История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

История Германии. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 5

 

 

Членство в ДАФ было, по сути, обязательным для всех, занятых в сфере производства, 
включая предпринимателей, но его линия была направлена, прежде всего, на 
установление контроля над рабочими массами. В своей деятельности «фронт» опирался 
на традиции социальных реформ в Германии предыдущего времени. В то же время он 
развил и новаторскую пропагандистско-организационную деятельность. Под знаком 
«народного сообщества» ДАФ стал усиленно насаждать образ «нового» рабочего, который
должен быть быть преданным только «народному вождю».

«Трудовой фронт» побуждал предпринимателей к социальной и культурной деятельности,
а рабочих — к их профессиональному образованию и стимулировал развитие 
производства ежегодными «соревнованиями» между предприятиями. Он стремился вести
идеологическое «воспитание» своих членов во всех сферах жизни предприятия,
включая отдых: организовывал отдых рабочими коллективами, спортивные соревнования 
между предприятиями, курсы народного образования, театральные вечера и т. п. Это 
помогало пропаганде идеи «народного сообщества»и облегчало ее восприятие в массах.

Символами заботы нового государства о «маленьком человеке»стала деятельность 
примыкавших к ДАФ организаций: дешевого отдыха — «Сила через радость» (КдФ) и 
производственной — «Красота рабочего места». Важной была инициатива ДАФ по началу 
выпуска «народного автомобиля» («Фольксваген»). Автомобильный завод «Фольксваген» 
был построен на специальные еженедельные отчисления, которые делали немцы. Но 
реально на этом заводе выпускались только санитарные машины для вермахта.

Монополия нацистов на средства массовой информации позволяла им скрывать 
постоянное падение доли заработной платы в национальном доходе. Страх рабочих перед
гестапо и репрессиями ограничивал выражение классовой солидарности и недовольства. 
Протесты были единичнымии кратковременными. 
Средние слои города и деревни

Наряду с рабочими в поле «социальной заботы» нацистов находились и представители 
среднего класса — мелкие собственники и служащие, крестьянство, интеллигенция — те, 
кто составлял массовую базу нацистского движения. 

Унификация организаций служащих и ремесленников была проведена достаточно быстро 
и основательно. «Арийский» пункт в законе о служащих создавал дополнительные места 
для «фольксгеноссен» и в государственной бюрократической машине, и в 
образовательных учреждениях. «Аризация» мелкой и средней собственности пополняла 
карманы не только крупных промышленников, но и владельцев ремесленных мастерских 
и магазинов. 

С развертыванием военного производства программные заявления нацистов о защите 
«маленького» человека от давления крупной индустрии пришли в противоречие с 
интенсивной подготовкой к войне. Многие ремесленные предприятия были 
ликвидированы как «нерентабельные». Их материальные и людские ресурсы поступали
в распоряжение крупных военных предприятий. Если же речь шла о «еврейских» 
мастерских, то нацисты их безоговорочно отнимали, а владельцев изгоняли. Но все же 

«арийские» ремесленные мастерские, которые экономически были способны служить 
нуждам военного производства, сохранялись и поддерживались. 

В политике по отношению к крестьянам нацисты делали ставку на поддержку крупного 
крестьянского хозяйства, регулирование цен и производства сельхозпродукции. С этой 
целью было создано «Имперское продовольственное сословие». Оно объединило всех 
крестьян и стало частью провозглашаемого нацистами «народного сообщества». Все 
продукты питания состояли на учете у «Продовольственного сословия».

Благодаря государственному планированию и регулированию сельскохозяйственное 
производство существенно поднялось. Немало способствовала этому неустанная 
мобилизационная деятельность органов «продовольственного сословия». Год за годом 
они вели «битву за урожай» и искали средства для восполнения недостатка рабочих
рук и капиталов для сельского хозяйства.

Вопрос об улучшении положения крестьянства был очень важным для политического 
руководства. По мере рассасывания безработицы, нацисты концентрировали энергию на 
ускорении вооружений и самообеспечении страны продовольствием. Но продукты 
оставались дорогими по сравнению с европейскими странами. Следствием всего этого 
был минимальный уровень обеспечения населения такими продуктами как сало, мясо и 
растительное масло. Стандарт жизни сельского населения оставался по-прежнему ниже 
средней черты. Наблюдался отток населения из деревни.

Что касается других аспектов жизни «народного сообщества», то нацисты пытались 
подчинить своему влиянию школу и родительский дом. Там особенно сильным было 
значение «Гитлерюгенд» и нацистских женских организаций.Школьное образование при 
нацизме представляло собой смесь традиционных черт образования и «революционно-
идеологических» притязаний нацистов. Все учителя, которые недооценивали 
политические или «расовые» основы образования, были отправлены в отставку. Почти 
всех оставшихся объединили в «Национал-социалистический союз учителей». 
Одновременно были введены новые учебные планы, написаны учебники с новыми 
толкованиями прежде всего в области немецкого языка, истории и биологии, которые 
были «преобразованы» в свете мировоззрения нацистов. Больше внимания стало 
уделяться спортивному воспитанию. Но полностью «нацифицировать» школу не удалось. 
Как и прежде, в ней изучали классические языки и литературу, а физику и химию 
преподавали по старым планам. По этой причине былисозданы специальные «нацистские 
школы», чтобы, по крайней мере, ограниченный круг молодых людей можно было 
полностьювоспитать в духе Третьего рейха. «Национал-политические 
воспитательныезаведения» («Напола»)
 под сильным партийным влияниемстали 
альтернативой «старым» учебным заведениям и должны были воспитать будущую 
военную и управленческую элиту. Как подготовительнаяшкола для воспитания будущего 
поколения «фюреров»действовали так называемые «школы Адольфа Гитлера», которые 
всвоих учебных планах полностью следовали предписаниям нацистской идеологии.

Учащихся для этих школ тщательно подбирали с точки зрения политической 
благонадежности. При этом социальное происхождениеребят не играло особой роли. 
Главное, чтобы у них были задатки«фюрерства» и «арийское происхождение». Но 

серьезного влияния наобразование нацистские школы не имели. Их было немного. 
Провозглашенная Гитлером «революция воспитания» по разнымпричинам не состоялась.

Подобным образом складывалось дело и в высшей школе. «Национал- социалистический 
союз студентов»
 развил бурную деятельностьпо привлечению студенческой молодежи на 
сторону новой власти.Активисты Союза участвовали в сожжении книг, способствовали
изгнанию из университетов неугодных преподавателей и оказывали массированное 
давление на всех независимо организованных студентов.Попытка унифицировать 
разнообразную студенческую жизнь не вызывала особенного энтузиазма у студентов и 
заставляла многих изних соблюдать дистанцию по отношению к Союзу. Они избегали 
политическихмероприятий и приспособлялись к требованиям режиманастолько, 
насколько было необходимо.

Влияние нацистской власти на университеты было негативным. Университеты и их 
подразделения лишились автономии. Ректорыназначались и были подотчетны министру 
образования. Они провозглашались«фюрерами» своих вузов. Нацисты проводили линию 
на «дисциплинирована» научной и учебной деятельности, которое они понимали как 
верность политической линии национал-социализма.

В связи с пропагандой трудового воспитания, принижения роли высшего образования, 
снизилось количество студентов. Особенно резко упало число студенток, в
связи со специфической оценкой роли женщины нацистами. Уменьшение числа 
студенчества давало дополнительные возможности увольнения в отставку неугодных 
профессоров и доцентов. Только в редких случаях ученые и преподаватели вузов 
поддерживали коллег, которым угрожала отставка, большинство же выказали готовность к
сотрудничеству с нацистским режимом. Среди ученых, которые покинули Германию и 
Австрию, было 24 лауреата Нобелевской премии,что, несомненно, сказалось на уровне 
развития науки и преподавания в высшей школе. 

Развитие науки в разных отраслях было неравномерным. В сфере гуманитарного знания 
оно оказалось наиболее затронутым националистическим и милитаристским духом, 
особенно это относилось к истории и филологии и отрицательно сказалось на развитии 
этих дисциплин. Правда, в области философии наблюдалось некоторое продвижение 
вперед, в частности, в сфере развития экзистенциалистского направления (Мартин 
Хайдеггер). И то только потому, что это течение формировалось под влиянием 
«философии жизни» XIX в., а культ поклонения одному из ее родоначальников —
Фридриху Ницше — достиг в Третьем рейхе невиданных высот.

В сфере прикладного знания наука и техника развивались быстрыми темпами, так как они 
были тесно связаны с подготовкой к войне. В связи с развитием здравоохранения и спорта,
определенное развитие получили медицина, биология и генетика. Но достижениям
в этой области был нанесен огромный урон в морально-нравственном плане, так как часть 
врачей и биологов медицинских учреждений оказались замешанными в преступных 
опытах над заключенными, в эвтаназии и других злодеяниях нацистов.

Национал-социалисты пытались создать собственные научные и учебные заведения 
(высшая школа НСДАП, «Научные академии национал-социалистического союза 

доцентов» в университетах Гиссена, Геттингена, Киля и Тюбингена). Но они не составили 
серьезной конкуренции традиционным академиям наук в Берлине, Геттингене,
Лейпциге, Мюнхене и Гейдельберге.

Национал-социализм и церковь

В 1933 г. около 63 % населения Германии принадлежали к евангелической церкви, а 32,5 %
— к католической, и нацисты вынуждены были считаться с этим фактом. В 24 пункте 
программы НСДАП было записано, что партия стоит на почве «положительного
христианства» и борется только против «еврейско-материалистического духа внутри нас и 
вне нас».

Среди руководителей нацистской партии были и обыкновенные христиане, и религиозные
мистики, и сторонники эзотеризма, и атеисты. Но независимо от степени религиозности, 
существовала несомненная неприязнь к католическому клиру с его пышными обрядами и
строгой иерархией, с его влиянием на общественную и политическую жизнь. Не 
последнюю роль в этой неприязни сыграл и тот факт, что нацисты сами во многом хотели 
быть похожими на католическую церковь и безраздельно владеть душами людей.

Как и все другие политические силы, конфессии недооценили силу гитлеровского 
движения, а в 1933 г. поддались иллюзии найти приемлемую форму сосуществования с 
режимом. Наивысшим пунктами сближения между ними был Конкордат между Берлином 
и Ватиканом.

Нацистское «Движение штурмовиков Иисуса Христа», возникшее еще в 1932 г., 
провозгласило образование собственной церкви под названием «Немецкие христиане» и 
стремилось приспособить церковь к задачам режима. «Гражданский мир» между 
церковью и режимом длился недолго. Уже летом 1933 г. появились разногласия в связи с 
некоторыми требования «немецких христиан», например, установить в алтаре портрет 
Гитлера, по-новому толковать Священное Писание и т. п. При этом обе церкви избегали 
принципиальной оппозиции власти, а лишь выступали против радикального атеизма. 

В свою очередь, евангелическая церковь раскололась – большая часть пошла на прямое 
сотрудничество с нацистами, однако была образована и «Bekenntniskirche» , выступавшая 
против режима.

1939 г. Гитлер прекращает «борьбу с церковью». Однако его «высказывания за столом» 
периода войны не оставляют сомнения, что после своей «конечной победы» он 
планировал полностью устранить в обществе влияние церкви и христианства. Все же обе 
конфессии, за редким исключением, открыто не заступались перед общественностью за 
жертв нацистского террора, не осуждали преследования и массового убийства евреев. 
Лишь отдельные епископы вмешивались в некоторых случаях — когда, например,
речь шла об акциях эвтаназии душевнобольных «арийцев». Но бесспорно, руководству 
обеих конфессий не хватило гражданского мужества для подобных действий. 

Политика нацистов в области культуры

В сфере непосредственного руководства культурой всеобъемлющими правами обладала 
«Имперская палата культуры». Она была создана декретом от 22 сентября 1933 г. Палата 
стала инструментом надзора за деятельностью творческих работников и издателей, а
также управления культурными процессами. Все, занимавшиеся культурной 
деятельностью, должны были приписаться к одному из отделов «Палаты»: пресса, 
художественная литература, радио и кино, музыка, изобразительное искусство и театр. 
Председателем палаты стал Геббельс.

Министерство пропаганды установило стандарты художественного творчества, и это 
касалось всех его форм. Специальные инструкции предписывали творческим работникам 
развивать следующие направления в искусстве: «фронтовое» товарищество и романтизм;
«патриотическое», связанное с особенностями немецкого менталитета (национальный 
колорит, немецкий фольклор, германский дух, мистицизм немецкой души и т. п.). Можно 
было также творить в сфере расовой этнологии, прославляющей нордическую расу и 
защиту ее чистоты. Кроме того, существовало и прямое «партийное» направление
в искусстве, которое возвеличивало нацистское мировоззрение, деятельность Гитлера и 
партии.

В наибольшей степени от нацистской политики пострадала немецкая литература. 
Германию покинуло более 250 немецких писателей и драматургов, поэтов и литературных 
критиков, среди которых были всемирно известные: Т. Манн, Э.-М. Ремарк, Стефан Цвейг и
др. Несмотря на тяжелые условия эмиграции, большинство из них плодотворно трудилось.
В самой Германии в области литературы восторжествовали поэмы, повести и романы 
второразрядного свойства, написанные в духе, рекомендованном министерством 
пропаганды. В то же время некоторые талантливые писатели, оставшиеся в Германии, 
ушли во «внутреннюю эмиграцию». Они старались держаться «вне политики», открыто не 
демонстрируя недовольство властью. 

Область театральной жизни также подверглась «расовой чистке» и унификации. Из страны
уехали знаменитые режиссеры и драматурги, в том числе Фридрих Вольф. Нацисты 
пытались возродить в духе «народности» театральные зрелища и представления.

На сферу музыки и изобразительного искусства особое влияние оказали культурные 
пристрастия Гитлера. Его любовь к музыке Р. Вагнера носила оттенок культа и мистики. 
Ежегодные вагнеровские музыкальные фестивали были превращены в демонстрацию 
связи «новой Германии» с традициями исторических музыкальных драм этого 
композитора. Легкая музыка признавалась, но «негритянский джаз» осуждался как 
«дегенеративная» музыка.Служению национал-социализму напрямую было поставлено 
песенное творчество немецких композиторов. Песня о Хорсте Весселе — «герое-
мученике» нацистского движения была приравнена к национальному гимну. Нацистский 
режим поощрялнаписание и исполнение песен героико-патриотического плана, с 
ритмичной музыкой. Их легко было петь хором и в строю. В песнях также сквозили любовь
к природе, народу, матери.

Гитлер был сторонником классических направлений в искусстве и решительно боролся с 
модернизмом и декадансом («упадничеством»).Была проведена чистка 100 музеев от 
«декадентских» экспонатов. 

Скульптур и полотен в духе агитационной направленности было немного — около 5 %, в 
основном портреты и скульптуры нацистских деятелей. Гитлер изображался в различных 
ролях: то как «партийныйфюрер» или оратор; то как командующий среди «своих» солдат; 
то как одинокий, «харизматический возвышенный «воин». Художникии далее развивали 
искусство, впрямую поставленное на службу нацистской идеологии.

Наибольший след в искусстве нацизм оставил в области архитектуры. Архитекторы 
Третьего рейха упорно трудились над задачейсовмещения политических целей нацистов и
эстетических задачискусства. При этом главным было подчеркнуть значение зданий не 
только как памятников «немецкого»искусства и культуры, но и как центров новой власти, 
соединяющихпрошлое, настоящее и будущее Германии. Для архитектуры Третьего рейха 
был характерен сплав монументализма и любимых Гитлером стилей — неоклассицизма и 
необарокко.Монументализм как символ «величия» Третьего рейха сталотличительной 
чертой партийных и государственных, мемориальных и культурных комплексов.

Быстро росло число посетителей кинотеатров. Были созданы пропагандистские фильмы. С 
1938 г. в кино перед художественным фильмом стал обязательным показ еженедельного 
политического обозрения. Но всеже на экране господствовали аполитичные, главным 
образом веселыеи занимательные фильмы. Нацистам было важно создать у людей
хорошее настроение, убедить, что все в Германии идет нормально.

Антисемитизм и преследование евреев

Консолидация режима и формирование «народного сообщества » шли рука об руку с 
вытеснением из общественной,политической и экономической жизни евреев — самой 
крупнойнегерманской этнической группы населения. Часть из них исповедовала 
христианство, считала немецкий языксвоим, а Германию — Родиной. Более 120 тыс. 
евреев воевали в германскойармии в период Первой мировой войны. Исторически так
сложилось, что не очень богатое еврейское население проживало на востоке Германии, на
границе с Польшей, а состоятельное — главнымобразом в Берлине и других крупных 
городах.

Гитлер и его окружение были патологическими антисемитами. В недрах партийной 
канцелярии, юридическойслужбы государства и СС шла постоянная работа по 
«разрешениюеврейского вопроса» — в смысле изгнания евреев из Германии.
Сразу после 30 января 1933 г. был взят неуклонный курс на вытеснение евреев из 
общественной и культурной жизни, государственныхорганов. Началась «аризация» 
собственности и эмиграция евреев, которую власти Германии в первоевремя поощряли и 
поддерживали. 

Весной 1935 г. на востоке Германии прокатилась очередная волна погромов, еврейской
собственности был нанесен большой материальный ущерб. Это вызвало настолько 
сильную негативную реакцию за границей, что режим, и прежде всего министр экономики
Я. Шахт, решили этот «народный протест» ввести в правовые рамки. Результатом их 
усилий стало «законодательное» преследование по расовыммотивам. 15 сентября 1935 г. 

на съезде НСДАП были принятытак называемые «Нюрнбергские законы», которые 
регулировалиположение евреев в Третьем рейхе, их отношения с немецким населением.
«Закон о гражданстве» лишал евреев политических прав, они становились гражданами 
второго сорта.«Закон о защите немецкой крови и немецкой семьи» запрещал
браки евреев с арийцами. Нарушение закона каралось штрафом или заключением в 
тюрьму.Законом определялось также, кто такой еврей, исходя из понятия «чистоты
крови». Появился такой термин как «мишлинге». От этого зависелиправа и обязанности 
человека. Наиболее бесправными были такназываемые «полные евреи».

После принятия «Нюрнбергских законов» усилился процесс отчуждения евреев от 
общественной жизни в Германии. Последовализапреты смешанного обучения, ускорилась
«аризация» экономики.После принятия «Нюрнбергских законов» наступил короткий спадв
антисемитских акциях, так как 1936 г. был годом Олимпийских игрв Германии. Нацистский 
режим хотел создать у иностранцев хорошеевпечатление о стране и облегчить 
проведение внешней политики.В связи с этим были запрещены все антисемитские 
выступления идемонстрации. Но через полтора года в стране поднялась новая 
волнаантисемитизма, вылившаяся в такой погром, которого Германия незнала со времен 
средневековья. Поводом к нему послужил террористическийакт в Париже против 
немецкого дипломата, совершенныймолодым евреем Г. Грюншпаном, который мстил за 
депортацию семьи.

Это событие послужило сигналом к погрому. Нацисты заявили о необходимости «расчета» 
с евреями.Вечером 9 ноября 1938 г. отряды СС и СА совершили нападения наеврейские 
магазины, учреждения и синагоги, которые продолжалисьвсю ночь. Из-за огромных куч 
разбитого стекла эта ночь была названа«хрустальной ночью». Сотни евреев покончили 
жизнь самоубийством или умерли позже от нанесенных увечий, многие были арестованы 
и отправлены в концлагеря.Эта чудовищная акция совершалась преимущественно самими
нацистами, а остальное население было, в основном, зрителями. Открытовыражала 
сочувствие пострадавшим совсем небольшая группа людей. Еврейское население должно 
было выплатить «искупительныйштраф» в размере 1 млрдрейхсмарок, а все 
разгромленное восстановитьза свой счет. До 1 января 1939 г. евреи были обязаны продать
всесвои предприятия, акции, магазины, мастерские, закрыть конторы и
не имели права самостоятельно производить какую-либо продукцию. «Аризация» 
хозяйства превратилась, по существу, в экспроприацию.

После «хрустальной ночи» стала с особой силой проявляться изощренность нацистской 
политики по отношению к евреям. Появилисьраспоряжения, которые запрещали евреям 
посещать кино итеатры, парки и рестораны; владеть домом, машиной и телефоном;
держать домашних животных; учиться в школах и университетах; пользоваться 
библиотеками и сферой обслуживания; носить дорогиевещи — золото и меха. Ходить по 
улицам и делать покупки евреямразрешалось только в определенное время; жить — 
только в определенныхкварталах или домах. В отличие от немцев, в отношении
которых сохранялись многие прежние законы «нормального»государства, против евреев 
усиливапась мощь государства«чрезвычайных мероприятий», а попросту творилось 
беззаконие. В любое время дня и ночи эсэсовцы могли ворваться в квартиру,
произвести обыск, избить и арестовать людей без какого-либо вразумительного

объяснения. Еврейское население намеренно сталкивалось на обочину жизни и 
погружалось в страх, отчаяние, нищетуи изоляцию.

Насильственная «геттоизация» поневоле заставила евреев самоорганизовываться в 
общины, помогать друг другу, но было немалои тех, кто не выдерживал преследований 
или мысли о предстоящейдепортации и кончал жизнь самоубийством. Оставшимся 
становилось все труднее покинуть страну. В 1941 г. эмиграция вообще была
запрещена.

БИЛЕТ№12. РАСИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ФАШИЗМА. 
ХОЛОКОСТ.

В борьбе за создание массовой социальной базы фашизм выдвинул систему взглядов (т. н. фашистская
идеология), использовавшую в значительной мере реакционные учения и теории, сложившиеся до его
появления   (расистские   идеи;   антидемократические   концепции   Ницше   и   Шпенглера,   Джентиле;
антисемитизм; геополитика, пангерманизм и т. д.).

В   центре   фашистской   идеологии   —   идеи   военной   экспансии,   расового   неравенства,   «классовой
гармонии» (теории «народного сообщества» и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»),
всевластия   государственной   машины   (теория   «тотального   государства»).   В   наиболее
концентрированном виде эти идеи были выражены в книге А. Гитлера «Моя борьба» («Mein Kampf»,
1925). Весьма существенная черта фашистской идеологии — крикливая демагогия с целью маскировки
её истинного содержания. Этой цели служило, в частности, спекулятивное использование фашизмом
популярности   идей   социализма   в   массах.   Возникнув   как   реакция   на   революционный   подъём,
наступление   которого   возвестила   Великая   Октябрьская   социалистическая   революция   в   России,
фашизм  превратился  в  ожесточённого  и   опасного  противника  всего   прогрессивного  человечества  и
прежде всего международного революционного рабочего движения.

Фашизм  и его  идеология – типичный  продукт империализма  XX  века. Он нуждался прежде  всего  в
идеологии «стадного» типа и конструировал её из подручного исторического материала. Составными
частями   идеологии   фашизма   являются   доктрины   тоталитарного   государства   и   агрессивного
этноцентризма. Её важным звеном обычно выступает квази-религиозный политический культ.

По поводу взаимоотношения фашизма и расизма в науке существуют разные мнения. 
Сторонники одной точки зрения полагают, что идея биологического расизма была 
прерогативой нацистского режима, тогда как в фашизме упор делается на нацию, а не расу. 
Последователи этой теории в целом склонны выделять нацизм как особый исторический 
феномен, не считая его одной из разновидностей фашизма.

Согласно другой, более распространённой в настоящее время точке зрения, представленной 
прежде всего Роджером Гриффином и его школой «нового консенсуса», биологический 
расизм органично вплетается в теорию и особенно практику фашизма, основанную на идее 
необходимости революционного «возрождения» и «очищения» нации или расы 
(палингенезиса). Сторонники этой точки зрения, в частности, полагают, что «классический» 
итальянский фашизм имел более расистский характер, чем было принято признавать в 
историографии до конца 1980-х годов. Тем не менее и эти учёные считают биологический 
расизм лишь одной (хоть и весьма распространённой) из возможных исторически 
обусловленных разновидностей такого непременного признака фашизма, как 
ультранационализм, и не считают идею расы неотъемлемым компонентом фашистской 
идеологии. Следует отметить, что в современной западной научной традиции понятие 
«расизм» в целом имеет более широкий объём, чем в постсоветской, охватывая разные 
формы дискриминации и эксклюзионизма (в том числе национальную и этническую).

Значение понятия «Холокост»

В словарях можно встретить множество толкований и значений, однако наиболее верными и 
подходящими определениями можно назвать только два, которые похожи по своему смыслу, 
однако различны по признакам. 
В самом появлении этого слова фашистская Германия давало определение, что Холокост – это 

многочисленные уничтожения и постоянные гонения еврейских народов, как на территории 
Германии, так и всех захваченных территорий во время величайшей войны прошлого века. 
Особенному вниманию подвергались евреи, проживающие на территории Европы. Представляет 
собой самый ужасающий и известный на весь мир пример геноцид, наравне с расправами 
Османской империи.
Если в самом начале Холокост и представлял собой лишь уничтожение еврейских народностей, то 
в самом разгаре войны сожжению подвергали всех, кто был не угоден немецкому правительству –
в том числе и военнопленные советского происхождения, евреи, цыгане, поляки, 
гомосексуалисты, умирающие раненные и инвалиды. 
Слово произошло от созвучного древнегреческого языка, что переводится как «сожжение всех и 
вся». До свершения массовых геноцидов слово толковали несколько в другом смысле – так 
называли принесённые жертвы, особенно популярно это было в язычестве. Сейчас с этим словом 
у большинства людей ассоциируются лишь еврейские уничтожения и в большинстве случаев 
пишется с заглавной буквы.

 Признаки Холокоста фашистской Германии

В большей части немцы старались уничтожать всех евреев, независимо от возраста и пола, 
вследствие этого в Европе было уничтожено около шестидесяти процентов всех еврейских 
представителей – это составляет почти треть всего еврейского населения в мире. В Германии это 
называлось «очищением» мира и считалось вполне нормальным и достойным.
В стороне не оставались и другие народы – было уничтожено почти треть только цыганских 
представителей, массовое сожжение поляков, что составило практически десять процентов от 
всей численности, не считая распрей литовцев и украинцев, считающих себя верными 
приверженцами коллаборационизма. 
Многие из советских пленных, кто дожил до окончания войны, рассказывали о многочисленных 
издевательств и пыток, однако большая часть всё же не смогла увидеть зарево победы – почти три
миллиона советских солдат было уничтожено фашистами в концлагерях. Истреблению 
подвергались и те, кто не мог двигаться, выполнять приказов и просто понимать всё 
происходящее, наряду с которыми были уничтожены девять тысяч мужчин-гомосексуалистов.
Для того чтобы проводить массовые уничтожения, были созданы многочисленные способы, 
выработаны и отточенные на практике системы, а также делались отдельные списки для будущих 
жертв, сооружение так известных лагерей смерти. 
Массовый геноцид продолжался до самого конца – лишь с переходом военного театра на 
территорию Германии и полную майскую капитуляцию истребление всех неугодных людей 
прекратилось, а спасённые люди могли выйти на свободу. 
Несмотря на сжигания, над пленными мучениками нацистами проводились многочисленные 
медицинские эксперименты, негативно сказывающиеся на здоровье человека, а чаще всего и 
вовсе приводящих к летальному исходу.

 
Основные планы и решения Холокоста

Помимо Холокоста, к массовому уничтожению относится термин, пришедший из Иврита, которым
сами евреи характеризуют все уничтожения и гонения евреев, массовые геноциды и пытки – шоа, 
что означает огромное бедствие или колоссальную катастрофу. Многие говорят, что это более 
подходящий термин, нежели Холокост, который хоть и более распространён, однако не совсем 
подходящий для олицетворения политических свершений нацистов в отношении некоторых рас.

За всё время войны фашистами было создано почти семь тысяч концентрационных лагерей, 
включая и различные гетто. Однако эти данные не один раз пересчитывались – и уже в начале 
двадцать первого века назвали другую цифру, соразмерную двадцати тысячам. Сейчас эта цифра 
удвоилась вдвое, что учитывает лагеря только на Европейской территории. Общим количеством 
уничтоженного при помощи геноцида считается шесть миллионов евреев, проживающих на 
территории Европы. Документально это подтверждено и на известном послевоенном 
Нюрнбергском суде. Однако точного количества людей и всех имён погибших нет, и неизвестно 
будет ли существовать эта информация вообще.
Причинами неизвестности служит то, что под конец войны нацисты пытались скрыть все следы 
своих издевательств и насилия, да и вообще существования таких лагерей. Единственным, что 
показало настоящую истину, было существование различных документов об уничтожении 
останков, подверженных геноциду, людей. Такой приказ поступил в то время, когда стало ясно, 
что приход советской армий и её многочисленных войск неизбежен. Лишь в Иерусалиме можно 
найти неполный список жертв, внёсший в себя приблизительно четыре миллиона жертв.
Также очень часто целиком уничтожали целые семьи, после чего не оставалась даже одного 
человека, кто мог бы сообщить имена погибших. Или люди надеялись на чудо и ждали встречи с 
родными и близкими, отказываясь верить в их гибель. Огромное количество уничтоженных 
граждан было и на территории Советского Союза, однако зарубежные исследователи называли их
одним словом – «советские граждане» - и не стремились уточнять расовую принадлежность, 
считая это не таким уж и необходимым.

 Численность пострадавших и погибших от Холокоста

Одна из самых известных книг Холокоста, именуемая энциклопедией, примерно подсчитала всех 
погибших. В ней присутствует и полномасштабная статистика по погибшим в СССР с помощью 
геноцида, а также Прибалтийские страны. Польские евреи оказались самыми многочисленными – 
их примерное количество составило около трёх миллионов, вслед за ними следует один миллион 
и двести тысяч советских граждан еврейского происхождения. В Венгрии погибло почти пятьсот 
сорок тысяч людей, представителей еврейского класса. Также сто сорок тысяч жителей Литвы и 
лишь семьдесят тысяч жителей Латвии, что достаточно много для таких маленьких стран. Одной 
из самых пострадавших от геноцида регионов Советского Союза считалась Белоруссия – там 
истребили более чем восемьсот тысяч евреев. Также многочисленным ужасам войны были 
подвержены и Германия, в которой пострадали почти сто сорок тысяч еврейских народов и 
поселений, Румыния с почти трёхсот тысячными погибшими, Голландия, в которой пострадало сто
тысяч человек. Французские и Чешские евреи погибли практически в равных количествах, что 
составляет примерно восемьдесят тысяч. В Словакии ушло из жизни семьдесят тысяч, в Греции 
погибло лишь на пять тысяч меньше, а Югославия, как считает статистика, обошлась 
минимальными потерями – шестьдесят тысяч евреев.   

 Основные события, связанные с Холокостом

Всего нацистский Холокост включал в себя три фазы. Первая предполагала принудительное 
выселение всех представителей евреев с территории Германии и её областей, однако этап 
продлился лишь до сорокового года. Следующая фаза началось именно тогда, когда все евреи 
оказались сконцентрированы в Польше и других странах, с этого периода началась активная 
практика гетто, продолжавшаяся до начала сорок второго года. Здесь берёт начало окончательная
фаза, подразумевавшая полное уничтожение еврейского народа в соответствии с планом.

 Истязательства еврейского народа

С началом войны нацисты захватили обширные территории, в числе которых присутствовали 
Польша, Прибалтика, Украина и Белоруссия. В крупнейших городах этих оккупированных 
территорий создавались концентратные лагеря и гетто – временные контролируемые места 
скопления еврейских народов, иногда их создавали и в малочисленных, небольших по площади. 
Самым большим гетто по праву считается Варшавское, в котором находилось почти четыреста 
восемьдесят тысяч людей.

 История крупнейшего лагеря смерти - Освенцима

Одним из самых больших концентратных лагерей, или называемых людьми лагерей смерти был в 
Польше, называемый Освенцим, который унёс жизни около 1,1 миллиона мужчин, женщин и 
детей. Сейчас он считается настоящим символ геноцида, Холокоста, террора и насилия от 
объединённых под Третьим Рейхом нацистов. 
Датой создания лагеря считается сороковой год. Изначальная цель – контроль над 
многочисленными арестованными поляков, а также полная наполненность всех тюремных камер 
в стране. 
Приказы об уничтожении или пытках здесь исходили в зависимости от письменных приказов 
командира или начальника лагеря, а также отчёты специальных служб. 
В сорок третьем году здесь начинаются особенно яркие примеры незаконного проведения 
медицинских истязательств и экспериментов, организаторами этих деяний был рейхсфюрер СС, 
главный врач СС и полиции, а также директор института исследований в целях 
усовершенствования военной науки. Несмотря на то, что многие цели опытов состояли в том, 
чтобы найти различные методы для улучшения и приближения собственной победы, 
большинство опытов заканчивались ужасающими криками, пытками, массовой стерилизацией и 
зачастую убийством испытуемого. 
На основании частично сохранившихся документов лагерей установлено, что среди 1,3 миллиона 
депортированных людей, находившихся в заточении, около двухсот тридцать две тысячи 
составляли дети и подростки в возрасте до восемнадцати лет. Из них двести шестнадцать тысяч 
представителей евреев, одиннадцать тысяч цыганских представителей, примерно три тысячи 
поляков и тысячи детей, представлявшие собой русского, украинца, белоруса и другие 
национальности.

 Применение массовых расстрелов

Если евреев уничтожали в специальных лагерях и гетто, которые находились непосредственно на 
территории проживания или поблизости, то на оккупационной территории Советского Союза всё 
было совершенно по-другому. Женщин, мужчин и детей просто сгоняли в овраги и расстреливали 
всех подряд, причём таким убийствам подвергались не только евреи и цыгане, но и руководители 
подпольных организаций, участники и просто противники.
Разные источники выделяют разные даты проведения Холокоста на территории России, однако 
всего выделяют три этапа.
Первый этап берёт своё начало от нападения, совершённого двадцать второго июня 1941 года и 
заканчивается началом зимы 42-го, некоторые ограничивают это время Ванзейской 
конференцией. За этот небольшой промежуток времени большинство евреев, проживающих на 
восточной территории Советского Союза, в частности, в Белоруссии, Литве, Латвии, Эстонии и на 
Украине, а также успевшие подвергнуться оккупации территории РСФСР. 
Следующий этап, начавшийся сразу после окончания первого, но наиболее активнее 
проявляемый с начала весны и закончившийся холодным и кровопролитным декабрём 43-го 

включает в себя ликвидацию оставшихся евреев, расположенных на окраине государства.
Несмотря на постоянные отступления в течение 1943 и 1944 года, немцы успевали уничтожать 
столь ненавистных им евреев, продолжая буйства до самого отступления – конца лета 44-го года.

 Коллаборационисты, действующие вместе с Третьим Рейхом

Наравне с гетто и концентратными лагерями во время войны появились и так называемые 
коллаборационисты – люди, поддерживающие Третий Рейх и его методы по отношению как к 
еврейским и «низшим» народам, так и к людям, не угодным. Это были ярые приверженцы и 
последователи гитлеровского режима и стран Оси. 
В своём первичном значении слово «коллаборационизм» означал поддержку некоторых 
французских граждан. Однако позже под влияние и истинную сущность этого слова начали 
попадать и другие страны Европы, которые неминуемо поглощала фашистская угроза во главе с 
нацистами. 
Всего таких людей насчитывают около двух миллионов, которые бодро вошли в ряды солдат 
Вермахта и различных дивизий, полков, легионов, бригад и батальонов.

 Предательства и многочисленные переходы «на сторону» геноцида

Ярые приверженцы германского режима и коллаборационисты, определённые группировки 
встречались и в Советском Союзе – и причин для этого было множество. Безусловно, ряды солдат 
Германии пополняли люди, вправду верящие Гитлеру и олицетворяющие его как всемирного 
спасителя, будучи огорчёнными на многочисленные репрессии и суровость сталинского режима. 
Однако некоторые входили в специальные отряды в качестве лазутчиков, доставая и передавая 
всю получаемую информацию партизанам и разведчикам. 
Случались и такие ситуации, в которых стояла дилемма: либо поступление на службу к врагу или 
смерть от голода и холода. Некоторым приходилось надевать форму и идти служить чужбине, в 
глубине души надеясь при первой же возможности сбежать со всеми сведениями в руки 
партизанских отрядов или в ряды Красной Армии.
Существует множество учёных, пытающихся выяснить все причины перехода на сторону врага, 
однако точного мнения ещё не выявили. Поэтому данные касательно советских граждан и 
военнослужащих, переходящих в немецкий фронт и тыл врага, сильно разнятся – кто-то указывает,
что таких было более ста тысяч, а некоторые предпочитают меньшие числа. Однако итог один – 
такие люди были и из-за них, чаще всего, погибали невинные люди и дети.
Таких людей ловили ещё яростнее, чем обычных немецких солдат, считая предателями. Первый 
процесс по делу коллаборационистов, принадлежавших по гражданству к Советскому Союзу, 
состоялся летом 43-го года.

 Реакция еврейского населения на планы Третьего Рейха

Всё сопротивление, в которое плавно вытекали возмущения еврейских представителей, делилось 
на два вида: пассивное движение и активное. 
Более распространённым были пассивные движения, включающие в себя всевозможную помощь 
другим себе подобным, находящимся в более затруднительном положении. Для этого 
создавались специальные организация помощи – гуманитарной. Кроме того, люди пытались 
сбежать с места жительство в другую страну, не смотря на все удобства и комфорт. Места 
выбирали такие, где была наименьшая вероятность нападения фашистов. Также имело место 
быть и самопожертвование, в некоторых странах всех евреев выводили на улицы перед 
виселицей и требовали добровольце, ставя условием жизни всех остальных. Некоторые просто 

заканчивали свою жизнь самоубийством, дабы не попасть в руки нацистов. Некоторые еврейские 
представители вступали в партизанские отряды и армию, или организовывали собственные 
подпольные организации. 
Подпольные организации, участие в жизни партизан и секретных отрядах по большей части 
относится к активному сопротивлению. Особенно ярко такие отряды выражали себя в Белоруссии,
на Украине и в Литве партизан и подпольщиков было гораздо меньше. Такие организации во 
многом стремились помочь приблизить Красную Армию и защищать невинный и беззащитный 
народ, в том числе женщин и детей. 
Многие организация создавались прямо в гетто и концлагерях, организовывая спланированные 
побеги и восстания. Однако такой деятельности немного, потому что условия были 
невыносимыми, и приходилось выживать и бороться за свою жизнь, не говоря уже о попытках 
сбежать. Самым многочисленным и продолжительным восстанием евреев было сопротивление 
на территории Варшавского гетто, продолжавшееся около месяца. Нацисты для подавления были 
вынуждены применить тяжёлую технику и артиллерию.

 Отношение Третьего Рейха к последователям Библии

В большинстве случаев нацисты и их последователи были противниками других религиозных 
направлений, поэтому все религиозные лица были подвержены многочисленным гонениям и 
уничтожениям. 
Самыми известными религиозными лицами, так ненавистными для Третьего Рейха, являлись 
именуемые Исследователями Библии, после 1931-го года им присвоили другое название – 
свидетели Иеговы. 
Ненависть к этому движению началось ещё с первой войны и связано это непосредственно с 
целью и пропагандой. Множество последователей призывали людей остановить все 
кровопролития, сложить орудия и прекратить многочисленные распри и войны. Однако не все 
верили в святость целей – в народе витали мнения о причастности еврейских представителей и 
решении выполнять революцию, напрямую связанную с большевиками. 
С приходом к власти Гитлера многие участники движения лишились места работы, позже им 
запретили проводить собрания. И в 1933 году движение было полностью запрещено связывать 
свою жизнь с этой организацией и вообще иметь с ней что-то общее. Главное здание опечатали, а 
всё находящееся внутри имущество было ликвидировано. Несмотря на многочисленные 
ущемления и ограничения, впервые за несколько лет организация возросла практически в два 
раза.
Многие церкви и относящиеся к ним объекты поддержали решение нового рейхсканцлера и 
пытались оказать всевозможную помощь по мере своих сил. В мае 33-го года организация 
официально оказалась запрещённой, а деятельность считалась недопустимой и сурово 
наказуемой, последствия оказались плачевными – многие свидетели оказались в тюрьме, а 
большинство и вовсе попало в знаменитые лагеря смерти.

БИЛЕТ №13. РЕШЕНИЯ ДЕРЖАВ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ ПО 
ГЕРМАНИИ.

1) Возникновение германского вопроса

 

 

Большинство историков сегодня полагают, что германский вопрос возник с началом 
Второй мировой войны, и что первопричиной его возникновения стала агрессивная 
внешняя политика Германии и антигуманный характер нацистского режима. Противники 

Германии начали обсуждать судьбу ее послевоенного устройства фактически сразу после 
начала Второй мировой войны.

Суть германского вопроса в представлениях политических деятелей Англии в 1940-1941 гг. 
была наиболее ярко выражена британским дипломатом Робертом Ванситтартом, который
резко осуждал гитлеровскую политику и полагал, что она выражает немецкий 
национальный характер, то есть не видел особого различия между «немцами» и 
«нацистами». Он отрицал наличие демократических сил в немецком народе и выступал за
кардинальное решение германского вопроса в виде длительной англосаксонской
опеки над Германией после победы.

14 августа 1941 года  премьер-министр Англии Уинстон Черчилль и президент США 
Франклин Рузвельт подписали Атлантическую хартию, которая носила декларативный 
характер, поскольку США официально еще не участвовали в войне.

В ходе Лондонской Межсоюзной конференции 24 сентября 1941 г. была оглашена 
декларация советского правительства, в которой выражалось согласие с принципами 
Атлантической хартии. Каких-то более конкретных заявлений по отношению к будущему 
Германии в 1941 больше не последовало. Таким образом, в 1939-1941 гг. союзники по 
формирующейся антигитлеровской коалиции еще не выработали согласованной точки 
зрения на будущее послевоенной Германии.

1 января 1942 г. в Вашингтоне представители США, СССР, Англии и еще 23 государств 
подписали «Декларацию объединенных наций», в которой правительства, занятые 
борьбой с нацизмом, брали на себя обязательства употребить все свои военные и 
экономические ресурсы для достижения победы над Германией и ее союзниками.

26 мая 1942 г. был подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне, о 
сотрудничестве и взаимной помощи после войны. 11 июня 1942 г. аналогичное 
соглашение подписали правительства США и СССР. Однако и в этих документах, 
подписанием которых завершилось юридическое оформление антигитлеровской 
коалиции, суть германского вопроса не была официально сформулирована.

Политика по отношению к Германии разрабатывалась в глубокой тайне. В беседах с 
советским полпредом в Англии И. М. Майским в конце 1941 г. У. Черчилль впервые 
открыто поставил вопрос о расчленении Германии после победы, сделав акцент на 
отделении Пруссии от остальных ее частей. В январе 1942 г. по распоряжению Ф. 
Рузвельта была создана «Консультативная комиссия по послевоенным проблемам»
которая вскоре представила на рассмотрение американского правительства несколько 
планов послевоенного раздела Германии: на три, пять и семь частей. Согласно открытым в
середине 90-х г. архивным документам аналогичные планы разрабатывались также и 
руководством СССР.

Впервые три главных союзника по антигитлеровской коалиции обсудили вопрос о 
будущем Германии на Московской конференции министров иностранных дел (19 - 30 
октября 1943 г.). Представители США и Великобритании прямо заявили о необходимости 
расчленения Германии. Нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов уклонился от 

высказывания советской позиции по поводу послевоенного устройства Германии, заявив, 
что «вопрос находится в процессе изучения». Конференция приняла «Декларацию об 
ответственности гитлеровцев за совершенные зверства»
, в которой говорилось, что 
военные преступники будут судимы на месте народами, над которыми совершали 
насилия.

2) Тегеранская конференция

 

 

Тегеранская конференция проходила с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. К тому моменту 
германский вопрос находился уже в стадии детальной проработки. 

США поставили вопрос о расчленении Германии после войны на пять автономных 
государств. Великобритания предложила отделить от Германии Пруссию, а южные 
области страны включить вместе с Австрией и Венгрией в так называемую Дунайскую 
конфедерацию. Советская делегация не поддержала эти планы. Обсуждение германского 
вопроса было решено передать в Европейскую консультативную комиссию (ЕКК).

На Тегеранской конференции также было в целом согласовано решение о передаче 
Кенигсберга СССР.

3) План Моргентау 

 

 

В 1944 г. союзники продолжали разрабатывать проекты, связанные с решение германского
вопроса. Особую известность получил «план Моргентау», названный по имени 
разработавшего его министра финансов США Генри Моргентау. Он состоял из 14 пунктов и 
заключался в превращении Германии в аграрную страну. План предусматривал передачу 
Франции Саара и ряда прилегающих к нему территорий, превращение Рура, Рейнской 
области и района Кильского канала в «международную зону», расчленение остальной 
Германии на два «автономных государства» и уничтожение ее крупной промышленности.

По сути, Германия должна была в итоге перестать быть конкурентом западных стран, 
превратиться в поставщика дешевой рабочей силы и сырья. С планом в принципе 
согласился и Черчилль. Когда же о плане стало известно в Германии, геббельсовская 
пропаганда использовала его на 100 %, убеждая население Германии в том, что готовится 
чудовищная оккупация Германии, которая приведет к изгнанию 40 млн немцев, к смерти 
от голода и изнурительного труда.

План Моргентау встретил мощное противодействие части американской политической 
элиты, поэтому он не стал официальным документом американской политики по 
отношению к Германии.  
__________________________________________________________________

Если суммировать все то, что было сказано союзниками по антигитлеровской коалиции о 
Германии, то решение германского вопроса представлялось к концу 1944 г. следующим 
образом:
- Достижение военной победы. 
- Полная и безоговорочная капитуляция немецкой армии.

- Ликвидация гитлеровского режима, демократическое переустройство
Германии. 
- Необходимость ее оккупации на какой-то определенный
срок. 
- Наказание военных преступников. 
- Непризнание аншлюса Австрии (она должна была стать самостоятельным государством) 
и всех последующих военных захватов. 
- Изменение границ Германии в пользу Польши и СССР. 
- Расчленение Германии во имя того, чтобы обезопасить себя и непосредственных соседей
Германии от новой возможной агрессии. 
- Необходимость возмещения Германией нанесенного ущерба путем взимания с нее 
репараций.

Обращает на себя внимание тот факт, что в этих планах отсутствуют представители 
немецких политических кругов. Германский вопрос изначально предполагалось решать 
без участия или с минимальным участием немцев.

4) Крымская конференция

 

 

4-11 февраля 1945 г., когда советские войска уже подступали к Берлину, в Крыму состоялась 
встреча И. В. Сталина, У. Черчилля и Ф. Рузвельта и получила название Крымской (Ялтинской) 
конференции.

Германский вопрос стал главным вопросом для обсуждения. Более года выработкой 
рекомендаций по его решению занималась ЕКК в Лондоне. Комиссия подготовила несколько 
вариантов документа о безоговорочной капитуляции Германии, Декларации о поражении 
Германии и взятии на себя верховной власти союзниками и т. д.

Главы делегаций по итогам Крымской конференции сделали небольшое публичное 
Заявление, в котором преобладали лишь общие фразы. Там говорилось об уничтожении 
германского милитаризма, ликвидации или взятии под контроль всей военной 
промышленности, которая могла бы быть использована, необходимости стереть с лица земли 
нацизм, о взимании репараций в максимально возможной мере и др.

Именно эта информация с соответствующими комментариями и искажениями нацистской 
пропаганды дошла до немцев. Хотя в Заявлении и говорилось о том, что в цели союзников не 
входит уничтожение германского народа, ведомство доктора Геббельса постаралось убедить 
народ в том, что враги Германии в Ялте придумали нечто такое страшное, что боятся об этом 
сказать прямо, и что немцам остается только сражаться до конца.

Много времени на Крымской конференции заняло обсуждение репарационной проблемы. 
Было решено создать специальную репарационную комиссию, но в принципе договорились о 
том, что Германия обязана возместить ущерб, причиненный ею в ходе войны другим 
государствам.  

Проблему расчленения Германии первым в Ялте поднял Сталин.  Дальнейшая дискуссия 
свелась к тому, стоит ли говорить немцам, что Германия будет расчленена. Немцам об этом не
сказали, но в итоге дискуссии для изучения процедуры расчленения Германии была создана 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..