История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 8

 

 

финансовые трансферты из западной части ФРГ, повысить производительность труда, создать 
новые рабочие места.

3. Политическая жизнь

1994 г. получил в ФРГ название 

«года супервыборов»

, когда прошли выборы в Европарламент, 

президента Германии, выборы в бундестаг, в ландтаги 8 земель. К этому времени сложилась 
менее благоприятная ситуация для правящей коалиции. В новых землях нарастало недовольство 
экономическим кризисом, финансовой реформой, безработицей, многие избиратели 
бойкотировали выборы. К середине 1990-х гг. безработица выросла и в старых землях ФРГ. 
Поэтому на выборы в ландтаги Саксонии, Бранденбурга, Саксонии-Анхальт явилось лишь 55-58 % 
избирателей.

   На выборах в бундестаг 16 октября 1994 г. правящие партии одержали победу над оппозицией с 
перевесом всего в 0,3 %. Результаты:

ХДС/ХСС - 41,5 % (наихудший результат за все выборы с 1949 г.)     
СвДП -6,9 % 
СДПГ – 36,4 % 
«Союз 90/Зеленые» - 7,3 % 
ПДС – 4,4 % 

Причины победы правящей коалиции:

репутация Коля как «канцлера германского единства», сильного национального лидера;

улучшение экономической конъюнктуры после кризиса 1992-1993 гг.;

вывод последних подразделений российской армии в августе 1994 г.;

в предвыборной борьбе ХДС/ХСС использовали против своих главных конкурентов из 
СДПГ факт формирования премьер-министром Нижней Саксонии Герхардом Шредером 
непривычной для германских избирателей коалиции СДПГ и «зеленых», тем самым 
запугивая избирателей «опасными экспериментами» коалиции.

Положение партий после выборов:

СвДП

Являлась слабым звеном правящей коалиции и прошла в бундестаг лишь потому, что ее 
поддержали многие сторонники ХДС/ХСС как единственно возможного партнера по 
коалиции . Утрачивала роль третьей политической силы, которая постепенно 
переходила к «зеленым».

СДПГ

По традиции поставила в центр внимания проблемы борьбы против массовой 
безработицы, экономического роста без ущерба для экологии. Но партия переживала 
кризис и в очередной раз сменила лидера.

ПДС

Выступила с протестом против «системы наживы и господства капитала», против 
претензий ФРГ на статус «великой державы». Её лидер Грегор Гизи отмечал позитивные
результаты объединения Германии, но в то же время подчёркивал, что присоединение 
ГДР к ФРГ повлекло за собой утрату многих социальных достижений 
восточногерманского общества.

«Союз 
90/Зел
еные»

Выдвинула программу с пацифистскими установками, выступая за роспуск НАТО, 
сокращение бундесвера, усиление роли ООН и равноправие женщин.

Тем не менее, предвыборная кампания выявила значительное совпадение предвыборных 
платформ ведущих политических партий — ХДС/ХСС, СДПГ, СвДП, «зеленых» и даже ПДС. В них 
ставились задачи:

укрепления правового демократического государства;

 реформы системы социального обеспечения;

 ускорения темпов экономического роста;

 повышения конкурентоспособности германской экономики;

 охраны окружающей среды.

Кандидат ХДС/ХСС Роман Херцог, занимавший пост главы Конституционного суда ФРГ, победил на
президентских выборах.

После поражения СДПГ на выборах в бундестаг 1994 г. в ней развернулась дискуссия о 
кандидатуре нового лидера и обновлении программных установок СДПГ. На съезде партии в 1995 
г.
 премьер-министр Саарланда Оскар Лафонтен добился избрания на пост председателя партии, 
но вскоре у него появился серьезный соперник — глава правительства Нижней Саксонии Герхард 
Шрёдер
. Опросы общественного мнения показали, что у него больше шансов противостоять Колю 
на выборах в бундестаг 1998 г., чем у Лафонтена. Шредер утвердился как кандидат в канцлеры от 
СДПГ после крупного успеха партии на выборах в ландтаг Нижней Саксонии в марте 1998 г. 

К выборам в бундестаг 27 сентября 1998 г. сложилась иная общественно-политическая ситуация, 
нежели 4 года назад. Основные конкуренты — 1)ХДС/ХСС и 2)СДПГ стремились найти новые пути 
решения актуальных проблем, стоящих перед ФРГ, и выработать модели обновления германского 
общества в XXI в.:

1) Блок ХДС/ХСС подчеркивал успехи, достигнутые в период его правления в 1982-1998 гг.: 

объединение Германии, стабильное развитие «социального рыночного хозяйства», 
высокое качество жизни граждан страны. Но Коль при выдвижении в очередной раз своей 
кандидатуры на пост канцлера не встретил безоговорочной поддержки в ХДС. Ряд 
влиятельных деятелей партии считал, что он слишком «засиделся» и исчерпал свои 
возможности. Коля упрекали в том, что он вкладывает слишком много средств в 
«непредсказуемую» Россию.

2)  СДПГ перед выборами обещала увеличить финансирование науки и образования, 

развивать современные технологии с целью повышения конкурентоспособности 
германских товаров на мировом рынке, содействовать укреплению мелкого и среднего 
бизнеса и преодолению безработицы.

Итоги выборов кардинально изменили расстановку общественно-политических сил ФРГ:

 СДПГ – 40,9 %                                      новая коалиция: канцлер - Герхард Шрёдер, вице-канцлер
«Союз 90/Зеленые» — 6,7 %           и министр ин. дел – Йошка Фишер, министр финансов -   
 ХДС/ХСС - 35,1 %                                 Оскар Лафонтен
ПДС - 5,1 % 

Причины поражения правящей коалиции:

под поверхностной стабильностью - утрата политического динамизма и неспособность 
вывести страну из экономических трудностей, предотвратить начавшийся спад уровня 
жизни;

в условиях обострившейся конкуренции на мировых рынках определяющими оказались  
интересы имущих слоев общества => блок утратил поддержку трудящейся части 
населения, а вскоре и широких предпринимательских кругов, не сумев найти новой 
стратегии технологического прорыва в условиях глобализации;

на Востоке страны не были решены поставленные задачи, эти регионы оказались в 
глубоком кризисе;

вместо сплочения нации сохранилось отчуждение между двумя частями германского 
общества.

Уход Коля сопровождался большим скандалом. 

4. Внешняя политика

Правительство ФРГ после объединения столкнулось с тем, что ряд европейских стран, в том числе 
ее союзники по НАТО Великобритания и Франция, высказывал опасения, что в ближайшем 
будущем он может поставить перед собой цель создания «Четвертого рейха». Поэтому 
правительство Коля сразу заявило, что внешняя политика ФРГ является составной частью политики
безопасности Европейского союза и стран Запада в целом, и начало сокращение бундесвера. 
Единая Германия подтвердила свое стремление к тесному политическому и военному 
сотрудничеству с НАТО и с США.

Правительство Коля избрало тактику постепенных шагов в процессе расширения участия ФРГ в 
международных акциях. В период подготовки и проведения в 1990-1991 гг. 

военной операции 

под эгидой ООН в зоне Персидского залива

 ФРГ вместо прямого участия в этой войне оказала 

международной коалиции финансовое, медицинское и военное содействие.   В 1991-1992 гг. 
германские медики входили в состав 

гуманитарной миссии ООН в Камбодже

. В 1993-1994 гг. 

бундесвер участвовал в 

военной операции под эгидой ООН в Сомали

. Эти акции постепенно 

приучали германскую и мировую общественность к факту прямого миротворческого участия 
«новой ФРГ» вне территории ответственности НАТО. Всего за 1990-е гг. Германия прямо или 
опосредованно участвовала в 24 миссиях ООН.

В эти годы в ФРГ развернулась общественно-политическая дискуссия о новой 
внешнеполитической доктрине. В ходе дискуссии были сформированы понятия «национальных 
интересов», «возросшей ответственности» Германии и поставлена задача ее более активного 
содействия политике поддержания стабильности в мире. 

Легализация участия бундесвера

 в военных акциях, проводимых НАТО за пределами стран 

альянса, явилась важным достижением правительства Коля. Этот шаг способствовал повышению 
роли ФРГ как стратегического партнера США и нашел поддержку ее союзников по НАТО.

Военное участие ФРГ в Косовской войне

 (1998-1999 гг.) с одобрением было воспринято НАТО, но 

вызвало неоднозначную реакцию германского общества. Оно ознаменовало также этап в 
дискуссии о «нормальности» ФРГ, которая длилась в течение всех 1990-х гг. Речь идет о том, что в 
целом осуществленный процесс «преодоления прошлого», интеграция в Европейское сообщество

и НАТО, членство в ООН позволяют ФРГ проводить суверенную политику с учетом собственных 
национальных интересов. 

Одним из главных направлений внешней политики ФРГ является стремление играть более 
значимую и активную роль в ООН.

Единая Германия вместе с Францией остается «локомотивом» процесса европейской интеграции 
по всем направлениям. В феврале 1992 г. вместе с другими 12 государствами ФРГ подписала 

Маастрихтский договор о создании Европейского союза (ЕС)

. Он предусматривал упрочение 

политического и закрепление экономического и валютного союза.

В 1996 г. Париж и Бонн выступили с совместной инициативой по уточнению и расширению ряда 
интеграционных программ, содержащихся в Маастрихтском договоре. При активном участии 
Германии в октябре 1997 г. был выработан 

Амстердамский договор

. Он расширил компетенции 

ЕС в области социальной, внутренней политики, в сфере экологии, более подробно разработал 
содержание совместной внешней политики и политики безопасности стран ЕС, соблюдения прав 
человека и демократии.

ФРГ заняла ведущее место в восточноевропейской политике, активно заполняя вакуум, который 
возник в этом регионе после распада СССР. Она многократно выступила за принятие стран 
Восточной и Юго-Восточной Европы в ЕС, а также за расширение НАТО на Восток, обоснованно 
рассчитывая на усиление своего влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе и обеспечение 
большей безопасности.
Германская сторона высоко оценила содействие Советского Союза во главе с Горбачевым 
объединению Германии, бескровному завершению противостояния между Востоком и Западом в 
1989-1990 гг. Правительство ФРГ во главе с Колем постоянно развивало двусторонние связи с 
Россией. 

Совместное заявление Коля и Ельцина

, подписанное в декабре 1992 г. в Москве, 

закрепило так называемое «нулевое решение» по взаимным претензиям: Россия отказалась от 
компенсации за недвижимое имущество западной группы российских войск, а Германия — от 
возмещения ущерба природной среде в местах расположения войск. 

Досрочный вывод 

российских войск

, завершенный в августе 1994 г., был дополнительно профинансирован 

Германией. В 1995 г. было подписано 

германо-российское соглашение

, в результате которого 

большая часть российского экспорта получила режим наибольшего благоприятствования и 
неограниченный в количественном пл

Вопрос № 17: Вилли Брандт и «Новая восточная 
политика».

 

На выборах в бундестаг 28 сентября 1969 г. блок ХДС/ХСС потерпел поражение. НДП не удалось 
преодолеть 5% баръер. У власти оказалась "малая коалиция" СДПГ – СвДП во главе с В. Брантом 
(1969-1974) и В. Шеелем (1974-1982), одержавшая беспрецедентную победу и набравшая ~35% 
голосов. Политический спектр сдвинулся влево.

Канцлерство Вилли Брандта

1. Внутренние реформы 

Программа коалиции СДПГ-СвДП осуществлялась под девизом «Преемственность и обновление», 
что подчёркивало намерение правительства осуществить глубокие реформы, не отказываясь от 
достигнутого. Речь шла не только о новых подходах во внешней, в первую очередь «восточной 
политике», но и о необходимости «внутренних реформ» с целью смягчить противоречия в 
обществе и решить проблемы, обозначившиеся в 1960-е гг., прежде всего в сфере образования, на
рынке труда, в системе социальной защиты. 

Олицетворением поворота в политике стал федеральный канцлер Вилли Брандт (настоящее имя 
– Герберт Эрнст Карл Фрам), убежденный социал-демократ, который искренне хотел «улучшить 
капитализм». Краткая политическая биография: 

родился внебрачно в 1913 г. в Любеке; 

в юности вступил в молодежную социалистическую организацию, принимал активное 
участие в акциях против НСДАП;

в апреле 1933 г. был вынужден эмигрировать в Норвегию, позже в Швецию. Занимаясь 
журналистской деятельностью, Брандт писал о проблемах послевоенной политики в 
Европе, присутствовал в качестве корреспондента на заседаниях Международного 
военного трибунала в Нюрнберге;

в 1957 г. стал правящим бургомистром Западного Берлина, активно содействовал 
программному обновлению СДПГ;

с 1964 до 1987 г. был председателем, а затем почетным председателем СДПГ, 
председателем Социалистического Интернационала (1976-1992);

 принимал активное участие в событиях 1989-1990 гг. 

скончался в 1992 г.

 В первые годы правления социал-либеральной коалиции одной из приоритетных сфер стала 

политика в области образования

. Впервые был разработан комплексный план развития системы 

образования:

1. расширить выбор путей и форм образования в соответствии со способностями и 

возможностями личности; 

2. обеспечить равенство шансов в получении образования независимо от социального и 

имущественного положения. 

За счет средств предпринимателей увеличивалось число мест в системе профтехобразования. 
Впервые была введена система стипендий. Поэтому число студентов к 1972 г. увеличилось почти в
два раза. Сильный эффект имела 

избирательная реформа

. Возрастной ценз был снижен с 21 до 

18 лет, и на выборах в бундестаг 1972 г. за СДПГ отдали свои голоса 55 % молодых избирателей.

Активная 

социальная политика

 

    

правительства Брандта нашла отражение в ряде законов, 

улучшивших положение отдельных категорий населения, прежде всего со средними и низкими 
доходами: 

1. страхование от несчастного случая было распространено на детей в детских садах, 

школьников и студентов;

2. регулирование платы при сдаче жилья внаем защитило арендаторов от произвола 

домовладельцев;

3. снижение пенсионного возраста до 63 лет, улучшение условий пенсионного страхования 

для лиц с невысокими заработками;

4. изменения в системе медицинского страхования: проведение превентивных мер и раннее 

выявление заболеваний =>повышение качества медицинских услуг;

5.  расширение помощи инвалидам, принятие закона об улучшении охраны труда;
6. 1970-1976 гг. - обновление рабочего законодательства: по закону об уставе предприятий 

(1972 г.) рабочие получают в наблюдательных советах одну треть мест;

7. закон о «перераспределении собственности» вдвое увеличивает размер так называемой 

«инвестиционной зарплаты», выделяемой в "фонд накопления", рабочие получают 
сертификаты и другие титулы собственности. 

Реализацию принятых социал-либеральной коалицией законов и решений затрудняли 
увеличившаяся в связи с ростом государственных расходов инфляция, снижение темпов 
экономического роста, а также ряд неблагоприятных международных факторов, в первую очередь
крах Бреттон-Вудской валютной системы, основанной на твердых курсах валют и их привязке к 
американскому доллару.

Новый министр экономики и финансов Хельмут Шмидт сосредоточил усилия на сохранении 
стабильности национальной валюты и торможения роста цен за счет перехода от жесткой 
привязки немецкой марки к слабеющему доллару к «плавающему» валютному курсу, повышения 
ряда налогов и сборов, а также аккумулирования излишек денег Федеральным банком. Эти меры 
несколько стабилизировали финансово-экономическую ситуацию, однако состояние экономики 
ФРГ, в значительной степени ориентированной на экспорт, существенно зависело от конъюнктуры
на мировых рынках.

        2.  «Новая восточная политика» Брандта

Общая направленность: приверженность политике разрядки международной напряженности и 
отказ от применения силы.

Цели:

нормализация отношений ФРГ с СССР и странами Восточной Европы, включая ГДР;

обеспечение благоприятного статуса для Западного Берлина.

«Новая восточная политика», неразрывно связанная с именем Брандта, диктовалась жизненными 
интересами страны. Проводимая христианскими демократами односторонняя, ориентированная 
исключительно на Запад внешняя политика ФРГ сильно ограничивала возможности страны на 
мировой арене. Налицо был разрыв между экономическим потенциалом ФРГ и ее слабым 
международным влиянием. Не оправдались надежды, связанные с давлением Запада на СССР 
для получения уступок в германском вопросе. Несмотря на заявления о солидарности, партнеры и
союзники ФРГ — Великобритания, Франция, Италия — начали налаживать торгово-экономическое
сотрудничество с социалистическими странами Восточной Европы, в чем была крайне 
заинтересована и сама Западная Германия  => ФРГ фактически оказалась во внешнеполитическом 
тупике.

 «Восточная политика» была тщательно согласована с западными партнерами (прежде всего - с 
лидерами США, Великобритании и Франции), что не только обеспечивало их поддержку, но и 
являлось  важнейшим аргументом против внутриполитической оппозиции новому курсу, прежде 
всего со стороны ХДС/ХСС.

Одним из первых шагов правительства стало присоединение ФРГ 28 ноября 1969 г. к 

(Тройственному) Договору о нераспространении ядерного оружия. 

Далее в 1970-1973 гг. 

последовала серия договоров, содержащих международно-правовые обязательства, прежде 
всего обязательство отстаивать свои внешнеполитические интересы исключительно мирными 
средствами, подтверждение сложившихся политических реалий и послевоенных границ в Европе:

1.

Московский договор

 

 

 от 12 августа 1970 г., по которому ФРГ и СССР отказались от 

применения силы в отношениях между собой и обязались решать споры исключительно 
мирными средствами, а также зафиксировали нерушимость европейских границ и отказ от
территориальных притязаний (подписанием этого договора не нарушалась конечная цель 
внешней политики ФРГ — достижение германского единства);

2.

Варшавский договор

 

 

 от 7 декабря 1970 г., в котором обе стороны подтвердили 

неприкосновенность существующей границы по линии рек Одер-Нейсе, отказ от 
территориальных притязаний и объявили о намерении развивать сотрудничество между 
обеими странами (Брандт склонил колени перед памятником жертвам восстания в 
Варшавском гетто в 1943 г.); ратифицирован бундестагом 17 мая 1972 г. => cтремление 
Федеративной Республики к миру и разрядке получило широкое международное 
признание, Брандту в 1971 г. была присуждена Нобелевская премия мира;

3.

Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину

 

 

 от 3 сентября 1971 г.: стороны 

(СССР, США, Великобритания и Франция) договорились о том, что западные секторы 
Берлина не являются составной частью ФРГ и не будут управляться ей;

4.

Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР

 

 

 от 21 декабря 1972 г., который 

зафиксировал взаимное признание обоих государств, отказ от угрозы силы и ее 
применения, нерушимость германо-германской границы => отброшен один из 
основополагающих принципов послевоенной политики ФРГ - «Доктрина Хальштейна», 18 
сентября 1973 г. оба государства одновременно были приняты в ООН
, что повысило их 
роль и влияние в диалоге Восток-Запад;

5.

Договор между ФРГ и Чехословакией

 

 

 от 11 декабря 1973 г., по которому Мюнхенское 

соглашение 1938 г. признавалось «ничтожным», а также закреплялись нерушимость 
границ и отказ от применения силы;

6.

установление дипломатических отношений с Венгрией и Болгарией

 

 

 21 декабря 1973 г., 

уже существовавшие там торговые миссии были преобразованы в посольства.

Тем самым процесс договорного оформления отношений между ФРГ и социалистическими 
странами Восточной Европы был завершен.

Московский договор открыл период многостороннего, конструктивного и равноправного 
сотрудничества между ФРГ и СССР. Во время первого визита Леонида Ильича Брежнева в Бонн в 
мае 1973 г. было подписано 

соглашение о сотрудничестве на 10 лет

, что предполагало 

долгосрочный характер отношений. Были учреждены генеральные консульства в Ленинграде и 
Гамбурге. В феврале 1974 г. была достигнута договоренность об обмене военными атташе при 
посольствах обеих стран в Москве и Бонне. Новым и важным элементом отношений ФРГ и СССР 
стали регулярные встречи между высшими руководителями государств. Для Советского Союза 
важность партнерства с ФРГ определялась ее растущим политическим и экономическим весом 
среди стран Запада, а для Западной Германии значение СССР прежде всего было обусловлено его 
ролью в решении германского вопроса.

Вилли Брандт внёс таким образом большой вклад в разрядку европейской напряжённости и 
подвёл к подписанию 1 августа 1975 г. 

Хельсинского заключительного акта 

(полное название - 

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе) в котором 
зафиксированы политический и территориальный статус-кво в Европе, а также нормы 
взаимоотношений между государствами и констатация ФРГ возможности мирного изменения 
границ, что открывало перспективу ликвидировать германо-германские границы в случае 
взаимного согласия двух германских государств на объединение.

Итоги:

 «Новая восточная политика» укрепила международный авторитет ФРГ, ее отношения с 
западными державами стали строиться на более равноправной основе.

3. Отставка Брандта

   Политика правительства Брандта подвергалась острой критике со стороны оппозиции в 
бундестаге. ХДС/ХСС тяжело пережили отстранение от власти и проводили курс жесткой 
конфронтации по отношению к социал-либеральной коалиции. Проводимые СДПГ-СвДП реформы
они называли «социалистическими экспериментами», которые ведут страну к катастрофе. Еще 
более резкой критике ХДС/ХСС подвергли внешнюю, прежде всего восточную политику 
правительства Брандта. Христианские демократы обвиняли его в «односторонних уступках» СССР, 
в «распродаже национальных интересов», в ослаблении союза с США и Западной Европой, что 
угрожало безопасности страны. Используя минимальный перевес мандатов от правящих партий в 
бундестаге, а также закулисные игры с переманиванием депутатов, оппозиция попыталась в 
апреле 1972 г. отправить Брандта в отставку.

По итогам 

досрочных выборов

, проведённых 19 ноября 1972 г. по инициативе Брандта, 

большинство избирателей поддержало СДПГ и СвДП, которые договорились о продолжении 
коалиции. Брандт был переизбран на пост федерального канцлера, но программа его второго 
правительства была более скромной, чем в 1969 г., по двум причинам: 

1. внешнеполитические цели — прорыв в восточной политике — в основном уже были 

реализованы; 

2. было необходимо учитывать финансово-экономические реалии, которые были уже не 

столь благоприятными. 

Получив наилучший за свою историю результат — 45,8 % голосов, СДПГ в результате выборов 
существенно укрепила свои позиции и стала сильнейшей фракцией в бундестаге. Состав партии 
значительно изменился за счет увеличения доли лиц с высшим образованием и молодежи; 
рабочие составляли чуть более 1/4 членов СДПГ. Произошло усиление левого крыла («Молодые 
социалисты» и группа «Штамокап» (от термина «государственно-монополистический 
капитализм»)). В СДПГ развернулась дискуссия о характере и глубине необходимых 
преобразований. Левое крыло требовало проведения радикальных реформ, однако для 
большинства в руководстве СДПГ был очевиден разрыв между заявленной целью глубокого 
реформирования общества и реальными возможностями.

Серьезные коррективы в политику социал-либеральной коалиции внес 

«нефтяной шок»

 

(сокращение добычи и резкий скачок цен на нефть в результате арабо-израильской войны 1973 
г
.). Это стало началом глубокого экономического кризиса и повлекло за собой:

рост уровня инфляции до 7 % к 1974 г.;

сокращение уровня промышленного производства на 7,5 %;

 увеличение количества безработных вдвое до 1,2 млн человек;

 массовые забастовки по всей стране.

В поисках выхода из кризисной ситуации в ноябре 1973 г. был принят 

закон об экономии энергии

,

который предусматривал определенные ограничения в ее потреблении. Была разработана 
программа строительства около 100 ядерных реакторов, однако в целом правительство Брандта 
недооценило серьезность и глубину начавшегося экономического кризиса, что сильно ослабило 
его позиции. Ещё больше усугубил ситуацию произошедший весной 1974 г. 

«шпионский скандал»

: один из референтов канцлера, Гюнтер Гийом, был арестован как агент разведки ГДР => Брандт 
взял на себя политическую ответственность и подал в отставку с поста федерального канцлера. 
Определенную роль в отставке сыграли и личные отношения в руководстве СДПГ, которое 
полагало, что коалиции нужен более сильный и решительный канцлер.

Канцлерство Хельмута Шмидта

1. Экономическая и социальная политика

Отставка Брандта, хотя и стала потрясением для общественности, не привела к политическому 
кризису. Своим преемником Брандт назвал министра экономики и финансов Хельмута Шмидта
получившего поддержку в бундестаге за свою энергичность, уверенность и решительность. 
Политический стиль Шмидта был во многом противоположен Брандту — минимум эмоций, 
максимум прагматизма («железный канцлер»).

В составе правительства также произошли важные изменения. Вице-канцлером и министром 
иностранных дел стал представитель СвДП Ханс-Дитрих Геншер, занимавший ранее пост 
министра внутренних дел. Он сменил Вальтера Шееля, избранного 15 мая 1974 г. федеральным 
президентом
.

Отличительной особенностью экономического кризиса тех лет, пик которого пришёлся на 1975 г., 
явилась 

стагфляция

 — одновременное падение производства и рост цен (отражение кризиса 

политики «глобального регулирования»). Правительство Шмидта было вынуждено вплотную 
заняться антикризисным управлением и предприняло попытку 

санации бюджета

:

был повышен размер взносов страхования по безработице, сокращены некоторые 
статьи расходов;

поощрялись частные инвестиции путем сокращения налогов на корпорации и 
сдерживания роста тарифных ставок заработной платы 

 стагфляция была преодолена и в 1976 г., раньше, чем в других странах Запада, 
началось оживление экономики

   В октябре 1976 г. состоялись очередные выборы в бундестаг. ХДС/ХСС строили предвыборную 
кампанию на жесткой критике правительства. СДПГ и СвДП подчеркивали тот факт, что 
экономический кризис 1974-1975 гг. ФРГ пережила легче, чем другие страны, а также то, что 
благодаря их внешней политике укрепились позиции страны на международной арене. С 
перевесом всего в 10 мандатов коалиция СДПГ-СвДП осталась у власти, а Шмидт был переизбран 
канцлером большинством всего в один голос. Результаты выборов стали свидетельством 

определенного разочарования политикой социал-либеральной коалиции, прежде всего со 
стороны части избирателей СДПГ, которые ожидали энергичного продолжения реформ.

Финансово-экономическая ситуация во второй половине 1970-х гг. продолжала оставаться 
сложной за счёт:

увеличения общей задолженности бюджета всех уровней со 125 до 420 млрд марок;

 возросшего уровня инфляции (~ 4 %);

обострения проблемы безработицы;

 роста социальных расходов до 38,4 % расходной части федерального бюджета (в т.ч. 
роста расходов на выплату пособий по безработице, которые отвлекали средства, 
необходимые для инвестиций);

негативных тенденций в демографической ситуации (сокращение рождаемости и рост 
продолжительности жизни).

Однако несмотря на неблагоприятные финансово-экономические условия, правительство пошло 
на повышение уровня социальной поддержки: 

размеры пособия по безработице, детских пособий, стипендий и дотаций на оплату жилья 
были увеличены и приведены в соответствии с уровнем инфляции;

 были приняты законы о профтехобразовании и охране труда молодежи, улучшившие 
положение производственных учеников и молодых рабочих;

в 1976 г. был принят закон о высшей школе, стимулировавший ориентацию обучения в 
вузах на общественные потребности и сближение с практикой, модернизацию 
содержания и форм образования, а также финансирование научно-исследовательской 
работы.

Правящая коалиция приняла также ряд либеральных поправок к семейному праву:

по-новому определялись основания для расторжения брака в интересах женщин;

 была отменена статья, обязывающая жену заниматься домашним хозяйством;

вопрос о праве женщин на прерывание беременности был решён в их пользу (несмотря на
требования ХДС/ХСС запретить аборт);

в целях улучшения демографической ситуации с 1975 г. детское пособие стало 
выплачиваться на каждого ребенка с рождения до 18 лет, а при продолжении обучения 
еще дольше;

был принят закон о выплате пособия женщинам в течение 6 месяцев после рождения 
ребенка и гарантиях от увольнения.

Итоги:

В целом социальная политика правительства «малой коалиции» имела неоднозначные 
последствия: улучшение социальной защиты увеличивало финансовую нагрузку на бюджет; 
значительное расширение системы образования (количество вузов удвоилось, число студентов 
выросло в 5 раз) не улучшило условий обучения, вузы оказались «перегружены», росла 
безработица среди лиц с высшим образованием. Таким образом, к концу 1970-х гг. социальное 
государство ФРГ достигло пределов своего роста.

2. Угроза терроризма

Серьезнейшей проблемой для правительства стал 

терроризм

, угрожавший внутренней 

безопасности ФРГ. Уже в конце 1960-х гг. левые экстремисты призывали к «вооруженным акциям 
против системы». В апреле 1968 г. был совершен поджог в двух крупных универмагах во 
Франкфурте-на-Майне в знак протеста против «потребительского террора». Действия небольших 
вооруженных групп должны были побудить «угнетаемых системой» к революционной борьбе за 
свое освобождение, а реакция государства на эти акции должна была сорвать с него «маску 
демократии».

В том же 1968 г. была создана «Фракция Красной Армии» (РАФ от «Rote Armee Fraktion»), 
организованная по образцу южноамериканских партизанских групп и совершившая десятки 
терактов или их попыток, в том числе:

серию поджогов и взрывов в торговых центрах, ограблений банков и ювелирных 
магазинов;

захват посольства ФРГ в Стокгольме в апреле 1975 г.;

 убийство в 1977 г. генерального прокурора Зигфрида Бубака, председателя правления 
«Дрезднер Банк» Юргена Понто, президента Федерального объединения немецких 
союзов работодателей Ханса-Мартина Шлейера;

захват в октябре 1977 г. с помощью арабских террористов самолета «Люфтганзы» с 86 
пассажирами в Сомали. 

Наряду с левыми террористами в 1970-е гг. столь же громко заявили о себе и 
правотеррористические, неонацистские организации, которые также устраивали взрывы бомб, 
совершали акты вандализма на еврейских кладбищах, погромы в кварталах, где жили 
гастарбайтеры, и т. д. 

Комплекс мер по противодействию и пресечению террористической деятельности включал в себя:

укрепление полицейского аппарата и службы безопасности;

массовые проверки по выявлению лиц, причастных к террористической деятельности;

усиление паспортного контроля. 

Такие решительные меры, в целом встреченные с пониманием, вызвали в то же время критику 
либеральной общественности в связи с вмешательством в частную жизнь граждан. Особому 
неодобрению подверглась проверка около 1 млн. претендентов на государственную службу в 
соответствии с принятым в 1972 г. «указом о радикалах» (решением о недопущении на 
государственные и общественные должности лиц с антиконституционными взглядами). 

3. Новые социальные движения

В 1970-е гг. происходили заметные изменения в общественном сознании, «смена ценностей», 
обусловленная формированием «постиндустриального» общества и высокой интенсивностью 
экономики ФРГ. Это обусловило появление новых форм общественной активности - 

«новых 

социальных движений»

:

на первом плане - экологическое

 

 ,   поскольку проблемы окружающей среды стали 

притягательным и объединяющим пунктом для самых разных категорий населения 
(процесс политического оформления этого движения  завершился созданием в январе 
1980 г. партии «зеленых» на федеральном уровне);

различные  «альтернативные» движения, протестующие  против «материалистической 
системы» и насаждаемых ею ценностей — карьеры, успеха, богатства (особенно 
популярны среди молодёжи);

«новое женское движение»,

 

 требующее фактического обеспечения равных прав женщин в 

связи с изменением их положения и роли в обществе.

Учитывая новые настроения в обществе, ведущие политические партии внесли соответствующие 
коррективы в свои программные установки и практическую деятельность, усилив внимание к 
проблемам экологии, положения женщин, воспитания детей, досуга.

В то же время социал-либеральная коалиция пыталась сделать новые социальные движения 
своим союзником в политике реформ. Одним из приоритетных направлений стала политика в 
отношении окружающей среды, начало складываться экологическое законодательство. Однако по
ряду вопросов (таких как отношение к атомной энергетике) добиться соглашения так и не удалось.

4. Внешняя политика. Усиление «атлантизма»

Общая направленность: баланс между сближением с Востоком, обеспечением национальной 
безопасности и атлантической солидарностью («стратегия равновесия»).

  На проведение внешнеполитического курса ФРГ очень повлиял кризис политики разрядки и 
заметно обострившиеся на рубеже 1970-1980-х гг. отношения между Востоком и Западом:

ввод советских войск в Афганистан;

 провозглашение президентом США Р. Рейганом Советского Союза «империей зла»;

 объявление военного положения в Польше;

 размещение в странах — членах Организации Варшавского договора модернизированных
советских ракет средней дальности СС-20 .

 Шмидт полагал, что защита Соединенными Штатами своих западноевропейских союзников явно 
недостаточна, и дал своё согласие на размещение на территории ФРГ более 200 американских 
ядерных и крылатых ракет (решение сессии НАТО от 12 декабря 1979 г.).

   

«Ракетная политика»

 повлекла за собой переход к более прагматичному курсу ФРГ в 

отношениях с СССР и странами Восточной Европы. Наряду с другими странами Запада, ФРГ 
отказалась от участия в Олимпийских играх 1980 г. в Москве. Замедлился начавшийся при Брандте
процесс сближения СССР и ФРГ. Однако охлаждение политических взаимоотношений мало 
сказывалось на развитии экономических связей. Во время визита Брежнева в 1978 г. было 
подписано 

Соглашение о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества ФРГ и СССР в 

области экономики

, рассчитанное на 25 лет. ФРГ еще с начала 1970-х гг. стала самым крупным 

торговым партнером СССР среди западных стран. Поставки советской нефти и газа (в чем 
западногерманская сторона была особенно заинтересована) составили 80% потребностей ФРГ. 

5. Европейская политика

Шмидт проводил политику согласования своих внешнеполитических действий с американским 
руководством и в то же время выступал за усиление позиций ФРГ. В этот период заметно 
сблизились позиции ФРГ и Франции, руководители которых внесли большой личный вклад в 
развитие европейского интеграционного процесса.

Основные мероприятия:

1) в ноябре 1975 г., в разгар мирового экономического кризиса, во французском городе 

Рамбуйе впервые для обсуждения тенденций развития мировой экономики и выработки 
совместных решений в этой сфере собрались главы государств и правительств 

США, 

Великобритании, Франции, ФРГ, Италии 

и 

Японии

 (с 1976 г. седьмым участником стала 

Канада

). С тех пор встречи 

«большой восьмёрки»

 (после вступления 

России

) проводятся 

ежегодно;

2) в 1974 г. был создан новый орган — 

Европейский совет

 на уровне глав государств и 

правительств, высший орган 

Европейского экономического сообщества

 (ЕЭС, фактически 

экономический предшественник Евросоюза);

3) в 1979 г. была создана единая 

Европейская валютная система

 (ЕВС) и введена 

единая 

европейская расчетная единица — экю

. Шмидт сформулировал принципы создания ЕВС с 

жесткими пределами колебания курсов.

6. Распад  социал-либеральной коалиции

 Ведущая партия социал-либеральной коалиции — СДПГ к концу 1970-х гг. столкнулась с рядом 
проблем, которые обусловили определенное ослабление ее позиций:

часть сторонников СДПГ, прежде всего профсоюзы, а также левое крыло самой партии не 
хотели принимать во внимание неблагоприятные изменения финансово-экономической 
ситуации и требовали расширения социальных гарантий;

в СДПГ не было единства по вопросам атомной энергетики;

размещение на территории ФРГ американских ядерных ракет средней и малой дальности 
как ответ на советские ракеты СС-20 привело к подъему массового антивоенного 
движения, около 3 млн человек подписали «Крефельдское воззвание», ставшее 
манифестом пацифистского движения. 

Шмидт стал терять поддержку в рядах собственной партии, что ослабляло его позиции канцлера и
авторитет СДПГ. Значительная часть молодежи, а также интеллектуально-либеральных кругов, 
которые поддержали СДПГ в начале 1970-х, оказались разочарованными в ее политике. Эта часть 
сторонников СДПГ все больше отходила от нее к новым социальным движениям, в частности к 
«зеленым».

 В результате выборов в бундестаг в октябре 1980 г. коалиция СДПГ- СвДП осталась у власти. 
Одной из причин была невысокая популярность среди избирателей кандидата в канцлеры от ХДС/
ХСС Франца-Йозефа Штрауса.

Однако социал-либеральной коалиции не удалось продуктивно использовать победу на выборах. 
Главной причиной стало усиление разногласий внутри коалиции в связи с новым обострением 
социально-экономической ситуации (серьёзный спад экономики ФРГ в 1980-1982 гг., рост 
инфляция, увеличение безработицы и т.д.). Если по вопросам внешней политики между обеими 
партиями сохранялось согласие, то по проблемам финансовой, экономической и социальной 
политики позиции во многом различались. Очевидно было сближение экономических подходов 
СвДП и ХДС/ХСС, их коалиционные правительства уже действовали в Сааре и Нижней Саксонии.

   В начале сентября 1982 г. министр экономики от СвДП Отто Ламбсдорф  (решительный 
сторонник разрыва коалиции с СДПГ) представил 

меморандум «Концепция политики по 

преодолению слабости экономики и борьбы с безработицей»

. В нем были названы основные 

причины кризисной ситуации: 

очевидное снижение инвестиций:

 рост государственных расходов,  дефицита бюджета и задолженности;

 увеличение бремени налогов и сборов на производителей и граждан. 

Был сформулирован 

главный вывод:

 без создания условий для предпринимательской активности 

невозможно преодолеть кризис в экономике и сфере занятости, что чревато кризисом 
политической системы. 17 сентября 1982 г. 4 министра от СвДП вышли из состава правительства. В
результате консультаций между фракциями ХДС/ХСС и СвДП было решено сформировать новое 
правительство. 1 октября 1982 г. состоялось голосование в бундестаге, в результате которого 
новым федеральным канцлером был избран председатель фракции ХДС/ХСС, лидер ХДС Хельмут 
Коль
. Вице-канцлером и министром иностранных дел стал лидер СвДП Ханс-Дитрих Геншер.

БИЛЕТ№18. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС .

На выборах в бундестаг 28 сентября 1969 г. блок ХДС/ХСС потерпел 
поражение. НДП не удалось преодолеть 5% баръер. У власти оказалась
"малая коалиция" СДПГ - СвДП, возглавляемая В. Брантом и В. 
Шеелем. Политический спектр сдвинулся влево. В. Брандт представил 
себя как "канцлер внутренних реформ". Не отказываясь от рыночной 
экономики, лидеры СДПГ решили усилить ее государственное 
регулирование и внести в нее элемент плановости. Под давлением 
рабочих, служащих, ОНП была повышена зарплата, снижен 
пенсионный возраст - до 63 лет, повышены наиболее низкие пенсии, 
до 18 лет снижен возраст избирателей.
Был принят новый закон о статусе предприятия (1972 г.), 
направленный на "социальный мир". Но в наблюдательном совете 
рабочим отводилась лишь треть мест. Закон о "перераспределении 
собственности" вдвое увеличивал "инвестиционную зарплату", 
выделяемую в "фонд накопления". Рабочие получали сертификаты и 
другие титулы собственности. В центре внимания кабинета оказалась 
внешняя политика. Это была "новая восточная политика". 12 августа 
1970 г. был подписан Московский договор с СССР о нормализации 
отношений и признании послевоенных границ всех государств в 
Европе. В декабре 1970 г. был заключен договор с Польшей, в декабре
1972 г. - с ГДР, в декабре 1973 г. - с Чехословакией. Попытки ХДС/ХСС
сорвать ратификацию "восточных договоров" провалились. Однако 
опасения правых сил ФРГ, США, что "малая коалиция" может зайти 
"слишком далеко" во внутренней и внешней политике обусловили 
попытки этих сил свалить правительство В. Бранта. Воспользовавшись 
"делом Г. Гийома" (сотрудник аппарата В. Бранта Г. Гийом оказался 
разведчиком ГДР), правые круги добились отставки правительства 
(май 1974 г.).
Новое правительство Г. Шмидта (СДПГ) - Г.-Д. Геншера (СвДП) было 
более прагматичным. Был принят план развития народного хозяйства 
на 1975-1985 г., предусматривавший государственное стимулирование 
экономики и поддержание темпов роста не менее 5-6% в год. Но 
кризис 1974-1975 гг. сорвал этот план. Промышленное производство 
сократилось на 7,5%. Одновременно возросли инфляция и 
безработица. В декабре 1974 г. правительство приняло 
антициклическую программу, поощрявшую частные инвестиции путем 

сокращения налогов на корпорации; стимулировался внутренний 
спрос. Но частный бизнес не спешил расширять производство. В 1975 
г. принят закон об улучшении структуры бюджета: сокращались 
расходы на социальные нужды. Уровень занятости к 1981 г. сократился
на 4%. Заработная плата в конце 70-х гг. впервые в истории ФРГ стала
снижаться. Правительство принимало меры против стачек, более 
жестко относилось к безработным. В июне 1980 г. был принят закон, 
разрешающий локауты. В 1982 г. был введен более строгий порядок 
заполнения вакантных мест. Под давлением СвДП правительство в 
1980-1981 гг. более чем на четверть сократило налоги на 
предпринимателей, увеличило взносы рабочих в фонд страхования по 
болезни, безработице и старости.
В то же время закон о высшей школе позволил увеличить за 10 лет (к 
1980 г.) втрое численность студентов. Было открыто несколько новых 
университетов, увеличены расходы на образование. Но попытки 
создать единый тип государственной школы из-за сопротивления ХДС/
ХСС был провален. Забастовки 70-80-х гг.ослабили представления о 
ФРГ как о "цитадели классового мира". Сформировалось экологическое
движение: в 1980 г. создана партия зеленых, требовавшая 
безотходной экономики, сокращения производства, 35-часовой 
рабочей недели, отказа от строительства АЭС, "базисной" 
(децентрализованной, прямой демократии). 
Экономический кризис активизировал правые силы в СвДП. Новая 
программа (1977 г.) переносила центр тяжести в экономической 
политике на рыночные силы. Нарастали настроения "сменить 
партнера", укреплялись контакты с ХДС.
На выборах 1980 г. "малая коалиция" одержала победу: сработал 
"антиштраусский эффект" (Ф.-Й. Штраус - лидер ХСС стремился стать 
канцлером). Но программа правительства Г. Шмидта не содержала 
крупномасштабных идей.
Экономический кризис 1980-1982 гг., увеличивший безработицу до 2,5
млн. человек (более 9% работающих по найму), вызвавший волну 
банкротств (например, АЭГ-Телефункен), усилил настроения в пользу 
отказа от неокейнсианской политики. Г.-Д. Геншер и другие лидеры 
СвДП требовали уменьшения пособий по безработице, снижения 
госсубсидий семьям с низкими доходами. Призывы Г. Шмидта пойти 
навстречу СвДП не нашли поддержки на съезде СДПГ в апреле 1982 г..
Съезд показал, что партия не одобряет коалицию с СвДП. 
Хотя в июле 1982 г., утверждая проект бюджета на 1983 г., СДПГ 
пошла на уступки партнеру, лидеры СвДП сочли их недостаточными. 
Министр экономики О.Ламбсдорф выступил с планом преодоления 
кризиса путем сокращения всех статей расходов (кроме военных) на 5-
10%. Предложенная планом "экономия" означала сокращение 
государственных взносов в фонд социального страхования для 
пенсионеров, отказ от денежной формы помощи безработным и т. п. 
Лидеры СДПГ не могли пойти на эти шаги. Профсоюзы же в сентябре 
1982 г. объявили о подготовке к стачке и походу на Бонн.

Своеобразие экономики ФРГ заключается в том, что послевоенное 
устройство Германии было сформировано в соответствии с 
неолиберальной концепцией «социального рыночного хозяйства» 
(СРХ), возникшей как альтернатива тоталитарной экономике 

фашисткой Германии. Основой этой политики стали следующие 
принципы: государство непосредственно не занимается 
регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает 
правила («рамочные условия»), по которым в условиях свободной 
конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты. Таким 
образом, старые либеральные идеи свободного рынка были дополнены
новыми: об ответственности государства за решение социальных 
проблем, что позволило назвать эту политику неолиберализмом (т. е., 
новым либерализмом). В результате войны Германия понесла 
катастрофические потери. В 1952 г. ФРГ вместе с Францией, Италией и
странами Бенилюкса подписала договор о создании Европейского 
оборонительного сообщества (ЕОС). После провала планов ЕОС в 
октябре 1954 г. были подписаны Парижские соглашения о вступлении 
ФРГ в НАТО. С 1957 г. ФРГ – соучредитель и член ЕЭС. Особенно 
интенсивно в 50-60-е гг. проводилась индустриализация аграрного 
производства, она была подготовлена активной инвестиционной 
политикой и превратила сельское хозяйство в очень капиталоемкую 
отрасль экономики. Но уже в начале 60-х гг. источники 
экономического роста были в значительной мере исчерпаны. Первый 
экономический кризис произошел в 1966-1967 гг., одновременно 
вызвав и структурный кризис, который поразил ряд традиционных 
отраслей западногерманской экономики. При замедлении 
экономического роста стало заметно не хватать рабочих рук, 
начиналась вербовка иностранных рабочих. В 1966 г. 
западногерманская промышленность пережила общий кризис 
перепроизводства (выпуск продукции впоследствии упал на 6%). 
Следствием всех этих кризисов стали отставка Л. Эрхарда, переход 
правительства к концепции «глобального регулирования» и замена 
неолиберальной политики неокейнсианством. В 1967 г. экономика 
стала оживать. В 1969 г. политический спектр сдвинулся влево в связи 
с новыми выборами в парламент. Не отказываясь от рыночной 
экономики, было решено усилить ее государственное регулирование и 
внести в нее элемент плановости. Был принят план развития народного
хозяйства на 1975-1985 гг., предусматривавший государственное 
стимулирование экономики и поддержание темпов экономического 
роста не менее 5-6% в год. Но кризис 1974-1975 гг., вызванный 
странами ОПЕК, сорвал этот план. 70-е гг. вошли в историю ФРГ как 
период валютных потрясений, высоких темпов инфляции и феномена 
стагфляции. Кризис перепроизводства 1974-1975 гг., наиболее 
глубокий в истории ФРГ, поразил все отрасли западногерманской

экономики, вызвал сокращение ВВП на 5%, промышленного 
производства на 12%, внутренних частных инвестиций на 18,5%. В 
1975г. был принят закон об улучшении структуры бюджета: 
сокращались расходы на социальные нужды. Заработная плата в конце
70-х впервые в истории ФРГ стала снижаться. В 1980-1982 гг. 
экономика ФРГ испытала третий экономический кризис, в ходе 
которого наиболее ярко проявилось переплетение циклического 
перенакопления капитала с долгосрочными факторами ухудшения 
условий воспроизводства. Кризис затронул почти все основные 
отрасли индустриального производства. Единственной положительной 
стороной этого энергетического кризиса 80-х стало только то, что 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..