ПАО «ГАЗПРОМ»
ПРИМЕЧАНИЯ К КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
31 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА
(в миллионах российских рублей)
82
36
ОПЕРАЦИОННЫЕ РИСКИ (продолжение)
деятельность ПАО «Газпром» в Европе и на финансовое положение ПАО «Газпром» в целом.
Группа также выступает одной из сторон в некоторых других судебных разбирательствах,
возникших в ходе обычной хозяйственной деятельности, а также подчиняется ряду
законодательных актов об охране окружающей среды, издаваемых различными государственными
инстанциями и регулирующих использование, хранение и утилизацию некоторых продуктов. По
мнению руководства, существующие в настоящее время судебные разбирательства или иски к
Группе не могут оказать какое-либо существенное негативное влияние на деятельность или
финансовое положение Группы.
Санкции
В период с 2014 года ЕС, США и некоторые другие государства ввели ряд санкций против
Российской Федерации и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций
направлены напрямую против ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» и их дочерних организаций
и ряда других организаций, в том числе «Газпромбанк» (Акционерное общество), а некоторые из
них предусматривают общие ограничения хозяйственной деятельности в определенных отраслях
экономики Российской Федерации.
Санкции, введенные США, запрещают всем физическим лицам-гражданам США и всем
юридическим лицам, учрежденным в соответствии с законодательством США (включая
иностранные филиалы таких организаций), а также всем лицам на территории США или
связанным с территорией США:
1) осуществлять операции, предоставлять финансирование или совершать иным образом сделки,
связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 90 дней (c 28 ноября 2017 года
– 60 дней) или вновь выпущенным акционерным капиталом, имуществом или правами на
имущество ряда организаций энергетического сектора, включая ПАО «Газпром нефть»;
2) осуществлять операции, предоставлять финансирование или совершать иным образом сделки,
связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 30 дней (c 28 ноября 2017 года
– 14 дней) или вновь выпущенным акционерным капиталом, имуществом или правами на
имущество
ряда
российских
организаций
банковского
сектора,
включая
«Газпромбанк» (Акционерное общество) (ПАО «Газпром» не указано в числе лиц, в отношении
которых направлено данное ограничение);
3) предоставлять, экспортировать или реэкспортировать, напрямую или не напрямую, товары,
услуги (кроме финансовых услуг) или технологии для проектов, которые связаны с потенциальной
возможностью разработки и добычи нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а
также в сланцевых пластах на территории Российской Федерации или во внутренних и
территориальных водах, которые Российская Федерация считает своими, с участием российских
организаций, включая ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть». 7 августа 2015 года под данный
запрет попало Южно-Киринское месторождение в Охотском море. Согласно изменениям от
31 октября 2017 года сфера действия указанного запрета расширена для проектов, которые
одновременно отвечают трем критериям:
проекты начинаются после 29 января 2018 года;
проекты связаны с добычей нефти по всему миру;
российские организации, включенные в секторальный санкционный список, включая
ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть» и их дочерние организации, владеют долей 33 %
или больше в таком проекте, либо контролируют большинство голосующих прав.
2 августа 2017 года Президент США подписал Закон «О противодействии противниками Америки
путем санкций» (далее – Закон от 2 августа 2017 года), который расширил санкционный режим
США, действующий в отношении Российской Федерации. Закон от 2 августа 2017 года среди
прочего наделил Президента США правом во взаимодействии (координации) с союзниками США
вводить определенные санкционные меры в отношении любого лица, которое сознательно после
принятия Закона от 2 августа 2017 года совершало инвестиции или продавало товары, поставляло
технологии или оказывало услуги Российской Федерации (на сумму более 1 млн долл. США или в
совокупности в течение года на общую сумму более 5 млн долл. США) в сфере строительства и
обслуживания российских трубопроводов, экспортирующих энергоресурсы. Введение данных
санкционных мер может создать риски для реализации новых перспективных газотранспортных
проектов ПАО «Газпром».