История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 10

 

 

 Хроника основных событий:

     28 января 1956г.  - Народная палата принимает закон о создании Национальной народной 
армии ГДР (ННА);

     7 сентябрь 1960г. - кончина В.Пикак – президента ГДР;

     12 сентября 1960г. - Народная палата принимает закон об образовании Государственного 
совета ГДР – своего рода коллективного органа,  выполняющего функции главы государства; 
избрание его председателем В. Ульбрихта;

     1960 – 1961 гг. -  появление в ГДР проблем в социально-экономической сфере;

     13 августа 1961г. - подразделения ННА и Народной полиции возводят Берлинскую стену;

     1960-е гг. - экономический подъем и повышение жизненного уровня; ежегодно увеличение 
ВВП с 1960 по 1969г. На 5%.

     конец 1960-х – начало 1970-х гг. - кризис руководства ГДР;

     в май 1971г. - избрание Эриха Хонеккера первым секретарём ЦК СЕПГ;

Со сменой власти в Берлине начался третий этап развития ГДР, который поучил название “эры 
Хонеккера”. Он охватывает 1971-1989 гг. И приходится на время правления в ГДР Э.Хонеккера. 
Во внутренней политике он охарактеризовался укреплением государственного строя и роли 
партии, с одной стороны, и неравномерным экономическим развитием – с другой. Во внешней 
политике благодаря разрядке международной напряженности этот период характеризуется 
широким международным признанием ГДР, начало которому положил Договор об основах 
отношений с ФРГ (декабрь 1972г.)

   Хроника основных событий:

1980г. - ГДР добивается наивысшего жизненного уровня среди стран-членов СЭВ (“золотые годы”
ГДР)

сентябрь 1973 г. - принятие ФРГ и ГДР в члены ООН

сентябрь 1974 г. - установление дипломатических отношений между ГДР и США, до 1978 г. ГДР 
признают в международно-правовом отношении 123 государства;

сентябрь 1987 г. - первый в истории официальный визит руководителя восточногерманского 
государства – генерального секретаря ЦК СЕПГ, председателя Государственного совета ГДР Э. 
Хонеккера в ФРГ

вторая половина 1980-х гг. - начало качественных изменений в социально-экономической 
ситуации в ГДР, падение авторитета СЕПГ и руководства республики, кризис структур 
общественной жизни страны

летом 1989 года страны Восточной Европы захлестнули преобразования, вошедшие в историю как
“бархатные революции”

лето 1989 г. - начало массового бегства граждан ГДР на Запад (в октябре число легально и 
нелегально покинувших ГДР превышает 200 тыс. Человек)

7 октября 1989 г. - визит Горбачева по случаю 40-летия образования ГДР становится 
катализатором, который дает толчок политических преобразований в стране

сентябрь-октябрь 1989 г. - массовые политические демонстрации в ГДР

9

Студент – Шлыков Михаил

18 октября – уход Э. Хонеккера в отставку со всех постов в партии и государстве, избрание Эгона 
Кренца генеральным секретарем ЦК СЕПГ

7 ноября – сложение полномочий Советом министров ГДР в полном составе

9 ноября 1989 г. - падение Берлинской стены, открытие границы между Западным и Восточным 
Берлином у Бранденбургских ворот.

Культура и духовная жизнь ФРГ

Центрами духовной жизни постепенно вновь становились университеты. В них крупные немецкие
мыслители ХХ столетия создали школы, которые действуют до настоящего дня.

В первые годы  республики развитие литературы определяли известные писатели-эмигранты Г. И 
Т. Манны, Э.-М. Ремарк, А. Цвейг, Л. Фейхтвангер. В 1950-е гг. Доминирующими тенденциями в 
творчестве многих авторов стали аналогии индивидуализма и экзистенциализма. Это 
соответствовало мировоззрению “среднего потребителя” и отражало консервативные настроения. 
Симптоматичным примером было основание в 1947 г. “группы 47”, которое выступало за “чистую
лирику”.

Симптоматичным для понимания роли литературы в обществе стало создание в 1961 г. 
Писательского объединения “группа 61”, которое в основном описывало роль труда.

Кинематограф 1950-х гг. Отличали политическая апатия, эстетическая и интеллектуальная 
регрессия. Лидерами кинопроката были фильмы о природе, о войне и т.н. “проблемные фильмы”. 
В военных фильмах изображался трагизм молодого поколения Германии. Кино было призвано 
успокоить, сгладить конфликты.

Пятидесятые годы ознаменовались восстановлением традиционных музыкальных фестивалей.

Значительного общественного влияния постепенно добивались радио и телевидение. Просмотр 
телепередач стал самым любимым способом проведения свободного времени. Интерес зрителей 
вызывали политические программы.

Телевидение по степени влияния проигрывало газетам и журналам. Самым большим издательским
концерном владел Аксель Шпрингер. Концентрация прессы привела к общественной дискуссии об
опасности манипуляции общественным сознанием.

Это нашло свое отражение в формировании альтернативных субкультур и философских течений, 
например, хиппи. С 1965 г. В изобразительном искусстве утвердилось течение конструктивизма 
(эксперименты с линиями, формами, цветами), к которому принадлежали Вессель, Лерхе, 
Дрексель и др. Левые художники, в частности, Брок, способствовали развитию такого 
направления в искусстве, как не дадаизм, характерной чертой которого был эпатаж широкой 
публики. Эти течения, находившиеся в противостоянии не только с массовой поп-культурой, но и 
с неореализмом, представляемым Петриком и Фогельзангом, носили элитарный характер и 
потеряли свое значение со снижением студенческих волнений. В 1970-1980-е гг общую 
политизацию литературы и искусства сменило доминирование “нового субъективизма”, 
обращение к проблемам личности в самых разных проявлениях. Характерным стало 
постмодернистское разнообразие направлений и течений.

Одной из тем общественных дискуссий оставалось отношение к периоду национал-социализма. 
Новым импульсом стал американский 4-серийный фильм “Холокост”.

10

Студент – Шлыков Михаил

В конце 50-х начале 60-ых появился социально – исторический роман Анны Зегерс “Решение”, 
состоялся удачный дебют Дитера Нолля – автора большого социального романа “Приключения 
Вернера Хольта”.

Культурная монополия СЕПГ нарушалась альтернативной культурой, которая развивалась вне 
официальных структур и учреждений культуры ГДР. В 70 – ые и особенно в 80 – ые года росло 
число публикаций “самиздата”, которые печатались на пишущей машинке, иногда – в церковных 
типографиях. В 80 ые года таким образом издавалось 30 литературных, около 30 информационно 
– культурных журналов. Устраивались авторские чтения литературных произведений, например в 
Берлине еженедельно проводились одно – два таких чтения с участием от 50 – 120 слушателей. В 
мастерских художников, на квартирах, в церковных зданиях проводились выставки от авторов, 
ищущих  новые форматы творчества.

В 80 ые существовало около 20 неофициальных галерей в Берлине , Дрездене, Лейпциге и других 
крупных городах ГДР.

Джаз и рок оставались своего рода символами свободы, особенно молодого поколения, причем 
домашний рок все больше уступал в предпочтениях молодежи западным образцам особенно с 
широким распространением видеоклипов и компакт дисков.

Объединение ФРГ и ГДР (1989 – 1990)

декабрь 1989г. - на Чрезвычайном съезде СЕПГ Председателем правления партии избран молодой 
берлинский адвокат Г.Гизи, его заместителем – Х.Модров. Съезд принимает новый временный 
устав, заявление “За ГДР – за социализм”;

4 февраля 1990г. - СЕПГ меняет название на ПДС (партия демократического социализма);

январь 1990 г. - волна массовых демонстраций, в которых принимают участие десятки и сотни 
тысяч граждан ГДР (Лейпциг, Шверин,Котбус,Франкфурт на Одере, Карл-Маркс-Штадт, 
Нойбранденбург)

13-14 февраля – переговоры канцлера ФРГ с правительственной делегацией ГДР во главе с 
Х.Модровым в Бонне. Коль предлагает немедленно начать переговоры о валютном объединении 
двух стран.

На выборах в Народную палату ГДР христианские демократы получили 40,9 процентов голосов 
избирателей. Социал – демократы 21,8. ПДС – 16,3. Таким образом 400 мест в народной палате. 
163 – ХДС. 25 – НСС, 4 – ДП, 88 – СДПГ, и 66 – ППДС. В общей сложности консерваторы 
получили 192 депутатских мандата. Формирование правительства было возложено на лидера 
победившего ЗДС Лотара де Мезьера.

Итоги выборов подтвердили, что процесс объединения необратим. Выбор был сделан 12 апреля 
завершилось формирование правительства большой коалиции. Новые избранники населения ГДР 
полностью приняли западногерманские условия и выразили готовность провести объединение на 
базе статьи 23 Основного закона.

18 июня 1990 -  подписание в Бонне министрами финансов ГДР и ФРГ первого Гос договора о 
создании валютного экономического и соц. Союза.

17 июня – Народная палата ГДР принимает закон о дополнении и изменении конституции ГДР, 
который окончательно устраняет последние гос-правовые препятствия на пути объединения с 
ФРГ.

11

Студент – Шлыков Михаил

1 июля 1990 – в ГДР единственным платёжным средством становится марка ФРГ. Все дороги 
открыты для свободного движения. Снят пограничный контроль в Берлине.

23 августа – народная палата ГДР, не дожидаясь подписания и ратификации Договора о единстве 
Германии, принимает заявление о вхождении республики в состав ФРГ.

31 Август 1990 г – торжественный акт подписания второго гос. договора между ФРГ и ГДР, 
определявший механизм вхождения ГДР в ФРГ.

3 октября – день Германского единства.

20 сентября 1990 года – поименное голосование в бундестаге по договору об объединению между 
ФРГ и ГДР. Поддержали 442 депутата, 47 против, трое воздержались. В тот же день поддержала 
народная палата ГДР, а на следующий день поддержал бундесрат.

2 декабря 1990 – первые общегерманские парламентские выборы. Победа  ХДС\ХСС.

•       Первое. Советскую сторону волновал, прежде всего, вопрос о нахождении наиболее 
подходящих форм мирного урегулирования. В окончательном виде документ стал именоваться 
“Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии”.

•       Второе. Для всех участников переговоров принципиальное значение имел  вопрос о сроках и 
формах достижения германского единства.

•       Третье.  В качестве своей основной задачи советская сторона ставила сохранение как можно 
дольше прав и ответственности четырёх держав в отношении всей Германии и Берлина;

•       Четвёртое. В вопросе о границах четыре державы победительницы выступали с единой 
полицией, что объединенная  должна включать нынешнюю территорию ФГР, ГДР  не больше и не
меньше.

•       Пятое. Вопрос о военно-политическом статусе объединенной Германии был ключевым, и 
волновал он не только Советский Союз,  но и всех участников переговоров;

•       Шестое. Важное место на переговорах отводилось проблеме Берлина.

•       Седьмое. Окончательное решение германской проблемы неизбежно предполагало 
прекращение прав и обязанностей четырёх держав-победительниц, а следовательно, возникала 
необходимость решать вопрос об иностранных вооружённых силах на территории Германии, 
прежде всего, пребывание советских войск на территории ГДР.

    Принципиальное значение для нахождения развязок в деле германского урегулирования имел 
визит в СССР в середине июля Г.Коля и его переговоры с Горбачёвым. По окончании  в СССР 16 
июля 1990г.

•       Объединение Германии охватит ФГР, ГДР и Берлин.

•       После объединения права и ответственность четырёх держав будут полностью отменены.

•       Объединенная Германия заключит с Советским Союзом двухсторонний договор о выводе 
войск из ГДР, который должен быть завершён в 3-4 года.

•       До тех пор, пока советские войска будут размещаться на бывшей территории ГДР, структуры 
НАТО не будут распространятся на эту часть Германии.

•       Федеральное правительство заявляет о своей готовности уже в ходе проходящий сейчас 
Венский переговоров сделать заявление о своём обязательстве превратить вооружённые силы 
объединенной Германии до 370 мыс. человек:

12

Студент – Шлыков Михаил

Хроника основных событий:

•       12 сентября 1990г. - Москве министры иностранных дел шести государств-участников 
переговоров по формуле “2+4” подписывают Договор об окончательном урегулировании в 
отношении Германии.

•       13 сентября в – в Москве министры иностранных дел СССР и ФГР парафируют Договор о 
добрососедстве, партнерстве  и  сотрудничестве между СССР и ФГР:

•       в тот же день – в Бонне министр финансов ФГР Т.Вайгель объявляет, что между ФГР и 
Советским Союзом достигнута договорённость о вкладе ФРГ в финансирование вывода советских 
войск с территории бывшей ГДР, ФРГ  берёт на себя обязательство выплатить СССР до конца 
1994г. 12Млрд.: кроме вышеназванной суммы Советскому Союзу был выдан беспроцентный 
кредит на сумму 3 млрд. Марок сроков на 5 лет; таким образом, объединение Германии 
“обошлось” ФРГ всего в сумму 15млрд марок.

•       24 сентября 1990г. - в Берлине подписан протокол о выводе войск ННА ГДР из состава 
государств-участников Варшавского договора.

•       1 октября – в Нью-Йорке на встрече министров иностранных дел государств участников 
СБСЕ державы-победительницы во Второй мировой войне подписывают заявление о 
приостановке действия четырёхсторонних прав и ответственности, которые гарантировали 
восстановление полного суверенитета Германии;

•       3 октября 1990г. - в 00 часов 00 минут происходит торжественное объединение ФРГ и ГДР.

•       Ноябрь – важный государственный визит в ФРГ советского президента, в ходе которого 
подписан Договор о добрососедском партнёрстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ;

•       декабря – победа в ходе выборов в бундестаг блока ХДС:

ФРГ в конце ХХ – начале ХХI века. Культура и духовная жизнь объединенной Германии

•       Объединенная Германия в конце ХХ века.

•       ФРГ в начале ХХI века.

•       Культура и духовная жизнь немецкого государства.

ХДС/ХСС получил 43,8% голосов избирателей. СДПГ, которой многие прочили победу, потерпела
поражение, получив 33,5% голосов избирателей. Воссоединение явно усилило позиции 
либеральной СвДП, которой отдали голоса 11% избирателей. В бундестаг не прошли партии 
“зеленых”. Но зато там оказались Союз-90.

Экономическая реконструкция

Развитие ситуации после выборов показало, что процесс выравнивания условий жизни на востоке 
Германии с западными стандартами становились все более трудным и медленным, а главное – 
дорогостоящим. В 1990г. Производство на Востоке упало на 50%, а число безработных возросло в 
три раза и достигло 642 тыс. человек. Свою негативную роль сыграла и дезориентация 

13

Студент – Шлыков Михаил

восточногерманского населения, разом потерявшего прежний минимум социальных гарантий 
государства, которое датировало ранее цены на продукты, квартплату, детские сады, и 
выброшенного теперь в океан рыночных отношений.

Медленнее, чем ожидалось, шла и приватизация в промышленности. В глубоком кризисе 
оказалось сельское хозяйство, поскольку население предпочитало покупать западные продукты, 
хотя по качеству они были не лучше восточных.

Перестройка восточно-германской экономической структуры продвигалось вперед, 
деиндустриализация постепенно перерастала в реиндустриализацию. За 1991 на осуществление 
экономических, социальных и экологических программ было выделено более 150 млрд. марок гос 
средств, не считая капиталовложений частных фирм. Было основано свыше полумиллиона новых 
предприятий, в то время как в западных землях появилось только около ста тысяч

произошли сдвиги в аграрном секторе. В основном была завершена деконцентрация бывших 
сельхоз кооперативов. В 1995 имелось свыше 21тысяч с/х предприятий, 12000 из которых 
являлись частными хозяйствами. Но множество людей не смогло выдержать конкуренции. В 
целом кол-во занятых сократилось с 820-850 тыс. человек в 1989 до 250000 в 1994. одновременно 
уменьшилось площадь с/х угодий.

Опекунское ведомство

в экономике новых земель ключевое положение занимало создание сразу после объединения 
Опекунское ведомство. Ему предстояло осуществить к концу 1994 года приватизацию, санацию 
или ликвидацию народного имущества бывшей ГДР.

Восток Германии превратился в регион дочерних предприятий или филиалов западно-германских 
фирм. Реконструкция восточногерманской экономики непосредственно затронула население 
старых земель. К 1995 в старых землях доля налогов и сборов в ВНП впервые перевалила за 50%, 
а гос долг увеличился в два раза и достиг величины в 2 трлн марок, т е более половины ВНП ФРГ 
в 1999

Стена в головах

Другой проблемой стало не экономия, а социально-психологическая интеграция. За 40 лет 
раздельного существования в 2 германских гос-вах сформировались разные по ментальности и 
даже противоположные по взглядам характеры.

Западные немцы склонны смотреть на восток свысока, как людей малоинициативных, вечно 
недовольных и вялых. Восток же считали запад слишком самодовольными, заносчивыми и 
забюрократизированными. В новых землях распространилось мнение, что в 1990 году произошла 
колонизация ГДР западной Германией

Именно в новых федеральных землях в 91-92 произошла вспышка насилия, когда хулиганская 
молодежь, не видя перед собой никаких перспектив, при молчаливом согласии властей.

Кризис социального государства

с начала 1990х усложнились экономические, финансовые и политические условия сохранения и 
дальнейшего развития Германии как социального государства. Финансирование экономии 
реконструкции восточных земель привело к нехватке средств на социальные статьи бюджета. К 
тому же демографический процесс старения нации вызвал негативные последствия, когда на 100 
человек  стало приходиться 20 пенсионеров. Поскольку взносы не покрывали необходимые 
расходы, доля которых в 90 году достигла 30% ВНП, то государство стало жить в долг.

В автомобильной промышленности производство упало на 25%. концерн “фольксваген” оказался 
перед необходимостью сокращения рабочих мест на 30 тыс. С января 1994 зп снизилась на 10% 
или в среднем на 6 тыс. марок в год, но увольнения исключались. В старых землях исчез миллион 
рабочих мест в промышленности.

14

Студент – Шлыков Михаил

Год “супервыборов”

был назван 1994 год, в котором проходили выборы депутатов Европарламента, президента ФРГ, 
выборы в бундестаг и в ландтаги 8 земель из 16. к тому времени ситуация была 
малоблагоприятной для Коля. Эйфория объединения улетучилась. В новых землях росло 
недовольство трудным материалистическим положением и безработицей.

К лету 1994 федеральный канцлер и его партия начали набирать очки. На выборах президента 
ФРГ победил канцлер ХДС/ХСС президент Конституционного суда ФРГ Роман Херцог. Бундестаг
– ХДС/ХСС и СвДП одержали победу.

Красно-зеленая коалиция

после того, как соц-демократы проиграли выборы 1994 г в партии разгорелись дебаты о 
необходимости нового лидера и новых идей. И вскоре у них появился такой лидер – глава 
правительства Нижней Саксонии Герхард Шрёдер.

Нарастали экономические трудности и выросли цены и налоги, число безработных перевалило за 
4 млн.

27 сен 1998 Состоялись выборы, на которых впервые за 16 лет победили соц-демократы, 
получившие 40,9% голосов и 298 мест в бундестаге. За ХДС/ХСС высказалось 35, 1% избирателей
(245 мест), “зелены” - 6,7% (47 мест). СвДП 6,2% (44 места). Остовая партией восточных земель за
счет голосов их населения в бундестаг попали ПДС, получившая 5,1 % (35 мест). Шрёдер 
предпочел заключить коалицию с партией “зеленых”, в блоке с которыми с успехом управлял в 
Нижней Саксонии. Их лидер Йохан Фишер стал вице-канцлером и МИД.

Внешняя политика ФРГ

После объединения Германии в Европе сложилась новая геополитическая ситуация. В центре 
континента возник 82-миллионный экономический и политический гигант, который стал активно 
заполнять вакуум в Восточной и Юго-Восточной Европе, возникшей после ухода из региона 
СССР. Резко возросла роль Германии как стратегического партнера США по блоку НАТО. Она 
стала одним из инициаторов расширения блока на восток, так как это равнозначно расширению 
зоны германского влияния.

 Опираясь на свою экономическую мощь как третьей промышленной державы мира, Германия 
является мэтром европейской инициативы, в значительной мере (1/3) финансируя 
общеевропейскую валюту евро.

Приоритетными целями стали для Германии сохранение германо-франц дружбы, герм-америк 
партнерства и тесной герм-росс кооперации.

ФРГ на пороге 21 века

перед Германией стоял ряд сложных проблем:

1 сокращение соц и гос расходов

2 безработица (4,4 млн. человек)

проблема иностранцев, которых в Германии было около 7 млн человек

3 переселенцы и беженцы ежегодно 300-400тыс (нехватка 1млн кв)

15

Студент – Шлыков Михаил

4 реформы в налоговой системе и в пенсионном обеспечении – капут.

5 СДПГ в ряде земель потеряли политическую власть.

В партии сложилось два течения “модернизаторское” во главе со Шрёдером и 
“традиционалистическое” возглавляемое Лафонтеном; воцарилась атмосфера раздоров.

ФРГ в начале 21 века

позиции СДПГ в ходе предвыборной борьбы летом-осенью 2002 серьёзно осложнились. 
Экономика страны во многом оказалась подточена тем, что в течение десятилетий государство 
тратило несоизмеримо много на соц нужды. Например, в 1997 на соц статьи бюджета – 42% гос 
расходов ФРГ.

22 сентября 2002 в Германии состоялись выборы в бундестаг 15 созыва. Результат голосования 
показали, что красно зеленая коалиция в составе СДПГ и Союза90/зеленых выдвинувшая лозунг 
“обновление, справедливость, устойчивость”, будет править в Германии еще 4 года. Решающим 
фактором в победе СДПГ как отмечали немецкие эксперты стало личное обаяние Шрёлера. В 
итоге СДПГ и ХДС/ХСС

руководство Германии дефилировало германскую внешнюю политику как политику в Европе для 
Европы, и как следствие этого, исходящую из Европы. Поэтому правящие круги ФРГ все больше 
стремятся отождествлять немецкие интересы с общеевропейскими. И объективно для этого есть 
все основания, прежде всего в финансовой области. Общий вклад ФРГ в бюджет Есв 2002 
составил около 25 млрд евро – 25%. чистые же выплаты Германии в бюджет ЕС превышают 9 
млрд евро и ставят ее на первое место по этому показателю. Кабинет Шрёдера постарался 
сохранить за Германией роль “локомотива и ядра интеграции Европы”

новым в российско-германских отношениях при Шрёдере стало то, что отныне их нельзя было 
рассматривать вне двух доминирующих сегодня тенденция мирового развития глобализации 
мирохозяйственных связей и интернационализации двусторонних отношений в связи с 
повышением веса ведущих международных организаций.

Германское направление внешней политики России при президенте Путине после некоторой 
паузы начало выделяться постепенно в разряд приоритетных. Для немцев очевидно 
демократическая Россия имеет свое место в Европе и является потенциальным стабилизатором 
евразийского пространства. Россия – это страна, чьи возможные пути развития глубоко 
затрагивают Европу: от защиты жизненных основ и здоровья населения д снабжения 
энергоносителями, такими как нефть и газ.

После выборов в бундестаг 2002г и возобновления “красно-зеленой” коалиции федеральное 
правительство во главе с Г. Шредером выделило в своей политике по отношению к России две 
программные цели:

Германия, как член ЕС, НАТО и “большой восьмерки” будет стремиться к конструктивному 
взаимодействию и деловому партнерству в области безопасности между этими организациями с 
Россией и приданию ему устойчивого характера.

Германия хотела бы способствовать развитию двустороннего политического, экономического и 
общественного диалога, чтобы сделать демократические, общественно-правовые и социальные 
реформы необратимы. Фактически при Шредере и Путине сформировалась архитектура 
двустороннего диалога между Россией и Германией, которая представляет собой концентрические
круги.

До сих пор Германия – крупнейший торгово – экономический партнер России на Западе. В 1999г 
взаимный товарооборот составил – 27 млрд марок. Объем взаимной торговли вырос на 80% и 
составил в 2004г 31 млрд евро. Для сравнения, товарооборот между ФРГ и Францией составляет 
свыше 100 млрд евро в год.

16

Студент – Шлыков Михаил

По состоянию на 2002 г в одной только Москве было зарегистрировано 2705 фирм с участием 
немецкого капитала.

Конституционный строй и избирательная система. Основной закон ФРГ

Конституция – это сумма писанных и неписанных правовых норм которые дают определение 
государству, описывают его форму, устройство и задачи высших органов власти 
( конституционных органов), формулирует основные законы экономической и общественной 
жизни и правовой статус граждан гос-ва.

Основной закон ФРГ был разработан в 1948-1949 гг. С тем, ЧТОБЫ придать государственной 
жизни “в переходный период” новый свободно-демократический порядок.

23 мая 1949 основной закон был опубликован и вступил в силу в 00 часов 00 минут 24 мая 1949 
года. 14 августа состоялись первые выборы в бундестаг, а 7 сентября на свое первое заседание 
собрались бундестаг и бундесрат. 12 сентября состоялось избрание федерального президента, 15 
сентября бундестаг избрал федерального канцлера, который через пять дней сформировал первое 
правительство.

В 1990 преамбула и заключительная статья Основного договора были заново отредактированы с 
учетом договора об объединении, в котором регулировалось присоединение ГДР к ФРГ. С 3 
октября 1990 г действие основного закона распространилось на всю Германию.

Основной закон ФРГ состоит из преамбулы, 11 разделов и переходных и заключительных 
положений. В документе закреплены: основные права граждан., определяются роль, задачи и 
разграничение полномочий федерации и её субъектов – земель, в том числе сфере 
законодательства., излагаются функции законодательной, исполнительной и судебной власти., 
даётся определение главы гос-ва – президента., прописывается механизм принятие и исполнения 
законов., регулируются вопросы финансов и дается характеристика...

Государственные гарантии дополняются правом на свободное развитие личности. К классическим 
свободам относятся: свобода вероисповедания, слова + печати, свобода собраний и объединения в 
союзы, свобода выбора профессии. Свободное проявление личности человека предполагает не в 
последнюю очередь рыночные отношения и свободу предпринимательства.

5 принципов характеризуют гос. Строй в ФРГ: Германия есть республика и демократия, 
федеративное, правовое и социальное государство.

Республиканская форма государственного устройства находит свое конституционное выражение, 
прежде всего, в наименовании “Федеративная Республика Германия”. Главой гос-ва является 
избираемый федеральный президент. ФРГ – парламентская республика, где система органов 
власти основана на принципе разделения властей.

Демократическое устройство – принцип народного суверенитета. В конституции говорится, что 
вся власть исходит от  народа. Демократия – это “власть на время”. Власть на время означает 
также власть, одобренная народом. Основами демократии являются такие основополагающие 
принципы, как плюрализм, равенство, свобода, принцип большинства и защита меньшинства. А 
необходимым фактором демократического волеизъявления народа – союзы и партии.

Конституционный принцип федеративного государства (Bundesstaat) означает, что 
государственностью обладает не только федерация, но и каждая из 16 земель. У них собственная, 
ограниченная определенными сферами суверенная власть, которую они осуществляют через свои 
законодательные, исполнительные и судебные органы.

Правовое государство – не дается прямого определения в основном законе, но описывает 
сущность и содержание правового гос-ва в целом ряде положений. 1 принцип – всякое действие со
стороны гос-ва подчинено верховенству закона.

17

Студент – Шлыков Михаил

Основными чертами правового гос-ва:

•       принцип всеобщего равенства перед законом

•       защита собственности и права наследования

•       защита основных прав и свобод личности

•       правовая защищенность

Существенным элементом реализации базовых постулатов правового гос ва является принцип 
разделения властей. (Gewaltungteilung) Функции гос. Власти вменяются независимым друг от 
друга органам 3 ветвей власти(ЗИС)

Основной закон не поясняет что следует понимать под соц.государством, о котором говориться в 
ст 20-й и 28-ой ( социальное и правовое государство). Он оставляет на законодательной и 
исполнительной властью право наполнить понятие социальное государство конкретным 
содержанием. В соответствии с этим государство обязывается сглаживать социальные 
противоречия и тем самым заботиться о справедливом социальном порядке, предоставляя своим 
гражданам соц. Безопасность.

В задачу гос-ва входит обеспечение условий жизни, не унижающих человеческого достоинства, 
защита социально слабых и постоянная забота о соц. Справедливости.

Соц. Государство находит свое выражение в социальном страховании с его услугами по старости 
инвалидности и тд.

Соц. Характер гос-ва заключается в том, что госбюджет ФРГ около 40 % своих средств выделяет 
на решение проблем социального регулирования, стимулирования экономии и задачи повышения 
жизненного уровня. Система социальной защиты в Германии сложилась не за 1 год. Доля 
социальных услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 33,3%. Почти треть услуг 
приходится на пенсионное страхование, более 20% - на предписанное законом страхование на 
случай болезни.

По способу изменения конституция ФРГ – жесткая. Основной закон может быть изменен только с 
одобрения 2\3 депутатов Бундестага (парламента) и 2\3 голосов бундесрата (палаты земель). 
Некоторые положения основного закона не подлежат изменению, даже при наличии большинства 
в 2\3. К ним относятся: федеративное государственное устройство, разделение властей, принципы 
демократии, правового и социального гос-ва.

15 ноября 1994 вступили в силу поправки по основному закону, такие, как охрана окружающей 
среды, действительное претворение в жизнь принципа равноправия женщин и мужчин, защита лиц
с физическими и психическими недостатками, а также распределения законодательных 
полномочий между федераций и землями.

Еще 1 поправка к конституции стала необходимой в результате Маастрихтского договора. Новая 
европейская статья 23 основного договора уточняет что ФРГ стремится к строительству 
объединенной ЕВРОПЫ с социальной федеративной структурой.

Под избирательной системой следует понимать – совокупность законоположений, определяющих 
условия выдвижения кандидатов, возможные виды голосования избирателей и порядок 
распределения мандатов по итогам голосования. Различают 2 типа избирательных систем: 
мажоритарная система и пропорциональная, различные элементы которых могут комбинироваться
в политической реальности.

При мажоритарной системе выборов, территория на которой ведется голосования, делится на 
столько округов, сколько депутатов предполагается избирать. В каждом округе избирается 1 
депутат. Одномандатные округа( Директмандат.нем) Избиратель может иметь 1 голос, который он
может отдать одному из кандидатов. Избранным считается тот, кто получил большинство голосов 
(относительная мажоритарная система),или кто получил абсолютное большинство(абсолютная 
мажоритарная система)

18

Студент – Шлыков Михаил

Второй тип-пропорциональный. Характеризуется тем, что парламентские мандаты 
распределяются между конкурирующими партиями с их кандидатскими списками 
пропорционально количеству поданых за эти партии голосов. Теоретически, каждый избиратель, 
каждая общественная, экономическая или политическая группировка должны быть в принципе 
представлены в парламенте пропорционально их численности.

Базовым законом ФРГ является федеральный закон о выборах от 7 мая 1956 года. Согласно этому 
закону, депутаты избираются по мажоритарно-пропорциональной системе (personalisierte 
Verhaeltniswahl). Положительным моментом данной системы является то, что избранный таким 
образом парламент отражает многообразие мнений избирателей. Недостаток – добиться 
правительством большинства, сложнее чем при мажоритарной системе.

Чтобы уменьшить опасность раздробленности, которую таит в себе система пропорциональных 
выборов в ФРГ, перед вторыми выборами в бундестаг в 1953 был введен пятипроцентный барьер, 
который означает что при подсчете голосов по земельным партийным спискам учитываются 
только те партии, которые получают не менее 5 % голосов.

Пятипроцентный барьер способствует стабилизации и сокращению числа представленных в 
парламенте мелких партий. Ныне их количество, включая ПДС – преемницу восточногерманской 
СЕПГ, составляет 6 партий. Обе крупные партии СДПГ и блок ХДС\ХСС стремятся завоевать 
большинство.

Парламент ФРГ – бундестаг состоит из депутатов немецкого народа, которые избираются в ходе 
всеобщих, прямых, свободных, равных выборов путем тайного голосования на срок 4 года:

Всеобщие – избирательное право имеет каждый гражданин достигший 18 лет.

Прямые – избиратели выбирают кандидатов непосредственно, промежуточное подключение 
выборщиков противоречит конституции.

Свободные на избирателей нельзя оказывать давление с целью подачи голосов в пользу того или 
иного кандидата.

Равные – при формировании бундестага все голоса имеют равный вес.

Активные правом участвовать в выборах имеет каждый гражданин достигший 18 лет и 
поселившийся в Германии как минимум за 3 месяца до начала выборов или имеющий здесь 
постоянное место жительства. В 1985 году активное избирательное право получили и немцы, 
проживающие за границей. Немецкие граждане, проживающие в одном из государств-членом ЕС, 
обладают активным избирательным правом независимо от того, как долго они живут за границей. 
Немцы, живущие в других гос-вах, имеют активное избирательное право.

Выборы проводятся по избирательным округам. С 2002 года в Германии насчитывается 299 изб. 
Округов, а число депутатов – не менее 598. Каждый из изб. округов насчитывает в среднем около 
250 тыс жителей, имеющих немецкое гражданство.

Каждый избиратель  имеет 2 голоса. 1 за кандидата от изб.округа, 2 за партию(земельный 
список).Аналогичную процедуру выборов на уровне регионов имеют 13 земель. Бремен,Гамбург и
Саар придерживаются пропорциональной системы выборов.

Что касается народного представительства в органах местного самоуправления, то это определяют
законодатели каждой земли по своему: В этом же контексте следует заметить, что депутатский 
мандат членов местного самоуправление колеблется от 5 лет.

Кандидатов в избирательных округах ФРГ определяют тайным голосованием членов партии. 
Можно выдвигать и независимого кандидата, если он соберет в свою поддержку в избирательном 
округе 200 подписей. Выдвижение кандидатов в земельные списки осуществляется на собрании 
представителей( на практике – чаще на земельных собраниях делегатов или на парт. Конферециях)

19

Студент – Шлыков Михаил

Органы гос власти и управления ФРГ

•       Федеральный президент и его роль как института главы гос-ва

•       Бундестаг и бундесрат два органа законодательной власти Германии

•       Исполнительная власть ФРГ

•       Судебная власть

1.

Институт главы гос – ва в полит системе был наиболее спорным моментом.

Фактически федеральному президенту отведена лишь второстепенная роль, как английской 
королеве, которая лишь царствует, но не правит. Вместе с тем, выполняя уравновешивающую, 
нейтральную функцию некого третейского судьи, стоящего над повседневной политической 
борьбой гос. Деятеля, и опираясь на личный авторитет и активную полит. Позицию, он может 
оказывать существенное воздействие на внутреннюю политику страны и на ее международный 
престиж.

Президентом может быть любой немец, обладающий правом участвовать в выборах в бундестаг и 
достигший возраста 40 лет. Он избирается сроком на 5 лет. Повторное избрание допускается 
только 1 раз. Решение об отстранении президента от должности принимается Федеральным 
конституционным судом.

Конституционные функции президента ФРГ:

1) он представляет федерацию в международно-правовом отношении внутри страны и за ее 
пределами, заключает договоры с иностранными гос-вами, аккредитует и принимает послов.

2) предлагает бундестагу и утверждает в должности, а также утверждает отставку федерального 
канцлера.

•       по предложению федерального канцлера называет и освобождает от должности федеральных 
министров.

•       По предложению канцлера объявляет о роспуске бундестага и назначает досрочные выборы.

•       Назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников и унтер-офицеров.

•       Осуществляет право помилования отдельных лиц

•       вручает и назначает ордена и почетные знаки

Все указания и распоряжения президента требуют для вступления в силу контрассигнации со 
стороны федерального канцлера или соответствующих министров ( контрассигнация – подпись 
канцлера или министра на акте, исходящем от главы гос-ва)

Статс-секретарь, который возглавляет ведомство федерального президента, принимает участие в 
заседаниях федерального правительства. Президента ФРГ избирает специальный 
конституционный орган – Федеральное Собрание. Созывается только для этой цели, раз в 5 лет. 
ФС состоит из 1200 делегатов. В него входят депутаты бундестага и такое же количество 
делегатов, избираемых земельными парламентами. Созывается президентом Бундестага.

В случае невозможности по каким-либо причинам выполнения президентом своих функций его 
обязанности выполняет президент бундестага.

В настоящее время федеральным президентом ФРГ является Хорст Келер, ХДС, с 23 мая 2004 
года.

Как правило, федеральный президент являлся членом одной из ведущих полит.партий, 
представленных в бундестаге, и занимал до его назначения одну из ведущих партийных 

20

Студент – Шлыков Михаил

должностей Президент представляет собой надпартийный, объединяющий фактор в рамках гос-ва 
и конституционного строя.

2.

Функции бундестага:

•       является представителем немецкого народа

•       во взаимодействием с бундесратом принимает законы, то есть занимается законотворчеством

•       выбирает федерального канцлера, и принимает решение о формировании правительства, 
исполнительной власти

•       Контролирует федеральное правительство и органы федерального управление.

•       Принимает бюджет (самостоятельная функция)

•       выбирает половину состава Федерального суда

•       И через комитет по выборам судей участвует в назначении судей в высших судебных 
инстанций федерации.

Депутаты бундестага (MdB) являются представители народа, по этой причине конституция 
наделяет их особым статусом. Согласно Основному закону депутаты парламента не связаны 
наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести. Это означает что депутаты имеют 
свободный мандат.

Будучи представителями народа, депутаты всех уровней пользуются особыми привилегиями и не 
могу быть привлечены гос.органами к ответственности.

Индемнитет ( свобода слова и высказывания) – эта материальный и профессиональный 
иммунитет. Он действует пожизненно. Является механизмом защиты депутата в случаях принятия
основополагающих полит. Решений.

Немецкий бундестаг избирается на 4 года. В бундестаге депутаты объединены в различные 
фракции. Фракции – центры парламентской работы.

В рамках регламента могут создаваться депутатские группы.

Каждая фракция выбирает свое направление, которое состоит из председателя и нескольких 
заместителей, исполнительных секретарей фракций и других депутатов. Ядром первого заседания 
являются выборы президента бундестага. Правом выдвижения президента владеет самая сильная 
фракция. После главы гос-ва – федерального президента – президент бундестага является вторым 
по назначению лицом.

Президент и его заместители избираемые абсолютным большинством голосов, образует 
президиум. В ходе коалиционных переговоров сильнейшая  фракция всегда выдвигает своего 
лидера на пост федерального канцера, кандидатура которого определена еще задолго до выборов в
парламент. Федеральный канцлер выбирается без прений тайным голосованием. Для избрания ему
необходимо получить абсолютное большинство голосов членов бундестага.

Избранный назначается федеральным президентом и приносит присягу перед парламентом.

Основная работа бундестага проводится в комитетах и комиссиях, которые формируются с учетом
численности фракций. Как правило, каждому федеральному министерству соответствует комитет 
бундестага

Комитеты бундестага:

•       по проверке результатов выборов, иммунитету и регламенту

•       по петициям

21

Студент – Шлыков Михаил

•       по бюджету

•       по экономике

•       по вопросам труда и соц. Обеспечения

•       по обороне

•       по вопросам европейского союза

•       внешнеполит. Комитет

Право вносить законы на обсуждение бундестага принадлежит федеральному правительству 
бундесрату и самим членам бундестага. Законопроекты рассматриваются в 3 чтениях на 
пленарных заседаниях. После принятия законопроекта в бундестаге он направляется на 
утверждения в бундесрат и затем визируется профильным федеральным министром и 
федеральным канцлером. После этого закон передается на подпись федеральному президенту и 
затем публикуется, вступая, таким образом, в законную силу.

Бундесрат – специальный конституционный орган, представляющий интересы 16 земель и 
участвующий в законодательной деятельности и управлении.

Функции:

защищает интересы земель перед федерацией а через нее и перед Евросоюзом

проводит в законодательство и управление федерации а также в деятельность Евросоюза 
политические идеи и накопленный административный опыт несет обще-гос ответственность перед
ФРГ

Задачи:

•       принимает участие в законотворчестве обладая правом законодательной инициативе

•       участвует в выборах половины судей ФКС

•       одобряет или не одобряет назначение ген.прокурора и федеральных прокуроров

•       является вторым законодательным органом обладающим правом законодательной 
инициативы. В него входят отдельным члены земельных правительств. В зависимости от 
численности населения земли представительство в бундесрате колеблется от 3 до 10 человек.

Члены бундесрата пользуются особой привилегией: имеют право принимать участие во всех 
заседаниях бундестага и его комитетов. В любое время имеют право там выступить. Работа 
членом бундесрата не оплачивается. Им компенсируют расходы связанные с их непосредственной 
деятельностью

Партийных фракций в бундесрате нет. Тайных голосований также нет. БР избирает своего 
председателя-президента из числа премьер-министров земель в определенной последовательности
по принципу ротации. Президент БР исполняет обязанности федерального президента когда 
последний не в состоянии их выполнять. Президент бундесрата и три вице президента образуют 
президиум. Как и все парламентские органы бундесрат формирует постоянные комитеты, которые
дают ему рекомендации, необходимые для принятия ??

Всего насчитывается 13 постоянных комитетов.

Участие бундесрата в принятии законов имеет различную значимость в зависимости от того, К 
какому типу законов относится данный законопроект.

Согласие бундесрата требуется для следующих групп законов:

•       законов изменяющих конституцию. Требуется согласие бундесрата большинством в 2\3 
голосов

•       законов, касающихся финансовых поступлений земель.

22

Студент – Шлыков Михаил

К этой группе относятся законы о налогах в сборе которых участвуют земли и местные органы 
самоуправления ( подоходные и автомобильные налоги, налоги на добавочную стоимость)

•       законов вторгающихся в суверенитет.

3.

Исполнительная власть.

Германия на федеральном уровне состоит из федерального правительства и федеральных органов 
управления. Главная задача – управлять гос-вом

Состоит из федерального правительства и федеральных министров. В федеральном правительстве 
федеральный канцлер занимает по отношению к федеральным министрам самостоятельное и 
вышестоящее положение. Канцлер вообще занимает ключевое положение в системе политических
координат страны. Он председательствует в правительстве. Только он имеет право формировать 
правительство.

Сильные позиции канцлера основаны на его директивной компетенции: по конституции он 
устанавливает основные направления политики и несет за это ответственность.

В его компетенцию входят такие функции как:

•       определение внешнеполит. Курса ФРГ

•       участие в решении вопросов войны и мира в порядке проявления соответствующей 
инициативы в парламенте а также путем контрассигнование президентских решений 
распоряжений и приказов.

•       Проведение переговоров и участие в заключении межправительственных соглашений.

•       Определение компетенций правительственных органов министерств и ведомств.

Федеральный канцлер – единственный член правительства избираемый парламентов и 
подотчетный ему.

В настоящее время Ангела Меркель с 2005 года – первая женщина – канцлер.

В распоряжении главы правительства имеется квалифицированный вспомогательный аппарат, 
куда сходятся все нити правительственной политики. Этот аппарат сосредоточен в Ведомстве 
федерального канцлера, которое занимается координацией деятельности различных министерств и
ведомств, разработкой полит. Рекомендаций, готовит соответствующие решения и контролирует 
их исполнение. Ведомство насчитывает около

500 сотрудников

В пределах основных направлений политики каждый федеральный министр руководит 
самостоятельно и под свою ответственность вверенной ему отраслью. За выполнением задачи он 
ответственен перед парламентом.

Некоторые министры наделены конституцией особыми компетенциями. Это прежде всего вице-
канцлер, который в отсутствие канцлера располагает его компетенцией в определении основных 
направлений политики не принимая одновременно особой ответственности канцлера перед 
бундестагом.

Отдельные министерства имеют в принципе сходную структуру.

К ключевым (классическим) министерствам относятся:

•       Министерство финансов

•       Министерство экономики

•       Министерство иностранных дел

23

Студент – Шлыков Михаил

•       Министерство внутренних дел. Федеральное ведомство  по охране конституции и 
Федеральная пограничная охрана подчинены МВД, а полиция (кроме центральных органов) 
находится в основном в подчинении земель.

•       Министерство юстиции

•       Министерство обороны. Министр обороны – гражданское лицо, является 
главнокомандующим вооруженными силами в мирное время (в военное – федеральный канцлер), 
немецкая армия – бундесвер – по выучке, качеству  боевой техники и огромной мощи обычных 
вооружений является сильнейшей армией в Западной Европе.

•       Центральное министерство по экономическому сотрудничеству и развитию.

Поддержка искусства и культуры входит в компетенцию 16 германских земель (федерального 
министерства нет)

Особое место в структуре правительства принадлежит Федеральному совету безопасности – 
специальному координирующему органу по вопросам обороны и безопасности. В него входят: 
канцлер, министры обороны, иностранные и внутренних дел, юстиции.

К ведению федеральной администрации относятся: консульство – дипломатическая служба, 
управление финансами федерации и федеральными водными путями и судоходством. Среди 
наиболее известных федеральных органов управления можно назвать:

•       Федеральное статистическое ведомство

•       Федеральное ведомство криминальной полиции

•       Федеральное ведомство по охране конституции

•       Федеральное патентное ведомство

•       Федеральная счетная палата и тд.

Важнейшая функция государства, прежде всего ее исполнительной ветви власти, состоит в 
обеспечении нормальных, рамочных условий для функционирования рыночного хозяйства. Роль 
государства в обеспечении рыночной экономики состоит в разработке планов и принятии решений
на основе децентрализованной ответственности, а также координация на рынке сбыта с помощью 
конкурентной борьбы.

Исполнительная власть на уровне земель представлена земельными правительствами, в Берлине, 
Бремене и Гамбурге – сенатами. Главой земельного правительства и соответственно главой земли 
является премьер – министр, В Берлине – правящий бургомистр, в Гамбурге – первый бургомистр.

Право ФРГ является преимущественно писаным правом. Большинство законов относится к 
федеральному праву, которое охватывает свыше 4000 законов и правовых постановлений. 
Земельное законодательство охватывает ( кроме полицейской службы и коммунального права) 
главным образом систему школ и университетов, а также печать, радио и телевидение.

Для судебной системы ФРГ характерны полная защита прав и широкая специализация.

Судебная система состоит из 5 отраслей:

•       В ведении обычных судов или судов общей юрисдикции, находятся уголовные дела, 
гражданские дела (например, договоры о купле и аренде) и область производства (например дела, 
связанные с наследством и опекунством. Имеются четыре инстанции, участковый, земельный 
(окружной) суд, верховный суд земли и Верховный суд ФРГ.

•       Суды по трудовым спорам с тремя инстанциями: суд по трудовым спорам, земельный суд по 
трудовым спорам и федеральный суд по трудовым спорам.

24

Студент – Шлыков Михаил

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..