Членство в ДАФ было, по сути, обязательным для всех, занятых в сфере производства,
включая предпринимателей, но его линия была направлена, прежде всего, на
установление контроля над рабочими массами. В своей деятельности «фронт» опирался
на традиции социальных реформ в Германии предыдущего времени. В то же время он
развил и новаторскую пропагандистско-организационную деятельность. Под знаком
«народного сообщества» ДАФ стал усиленно насаждать образ «нового» рабочего, который
должен быть быть преданным только «народному вождю».
«Трудовой фронт» побуждал предпринимателей к социальной и культурной деятельности,
а рабочих — к их профессиональному образованию и стимулировал развитие
производства ежегодными «соревнованиями» между предприятиями. Он стремился вести
идеологическое «воспитание» своих членов во всех сферах жизни предприятия,
включая отдых: организовывал отдых рабочими коллективами, спортивные соревнования
между предприятиями, курсы народного образования, театральные вечера и т. п. Это
помогало пропаганде идеи «народного сообщества»и облегчало ее восприятие в массах.
Символами заботы нового государства о «маленьком человеке»стала деятельность
примыкавших к ДАФ организаций: дешевого отдыха — «Сила через радость» (КдФ) и
производственной — «Красота рабочего места». Важной была инициатива ДАФ по началу
выпуска «народного автомобиля» («Фольксваген»). Автомобильный завод «Фольксваген»
был построен на специальные еженедельные отчисления, которые делали немцы. Но
реально на этом заводе выпускались только санитарные машины для вермахта.
Монополия нацистов на средства массовой информации позволяла им скрывать
постоянное падение доли заработной платы в национальном доходе. Страх рабочих перед
гестапо и репрессиями ограничивал выражение классовой солидарности и недовольства.
Протесты были единичнымии кратковременными.
Средние слои города и деревни
Наряду с рабочими в поле «социальной заботы» нацистов находились и представители
среднего класса — мелкие собственники и служащие, крестьянство, интеллигенция — те,
кто составлял массовую базу нацистского движения.
Унификация организаций служащих и ремесленников была проведена достаточно быстро
и основательно. «Арийский» пункт в законе о служащих создавал дополнительные места
для «фольксгеноссен» и в государственной бюрократической машине, и в
образовательных учреждениях. «Аризация» мелкой и средней собственности пополняла
карманы не только крупных промышленников, но и владельцев ремесленных мастерских
и магазинов.
С развертыванием военного производства программные заявления нацистов о защите
«маленького» человека от давления крупной индустрии пришли в противоречие с
интенсивной подготовкой к войне. Многие ремесленные предприятия были
ликвидированы как «нерентабельные». Их материальные и людские ресурсы поступали
в распоряжение крупных военных предприятий. Если же речь шла о «еврейских»
мастерских, то нацисты их безоговорочно отнимали, а владельцев изгоняли. Но все же