60
2.4.2. Страновые и региональные риски
В случае реализации одного или нескольких из перечисленных ниже рисков ПАО «Газпром»
предпримет меры по минимизации негативных последствий. Для снижения части рисков
Эмитентом предпринят ряд мер защиты, в большей степени связанных с реализацией
производственной программы Эмитента, и разработаны мероприятия по действиям Эмитента
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.
ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы
находятся вне контроля ПАО «Газпром».
Политико-экономические риски.
В соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры и в целях
совершенствования банковской, судебной, налоговой, административной и законодательной
систем Правительство Российской Федерации проводит ряд последовательных реформ,
направленных на стабилизацию российской экономики.
В период с 2014 г. Европейский союз (ЕС), США и некоторые другие государства ввели ряд санкций
против России и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций влияют на
деятельность ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» и ряда других компаний, в том числе
«Газпромбанк» (АО), а некоторые из них предусматривают общие ограничения хозяйственной
деятельности в определенных отраслях экономики России.
ПАО «Газпром» включено в перечень лиц, на которые распространяются секторальные санкции
США (Sectoral Sanctions Identifications List) в технологической сфере.
Секторальные санкции, введенные США, запрещают всем физическим лицам - гражданам США и
всем юридическим лицам, учрежденным в соответствии с законодательством США (включая
иностранные филиалы таких компаний), а также всем лицам на территории США или связанным
с территорией США:
1) осуществлять операции, предоставлять финансирование или совершать иным образом сделки,
связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 90 дней или вновь выпущенным
акционерным капиталом, имуществом или правами на имущество ряда компаний энергетического
сектора, включая ПАО «Газпром нефть» (непосредственно ПАО «Газпром» не указано в числе лиц,
на которые распространяется данная санкция);
2) осуществлять операции, предоставлять финансирование или совершать иным образом сделки,
связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 30 дней или вновь выпущенным
акционерным капиталом, имуществом или правами на имущество ряда российских компаний
банковского сектора, включая «Газпромбанк» (АО) (непосредственно ПАО «Газпром» не указано в
числе лиц, на которые распространяется данная санкция);
3) предоставлять, экспортировать или реэкспортировать, напрямую или не напрямую, товары,
услуги (кроме финансовых услуг) или технологии для поддержки проектов или действий, которые
связаны с потенциальной возможностью разработки, добычи и производства нефти на
глубоководных участках и арктическом шельфе, а также в сланцевых пластах на территории
Российской Федерации во внутренних и территориальных водах, в особой экономической зоне и на
континентальном шельфе, которые Российская Федерация считает своими, с участием
российских компаний, включая ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть». 7 августа 2015 г. Бюро
промышленности и безопасности Министерства торговли США распространило указанные выше
ограничения на Южно-Киринское месторождение в Охотском море. Кроме того, 1 сентября 2016 г.
Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США уточнило
данные в отношении отдельных дочерних компаний ПАО «Газпром», которые были включены в
список лиц, подпадающих под действие указанных секторальных санкций в технологической сфере
(SSI List). В частности, уточнения затронули более 50 дочерних компаний ПАО «Газпром». При
этом необходимо отметить, что в отношении ряда дочерних компаний ПАО «Газпром» уже
действовали аналогичные санкции в силу правила, согласно которому санкции США
распространяются на любое лицо, в капитале которого компании, подпадающие под санкции,