) фрустрация;

в) настроение;

г) стресс.

25. Личностное качество, умение (способность) чувствовать другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами других, воспринимать их поступки с их же позиций – это:

а) эмпатия;

б) апатия;

в) фрустрация

г) инициация

26. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?

a) релаксация;

б) рефлексия;

в) эмпатия,

г) инициация.

27. Состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, равнодушием к событиям окружающей действительности, ослаблением побуждений и интересов, называется

a) депрессией;

б) апатией;

в) стрессом;

г) фрустрацией.

 

28. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

            а) рационализацией;

            б) идентификацией;

            в) сублимацией;

            г) вытеснением.

29. Общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой – это:

a) рефлекс;

б) запечатление;

в) научение;

г) повторение.

30. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

            а) механической;

            б) логической;

            в) эмоциональной;

            г) аудиальной.

31. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:

            а) долговременной;

б) образной;

в) произвольной;

г) механической.

32. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:

            а) наглядно-образным;

            б) наглядно-действенным;

            в) словесно-логическим;

            г) абстрактным.

33. Для волевого регулирования присущи действия:

            а) неосознанные;

            б) сознательные;

            в) интуитивные;

            г) непроизвольные.

34. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

            а) индукцией;

            б) дедукцией;

            в) понятием;

            г) суждением.

35. Логический переход в процессе мышления от частного к общему называется:

            а) индукцией;

            б) дедукцией;

            в) понятием;

            г) суждением.

36. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

            а) анализ;

            б) синтез;

            в) обобщение;

г) классификация.

37. Процесс, направленный на овладение знаниями, умениями, навыками, способами мышления, необходимыми для осуществления определенной профессиональной деятельности – это

            а) общее образование;

            б) политехническое образование;

            в) профессиональное образование.

            г) высшее образование

38. Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называется:

            а) целеполаганием;

            б) проектированием;

            в) конструированием;

            г) анализом.

39. Мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям называется:

а) валидность;

б) надёжность;

г) достоверность;

д) объективность.

40. Наиболее простой вид научения - это:

a) привыкание;

б) классическое обусловливание;

в) оперативное обусловливание;

г) комплексное научение.

41. Идеи совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности- это

            а) технология разноуровневого обучения;

            б) развивающее обучение;

            в) педагогика сотрудничества;

            г) личностно-ориентированная технология.

42. Метод профессионального обучения, имеющий целью создание в сознании учащихся точного и четкого зрительного образа, с которым они сравнивают свои действия в процессе упражнений по обработке совершенствующихся приемов и способов работы называется:

а) практическая работа;

б) показ трудовых действий;

в) иллюстрация.

г)  наставничество.

43. Компонент практической деятельности, проявляющийся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений –это

 а) знания;

б) умения;

в) навык;

г) привычка

44. Совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающее активную и самостоятельную деятельность обучающихся во всех звеньях учебного процесса называется:

а) индивидуализация процесса обучения;

б) активация процесса обучения;

в) дифференциация процесса обучения.

г) гармонизация процесса обучения.

45. Сущность дифференцированного подхода к обучению выражается в:

         а) ориентации обучающегося на такой уровень развития, которого тот уже достиг;

         б) реализации способа организации учебного процесса, при котором

         учитываются индивидуально-типологические особенности личности;

         в) использовании вариативного обучения;

         г) группировании обучающихся на однородные группы.

46. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику, - это...

a) инверсия;

б) дискуссия;

в) метод эвристических вопросов;

г) «мозговой штурм».

47. Форма организации учебной деятельности обучающихся, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности, называется:

а) дифференциацией обучения;

б) индивидуализацией обучения;

в) поливалентностью обучения.

г) гармонизация обучения

48. Технология проблемного образования предполагает:

a) усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;

б) изучение учебного материала поэлементно в логической последовательности;

в) направленность на самостоятельную познавательную активность обучаемых по поиску новых понятий и способов действий;

г) вооружение учащихся в сжатые сроки знаниями основ наук в концентрированном виде.

49. Какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного внимания при обучении?

а) особенности воздействующих раздражителей (новизна, контраст, изменение);

б) постановка существенных целей и задач деятельности;

в) постановка вопросов;

г) создание привычных условий работы.

50. Совокупность внешних побуждений, рациональных доводов и индивидуальных стремлений к освоению новых знаний и умений, определяющая позитивное отношение к учебе, называется:

а) стимуляция учебной деятельности;

б) мотивация учебной деятельности;

в) активация учебной деятельности.

г) дифференциация процесса обучения.

51. Установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения называется:

а) системность в обучении;

б) преемственность в обучении;

в) научность в обучении.

г) актуализация в обучении

52. Система представлений обучающихся о цели, плане и способах осуществления предстоящей деятельности в процессе производственного обучения называется:

а) ориентировочная основа действия;

б) учебный алгоритм;

в) технологическая последовательность.

г) программа деятельности

53. Социализация личности (школьника) - это

         а) процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства

           индивидом социального опыта;

         б) гуманистическая психология воспитания и обучения;

         в) процесс взаимодействия между людьми;

         г) проявление уважения к партнеру;

54. Свойство социальных субъектов, выраженное в их способности быстро и адекватно модифицировать свою деятельность при возникновении новых обстоятельств – это:

            а) социальная мобильность;

            б) социальная лабильность;

            в) социальная стабильность;

            г) социальный лифт.

55.Возрастными психологическими кризисами называют:

           а) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими изменениями внешности;

          б) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими

           изменениями;

          в) периоды резкого изменения отношения к родителям;

          г) периоды резкого изменения отношения со сверстниками.

56. Социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба, любовь и т.п. Эти представления не подвергаются сомнению, они служат эталоном для всех людей:

а)  Мировоззрение.

б)  Потребности.

в) Приоритеты.

г) Ценности.

57.Учреждения образования как институты социализации личности обеспечивают:

         а) включение индивида в социальные отношения;

         б) воспитание;

         в) обучение;

         г) саморазвитие личности.

58 . Рейтинг - это

         а) метод оценивания, или метод педагогического измерения, основанный на суждениях компетентных судей (экспертов);

         б) место обучающегося в группе на основе учета его учебных и иных достижений, определяемое путем опроса субъективных мнений экспертов, либо путем набора очков (баллов);

         в) тестирование;

         г) подсчет баллов, которые получает ученик за определенную работу.

59. Тьютор - это

         а) опытный преподаватель, выполняющий функции педагога-наставника в старших классах;

         б) заместитель директора образовательного учреждения, обеспечивающего проектное управление;

          в) широко образованный профессионал, способный организовать вокруг себя единомышленников по внедрению в учебно-воспитательный процесс эффективных методов, форм, средств и технологий обучения, воспитания;

         г) лидер в школьном сообществе учителей и руководителей школ.

60.По каким параметрам осуществляется оценка качества обучения в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования третьего поколения?

а) оценка профессиональных знаний, умений, навыков по дисциплинам и профессиональным модулям.

б) оценка уровня освоения дисциплин, оценка компетенций.

в) оценка профессиональных знаний, умений, практического опыта по дисциплинам и профессиональным модулям.

г) оценка общих и профессиональных компетенций.

61. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали

a) Н.А. Сорокин, А.И. Дулов

б) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов

в) М.А. Данилов, Б.П. Есипов

г) Ю.К. Бабанский

62. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный эвристический методы обучения выделены в соответствии

a) со спецификой усвоения различных видов содержания

б) с функциями

в) с источниками познания

г) со структурой личности.

63. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:

a) линейный

б) концентрический

в) спиралеобразный

г) смешанный

64. Перечислите все виды практики, предусмотренные при реализации программы подготовки специалистов среднего звена.

a)Учебная практика, производственная практика.

б) Учебная практика, производственная практика (по профилю специальности).

в)Производственное обучение, практика производственная (по профилю специальности).

г) Учебная практика, производственная практика (по профилю специальности), преддипломная практика.

65. Идеи развивающего обучения заложили

a) Занков Л., Давыдов В., Гальперин П., Талызина Н.

б) Лихачев Б., Талызина Н., Махмутов М., Данилов М

       в) Азаров Ю., Занков Л., Махмутов М., Данилов М.

г) Лернер И., Скаткин М., Махмутов М., Данилов М.

66. Теоретические и практические основы педагогики сотрудничества впервые разработаны учеными

a) США

б) России

в) Англии

г) Франции

67. Направление в педагогике, получившее развитие  в США в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века; основано на личностно-ориентированном характере  воспитания и обучения, отказе от использования отметки

a) педагогика ненасилия;

б) педагогика сотрудничества;

в) педагогика гуманистическая;

г) педагогика принуждения.

68. Главное направление модернизации российского образования направлено на реализацию:

a) творчества учителей;

б) учебных целей;

в) воспитательных целей;

г) личностно- ориентированного учебного процесса.

69. Теория воспитания - это

a) наука, изучающая онтологические и гносеологические основы воспитания

б) наука, изучающая проблемы развития личности

в) наука, выявляющая индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей

г) раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности воспитания, его структурные элементы, концепции и системы

70. Основополагающей в современных системах воспитания является теория

a) психоаналитическая (А. Гезел, З. Фрейд)

б) когнитивная (Ж. Пиаже, Д. Дьюи)

в) поведенческая (К. Лоренс, Д. Уотсон)

г) гуманистическая (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский

71. Если педагог является единичным субъектом учебно - воспитательного процесса, а обучающийся есть лишь «объект», то это

a) авторитарные педагогические технологии

б) личностно - ориентированные

в) гуманно - личностные

г) свободного воспитания

72. Если технологии реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка, то это технологии

a) авторитарные педагогические

б) личности - ориентированные

в) гуманно – личностные

г) сотрудничества

73. Программа, в которой занятия проводятся деятельностным методом, т.е. знания не даются в готовом виде, а обучающийся выступает в роли исследователя называется

a) «Школа-2000»

б) «М. Монтессори»

в) Система академика Л.В. Занкова

г) «Истоки»

74. Обучение в системе Монтессори обеспечивает

a) занятие

б) игра

в) развивающая среда, самоконтролирующие материалы

г) самостоятельная деятельность

75. По системе Монтессори «процесс воспитания» - это

a) руководство учителем обучающегося

б) сотворчество учителя и обучающегося

в) невмешательство педагога в развитие обучающегося

г) систематическое воздействие

76. Тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем,

a) лицей;

б) гимназия;

в) школа;

г) колледж.

77. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется

a) общая психология;

б) возрастная психология;

в) педагогическая психология;

г) все ответы верны.

78. Учение как фактор социализации, усвоение связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:

a) физиологии;

б) биологии;

в) психологии;

г) педагогике.

79. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, - это:

a) мышление;

б) интеллект;

в) эвристика;

г) адаптация

80. Системное использование данных всех наук о человеке, их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляет суть

a) личностного подхода

б) системного подхода

в) культурологического подхода

г) антропологического подхода

81. Действия, направленные на анализ условий ситуации и их соотнесение со своими возможностями  в целях правильной  постановки учебной задачи, называются:

a) ориентировочными;

б) исполнительскими;

в) контрольными;

г) оценочными

82. Отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности обучающихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции:

a) конструктивной;

б) организаторской;

в) коммуникативной;

г) гностической.

83. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:

a) включается в условия достижения цели;

б) входит в содержание основной цели деятельности;

в) включается в способы достижения цели;

г) предъявляется в свободном порядке

84. Понимание связи между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, - это способность к

a)  обобщению;

б)  моделированию;

в)  умозаключению;

г)  сравнению.

85. Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности характеризует:

а) общую компетенцию;

б) профессиональную компетенцию;

в) компетентность;

г) квалификацию преподавателя

86. Способы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся с заранее определенными задачами, уровнями познавательной деятельности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей (С.А.Смирнов) – это…..

а) принципы обучения.

б)  методы обучения.

в). приемы обучения.

г) организационные формы обучения.

87. Перечислите обязательные элементы образовательной программы в соответствии с определением Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ»:

а) Учебный план, календарный график учебного процесса, рабочие программы дисциплин (модулей), оценочные средства.

б) Учебный план, календарный график учебного процесса, рабочие программы дисциплин (модулей), оценочные средства, планы-конспекты учебных занятий.

в) Учебный план, календарный график учебного процесса, рабочие программы дисциплин (модулей), планы-конспекты учебных занятий.

г) Учебный план, календарный график учебного процесса, рабочие программы дисциплин (модулей), оценочные средства, программа итоговой аттестации.

88. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:

a) абстрактно-логическое;

б) теоретически-образное;

в) наглядно-действенное;

г) наглядно-образное

89. Техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и производственных ситуаций – это….

a)  проблемное обучение.

б) дидактическая игра.

в) контекстное обучение.

г) кейс-технология.

90. Наиболее эффективным стилем поведения в конфликте является

a) уход от конфликта

б) приспособление

в) конфронтация, соперничество

г) стремление решить проблему путем компромисса, сотрудничества

91. Поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам - это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

г) противоправное

92. Поведение противоречит общественной идеологии, политике, общечеловеческим истинам - это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

г) антисоциальное

93. Проявления поведения являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством - это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

г) антисоциальное

94. Поведение связано с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющее ущерб окружающим -это

a) асоциальное

б) делинквентное

в) девиантное

г) антисоциальное

95. Предупреждение возможных нарушений правил поведения ребенком посредством внушений прослеживается в модели

a) учебно-дисциплинарной

б) операциональной

в) личностно –ориентированной

г) учебно-рефлекторной

96. Тип урока, на котором решаются дидактические задачи закрепления, уточнения знаний, восполнение пробелов, вносятся разнообразия в деятельность обучающихся:

            а) урок формирования новых знаний;

            б) урок повторения и закрепления умений и навыков;

            в) комбинированный урок;

            г) контрольный урок;

            д) обобщающий урок.

97.Тип урока, на котором основное внимание уделяется практической деятельности:

            а) урок формирования новых знаний;

            б) урок формирования и закрепления умений и навыков;

            в) комбинированный урок;

            г) контрольный урок;

            д) обобщающий урок.

98. Тип урока, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала:

            а) урок формирования новых знаний;

            б) урок формирования и закрепления умений и навыков;

            в) комбинированный урок;

            г) контрольный урок;

            д) обобщающий урок.

99. Тип урока, на котором уточняется результативность использования методов, приемов и средств обучения:

            а) урок формирования новых знаний;

            б) урок повторения и закрепления умений и навыков;

            в) комбинированный урок;

            г) контрольный урок;

            д) обобщающий урок.

100. Тип урока, на котором систематизируются материал, изученный по определенным темам и разделам:

            а) урок формирования новых знаний;

            б) урок повторения и закрепления умений и навыков;

            в) комбинированный урок;

            г) контрольный урок;

            д) систематизация и обобщение знаний, умений, навыков.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..