ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ «АЗИМУТ». РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ «АЗИМУТ». РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ «АЗИМУТ». РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ - часть 2

 

 

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

17

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

Рассогласование фаз может привести к поломке чувствительного 3-фазного оборудования.  
 
Ток в фазе не должен превышать номинальный ток генератора. 
 
Для  ДГУ,  работающего  под  нагрузкой,  идеальным  считается  режим,  когда  все  фазы 
нагружены  одинаково,  то  есть,  нагрузка  является  симметричной.  В  реальности  нагрузка 
таковой не является, она значительно отличается по величине в каждой из фаз. Разница между 
значением силы тока минимально и максимально загруженных 2-х фаз не должна превышать 
25% от номинальной. 
Заземление:  стандарты  заземления  в  различных  местах  отличаются.  Необходимо  заземлять 
платформу  генераторной  установки.  Заземляющие  провода  должны  быть  иметь  слабину  для 
предотвращения  обрыва  из-за  вибраций,  поскольку  генераторная  установка  установлена  на 
амортизаторы. 

Сечение  заземляющиего  провода  должено  быть  не  менее  10  мм

2

  (медь)  и  соответствовать 

нормам электробезопасности (см. Таблицу 5.1). 

Таблица 5.1 

Сечение фазных проводников, мм

Наименьшее сечение защитных проводников, 
мм

S ≤ 16 

16< S ≤ 35 

16 

S > 35 

S/2 

 

5.5.5.1  Допустимые  длительные  токи  для  проводов,  шнуров  и  кабелей  с  резиновой  или 
пластмассовой изоляцией 

Допустимые  длительные  токи  для  проводов  с  резиновой  или  поливинилхлоридной 

изоляцией,  шнуров  с  резиновой  изоляцией  и  кабелей  с  резиновой  или  пластмассовой 
изоляцией  в  свинцовой,  поливинилхлоридной  и  резиновой  оболочках  приведены  в  табл. 
5.5.5.1—5.5.5.3.  Они  приняты  для  температур:  жил  +  65°С,  окружающего  воздуха  +  25°С  и 
земли + 15°С.  
При  определении  количества  проводов,  прокладываемых  в  одной  трубе  (или  жил 
многожильного  проводника),  нулевой  рабочий  проводник  четырехпроводной  системы 
трехфазного  тока,  а  также  заземляющие  и  нулевые  защитные  проводники  в  расчет  не 
принимаются.  
Данные, содержащиеся в табл. 5.5.5.1

 

 и 5.5.5.2, следует применять независимо от количества 

труб и места их прокладки (в воздухе, перекрытиях, фундаментах).  
Допустимые  длительные  токи  для  проводов  и  кабелей,  проложенных  в  коробах,  а  также  в 
лотках  пучками,  должны  приниматься:  для  проводов  —  по  табл.  5.5.5.1

 

  и  5.5.5.2,  как  для 

проводов, проложенных в трубах. При количестве одновременно нагруженных проводов более 
четырех,  проложенных  в  трубах,  коробах,  а  также  в  лотках  пучками,  токи  для  проводов 
должны  приниматься  по  табл.  5.5.5.1

 

  и  5.5.5.2,  как  для  проводов,  проложенных  открыто  (в 

воздухе), с введением снижающих коэффициентов 0,68 для 5 и 6; 0,63 для 7—9 и 0,6 для 10— 
12 проводников.  
Для проводников вторичных цепей снижающие коэффициенты не вводятся.  

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

18

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

Таблица 5.5.5.1. Допустимый длительный ток для проводов и шнуров с резиновой и по-

ливинилхлоридной изоляцией с медными жилами. 

 

Сечение то-

копроводя-

щей жилы, 

мм

Ток, А, для проводов приложенных 

открыто 

в одной трубе 

двух од-
ножиль-

ных 

трех од-

ножиль-

ных 

четырех 

одножиль-

ных 

одного 

двухжиль-

ного 

одного 

трех-

жильного 

0,5 

0,75 

1,2 
1,5 

2,5 





10 
16 
25 
35 
50 
70 
95 

120 
150 
185 
240 
300 
400 

11 
15 
17 
20 
23 
26 
30 
34 
41 
46 
50 
62 
80 

100 
140 
170 
215 
270 
330 
385 
440 
510 
605 
695 
830 


16 
18 
19 
24 
27 
32 
38 
42 
46 
54 
70 
85 

115 
135 
185 
225 
275 
315 
360 





15 
16 
17 
22 
25 
28 
35 
39 
42 
51 
60 
80 

100 
125 
170 
210 
255 
290 
330 





14 
15 
16 
20 
25 
26 
30 
34 
40 
46 
50 
75 
90 

115 
150 
185 
225 
260 






15 
16 
18 
23 
25 
28 
32 
37 
40 
48 
55 
80 

100 
125 
160 
195 
245 
295 






14 

14,5 

15 
19 
21 
24 
27 
31 
34 
43 
50 
70 
85 

100 
135 
185 
215 
250 





 

 
 

Таблица 5.5.5.2. Допустимый длительный ток для проводов с резиновой и поливинил-

хлоридной изоляцией с алюминиевыми жилами 

 

Сечение то-

копроводя-

щей жилы, 

мм

Ток, А, для проводов приложенных 

открыто 

в одной трубе 

двух од-
ножиль-

ных 

трех од-

ножиль-

ных 

четырех 

одножиль-

ных 

одного 

двухжиль-

ного 

одного 

трех-

жильного 

2,5 


21 
24 
27 
32 

19 
20 
24 
28 

18 
19 
22 
28 

15 
19 
21 
23 

17 
19 
22 
25 

14 
16 
18 
21 

 

 

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

19

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

Продолжение табл. 1.3.5. 

 

Сечение то-

копроводя-

щей жилы, 

мм

Ток, А, для проводов приложенных 

открыто 

в одной трубе 

двух од-
ножиль-

ных 

трех од-

ножиль-

ных 

четырех 

одножиль-

ных 

одного 

двухжиль-

ного 

одного 

трех-

жильного 



10 
16 
25 
35 
50 
70 
95 

120 
150 
185 
240 
300 
400 

36 
39 
46 
60 
75 

105 
130 
165 
210 
255 
295 
340 
390 
465 
535 
645 

32 
36 
43 
50 
60 
85 

100 
140 
175 
215 
245 
275 




30 
32 
40 
47 
60 
80 
95 

130 
165 
200 
220 
255 




27 
30 
37 
39 
55 
70 
85 

120 
140 
175 
200 





28 
31 
38 
42 
60 
75 
95 

125 
150 
190 
230 





24 
26 
32 
38 
55 
65 
75 

105 
135 
165 
190 





 

Таблица 5.5.5.3.  Допустимый длительный ток для проводов с медными жилами с рези-

новой изоляцией и металлических защитных оболочках и кабелей с медными жилами с 

резиновой изоляцией в свинцовой, поливинилхлоридной, найритовой или резиновой 

оболочке, бронированных и небронированных 

 

Сечение токо-

проводящей 

жилы, мм

Ток *, А, для проводов и кабелей 

одножильных 

двухжильных 

трехжильных 

при прокладке 

в воздухе 

в воздухе 

в земле 

в воздухе 

в земле 

1,5 
2,5 


10 
16 
25 
35 
50 
70 
95 

120 
150 
185 
240 

23 
30 
41 
50 
80 

100 
140 
170 
215 
270 
325 
385 
440 
510 
605 

19 
27 
38 
50 
70 
90 

115 
140 
175 
215 
260 
300 
350 
405 

33 
44 
55 
70 

105 
135 
175 
210 
265 
320 
385 
445 
505 
570 

19 
25 
35 
42 
55 
75 
95 

120 
145 
180 
220 
260 
305 
350 

27 
38 
49 
60 
90 

115 
150 
180 
225 
275 
330 
385 
435 
500 

 
* Токи относятся к проводам и кабелям как с нулевой жилой, так и без нее 
 

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

20

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

5.5.6. Двери 

Двери должны открываться наружу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.1. Помещение для ДГУ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

21

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

6. Характеристики масла, топлива и охлаждающей жидкости 
 
6.1.1. Характеристики топлива 

Для двигателей генераторных установок АЗИМУТ необходимо использовать дизельное 

топливо, соответствующее ГОСТ 305. 
Дизельное топливо должно быть дистиллятным, без нефтяного остатка или примеси. Тяжёлое 
«печное» топливо не подходят для эксплуатации данных двигателей. 
Пользователю  необходимо  помнить,  что  при  работе  двигателей  на  топливе  несоответствую-
щем вышеприведенным требованиям, возможен преждевременный износ, несоответствие вы-
ходных параметров или неисправности изделия. 
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

  

! Топливная аппаратура двигателя очень чувствительна к наличию в топливе воды и различ-
ных механических примесей, которые могут серьезно нарушить процесс эксплуатации двига-
теля. 
 
6.1.2. Виды топлива в условиях низких температур 

Применяйте  специальные  виды  топлива  для  зимних  условий,  которые  пригодны  для 

эксплуатации двигателя при температуре ниже 0°C. 
Такие  виды  топлива  имеют  меньшую  вязкость  и  меньший  предел  начала  образования  воска 
при низкой температуре окружающей среды. 
 
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

  

!  Образование  парафинистых  отложений  может  значительно  ухудшить  прохождение  топ-
лива через топливный фильтр и привести к его преждевременной замене.
 
 
6.2 Характеристики моторного масла 

Следует  использовать  масла,  соответствующие  классам  CF  или  CF-4  по  классифика-

ции масел API. Основным фактором выбора масла является способность масляной пленки со-
храняться на стенках цилиндров, поверхностях подшипников коленвала при запуске, создавая 
низкое трение, и, следовательно, небольшой крутящий момент, необходимый для раскручива-
ния  коленвала,  для  обеспечения  уверенного  запуска  двигателя.  В  результате  неправильного 
выбора  масла,  масляная  пленка  может  застывать  (и  даже  замерзать)  на  стенках  цилиндров  и 
поверхностях подшипников. В результате возникают большие силы трения, и при запуске дви-
гателя для проворачивания коленвала требуется больший крутящий момент. Соответственно, 
частота  вращения  будет  недостаточной  для  уверенного  запуска,  что  приведет  к  сокращению 
срока службы двигателя. 
Существует два фактора, оказывающих влияние на надежность работы двигателя при различ-
ных температурах окружающей среды:  
1. Способность вращать коленвал достаточно быстро для уверенного запуска двигателя.  
2. Качественное смазывание внутренних трущихся поверхностей во время запуска и прогрева.  
Эти условия должны быть учтены при подборе масла.  
Рекомендуемые величины вязкости моторного масла указаны в диаграмме, приведенной ниже: 
 
 
 
 

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

22

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

 

Рис. 6.1. Рекомендуемая вязкость моторного масла. 

 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ  смешивать  масла  разных  производителей  и  различных  типов.  В  большин-
стве случаев масла разных производителей не совместимы и, при смешивании, могут привести 
к аварийному износу подвижных деталей двигателя. 
 
6.3.1 Спецификации охлаждающей жидкости 

Используемая в двигателе охлаждающая жидкость должна быть мягкой или очищенной 

от солей, образующих накипь, насколько это возможно, а также должна удовлетворять требо-
ваниям, указанным в таблице 7.1.: 
 

Таблица 7.1. Спецификации охлаждающей жидкости 

 
Значения, указанные в скобках, являются пределами, установленными производителем. В до-
полнение  к  предельным  значениям,  указанным  в  таблице,  мутность  охлаждающей  жидкости 
не должна превышать 15 мг/л. 

6.3.2. Рекомендуемые типы ОЖДЭ  

 
Для  дизельных  двигателей  АЗИМУТ  рекомендуется  всесезонная  ОЖДЭ  (охлаждающая  жид-
кость длительной эксплуатации), без содержания аминов. 

 

Охлаждающая жидкость длительного использования:  

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

23

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

 

•    Не  должна  содержать  амины  (метил  амины,  этил  амины,  n-пропил  амины  и  т.д.,  всевоз-
можные образования аммиака, NH3);  

 

•  Не должна содержать силикаты и соединения бора;  

 

•    По  pH  фактору  должна  быть  близка  к  нейтральной,  следовательно  к  низко  щелочной 
жидкости; 

 

•    Сбалансирована  при  помощи  дополнительных  ингредиентов;  некоторые  бывают  с  заме-
нителями аминов;  

     •  Длительный  срок  службы  ОЖДЭ  (например,  с  30%  концентрацией  антифриз  сохраняет 
свою эффективность более 2-х лет). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

24

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

7. Аккумуляторные батареи 
 

Аккумуляторные  батареи  на  дизельном  двигателе  выполняют  важную  роль  – 

обеспечивают  необходимый  электрический  ток  для  запуска  двигателя.  На  дизельный 
двигатель и его пуск важное влияние оказывает электрическое сопротивление в цепи стартера, 
поэтому  необходимо  убедиться,  что  аккумуляторы  установлены  по  возможности  близко  к 
дизель-генератору,  плотно  соединены  и  нет  плохого  контакта  в  клеммах  аккумулятора. 
Аккумуляторы должны быть установлены в доступных для обслуживаниия местах.  

Для  сохранения  работоспособности  аккумуляторов  необходимо  следить  за  уровнем  заряда 
аккумуляторной  батерии.  При  снижении  напряжения  на  аккумуляторной  батерее  до  12,45  В 
необходимо обязательно зарядить аккумулятор.  

7.1. Зажим и снятие клемм  

Сначала  зажмите  полюс  (+).  Далее  зажмите  клемму  (-)  у  аккумулятора.  Начинайте 

разборку клемм с полюса (-). Далее отсоедините оставшуюся клемму (+).  

 

Зарядка аккумулятора производится током равным 1/20 от ёмкости аккумуляторной батареи. 
При  ёмкости  аккумуляторной  батерии  135  Ач  и  выше  разрешается  использовать  ток  равный 
1/25 ёмкости аккумуляторной батареи. 

Каждый  дизель-генератор  с  автоматическим  запуском  оснащен  автоматической  системой 
подзаряки  АКБ,    обеспечивающей  непрерывную  подзарядку  аккумулятора  при  постоянном 
подключении ДГУ к внешнему источнику питания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

25

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

8. Поправочные коэффициенты мощности 

Нормальные условия эксплуатации дизельной электростанции: 

Температура наружного воздуха, при которой эксплуатируется ДГУ, должна быть 25-27 °С.  
Атмосферное давление - 100 кПа.  
Высота над уровнем моря – 152,4 м.  
Влажность - 60%. 
Если  условия  эксплуатации  отличаются  от  приведенных  выше,  мощность  дизель-генератора 
должна быть снижена в соответствии со стандартной процедурой.  
Типовые поправочные коэффициенты к максимальной мощности дизель-генератора таковы:  
 

Для двигателя: 

Высота над уровнем моря 

Поправочный коэффициент 

до 1000 м 

0% 

1500 м 

4% 

2000 м 

7,5% 

2500 м 

11% 

3000 м 

16% 

 

Для генератора: 

Температура окружающего воздуха 

Поправочный коэффициент 

до 40°С 

0% 

45°С 

4% 

50°С 

8,5% 

52°С 

11% 

55°С 

13,5% 

 
Общий  поправочный  коэффициент  для  мощности  дизель-генератора  получается  сложением 
процентов уменьшения мощности по температуре и давлению.  
Как  правило,  температура  потребляемого  дизельным  двигателем  топлива  не  должна 
превышать 55°С.  
Результат повышения температуры топлива (выше 55°С) и воздуха:  
- чем выше температура поступающего в цилиндры воздуха, тем меньше кислорода поступает 
в  цилиндры,  топливо  при  этом  сгорает  не  полностью,  двигатель  не  может  развить  полную 
мощность, в выхлопе появляется черный дым;  
- топливо теряет вязкость, и, как следствие, смазывающие свойства, при этом в дорогостоящей 
топливной аппаратуре могут появиться задиры и она выйдет из строя;  
-  при  высокой  температуре  из  топлива  выделяются  пары  легких  фракций,  которые 
завоздушивают топливную систему, двигатель при этом глохнет;  
- разогретое топливо быстрее сгорает в камере сгорания, что приводит к более жесткой работе 
двигателя (раннее воспламенение топлива) и уменьшению его ресурса;  
-  падает  мощность  двигателя,  по  этой  причине  дизель-генератор  также  не  может 
использоваться на полную мощность.  
Температура  топлива,  при  которой  достигаются  паспортные  параметры  ДГУ,  должна 
равняться температуре наружного воздуха, при которой производитель гарантирует параметры 
ДГУ (согласно ТУ 25-27°С). 
 
 
 
 

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

26

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

9. Температурный режим дизель-генератора и порядок увеличения нагрузки  

9.1. Температурный режим дизель-генератора.  

Запуск  ДГУ  осуществляется  при  температуре  охлаждающей  жидкости  не  ниже  30°С. 

Температура  окружающего  воздуха  вокруг  неработающего  ДГУ,  находящегося  в  помещении 
или контейнере, должна быть не ниже 20°С.  
Производитель  гарантирует  указанные  в  паспорте  на  дизель-генератор  параметры  при 
температуре окружающего воздуха 25-27°С на высоте 152,4 м над уровнем моря.  
Эксплуатироваться дизельная электростанция должна при температуре окружающего воздуха 
не  выше  55°С  (определяется  производителем  основного  генератора).  При  этом  параметры 
дизель-генератора будут стабильны.  
При температуре основного генератора выше 40°С происходит расширение металла статора и 
ротора, что приводит к уменьшению зазоров между ними. Это приведет к тому, что они при 
работе  притрутся  и  такой  генератор  необходимо  будет  менять  полностью.  Для  того,  чтобы 
зазор  между  ротором  и  статором  не  уменьшался  необходимо  снижать  нагрузку  для 
уменьшения  токов  в  обмотках  генератора,  из-за  которых  металл  генератора  нагревается  и 
расширяется.  
Температура  топлива  не  должна  быть  выше  55°С.  При  более  высокой  температуре  топливо 
теряет  свои  смазочные  свойства,  из-за  чего  могут  появиться  задиры  в  плунжерных  парах 
насосов  высокого  давления  и  насос-форсунках,  после  чего  эти  устройства  необходимо 
заменить,  так  как  они  выйдут  из  строя.  Также  при  повышении  температуры  топлива  из  него 
выделяются  пузырьки  воздуха  и  топливная  система  завоздушивается,  что  приводит  к 
остановке двигателя.  
Нижний  порог  температуры  окружающего  воздуха  ограничен  свойствами  используемого 
масла, топлива и охлаждающей жидкости.  
Верхний порог температуры окружающего воздуха должен быть не выше 55°С.  
Максимальную  нагрузку  при  крайней  необходимости  можно  подавать  только  на  прогретый 
дизель-генератор при температуре охлаждающей жидкости не менее 60°С. Для этого на ДГУ 
устанавливаются  разного  рода  подогреватели.  После  подключения  нагрузки  температура 
охлаждающей  жидкости  растет  быстро,  при  этом  обеспечивается  оптимальный  рабочий 
температурный режим двигателя дизель-генератора.  
Во  время  эксплуатации  ДГУ  при  низкой  температуре  охлаждающей  жидкости  ниже  0°С 
жидкие фракции топлива будут оседать (конденсироваться) на стенках цилиндра и смывать с 
них  масло  и  разжижать  его  в  поддоне  картера.  Вращающиеся  детали  двигателя  не  получат 
достаточного  количества  полноценной  смазки,  что  может  стать  причиной  повреждения 
двигателя.  Рабочий  температурный  диапазон  охлаждающей  жидкости  ДГУ  должен  быть  в 
пределах  68-95°С.  Оптимальная  температура  охлаждающей  жидкости  работающего  дизель-
генератора  должна  быть  в  диапазоне  85-90°С,  независимо  от  нагрузки  на  двигатель  и 
температуры окружающей среды. При этом двигатель развивает максимальную мощность при 
минимальных  затратах  топлива,  выхлоп  также  будет  минимальным.  При  такой  температуре 
топливо  сгорает  почти  полностью  и  образуется  минимальный  нагар  на  поршнях,  клапанах, 
камере сгорания. Это идеальная температура для хорошей работы дизельного двигателя.  

9.2. Порядок увеличения нагрузки на ДГУ 

Нагрузка на ДГУ увеличивается постепенно через промежутки времени: в летнее время через 
каждые 5-7 мин., в зимнее время через каждые 10-12 мин. После запуска ДГУ подается 25% 
нагрузки, потом 50%, потом 75%, потом 100%.  

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

27

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

На ДГУ при температуре охлаждающей жидкости 50°С, при необходимости, можно подать до 
50% нагрузки без просадки оборотов двигателя.  
На  ДГУ  при  температуре  охлаждающей  жидкости  60°С  и  более,  при  необходимости,  можно 
подать до 70% нагрузки без просадки оборотов двигателя. 
 
9.3. Последствия воздействия малой нагрузки на двигатель дизель-генератора.  

Рекомендации  производителя.  Если  двигатель  эксплуатируется  под  нагрузкой  менее  30%  от 
номинальной мощности длительное время, следует обратить внимание на следующее: 

1. Результат такой работы – повышенное потребление моторного масла, подтекание масла из 
турбонаддува и попадание масла в выхлопной и в воздушный коллекторы. 

2. При малой нагрузке на двигатель в цилиндры поступает недостаточное количество топлива. 
Двигатель  не  прогревается  до  необходимой  температуры.  Из-за  низкой  температуры  в 
цилиндрах  происходит  неполное  сгорание  топлива,  что  приводит  к  повышенному 
нагарообразованию.  А  также  несгоревшее  топливо  смывает  масляную  пленку  со  стенок 
цилиндра  и  частично  попадает  в  масляный  картер.  При  таком  режиме  зазоры  в  цилиндро-
поршневой  группе  не  достигают  эксплуатационных  размеров  (увеличены),  что  приводит  к 
излишнему  попаданию  масла  в  цилиндр,  что  также  сказывается  на  повышенном 
нагарообразовании.  Это  также  приводит  к  медленному  подтеканию  масла  в  уплотнителях 
выхлопного  коллектора.  Происходит  скапливание  нагара  на  клапанах,  головке  поршня  и 
выхлопном коллекторе. Происходит местный перегрев их из-за накопленного нагара, который 
накаляется,  возникает  эффект  калильного  зажигания,  когда  топливо  воспламеняется  раньше, 
чем  должно  при  нормальной  работе  двигателя,  то  есть,  появляется  детонация,  ударные 
нагрузки на внутренние детали двигателя, что повышает его износ. 

3.  При  попадании  большого  количества  топлива  в  картер  двигателя  происходит  разжижение 
масла  и  падение  давления  в  смазывающей  системе  двигателя.  Это  происходит,  когда  на 
непрогретый  дизель-генератор  подается  полная  нагрузка.  Через  форсунки  в  цилиндры 
поступает  много  топлива  и  оно  не  успевает  воспламениться  и  полностью  сгореть.  Большая 
часть топливо поступает в картер двигателя. Так же топливо может попасть в двигатель, когда 
форсунка не распыляет топливо, а подает его струей. Попадание топлива в масло приводит к 
задирам трущихся поверхностей деталей, повышению температуры двигателя, заклиниванию 
отдельных его деталей и выходу двигателя из строя.  
 
4. Для нейтрализации последствий работы ДГУ на малой нагрузке необходимо дать двигателю 
100% нагрузки в течение нескольких часов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

28

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

10. Общие предосторожности и контроль перед пуском электростанции 
 
• Выполните общий осмотр двигателя и генератора. Проверьте, нет ли поломок, трещин, вмя-
тин, утечек или слабых соединений. До устранения неполадок эксплуатировать установку не-
допустимо. 
• Удалите посторонние предметы: ключи, инструменты, ветошь, куски бумаги и т.п. из двига-
теля и генератора. 
• Проверьте уровень топлива в расходном баке. Долейте топлива в случае низкого уровня. 
•  Проверьте  уровень  масла  с  помощью  щупа.  Дополните  до  нужного  уровня,  если  уровень 
низкий. Обычно уровень должен быть близок к максимальной отметке. 
• Проверьте уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) в радиаторе, сняв крышку. При недостатке 
ОЖ долейте ОЖ. Уровень ОЖ должен быть на 30 мм ниже горловины. 
• Проверьте колпачок выпускного отверстия для воздуха в радиаторе, если оно засорено, очи-
стите и удалите все засорения перед ним. 
•  Проверьте  манометр  воздушного  фильтра.  Очистите  или  замените  фильтр  при  необходимо-
сти. 
• Удостоверьтесь, что воздух без препятствий поступает в энергоустановку. 
• Проверьте кабели батареи. Подтяните ключом зажимы батареи, а также содержите их в чи-
стоте, чтобы не было коррозии. 
• Проверьте положение внешнего выключателя автомата – он должен быть в положении OFF 
(ВЫКЛ). 
• Проверьте аварийную кнопку останова – она не должна быть нажата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

29

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

11. Система управления ДГУ на базе контроллера Smartgen HGM6120 
 
Контрольный модуль панели управления Smartgen HGM6120 

 

 

Контроллер HGM6120 служит для управления энергоустановкой. Этот модуль спроектирован 
для контроля за энергоснабжением от сети. 

 

Иконки и символы на ЖКИ 

 

 

Кнопка 

останов-

ки/сброса 

Эта кнопка переводит модуль в режим остановки/сброса 
(stop/reset)
.  Когда  двигатель  работает,  нажатие  этой 
кнопки приводит к его остановке. Когда срабатывает сиг-
нализация  автоматического  отключения,  нажатие  этой 
кнопки приводит к сбросу сигнализации. В режиме оста-
новки,  нажатие  и  удерживание  этой  кнопки  в  течение  3 
секунд используется для тестирования светодиода на па-
нели.  

 

Кнопка запуска 

В  ручном  режиме  или  режиме  ручного  тестирования 
нажатие этой кнопки приводит к запуску двигателя. 

 

Кнопка  ручного  ре-
жима 

Нажатие этой кнопки приводит к переходу модуля в руч-
ной режим. 

 

Кнопка  автоматиче-
ского режима 

Нажатие  этой  кнопки  приводит  к  переходу  модуля  в  ав-
томатический режим. 

 

Режим  ручного  те-
стирования 

Нажатие  этой  кнопки  приводит  к  переходу  модуля  в  ре-
жим ручного тестирования. Когда производство электро-
энергии в норме, генератор будет работать под нагрузкой 
(у модели HGM6110 нет этой кнопки). 

 

Настройка/ввод 

Вход в меню настроек или проверка настроек. 

 

Переход  на  страни-
цу  вверх  /  увеличе-
ние значения 

Переход на страницу вверх или увеличение значения па-
раметра. 

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

30

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

 

Переход  на  страни-
цу  вниз  /  уменьше-
ние значения 

Переход на страницу вниз или уменьшение значения па-
раметра. 

 
11.1. Автоматическая работа 
 
Ниже  описана  последовательность  выполняемых  модулем  действий  при  стандартной  "завод-
ской конфигурации"

Этот режим активируется нажатием кнопки 

. Действие подтверждается светодиодным ин-

дикатором, расположенным рядом с кнопкой.  
 
Когда имеет место повышенное/пониженное напряжение или потеря фазы в сети, запускается 
следующая последовательность: 
 
Запускается таймер аномалии в сети
Затем запускается таймер задержки запуска.  
 
ВНИМАНИЕ: если во время работы таймера задержки запуска напряжение в сети вернётся к 
своим номинальным значениям устройство вернется в режим ожидания. 
 
После вышеупомянутых задержек включается топливный соленоид (при его наличии), а через 
секунду включается стартер. Стартер пытается запустить двигатель в течение заранее заданно-
го промежутка времени. Если за время попытки запуска двигатель так и не запускается, стар-
тер выключается на заранее заданное время. Если количество попыток запуска превышает за-
данное, попытки запуска прекращаются и на ЖК-дисплее появляется сигнал Запуск невозмо-
жен (Failed to start)

 
Если  же  двигатель  запускается,  стартер  выключается  и  блокируется  на  заранее  заданной  ча-
стоте от выходного сигнала генератора переменного тока. Для отключения стартера также мо-
гут использоваться данные с датчика давления масла.  
 
Когда двигатель работает, запускается таймер прогрева (если выбран), позволяющий двига-
телю войти в рабочий температурный режим до приема нагрузки.  
 
Если был выбран дополнительный выходной сигнал для перераспределения нагрузки, то он 
активируется.  
 
ВНИМАНИЕ:  Перераспределение  нагрузки  не  начнется,  пока  не  возрастет  давление  масла. 
Таким образом предотвращается чрезмерный износ двигателя.  
 
После восстановления параметров сети включается таймер задержки останова.  
 
После истечении задержки, снова подается сигнал перераспределения нагрузки, и нагрузка 
снимается. После этого включается таймер охлаждения, и двигателю дается время на осты-
вание без нагрузки до его выключения. После того, как заканчивается работа таймера охла-
ждения
, снова включается топливный соленоид и генератор останавливается.  
 

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

31

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

11.2. Работа вручную 

Данный ручной режим включается нажатием кнопки 

. Режим ручного тестирования вклю-

чается нажатием кнопки 

. Рядом с кнопкой загорается светодиодный индикатор, подтвер-

ждающие действие. В любом из этих двух режимов нажатие кнопки 

  приводит  к  включе-

нию последовательности запуска.  
 
Срабатывает топливный соленоид, а затем запускается стартер
 
Стартер пытается запустить двигатель в течение заранее заданного промежутка времени. Если 
за время попытки запуска двигатель так и не запускается, стартер выключается на заранее за-
данное  время.  Если  количество  попыток  запуска  превышает  заданное,  попытки  запуска  пре-
кращаются и на ЖК-дисплее появляется сигнал Запуск невозможен (Failed to start)
 
Если  же  двигатель  запускается,  стартер  выключается  и  блокируется  на  заранее  заданной  ча-
стоте  от  выходного  сигнала  генератора  переменного  тока.).  Для  отключения  стартера  также 
могут использоваться данные с датчика давление масла. 
 
Когда двигатель работает, запускается таймер прогрева (если выбран), позволяющий двига-
телю войти в рабочий температурный режим до приема нагрузки.  
 
В ручном режиме, генератор примет или не примет нагрузку в зависимости от сетевого пита-
ния. Если питание от сети в норме, генератор нагрузку не примет, а в противном случае – при-
мет.  
 
В режиме ручного тестирования, генератор принимает нагрузку вне зависимости от того, в 
норме ли питание от сети. 
 

Нажатие кнопки 

 приводит к остановке генератора. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

Ин

в.

 N

. Д

уб

л

 

Вз

ам

. И

нв

. N

 

По

дп

. и

 Д

ат

а 

 

 

Ин

в.

 N

. о

дл

00

01

 

 

 

 

 

 

Руководство по эксплуатации на 

дизель-генераторные установки «АЗИМУТ» 

 

Лист 

 

 

 

 

 

32

 

Изм.  Лист 

N. докум 

Подп 

Дата 

 
 

12. Техническое обслуживание 
 

Данный  раздел  в  большей  мере  предназначен  для  квалифицированных  специалистов, 

однако  здесь  также  представлено  достаточное  количество  информации,  которая  позволяет 
обычному пользователю производить основные работы по плановому техническому обслужи-
ванию изделия. 
Обращаем ваше внимание, что проведение некоторых видов  работ требует наличия специаль-
ных инструментов и может проводиться только сертифицированными специалистами. 
Ни при каких обстоятельствах не пользуйтесь самодельными инструментами или оборудова-
нием, поскольку их использование может привести к сбоям в работе двигателя, а также может 
повлиять на безопасность процесса эксплуатации двигателя. 
Необходимо тщательно контролировать процесс эксплуатации дизель-генератора в течение 50 
часов после первого запуска или после капитального ремонта. 
Продолжительная работа двигателя без нагрузки может привести к закоксовыванию газорас-
пределительной системы и большому расходу масла. 
Инструкции, представленные в графике технического обслуживания, основаны на показателях 
при средних эксплуатационных условиях, а также предусматривают минимальные требования 
для поддержания максимальных рабочих характеристик двигателя при безаварийной эксплуа-
тации. 
При эксплуатации двигателя в условиях высокой запыленности следует тщательно следить за 
состоянием воздушных, масляных, а также топливных фильтров. 
 
12.1. Генератор переменного тока. 

Неоходимо регулярно выполнять тестирование и чистку, а обслуживание выполняется 

редко.  
При  первом  запуске  выполните  тестирование  обмоток.  Если  генератор  выполняет  функции 
резервного, в зависимости от влажности места хранения, обычно проверяют изоляцию каждые 
3-6  месяцев,  а  во  влажных  помещениях  устанавливают  нагреватели  для  осушения  воздуха  и 
сохранения обмоток сухими.  
Дополнительно  выполняйте  регулярную  чистку  внутренних  и  внешних  частей  генератора, 
периодичность очисток зависит от условий окружающей среды возле генераторной установки. 
Для чистки выполните следующие действия:  
Отключите  питание,  ототрите  всю  грязь,  масла,  воду  и  другие  жидкости,  очистите 
вентиляционные  решётки,  так  как  грязь  может  привести  к  перегреву  обмоток  или  при 
попадании  в  обмотки  повредить  изоляцию.  Удаляйте  пыль  и  грязь  с  помощью  пылесоса,  не 
используйте для чистки продувку или разбрызгивание под давлением.  
 
12.2. Двигатель. 
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

  

!  Перед  проведением  любого  технического  обслуживания  рекомендуется  отсоединить  акку-
муляторную батарею. 
!  Перед  началом  любого  сеанса  электросварки  отсоедините  батарею  и  генератор,  если  хо-
мут на опоре напрямую или косвенно подсоединен к двигателю.
 
 
12.2.1 Первичный уход за двигателем 

Первую смену масла необходимо провести после 50 часов эксплуатации

Этапы последующей замены масла освящены в пункте "Замена масло и масляного фильтра". 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..