ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2018 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2018 год - часть 3

 

 

55 

 

Газпром осуществляет дальнейший мониторинг этого вопроса. 

В  настоящий  момент  ПАО  «Газпром»  анализирует  влияние,  которое  может  оказать 
Энергетический  Союз  на  деятельность  Группы  в  ЕС.  Однако,  учитывая  отсутствие  консенсуса 
среди государств-членов ЕС в отношении ряда ключевых вопросов формирования  Энергетического 
Союза, пока неясно, каким образом и в какие сроки идея его создания будет реализована. 

Вместе  с  тем  ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  работу  с  Еврокомиссией,  правительствами 
стран-членов ЕС, европейскими бизнес-партнерами с целью выработки решений по синхронизации 
развития  газовой  инфраструктуры,  реализации  межправительственных  соглашений  и  поддержке 
принципов свободной рыночной конкуренции. 

В  частности,  28  мая  2018  года  вступили  в  действие  обязательства,  предложенные  Группой 
Газпром в связи с урегулированием антимонопольного расследования Еврокомиссии. Газпром взял на 
себя  следующие  основные  обязательства:  не  применять  и  не  вводить  новые  территориальные 
ограничения  в  контракты  с  покупателями  газа  из  отдельных  стран  Центральной  и  Восточной 
Европы;  предложить  соответствующим  покупателям  газа  из  отдельных  стран  Центральной  и 
Восточной Европы право переноса пунктов сдачи между Венгрией, Польшей или Словакией с одной 
стороны  и  странами  Прибалтики  или  Болгарией  с  другой  на  условиях,  предусмотренных 
проконкурентными  обязательствами;  обратиться  к  соответствующим  покупателям  газа  с 
предложением  по  установлению  соответствующих  конкурентных  ценовых  ориентиров  при 
пересмотре цен на газ и использованию более частого и ускоренного механизма пересмотра цен на 
газ; не подавать против болгарских партнеров иски о возмещении убытков в связи с прекращением 
реализации болгарской части проекта «Южный поток».
 

В  условиях  либерализации  газового  рынка  Европы  ПАО  «Газпром»  проводит  более  активную 
маркетинговую  политику,  развивает  новые  формы  и  методы  торговли  (разменные  операции, 
разовые  и  биржевые  сделки,  краткосрочные  контракты,  электронную  торговлю,  торги  в  рамках 
аукционов на поставки природного газа в Европу).
 
 
Риски, связанные с реорганизацией ПАО «Газпром».   
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
Риски, связанные с технологическими инновациями в отрасли. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта.
  

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта.  

 

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

Политико-экономические риски. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

Риски, связанные с процессом глобализации.  

56 

 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта.   

 

Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта.  

Риски, связанные с транзитом природного газа.  

ПАО  «Газпром»  находится  под  влиянием  рисков,  связанных  с  транспортировкой  природного  газа 
через территорию транзитных стран.  

Одной  из  таких  стран  является  Украина.  В  настоящий  момент  опасения  относительно 
надежности  поставок  газа  в  Европу  через  территорию  Украины  обусловлены  как  политической 
нестабильностью  в  данной  стране,  усугубляемой  неблагоприятной  экономической  обстановкой, 
так  и  требованиями  украинской  стороны  по  значительному  увеличению  платы  за 
транспортировку (в зависимости от планируемых объемов транспортировки после 2019 года). 

В  целях  минимизации  этого  риска  и  с  учетом  экономической  эффективности  поставок  газа  в 
долгосрочной перспективе ПАО «Газпром» диверсифицирует экспортные маршруты поставок газа. 
Примером  такой  работы  является  организация  экспортных  поставок  по  газотранспортным 
системам: «Ямал-Европа», проходящей по территории Белоруссии и Польши, и «Северный поток», 
соединившей  напрямую  Россию  и  Германию  через  акваторию  Балтийского  моря,  минуя  третьи 
страны. 

В  рамках  диверсификации  маршрутов  экспортных  поставок  российского  трубопроводного 
природного  газа  на  традиционный  для  ПАО  «Газпром»  европейский  рынок  реализуется  проект 
«Северный 

поток 

2», 

предусматривающий 

строительство 

двух 

ниток 

общей 

производительностью  55  млрд  куб.  м.  в  год.  График  реализации  проекта  предполагает  ввод  в 
эксплуатацию обеих ниток газопровода в IV квартале 2019 г. Ведутся работы по производству труб 
и их обетонированию. На сегодняшний день все крупные контракты для проведения строительных 
работ  в  2018  и  2019  гг.  заключены.  Разрешения  на  строительство  газопровода  Nord  Stream  2 
получены  от  Германии,  Финляндии  и  Швеции;  кроме  того,  получено  одно  из  двух  разрешений  на 
строительство  в  России.  Получение  национальных  разрешений  на  строительство  по  трассе 
газопровода в соответствующих органах Дании и России ожидается в III квартале 2018 года. 

21 февраля 2017 года вступило в силу  Соглашение между  Правительством  Российской Федерации 
и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток», подписанное в 
ходе  визита  Президента  Российской  Федерации  В.В. Путина  в  Турецкую  Республику  10  октября 
2016 года. Документ предусматривает возможность строительства двух ниток газопровода по дну 
Черного  моря  из России  в Турцию  общей  производительностью  31,5  млрд  куб.  м  в  год,  включая 
строительство  сухопутной  транзитной  нитки  до границы  Турции  с сопредельными  странами. 
26 мая  2018  г.  ПАО «Газпром»  и  Правительство  Турецкой  Республики  подписали  Протокол  по 
реализации транзитного сухопутного участка газопровода «Турецкий поток». 

7 мая 2017 года у российского побережья Черного моря в районе г. Анапа началась укладка морского 
участка  газопровода  «Турецкий  поток».  4  ноября  2017  г.  завершена  укладка  двух  ниток  морского 
участка  газопровода  «Турецкий  поток»  в  исключительной  экономической  зоне  России.  30  апреля 
2018  г.  у  черноморского  побережья  Турции  завершена  глубоководная  укладка  морского  участка 
первой  нитки  газопровода.    В  настоящее  время  продолжаются  работы  по  укладке  второй  нитки 
газопровода в исключительной экономической зоне Турецкой Республики. К концу II квартала 2018 г. 
в общей сложности по обеим ниткам уложено более 1160 км труб, что составляет более 62% от 
совокупной протяженности газопровода. 

2 августа 2017 г. вступил в силу Закон США от 2 августа 2017 г., который, в частности, наделяет 
Президента  США  правом  во  взаимодействии  (координации)  с  союзниками  США  вводить 
определенные санкционные меры  в отношении любого лица, которое сознательно после принятия 
Закона  США  от  2  августа  2017  г.,  совершало  инвестиции  или  продавало  товары,  поставляло 
технологии  или  оказывало  услуги  Российской  Федерации  (на  сумму  более  1  млн.  долл.  США  или  в 
совокупности  в  течение  года  на  общую  сумму  более  5  млн  долл.  США)  в  сфере  строительства  и 

57 

 

обслуживания российских трубопроводов, экспортирующих энергоресурсы. 

В  отношении  указанного  положения  Закона  США  от  2  августа  2017  г.  Государственный 
Департамент  США  31 октября 2017  г.  выпустил  разъяснение,  согласно  которому  санкционные 
меры  не  должны  затрагивать  инвестиции  в  проекты,  начатые  до  2  августа  2017  г.  При  этом 
согласно  разъяснениям  под  «началом»  проекта  следует  понимать  момент  подписания  договора  о 
реализации проекта. 

Также  ограничения  не  будут  затрагивать  инвестиции  и  деятельность  для  целей  обычного 
обслуживания уже существующих трубопроводов, введенных в эксплуатацию до 2 августа 2017 г., а 
также любые инвестиции и договоры займа, осуществленные и заключенные до 2 августа 2017 г. 

(Более  подробно  информация  о  проектах  ПАО  «Газпром»  представлена  в  п.3.3  Планы  будущей 
деятельности эмитента). 

 
Кредитный риск. 

Неблагоприятное  воздействие  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  может  оказывать  ограниченная 
способность  отдельных  потребителей  на  территории  России  и  за  ее  пределами  производить 
оплату поставляемого ПАО «Газпром» природного газа денежными средствами. В прошлом, в силу 
сложной экономической ситуации, в работе со многими российскими компаниями ПАО «Газпром» 
было  вынуждено  применять  различные  формы  расчетов  в  неденежной  форме,  включая  векселя  и 
облигации,  пакеты  акций  в  капитале  газовых  компаний,  а  также  товары  и  услуги,  в  порядке 
оплаты  поставок  газа  потребителям.  До  настоящего  времени  полностью  не  погашена 
задолженность  части  российских  потребителей  и  потребителей  стран  бывшего  СССР  за 
поставленный в прошлом природный газ, и Общество не располагает гарантиями полной оплаты 
этой задолженности в денежной форме.  

В последние годы ситуация с оплатой поставок природного газа постепенно стабилизировалась.  

Потребители  Прибалтийских  республик  и  стран  СНГ  рассчитывались  за  поставленный 
природный газ денежными средствами. 

Из  потребителей  газа  ближнего  зарубежья  случаи  нарушения  контрактных  обязательств  по 
оплате в период 2017 года – II квартала 2018 года имели место у АО «Молдовагаз» и ЗАО «КТЭ».  

Таким образом, невозможно гарантировать, что в будущем, в силу не зависящих от ПАО «Газпром» 
причин, не появятся неденежные формы расчетов за газ. 

Осуществление  расчетов  по  сделкам  в  неденежной  форме  уже  оказывало  в  прошлом  и  может 
оказывать в будущем неблагоприятное воздействие на способность ПАО «Газпром» финансировать 
операционные  или  капитальные  затраты,  которые  должны  производиться  в  денежной  форме,  а 
также  на  способность  ПАО  «Газпром»  своевременно  выплачивать  налоги  и  проводить  прочие 
обязательные отчисления.  

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

2.4.3. Финансовые риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

Риски, вероятность их возникновения и характер изменений в отчетности: 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

58 

 

Риски, связанные с денежно-кредитной политикой Центрального Банка Российской Федерации.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
Риск мирового финансового кризиса. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с изменениями валютных курсов. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
Риски, связанные с изменениями процентных ставок.  
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски,  связанные  с  привлечением  ПАО  «Газпром»  денежных  средств  на  российском  рынке 
корпоративных облигаций. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с влиянием инфляции.  
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Кредитные риски (в части взаимодействия с банками и финансовыми институтами).  
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
Риски ликвидности.  
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

Влияние финансовых рисков на показатели финансовой отчетности.   

Величина  денежных  потоков  в  иностранной  валюте  в  соответствии  с  ПБУ  23/2011  «Отчет  о 
движении  денежных  средств»,  утвержденным  приказом  Минфина  РФ  от  02.02.2011  №  11н, 
пересчитывается  в  рубли  по  официальному  курсу  этой  иностранной  валюты  к  рублю, 
устанавливаемому  Центральным  Банком  Российской  Федерации  на  дату  осуществления  или 
поступления платежа. 

Изменение  курса  иностранных  валют,  сравнимое  с  изменениями,  произошедшими  в 
декабре 2014 года,  окажет  значительное  влияние  на  статьи  Отчета  о  движении  денежных 
средств, включающие обороты в иностранной валюте.  

В  Отчете  о  финансовых  результатах  в  составе  прочих  доходов  и  расходов  отражаются 
положительные  и  отрицательные  курсовые  разницы 

–  результат  от  переоценки 

соответствующего  актива,  в  том  числе  дебиторской  задолженности,  или  обязательства,  в  том 
числе  задолженности  по  кредитам  и  займам,  стоимость  которых  выражена  в  иностранной 
валюте (пересчитанные в соответствии с ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость 
которых выражена в иностранной валюте», утвержденным приказом Минфина РФ от 27.11.2006 
№  154н),  и,  в  результате,  их  сумма  может  оказать  существенное  влияние  на  чистую  прибыль 
Общества. 

Поскольку  экспортная дебиторская задолженность ПАО  «Газпром» выражена в долларах США  и 
других  конвертируемых  валютах,  изменение  курса  иностранных  валют  приведет  к  изменению 
статей баланса, в которых отражена данная дебиторская задолженность.  

Рост  курса  иностранных  валют  по  отношению  к  рублю  приведет  к  увеличению  статьи  баланса, 
отражающей  задолженность  по  кредитам  и  займам,  вследствие  наличия  большого  портфеля 
кредитных ресурсов, выраженного в конвертируемой валюте (долларах США или евро).  

Изменение  цен  на  газ,  в  первую  очередь,  скажется на  объеме  выручки  от  реализации  Общества  и 
окажет существенное влияние на чистую прибыль Общества. 

Инфляционные  процессы,  в  результате  которых  происходит  удорожание  используемых  в 

59 

 

производстве материалов и сырья, могут оказать влияние на увеличение валюты баланса.  

Также  инфляционные  процессы  в  экономике  Российской  Федерации  могут  оказать  существенное 
влияние  на  чистую  прибыль  Общества  в  связи  с  тем,  что  возможности  ПАО  «Газпром»  по 
повышению  цен  на  газ,  реализуемый  на  внутреннем  рынке,  ограничены  государственным 
регулированием,  то  есть  не  могут  меняться  Обществом  в  зависимости  от  изменений  темпов 
инфляции  и,  в  то  же  время,  затраты  Общества,  которые,  в  основном,  выражены  в  рублях, 
изменяются в соответствии с темпами инфляции.
 

Перечень  показателей  финансовой  отчетности  ПАО  «Газпром»,  которые  наиболее  подвержены 
изменению в результате влияния указанных финансовых рисков.  

Бухгалтерский  баланс  (Форма  1  бухгалтерской  отчетности  ПАО «Газпром»  за  II  квартал  2018 
года,  включенная  в  раздел  VII  «Бухгалтерская  (финансовая)  отчетность  эмитента  и  иная 
финансовая информация» настоящего Ежеквартального отчета): 

 

Дебиторская задолженность; 

 

Кредиторская задолженность; 

 

Денежные средства. 

Отчет  о  финансовых  результатах  (Форма  2  бухгалтерской  отчетности  ПАО «Газпром»  за 
II квартал 2018 года, включенная в раздел VII «Бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента 
и иная финансовая информация» настоящего Ежеквартального отчета): 

 

Валовая прибыль; 

 

Проценты к уплате. 

 
В части процентных рисков: 

 

Вероятность негативного влияния указанных рисков на результаты деятельности 

Эмитента  незначительна.    При  этом  значительные  неблагоприятные  изменения 
процентных  ставок  отразятся,  в  первую  очередь,  в  следующих  разделах  отчетности  по 
МСФО: 

 

• 

в  Отчете  о  совокупном  доходе  строки:  Финансовые  доходы  и  Финансовые 

расходы;  

 

• 

в  Отчете  о  движении  денежных  средств:  строки  Капитализированные  и 

уплаченные проценты, Полученные проценты, Уплаченные проценты. 

 

2.4.4. Правовые риски 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 
Риски, связанные с изменением валютного регулирования. 

ПАО  «Газпром»  является  участником  внешнеэкономических  отношений,  имеет  часть  своих 
активов  и  обязательств  в  иностранной  валюте,  а  также  счета  в  иностранной  валюте  в 
иностранных  банках  и  их  филиалах,  расположенных  на  территории  иностранных  государств. 
Соответственно,  Общество  подвержено  существенным  рискам,  связанным  с  изменением 
валютного регулирования. 

Действующий  с  июня  2004  г.  закон  о  валютном  регулировании  позволяет  Правительству 
Российской Федерации и Центральному Банку Российской Федерации осуществлять мероприятия 
по  дальнейшему  регулированию  и  усилению  валютного  контроля,  включая  операции  с 
иностранными  ценными  бумагами  и  заимствованиями  в  иностранной  валюте  российскими 
компаниями.  Указанным  Законом  упразднена  необходимость  получения  от  Центрального  Банка 

60 

 

лицензий  на  конкретные  сделки.  Вместо  этого  установлены  требования  по  осуществлению 
уведомлений об открытии счетов в банках, расположенных за пределами Российской Федерации. 

На  фоне  продолжающейся  либерализации  валютного  законодательства  Правительством 
Российской  Федерации  и  Центральным  Банком  Российской  Федерации  осуществлялись 
мероприятия  по  усилению  контроля  над  проведением  валютных  операций.  Так,  в  конце  2006  года 
законодательно  закреплены  дополнительные  требования  к  объему  информации,  отражаемой 
уполномоченными банками в базе данных по валютным операциям, а также утверждены Правила 
по  обеспечению  взаимодействия,  не  являющихся  уполномоченными  банками  профессиональных 
участников  рынка  ценных  бумаг,  таможенных  и  налоговых  органов  как  агентов  валютного 
контроля  с  Центральным  Банком  Российской  Федерации.  Постановлением  Правительства 
Российской  Федерации  от  17  февраля  2007  г.  №  98  (в  редакции  от  26  сентября  2017  года) 
утверждены Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов 
и  информации  при  осуществлении  валютных  операций  агентам  валютного  контроля  за 
исключением уполномоченных банков. 

Вступление  в  силу  Положения  о  порядке  передачи  уполномоченными  банками  информации  о 
нарушениях лицами,  осуществляющими валютные операции,  актов валютного законодательства 
Российской  Федерации  и  актов  органов  валютного  регулирования  №  308-П  в  октябре  2007  года 
усилило  роль  федеральной  службы  финансово-бюджетного  надзора  в  части  контроля  за 
соблюдением резидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов 
органов валютного регулирования и валютного контроля. 

01.03.2018  Указанием  Банка  России  от  29.11.2017  N  4629-У  вступила  в  силу  Инструкция  Банка 
России  от  16.08.2017  N  181-И  «О  порядке  представления  резидентами  и  нерезидентами 
уполномоченным  банкам  подтверждающих  документов  и  информации  при  осуществлении 
валютных  операций,  о  единых  формах  учета  и  отчетности  по  валютным  операциям,  порядке  и 
сроках  их  представления»,  в  которой  определен  порядок  и  способы  представления  резидентами 
уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций.  

Минфином России предложен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный 
закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на 
совершение  валютных  операций  резидентами  с  использованием  счетов  (вкладов),  открытых  в 
банках за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств".
 

Таким образом, последние изменения в области валютного регулирования и контроля не оказывают 
существенного  негативного  влияния  на  деятельность  ПАО  «Газпром».  Учитывая  существующую 
тенденцию  либерализации  валютного  законодательства,  введение  ограничений,  сокращающих 
возможности  конвертации  рублевых  доходов  в  иностранную  валюту  и  обратной  конвертации 
рублей  в  силу  требований  об  обязательной  репатриации  и  конвертации,  маловероятно.  Однако,  в 
случае  введения  таких  ограничений,  они  могут  оказать  неблагоприятное  влияние  на  результаты 
деятельности и способность Общества осуществлять выплаты по кредитам и займам. 
 
 
Риски, связанные с изменением налогового законодательства. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
 
Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.  

Деятельность  Группы  по  экспорту  углеводородов  подпадает  под  правила  таможенного 
регулирования.  Разногласия  Группы  с  таможенными  органами  по  ряду  ключевых  вопросов 
осуществления  экспортных  поставок  природного  газа,  в  частности  в  подходе  к  порядку 
декларирования  и  взимания  таможенных  пошлин,  применения  курса  иностранных  валют  при 
исчислении  таможенной  стоимости,  урегулированы  в  рабочем  порядке,  а  также  посредством 
внесения  соответствующих  изменений  в  таможенное  законодательство.  Сложившаяся  ранее 
положительная  судебная  практика  Группы  в  отношении  прав  Общества  на  корректировку 
таможенной  стоимости  позволила  в  настоящее  время  вне  арбитражных  споров  осуществлять 
корректировки  при  изменении  в  ретроактивном  порядке  ценовых  параметров  поставленного 
контрагентам  природного  газа  и  возвращать,  в  случае  излишней  уплаты,  вывозные  таможенные 
пошлины.  

Действующее  таможенное  законодательство  Таможенного  союза  и  Российской  Федерации 
позволяют  в  целом  осуществлять  таможенное  декларирование  с  учетом  интересов  газовой 
отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского экономического 
союза  Группа  Газпром  продолжает  работу  в  Евразийской  экономической  комиссии  с  экспертами 

61 

 

ЕЭК,  заинтересованными  федеральными  ведомствами  по  реализации  предложений  Группы  в 
проект  нового  Кодекса  ЕАЭС,  регулирующих  порядок  помещения  товаров  под  таможенные 
процедуры,  а  также  механизм  доступа  и  контроля  таможенными  органами  сведений  с  приборов 
учёта количеств вывозимого природного газа.  

В  ходе  проведения  таможенного  администрирования  со  стороны  таможенного  органа 
периодически  принимаются  решения  о  необходимости  корректировки  таможенной  стоимости  в 
сторону  ее  увеличения,  предъявляются  требования  об  уплате  таможенных  платежей. 
В настоящее  время  в  адрес  ООО  «Газпром  экспорт»  выставлено  123  требования  об  уплате 
таможенных платежей (пени) на общую сумму  2,035 млрд руб., которые обжалованы со стороны 
ООО «Газпром  экспорт»  в  Арбитражный  суд  города  Москвы.  Судебная  практика  сложилась  в 
пользу Общества, производство по данной категории дел прекращено.   

С целью минимизации указанных рисков Общество: 

 -  продолжает  консультации  с  таможенными  органами  по  вопросам  корректировки  сведений 
таможенной  декларации,  учёта  и  использования  декларантом,  и  администрирования  ЦЭТ 
авансовых  платежей,  механизма  возврата/зачета  сумм  излишне  уплаченной  таможенной 
пошлины; 

 -  осуществляет  дальнейший  контроль  порядка  таможенного  декларирования  и  документального 
подтверждения в ЦЭТ поставок природного газа по трубопроводам «Северный поток» и «Голубой 
поток»; 

 - продолжает совершенствовать процесс электронного декларирования поставок природного газа; 

- продолжает арбитражную работу по защите законных прав и интересов Общества. 

 

Риски,  связанные  с  изменением  требований  по  лицензированию  основной  деятельности 
ПАО «Газпром» либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте 
ограничено (включая природные ресурсы). 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
ПАО «Газпром». 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

О ценообразовании на газ на внутреннем рынке Российской Федерации 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 

2.4.6. Стратегический риск 

 
Стратегические  риски  ПАО  «Газпром»  вызваны  неопределенностью,  возникающей  под  влиянием 
различных  внутренних  и  внешних  факторов,  которые  могут  оказать  влияние  на  достижение 
Стратегической 

цели 

Общества, 

выраженной 

утвержденными 

Советом 

директоров 

ПАО «Газпром» стратегическими целевыми показателями (СЦП). 

Результаты  анализа  изменения  факторов  стратегических  рисков  ПАО «Газпром»,  их  оценка, 
актуализированный 

перечень 

приоритетных 

проектов, 

его 

обоснование, 

а 

также 

соответствующее  распределение  ресурсов  и  необходимые  меры  по  достижению  Стратегической 
цели  на  предстоящий  десятилетний  период  утверждены  в  составе  Долгосрочной  программы 
развития Общества (газовый бизнес, 2018-2027) решением Совета директоров от 19.12.2017 №3059. 

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 

62 

 

 

Раздел III. Подробная информация об эмитенте 

3.1. История создания и развитие эмитента 

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента 

Полное фирменное наименование эмитента: Публичное акционерное общество «Газпром» 
Дата введения действующего полного фирменного наименования: 17.07.2015 

Сокращенные фирменные наименования эмитента 

Сокращенное фирменное наименование: ПАО «Газпром» 
Дата введения наименования: 17.07.2015 
 
Сокращенное фирменное наименование: PJSC «GAZPROM» 
Дата введения наименования: 17.07.2015 

 

В уставе эмитента зарегистрировано несколько сокращенных фирменных наименований. 
 
Фирменное  наименование  эмитента  (наименование  для  некоммерческой  организации) 
зарегистрировано как товарный знак или знак обслуживания. 
 

Сведения о регистрации указанных товарных знаков: 
Свидетельство Роспатента на товарный знак «Газпром» № 228275, приоритет от 1 марта 2002 г.; 
Свидетельство Роспатента на товарный знак «Gazprom» № 228276, приоритет от 1 марта 2002 г.; 
Свидетельство  Роспатента  на  общеизвестный  товарный  знак  «ГАЗПРОМ»  №  30,  внесен  в 
Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков 6 декабря 2004 г.
 

 

Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования: 
Полное фирменное наименование: Российское акционерное общество открытого типа «Газпром» 
Сокращенное фирменное наименование: РАО «Газпром» 
Дата введения наименования: 25.02.1993 
Основание введения наименования: 
Указ  Президента  Российской  Федерации  от  5  ноября  1992  г.  №  1333  «О  преобразовании 
Государственного  газового  концерна  «Газпром»  в  Российское  акционерное  общество  «Газпром»  и 
постановление  Совета Министров  -  Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. 
№ 138 «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром».
 
 
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество «Газпром» 
Сокращенное фирменное наименование: ОАО «Газпром», JSC «GAZPROM» 
Дата введения наименования: 23.07.1998 
Основание введения наименования: 
Решением  годового  Общего  собрания  акционеров  Российского  акционерного  общества  «Газпром» 
(протокол от 26 июня 1998 года № 1) внесены изменения в Устав Общества о его переименовании в 
Открытое акционерное общество «Газпром».
  

 

 

3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента 

Данные о первичной государственной регистрации: 

Номер государственной регистрации: 022.726 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..