ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2017 год - часть 5

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2017 год - часть 5

 

 

68 

 

Поскольку  экспортная дебиторская задолженность ПАО  «Газпром» выражена в долларах США  и 
других  конвертируемых  валютах,  изменение  курса  иностранных  валют  приведет  к  изменению 
статей баланса, в которых отражена данная дебиторская задолженность.  

Рост  курса  иностранных  валют  по  отношению  к  рублю  приведет  к  увеличению  статьи  баланса, 
отражающей  задолженность  по  кредитам  и  займам,  вследствие  наличия  большого  портфеля 
кредитных ресурсов, выраженного в конвертируемой валюте (долларах США или евро).  

Изменение  цен  на  газ,  в  первую  очередь,  скажется  на  объеме  выручки  от  реализации  Компании  и 
окажет существенное влияние на чистую прибыль Общества. 

Инфляционные  процессы,  в  результате  которых  происходит  удорожание  используемых  в 
производстве материалов и сырья, могут оказать влияние на увеличение валюты баланса.  

Также  инфляционные  процессы  в  экономике  Российской  Федерации  могут  оказать  существенное 
влияние  на  чистую  прибыль  Общества  в  связи  с  тем,  что  возможности  ПАО  «Газпром»  по 
повышению  цен  на  газ,  реализуемый  на  внутреннем  рынке,  ограничены  государственным 
регулированием,  то  есть  не  могут  меняться  Обществом  в  зависимости  от  изменений  темпов 
инфляции  и,  в  то  же  время,  затраты  Общества,  которые,  в  основном,  выражены  в  рублях, 
изменяются в соответствии с темпами инфляции.
 
 

 

2.4.4. Правовые риски 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 
Риски, связанные с изменением валютного регулирования. 

ПАО  «Газпром»  является  участником  внешнеэкономических  отношений,  имеет  часть  своих 
активов  и  обязательств  в  иностранной  валюте,  а  также  счета  в  иностранной  валюте  в 
иностранных  банках  и  их  филиалах,  расположенных  на  территории  иностранных  государств. 
Соответственно,  Общество  подвержено  существенным  рискам,  связанным  с  изменением 
валютного регулирования. 

Действующий  с  июня  2004  г.  закон  о  валютном  регулировании  позволяет  Правительству 
Российской Федерации и Центральному Банку Российской Федерации осуществлять мероприятия 
по  дальнейшему  регулированию  и  усилению  валютного  контроля,  включая  операции  с 
иностранными  ценными  бумагами  и  заимствованиями  в  иностранной  валюте  российскими 
компаниями.  Указанным  Законом  упразднена  необходимость  получения  от  Центрального  Банка 
лицензий  на  конкретные  сделки.  Вместо  этого  установлены  общеприменимые  ограничения  на 
валютные  операции,  такие,  как  осуществление  обязательного  резервирования  в  Центральном 
Банке и уполномоченных банках по конкретным валютным операциям, осуществление уведомлений 
об открытии счетов, проведение некоторых других валютных операций и открытие специальных 
счетов для осуществления расчетов в иностранной валюте.  

В  рамках  либерализации  валютного  законодательства  с  1  июля  2006  г.  вступило  в  силу  Указание 
Центрального Банка России от 29 марта 2006 г. № 1689-У отменяющее требование Банка России о 
резервировании при проведении отдельных видов валютных операций,  установленных Указаниями 
Банка России от 29 июня 2004 г. № 1465-У и от 6 мая 2005 г. № 1577-У, а также с 1 января 2007 г. 
утратило  силу  постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  17  октября  2005  г.  об 
обязательной  предварительной  регистрации  счета  (вклада),  открываемого  в  банке  за  пределами 
территории Российской Федерации. 

На  фоне  продолжающейся  либерализации  валютного  законодательства  Правительством 
Российской  Федерации  и  Центральным  Банком  Российской  Федерации  осуществлялись 

69 

 

мероприятия  по  усилению  контроля  за  проведением  валютных  операций.  Так,  в  конце  2006  года 
законодательно  закреплены  дополнительные  требования  к  объему  информации,  отражаемой 
уполномоченными банками в базе данных по валютным операциям, а также утверждены Правила 
по  обеспечению  взаимодействия,  не  являющихся  уполномоченными  банками  профессиональных 
участников  рынка  ценных  бумаг,  таможенных  и  налоговых  органов  как  агентов  валютного 
контроля  с  Центральным  Банком  Российской  Федерации.  Постановлением  Правительства 
Российской  Федерации  от  17  февраля  2007  г.  №  98  утверждены  Правила  представления 
резидентами  и  нерезидентами  подтверждающих  документов  и  информации  при  осуществлении 
валютных операций агентам валютного контроля за исключением уполномоченных банков. 

Вступление  в  силу  Положения  о  порядке  передачи  уполномоченными  банками  информации  о 
нарушениях лицами,  осуществляющими валютные операции,  актов валютного законодательства 
Российской  Федерации  и  актов  органов  валютного  регулирования  №  308-П  в  октябре  2007  года 
усилило  роль  федеральной  службы  финансово-бюджетного  надзора  в  части  контроля  за 
соблюдением резидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов 
органов валютного регулирования и валютного контроля. 

05.06.2012  вступил  в  силу  406-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О  валютном 
регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля». 

01.10.2012  вступила  в  силу  Инструкция  Центрального  Банка  от  04.06.2012  №  138-И  «О  порядке 
представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, 
связанных  с  проведением  валютных  операций,  порядке  оформления  паспортов  сделок,  а  также 
порядке  учета  уполномоченными  банками  валютных  операций  и  контроля  за  их  проведением»,  в 
которой  был  определен  порядок  и  способы  представления  резидентами  уполномоченным  банкам 
документов и информации при осуществлении валютных операций.  

30.11.2015 вступило в силу Указание Банка России № 3865-У «О внесении изменений в Инструкцию 
Банка  России  от  04.06.2012  №  138-И  «О  порядке  представления  резидентами  и  нерезидентами 
уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, 
порядке  оформления  паспортов  сделок,  а  также  порядке  учета  уполномоченными  банками 
валютных операций и контроля за их проведением». 

Федеральным  законом  от  30.12.2015  №  430-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон 
«О рынке  ценных  бумаг»  и  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»  расширен 
перечень разрешенных между резидентами валютных операций.  

С 28.12.2015 вступили в силу  изменения, внесенные  Федеральным  законом  от 29.06.2015 №  181-ФЗ 
«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и 
статью  15.25  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях», 
предусматривающие  расширение  перечня  разрешенных  валютных  операций  между  резидентами; 
установление  дополнительных  обязанностей  финансового  агента  по  уведомлению  экспортера  об 
исполнении  /  неисполнении  нерезидентом  обязательств,  предусмотренных  внешнеторговым 
контрактом;  расширения  перечня  документов,  которые  могут  быть  запрошены  агентами 
валютного контроля; в Кодекс об административных правонарушениях добавлено новое основание 
привлечения к ответственности за нарушение требований валютного законодательства.  

Таким образом, последние изменения в области валютного регулирования и контроля не оказывают 
существенного  негативного  влияния  на  деятельность  ПАО  «Газпром».  Учитывая  существующую 
тенденцию  либерализации  валютного  законодательства,  введение  ограничений,  сокращающих 
возможности  конвертации  рублевых  доходов  в  иностранную  валюту  и  обратной  конвертации 
рублей  в  силу  требований  об  обязательной  репатриации  и  конвертации,  маловероятно.  Однако,  в 
случае  введения  таких  ограничений,  они  могут  оказать  неблагоприятное  влияние  на  результаты 
деятельности и способность Общества осуществлять выплаты по кредитам и займам. 
 

Риски, связанные с изменением налогового законодательства. 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  уплату  федеральных,  региональных  и  местных  налогов,  в 
частности,  налога  на  добавленную  стоимость,  акциза  на  природный  газ,  предусмотренного 
международными  договорами  РФ,  налога  на  прибыль  организаций,  налога  на  добычу  полезных 
ископаемых, транспортного и водного налога, налога на имущество организаций, земельного налога. 
Статус  ПАО  «Газпром»,  как  крупнейшего  налогоплательщика  в  Российской  Федерации, 
реализующего  большое  количество  капиталоёмких  проектов,  обуславливает  необходимость 
непрерывного  и  продуктивного  диалога  с  федеральными  и  региональными  органами  власти  по 
вопросам налогообложения. Приемлемый уровень налоговой нагрузки является одним из факторов 

70 

 

стабильного  развития  и  новых  инвестиций,  которые  при  высоком  налоговом  бремени 
сложнореализуемы. 

В  последние  годы  законодательство  о  налогах  и  сборах  все  чаще  подвергается  изменениям, 
дополнениям  и  уточнениям,  касающимся  как  общих  вопросов  налогообложения,  так  и  порядка 
исчисления и уплаты отдельных налогов. 

C 2017 года вступают в силу значимые изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее 
–  НК  РФ),  которые  были  внесены  Федеральным  законом  №  401-ФЗ  от  30.11.2016  «О  внесении 
изменений  в  части  первую  и  вторую  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  и  отдельные 
законодательные акты Российской Федерации», предусматривающим: 
- увеличение на 2017-2019 годы налоговой нагрузки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее 
–НДПИ) в отношении добываемого организациями Группы Газпром газа горючего природного через 
механизм  изменения  коэффициента  Кгп  в  формуле  НДПИ  (К

гп

  =  1,7969  на  2017  год,  1,4022  на 

2018 год и 1, 4441 на 2019 год); 

-  установление  единого  коэффициента  изъятия  на  газовый  конденсат  для  Группы  Газпром  и 
независимых производителей на уровне 0,15; 
-  увеличение  ставок  акциза  на  автомобильный  и  прямогонный  бензин,  дизельное  топливо,  средние 
дистилляты; 
-  ограничение  на  2017-2020  годы  суммы  признаваемого  убытка  прошлых  лет,  который  не  может 
превышать  50%  налоговой  базы  текущего  отчетного  (налогового)  периода  (10-летний  лимит  по 
переносу убытков отменен); 

ограничение  суммы  признаваемого  убытка,  полученного  убыточными  участниками 

консолидированной  группы  налогоплательщиков  (далее  –  КГН),  в  размере  50%  от 
консолидированной налоговой базы КГН текущего отчетного (налогового) периода; 
-  исключение  из-под  налогового  контроля  цен  сделок  по  предоставлению  беспроцентных  займов 
между  взаимозависимыми  лицами,  местом  регистрации  либо  местом  жительства  всех  сторон  и 
выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация; 
-  исключение  из-под  налогового  контроля  цен  сделок  по  предоставлению  беспроцентных  займов 
между  взаимозависимыми  лицами,  местом  регистрации  либо  местом  жительства  всех  сторон  и 
выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация; 
- исключение из-под налогового контроля цен сделок по предоставлению поручительств (гарантий) 
в  случае,  если  все  стороны  такой  сделки  являются  российскими  организациями,  не  являющимися 
банками; 
- изменение на 2017-2020 годы распределения налога на прибыль организаций между федеральным и 
региональным бюджетом (по ставкам 3% и 17% вместо 2% и 18% соответственно); 
- применение с 01.01.2018 освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении 
движимого  имущества  только  при  условии  принятия  соответствующего  закона  субъектом 
Российской Федерации; 
-  изменение  правил  расчета  резерва  по  сомнительным  долгам  –  сомнительным  долгом  будет 
признаваться  дебиторская  задолженность  в  части,  превышающей  кредиторскую  задолженность 
соответствующего контрагента. 

ПАО «Газпром» как законопослушный налогоплательщик в условиях часто меняющегося налогового 
законодательства  осуществляет  постоянный  мониторинг  изменений  и  дополнений,  вносимых  в 
законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов налогообложения, оценивает и 
прогнозирует степень возможного влияния таких изменений на деятельность Общества. Вместе с 
тем,  несмотря  на  то,  что  ПАО  «Газпром»  выполняет  требования  налогового  законодательства, 
нельзя  исключать  рисков  предъявления  Обществу  налоговых  претензий.  Определенные  риски 
также  возникают  и  по  причине  отсутствия  единой  позиции  у  различных  судебных  органов  по 
одним и тем же спорным вопросам налогообложения. 
 

Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.  

Деятельность  Группы  по  экспорту  углеводородов  подпадает  под  правила  таможенного 
регулирования.  Разногласия  Группы  с  таможенными  органами  по  ряду  ключевых  вопросов 
осуществления  экспортных  поставок  природного  газа,  в  частности  в  подходе  к  порядку 
декларирования  и  взимания  таможенных  пошлин,  применения  курса  иностранных  валют  при 
исчислении  таможенной  стоимости,  урегулированы  в  рабочем  порядке,  а  также  посредством 
внесения  соответствующих  изменений  в  таможенное  законодательство.  Сложившаяся  ранее 
положительная  судебная  практика  Группы  в  отношении  прав  Общества  на  корректировку 
таможенной  стоимости  позволила  в  настоящее  время  вне  арбитражных  споров  осуществлять 

71 

 

корректировки  при  изменении  в  ретроактивном  порядке  ценовых  параметров  поставленного 
контрагентам  природного  газа  и  возвращать,  в  случае  излишней  уплаты,  вывозные  таможенные 
пошлины.  

Действующее  таможенное  законодательство  Таможенного  союза  и  Российской  Федерации 
позволяют  в  целом  осуществлять  таможенное  декларирование  с  учетом  интересов  газовой 
отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского экономического 
союза  Группа  Газпром  продолжает  работу  в  Евразийской  экономической  комиссии  с  экспертами 
ЕЭК,  заинтересованными  федеральными  ведомствами  по  реализации  предложений  Группы  в 
проект  нового  Кодекса  ЕАЭС,  регулирующих  порядок  помещения  товаров  под  таможенные 
процедуры,  а  также  механизм  доступа  и  контроля  таможенными  органами  сведений  с  приборов 
учёта количеств вывозимого природного газа.  

В  ходе  проведения  таможенного  администрирования  со  стороны  таможенного  органа 
периодически  принимаются  решения  о  необходимости  корректировки  таможенной  стоимости  в 
сторону  ее  увеличения,  предъявляются  требования  об  уплате  таможенных  платежей.  В 
настоящее  время в адрес «Газпром  экспорта» выставлено  75 требований об уплате таможенных 
платежей (пени) на общую сумму 1,1 млрд. руб. Основная часть указанных требований обжалована 
со  стороны  «Газпром  экспорт»  в  Арбитражный  суд  города  Москвы,  по  остальным  будет 
приниматься  решение  об  их  обжаловании  с  учетом  наличия/отсутствия  обосновывающих 
документов.   

С целью минимизации указанных рисков Общество: 

 -  продолжает  консультации  с  таможенными  органами  по  вопросам  корректировки  сведений 
таможенной  декларации,  учёта  и  использования  декларантом,  и  администрирования  ЦЭТ 
авансовых  платежей,  механизма  возврата/зачета  сумм  излишне  уплаченной  таможенной 
пошлины; 

 -  осуществляет  дальнейший  контроль  порядка  таможенного  декларирования  и  документального 
подтверждения в ЦЭТ поставок природного газа по трубопроводам «Северный поток» и «Голубой 
поток»; 

 - продолжает совершенствовать процесс электронного декларирования поставок природного газа; 

- продолжает арбитражную работу по защите законных прав и интересов Общества. 

 

Риски,  связанные  с  изменением  требований  по  лицензированию  основной  деятельности 
ПАО «Газпром» либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте 
ограничено (включая природные ресурсы). 

В  I  квартале  2017  года  приняты  или  вступили  в  силу  следующие  нормативные  правовые  акты, 
регулирующие вопросы, связанные с лицензированием основной деятельности ПАО «Газпром». 

1. Федеральный закон от 07.02.2017 № 4-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством 
Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий 
поток». 

Ратифицировано соглашение между Россией и Турцией по проекту газопровода «Турецкий поток» 
(далее – Соглашение), подписанное 10 октября 2016 года в Стамбуле. 

Целью  Соглашения  является  создание  благоприятной,  прозрачной  и  стабильной  нормативно-
правовой базы, включая налоговый и таможенный режимы, для проектирования, строительства и 
эксплуатации газопроводной системы, создаваемой для осуществления поставок российского газа в 
Турцию, а также для транзитной транспортировки российского газа через Турцию в сопредельные 
с ней государства. 

Уполномоченными  органами  сторон  по  реализации  Соглашения  являются  Минэнерго  России  и 
Министерство энергетики и природных ресурсов Турции. 

Уполномоченными организациями сторон, ответственными за реализацию Соглашения, являются 
ПАО «Газпром» с российской стороны, и компания «БОТАШ» - с турецкой стороны. 

Соглашение  регулирует  вопросы  проектирования,  строительства  и  эксплуатации  двух  морских  и 
двух сухопутных участков газопровода «Турецкий поток». 

Газопроводная  система  пройдет  через  акваторию  Черного  моря  из  Российской  Федерации  (от 
компрессорной  станции  «Русская»  в  Краснодарском  крае)  до  приемного  терминала  на  побережье 
Турецкой Республики и будет состоять из двух ниток общей максимальной технической проектной 

72 

 

производительностью  31,5  млрд.  куб.  м  газа  в  год,  15,75  млрд.  куб.  м  газа  в  год  каждая.  Ввод  в 
эксплуатацию  мощностей  обеих  ниток  газопровода  планируется  до  30  декабря  2019  г. 
Протяженность  морского  участка  проекта  составит  около  920  км,  транзитного  сухопутного  - 
около 200 км. 

2.  Федеральный  закон  от  28.03.2017  №  36-ФЗ  «О  внесении  изменения  в  статью  108  Федерального 
закона  «О  контрактной  системе  в  сфере  закупок  товаров,  работ,  услуг  для  обеспечения 
государственных и муниципальных нужд». 

Заказчики,  оказывающие  услуги  по  реализации  сжиженного  природного  газа,  получили  право 
заключать энергосервисные контракты. 

Статьей 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок 
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что 
в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере 
действия субъектов естественных монополий, в том  числе  газоснабжению (за исключением  услуг 
по  реализации  сжиженного  газа),  заказчики  вправе  заключать  энергосервисные  контракты, 
предметом  которых  является  совершение  исполнителем  действий,  направленных  на 
энергосбережение  и  повышение  энергетической  эффективности  использования  указанных 
энергетических  ресурсов.  Согласно  указанной  формулировке  энергосервисные  контракты  не  вправе 
заключать заказчики, оказывающие услуги по реализации сжиженного природного газа. 

При  этом  в  Федеральном  законе  от  23.11.2009  N  261-ФЗ  «Об  энергосбережении  и  о  повышении 
энергетической эффективности» указывается, что условия энергосервисного договора (контракта) 
могут  включаться  в  договоры  купли-продажи,  поставки,  передачи  энергетических  ресурсов  (за 
исключением природного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива). То есть природный 
газ,  используемый  в  качестве  моторного  топлива,  как  в  компримированном,  так  и  в  сжиженном 
состоянии, может поставляться по таким договорам. 

Настоящим Федеральным законом устраняется названное противоречие. 

3.  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  22.03.2017  №  323  «О  внесении 
изменения в Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации». 

Минэнерго  России  уполномочено  принимать  решения  об  изъятии  земельных  участков  для 
государственных  нужд  по  основаниям,  связанным  со  строительством,  реконструкцией  объектов 
федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта) 

Также  Минэнерго  России  уполномочено  принимать  решения  об  изъятии  земельных  участков  для 
государственных  нужд  по  основаниям,  связанным  со  строительством,  реконструкцией  линейных 
объектов  федерального  значения,  обеспечивающих  деятельность  субъектов  естественных 
монополий и относящихся к вышеуказанным объектам.  

4.  Федеральный  закон  от  22.02.2017  №  22-ФЗ  «О  внесении  изменения  в  Федеральный  закон 
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон). 

Подписан  Закон,  направленный  на  снижение  административных  барьеров  для  владельцев 
автогазозаправочных станций в России. 

Опасные  производственные  объекты,  на  которых  используется  оборудование  автозаправочных 
станций,  предназначенных  для  заправки  транспортных  средств  природным  газом,  исключены  из 
перечня объектов III класса опасности. Теперь данные объекты относятся к IV классу опасности. 

Снижение класса опасности позволит исключить необходимость проведения федеральным органом 
исполнительной  власти  в  области  промышленной  безопасности  плановых  проверок  указанных 
объектов.  При  этом  сохраняется  возможность  проведения  внеплановых  проверок  по  основаниям, 
предусмотренным 

Федеральным 

законом 

«О 

промышленной 

безопасности 

опасных 

производственных объектов». 

При  этом  в  случае,  если  юридическим  лицом  или  индивидуальным  предпринимателем, 
эксплуатирующими  опасный  производственный  объект,  не  проведена  перерегистрация  в 
государственном  реестре  опасных  производственных  объектов  опасного  производственного 
объекта,  класс  опасности  которого  должен  быть  изменен  в  соответствии  с  принятым 
Федеральным законом, плановые проверки такого хозяйствующего субъекта в отношении данного 
объекта проводятся не чаще чем один раз в течение трех лет. 

Закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. 

73 

 

Информации  об  иных  изменениях  требований  по  лицензированию  основной  деятельности 
Эмитента  либо  лицензированию  прав  пользования  объектами,  нахождение  которых  в  обороте 
ограничено (включая природные ресурсы) не имеется. 

Риски, связанные с изменениями в законодательстве, либо с решениями федеральных или местных 
органов власти по вопросам лицензирования, находятся вне контроля ПАО «Газпром», и Общество 
не может гарантировать, что в будущем не произойдет изменений подобного рода, которые могут 
негативно повлиять на деятельность Общества. Однако в настоящее время предпосылок правового 
характера,  связанных  с  усложнением  процедуры  получения  лицензий  либо  снижением 
возможности продления действия лицензий ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, не выявлено. 
 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
ПАО «Газпром». 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
Общества  (в  том  числе  по  вопросам  лицензирования),  которые  могут  негативно  сказаться  на 
результатах его деятельности, а также на результатах текущих судебных процессов, в которых 
участвует Общество, в настоящий момент оцениваются как незначительные.
 
 

 

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) 

Репутационный  риск  –  риск  возникновения  у  ПАО  «Газпром»  убытков  в  результате  уменьшения 
числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления 
о финансовой устойчивости Компании, качестве оказываемых услуг или характере деятельности в 
целом. 

ПАО «Газпром» прилагает значительные усилия по формированию положительного представления 
о характере  своей деятельности как внутри страны, так и за ее пределами,  в частности,  путем 
повышения информационной прозрачности.  

Вместе  с  тем,  существует  ряд  объективных  рисков  ухудшения  деловой  репутации. 
К формированию рисков ухудшения деловой репутации могут привести как подконтрольные, так и 
неподконтрольные ПАО «Газпром» факторы.  

В  числе  внешних  факторов  -  «ухудшение  образа  российских  компаний»  в  средствах  массовой 
информации. 
 
К  числу  принимаемых  мер  по  управлению  рисками  снижения  деловой  репутации,  в  том  числе, 
относятся: 

-  постоянный  мониторинг  информации  в  зарубежных  и  российских  открытых  источниках, 

касающейся  деятельности  ПАО  «Газпром»,  его  партнеров,  конкурентов,  органов  власти, 
экономических и общественных объединений;  

-  своевременная  подготовка  пресс-релизов,  комментариев  для  СМИ  и  информационных 

сообщений  о  ключевых  событиях  в  деятельности  Компании,  проведение  брифингов  и  пресс-
конференций  руководства  ПАО  «Газпром»  для  российских  и  зарубежных  СМИ,  представителей 
инвестиционного сообщества; 

-  оперативное  реагирование  на  негативные  сведения,  представленные  в  СМИ  о  деятельности 

ПАО «Газпром»,  посредством  предоставления  объективной  информации  и  официальной  позиции 
Компании. 
 

 
 

 

 

2.4.6. Стратегический риск 

Стратегические  риски  ПАО  «Газпром»  вызываются  неопределенностью,  возникающей  под 
влиянием  различных  внутренних  и  внешних  факторов,  которые  могут  оказать  влияние  на 
достижение  Стратегической  цели  Компании,  выраженной  утвержденными  Советом  директоров 
ПАО «Газпром» стратегическими целевыми показателями (СЦП). 

74 

 

Результаты  анализа  изменения  факторов  стратегических  рисков  ПАО «Газпром»,  их  оценка, 
актуализированный 

перечень 

приоритетных 

проектов, 

его 

обоснование, 

а 

также 

соответствующее  распределение  ресурсов  и  необходимые  меры  по  достижению  Стратегической 
цели  на  предстоящий  десятилетний  период  утверждены  в  составе  Долгосрочной  программы 
развития  Общества  (газовый  бизнес,  2017-2026  гг.)    решением  Совета  директоров  от  27.09.2016 
№2813. 
 

 

 

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

Риски,  связанные  с  текущими  судебными  процессами  и  возможной  ответственностью 
ПАО «Газпром» по долгам третьих лиц. 

Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ 
«Об акционерных обществах» в целом предусматривают, что акционеры российского акционерного 
общества  не  несут  ответственности  по  обязательствам  своих  обществ  и  только  рискуют 
потерять  свои  инвестиции.  Данные  положения  не  применяются  в  случае,  когда  одна  компания 
(«материнская  компания»)  имеет  возможность  определять  решения,  принимаемые  другой 
компанией  («дочерняя  компания»).  При  определенных  обстоятельствах  материнская  компания 
несет  солидарную  ответственность  по  обязательствам  дочерней  компании,  возникшим  в 
результате  выполнения  таких  решений,  а  в  случае,  если  дочерняя  компания  становится 
неплатежеспособной  или  банкротом  в  результате  действий  или  бездействия  материнской 
компании,  последняя  несет  субсидиарную  ответственность  по  ее  долгам.  Соответственно, 
являясь материнской компанией дочерних обществ, в которых ПАО «Газпром» владеет более чем 
50% уставного капитала, Общество может стать ответственным по их задолженности.  

Кроме  того,  ПАО  «Газпром»  в  своей  деятельности  использует  практику  предоставления 
обеспечения  третьим лицам. Обеспечение  предоставляется, в основном, в форме поручительства 
по  обязательствам  дочерних  и  зависимых  обществ  Компании.  По  условиям  договора 
поручительства,  а  также  в  соответствии  с  положениями  Гражданского  кодекса  Российской 
Федерации  в  случае  невозможности  полного  или  частичного  исполнения  должником  своих 
обязательств кредитор имеет право требовать исполнения обязательства от поручителя в лице 
ПАО «Газпром» в объеме, определенном таким договором.  

Исполнение подобного рода обязательств может оказать определенное негативное воздействие на 
результаты  деятельности  Компании.  Однако,  учитывая  отсутствие  судебных  процессов,  в 
которых  ПАО  «Газпром»  выступает  ответчиком  (должником)  по  обязательствам  дочерних, 
зависимых  и  иных  обществ  (в  качестве  материнской  компании  или  поручителя),  а  также 
незначительные  по  отношению  к  балансовой  стоимости  активов  объемы  выданных  обеспечений, 
Общество  не  усматривает  критерия  существенности  в  рисках,  связанных  с  наступлением 
ответственности по долгам третьих лиц. 
 

 

Риски,  связанные  с  отсутствием  возможности  продлить  действие  лицензий  на  осуществление 
вида деятельности либо на использование природных ресурсов, в том числе на пользование недрами.  

ПАО «Газпром» ведет свою операционную деятельность в соответствии с большим количеством 
лицензий  на  пользование  недрами  с  целью  геологического  изучения,  разведки  и  добычи 
углеводородного  сырья.  Регулирование  указанных  видов  пользования  недрами  осуществляется, 

75 

 

главным  образом,  в  соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  от  21  февраля  1992  года 
№ 2395-1 «О недрах» и подзаконными нормативными актами. 

Большинством лицензий на пользование недрами с целью геологического изучения недр, разведки и 
добычи  углеводородного  сырья  владеют  дочерние  общества  и  зависимые  организации  Общества. 
Лицензии  на  пользование  недрами  с  целью  добычи  углеводородного  сырья  на  месторождениях 
Группы  покрывают  период  2019-2116  годов.  В  большинстве  лицензий  на  пользование  недрами 
предусматривается  возможность  их  отзыва,  если  не  выполняются  существенные  лицензионные 
требования  по  объемам  и  срокам  геологоразведочных  работ,  по  срокам  ввода  месторождений  в 
эксплуатацию,  по  своевременной  оплате  сборов  и  налогов  за  использование  недр,  либо  допущено 
систематическое непредставление информации. 

ПАО  «Газпром»  и  компании  Группы  соблюдают  требования  условий  пользования  недрами, 
предпринимают все необходимые действия для получения, поддержания в силе действия лицензий 
на  пользование  недрами  и  минимизации  вероятности  приостановки,  и  отзыва  лицензий.  Кроме 
того,  ПАО  «Газпром»  намеревается  продлить  действующие  лицензии  на  пользование  недрами 
месторождений  углеводородного  сырья,  которые,  как  ожидается,  будут  продуктивными  после 
окончания срока действия лицензий.  

В настоящее время предпосылок правового, экономического или политического свойства, связанных 
с  усложнением  процедуры,  либо  снижением  возможности  продления  действия  лицензий  на 
пользование недрами ПАО «Газпром» и компаний Группы, не выявлено. 

Кроме  того,  Общество  направляет  в  Правительство  Российской  Федерации,  Государственную 
Думу,  Минприроды  России  предложения  по  совершенствованию  нормативно-правовой  базы  по 
недропользованию. 
 

Риски, связанные с геологоразведочной деятельностью.  

ПАО  «Газпром» выполняет геологоразведочные  работы в регионах Западной и Восточной Сибири, 
на континентальном шельфе Российской Федерации, которые характеризуются удаленностью от 
населенных пунктов, сложными климатическими и горно-геологическими условиями, что приводит 
к  определенным  издержкам  при  планировании  затрат  на  реализацию  проектов  поиска  и  разведки 
залежей  углеводородов.  Стоимость  геологоразведочных  работ  по  этим  причинам  может 
отличаться от  сметной стоимости  по  проекту.  В  результате  Компания  может  столкнуться с 
необходимостью корректировки работ по реализации геологоразведочных проектов по ряду причин, 
включая  геолого-технические  осложнения  в  процессе  бурения  (нефтегазопроявления,  поглощения 
промывочной жидкости, образование каверн в стволе скважины и др.). Кроме того, при реализации 
проектов поиска и разведки углеводородов можно получить результат, отличный от ожидаемого. 
Вместе  с  тем,  ПАО «Газпром»  обладает  значительным  опытом  проведения  подобных  работ  и 
использует при поисках и разведке углеводородов все имеющиеся геолого-геофизические данные, что 
ведет к снижению подобных рисков. 
 

Риски, связанные с охраной окружающей среды.  

Производственная  деятельность  ПАО  «Газпром»  сопряжена  с  потенциальной  опасностью 
нанесения вреда окружающей среде или ее загрязнения. Следствием этого является возникновение 
риска гражданской ответственности и необходимость проведения восстановительных работ.  

Для снижения таких рисков ПАО «Газпром» проводит последовательную экологическую политику, 
совершенствует  систему экологического  менеджмента  (СЭМ)  в  соответствии  с  международным 
стандартом  ISO  14001:2004,  постоянно  осуществляет  мониторинг  деятельности  с
  целью 
соблюдения  соответствующих  природоохранных  требований  стандартов  на  всех  этапах 
производственной  деятельности,  реализует  программы  и  мероприятия  по  охране  окружающей 
среды и снижению воздействия на окружающую среду. В октябре 2015 г. органом по сертификации 
DNV  GL  проведен  надзорный  аудит,  подтвердивший  соответствие  СЭМ  ПАО  «Газпром» 
требованиям международного стандарта ISO 14001:2004.  

Результатом такой деятельности стало значительное снижение риска загрязнения  окружающей 
среды. 

Тем  не  менее,  ПАО  «Газпром»  формирует  резервы  на  покрытие  ответственности  за  загрязнение 
окружающей среды и осуществляет страхование ответственности для таких случаев. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..