ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2018 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2018 год - часть 2

 

 

 

Раздел I. Сведения о банковских счетах, об аудиторе (аудиторской 

организации), оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а 

также о лицах, подписавших ежеквартальный отчет 

1.1. Сведения о банковских счетах эмитента 

Сведения о кредитной организации 

Полное фирменное наименование: «Газпромбанк» (Акционерное общество) 
Сокращенное фирменное наименование: Банк ГПБ (АО) 
Место нахождения: г. Москва 
ИНН: 7744001497 
БИК: 044525823 

Номер счета: 40702810000000000001 
Корр. счет: 30101810200000000823 
Тип счета: расчётный счёт в российских рублях 

 

Сведения о кредитной организации 

Полное фирменное наименование: «Газпромбанк» (Акционерное общество) 
Сокращенное фирменное наименование: Банк ГПБ (АО) 
Место нахождения: г. Москва 
ИНН: 7744001497 
БИК: 044525823 

Номер счета: 40702810200000020001 
Корр. счет: 30101810200000000823 
Тип счета: расчётный счёт в российских рублях 

 

Сведения о кредитной организации 

Полное фирменное наименование: «Газпромбанк» (Акционерное общество) 
Сокращенное фирменное наименование: Банк ГПБ (АО) 
Место нахождения: г. Москва 
ИНН: 7744001497 
БИК: 044525823 

Номер счета: 40702810300000030001 
Корр. счет: 30101810200000000823 
Тип счета: расчётный счёт в российских рублях 

 

Сведения о кредитной организации 

Полное фирменное наименование: «Газпромбанк» (Акционерное общество) 
Сокращенное фирменное наименование: Банк ГПБ (АО) 
Место нахождения: г. Москва 
ИНН: 7744001497 
БИК: 044525823 

Номер счета: 40702810400000040001 
Корр. счет: 30101810200000000823 
Тип счета: расчётный счёт в российских рублях 

 

48 

 

1.4. Сведения о консультантах эмитента 

Финансовые  консультанты  по  основаниям,  перечисленным  в  настоящем  пункте,  в  течение  12 
месяцев до даты окончания отчетного квартала не привлекались.
 

1.5. Сведения о лицах, подписавших ежеквартальный отчет 

ФИО: Середа Михаил Леонидович 
Год рождения: 1970 

Сведения об основном месте работы: 

Организация: ПАО "Газпром" 
Должность: заместитель Председателя Правления - руководитель Аппарата Правления        

 
ФИО: Сопова Тамара Борисовна 
Год рождения: 1954 

Сведения об основном месте работы: 

Организация: ПАО "Газпром" 
Должность: заместитель главного бухгалтера ПАО "Газпром" 

Раздел II. Основная информация о финансово-экономическом 

состоянии эмитента 

2.1. Показатели финансово-экономической деятельности эмитента 

Динамика  показателей,  характеризующих  финансово-экономическую  деятельность  эмитента, 
рассчитанных на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности 

Стандарт (правила), в соответствии с которыми составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, 
 на основании которой рассчитаны показатели: РСБУ 

 

Единица измерения для расчета показателя производительности труда: тыс. руб./чел. 

 

Наименование показателя 

2017, 6 мес. 

2018, 6 мес. 

Производительность труда 

82 001.67 

         94 579.32 

Отношение размера задолженности к собственному капиталу 

0.36 

                 0.39    

Отношение размера долгосрочной задолженности к сумме 
долгосрочной задолженности и собственного капитала 

0.17 

0.17 

Степень покрытия долгов текущими доходами (прибылью) 

2.33 

 1.79    

Уровень просроченной задолженности, % 

4.48 

 7.56    

 
По  усмотрению  эмитента  дополнительно  приводится  динамика  показателей,  характеризующих 
финансово-экономическую  деятельность  эмитента,  рассчитанных  на  основе  данных  сводной 
бухгалтерской  (консолидированной  финансовой)  отчетности  эмитента,  включаемой  в  состав 
ежеквартального отчета: Нет 

 

Все показатели рассчитаны на основе рекомендуемых методик расчетов: Да 
 
Анализ  финансово-экономической деятельности эмитента  на  основе экономического анализа динамики 
приведенных показателей: 

В  связи  с  достаточно  большим  размером  собственного  капитала,  образованного  при  проведении 
переоценки  основных  средств,  относительная  доля  заемного  капитала  в  капитале  Общества 
невысока.  Значения  показателей  в  рассматриваемом  периоде  свидетельствует  о  невысокой 
степени зависимости ПАО «Газпром» от внешних источников финансирования. 

49 

 

По  итогам  деятельности  Общества  в  I  полугодии  2018  года  показатель  «Отношение  размера 
задолженности  к  собственному  капиталу»
,  характеризующий  соотношение  внешних  и 
собственных  источников  финансирования,  незначительно  вырос  по  сравнению  с  аналогичным 
периодом 2017 года с 0,36 до 0,39. Увеличение значения показателя связано с более быстрым ростом 
долгосрочных  и  краткосрочных  обязательств  (+12,25%)  по  сравнению  с  ростом  по  статье 
«Капитал и резервы» (+1,73%
).  

Показатель  «Отношение  размера  долгосрочной  задолженности  к  сумме  долгосрочной 
задолженности  и  собственного  капитала»,
  отражающий  структуру  источников  долгосрочного 
финансирования  (постоянного  капитала  компании),  по  итогам  деятельности  Общества  в 
I полугодии  2018  года  остался  на  уровне  2017 года,  что  свидетельствует  о  сохранении  доли 
долгосрочной задолженности в долгосрочных источниках финансирования.  

Значения  показателя  «Степень  покрытия  долгов  текущими  доходами  (прибылью)», 
характеризующего  возможность  компании  обслуживать  свой  чистый  краткосрочный  долг 
(Краткосрочные  обязательства,  скорректированные  на  величину  денежных  средств  и  их 
эквивалентов)  за  счет  прибыли  от  продаж  до  амортизационных  выплат,  свидетельствуют  о 
прибыльности ПАО «Газпром» и о достаточном запасе финансовой прочности Эмитента. 

По  итогам  деятельности  Общества  в  I  полугодии  2018  года  значение  показателя  «Степень 
покрытия  долгов  текущими  доходами  (прибылью)»  снизилось  на  23,18%  по  сравнению  с 
аналогичным  периодом  2017  года.  Снижение  показателя  связано  в  большей  степени  со 
значительным  увеличением  прибыли  от  продаж  до  амортизационных  выплат  (+47,83%)  при 
незначительном росте чистого краткосрочного долга (+13,79%).  

Увеличение  показателя  «Уровень  просроченной  задолженности»  с  4,48  до  7,56  по  итогам 
деятельности Общества в I полугодии 2018 в большей степени связано с более быстрыми темпами 
увеличения  просроченной  задолженности  (+89,37%),  которая  состоит,  из  задолженности  перед 
дочерними  обществами  ПАО «Газпром»  и  прочей  задолженностью,  по  сравнению  с  увеличением 
долгосрочных и краткосрочных обязательств (+12,25%). 

Динамика  относительных  и  абсолютных  показателей  кредитоспособности  позволяет 
констатировать запас финансовой прочности.
 

 

 

2.2. Рыночная капитализация эмитента 

Рыночная 

капитализация 

рассчитывается 

как 

произведение 

количества 

акций 

соответствующей  категории  (типа)  на  рыночную  цену  одной  акции,  раскрываемую 
организатором торговли
 
Единица измерения: руб. 

 

Наименование показателя 

На 31.12.2017 г. 

На 30.06.2018 г. 

Рыночная капитализация 

3 074 479 120 323 

3 319 973 449 096 

 

Информация  об  организаторе  торговли  на  рынке  ценных  бумаг,  на  основании  сведений  которого 
осуществляется расчет рыночной капитализации, а также иная дополнительная информация о публичном 
обращении ценных бумаг по усмотрению эмитента: 

Публичное акционерное общество «Московская Биржа ММВБ-РТС» (ранее - Закрытое акционерное 
общество «Фондовая Биржа ММВБ»). 

Распоряжением  ЗАО  «ФБ  ММВБ»  (в  настоящее  время  –  ПАО  Московская  Биржа)  №  1876-р  от 
24.12.2013 г. приняты следующие решения:  

- о переводе из раздела «Перечень внесписочных ценных бумаг» в раздел «Котировальный список «А» 
второго  уровня»  Списка  ценных  бумаг,  допущенных  к  торгам  в  ЗАО  «ФБ  ММВБ»  (в  настоящее 
время  –  ПАО  Московская  Биржа),  акций  обыкновенных  ПАО  «Газпром»  (государственный 
регистрационный номер выпуска -  1-02-00028-А от 30.12.1998 г.); 

-  об  утверждении  Изменений  №  2520  в  Список  ценных  бумаг,  допущенных  к  торгам  в 
ЗАО «ФБ ММВБ»  (в  настоящее  время  –  ПАО  Московская  Биржа),  вступивших  в  силу  26  декабря 
2013 года. 

50 

 

Решением ОАО «Санкт-Петербургская биржа» (в настоящее время – ПАО «Санкт-Петербургская 
биржа»)  от  15  апреля  2014  года  акции  ПАО  «Газпром»  включены  с  17  апреля  2014  года  в 
котировальный список «А» второго уровня путем перевода из котировального списка «Б». 

9 июня 2014 года ЗАО «ФБ ММВБ» (в настоящее время – ПАО Московская Биржа) включило акции 
ПАО «Газпром» в раздел «Первый уровень» Списка ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам. 

21  июля  2014  года  ОАО  «Санкт-Петербургская  биржа»  (в  настоящее  время  –  ПАО «Санкт-
Петербургская биржа») включило акции ПАО «Газпром» в котировальный список первого (высшего) 
уровня. 

2.3. Обязательства эмитента 

2.3.1. Заемные средства и кредиторская задолженность 

На 30.06.2018 г. 

Структура заемных средств 
Единица измерения: тыс. руб. 

 
 
 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Долгосрочные заемные средства 

1 602 028 437 

  в том числе: 

 

  кредиты 

414 588 800 

  займы, за исключением облигационных 

1 157 439 637 

  облигационные займы 

30 000 000 

Краткосрочные заемные средства 

855 108 286 

  в том числе: 

 

  кредиты 

116 471 115 

  займы, за исключением облигационных 

738 530 971 

  облигационные займы 

106 200 

Общий размер просроченной задолженности по заемным средствам 

  в том числе: 

 

  по кредитам 

  по займам, за исключением облигационных 

  по облигационным займам 

 

Структура кредиторской задолженности 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Общий размер кредиторской задолженности 

1 081 995 965 

    из нее просроченная 

310 346 485 

  в том числе 

 

  перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами 

47 263 562 

    из нее просроченная 

  перед поставщиками и подрядчиками 

518 380 196 

    из нее просроченная 

138 091 403 

  перед персоналом организации 

955 056 

    из нее просроченная 

51 

 

  прочая 

515 397 151 

    из нее просроченная 

172 255 082 

 
При  наличии  просроченной  кредиторской  задолженности,  в  том  числе  по  заемным  средствам, 
указываются причины неисполнения и последствия, которые наступили или могут наступить в будущем 
для эмитента вследствие неисполнения соответствующих обязательств, в том числе санкции, налагаемые 
на эмитента, и срок (предполагаемый срок) погашения просроченной кредиторской задолженности  или 
просроченной задолженности по заемным средствам. 
Просроченная  кредиторская  задолженность  ПАО  «Газпром»  по  состоянию  на  30  июня  2018  года 
составляет 310 346 485
 тыс. рублей.  Просроченная кредиторская задолженность ПАО «Газпром» 
по состоянию на указанную дату состоит, в основном, из: 

-  задолженности  перед  дочерними  обществами  ПАО  «Газпром»  за  поставку  и  транспортировку 
природного  газа,  в  договорах,  с  которыми  не  предусмотрено  начисление  процентов,  штрафных 
санкций  и  пени  за  невыполнение  договорных  обязательств.  Предполагаемые  сроки  погашения  в 
настоящее время не определены; 

-  задолженности  в  отношении  НАК  «Нафтогаз  Украины»  в  соответствии  с  Окончательным 
решением  института  Торговой  палаты  г.  Стокгольма  от  28.02.2018 и  процентам  на  сумму 
просроченного платежа по процентной ставке, в соответствии с Законом Швеции «О процентах» 
(более подробно информация представлена в п.7.7 настоящего Ежеквартального отчета). 

Кредиторы,  на  долю  которых  приходится  не  менее  10  процентов  от  общей  суммы  кредиторской 
задолженности  или  не  менее  10  процентов  от  общего  размера  заемных  (долгосрочных  и 
краткосрочных) средств: 

Полное фирменное наименование: Акционерное общество «Газ Капитал» СА 
Сокращенное фирменное наименование: «Газ Капитал» СА 
Место нахождения: 2, Boulevard Konrad Adenauer, L-1115 Luxembourg 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности:

 1 433 973 087 тыс. руб. 

Размер и условия просроченной кредиторской задолженности (процентная ставка, штрафные 
санкции, пени): просроченной кредиторской задолженности нет. 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Нет 
 
Полное фирменное наименование: Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» 
Сокращенное фирменное наименование: НАК «Нафтогаз Украины» 
Место нахождения: Украина, г. Киев, ул. Б. Хмельницкого, д. 6 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 181 742 628 тыс. руб. 
Размер и условия просроченной кредиторской задолженности (процентная ставка, штрафные 
санкции, пени):

 164 705 460 тыс. руб. 

Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Нет 
 
 

2.3.2. Кредитная история эмитента 

Описывается  исполнение  эмитентом  обязательств  по  действовавшим  в  течение  последнего 
завершенного отчетного года и  текущего года  кредитным договорам и (или)  договорам займа, в том 
числе  заключенным  путем  выпуска  и  продажи  облигаций,  сумма  основного  долга  по  которым 
составляла  пять  и  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 
последнего  завершенного  отчетного  периода,  состоящего  из  3,  6,  9  или  12  месяцев, 
предшествовавшего  заключению  соответствующего  договора,  а  также  иным  кредитным  договорам  и 
(или) договорам займа, которые эмитент считает для себя существенными. 
Эмитент не имел указанных обязательств. 
 

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения 

На 30.06.2018 г. 

Единица измерения: тыс. руб. 

52 

 

 

Наименование показателя 

На 30.06.2018 г. 

Общий размер предоставленного эмитентом обеспечения 
(размер (сумма) неисполненных обязательств, в отношении 
которых эмитентом предоставлено обеспечение, если в 
соответствии с условиями предоставленного обеспечения 
исполнение соответствующих обязательств обеспечивается в 
полном объеме) 

381 573 454 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

381 573 454 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме залога 

139 237 227 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

139 237 227 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме поручительства 

242 336 227 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

242 336 227 

 

Обязательства  эмитента  из  обеспечения  третьим  лицам,  в  том  числе  в  форме  залога  или 
поручительства,  составляющие  пять  или  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента 
на дату окончания соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 

 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих  обязательств,  не  отраженных  в  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности,  которые 
могут  существенно  отразиться  на  финансовом  состоянии  эмитента,  его  ликвидности, 
источниках  финансирования  и  условиях  их  использования,  результатах  деятельности  и 
расходов, не имеется. 
 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) ценных бумаг 

Политика эмитента в области управления рисками: 

В  ПАО  «Газпром»  разработана  эффективная  система  управления  рисками,  позволяющая 
своевременно  идентифицировать,  оценивать  и  реагировать  на  потенциальные  события, 
обстоятельства, внешние и внутренние факторы, влияющие на достижение поставленных целей.  

Компания, 

признавая, 

что 

осуществление 

деятельности 

подвержено 

воздействию 

неопределенностей  в  виде  рисков,  принимает  меры  по  их  управлению  с  целью  обеспечения 
достаточных  гарантий  достижения  целей,  поставленных  перед  ПАО «Газпром»  его  органами 
управления.  Система  управления  рисками  является  частью  корпоративного  управления  в 
ПАО «Газпром»  и  интегрирована  с  действующими  системами  планирования,  управления 
проектами  и  программами,  управления  производственной  безопасностью  и  другими  системами 
управления. 

Организация  системы  управления  рисками  реализует  следующие  основные  принципы: 
системности, соответствия целям, разумной уверенности, адаптивности, ресурсного обеспечения, 
непрерывности,  коллегиальности,  ответственности,  оценки результатов,  структурированности, 
единой нормативной среды, экономической целесообразности. 
 

53 

 

2.4.1. Отраслевые риски 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

Высокая степень государственного регулирования отрасли.  

ПАО  «Газпром»  является  крупнейшей  в  стране  газодобывающей  Компанией,  обеспечивает 
собственной  добычей  66%  (по  результатам  2017  года)  всех  объемов  поставок  газа  по  ГТС 
внутренним  потребителям,  занимает  ведущее  положение  в  экономике  России.  Деятельность 
ПАО «Газпром»  по  транспортировке  газа  по  трубопроводам  в  соответствии  с  Федеральным 
законом  Российской  Федерации  №147-ФЗ  от  17 августа  1995  года  «О  естественных  монополиях» 
регламентируется как деятельность естественных монополий.  

Контролируя  свыше  50%  акций  Общества  (включая  прямое  и  косвенное  владение),  государство 
оказывает  влияние  на  его  деятельность.  Так,  государством  осуществляется  контроль  движения 
финансовых  потоков  ПАО  «Газпром»  через  участие  его  представителей  в  Совете  директоров 
Общества,  к  компетенции  которого  относится  распределение  чистой  прибыли  по  итогам 
отчетного года, утверждение финансового и инвестиционного плана на предстоящие 1 и 3 года, а 
также долгосрочной программы развития.  

В  условиях  сохранения  в  Российской  Федерации  на  протяжении  последних  лет  двухсекторной 
модели  ценообразования  на  газ,  поставляемый  на  внутренний  рынок,  сохраняется  риск 
формирования  у  Компании  финансовых  ресурсов  в  размерах,  не  достаточных  для  осуществления 
необходимых  вложений  в  поддержание  и  развитие  газотранспортной  системы  в  интересах 
внутреннего  рынка,  что  не  может  не  сказаться  на  надежности  газоснабжения  российских 
потребителей  и  усложняет  процесс  принятия  инвестиционных  решений  по  развитию  газовой 
отрасли  в  целом.  Отсутствие  объективной  цены  на  газ  тормозит  реализацию  мероприятий, 
направленных  на  газо-  и  энергосбережение,  не  стимулирует  потребителей  к  рациональному 
использованию газа. 

ПАО  «Газпром»  последовательно  выступает  за  формирование  внутренних  цен  на  газ  на основе 
объективных  принципов,  что  будет  способствовать  созданию  условий,  при  которых  российский 
рынок  газа  станет  реальным  источником  устойчивого  развития  и  повышения  энергетической 
эффективности национальной экономики. 

 

Риски, связанные с директивным установлением цен на газ на внутреннем рынке. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 
Риски, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
Риски, связанные с либерализацией европейского газового рынка.  

Европейская  Комиссия  опубликовала  25  февраля  2015  г.  «Рамочную  стратегию  по  созданию 
устойчивого Энергетического Союза с перспективной политикой в сфере изменения климата».  

В феврале 2016 г. в рамках работ по созданию Энергетического Союза Еврокомиссия опубликовала 
пакет  законодательных  инициатив  в  области  газового  рынка,  так  называемый  «зимний  пакет», 
который включает в себя следующие документы: 

· 

Проект нового Регламента Европейского парламента и Совета ЕС о мерах по обеспечению 
надежности поставок газа и об отмене Регламента № 994/2010; 

· 

Проект Решения Европарламента и Совета ЕС о создании механизма обмена информацией 

54 

 

о  межправительственных  соглашениях  и  не  имеющих  обязательную  силу  документах  в 
сфере  энергетики,  заключаемых  между  государствами-членами  ЕС  и  третьими 
государствами, и об отмене Решения № 994/2012/EU; 

· 

Сообщение Еврокомиссии относительно стратегии ЕС в области СПГ и хранения газа; 

· 

Сообщение  Еврокомиссии  относительно  стратегии  ЕС  в  области  теплоснабжения  и 
кондиционирования зданий. 

Еврокомиссия  отводит  существенную  роль  вопросам  диверсификации,  безопасности  и 
транспарентности  поставок  природного  газа,  развитию  инфраструктуры,  обеспечению 
соответствия  межправительственных  соглашений  в  области  поставок  энергоносителей 
европейскому законодательству. 

В  развитие  положений  Стратегии  Еврокомиссия  в  ноябре  2016  г.  опубликовала  пакет 
регламентирующих  документов  «Чистая  энергетика  для  всех  европейцев»,  направленный  на 
ускорение  перехода  стран  Евросоюза  к  низкоуглеродной  экономике  за  счет  роста 
энергоэффективности,  увеличения  потребления  ВИЭ  (до  27%  общего  конечного  потребления 
энергоресурсов к 2030 г.), декарбонизации теплоэлектроэнергетики (50% электрогенерации из ВИЭ к 
2030 г. и полная декарбонизация к 2050 г.) и транспорта, а также усиливающих роль потребителя 
на энергетическом рынке.  

Кроме  того,  в  декабре  2016  г.  Европарламент,  Европейский  совет  и  Еврокомиссия  достигли 
соглашения  о  необходимости  проведения  Еврокомиссией  оценки  условий  межправительственных 
соглашений  в  нефтегазовой  сфере,  заключаемых  странами-членами  ЕС  с  государствами,  не 
входящими в Евросоюз, на предмет их соответствия европейскому законодательству. Решение об 
учреждении  механизма  обмена  информацией  было  принято  05  апреля  2017  года  (Решение 
№ 2017/684)  и  вступило  в  силу  02  мая  2017  года.  В  соответствии  с  названным  решением, 
государства-члены  ЕС  обязаны  письменно  уведомлять  Европейскую  Комиссию  о  намерении 
вступить в переговоры с третьими странами или международными организациями о заключении 
или  изменении  любых  международных  договоров,  а  также  иных  необязывающих  документов, 
которые  могут  оказать  воздействие  на  функционирование  единого  энергетического  рынка, 
безопасность  поставок  либо  иным  образом  связанных  с  энергетикой,  в  том  числе  касающихся 
строительства  инфраструктуры,  связанной  хотя  бы  с  одним  государством-членом  ЕС.  Кроме 
того,  в  случае,  если  проект  такого  межправительственного  соглашения  или  необязывающего 
документа  ссылается  на  «другой  текст»,  содержащий  элементы,  касающиеся  купли-продажи, 
транзита, хранения или поставок нефти или природного газа, государство-член ЕС обязано также 
предоставить Комиссии такой текст. 

25  октября  2017  г.  был  принят  Регламент  Европейского  парламента  и  Совета  ЕС  №  2017/1938 
о мерах по обеспечению надежности поставок газа, который вступил в силу 01 ноября 2017 г. (далее 
-  "Регламент  № 2017/1938").  В  соответствии  с  Регламентом  №  2017/1938  предприятия, 
осуществляющие  деятельность  в  области  природного  газа,  должны  сообщать  компетентным 
органам  информацию  об  основных  условиях  контрактов  сроком  более  1  года  (за  исключением 
ценовых  условий);  и  уведомлять  компетентные  органы  государств  -  членов  ЕС  о  заключении  и 
изменениях (кроме изменений, касающихся исключительно контрактной цены) контрактов сроком 
более  1  года,  покрывающих  28%  и  более  от  годового  потребления  соответствующей  страны. 
Регламент № 2017/1938 также предполагает, что национальный регулятор и Еврокомиссия вправе 
запросить части контрактов поставки, хотя и не подпадающих под критерии для раскрытия, но 
оцениваемых  национальным  регулятором  или  Еврокомиссией  как  потенциально  влияющие  на 
безопасность поставок. 

В  связи  с  окончанием  имплементации  третьего  энергетического  пакета  и  выполнением  его 
основных  задач  в  2017  году  Европейская  комиссия  инициировала  исследование  Quo  Vadis.  Цель 
исследования  –  проведение  обоснованного  анализа  нормативной  базы  газового  сектора  ЕС  на 
предмет  того,  является  ли  действующая  нормативная  база,  выстроенная  в  последние  годы  на 
основе  третьего  энергетического  пакета,  достаточно  эффективной  для  целей  максимизации 
благосостояния  ЕС.  В  рамках  исследования  необходимо  было  проанализировать  возможности 
улучшения  функционирования  газового рынка и, вместе с  этим,  влияние  возможных изменений на 
общее благосостояние ЕС путем пересмотра существующей нормативной базы газового рынка ЕС.  

В  феврале  2018  года  была  опубликована  финальная  версия  отчета  Quo  Vadis,  содержащая 
рекомендации  относительно  различных  мер,  необходимых  для  увеличения  благосостояния  ЕС  и 
снижения  оптовых  цен  на  газ.  Реализация  предложенных  мер  может  привести  к  росту 
регуляторной нагрузки на деятельность ПАО «Газпром» в странах Евросоюза, в связи с чем Группа 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..