ПАО Газпром. Сводная бухгалтерская отчетность с аудиторским заключением независимого аудитора 2017 год - часть 8

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Сводная бухгалтерская отчетность с аудиторским заключением независимого аудитора 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

ПАО Газпром. Сводная бухгалтерская отчетность с аудиторским заключением независимого аудитора 2017 год - часть 8

 

 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2017 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

57

 

23. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

свои  права  и  обязанности  по  Контракту  № ТКГУ  ПАО «Укртрансгаз»  или  иному  оператору  газо-
транспортной  системы.  Арбитраж  удовлетворил  требования  НАК «Нафтогаз  Украины»  на  сумму 
4 673 млн долл. США  в  связи  с  подачей  газа  для  его  транзита  европейским  потребителям  в  объеме 
меньшем,  чем  это  было  предусмотрено  контрактом.  С  учетом  ранее  присужденной  в  пользу 
ПАО «Газпром» суммы по контракту на поставку, арбитраж произвел зачет встречных требований, по 
итогам которого ПАО «Газпром» обязано заплатить НАК «Нафтогаз Украины» 2 560 млн долл. США. 
Расходы  по  признанию  обязательств  согласно  принятому  решению  отражены  по  строке  «Прочие 
расходы»  сводного  отчета  о  финансовых  результатах  (см.  Пояснение  19).  Сумма  обязательства 
отражена  по  строке  «Кредиторская  задолженность»  сводного  бухгалтерского  баланса. 
29 марта 2018 года ПАО «Газпром» подало в Апелляционный суд округа Свеа (Швеция) заявление об 
оспаривании окончательного решения от 28 февраля 2018 года и его частичной отмене. 

В  марте  2018 года  по  результатам  арбитражных  разбирательств  ПАО «Газпром»  направило  в 
НАК «Нафтогаз  Украины»  уведомление  о  возникновении  дисбаланса  в  договорных  отношениях  и 
устранении  несправедливости.  В  случае  недостижения  взаимного  согласия  ПАО «Газпром»  вправе 
обратиться  в  Арбитражный  институт  Торговой  палаты  г. Стокгольма,  Швеция,  для  окончательного 
разрешения спора.  

3 октября 2012 года  Министерство  энергетики  Литовской  Республики  направило  в  Арбитражный 
институт при Торговой палате г. Стокгольма, Швеция, просьбу об арбитраже против ПАО «Газпром». 
Министерство  энергетики  Литовской  Республики  заявляет,  что  ПАО «Газпром»  нарушило 
Акционерный  договор  АО «Лиетувос  Дуйос»,  не  установив  справедливые  цены  на  природный  газ, 
поставляемый в Литовскую Республику, и требует компенсировать ему 5 000 млн литовских литов (по 
курсу  на  31 декабря 2017 года  –  99 726 млн руб.).  ПАО «Газпром»  не  согласилось  с  требованиями  и 
9 ноября 2012 года  подало  в  Арбитражный  институт  при  Торговой  палате  г. Стокгольма,  Швеция, 
ответ на просьбу об арбитраже. Состав арбитров сформирован, слушания по существу дела состоялись 
с 1 по 9 июля 2015 года.  30 сентября 2015 года  стороны  представили  дополнительные  письменные 
заключения на основе анализа материалов слушаний, в том числе показаний свидетелей и экспертов. 
22 июня 2016 года  арбитраж  вынес  окончательное  решение,  которым  отклонил  все  требования 
Министерства энергетики Литовской Республики, в том числе о несправедливости цен на природный 
газ,  который  ПАО «Газпром»  поставляло  в  Литву  в  2006-2015  годах.  22 сентября 2016 года  стало 
известно,  что  Министерство  энергетики  Литвы  подало  ходатайство  об  аннулировании 
Окончательного  арбитражного  решения  от  22 июня 2016 года  в  Апелляционный  суд  г. Стокгольма, 
Швеция.  4 апреля 2017 года  ПАО «Газпром»  получило  данное  ходатайство  в  официальном  порядке. 
9 июня 2017 года  ПАО «Газпром»  подало  в  Стокгольмский  апелляционный  суд  отзыв  на  иск. 
Министерство энергетики Литовской Республики подало свои подробные письменные заключения по 
делу  10 октября 2017 года.  В  настоящее  время  ПАО «Газпром»  изучает  поступившие  документы  и 
готовит свою правовую позицию. Слушания по делу запланированы на июнь 2018 года. 

В  августе 2012 года  Европейская  комиссия  начала  формальную  стадию  расследования  о 
потенциальном  нарушении  ПАО  «Газпром»  антимонопольного  законодательства  ЕС.  В 
апреле 2015 года Европейская комиссия приняла Заявление о возражениях (Statement of Objections) в 
рамках  продолжающегося  антимонопольного  расследования  деятельности  ПАО «Газпром»  в  ЕС. 
Принятие  Европейской  комиссией  Заявления  о  возражениях  является  одним  из  этапов  проводимого 
антимонопольного  расследования  и  не  означает  признание  ПАО «Газпром»  виновным  в  каком-либо 
нарушении антимонопольного законодательства ЕС. Срок для предоставления формального ответа на 
Заявление о возражениях Европейская комиссия продлила до сентября 2015 года. Формальный ответ 
на  Заявление  о  возражениях  Европейской  комиссии  был  направлен  ПАО «Газпром»  в  конце 
сентября 2015 года.  В  сентябре 2015 года  ПАО «Газпром»  направило  в  адрес  Европейской  комиссии 
предложение  об  урегулировании  антимонопольного  расследования.  В  декабре  2015  года  состоялись 
закрытые  устные  слушания  с  участием  представителей  ПАО  «Газпром»  и  Европейской  комиссии,  в 
ходе  которых  ПАО «Газпром»  представило  аргументы,  подтверждающие  необоснованность 
выдвинутых претензий. Устные слушания являются одним из этапов проводимого антимонопольного 
расследования.  27 декабря 2016 года  ПАО «Газпром»  направило  в  адрес  Европейской  комиссии 
формальное  предложение  по  урегулированию  расследования  (проконкурентные  обязательства). 
13 марта 2017 года Европейская комиссия инициировала процедуру тестирования рынком (market test) 
представленных  обязательств,  по  окончании  которой  она  будет  вправе  вынести  решение  об  их 
принятии  и  закрытии  расследования  без  признания  Группы  Газпром  виновной  в  нарушении 
антимонопольного  права  ЕС.  29 мая 2017 года  между  представителями  Европейской  комиссии  и 
ПАО «Газпром»  состоялась  встреча,  на  которой  европейская  сторона  довела  до  ПАО «Газпром» 
информацию  об  общих  итогах  состоявшегося  тестирования  рынком,  и  стороны  договорились  
 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2017 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

58

 

23. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

провести  серию  технических  встреч  для  урегулирования  оставшихся,  по  мнению  Европейской 
комиссии,  вопросов  с  учетом  результатов  тестирования  рынком.  В  настоящее  время  стороны 
продолжают  технические  консультации.  На  данный  момент  невозможно  оценить  потенциальное 
негативное  воздействие  проводимого  расследования  на  деятельность  ПАО «Газпром»  в  Европе  и  на 
финансовое положение ПАО «Газпром» в целом. 

В декабре 2015 года  дочерняя  организация  Группы  «Саус Стрим Транспорт Б.В.»  получила 
официальное  уведомление  от  секретариата  арбитражного  суда  Международной  торговой  палаты  о 
том,  что  поступила  просьба  от  организации  «Сайпем С.п.А.»  о  проведении  арбитражного 
разбирательства  против  «Саус Стрим Транспорт Б.В.»  в  связи  с  односторонним  расторжением  «Саус 
Стрим  Транспорт  Б.В.»  контракта  от  14 марта 2014 года  на  строительство  газопровода  «Южный 
поток».  Сумма  текущих  требований  «Сайпем С.п.А.»  к  «Саус Стрим Транспорт Б.В.»  составляет 
около  615 млн евро  (по  курсу  на  31 декабря 2017 года  –  42 353 млн руб.).  В  настоящий  момент 
стороны  проходят  процедуру  взаимного  раскрытия  информации.  Слушания  перенесены  на 
июнь 2019 года. 

25 января 2016 года 

Антимонопольный  комитет  Украины  принял  решение  оштрафовать 

ПАО «Газпром»  на  85 966 млн украинских  гривен  (по  курсу  на  31 декабря 2017  года  – 
176 192 млн руб.)  за  нарушение  экономической  конкуренции.  12 апреля 2016 года  ПАО «Газпром» 
подало  в  Хозяйственный  суд  г. Киева  иск  об  оспаривании  решения  Антимонопольного  комитета 
Украины.  13 апреля 2016 года  иск  был  возвращен  без  рассмотрения  по  формальным  основаниям. 
4 мая 2016 года  ПАО «Газпром»  подало  апелляционную  жалобу  в  Киевский  апелляционный 
хозяйственный  суд,  который  решением  от  18 мая 2016 года  оставил  решение  суда  первой  инстанции 
без  изменений.  7 июня 2016 года  ПАО «Газпром»  подало  кассационную  жалобу  в  Высший 
хозяйственный  суд  Украины.  13 июля 2016 года  Высший  хозяйственный  суд  Украины  отказал  в 
удовлетворении  жалобы  ПАО «Газпром»,  оставив  в  силе  определение  суда  первой  инстанции  и 
постановление апелляционной инстанции. 2 сентября 2016 года ПАО «Газпром» подало в Верховный 
суд  Украины  заявление  о  пересмотре  решений  судов  нижестоящих  инстанций  по  делу. 
13 сентября 2016 года  Верховный  суд  Украины  отказал  в  допуске  к  производству  заявления  о 
пересмотре решений судов нижестоящих инстанций по делу. 7 октября 2016 года Хозяйственный суд 
г. Киева  вынес  определение  об  открытии  производства  по  делу  в  связи  с  обращением 
Антимонопольного комитета Украины с иском о принудительном взыскании с ПАО «Газпром» суммы 
наложенного им штрафа в размере около 3 млрд долл. США, пени на сумму около 3 млрд долл. США 
и  требованием  обязать  ПАО «Газпром»  исполнить  часть  его  решения,  касающуюся  стопроцентного 
выполнения  условий  Контракта  № ТКГУ  в  отношении  объемов  подаваемого  для  транзита  газа. 
5 декабря 2016 года  суд  полностью  удовлетворил  исковые  требования  Антимонопольного  комитета 
Украины.  22 февраля 2017 года  суд  отказал  в  удовлетворении  апелляционной  жалобы 
ПАО «Газпром», оставив в силе решение суда первой инстанции. 14 марта 2017 года ПАО «Газпром» 
подало  кассационную  жалобу  на  решение  Хозяйственного  суда  г. Киева  от  5 декабря 2016 года  и 
постановление  Киевского  апелляционного  хозяйственного  суда  от  22 февраля 2017 года  в  Высший 
хозяйственный  суд  Украины.  По  итогам  заседания  16 мая 2017 года  Высший  хозяйственный  суд 
Украины  оставил  кассационную  жалобу  ПАО «Газпром»  без  удовлетворения.  11 августа 2017 года 
ПАО «Газпром»  подало  жалобу  в  Верховный  суд  Украины  с  требованием  отмены  решений 
нижестоящих  судебных  органов.  11 сентября 2017 года  Верховный  суд  Украины  оставил  указанные 
решения в силе, а жалобу ПАО «Газпром» без удовлетворения. В апреле 2017 года Антимонопольный 
комитет  Украины  направил  в  Департамент  государственной  исполнительной  службы  Министерства 
юстиции 

Украины 

требование 

о 

принудительном 

взыскании 

с 

ПАО «Газпром» 

171 932 млн украинских  гривен  (около  6 млрд долл. США).  12 мая 2017 года  ПАО «Газпром» 
получило  через  Представительство  ПАО «Газпром»  в  г. Киеве  Постановления  Департамента 
государственной  исполнительной  службы  Министерства  юстиции  Украины  об  открытии 
исполнительного  производства  на  сумму  189 125 млн украинских  гривен  (по  курсу  на 
31 декабря 2017 года 

– 

387 621 млн руб.), 

включая 

сумму 

исполнительного 

сбора 

17 193 млн украинских  гривен  (по  курсу  на  31 декабря 2017 года  –  35 238 млн руб.),  и  наложении 
ареста  на  счета  Представительства  ПАО «Газпром»  в  г. Киеве,  причитающиеся  ПАО «Газпром» 
дивиденды  от  участия  в  АО «Газтранзит»,  принадлежащие  ПАО «Газпром»  акции  АО «Газтранзит», 
акции 

ПАО «Институт «ЮЖНИИГИПРОГАЗ», 

доли 

в 

ООО «Газпром сбыт Украина», 

ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». 
ПАО «Газпром»  в  настоящее  время  оспаривает  в  украинских  судах  действия  в  рамках 
исполнительного  производства.  ПАО «Газпром»  рассматривает  и  иные  правовые  механизмы, 
направленные на восстановление своих нарушенных прав.  

 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2017 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

59

 

23. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

3 февраля 2016 года  Европейская  Комиссия  в  рамках  Регламента  ЕС  № 1/2003  об  имплементации 
правил  конкуренции,  предусмотренных  статьями  101  и  102  Договора  о  функционировании  ЕС, 
направила  в  адрес  ПАО «Газпром»  официальный  запрос  информации  в  связи  с  предполагаемым 
нарушением ПАО «Газпром» антимонопольного законодательства ЕС в рамках поставок природного 
газа  в  Болгарию.  Направление  запроса  не  является  началом  формальной  стадии  расследования,  не 
означает  признания  ПАО «Газпром»  виновным  в  нарушении  антимонопольного  права  ЕС  и 
направлено  исключительно  на  сбор  соответствующей  информации.  Предметом  запроса  является 
предоставление информации по взаимоотношениям ПАО «Газпром» с оптовыми покупателями газа в 
Болгарии.  Ответ  на  запрос  информации  Европейской  комиссии  был  направлен  ПАО «Газпром» 
7 апреля 2016 года.  Условия  контрактных  взаимоотношений  ПАО «Газпром»  с  покупателями 
определяются  международно-правовыми  обязательствами,  коммерческой  целесообразностью  и 
условиями рынка. 

14 марта 2017 года  в  Европейскую  комиссию  поступила  жалоба,  подготовленная  польской 
организацией  «ПГНиГ С.А.»  в связи с предполагаемым нарушением ПАО «Газпром»  и его дочерней 
организации  ООО «Газпром экспорт»  статьи 102  Договора  о  функционировании  ЕС.  В  этой  жалобе 
«ПГНиГ С.А.» утверждает, что ПАО «Газпром» нарушает антимонопольное право ЕС путем: 

1) несправедливой ценовой политики в отношении «ПГНиГ С.А.»; 

2) воспрепятствования трансграничной торговле газом; 

3) «контрактного связывания».  

В  связи  с  этой  жалобой  Европейской  комиссией  было  зарегистрировано  дело  № АТ.40497. 
Возбуждение  дела  не  является  началом  формальной  стадии  расследования  и  не  означает  признания 
ПАО «Газпром»  виновным  в  нарушении  антимонопольного  права  ЕС.  Данные  претензии  касаются 
вопросов,  охваченных  расследованием  Европейской  комиссии  в  отношении  деятельности 
ПАО «Газпром» и ООО «Газпром экспорт» в странах Центральной и Восточной Европы, формальная 
стадия  которого  была  инициирована  в  2012 году.  На  данный  момент  невозможно  оценить 
потенциальное негативное воздействие проводимого расследования  на деятельность ПАО «Газпром» 
в Европе и на финансовое положение ПАО «Газпром» в целом. 

Группа также выступает одной из сторон в некоторых других судебных разбирательствах, возникших 
в  ходе  обычной  хозяйственной  деятельности,  а  также  подчиняется  ряду  законодательных  актов  об 
охране  окружающей  среды,  издаваемых  различными  государственными  инстанциями  и 
регулирующих  использование,  хранение  и  утилизацию  некоторых  продуктов.  По  мнению 
руководства, существующие в настоящее время судебные разбирательства или иски к Группе не могут 
оказать  какое-либо  существенное  негативное  влияние  на  деятельность  или  финансовое  положение 
Группы. 

Санкции 

В период с 2014 года ЕС, США и некоторые другие государства ввели ряд санкций против Российской 
Федерации  и  некоторых  российских  юридических  лиц.  Некоторые  из  этих  санкций  направлены 
напрямую против ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» и их дочерних организаций и ряда других 
организаций,  в  том  числе  «Газпромбанк»  (Акционерное  общество),  а  некоторые  из  них 
предусматривают  общие  ограничения  хозяйственной  деятельности  в  определенных  отраслях 
экономики Российской Федерации. 

Санкции, введенные США, запрещают всем физическим лицам-гражданам США и всем юридическим 
лицам,  учрежденным  в  соответствии  с  законодательством  США  (включая  иностранные  филиалы 
таких организаций), а также всем лицам на территории США или связанным с территорией США: 

1) осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  90 дней  (c  28 ноября  2017 года  – 
60 дней)  или  вновь  выпущенным  акционерным  капиталом,  имуществом  или  правами  на  имущество 
ряда организаций энергетического сектора, включая ПАО «Газпром нефть»; 

2) осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  30 дней  (c  28 ноября  2017 года  – 
14 дней)  или  вновь  выпущенным  акционерным  капиталом,  имуществом  или  правами  на  имущество 
ряда российских организаций банковского сектора, включая «Газпромбанк» (Акционерное общество)  
 

 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2017 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

60

 

23. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

(ПАО «Газпром» не указано в числе лиц, в отношении которых направлено данное ограничение); 

3) предоставлять, экспортировать или реэкспортировать, напрямую или не напрямую, товары, услуги 
(кроме  финансовых  услуг)  или  технологии  для  проектов,  которые  связаны  с  потенциальной 
возможностью разработки и добычи нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а также 
в  сланцевых  пластах  на  территории  Российской  Федерации  или  во  внутренних  и  территориальных 
водах, которые Российская Федерация считает своими, с участием российских организаций, включая 
ПАО «Газпром»  и  ПАО «Газпром нефть».  7 августа 2015 года  под  данный  запрет  попало  Южно-
Киринское  месторождение  в  Охотском  море.  Согласно  изменениям  от  31 октября  2017 года  сфера 
действия  указанного  запрета  расширена  для  проектов,  которые  одновременно  отвечают  трем 
критериям: 

 

проекты начинаются после 29 января 2018 года; 

 

проекты связаны с добычей нефти по всему миру; 

 

российские  организации,  включенные  в  секторальный  санкционный  список,  включая 
ПАО «Газпром»  и  ПАО «Газпром нефть»  и  их  дочерние  организации,  владеют  долей  33 % 
или больше в таком проекте, либо контролируют большинство голосующих прав. 

2 августа 2017 года  Президент  США  подписал  Закон  «О  противодействии  противниками  Америки 
путем санкций» (далее – Закон от 2 августа 2017 года), который расширил санкционный режим США, 
действующий  в  отношении  Российской  Федерации.  Закон  от  2 августа 2017 года  среди  прочего 
наделил  Президента  США  правом  во  взаимодействии  (координации)  с  союзниками  США  вводить 
определенные  санкционные  меры  в  отношении  любого  лица,  которое  сознательно  после  принятия 
Закона  от  2 августа 2017 года  совершало  инвестиции  или  продавало  товары,  поставляло  технологии 
или оказывало услуги Российской Федерации (на сумму более 1 млн долл. США или в совокупности в 
течение  года  на  общую  сумму  более  5 млн долл. США)  в  сфере  строительства  и  обслуживания 
российских  трубопроводов,  экспортирующих  энергоресурсы.  Введение  данных  санкционных  мер 
может  создать  риски  для  реализации  новых  перспективных  газотранспортных  проектов 
ПАО «Газпром». 

Закон от 2 августа 2017 года создает риск экстерриториального применения отдельных санкционных 
ограничений США и может отрицательно сказаться на участии иностранных лиц в отдельных новых 
проектах ПАО «Газпром». При этом положения Закона от 2 августа 2017 года должны применяться с 
учетом разъяснений Министерства финансов США и Государственного департамента США. 

Санкции США распространяются на любое лицо, в капитале которого организации, подпадающие под 
санкции,  прямо  или  косвенно,  совместно  или  по  отдельности,  владеют  50 %  или  более 
процентов долей участия. 

ПАО «Газпром»  не  указано прямо в числе  лиц, против которых направлены  санкции ЕС, однако, на 
ПАО «Газпром нефть»  и  «Газпромбанк» (Акционерное  общество),  а  также  на  их  дочерние 
организации, в которых им принадлежит более 50 % долей участия, распространяется ряд финансовых 
ограничений, введенных ЕС.  

Санкции,  введенные  ЕС,  запрещают  всем  гражданам  стран-членов  ЕС,  а  также  всем  юридическим 
лицам,  организациям  и  органам,  учрежденным  или  созданным  согласно  законодательству  страны-
члена  ЕС  (как  на  территории  ЕС,  так  и  за  ее  пределами),  а  также  всем  юридическим  лицам, 
организациям  и  органам  в  связи  с  любыми  видами  хозяйственной  деятельности,  осуществляемой 
полностью или частично в пределах ЕС: 

1)  предоставление  услуг  по  бурению,  освоению  скважин,  геофизическому  исследованию  скважин, 
эксплуатационному  оборудованию  скважин;  поставку  специальных  плавучих  оснований, 
необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, и (или) для разведки и добычи нефти на 
арктическом  шельфе  и  для  проектов  по  добыче  сланцевой  нефти  в  России,  а  также  прямое  или 
косвенное  финансирование,  предоставление  финансовой  помощи,  технических  и  брокерских  услуг 
применительно к указанным видам деятельности;  

2)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка  со 
сроком  погашения  более  90 дней,  выпущенных  в  период  с  1 августа 2014 года  по 
12 сентября 2014 года  или  со  сроком  обращения  более  30 дней  в  случае,  если  выпуск  осуществлен 
после  12 сентября 2014 года,  выпускаемыми  некоторыми  российскими  организациями  банковского 
сектора, включая «Газпромбанк» (Акционерное общество), но не включая ПАО «Газпром»; 

 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2017 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

61

 

23. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

3)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка, 
выпускаемыми  некоторыми  российскими  организациями  энергетического  сектора,  включая 
ПАО «Газпром нефть»,  но  не  включая  ПАО «Газпром»,  после  12 сентября 2014  года  и  со  сроком 
обращения более 30 дней; 

4)  предоставлять  после  12 сентября 2014 года  прямо  или  косвенно,  а  также  принимать  участие  в 
предоставлении  каких-либо  новых  заимствований  со  сроком  погашения  более  30 дней  в  пользу 
некоторых 

российских 

организаций 

(включая 

ПАО «Газпром нефть» 

и 

«Газпромбанк» 

(Акционерное общество),  но  не  включая  ПАО «Газпром»),  за  исключением  займов  или  кредитов, 
предоставляемых  непосредственно  в  целях  финансирования  незапрещенного  импорта  и  экспорта 
товаров,  а  также  оказания  услуг нефинансового  характера  между ЕС  и Российской Федерацией, что 
должно  быть  документально  подтверждено,  а  также  займов,  непосредственно  предоставляемых  для 
резервного  финансирования  лицам,  созданным  на  территории  ЕС,  50 %  долей  участия  в 
которых принадлежит любому из указанных выше лиц, в целях обеспечения соответствия критериям 
платежеспособности и ликвидности, что также должно быть документально подтверждено. 

Санкции  ЕС  распространяются  на  любое  лицо,  в  капитале  которого  организации,  подпадающие  под 
санкции, прямо или косвенно владеют более 50 % долей участия. 

Канада  и  некоторые  другие  страны  также  ввели  санкции  в  отношении  некоторых  российских 
физических и юридических лиц, в том числе в отношении ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» и 
других  нефтегазовых организаций Российской Федерации. Санкции, введенные Канадой, запрещают 
всем  лицам  на  территории  Канады,  а  также  гражданам  Канады  за  пределами  Канады  осуществлять 
операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иные  сделки,  связанные  с  новыми 
заимствованиями со сроком погашения более 90 дней в отношении ряда организаций энергетического 
сектора,  включая  ПАО «Газпром»  и  ПАО «Газпром нефть».  Кроме  того,  продолжает  действовать 
принятое  Канадой  ограничение  на  экспорт,  продажу,  поставку  лицами,  находящимися  в  Канаде  и 
гражданами  Канады,  находящимися  за  пределами  территории  Канады,  определенных  товаров  в 
Российскую Федерацию или любому лицу в Российской Федерации, если такие товары используются 
для  глубоководной  разведки  нефти  (на  глубине  более  500  м),  для  разведки  или  добычи  нефти  в 
Арктике, а также разведки или добычи сланцевой нефти. 

В настоящее время Группа проводит оценку того, как принятые экономические меры повлияют на ее 
финансовое положение и результаты деятельности. 

Налогообложение 

Российское  налоговое,  валютное  и  таможенное  законодательство  допускает  различные  толкования  и 
подвержено  частым  изменениям.  Налоговые  органы  могут  занять  более  жесткую  позицию  при 
интерпретации  законодательства  и  проверке  налоговых  расчетов.  По  мнению  руководства  по 
состоянию на 31 декабря 2017 года соответствующие положения законодательства интерпретированы 
им  корректно,  и  положение  Группы  с  точки  зрения  налогового,  валютного  и  таможенного 
законодательства останется стабильным.  

Российское  налоговое  законодательство  о  трансфертном  ценообразовании  предоставляет  право 
налогоплательщикам  обосновать  соответствие  цен  в  контролируемых  сделках  рыночному  уровню 
путем формирования документации в целях налогового контроля. 

Руководство Группы полагает, что применяемые Группой цены соответствует рыночному уровню, и 
оно  внедрило  процедуры  внутреннего  контроля  для  выполнения  требований  налогового 
законодательства по трансфертному ценообразованию.

 

На  данный  момент  еще  не  сложилась  судебная  практика  применения  новых  правил,  в  силу  этого 
последствия  любых  споров  с  налоговыми  органами  в  отношении  примененных  цен  не  могут  быть 
надежно  оценены,  однако  они  могут  оказать  существенное  влияние  на  финансовые  результаты  и 
деятельность Группы. 

 

 

 

 

 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2017 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

62

 

24. 

УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Экономика  Российской  Федерации  проявляет  некоторые  характерные  особенности,  присущие 
развивающимся рынкам. Налоговое, валютное и таможенное законодательство Российской Федерации 
допускает  возможность  разных  толкований  и  создает  дополнительные  трудности  для  организаций, 
осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации. 

Политическая  и  экономическая  нестабильность,  текущая  ситуация  с  введением  санкций, 
неопределенность  и  волатильность  фондового  и  товарного  рынков  и  другие  риски  оказали  и  могут 
продолжать  оказывать  влияние  на  российскую  экономику.  В  течение  2017 года  официальные  курсы 
обмена  российского  рубля  к  доллару США  и  евро  колебались  в  диапазоне  между  55,8453  и 
60,7503 российских  рублей  и  59,6124  и  71,9527 российских  рублей  за  доллар США  и  евро 
соответственно.  Также  в  течение  2017 года  произошло  снижение  ключевой  ставки  Центрального 
Банка Российской Федерации с 10 % до 7,75 %, а фактический уровень инфляции составил 2,5 %. 

Финансовые  рынки  по-прежнему  характеризуются  отсутствием  стабильности,  частыми  и 
существенными изменениями цен и увеличением спредов по торговым операциям.  

Будущее  экономическое  развитие  Российской  Федерации  зависит  от  внешних  факторов  и  мер 
внутреннего  характера,  предпринимаемых  Правительством  Российской  Федерации  для  поддержания 
роста и внесения изменений в налоговую, юридическую и нормативную базы. Руководство полагает, 
что  им  предпринимаются  все  необходимые  меры  для  поддержки  устойчивости  и  развития  бизнеса 
Группы  в  современных  условиях,  сложившихся  в  экономике.  Будущая  экономическая  ситуация  и 
нормативно-правовая  среда  и  ее  воздействие  на  деятельность  Группы  могут  отличаться  от  текущих 
ожиданий руководства. 

25. 

РИСКИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Управление рисками Группы осуществляется в рамках единой корпоративной системы и определяется 
как непрерывный циклический процесс принятия и выполнения управленческих решений, состоящий 
из  идентификации,  оценки  и  измерения  рисков,  реагирования  на  риски,  контроля  эффективности, 
планирования  деятельности  по  управлению  и  мониторингу  рисков.  Этот  процесс  встроен  в  общий 
процесс  управления,  направленный  на  оптимизацию  величины  рисков  в  соответствии  с  интересами 
Группы, и распространяется на все области его практической деятельности. 

Информация  о  характеристике  положения  Группы  в  отрасли,  в  том  числе  тенденциях  развития 
соответствующего  сегмента  рынка,  степени  адаптации  Группы  к  условиям  рынка,  основных 
приоритетных  направлениях  деятельности  Группы  с  описанием  перспектив  развития,  а  также 
ключевая  информация  о  факторах  риска,  связанных  с  деятельностью  Группы,  приводится  на  сайте 
www.gazprom.ru. 

26. 

СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ 

Кредиты и займы 

В январе 2018 года  Группа  привлекла  долгосрочный  кредит  от  «ЮниКредит С.п.А.»  на  сумму 
300 млн евро  с  процентной  ставкой  в  размере  ЕВРИБОР + 1,95 %  и  сроком  погашения  в 2022 году  в 
рамках договора, заключенного в ноябре 2017 года.  

В январе 2018 года  Группа  привлекла  51 250 млн руб.  в  рамках  соглашений  о  предоставлении 
долгосрочных кредитных линий со сроком погашения в 2023 году. 

В феврале 2018 года  Группа  выпустила  российские  облигации  на  общую  сумму  30 000 млн руб.  с 
процентной ставкой в размере 7,15 % и сроком погашения в 2025 году. 

В марте 2018 года  Группа  выпустила  облигации  участия  в  кредите  на  сумму  750 млн швейцарских 
франков с процентной ставкой в размере 1,45 % и сроком погашения в 2023 году в рамках Программы 
выпуска облигаций участия в кредите на сумму 40 000 млн долл. США.  

В марте 2018 года  Группа  выпустила  российские  облигации  на  сумму  25 000 млн руб.  с  процентной 
ставкой в размере 7,2 % и сроком погашения в 2024 году. 

 

 

 

 

 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

Консолидированная финансовая 
отчетность, подготовленная 
в соответствии с Международными 
стандартами финансовой отчетности,     
с аудиторским заключением 
независимого аудитора 

31 

декабря 2017 года

 

Москва | 2018 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..