КАМЕШКОВСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ). ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ (2018 год) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     КАМЕШКОВСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ). ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

КАМЕШКОВСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ). ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ (2018 год) - часть 10

 

 

 

146 

 

- проведение работ по гидромелиорации; 
-  снижение  природной  пожарной  опасности  лесов  путем  регулирования 

породного 

состава 

лесных 

насаждений 

и 

проведения 

санитарно-

оздоровительных мероприятий; 

-  проведение  профилактического  контролируемого  противопожарного 

выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих 
материалов. 

К  вышеперечисленным  мерам  противопожарного  обустройства  лесов, 

Постановлением Правительства РФ от  16.04.2011 № 281 «О мерах противопо-
жарного обустройства лесов», дополнительно относятся: 

-  прочистка  просек,  прочистка  противопожарных  минерализованных  по-

лос и их обновление; 

-  эксплуатация  пожарных  водоемов  и  подъездов  к  источникам  водоснаб-

жения; 

- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах; 
- установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечива-

ющих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной 
безопасности; 

-  создание  и  содержание  противопожарных  заслонов  и  устройство  лист-

венных опушек; 

-  установка  и  размещение  стендов  и  других  знаков  и  указателей,  содер-

жащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.   

Противопожарное обустройство лесов на лесных участках, предоставлен-

ных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляется лицами, 
использующими леса на основании проекта освоения лесов. 

Обеспечение  средствами  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров 

включает в себя: 

- приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 
- содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповеще-

ния; 

- создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного 

снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. 

Нормативы противопожарного обустройства лесов установлены Приказом 

Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарно-
го обустройства лесов». 

Виды  средств  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров,  нормативы 

обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия 
средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов 
определены приказом Минприроды России от 15.07.2015  № 321 «О внесении 
изменений в приказ Минприроды России от 28.03.2014  № 161 «Об утвержде-
нии  видов  средств  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров,  нормативов 
обеспеченности  данными  средствами  лиц,  использующих  леса,  норм  наличия 
средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».  

 

147 

 

Нормы  по  их  видам  и  количеству  установлены  как  минимально  необхо-

димые. 

     

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров 

Мониторинг  пожарной  опасности  в  лесах  и  лесных  пожаров  включает  в 

себя: 

- наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными по-

жарами; 

-  организацию  системы  обнаружения  и  учета  лесных  пожаров,  системы 

наблюдения  за  их  развитием  с  использованием  наземных,  авиационных  или 
космических средств; 

- организацию патрулирования лесов; 
- прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населе-

ния и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожа-
рах специализированными диспетчерскими службами. 

Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лес-

ных  пожаров,  состав  и  форма  представления  данных  о  пожарной  опасности  в 
лесах  и  лесных  пожарах  устанавливаются  уполномоченным  органом  исполни-
тельной власти. 

 

Разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров 

Органы государственной власти в пределах своих полномочий разрабаты-

вают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: 

-  перечень  и  состав  лесопожарных  формирований,  пожарной  техники  и 

оборудования,  противопожарного  снаряжения  и  инвентаря,  иных  средств  пре-
дупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, по-
рядок  привлечения  и  использования  таких  средств  в  соответствии  с  уровнем 
пожарной опасности в лесах; 

-  перечень  сил  и  средств  подразделений  пожарной  охраны  и  аварийно-

спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном 
порядке  к  тушению  лесных  пожаров,  и  порядок  привлечения  таких  сил  и 
средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 

-  мероприятия  по  координации  работ,  связанных  с  тушением  лесных  по-

жаров; 

- меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противо-

пожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных 
материалов; 

- иные мероприятия. 
Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров уста-

новлен Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 № 377 «Об утвержде-
нии  правил  разработки  и  утверждения  плана  тушения  лесных  пожаров  и  его 
формы». 

План разрабатывается в отношении лесничества.  

 

 

148 

 

Выполнение работ по охране лесов от лесных пожаров 

 

Работы  по  тушению  лесных  пожаров  и  осуществлению  отдельных  мер 

пожарной безопасности в лесах выполняются ГАУ ВО «Владимирский лесхоз». 
Авиационное  патрулирование  -  ГБУ  ВО  «Владимирская  база  авиационной 
охраны лесов».  

Тушение  лесных  пожаров  на  территории  Владимирской  области  осу-

ществляет специализированное учреждение ГАУ ВО «Владимирский лесхоз», а 
также выполняет противопожарные мероприятия на не арендованной террито-
рии.  

На  территории  ГКУ  ВО  «Камешковское  лесничество»  тушение  лесных 

пожаров  осуществляет  Ковровский  филиал  ГАУ  ВО  «Владимирский  лесхоз», 
который имеет 1 ПХС-2 типа. 
 Для  участия  в  выполнении  работ  по  тушению  лесных  пожаров  и  осуществле-
нию  отдельных  мер  пожарной  безопасности  в  лесах  органы  государственной 
власти  вправе  привлекать  добровольных  пожарных.  Распределение  земель  Ка-
мешковского лесничества по способам мониторинга пожарной опасности в ле-
сах и зонам осуществления авиационных работ по охране лесов следующее: 

зона наземного мониторинга–4,3 тыс. га;  

зона осуществления авиационных работ по охране лесов (зона авиа-

ционного  мониторинга  (районы  применения  наземных  и  авиационных  сил  и 
средств) -46,9 тыс.га.   

Противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, рекон-

струкция и содержание дорог противопожарного назначения осуществляется на 
основании проектной документации на строительство дорог противопожарного 
назначения в соответствии с п.1.ст.16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федера-
ции  и  о  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  РФ»;  п.2.3.1. 
ч.2.3.  «Инструкции  по  охране  природной  среды  при  строительстве,  ремонте  и 
содержании  автомобильных  дорог.  ВСН  8-89»;  «Инструкцией по  проектирова-
нию лесохозяйственных автомобильных дорог. ВСН 7-82». 

Создание  систем,  средств  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров 

(пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержа-
ние этих систем, средств, а также формирование запасов ГСМ на период высо-
кой пожарной опасности. 
Мероприятия  по  охране,  защите,  воспроизводству  лесов,  в  частности  охрану 
лесов  от  пожаров,  осуществляют  арендаторы  лесных  участков  на  основании 
проектов освоения лесов, а при отсутствии арендаторов – уполномоченные ор-
ганы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соот-
ветствии со ст. 81 - 84 Лесного кодекса (часть 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ). 

Учитывая степень пожарной опасности в лесах лесничества и действую-

щие Федеральный Закон от 21.12.1997 № 69 «О пожарной безопасности», Пра-
вила  пожарной  безопасности  в  лесах,  проектируется  комплекс  противопожар-
ных мероприятий. 
Пользователи  лесными  участками  должны  быть  оснащены  противопожарным 

 

149 

 

оборудованием в соответствии с приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 
161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожа-
ров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, 
норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при исполь-
зовании лесов». 

Объемы мероприятий по противопожарному устройству в Камешковском 

лесничестве приведены в таблице 22. 

Таблица 22 

Объёмы мероприятий по противопожарному устройству 

 

№ 

п/п 

Наименование мероприятий 

Ед. изм. 

Срок 

выполнения 

Объём 

1. Разграничение территории по способам обнаружения лесных пожаров  

1.1.  

Зона авиационного мониторинга (районы 
применения наземных и авиационных 
средств)  

 
 тыс. га   ежегодно  

46,9  

1.2.   Зона наземной охраны  

тыс. га   ежегодно  

4,3  

2. Мероприятия по предупреждению возникновения пожаров 

2.1  

Организация постоянных действующих 

агитвитрин (стендов), выставок   

шт.  

ежегодно  

1  

2.2  

Установка предупредительных аншлагов, 
панно, плакатов, запрещающих знаков  

 шт.  

ежегодно  

25 

2.3  

Устройство мест отдыха и курения, 
разведения костров  

шт.  

ежегодно  

15  

2.4.  

Установка и содержание шлагбаумов на 
лесных дорогах  

 шт.  

ежегодно  

25  

2.5   Создание ДПД  

шт.  

ежегодно  

3  

3. Мероприятия по предупреждению и ограничению лесных пожаров 

3.1.  

Прокладка просек, противопожарных 
разрывов, устройство противопожарных 
минерализованных полос   

км 

ежегодно  

200 

3.2.  

Прочистка просек, прочистка 
противопожарных минерализованных полос 
и их обновление  

км 

ежегодно  

243 

3.3.  

Проведение контролируемого выжигания  
сухих горючих материалов  

га 

ежегодно  

3.4.  

Устройство противопожарных разрывов  
(ежегодно)  

км 

ежегодно  

3.5.  

Уход за противопожарными разрывами 
(ежегодно)  

 

км 

ежегодно  

3.6   Строительство дорог противопожарного 

км 

ежегодно  

1,7 

 

150 

 

назначения  

3.7  

Реконструкция и содержание дорог 
противопожарного назначения  

км 

ежегодно  

3,8  

3.8   Строительство искусственных водоемов  

шт.  

за 

планируемый 

период  

-  

3.9   Устройство подъездов к водоемам  

км 

за 

планируемый 

период  

0,2  

4. Мероприятия по организации обнаружения лесных пожаров 

4.1 

Строительство пожарных вышек 

шт. 

за 

планируемый 

период 

-  

4.2  

Ремонт вышек наблюдения за пожарной 
обстановкой  

шт.   ежегодно  

-  

4.3  

Устройство и содержание пунктов приема 
донесений от авиации  

шт.   ежегодно  

1  

4.4   Наем и содержание временных рабочих   

чел.   ежегодно  

7  

5. Мероприятия по организации тушения лесных пожаров 

5.1  

Организация пунктов сосредоточения средств 
пожаротушения  

шт.   ежегодно  

5.2   Строительство помещения ПХС-II типа  

шт.  

за 

планируемый 

период  

-  

5.3   Доукомплектование ПХС-1  

шт.   ежегодно  

-  

5.4   Доукомплектование ПХС-2  

шт.   ежегодно  

5.5  

Приобретение различных типов 
радиостанций  

шт.  

за 

планируемый 

период  

-  

5.6   Приобретение сотовых телефонов  

шт.   ежегодно  

-  

5.7  

Комплекты противопожарного оборудования 
и инвентаря  

компл. ежегодно  

60  

6. Мероприятия по развитию системы лесопожарной службы 

6.1  

Организация контроля за полетом 
воздушного судна в режиме реального 
времени  

тыс. га   ежегодно  

46,9  

6.2  

Создание рабочих мест, связанных с 
использованием ИСДМ – Рослесхоз  

чел.  

за 

планируемый 

период 

1  

6.3  

Составление проектов противопожарного 
обустройства лесничеств  

шт.  

1  

6.4   Приобретение транспортных средств  

шт.  

38  

 

 

151 

 

Основным  видом  охраны  лесов  на  территории  лесничества  Камешковского 
остается наземное патрулирование.  
 
 

 
 
 

2.17.1.2. Требования к охране лесов от загрязнения и иного негативного  

воздействия 

 

Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в 

соответствии с статьями 60.12-60.16 Лесного кодекса РФ, Федеральным законом 
от  10.01.2002  №  7-ФЗ  «Об  охране  окружающей  среды»  и  другими 
федеральными законами. 

При  использовании  лесов,  охране  лесов  от  пожаров,  защите, 

воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны 
соблюдаться  установленные  законодательством  Российской  Федерации 
требования по охране окружающей  среды от  загрязнения и  иного негативного 
воздействия,  выполняться  меры  по  охране  лесов  от  загрязнения  (в  том  числе 
нефтяного,  радиоактивного  и  другого)  и  иного  негативного  воздействия, 
включая  меры  по  сохранению  лесных  насаждений,  лесных  почв,  среды 
обитания  объектов  животного  мира,  других  природных  объектов  в  лесах,  а 
также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и 
лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые 
подверглись загрязнению и иному негативному воздействию. 

Охрана  лесов  от  загрязнения  и  иного  негативного  воздействия 

осуществляется 

физическими 

и 

юридическими 

лицами, 

органами 

государственной  власти,  органами  местного  самоуправления  в  пределах  их 
полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом и Федеральным 
законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 

Особенности  рекультивации  земель  при  использовании  лесов,  охране 

лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении 
лесосечных  работ,  меры  по  сохранению  лесных  насаждений,  лесных  почв, 
среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах 
утверждаются Правительством Российской Федерации. 

Невыполнение  гражданами,  юридическими  лицами,  осуществляющими 

использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов 
в части охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия является 
основанием  для  досрочного  расторжения  договоров  аренды  лесных  участков, 
договоров  купли-продажи  лесных  насаждений,  а  также  для  принудительного 
прекращения  права  постоянного  (бессрочного)  пользования  лесным  участком 
или права безвозмездного пользования лесным участком. 

В  целях  охраны  лесов  от  радиоактивного  загрязнения  осуществляется 

радиационное обследование лесов и устанавливаются зоны их радиоактивного 

 

152 

 

загрязнения. 

Особенности  осуществления  профилактических  и  реабилитационных 

мероприятий  в  зонах  радиоактивного  загрязнения  лесов  устанавливаются 
приказом  Минприроды  России  от  08.06.2017  №  283  «Об  утверждении 
особенностей  осуществления  профилактических  и  реабилитационных 
мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов». 

В  целях  осуществления  профилактических  и  реабилитационных 

мероприятий  в  зонах  радиоактивного  загрязнения  лесов  на  основании  данных 
радиационных 

обследований 

леса, 

загрязненные 

радионуклидами, 

подразделяются на зоны радиоактивного загрязнении: 

а)  зона  низкой  степени  загрязнения  лесов  -  по  плотности  загрязнения 

почвы  цезием-137  (

137

Cs

)  -  от  1  до  5  Ки/км

2

  (от  37  до  185  кБк/м

2

)  и  по 

плотности загрязнения почвы стронцием-90 (

90

Sr

) от 0.15 до 1 Ки/км

2

 (от 5,55 

до 37 кБк/м

2

); 

б)  зона  средней  степени  загрязнения  лесов  -  по  плотности  загрязнения 

почвы  цезием-137  (

137

Cs

)  от  5  до  15  Ки/км

2

  (от  185  до  555  кБк/м

2

)  и  по 

плотности загрязнения почвы стронцием-90 (

90

Sr

) от 1 до 3 Ки/км

2

  (от 37  до 

111 кБк/м

2

); 

в)  зона  высокой  степени  загрязнения  лесов  -  по  плотности  загрязнения 

почвы  цезием-137  (

137

Cs

)  от  15  до  40  Ки/км2  (от  555  до  1480  кБк/м

2

)  и  по 

плотности загрязнения почвы стронцием-90 (

90

Sr

) свыше 3 Ки/км

2

 (свыше 111 

кБк/м

2

); 

г)  зона  крайне  высокой  степени  загрязнения  лесов  -  по  плотности 

загрязнения почвы цезием-137 (

137

Cs

) свыше 40 Ки/км

2

 (свыше 1480 кБк/м

2

). 

Целями  осуществления  профилактических  и  реабилитационных 

мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов являются: 

а) предотвращение вторичного загрязнения лесов радионуклидами; 
б) сохранение средообразующих функций лесов; 
в)  возврат  в  хозяйственный  оборот  лесных  участков,  загрязненных 

радионуклидами; 

г) получение нормативно чистой по радиационному фактору древесины и 

других лесных ресурсов, а также продуктов их переработки. 

В целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду 

обитания  объектов  животного  мира  и  другие  природные  объекты  в  лесах,  от 
нефтяного  загрязнения  осуществляются  мероприятия  по  предупреждению  и 
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. 

Подвергшиеся  нефтяному  загрязнению  земли,  на  которых  расположены 

леса, подлежат рекультивации. 

Особенности  охраны  лесов  от  нефтяного  загрязнения,  а  также 

осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти 
и  нефтепродуктов  устанавливаются  уполномоченным  федеральным  органом 
исполнительной власти. 

 

153 

 

Поступление  в  природную  среду  любых  твердых,  жидких,  газообразных 

веществ,  микроорганизмов  или  видов  энергии  (звукового,  электромагнитного 
или радиоактивного излучения) в количествах, вызывающих изменение состава 
и  свойств  компонентов  природы  и  оказывающих  вредное  воздействие  на 
человека,  флору  и  фауну,  считается  загрязнением  окружающей  среды.  По 
происхождению загрязнения разделяются на антропогенные и естественные, по 
воздействию  на  организмы  и  экосистемы  –  на  механические,  физические, 
биологические и химические. 

При  проведении  мероприятий,  назначенных  в  лесохозяйственном 

регламенте,  должны  учитываться  причины  загрязнения  от  проводимых 
мероприятий,  приниматься  всё  возможное  для  сокращения  загрязнения 
окружающей среды. 

Земли  лесного  фонда  по  своему  назначению  представлены  двумя 

основными группами: 

лесной – предназначенной для выращивания насаждений; 
нелесной  –  представленной  угодьями,  не  используемыми  в  лесном 

хозяйстве землями и землями специального назначения. 

Перечисленные  категории  земель  кардинально  отличаются  по  степени 

антропогенного воздействия. 

Если  в  первой  группе  воздействие  человека  носит  временный  характер  и 

необходимо  обеспечить  сохранность  леса,  то  вторая  группа  утратила  свойство 
лесного биогеоценоза и рассматривается в качестве необходимой инфраструктуры, 
оказывающей воздействие на окружающую среду, в том числе на лес. 

Соответственно,  оценка  и  величина  антропогенного  воздействия  на  эти 

категории  земель  различны.  Основное  воздействие  на  лесные  земли  при 
выполнении мероприятий лесохозяйственного регламента происходит в процессе 
лесопользования и прежде всего, заготовки древесины и рекреации. 

В процессе заготовки древесины образуются следующие группы отходов: 
- древесные отходы; 
- отходы от работы техники и транспорта; 
- бытовые отходы. 
По  данным  «Временного  классификатора  токсичных  промышленных 

отходов»,  М,  1987,  при  заготовке  и  вывозке  древесины  при  организации 
заготовки  в спелых и перестойных насаждениях (рубки главного пользования) 
образуются следующие отходы на 1 тыс.м

3

 заготовленной древесины. 

 

Таблица 22.1 

Характеристика и объем отходов по классам опасности 

Наименование отходов 

Количество отходов, 

тонн на 1 тыс.м

3

 

Отходы IIкласса опасности 

 

Аккумуляторная кислота 

0,00022 

Отходы III класса опасности 

 

 

154 

 

Наименование отходов 

Количество отходов, 

тонн на 1 тыс.м

3

 

Отходы синтетических и минеральных масел 
(отработанное моторное и трансмиссионное масло) 

 
0,0158 

Индустриальное масло 

0,000322 

Нефтешлам при зачистке резервуаров 

0,0015 

Нефтешлам (проливы ГСМ) 

0,0004 

Промасленные фильтры 

0,001 

Ветошь промасленная 

0,0011 

Уловленные нефтепродукты очистных сооружений 
ливневых стоков и мойки автомобилей 

0,003 

Итого 

0,023342 

Отходы IV класса опасности 

 

Лесосечные отходы (сучья, вершинки, малоценная 
древесина) * 

 
130,0 

Отходы древесные (козырьки, отхода раскряжевки) 

16,0 

Лом черных металлов, пыль абразивно-металлическая, 
огарки сварочных электродов 

0,00003 

Лом абразивных изделий 

0,00038 

Отработанные аккумуляторы без электролита 

0,0025 

Осадок (шлам) нейтрализации электролита 

0,00023 

Отработанные шины 

0,006 

Лом цветных металлов 

0,00037 

Зола древесная 

0,0036 

Пыль твердых частиц из бункеров циклонов котельной 0,000302 
Осадок из очистных сооружений бытовых и ливневых 
сточных вод 

0,004 

Твердые бытовые отходы (ТБО) 

0,0384 

Отходы потребления подобные ТБО 

0,0012 

Отходы медпункта 

0,000096 

Пищевые отходы пунктов общественного питания 

0,0074 

Итого 

146,0645 

Всего 

146,08784 

*Примечание:  лесосечные  древесные  отходы  по  критерию  опасности  относятся  к  отходам  V  класса 

опасности,  но  вследствие  отсутствия  подтверждения  данного  класса  опасности  экспериментальным  методом 
классифицируются как отходы IV класса опасности. 

 

Данные  таблицы  22.1  носят  усредненный  характер  и  в  зависимости  от 

способов  рубок,  видов  древесного  лесопользования  могут  существенно 
отличаться  по  количеству  отходов,  но  отнесение  их  к  классам  опасности 
остается неизменным. 

Последнее  свидетельствует  о  преобладании  в  составе  отходов  IV-V 

классов опасности. 

Данное  обстоятельство  учитывается  в  соответствующих  нормативных 

 

155 

 

документах, регулирующих возможность и виды пользования древесиной. 

Оценивая  воздействие  заготовки  древесины  на  состояние  биоценоза, 

следует  учитывать  его  сложившийся  антропогенный  характер,  а  также 
позитивную  роль  хозяйственных  мероприятий  в  сохранении  целевых  пород  и 
создании «нормальных» лесных насаждений. 

Наряду  с  заготовкой  древесины  на  лесные  земли  существенное  влияние 

оказывает  рекреационной  лесопользование.  Наиболее  существенными  и 
контролируемыми  показателями  антропогенного  воздействия  при  этом  виде 
лесопользования  является  дигрессия  лесной  среды  и  сохранение  площади 
лесных земель в составе лесного участка. 

Первый показатель определяется по параметрам, приведенным в таблице 

22.2. 

Таблица 22.2 

Шкала оценки рекреационной деградации лесной среды 

Характеристика участка 

Стадии рекреаци-

онной деградации

 

Признаков нарушения лесной среды нет, рост и развитие деревьев и 

кустарников нормальное, механические их повреждения отсутству-
ют; подрост (разновозрастный) и подлесок жизнеспособные. Мохо-

вой и травяной покров из характерных для данного типа леса видов; 

подстилка (пружинящая) не нарушена. Регулирование рекреации не 

требуется. 

Незначительное изменение лесной среды и ухудшение роста и разви-

тия деревьев и кустарников, единичные их механические поврежде-

ния; подрост (разновозрастный) и подлесок жизнеспособные, сред-

ней густоты, имеют до 20% поврежденных и усохших экземпляров. 

Проективное покрытые мхов до 20%, травяного покрова – до 50% (из 

них 1/10 – луговая растительность); нарушение подстилки незначи-

тельное, почва и подстилка слегка уплотнены; отдельные корни дере-

вьев обнажены, вытоптано до минеральной части почвы до 5% пло-

щади. Требуется регулирование рекреационной деятельности. 

Значительное изменение лесной среды, рост и развитие деревьев 

ослаблены, до 10% стволов с механическими повреждениями; под-

рост (одновозрастный) и подлесок угнетены, средней густоты или 

редкие, 21-50% поврежденных и угнетенных экземпляров. Мхи у 

стволов деревьев, их проективное покрытие 70-60% (из них 2/10 лу-
говой растительности, появляются сорняки). Подстилка и почва зна-

чительно уплотнены, довольно много обнаженных корней деревьев, 

вытоптано до минеральной части почвы 6-40% площади. Требуется 

активное регулирование рекреационной деятельности. 

Сильно нарушена лесная среда древесной растительности куртинно-

лугового типа, деревья значительно угнетены, 11-20% стволов с ме-

ханическими повреждениями; подрост и подлесок нежизнеспособ-

ные (преимущественно в куртинах), редкие или отсутствуют, повре-

жденных или усохших экземпляров более 50%. Мхи отсутствуют, 

 

156 

 

проективное покрытие травяного покрова 59-40% (в том числе до 1/2 

занимают луговая растительность и сорняки). Много обнаженных 

корней деревьев, подстилка на открытых местах отсутствует, вытоп-

тано до минеральной части почвы 41-60% площади. Необходимо 

строгое ограничение рекреационной деятельности 

Лесная среда деградирована; древостой разрежен, куртинно-лугового 
типа, деревья сильно ослаблены или усыхают, более 20% с механиче-

скими повреждениями; подрост, подлесок, мхи, подстилка отсут-

ствуют, проективное покрытие травяного покрова до 10% (в том чис-

ле до 3/4 занимают луговая растительность и сорняки), корни боль-

шинства деревьев обнажены и повреждены. Вытоптано до минераль-

ной части почвы более 60% площади. Рекреация не допускается. 

 

Таблица 22.3 

Показатели предельно допустимых нагрузок на рекреационные леса 

(зеленые и лесопарковые зоны) 

Условия, регламен-

тирующие допусти-

мые рекреационные 

нагрузки 

Площадь 

рекреацион-

ных лесов, 

га 

Предельно допустимое число посетителей 

леса (рекреационная нагрузка), чел. 

на 1 га 

площади 

на общую площадь (по средне-

му показателю нагрузки) 

Типы лесорасти-

тельных условий: 

 

 

 

- А

2

, А

4

, А

5

 

2 – 4 

- А

3

, В

5

, С

5

, Д

5

 

94 

3 – 5 

375 

- В

2

, В

4

, С

4

, Д

4

 

340 

4 – 8 

2040 

- В

3

, С

2

, С

3

, Д

2

, Д

3

 

4116 

6 – 10 

32928 

Итого: 

4550 

 

35343 

 

Сохранение площади лесных земель в составе арендных лесных участков 

является важнейшей задачей органов управления и контроля. 

Выполнение  этой  задачи  зависит  от  фиксации  состояния  земель  на  дату 

передачи лесного участка в аренду. Эта работа выполняется в соответствии со 
ст.  69  Лесного  кодекса  РФ  (проектирование  лесных  участков),  при  наличии 
целевого  финансирования,  или  в  процессе  производства  натурных  работ  при 
составлении «Проекта освоения лесов». 

Фиксация  состояния  площадей  позволит  осуществить  контроль  условия 

ст. 41 Лесного кодекса РФ о возведении временных построек и осуществлении 
их благоустройства на нелесных и не покрытых лесом землях. 

Антропогенное  воздействие  на  леса,  связанное  с  эксплуатацией  этих 

объектов,  определяется  их  целевым  назначением  и  уменьшением  их 
отрицательного  воздействия  связано  с  рекультивацией  нарушенных  при 
строительстве  земель,  противопожарным  обустройством  прилегающих 
территорий. 

Целевые  показатели  антропогенных  нагрузок  на  леса  определяются  по 

 

157 

 

трем направлениям: 

- строительство и эксплуатация технических объектов, влияющих на лес; 
- осуществление всех видов лесопользования; 
- организация мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. 
Задача снижения антропогенных нагрузок при строительстве технических 

объектов определяется действием Федерального закона от 01.01.2002   № 7-ФЗ 
«Об  охране  окружающей  среды»,  по  требованию  которого  в  проектах 
строительства  производится  оценка  вредного  воздействия  проектных 
мероприятий на окружающую среду (ОВОС). 

Правильность  решений,  заложенных  в  проектах  строительства  и 

эксплуатации,  контролируется  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от 
19.07.1995 № 174-ФЗ «об экологической экспертизе». 

Задачей  органов  управления  и  контроля  в  области  лесного  хозяйства  в 

отношении  таких  объектов  является  проверка  соблюдения  требований  по 
прохождению экологической экспертизы и контроля за исполнением проектных 
решений. 

Антропогенное  влияние  на  лес  в  процессе  всех  видов  лесопользования 

регулируется  системой  мероприятий,  разрабатываемых  в  «Проектах  освоения 
лесов».  В  условиях  области, при наличии  предпринимательской деятельности, 
наибольшее  антропогенное  воздействие  оказывают  рекреация,  заготовка 
древесины,  ведение  охотничьего  хозяйства,  выполнение  работ  по  разработке 
месторождений полезных ископаемых. 

К  целевым  показателям  по  уменьшению  антропогенного  воздействия  в 

отношении  рекреационных  объектов  следует  отнести  следующие  условия,  в 
обязательном порядке закладываемые в «Проекты освоения лесов». 

1. Проектирование возведения временных целевых сооружений только на 

нелесных и не покрытых лесом землях, с сохранением лесных земель не менее 
50-60% общей площади лесного участка. 

2. Проектирование специальных мероприятий по уменьшению дигрессии 

среды,  при  этом  на  участках  с  третьей  и  более  степенью  дигрессии  такие 
мероприятия обязательны. 

3.  При  преобладании  в  составе  лесного  участка  нелесных  или  не 

покрытых лесом земель проектируются мероприятия по увеличению покрытых 
лесом земель. 

Дополнительно  к  определенному  комплексу  мер  в  условиях  области 

устанавливается  требование  по  запрещению  переруба  и  равномерному 
освоению расчетных лесосек в пределах хозсекций (пород). 

Использование  расчетной  лесосеки,  ввиду  применения  экономических  и 

технических  условий,  устанавливается  как  среднее  за  5-летний  период.  При 
использовании  лесов  в  сфере  охотничьего  хозяйства  целевым  показателем  по 
уменьшению нагрузки на лес является требование по сохранению оптимальной 
численности животных и, прежде всего, копытных. 

Обязательства  пользователей  животного  мира  по  предотвращению 

ущерба среде обитания закреплены в статье 26 «Закона о животном мире». 

 

158 

 

Юридические  лица  и  граждане,  причинившие  вред  объектам  животного 

мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно, либо по 
решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками 
исчисления  ущерба  животному  миру,  а  при  их  отсутствии  –  по  фактическим 
затратам на компенсацию обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе 
упущенной выгоды. 

В  случае  невозможности  предотвратить  ущерб,  нанесенный  в результате 

жизнедеятельности  объектов  животного  мира  сельскому,  водному  и  лесному 
хозяйству,  убытки  возмещаются  из  фондов  экологического  страхования,  если 
пользователь животным миром является членом такого фонда. 

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они 

не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению 
ущерба  на  закрепленных  за  ними  территориях,  акваториях.  В  случаях,  если 
специально  уполномоченные  государственные  органы  по  охране,  контролю  и 
регулированию  использования  объектов  животного  мира  и  среды  их  обитания 
необоснованно  ограничивают  пользователей  животным  миров  в  изъятии 
объектов  животного  мира,  наносящих  ущерб  сельскому,  водному  и  лесному 
хозяйствам,  ответственность  за  нанесенный  ущерб  несут  должностные  лица 
соответствующего  специально  уполномоченного  государственного  органа  по 
охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и 
среды их обитания. 

Применение  указанной  статьи  зависит,  прежде  всего,  от  выполнения 

значений оптимальной численности и, следовательно, от величины отстрела. 

Существенный 

вред 

лесным 

экосистемам 

наносит  разработка 

месторождений  полезных  ископаемых.  Основной  мерой,  обеспечивающей 
восстановление  лесной  среды  после  разработки  месторождений,  является 
рекультивация  земель.  Технология  рекультивации,  график  ее  проведения 
детально  рассматриваются  в  «Проектах  освоения  лесов»,  и  задача  органов 
управления состоит в надлежащем контроле за ходом работ по рекультивации. 

Третья  группа  факторов,  оказывающих  влияние  на  лес,  представлена 

мероприятиями  по  охране,  защите  и  воспроизводству  лесов.  Эти  мероприятия 
призваны  улучшать  состояние  лесов,  обеспечивают  его  охрану  и  защиту,  их 
проведение  регламентируется  комплексом  нормативных  документов.  При 
практическом  применении  возможных  технических  решений  предпочтение 
следует  отдавать  мероприятиям  с  меньшим  объемом  искусственного 
воздействия на леса. 
 
 

2.17.2. Требования к защите лесов (нормативы и параметры санитарно-

оздоровительных мероприятий, профилактических мероприятий по 

защите лесов, мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, а 

также других определенных уполномоченным федеральным органом 

исполнительной власти мероприятий)  

 

 

159 

 

Защита  лесов  от  вредных  организмов  регламентируется  статьями  60.1-

60.11 Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами санитарной безопас-
ности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Фе-
дерации от 20.05.2017 № 607 «Об утверждении Правил санитарной безопасно-
сти в лесах».  

Леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений 

любых  видов,  сортов  или  биологических  типов,  животных  либо 
болезнетворных  организмов  любых  видов,  биологических  типов,  которые 
способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). 

Защита  лесов  направлена  на  выявление  в  лесах  вредных  организмов  и 

предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных 
организмов - на их ликвидацию. 

Защита лесов от вредных организмов, внесенных в перечень карантинных 

объектов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 
№ 206-ФЗ "О карантине растений". 

Защита  лесов  осуществляется  органами  государственной  власти, 

органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в 
соответствии  со  статьями  81  -  84  Лесного  кодекса  РФ,  если  иное  не 
предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 

Невыполнение  гражданами,  юридическими  лицами,  осуществляющими 

использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов 
в  части  защиты  лесов  является  основанием  для  досрочного  расторжения 
договоров  аренды  лесных  участков,  договоров  купли-продажи  лесных 
насаждений,  а  также  для  принудительного  прекращения  права  постоянного 
(бессрочного)  пользования  лесными  участками  или  права  безвозмездного 
пользования лесными участками. 

Защита лесов от вредных организмов проводится в соответствии со 60.1-

60.11  Лесного  кодекса  РФ,  Правилами  санитарной  безопасности  в  лесах, 
утвержденными  Постановлением  Правительства  РФ  от  20.05.2017  №  607 
(далее-Правила санитарной безопасности).  

Правила  санитарной  безопасности  устанавливают  порядок  и  условия 

организации  осуществления  мер  санитарной  безопасности  в  лесах  и 
требования,  направленные  на  обеспечение  санитарной  безопасности  в  лесах 
при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. 

Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: 
1) лесозащитное районирование; 
2) государственный лесопатологический мониторинг; 
3) проведение лесопатологических обследований; 
4) предупреждение распространения вредных организмов; 
5) иные меры санитарной безопасности в лесах. 
Меры  санитарной  безопасности  в  лесах,  за  исключением лесозащитного 

районирования  и  государственного  лесопатологического  мониторинга, 
осуществляются  в  соответствии  с  лесным  планом  субъекта  Российской 
Федерации,  лесохозяйственным  регламентом  лесничества,  лесопарка  и 

 

160 

 

проектом освоения лесов. 

Лесозащитное районирование. 
При лесозащитном районировании определяются зоны слабой, средней и 

сильной  лесопатологической  угрозы,  а  также  зоны  использования  наземных  и 
(или) 

дистанционных 

методов 

осуществления 

государственного 

лесопатологического 

мониторинга, 

проведения 

лесопатологических 

обследований. 

Порядок 

лесозащитного 

районирования 

установлен 

приказом 

Минприроды  России  от  09.01.2017  №  1  «Об  утверждении  порядка 
лесозащитного районирования». 

Государственный  лесопатологический  мониторинг  представляет  собой 

систему  наблюдений  (с  использованием  наземных  и  (или)  дистанционных 
методов)  за  санитарным  и  лесопатологическим  состоянием  лесов  и  за 
происходящими  в  них  процессами  и  явлениями,  а  также  анализа,  оценки  и 
прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов. 

Государственный  лесопатологический  мониторинг  является  частью 

государственного  экологического  мониторинга  (государственного  мониторинга 
окружающей среды). 

Порядок 

осуществления 

государственного 

лесопатологического 

мониторинга  установлен  приказом  Минприроды  России  от  05.04.2017  №  156 
«Об 

утверждении 

порядка 

осуществления 

государственного 

лесопатологического мониторинга». 

Лесопатологические  обследования  проводятся  в  лесах  с  учетом  данных 

государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации 
о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. 

Порядок  проведения  лесопатологических  обследований  установлен 

приказом Минприроды России от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка 
проведения 

лесопатологических 

обследований 

и 

формы 

акта 

лесопатологического обследования». 

Лесопатологические  обследования  (далее  -  ЛПО)  проводятся  с 

использованием  наземных  и  (или)  дистанционных  методов,  визуальными  и 
инструментальными  способами,  обеспечивающими  необходимую  точность 
оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов. 

ЛПО  проводятся  в  лесах  с  учетом  данных  государственного 

лесопатологического  мониторинга,  а  также  иной  информации  о  санитарном  и 
лесопатологическом состоянии лесов. 

Проведение  ЛПО  обеспечивается  органами  государственной  власти  или 

органами  местного  самоуправления  в  пределах  их  полномочий,  (далее  - 
уполномоченные органы), определенных статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, 
либо  гражданами,  в  том  числе  индивидуальными  предпринимателями,  и 
юридическими лицами, осуществляющими использование лесов. 

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах,  граждане 

и  юридические  лица,  осуществляющие  использование,  охрану,  защиту  и 
воспроизводство  лесов  (далее  -  граждане,  в  том  числе  индивидуальные 

 

161 

 

предприниматели,  юридические  лица),  в  случае  обнаружения  признаков 
появления  вредителей,  болезней,  неблагополучного  состояния,  значительного 
или массового повреждения или поражения обязаны в пятидневный срок с даты 
обнаружения проинформировать об этом уполномоченные органы. 

Информация  направляется  в  письменном  или  электронном  виде  с 

указанием места выявления повреждения, причины повреждения (с описанием 
признаков повреждения), поврежденной породы деревьев, примерной площади 
повреждения  и  контактных  данных  заявителя:  фамилия,  имя,  отчество  (при 
наличии) и телефон). 

Проверка  информации  проводится  уполномоченными  органами  в  30-

дневный срок с момента ее получения. 

ЛПО  проводятся  с  использованием  наземных  и  (или)  дистанционных 

методов, 

визуальными 

и 

(или) 

инструментальными 

способами, 

обеспечивающими 

необходимую 

точность 

оценки 

санитарного 

и 

лесопатологического состояния лесов. 

ЛПО  проводятся  в  целях  получения  информации о  текущем  санитарном 

(характеристика,  которая  определяется  по  количеству  деревьев  разных 
категорий  состояния)  и  лесопатологическом  (характеристика,  которая 
определяется  по  количеству  вредных  организмов  и  степени  повреждения  ими 
деревьев)  состоянии  лесных  участков,  а  также  для  обоснования  и  назначения 
мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов. 

ЛПО проводятся в лесных насаждениях во время вегетационного периода 

с  момента  распускания  листвы  (хвои)  и  до  момента  начала  сезонной 
дехромации  (изменения  цвета  хвои  или  листьев  в  результате  воздействия 
неблагоприятных природных и антропогенных факторов). 

В чистых по составу вечнозеленых лесных насаждениях, а также лесных 

насаждениях,  поврежденных  ветрами  (ветровал,  бурелом)  и  верховыми 
пожарами, ЛПО проводятся в течение года. 

Объемы  ЛПО  в  лесном  плане  субъекта  Российской  Федерации  и 

лесохозяйственном  регламенте  лесничеств  (лесопарков)  не  указываются  и 
определяются  ежегодно,  в  том  числе  с  учетом  данных  государственного 
лесопатологического  мониторинга  и  иной  информации  о  санитарном  и 
лесопатологическом состоянии лесов. 

ЛПО  визуальным  способом  планируются  на  основе  информации  о 

санитарном  и  лесопатологическом  состоянии  лесов,  полученной  в  результате 
осуществления 

государственного 

лесопатологического 

мониторинга, 

государственного  мониторинга  воспроизводства  лесов,  мониторинга  пожарной 
опасности  в  лесах  и  лесных  пожаров,  а  также  информации,  полученной  от 
уполномоченных  органов,  граждан,  в  том  числе  индивидуальных 
предпринимателей и юридических лиц. 

ЛПО  инструментальным  способом  планируются  на  лесных  участках,  на 

которых  по  результатам  ЛПО  визуальным  способом  или  по  информации, 
полученной  из  других  источников,  необходимо  проведение  санитарно-
оздоровительных мероприятий (далее - СОМ). 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..