История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 6

 

 

специальная комиссия из трех человек: министра иностранных дел Великобритании А. Идена, 
послов США и СССР в Лондоне Дж. Вайнанта и Ф. Т. Гусева.

Союзники согласовали планы окончательного разгрома Германии и утвердили Соглашение о 
зонах оккупации
. Им предусматривалось, что американские войска займут юго-запад 
Германии, английские — северо-запад, советские — восток. Было также решено, что за счет 
английской и американской зон небольшую зону оккупации в Германии получит Франция. 
Таким образом, за 3 месяца до окончания войны в Европе и капитуляции Германии союзники 
по антигитлеровской коалиции были полностью готовы применить для решения германского 
вопроса самые суровые меры.

Но когда комиссия начала в марте 1945 г. свою работу, советский представитель Ф. Т. Гусев, 
внезапно отказался от идеи расчленения. Гусев передал председателю комиссии Идену 
письмо, где говорилось, что советское правительство понимает решение Крымской 
конференции о расчленении Германии «не как обязательный план расчленения», а как 
возможное средство «для нажима» на нее, «если другие средства окажутся недостаточными».
Член комиссии от США Вайнант получил указание также уклоняться от принятия 
окончательных решений. Таким образом, вопрос о расчленении Германии был фактически 
снят с повестки дня комиссии. Также данное положение было изъято из документа о 
безоговорочной капитуляции Германии и из Декларации о поражении Германии. Подобные 
«маневры» советской дипломатии до сих пор не получили однозначного объяснения. 9 мая 
1945 г. в обращении к советскому народу по случаю дня Победы Сталин заявил: «Советский 
Союз торжествует победу, хотя он и не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию». 

7 мая в Реймсе, а 8 мая в восточной части Берлина — Карлсхорсте — были подписаны акты о 
безоговорочной капитуляции германской армии. Вторая мировая война, которая была начата 
Германией, закончилась для нее полным крахом. Третий рейх перестал существовать. 
Решения, которые должны были принять победители по отношению к Германии, должны 
были соответствовать количеству жертв и преступлений.

Первая цель — военный разгром Германии — была решена. Для решения остальных задач 
нужны были иные методы. Все точки над i должна была расставить новая конференция.

5) Берлинская (Потсдамская) конференция

 

 

Конференция проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. За столом переговоров встретились И. 
В. Сталин, У. Черчилль и новый президент США Гарри Трумэн. Но в Англии 5 июля состоялись 
парламентские выборы, и с 28 июля английскую делегацию возглавил в качестве премьер-
министра лидер победивших лейбористов Клемент Эттли.

Военные действия в Европе окончились. Начался период оккупации Германии и ее бывших 
сателлитов. Ф. Рузвельта, который надеялся на становление долгого и прочного мира, 
базирующегося на послевоенном сотрудничестве великих держав — участников 
антигитлеровской коалиции, на посту президента США сменил ярый антисоветчик Трумэн. И 
Трумэн, и Черчилль на исходе Второй мировой войны рассматривали СССР как 
потенциального противника. Примерно так же смотрел на союзников по антигитлеровской 
коалиции и Сталин. Поэтому лидеры «Большой тройки» ехали в Потсдам с другими 
настроениями, нежели в Ялту. Потсдамская конференция не была «мирной». Главное отличие 
этой дискуссии заключалось в том, что основные политические, территориальные, 

административные, экономические проблемы были уже обговорены и отчасти согласованы в 
Крыму. В Потсдаме должны были быть выработаны общие принципы проведения 
координированной политики союзников и механизм их реализации. 

Единственным документом, принятым по итогам двухнедельных дебатов, был «Протокол 
Берлинской конференции трех великих держав»
 (1 августа). Достоянием же мировой 
общественности стало «Сообщение о Берлинской конференции трех держав», 
опубликованное уже 3 августа1945 г. Таким образом, немцы получили возможность изучить и 
оценить главные решения относительно будущего Германии, принятые в Потсдаме и 
касавшиеся сути оккупационной политики, проблем границ и репараций.

Оккупация была признана необходимой мерой, носящей временный характер. Ее главными 
целями провозглашались: полное разоружение и демилитаризация Германии; уничтожение 
нацистской партии, отмена нацистских законов, запрет пропаганды нацизма и милитаризма; 
подготовка реконструкции германской политической жизни на демократической основе; 
децентрализация экономики, то есть были сформулированы принципы и задачи, которые 
позже получили название политики «четырех Д»: «демилитаризация», «денацификация», 
«демократизация» и «декартелизация». Это были колоссальные задачи, которые никогда не 
ставили перед собой победители всех предыдущих войн. Верховная власть в Германии 
должна была осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Англии и 
Франции. Причем в своей зоне оккупации каждый главнокомандующий действовал по 
инструкциям своего правительства. Вопросы, затрагивающие Германию в целом, должны 
были обсуждаться совместно. Для этого было предусмотрено создание из 4 
главнокомандующих специального органа — Союзного Контрольного Совета (СКС)

Также союзники прекрасно понимали, что, опираясь только на оккупационные войска, без 
помощи самих немцев, они не смогут решить ни одну из задач политики «четырех Д». 
Поэтому в ряде пунктов Протокола Потсдамской конференции говорилось о том, что будет 
создан германский административный аппарат, то есть был обозначен путь формирования 
центрального, демократического по своей сути, германского правительства, с которым можно 
будет подписать мирный договор.

В Потсдаме с новой остротой встал вопрос о Польше и ее границах, а стало быть, и о границах 
Германии. В. М. Молотов вручил своим коллегам «Предложение делегации СССР о западной 
границе Польши», которое вызвало бурную дискуссию. У. Черчилль и Г. Трумэн не хотели 
соглашаться с такими границами, когда Германия должна была потерять четверть всех 
обрабатываемых сельхозугодий, а так же исторические немецкие территории. Однако с 
приходом К. Эттли западные союзники согласились с точкой зрения советской стороны о 
западных границах Польши. У. Черчилль потом говорил, что это была непростительная 
уступка. Также одним из «спорных» решений конференции была передача СССР Кёнигсберга 
(Калининграда). Притязания Сталина на то, что это исконно русские земли, звучали 
малоубедительно: в любом довоенном советском географическом словаре писалось о 
Кенигсберге, как о «старинном немецком городе, основанном в 1255 г.».

Вопрос о границах был тесно связан с вопросом о насильственном выселении немцев. 
Согласно Протоколу Потсдамской конференции они подлежали выселению из Польши, 
Венгрии и Чехословакии и СССР.

Проблема репараций оказалась в Потсдаме самой дискуссионной. Казалось бы, в Ялте было 
согласовано почти все, однако в Потсдаме западные делегации убеждают Сталина в том, что 
сумма в 20 млрд долларов чрезмерна, так как Германия теряет большие земли, а разрушения 
германской промышленности слишком велики. В конечном счете была принята формула, 
предложенная госсекретарем США Дж. Бирнсом: общая сумма репараций не оговаривается; 
изъятия производятся из собственных зон оккупации; СССР в дополнение получит из западных
зон примерно 25 % демонтированного там оборудования; репарации же для Англии, США, 
Франции и др. стран, которые имели на это право, будут взиматься из западных зон и 
соответствующих германских вложений за границей.  Немецко-фашистские агрессоры 
причинили народному хозяйству СССР огромный ущерб. Тем не менее, репарационные 
требования Советского Союза оказались самыми скромными. «Мы потеряли очень много 
оборудования в этой войне, страшно много, — отмечал на конференции И.В. Сталин. — Надо 
хоть одну двадцатую часть возместить». Репарационные претензии СССР составляли 10 млрд 
долларов. 

На протяжении всей конференции обсуждался вопрос о судьбе германского флота, поскольку 
в его решении были заинтересованы все, и прежде всего — СССР, который потерял очень 
много военных и других кораблей. Все конкретные вопросы должна была подготовить 
специальная военно-морская комиссия из представителей трех держав, причем из своей доли
СССР должен был выделить часть судов для Польши. Но в целом вопрос был решен в духе 
представлений союзников о демилитаризации Германии: у нее оставались только суда, 
плавающие внутри страны и суда берегового плавания. Германский Флот впоследствии был 
разделен между союзниками по антигитлеровской коалиции. 

Вопрос о главных военных преступниках в принципе был для союзников ясен: они должны 
предстать перед судом народов. В Лондоне с 28 июня 1945 г. шли переговоры между 
представителями Англии, США, СССР и Франции о преследовании и наказании главных 
военных преступников. В итоге переговоров 8 августа 1945 г. Было подписано соглашение, в 
соответствии с которым учреждался Международный военный трибунал.

Таковы были основные решения Потсдамской конференции по германскому вопросу. Сразу 
после окончания конференции, ее основные решения были направлены в Париж, совместно с 
предложением к Франции присоединиться к ним. Французское правительство 7 августа 1945 г.
дало на эти решения свое принципиальное согласие, с рядом оговорок. Но уже позже 
премьер-министр Франции Жорж Бидо заявил о том, что Франция якобы не присоединялась к 
решениям, принятым в Потсдаме, а лишь согласилась с положениями об основных целях 
оккупации. Однако суть германского вопроса победителями не была сформулирована; его 
четкой, общепризнанной дефиниции так никогда и не возникло. В Потсдаме победители 
договорились лишь о принципах, которыми они должны были руководствоваться в 
отношении Германии в начальный период оккупации. Предполагалось, что эти принципы 
лягут в основу мирного договора или будут заменены новыми четырехсторонними 
соглашениями. 

БИЛЕТ №14. ГЕРМАНИЯ В ГОДЫ ОККУПАЦИИ. ОБРАЗОВАНИЕ ДВУХ
НОВЫХ НЕМЕЦКИХ ГОСУДАРСТВ (1945-1949).

1) СКС, его структура и деятельность

 

 

С момента подписания акта о безоговорочной капитуляции до осени 1949 г. на территории
Германии не существовало государства. Вся полнота власти была в руках военных 
администраций США, Великобритании, Франции и СССР. 

5 июня 1945 г., Берлин -  первое заседание «Союзного Контрольного совета» (СКС) в 
составе четырех главнокомандующих оккупационными войсками.

Универсальный орган: он принял сотни директив, инструкций, обращений, издал десятки 
приказов и законов(об отмене нацистских законов, о роспуске и ликвидации НСДАП и ее 
«дочерних организаций», о мерах по демилитаризации Германии, о наказании лиц, 
совершивших военные преступления или преступления против мира и человечности и др.)
По менее значительным проблемам - директивы. 

Уязвимая сторона - главнокомандующие подчинялись не Совету, а своим правительствам, 
руководствовались их указаниями  сфера разногласий все время увеличивалась. 

Военные губернаторы: генералармии Дуайт Эйзенхауэр (США), а после - генерал Люциус Д.
Клей.; фельдмаршал Бернард Я. Монтгомери (Англия) и генерал Брайян
Робертсон; генерал Пьер Кёниг (Франция).

Советскую военную администрацию в Германии (СВАГ) возглавлял 
главнокомандующийсоветскими оккупационными войсками. (Г. К. Жуков., после - маршал 
Василий Соколовский и генерал В. И. Чуйков.)

Роль СКС постепенно уменьшалась и 20 марта 1948 г. состоялось его последнее заседание.

2) Границы оккупационных зон:

 

 

Американская зона – юго-запад: Бавария, Гессен, северный Баден, северный Вюртемберг, ...

Менее значимой в промышленном отношении, чем английская, хотя там и располагались многие 
предприятия; самое крупное в стране поголовье скота и около трети сельхозугодий. 

Секретная правительственная директива (10 мая 1945 г): воздействие на подготовку 
Потсдамского Протокола;главная цель- «Германия никогда больше не должна угрожать миру»; 
для достижения -политика «четырех Д»; радикальный пункт о необходимости запрещения в 
Германии всех частнопредпринимательских объединений.

Американская оккупационная политика - колебания между крайностями: сначала видели 
различий между немцами и нацистами, затем -  преувеличенные надежды на быструю 
демократизацию 

Британская зона – северо-запад: Шлезвиг-Гольштейн, Рурская и Рейнская области, Вестфалия, 
Бремен, Гамбург, ...

Самая большаяпо численности населения и по промышленному потенциалу

«Краткосрочная политика»: британские офицеры, вступив на немецкую землю, должны были 
помнить, прежде всего, об интересах Британии. Эта политика была направлена на решение 
неотложных задач — разбор руин, организацию мирной жизни, снабжение населения 
продовольствием, углем, одеждой, лекарствами и т. п.

«Долгосрочная политика» - с ноября 1945 г. - внутреннее обновление Германии, демократизация 
при строгом учете немецкого национального характера, истории и современного политического 
развития Германии; новая немецкая демократия должна соответствовать основным стандартам 
западной.

Ликвидация Пруссииадминистративная реформа:новые земли - Северный Рейн — Вестфалия, 
Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн; возрождены права старинных вольных городов-государств
Гамбурга и Бремена.

Французская зона – юг: южный Баден, южный Вюртемберг, южная Рейнская область, западный 
Гессен, Саар, баварский Пфальц, ...

Самой маленькой по площади;Саарская область - немногим уступала Рурской области.

Три войны с немцами на протяжении жизни последних двух поколенийантинемецкие 
настроения. 

Цели: отделить от Германии Саар, поставить под международный контроль Рур и Рейнскую 
область.

П. Кёниг- германофоб: он запретил употреблять в официальных документах слово «рейх», вместо 
него - «дойч». На заседаниях СКС он всегда занимал особую позицию, подчеркивая, что Франция 
не давала согласия на Потсдамские решения; Генерал Ш. де Голль не был приглашен участвовать 
в Потсдамской конференции и чувствовал себя униженным и обделенным Французское 
правительство не признало обязательными для себя ряд пунктов Потсдамского протокола.

Советская зона – восток: Тюрингия, Саксония, Анхальт, Мекленбург, Берлин, ...

30 % территории Германии, 28 % населения страны; околотрети промышленной продукции.

Трудные условия:пропаганда антикоммунизма и антисоветизма ненависть к СССР, к русским, 
смешанная со страхом; в СВАГ - политотделы, созданные ЦК ВКП(б), все принципиальные вопросы
решались в Москве доля самостоятельности в принятии решений - меньшей

Наиболее жесткая - советская оккупация

У западных держав - негативное отношение к коммунистам и активистам-антифашистам

3) Политика «четырёх Д»

 

 

Денацификация

СКС с первых дней занимался проблемой денацификации, но процесс принятия специальных 
документов затянулся на полгода разные методы ее осуществления

Английская зона: Каждый взрослый немец - анкета из 133 пунктов; подписи еще нескольких 
человек, знавших анкетируемого; специальные комитеты по денацификации – обработка 
анкетам5 категорий: главных виновников, прямо не виновных, частично виновных, 
номинальных нацистов или оправданных

Большая неразбериха:лишь 0,1 % были признаны виновными. В американской зоне - тоже едва 
было роздано около 13 млн анкет из 131 вопрос; арестовано несколько десятков немецких 
магнатов, но вскоре - вернулись из тюремных камер в свои рабочие кабинеты как «незаменимые 
специалисты»

Возможности проверить столько данных не было + свидетели обоюдно давали хорошую 
характеристику крупные преступникиуходили от наказания. Опасность политики «мягкой 
денацификации» заключалась в том, что американская зона могла стать убежищем для военных 
преступников

Советская зона: брать под арест любых людей, которые могут представлять опасность для 
Советской армии. 

Спустя месяц - отправлять на работу в СССР всех, способных выполнять физическую работу и 
носить оружие немецких мужчин в возрасте от 17 до 50 лет.

Контроль НКВД  жесткая денацификация: автоматический арест и помещение в спецлагеря 
НКВД (бывшие нацистские лагеря и тюрьмы). 

В ходе денацификации - отстранено больше, чем в любой другой зоне; в западных зонах - более 
либеральными методами («революция на бумаге»). Тяжкие преступления стали рассматриваться 
гораздо позднее мелких крупным нацистам или удалось бежать из страны или получить 
гораздо более мягкий приговор.впечатление, что национал-социализм был делом рук только 
фюрера и его ближайшего окружения, но государственная денацификация — ликвидация НСДАП, 
нацистских организаций и ведомств, нацистских законов и т. д. — была проведена во всех трех 
западных зонах практически одновременно и в духе решений, принятых в Потсдаме.

Нюрнбергский процесс

Потсдам: государства — учреждение Международного военного трибунала (МВТ) для суда над 
главными гитлеровскими военными преступниками

Заседания МВТ: 20 ноября 1945 г.-1 октября 1946 г.; 24 оставшиеся в живых нацистских главаря. 

403 открытых судебных заседания;допрос свидетелей, подсудимых; изучение несколько тысяч 
документов

От имени всего человечества Международный военный трибунал объявил гестапо, СС, СД и 
руководящий состав нацистской партии преступными организациями. Советский судья – 

несогласие: суд не квалифицировал подобным же образом деятельность германского имперского
правительства, верховного военного командования и генерального штаба

Трибунал приговорил к смертной казни через повешение 12 человек, трое были приговорены к 
пожизненному заключению, 2 подсудимых — к 20 годам; Нейрат — к 15 и Дёниц — к 10 годам 
тюремного заключения. Суд оправдал главу рейхсбанка Шахта, фонПапена и Геббельса Фриче

Первый в истории международный суд над над агрессорами, военными преступникамив 
Германии стали восстанавливаться критерии истины и лжи, добра и зла

Аналогичные процессы - в других зонах оккупации. 

В целом денацификация все-таки стала успехом, потому что главные преступники действительно 
были исключены из общественной жизни, арестованы и осуждены

Демилитаризация

Широкий комплекс мер: роспуск всех немецких военных формирований и демобилизация солдат
и офицеров; ликвидация всех военных сооружений; демонтаж предприятий военной 
промышленности; запрет на изготовление оружия и боеприпасов, на строительство самолетов и 
морских судов; ограничение производства металлов, химикатов, продукции машиностроения; 
искоренение милитаристских традиций и т. д.

Разрушение военных сооружений и демонтаж военных заводов в их зонах производятся 
медленно. 

В американской и английской зонах были уничтожены далеко не все объекты; в советской зоне 
работы по уничтожению немецких военных сооружений, объектов и материалов полностью 
закончены; 99,1 % военных объектов, сооружений и материалов уничтожены и что все военные и 
полувоенные организации распущены.

26 ноября 1945 г. - заседание СКС: сообщалось, что в английской зоне из частей гитлеровского 
вермахта была сформирована армейская группа «Норд» численностью свыше 100 тыс. человек; 
что на территории земли Шлезвиг-Гольштейн находилось около миллиона немецких солдат и 
офицеров, не переведенных на положение военнопленных, и даже занимавшихся военной 
подготовкой. 

Запад -  сохранениенемецких военных соединения под видом «промышленной полиции», 
«рабочих батальонов», «рот охраны», «немецких служебных групп» и т. п. 

Большинство оставшихся в целости заводов - на выпуск мирной продукции

Научно-техническое разоружение:американцы - массовый вывоз ведущих немецких ученых и 
конструкторов в США;хорошие должности с хорошими окладами. 

СССР: были тайно и насильственно вывезены сотни немецких специалистов, научное 
оборудование  позже -  атомные проектыСССР

1949 г.- Германия была абсолютно мирной страной — без армии, авиации и флота, без военной 
промышленности и военных сооружений.

Декартелизация

Ей подлежали крупные концерны, банки и предприятия, принадлежавшие военным 
преступникам. 

В западных зонах - декартелизация фактически не выполнена. Монополистические объединения, 
распущенные в первые годы оккупации, скоро вновь начали функционировать, иногда под 
прежними названиями;ключевые позиции в экономике - в руках старых немецких хозяев; в 
Западную Германию - американский и британский капитал.

СВАГ превратила декартелизацию в национализацию. «В руки народа» передавалось 9281 
предприятие, в т.ч. «ИГ Фарбениндустри» и др. под видом декартелизации - национализация

В западных зонах идеи «социализации» «национализации» тоже достаточно популярны, но 
военные губернаторы западных зон проигнорировали эти идеи. Ключевые позиции в экономике - 
в руках крупного бизнеса.

Демократизация: западные зоны

Весной 1945 г. руководители американских и английских оккупационных войск не верили в 
готовность немцев к демократическим преобразованиям.Запрещены все политические партии, 
антифашистские комитеты.

«Карантин»  разрешили деятельность партий и профсоюзов только в конце 1945 г. Но их 
деятельность первоначально была разрешена лишь на уровне округов.

Церковные конфессии Германии, СМИ — большое значение; активная деятельность церкви  
отход немцев от идеологии нацизма; радио, кино и пресса - антифашистские фильмы, 
радиопередачи, газеты и журналы

В политическую жизнь в западных зонах - которые в 1933-1945 гг. отсиделись на своих виллах 
(бывший обер-бургомистр Кёльна, бывший «рейнский сепаратист» доктор Конрад Аденауэр
профессор Вильгельм Репке, который считал ориентацию на Запад главным условием «разумной 
немецкой политики» + В 1947 г. провозгласил Западную Германию границей 
«западноатлантического мира»)

1946 - биконфессиональная партия Христианско-демократического союза — ХДС (глава – Конрад
Аденауэр)
: мыслилась как «народная», способная сплотить людей на основе христианской этики и
создать мощную электоральную базу. До снятия карантина – Кёльн - был создан первый 
христианский «кружок», началась разработка партийной программы. 
В феврале 1947 г.- г. Ален - «Аленская программа»: «социализация» горнодобывающей и 
металлургической промышленности, контроль над крупными предприятиями, соучастия рабочих 
в управлении предприятиями и экономикой в целом. Капиталистическая система - «не 
соответствует государственным и социальным интересам немецкого народа». Принятая под 
влиянием очень популярных после войны лозунгов, она никогда не признавалась правым крылом 
ХДС как обязательный документ, а в 1949 г. К. Аденауэр официально от нее отказался.

Родственная ХДС партия - Христианско-социальный союз (ХСС). 1946 г. - установила «союз 
содружества» с христианскими демократами, а после конституирования ФРГ обе партии 

подписывают «парламентскую унию». С тех пор аббревиатура ХДС/ХСС стала постоянной, но она 
относится только к их единой фракции в бундестаге. 

1948 — Свободная демократическая партия (СвДП) — Теодор Хойс - партия, стремящаяся 
сплотить крупных предпринимателей, средних и мелких буржуа, интеллигенцию; 
«антимарксистская, антиклерикальная и антиавторитарная партия»

КПГ – Макс Рейман - больше членов, чем до 1933 г. 
СДПГ - в июне 1945 г. в Берлине - Отто Гротеволь: рассматривала себя как общегерманскую 
партию. Конституирование СДПГ западных зон произошло на съезде в Ганновере в апреле 1946 г.

С осени 1945 г. - восстановление традиционных профсоюзов.
16 из них - 1949 г. - Объединение немецких профсоюзов (ОНП). 18 остальных сохранят свою 
самостоятельность

Забастовочное движение: главный организатор - КПГ, а главные участники - рабочие, не 
входившие в профсоюзы. В феврале — мае 1947 г забастовки в крупных городах Западной 
Германии продолжались почти непрерывно, а в Дуйсбурге, Вуппертале и Дюссельдорфе приняли 
характер всеобщих. Прошли мощные демонстрации под лозунгами: «Дайте хлеба! Спасите 
умирающих детей!». Однако в условиях начавшегося экономического чуда, нормализации жизни, 
в 1949 г. забастовочное движение пошло на убыль.

Важными событиями политической жизни стали выборы в ландтаги в 1946 г., а затем — 
разработка и принятие ландтагами конституций земель.

Демократизация: советская зона

Проходилав соответствии с представлениями Сталина и его окружения о демократии. 

20 апреля 1945 г. - директиву с указанием «создавать немецкие администрации, а в городах 
ставить бургомистров-немцев». Одним из первых мероприятий - образование 
магистратов;Представители групп КПГ тайно доставлены в советскую зону из Москвы, чтобы 
вместе с Советской Армией формировать немецкие органы управления.

В мае-июле 1945 г. - образованы органы местного самоуправления, осенью - сформирована 
администрация земель: по согласованию со СВАГ издавала распоряжения (законы). 

На ключевые посты - самые «испытанные антифашисты» — члены КПП,но так же и социал-
демократы, и либералы. 

10 июня 1945 г. - разрешена деятельность политических партий

11 июня 1945 г. - КПГ- воззвание (оно было подготовлено Москве) к немецкому 
народуконституировалась в качестве первой немецкой партии.

15 июня 1945 г. –возрождениеСДПГ (берлинские подпольщики - май 1945 г. - основали 
учредительный орган - Центральный комитет СДПГ;в нем - функционеры, которые не 
принадлежали до 1933 г. к высшей партийной иерархии).

14 июля 1945 -  объединение всех партий советской зоны в «антифашистско-демократический 
блок»
: «обеспечение широкого сотрудничества в деле искоренения остатков фашизма и 
восстановления страны на антифашистско-демократических основах»; функционировал с 
помощью составленного на паритетных началах комитета, который должен был разрабатывать 
совместную политику и действовать на базе единогласия, но КПГ – власть, т.к. абсолютная 
поддержка со стороны СВАГ в советской зоне были созданы условия для установления (за 
фасадом равноправия всех партий) политического господства коммунистов и формирования 
новой структуры власти.

КПГ + СДПГ = СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии) – 21-22 апреля 1946. СВАГ 
начинает форсировать этот процесс: раз нельзя официально запретить социал-демократию, надо 
ее нейтрализовать, растворив в «единой рабочей партии». 
Председателями партии делегаты избрали Вильгельма Пика от КПГ и Отто Гротеволя от СДПГ. Но 
главенствующую роль играли коммунисты.

КПГ видела свою опору в профсоюзах  форсировала их быстрый рост. К своему I конгрессу, 
который прошел в феврале 1946 г., Союз свободных немецких профсоюзов (ССНП) насчитывал 
уже 1,6 млн членов. В феврале-апреле 1946 г. создается и «немецкий комсомол» — Союз 
свободной немецкой молодежи (ССНМ)

В сентябре-октябре 1946 г. в советской зоне были проведены выборы в общинные, районные и 
земельные «собрания народных представителей»
. СЕПГ получила только 47,8 % голосов 
избирателей, ХДС — 26,5 %, ЛДПГ — 22,7 %. СЕПГ еще не так влиятельна 1947-1948 гг. - 
превращение СЕПГ в «партию нового типа»: создается Центральная комиссия партийного 
контроля, начинается чистка рядов; кампания борьбы с «антисоветизмом» и другими «измами».

Для сохранения видимости демократии в 1948 г. - две «мелкобуржуазные демократические» 
партии: Национально-демократическая партия Германии (НДПГ) и Демократическая 
крестьянская партия Германии (ДКПГ)
, но ни ХДС, ни ЛДПГ, ни вновь образованные партии не 
могли вести сколько-нибудь серьезной собственной политической линии, поскольку входили в 
«антифашистско-демократический блок», где господствующее положение занимала СЕПГ.

4 октября 1949 г. - создание «Национального фронта»: все партии + массовые организации (ССНП,
ССНМ и др.).политическая модель СССР кардинально отличалась от западной

В последующие недели -Христианско-демократический союз (ХДС) и Либерально-
демократическая партия Германии
 (ЛДПГ) - подчеркнуто буржуазные партии

4) Восстановление экономики

 

 

Западные зоны

1945-1947 гг. – тяжелая экономическая ситуация: объем промышленного производства 
сократился; безработица; большое количество денег, которые находились в обращении; бушевал 
«черный рынок» голод, высокая детская смертность, заболеваемость 
туберкулезом.Оккупационные власти были вынуждены ежегодно завозить в западные зоны 

продукты питания и самые необходимые предметы потребления на сумму около 1 млрд 
долларов. 

Причины - подрыв сельскохозяйственного производства в результате войны и приток 12 млн 
переселенцев

Противоречия между западными державами и СССР постепенно обострялись. 30 июня 1946 г. - 
«первая германская стена»: более дешевые товары и продукты - в советской зонелюди из 
западных зон туда стремятся СКС ввел режим строгого контроля за движением людей и товаров
между советской и западными зонами оккупации

В декабре 1946 г. - США + Англия=Бизония, чтобы таким путем покончить с бедственным 
экономическим положением В экономической политикеБизониивозрастающая роль – у немецких 
административныхорганов. 
В 1949 г.– Бизония +Франция = Тризония

Не было в проведении экономических мероприятий ни единства, ни четкого плана; западные 
державы не считали необходимым изменять структуру собственности в своих зонахв 1945 г. 
начинают возрождаться предпринимательские организации (бывшие нацистские)

Запрет на изготовление многих видов стратегической продукции.
Бедственное положение населения и активные выступления рабочих  отказ от демонтажа 
предприятий в счет репарацийи от широкомасштабного изъятия товаров. 

Вопреки популярности идеи национализации - модель «социального рыночного хозяйства» 
(ЛюдвигЭрхард): повысить покупательную способность всех слоев населения и сосредоточить все 
усилия народного хозяйства на увеличении государственного дохода;главные рычаги - частная 
инициатива и свободная конкуренция + активнаяроль государства. 
Прежде чем приступить к реформам - убрать руины, восстановить предприятия, которые 
подлежали восстановлению, …  трудовые усилия миллионов рядовых немцев («женщины и 
мужчины развалин»)

Денежная реформа – конфискационный, быстрый характер: По курсу 1:1 каждый немец мог 
обменять сразу только 40 наличных рейхсмарок. Остальные имевшиеся деньги зачислялись на 
«блокированные счета» и пересчитывались по курсу 100:10, но на руки можно было получить не 
более 5 % новых «западных» марок. Затем налоговые органы проверяли происхождение доходов 
и их можно было получить в два приема: 20 % и 10 %. Остальные 65 % доходов аннулировались.

около 23 млн мелких вкладчиков вмиг разорены; свободное ценообразование (кроме цен на 

жилье, основные продукты питания, транспортные и почтовые услуги); на несколько месяцев 
«замораживалась» зарплата, число безработных через полгода выросло вдвое, но владельцы 
материальных ценностей - в выигрыше, ибо стоимость земли, недвижимости, сырья и продуктов 
резко возросла. Исчез черный рынок, прилавки магазинов, как по мановению волшебной 
палочки, наполнились товарами, деньги вновь стали деньгами. Цены на продовольствие и товары 
первой необходимости сразу подскочили на 20-25 %, но реформа привела к быстрому оживлению
всех отраслей народного хозяйства.

Советская зона

В качестве бесплатной рабочей силы -граждане СССР, угнанные нацистами на принудительные 
работы в Германию, а теперь подлежащих репатриации. Освободившись от фашистской неволи, 
они попали на тяжелую подневольную работу по демонтажу, с полуголодным существованием, 
где подвергались многочисленным унижениям, а женщины — изнасилованиям. 

В мае-июне 1945 г. - закрыты частные банки, распущены нацистские предпринимательские союзы 
и хозяйственные организации, с 1 июля 1945 г. началась конфискация имущества активных 
нацистов

С осени 1945 г. -аграрная реформа под лозунгом «Землю юнкеров — крестьянам!». Однако была 
учтена приверженность немецких крестьян к частной собственности на землю, поэтому в ходе 
реформы ее национализация не осуществлялась.

Безвозмездной конфискации подлежала земельная собственность размером свыше 100 га, а 
также владения военных преступников и активных нацистов. При распределении земли за основу 
был принят размер хозяйства в 5 га. Наделение землей проводилось, по сути, даром, с 
предоставлением кредитов, да еще в рассрочку до 20 лет.Остаток конфискованной земли 
примерно в 1 млн га был объявлен «общенародной собственностью», там создавались 
«народные имения», а позднее - машинопрокатные станции.Юнкерство перестало существовать, 
главной фигурой на селе стал крестьянин-середняк. 

СВАГ стремилась форсировать национализацию, и к весне 1948 г. было экспроприировано 9281 
предприятие. Они переходили в собственность земли, на которой были расположены. 

В июле 1945 г. – национализация банков, а с 4 августа 1945 г. - создание «народных» финансово-
кредитных учреждений. 1946 г. -  образование«Советских акционерных обществ» (САО). Они 
были перепрофилированы на выпуск мирной продукции, на них под руководством советских 
директоров работали немецкие рабочие

С господством в экономике крупных предпринимателей, банкиров и юнкеров в Восточной 
Германии былопокончено. 

В качестве иллюстрации этой помощи обычно приводились цифры о том, что за 1948-1949 гг. 
было ввезено из СССР более 200 тыс. т минеральных удобрений, почти 140 тыс. т зерна, более 230 
тыс. т проката, более т1000 тракторов и 500 грузовых автомобилей. Но никогда не приводились 
цифры: а сколько же было вывезено из Германии в Советский Союз за тот же период аналогичной 
продукции в качестве репараций? Относительный свет на это могут пролить сведения из отчета 
Главного Трофейного управления Советской Армии в период войны, которые до начала 1990-х гг. 
хранились под грифом «Совершенно секретно». В Советский Союз по распоряжениям ГКО и 
Совнаркома за 1945 г. трофейными войсками былаотправлена огромная масса немецкого 
имущества. 

В 1947 г. СВАГ официально объявила, что демонтаж промышленных предприятий полностью 
прекращен.

В феврале 1948 г. в советской зоне создается Немецкая экономическая комиссия как высший 
центральный орган руководства экономикой. А в июне 1948 г. принимается первый (двухлетний,
рассчитанный на 1949-1950 гг.) план развития народного хозяйства. Таким образом, к осени 1949 
г. в западных зонах была сохранена и отчасти модернизирована социально-экономическая
система капитализма. В советской же зоне оккупации социально-экономические основы жизни 
были во многом кардинально преобразованы.

5) Курс на раскол Германии

 

 

1947 г. - переломный для судеб Германии, Европы и мира. Конфронтация между СССР и США 
нарастала.Во всех странах Восточной Европы устанавливаются коммунистические,
просоветские режимы (кроме Чехословакии, там это случится в феврале 1948 г.). Угроза 
установления коммунистической диктатуры нависла и над охваченной гражданской войной 
Грецией. 12 марта 1947 г. президент США Трумэн изложил обеим палатам американского
конгресса свою доктрину «сдерживания коммунистической опасности». 

5 июня 1947 г. - госсекретарь США Джордж Маршалл- начало осуществления программы 
экономического возрождения разрушенной войной Европы («план Маршалла») - 16 стран 
Западной и Центральной Европы. Они и получили в течение 4 лет различной помощи из США. 
ЗападнаяГермания -особая роль проводника американского влияния в Европе.

Москва - запрет восточно-европейским правительствам участие в «плане Маршалла»

В сентябре 1947 г. ВКП(6), шесть компартий стран Восточной Европы и две самые многочисленные
компартии Запада — итальянская и французская — создают «Информационное бюро»;на Западе 
было расценено как возрождение «штаба мировой революции» — Коминтерна по аналогии 
стали называть Коминформом. На это были определенные основания, т.к.Андрей Жданов при 
создании Коминформа произнес речь: в мире образовалось «два лагеря» — империалистический 
(агрессивный, антидемократический во главе с США), и антиимпериалистический 
(демократический, прогрессивный во главе с СССР); что борьба между ними неизбежна, …

Речь Жданова расценена как объявление войны западной цивилизации.в 1947 г. на Западе - 
идея скорейшего образования западногерманского государства, которое могло бы стать 
альтернативой советской экспансии в Европе и коммунистическому эксперименту в советской 
зоне оккупации.

Первый шаг к расколу Германии – январь 1948, Франкфурт-на Майне - совещание военных 
губернаторов американской и английской зон с участием премьер-министров земель Бизоний. Л. 
Клей - план создания правительства Западной Германии: расширение полномочий 
Экономического совета Бизоний (право принимать законы, утверждать бюджет и др.), который 
превращался в подобие нижней палаты парламента; образование Совета земель (по сути — 
второй палаты парламента); и создание Административного совета, который фактически 
выполнял бы роль кабинета министров. Совещание одобрило американскую программу, а 
управленческий аппарат Бизоний приобрел полугосударственный статус.

Следующий шаг – 23 февраля – 1 июня 1948 -Лондонская конференцияпо германскому вопросу 
министров иностранных дел США, Англии и Франции.Советский министр туда приглашен не был, 
зато участвовали министры иностранных дел Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, а также К. 
Аденауэр и К. Шумахер. 

В Лондоне же было решено:
• созвать в ближайшее время учредительное собрание, которое разработает конституцию для 
западногерманского государства;
• распространить на три западные оккупационные зоны Германии действие «плана Маршалла»; 
создать особый орган по контролю над Руром из представителей участвовавших в конференции 
государств (без СССР, а это было одним из главных требований советской дипломатии!);
• принять согласие Франции на присоединение своей зоны к Бизоний(объединение трех зон 
впоследствии получило название «Тризония»).

Секретное решение — провести в Тризонии денежную реформу западные державы 
договорились между собой о создании сепаратного западногерманского государства со своей 
конституцией, парламентом, правительством и валютой. Но созыв конференции по этим вопросам
без представителей СССР и приглашение на него стран, не входящих в СМИД, было воспринято в 
Москве как вызов, как разрыв западными державами четырехсторонних соглашений по Германии

Ответная мера -  23-24 июня 1948 г. в Варшаве -совещание министров иностранных дел СССР и 
стран «народной демократии» итоговый документ: обвинение страны Запада в 
раскольнической деятельности и заявили, что не признают за сепаратными решениями, 
принятыми в Лондоне, «законную силу и моральный авторитет» Конфронтация,Берлинский 
кризис.

Берлинский кризис
Кризис назревал со времени разделения Берлина на 4 сектора. Пролог - проведение западными 
державами сепаратной денежной реформы. СССР выступал за проведение реформы во всех зонах
одновременно, путем создания общегерманского финансового департамента.

1947 г. - из США -тайно новая валюта была доставлена в Западную Германию. Готовились к 
проведению денежной реформы и в советской зоне, но американцы сработали оперативнее. 
Сепаратная денежная реформа в западных зонах и в 1948 г. в западных секторах Берлина  поток
обесцененной валюты грозил хлынуть в советскую зону, вызвать инфляцию  СВАГ объявила о 
запрещении ввоза в советскую зону и в Берлин, как старых, так и новых «западных» марок. В 
советской зоне была срочно введена своя марка.

В ночь с 23 на 24 июня 1948 г. советские войска начинают блокаду Западного Берлина: отрезаны 
связывавшие его с Западной Германией ж/д, водные и автомобильные пути; 
прекратилосьснабжение электроэнергией и продовольственными товарамииз советской 
зоны,пока США, Англия и Франция не откажутся от своего проекта создания «трехзонного 
правительства».в Германии -две валюты, «двойные» цены, разрывались традиционные 
экономические связи. 

Пропаганда стран Запада - против «агрессивных намерений» СССР. В США - лозунг «Берлин стоит 
войны!». В штабегенерала Л. Клея строились планы прорыва блокады с помощью танков. В 

Англию были срочно переброшены 90 бомбардировщиков дальнего радиуса действия. Им же 
была вынесена на рассмотрение действующим президентом США Г. Трумэном инициатива по 
использованию атомного оружия для разрешения Берлинского кризиса. 

1949 — создание «воздушного моста»: транспортными самолетами в Западный Берлин было 
переброшено около 1,5 млн т продовольствия, медикаментов, стройматериалов, угля и много 
другого. Конечно же, западноберлинцы с нетерпением ждали эти рейсы. 

12 мая 1949 г. по приказу советского руководства блокада была снята. Но до сих пор неизвестна ее
настоящая цель: или принуждение союзников к общей политике в германском вопросе, или 
изгнание союзников из Берлина. Берлинский кризис обострил до предела международную 
ситуацию; первых крупных кризисов холодной войны. Он ясно показал, что США и их союзники не 
могут изменить политику СССР в Восточной Германии, а СССР не может повлиять на политику, 
проводимую США и их союзниками в Западной Германии  тупик. Таким образом, одной из 
главных предпосылок раскола Германии стала «холодная война». 

Германский вопрос на сессиях СМИД

Война закончилась для Германии без заключения мирного договора, и не все страны 
победительницы были заинтересованы в его скорейшем подписании. Как показал ход событий, 
эта ситуация «правового вакуума» более всего устраивала Запад.

Совет министров иностранных дел (СМИД), учрежденный по решению Потсдамской 
конференции, собрался на свои сессии в 1945-1949 гг. всего 6 раз, но на них обсуждались десятки 
вопросов и одним из основных всегда был германский. Главной заслугой СМИД была выработка 
проектов мирных договоров с бывшими союзниками Германии — Италией, Болгарией, Венгрией, 
Румынией и Финляндией, которые были подписаны в 1947 г. в Париже. Однако СМИД не решил 
главной проблемы — проблемы германского урегулирования, так как слишком серьезными были 
разногласия между СССР и западными державами. Они проявились уже на первой сессии СМИД в 
Лондоне и нарастали повосходящей.

Конституирование ФРГ

Началоконституирования ФРГ - создание в 1946 г. Бизоний. 

Дальше - 25 июня 1947 г. - учрежден «Экономический совет» во Франкфурте-на-Майне.

Следующий шаг - совещание 7-8 января 1948 г. военных губернаторов американской и английской
зон с участием премьер-министров западногерманских земель: состав «Экономического совета» 
был увеличен; состоял преимущественно из политических деятелей эпохи Веймарской 
республики; президентом «Экономического совета» - Эрих Кёдер (ХДС) этот орган стал 
прообразом бизонального парламента; -/-правительства -«Административный 
совет»,председательГерман Пюндер (ХДС). Параллельнобыли созданы также Верховный суд и 
эмиссионный банк.Так обрисовались контуры нового западногерманского государства.

Следующий шаг - образование Тризонии. Затем, 1 июля 1948 г. премьер-министры всех 11 
западногерманских земель вновь были приглашены во Франкфурт-на-Майне, где им были 

вручены «Франкфуртские документы»: даны полномочия созвать до 1 сентября1948 г. 
Учредительное собрание для выработки конституции;новое деление на земли (немецкие 
политики этим предложением не воспользовались) и положения Оккупационного статута.

С одной стороны, западногерманские политики были заинтересованы в получении автономии и 
возможно больших полномочий. Но эти политики, как немцы, не хотели брать на себя 
историческую ответственность за раскол страны.премьер-министры земель заявили: проект 
конституции должно выработать не «Учредительное национальное собрание» (это было бы 
претензией на выражение воли всех немцев и было чревато серьезным конфликтом с СССР), а 
«Парламентский совет», который надо сформировать из депутатов ландтагов; он должен 
разработать не конституцию, а Основной закон. 

Ландтаги земель избрали из числа своих депутатов Парламентский совет в составе 65 
человек;председатель – Конрад Аденауэр: был активным сторонником федеративного устройства 
государства и выступал за предоставление как можно более широких прав землям.

Парламентский совет - с 1 сентября 1948 г. – Бонн
8 мая 1949 г. - Парламентский совет принял Основной закон

В Основном законе:

- принцип строгого разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

- правительство становилось подотчетным парламенту;

- четко прописывались права и обязанности политических партий;

- устранялись легкость отставки правительства, завышенные полномочия президента, …

- равенство перед законом, право на свободное развитие личности, свобода печати, собраний, 
объединений, мировоззрения и политических взглядов

- запрет на ликвидацию демократического, федеративного, правового, социального и 
государственного устройства

- законодательная власть будет сосредоточена в двухпалатном парламенте. Члены верхней 
палаты — бундесрата — назначаются правительствами земель из своего состава, его состав 
частично обновляется в зависимости от результатов земельных выборов; главная задача — 
отстаивать интересы земель. Депутаты нижней палаты — бундестага — избираются гражданами, 
достигшими 18 лет, на четыре года и занимаются в основном законотворчеством. Они избирают 
также главу исполнительной власти — федерального канцлера и контролируют деятельность 
правительства. Бундестаг является органом представительства всего немецкого народа. 

- Глава государства -федерального президента, который избирается на 5 лет специальным 
«федеральным собранием», которое создается только для этой цели из депутатов бундестага и 
равного им числа выборщиков от ландтагов. Полномочия президента ФРГ довольно скромны, он 
выполняет в основном представительские функции. Федеральный президент считается первым 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..