ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2017 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2017 год - часть 4

 

 

60 

 

 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Политико-экономические риски. 

В  соответствии  с  изменениями  политической  и  экономической  конъюнктуры  и  в  целях 
совершенствования  банковской,  судебной,  налоговой,  административной  и  законодательной 
систем  Правительство  Российской  Федерации  проводит  ряд  последовательных  реформ, 
направленных на стабилизацию российской экономики.  

В период с 2014 г. Европейский союз (ЕС), США и некоторые другие государства ввели ряд санкций 
против России и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций влияют на 
деятельность  ПАО  «Газпром»,  ПАО  «Газпром  нефть»  и  ряда  других  компаний,  в  том  числе 
«Газпромбанк»  (АО),  а  некоторые  из  них  предусматривают  общие  ограничения  хозяйственной 
деятельности в определенных отраслях экономики России. 

ПАО  «Газпром»  включено  в  перечень  лиц,  на  которые  распространяются  секторальные  санкции 
США (Sectoral Sanctions Identifications List) в технологической сфере. 

Секторальные санкции, введенные США, запрещают всем физическим лицам  - гражданам США и 
всем  юридическим  лицам,  учрежденным  в  соответствии  с  законодательством  США  (включая 
иностранные филиалы таких компаний), а также всем лицам на территории США или связанным 
с территорией США: 

1)  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  90  дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным капиталом, имуществом или правами на имущество ряда компаний энергетического 
сектора, включая ПАО «Газпром нефть» (непосредственно ПАО «Газпром» не указано в числе лиц, 
на которые распространяется данная санкция); 

2)  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  30  дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным  капиталом,  имуществом  или  правами  на  имущество  ряда  российских  компаний 
банковского  сектора,  включая  «Газпромбанк»  (АО)  (непосредственно  ПАО  «Газпром»  не  указано  в 
числе лиц, на которые распространяется данная санкция); 

3)  предоставлять,  экспортировать  или  реэкспортировать,  напрямую  или  не  напрямую,  товары, 
услуги (кроме финансовых услуг) или технологии для поддержки проектов или действий, которые 
связаны  с  потенциальной  возможностью  разработки,  добычи  и  производства  нефти  на 
глубоководных  участках  и  арктическом  шельфе,  а  также  в  сланцевых  пластах  на  территории 
Российской Федерации во внутренних и территориальных водах, в особой экономической зоне и на 
континентальном  шельфе,  которые  Российская  Федерация  считает  своими,  с  участием 
российских  компаний,  включая  ПАО «Газпром»  и  ПАО  «Газпром  нефть».  7  августа  2015  г.  Бюро 
промышленности и безопасности Министерства торговли США распространило указанные выше 
ограничения на Южно-Киринское месторождение в Охотском море. Кроме того, 1 сентября 2016 г. 
Управление  по  контролю  за  иностранными  активами  Министерства  финансов  США  уточнило 
данные  в  отношении  отдельных  дочерних  компаний  ПАО  «Газпром»,  которые  были  включены  в 
список лиц, подпадающих под действие указанных секторальных санкций в технологической сфере 
(SSI  List).  В  частности,  уточнения  затронули  более  50  дочерних  компаний  ПАО  «Газпром».  При 
этом  необходимо  отметить,  что  в  отношении  ряда  дочерних  компаний  ПАО  «Газпром»  уже 
действовали  аналогичные  санкции  в  силу  правила,  согласно  которому  санкции  США 
распространяются  на  любое  лицо,  в  капитале  которого  компании,  подпадающие  под  санкции, 

61 

 

прямо  или  косвенно,  совместно  или  по  отдельности,  владеют  50  или  более  процентами  долей 
участия.  Согласно  пояснению  Министерства  финансов  США,  включение  указанных  компаний  в 
санкционный  список  направлено  на  предоставление  дополнительной  информации  частным 
компаниям для помощи в соблюдении санкций. 

Соответствующие  компании  помещены  в  список  лиц,  подпадающих  под  действие  секторальных 
санкций  (SSI  List),  и  не  включаются  в  список  лиц  особой  категории  (SDN).  Соответственно,  на 
указанные  компании  не  распространяются  санкции  в  виде  блокирования  активов,  и  от 
американских  лиц  не  требуется  блокировать  имущество  таких  компаний.  Санкции  США 
распространяются  на  любое  лицо,  в  капитале  которого  компании,  подпадающие  под  санкции, 
прямо  или  косвенно,  совместно  или  по  отдельности,  владеют  50  или  более  процентов  долей 
участия. 

В  августе  2014  г.  вступили  в  силу  санкции,  введенные  Бюро  промышленной  безопасности 
Министерства  торговли  США  (БПБ),  которые,  помимо  прочего,  установили  существенные 
ограничения  на  экспорт,  реэкспорт  и  перемещение  внутри  страны    определенных  товаров, 
программного  обеспечения,  технологий  и  информации,  а  также  товаров,  находящихся  на 
территории США, которые включены в специальный список и которые могут быть использованы в 
российском  нефтегазовом  секторе  для  разработки  и  добычи  нефти  и  газа  в  глубоководных, 
арктических шельфовых или сланцевых проектах. В сентябре 2014 г. вступили в силу ограничения, 
введенные  Бюро  промышленной  безопасности  Министерства  торговли  США  (БПБ)  против  пяти 
энергетических  компаний,  включая  «Газпром»  и  «Газпром  нефть».  В  августе  2015  г.  БПБ  внесло 
Южно-Киринское месторождение в свой Список Лиц, как глубоководное месторождение, которое, 
согласно  БПБ,  обладает  значительными  запасами  нефти.  В  сентябре  2016  г.  БПБ  внесло 
51 компанию  Группы  в  Список  Лиц.      Включение  в  Список  Лиц  подразумевает  введение 
лицензионных требований на экспорт, реэкспорт или международные транзакции любых товаров и 
технологий,  подпадающих  под  режим  экспортного  регулирования  США,  которые  могут  быть 
прямо  или  косвенно  использованы  для  разработки  и  добычи  в  глубоководных,  арктических 
континентальных шельфовых или сланцевых проектах в России, а также в тех случаях, когда не 
представляется  возможным  определить,  будут  ли  они  использованы  в  подобных  проектах.  На 
экспорт,  реэкспорт  или  международные  транзакции  таких  товаров  и  технологий  будет 
распространяться презумпция отказа. 

 

Санкции ЕС 

Введенные  ЕС  санкции  имеют  косвенное  влияние  на  ПАО  «Газпром»  и  могут  затрагивать 
интересы Общества. 

Санкции, введенные Европейским Союзом, запрещают всем гражданам стран - членов ЕС, а также 
всем  юридическим  лицам,  организациям  и  органам,  учрежденным  или  созданным  согласно 
законодательству страны – члена ЕС (как на территории ЕС, так и за ее пределами), а также всем 
юридическим  лицам,  организациям  и  органам  в  связи  с  любыми  видами  хозяйственной 
деятельности, осуществляемой полностью или частично в пределах ЕС: 

1)  предоставление  услуг  по  бурению,  освоению  скважин,  геофизическому  исследованию  скважин, 
эксплуатационному  оборудованию  скважин;  поставку  специальных  плавучих  оснований, 
необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, и (или) для разведки и добычи нефти на 
арктическом  шельфе  и  для  проектов  по  добыче  сланцевой  нефти  в  России,  а  также  прямое  или 
косвенное  финансирование,  предоставление  финансовой  помощи,  технических  и  брокерских  услуг 
применительно к указанным видам деятельности; 

2)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка  со 
сроком  погашения  более  90  дней,  выпущенных  в  период  с  1 августа 2014  года по  12  сентября  2014 
года или со сроком обращения более 30 дней в случае, если выпуск осуществлен после 12 сентября 
2014  года,  выпускаемыми  некоторыми  российскими  компаниями  банковского  сектора,  включая 
«Газпромбанк» (АО); 

3)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка, 
выпускаемыми  некоторыми  российскими  компаниями  энергетического  сектора,  включая 
ПАО «Газпром нефть», после 12 сентября 2014 года и со сроком обращения более 30 дней; 

4) предоставлять после 12 сентября 2014 года прямо или косвенно, а также принимать участие в 
предоставлении  каких-либо  новых  заимствований  со  сроком  погашения  более  30  дней  в  пользу 

62 

 

некоторых  российских  компаний  (включая  ПАО  «Газпром  нефть»  и  Газпромбанк»  (АО),  за 
исключением  займов  или  кредитов,  предоставляемых  непосредственно  в  целях  финансирования 
незапрещенного  импорта  и  экспорта  товаров,  а  также  оказания  услуг  нефинансового  характера 
между  ЕС  и  Россией,  что  должно  быть  документально  подтверждено,  а  также  займов, 
непосредственно  предоставляемых  для  резервного  финансирования  лицам,  созданным  на 
территории  ЕС,  50  %  долей  участия  в  которых  принадлежит  любому  из  указанных  выше  лиц,  в 
целях  обеспечения  соответствия  критериям  платежеспособности  и  ликвидности,  что  также 
должно быть документально подтверждено. 

Санкции ЕС распространяются на любое  лицо, в капитале  которого компании, подпадающие  под 
санкции, прямо или косвенно владеют более 50 процентов долей участия.  

Кроме того, начиная с 2014 г. властями США и ЕС был введен ряд системных ограничений в сферах 
инвестиционной деятельности, финансовых услуг и торговли в отношении Крыма и Севастополя. 

Австралия,  Швейцария,  Япония,  Канада  и  некоторые  другие  государства  также  ввели  санкции  в 
отношении  некоторых  российских  физических  и  юридических  лиц,  в  том  числе  в  отношении 
ПАО «Газпром»,  ПАО  «Газпром  нефть»  и  других  нефтегазовых  компаний  Российской  Федерации, 
которые в зависимости от юрисдикции включают все или некоторые из принятых США и ЕС. 

В  частности,  санкции,  введенные  Канадой,  запрещают  всем  лицам  на  территории  Канады,  а 
также  гражданам  Канады  за  пределами  Канады  осуществлять  операции,  предоставлять 
финансирование  или  совершать  иные  сделки,  связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком 
погашения  более  90  дней  в  отношении  ряда  компаний  энергетического  сектора,  включая 
ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть». Кроме того, продолжает действовать принятое Канадой 
ограничение  на  экспорт,  продажу,  поставку  определенных  товаров  в  Россию  или  любому  лицу  в 
России,  если  такие  товары  используются  при  реализации  проектов  разведки  и  добычи  нефти  на 
участках  континентального  шельфа  с  глубиной  моря  свыше  500  м,  на  арктическом 
континентальном  шельфе  и  на  месторождениях  сланцевой  нефти,  или  оказание  любых 
финансовых, технических или иных услуг, связанных с предоставлением таких товаров. 

Кроме  того,  Украина  приняла  закон  о  санкциях,  который  создает  возможность  введения 
ограничений  и  запретов  в  отношении  различных  украинских  и  иностранных  физических  и 
юридических  лиц  и  иностранных  государств  в  случае,  помимо  прочего,  фактической  или 
потенциальной  угрозы  национальным  интересам,  национальной  безопасности,  суверенитету  и 
территориальной  целостности  Украины.  Потенциальные  ограничительные  меры  включают 
заморозку  активов,  торговые  ограничения,  ограничение  или  запрет  транзита  ресурсов  через 
территорию Украины и прочие ограничения. В частности, Украина ввела ограниченные санкции в 
отношении  дочерних  компаний  ПАО  «Газпром»,  ограничивающие  определенные  виды  их 
деятельности,  в  том  числе,  полеты,  провоз  товаров  через  Украину,  заход  в  порты  и  посадку 
самолетов на территории Украины. 

Введенные  санкции  потенциально  могут  оказать  влияние  на  реализацию  отдельных  проектов 
Компании, привести к отклонениям от планируемых проектных показателей, однако на текущий 
момент  не  являются  основанием  для  изменения  стратегических  направлений  деятельности  или 
корректировки  перечня  приоритетных  проектов  ПАО  «Газпром»,  определенного  Долгосрочной 
программой развития ПАО «Газпром» (газовый бизнес, 2017-2026 гг.) (утверждена решением Совета 
директоров ПАО «Газпром» от 27.09.2016 №2813).

 

 

Газпром  много  лет  целенаправленно  проводит  политику  импортозамещения,  стимулируя 
внедрение передовых технологий и решений российскими производителями. Благодаря этой работе 
доля  импорта  в  общем  объеме  материально-технических  ресурсов,  поступивших  дочерним 
обществам и организациям ПАО «Газпром», снизилась. 
 

 

Риски, связанные с процессом глобализации. 

Глобализация  экономической  деятельности  является  одной  из  основных  тенденций  развития 
современного  мира.  Последствия  глобализации  отражаются  на  экономическом  развитии 
практически всех стран мира, включая Россию, которая находится на пути активной интеграции 
в мировую экономику. 

Факторы  глобализации,  к  которым  относятся  формирование  единого  энергетического 
пространства,  усиление  международного  сотрудничества,  развитие  глобальных  вертикально 
интегрированных  компаний,  создание  консорциумов  для  реализации  крупных  инвестиционных 
проектов  приводят  к  повышению  конкуренции,  усилению  конкурентных  позиций  отдельных 
компаний  и  росту  зависимости  партнеров  вследствие  необходимости  реализации  совместных 

63 

 

проектов. 

В  эпоху  глобализации  высокая  взаимозависимость  рынков  приводит  к  синхронизации  различных 
экономик, и, как следствие, к возможности быстрого переноса спадов, либо кризисов из экономики 
одной страны в другую. В таких условиях могут возрастать рыночные риски ПАО «Газпром». 
 

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике. 

Нестабильность  глобальной  финансовой  системы,  стагнация  экономик  европейских  стран 
свидетельствуют  о  сохранении  высокой  неопределенности  относительно  возникновения  второй 
волны мирового финансового кризиса.  

Неблагоприятные  экономические  условия,  включая  сохранение  в  длительной  перспективе  низких 
цен на нефть, могут оказать негативное влияние и на деятельность Группы.  

ПАО  «Газпром»  проводит  консервативную  финансовую  политику,  которая  обеспечивает 
устойчивость  финансового  состояния  и  оптимизацию  долгового  портфеля,  что  позволит 
реагировать на возможное ухудшение ситуации.   
 

Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки. 

Одними из основных принципов построения стратегии Группы Газпром являются диверсификация 
и  расширение  деятельности  -  новые  рынки,  новые  транспортные  маршруты,  новые  продукты. 
В настоящее  время  продуктовый  портфель  Группы  включает  трубопроводный  природный  газ, 
нефть,  нефтепродукты,  нефтехимические  продукты,  продукты  переработки  газа  и  газового 
конденсата,  газомоторное  топливо,  сжиженный  углеводородный  и  природный  газы,  электро-  и 
теплоэнергию.  Обществом  осуществляется  выход  на  экспортные  рынки  Китая,  Японии,  Южной 
Кореи.  

Выход на новые рынки связан как с возможностью получения дополнительных преимуществ, так и 
с рисками недооценки экономической и политической ситуации в странах региона. 

Выход  ПАО  «Газпром»  на  китайский  рынок  газа  влечет  за  собой  риски,  связанные  с  газовой 
промышленностью  Китая,  а  именно  риски,  связанные  с  государственным  регулированием  газовой 
отрасли.  

В настоящее время в Китае в целях обеспечения импортных поставок природного газа, расширения 
внутреннего рынка газа, содействия энергосбережению и уменьшению выбросов вредных веществ, а 
также  для  повышения  эффективности  использования  ресурсов  проводится  общенациональная 
программа реформирования  механизмов  ценообразования  на  природный  газ.  В  марте  2016  года 
Правительство Китая одобрило 13-й пятилетний план социально экономического развития КНР, 
определяющий основные принципы и приоритеты развития на 2016-2020 гг. Необходимо отметить 
возросшую  важность  экологических  вопросов  в  новом  цикле  планирования,  10  из  25  целевых 
количественных показателей плана связаны с экологией (по сравнению с 8 из 24 в 12-й пятилетке). 
С  учетом  стремления  Китая  к  разрешению  экологических  проблем,  в  том  числе  за  счет 
импортного природного газа, а также планов по развитию производства дорогого нетрадиционного 
газа,  можно  ожидать,  что  реформы,  проводимые  правительством  Китая  по  либерализации 
системы ценообразования и стимулированию потребления природного газа, будут продолжены.  
 

Риски, связанные с транзитом природного газа. 

ПАО  «Газпром»  находится  под  влиянием  рисков,  связанных  с  транспортировкой  природного  газа 
через территорию транзитных стран.  

Одной  из  таких  стран  является  Украина.  В  настоящий  момент  опасения  относительно 
надежности  поставок  газа  в  Европу  через  территорию  Украины  обусловлены  как  политической 
нестабильностью  в  данной  стране,  усугубляемой  неблагоприятной  экономической  обстановкой, 
так  и  накопленной  задолженностью  НАК  «Нафтогаз  Украины»  перед  ПАО  «Газпром»  за 
поставленный газ. 

За  отчетный  период  нарушений  контракта  на  транзит  со  стороны  НАК «Нафтогаз  Украины» 
не отмечено. 

В  целях  минимизации  этого  риска  в  долгосрочной  перспективе  ПАО  «Газпром»  диверсифицирует 
экспортные маршруты поставок газа. Примером такой работы является организация экспортных 
поставок по газотранспортным системам: «Ямал-Европа», проходящей по территории Белоруссии 

64 

 

и  Польши,  и  «Северный  поток»,  соединившей  напрямую  Россию  и  Германию  через  акваторию 
Балтийского моря, минуя третьи страны. 

В  рамках  диверсификации  маршрутов  экспортных  поставок  российского  трубопроводного 
природного  газа  на  традиционный  для  ПАО  «Газпром»  европейский  рынок  реализуется  проект 
«Северный 

поток 

2», 

предусматривающий 

строительство 

двух 

ниток 

общей 

производительностью  55  млрд  куб.  м.  Целевой  срок  ввода  газопровода  в  эксплуатацию  -  конец 
2019 года. 

По  результатам  встречи  Президента  Российской  Федерации  В.В.  Путина  и  Президента  Турции 
Р. Эрдогана  9  августа  2016  г.  было  принято  решение  возобновить  совместную  работу  по  проекту 
«Турецкий  поток».  В  сентябре  2016  г.  турецкая  сторона  предоставила  первые  разрешения  на 
строительство  и  проведение  изыскательских  работ  в  территориальных  водах  Турции  в 
отношении двух ниток газопровода «Турецкий поток». 

21 февраля 2017 года вступило в силу  Соглашение между  Правительством  Российской Федерации 
и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток», подписанное в 
ходе  визита  Президента  Российской  Федерации  В.В. Путина  в  Турецкую  Республику  10  октября 
2016 года. Документ предусматривает возможность строительства двух ниток газопровода по дну 
Черного  моря  из России  в Турцию,  а также  сухопутной  транзитной  нитки  до границы  Турции 
с сопредельными странами. 

(Более  подробно  информация  о  проектах  ПАО  «Газпром»  представлена  в  п.3.3  Планы  будущей 
деятельности эмитента). 

 

Кредитный риск. 

Неблагоприятное  воздействие  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  может  оказывать  ограниченная 
способность  отдельных  потребителей  на  территории  России  и  за  ее  пределами  производить 
оплату поставляемого ПАО «Газпром» природного газа денежными средствами. В прошлом, в силу 
сложной экономической ситуации, в работе со многими российскими компаниями ПАО «Газпром» 
было  вынуждено  применять  различные  формы  расчетов  в  неденежной  форме,  включая  векселя  и 
облигации,  пакеты  акций  в  капитале  газовых  компаний,  а  также  товары  и  услуги,  в  порядке 
оплаты  поставок  газа  потребителям.  До  настоящего  времени  полностью  не  погашена 
задолженность  части  российских  потребителей  и  потребителей  стран  бывшего  СССР  за 
поставленный в прошлом природный газ, и Общество не располагает гарантиями полной оплаты 
этой задолженности в денежной форме.  

В последние годы ситуация с оплатой поставок природного газа постепенно стабилизировалась.  

Потребители  Прибалтийских  республик  и  стран  СНГ  рассчитывались  за  поставленный 
природный газ денежными средствами. 

Из  потребителей  газа  ближнего  зарубежья  случаи  нарушения  контрактных  обязательств  в 
2016 году по оплате имели место у АО «Молдовагаз», НАК «Нафтогаз Украины» и ЗАО «КТЭ».  

Политический  и  экономический  кризис  в  Украине  привел  к  увеличению  задолженности  за  газ  и 
нарушению контрактных обязательств по оплате со стороны Украины. Задолженность Украины 
за газ, поставленный ПАО «Газпром» в декабре 2013 года, погашена частично.  

В условиях,  когда  Украина  не  исполняет  договоренности,  ПАО  «Газпром» в полном  соответствии 
с действующим  контрактом  с  16  июня  2014  года  перевело  НАК  «Нафтогаз  Украины» 
на предоплату поставок газа
. Таким образом, невозможно гарантировать, что в будущем, в силу не 
зависящих от ПАО «Газпром» причин, не появятся неденежные формы расчетов за газ. 

Осуществление  расчетов  по  сделкам  в  неденежной  форме  уже  оказывало  в  прошлом  и  может 
оказывать в будущем неблагоприятное воздействие на способность ПАО «Газпром» финансировать 
операционные  или  капитальные  затраты,  которые  должны  производиться  в  денежной  форме,  а 
также  на  способность  ПАО  «Газпром»  своевременно  выплачивать  налоги  и  проводить  прочие 
обязательные отчисления.  

 

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями.  

Особенности  климата  и  географическое  положение  основных  регионов  деятельности  Газпрома 
оказывают существенное влияние на деятельность Группы. Значительная доля объема добычи газа 
Газпрома приходится на Западную Сибирь, где суровый климат осложняет добычу и увеличивает 

65 

 

себестоимость  природного  газа.  Освоение  месторождений  полуострова  Ямал,  а  также  ресурсов 
континентального  шельфа  России  будут  осуществляться  в  еще  более  сложных  природно-
климатических условиях.  

Группа  Газпром  успешно  разрабатывает  и  внедряет  эффективные  технологические  процессы  для 
суровых  климатических  условий.  Также  Группой  разрабатываются  и  реализуются  программы 
повышения  эффективности  работы  системы  добычи,  транспортировки  и  эксплуатации 
газотранспортной сети.  

Группа  также  активно  участвует  в  разработке  и  осуществлении  государственных  программ  по 
повышению эффективности использования энергоресурсов в России. 

Определенное  влияние  на  отбор  газа  и  поступление  выручки  Газпрома  могут  оказать  погодные 
условия  кратковременного  характера.  В  последние  годы  в  связи  с  теплыми  зимами  наблюдалось 
снижение  уровней  отбора  газа  европейскими  потребителями.  Однако  влияние  данного  фактора, 
носящего  вероятностный  характер,  на  отбор  и  поступление  выручки  Газпрома  за  несколько  лет 
несущественно, поскольку происходит взаимная компенсация в результате чередования холодных и 
теплых зим. 
 

 

2.4.3. Финансовые риски 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Риски, связанные с денежно-кредитной политикой Центрального Банка Российской Федерации.  

Центральный  Банк  Российской  Федерации,  проводя  денежно-кредитную  политику  при  помощи 
различных,  находящихся  в  его  распоряжении  инструментов,  оказывает  влияние  на  финансовые 
рынки  и  денежную  массу,  что  опосредованно  отражается  на  результатах  деятельности 
хозяйствующих субъектов.   

Согласно  утвержденным  Банком  России  «Основным  направлениям  единой  государственной 
денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов» в предстоящий трехлетний 
период  основной  целью  денежно-кредитной  политики  Банка  России  будет  обеспечение  ценовой 
и финансовой  стабильности  как  важных  условий  для  устойчивого  экономического  роста 
и социального благополучия. 

Денежно-кредитная  политика  нацелена  на постепенное  снижение  годовой  инфляции  до 4% 
и поддержание  ее  вблизи  этого  уровня  в дальнейшем.  Целевой  уровень  инфляции  4%  выбран 
с учетом особенностей ценообразования и структуры экономики Российской Федерации. 

Денежно-кредитная  политика  воздействует  на экономику  через  процентные  ставки,  основным 
ее параметром  является  ключевая  ставка  Банка  России.  Ввиду  распределенного  во времени 
характера  действия  денежно-кредитной  политики  на экономику  Банк  России  при  принятии 
решений  исходит  из прогноза  развития  экономики  и оценки  рисков  для  достижения  цели 
по инфляции  на среднесрочном  временном  горизонте,  а также  учитывает  возможные  риски  для 
устойчивости экономического роста и для финансовой стабильности. 

Комплексность  и многофакторность  стоящих  перед  Банком  России  задач  требует  четкости 
и согласованности  действий  по всем  направлениям  его  деятельности,  тесного  взаимодействия 
с органами законодательной и исполнительной власти. 

Банк  России  учитывает  особенности  проведения  денежно-кредитной  политики  в условиях 
существующих  структурных  проблем  и координирует  свои  действия  с усилиями  Правительства 
Российской  Федерации  по преодолению  структурных  ограничений  в экономике.  Координация 

66 

 

денежно-кредитной и бюджетной политики важна и в вопросах формирования суверенных фондов, 
которые  позволяют сгладить  воздействие  изменений конъюнктуры мировых товарных рынков на 
экономику, в том числе на реальный валютный курс и конкурентоспособность российских товаров 
и  услуг.  Пополнение  и расходование  суверенных  фондов  в рамках  бюджетного  правила, 
возможность  применения  которого  рассматривается  уже  с 2017 г.,  обеспечит  устойчивость 
государственных финансов и предсказуемость макроэкономической политики в целом. 

Любые  действия,  предпринимаемые  Центральным  Банком  Российской  Федерации,  могут  как 
снизить,  так  и  увеличить  риски  Компании,  что  соответственно  отразится  на  ее  финансовых 
показателях. 
 

Риск мирового финансового кризиса. 

Неблагоприятные  экономические  условия  на  мировых  финансовых  рынках  могут  оказать 
негативное  влияние  на  способность  ПАО  «Газпром»  привлекать  новые  займы  и  рефинансировать 
текущую  часть  задолженности  на  прежних  условиях.  Общее  понижение  уровня  ликвидности 
может оказать влияние на платежеспособность контрагентов ПАО «Газпром» и их способность 
обеспечивать своевременное погашение задолженности перед Обществом. 

Неопределенность  развития  ситуации  на  рынках  капитала  может  потребовать  пересмотра 
прогнозов  Общества  в  отношении  будущих  денежных  потоков  и  резервов  под  обесценение 
финансовых  и  нефинансовых  активов.  В  текущих  условиях  ПАО  «Газпром»  предпринимаются 
необходимые меры по обеспечению устойчивого развития деятельности Группы. 
 

Риски, связанные с изменениями валютных курсов. 

Валютный  риск  для  ПАО  «Газпром»  связан  с  колебаниями  обменных  курсов  рубля  к  тем 
иностранным  валютам,  в  которых  номинированы  часть  доходов,  расходов  и  обязательств 
ПАО «Газпром», в основном к доллару США и евро. 

Руководство  ПАО  «Газпром»  снижает  степень  валютного  риска  путем  соотнесения  активов  и 
обязательств, стоимость которых выражена в сопоставимых иностранных валютах. 

ПАО  «Газпром»  имеет  ряд  вложений  в  иностранные  компании,  стоимость  чистых  активов 
которых подвержена риску изменения курса валют. 

Валютные  риски  в  части  денежного  потока  могут  быть  ограничены,  и  даже  частично  или 
полностью  нивелированы  за  счет  увеличения  рублевого  эквивалента  поступления  от  экспортных 
контрактов, номинированных в иностранной валюте.   

Значительное  обесценение  рубля  по  отношению  к  доллару  США  и/или  евро  может  привести  к 
заметному  снижению  показателей  бухгалтерской  прибыли  вследствие  переоценки  валютных 
обязательств на конец отчетного периода. 

На  показатели  прибыли  от  продаж  ПАО  «Газпром»  негативное  влияние  может  оказывать 
укрепление рубля к доллару США и/или евро, поскольку это может привести к снижению выручки 
относительно затрат. 
 
 

Риски, связанные с изменениями процентных ставок. 

Некоторую  часть  долгового  портфеля  ПАО  «Газпром»  составляют  кредиты  западных  банков. 
Процентная ставка по обслуживанию большинства этих кредитов базируется на основе ставок по 
межбанковским  кредитам  LIBOR/EURIBOR.  Увеличение  данных  процентных  ставок  может 
привести к удорожанию обслуживания долга ПАО «Газпром». 

В период с 2004 по настоящее время сохраняется тенденция, связанная с преобладанием в долговом 
портфеле  Общества  кредитов  и  займов  с  фиксированной  процентной  ставкой,  вследствие  чего 
данный риск существенно уменьшен.  

 

Риски,  связанные  с  привлечением  ПАО  «Газпром»  денежных  средств  на  российском  рынке 
корпоративных облигаций. 

В  обращении  на  российском  рынке  находятся  два  выпуска  биржевых  облигаций:  серии  БО–19  и  
БО–20, размещенные в ноябре 2013 года, со сроком погашения 21.10.2043. 

67 

 

По биржевым облигациям серии БО-19 и БО-20 Эмитент установил процентную ставку только по 
первому купону.

 

Порядок определения  процентной ставки по i-ым  купонным  периодам, со второго 

по шестидесятый (i = 2, 3,….60) включительно, установлен по формуле: Кi = (CPI – 100%) + 1%, где 
Кi –процентная  ставка,  но  не  менее  0,01%  годовых;  CPI  –  рассчитанное  в  целом  по  РФ  значение 
ИПЦ в процентах к соответствующему месяцу предыдущего года в последнем месяце, за который 
осуществлена  официальная  публикация  ИПЦ.  Расчетный  месяц  –  месяц,  в  котором 
рассчитывается процентная ставка на соответствующий купонный период.  

В  случае  отсутствия  опубликованного  значения  CPI  за  календарный  год  до  расчетного  месяца, 
расчет процентной ставки по i-ым купонным периодам Облигаций осуществляется по следующей 
формуле: Кi = Rрефин, где Кi – процентная ставка i-го купона, но не менее 0,01% годовых; Rрефин – 
ставка  рефинансирования  Центрального  Банка  Российской  Федерации  (далее  –  Банк  России), 
опубликованная на официальном сайте Банка России и действующая по состоянию на 9-й рабочий 
день до даты начала i-го купонного периода. В случае если на дату расчета эмитентом Rрефин не 
будет  существовать,  в  качестве  Rрефин  принимается  иная  аналогичная  ставка,  определенная 
Банком России. 

Событие, в случае  наступления  которого возможно досрочное  погашение биржевых облигаций  по 
усмотрению  эмитента  -  достижение  или  превышение  определенной  эмитентом  процентной 
ставки i-того купонного периода уровня 10,00% годовых.   

Наличие  встроенного  механизма  оферт  и  определения  события,  в  случае  наступления  которого 
возможно  досрочное  погашение  по  усмотрению  эмитента,  позволит  эффективно  управлять 
процентным риском.   
 

Риски, связанные с влиянием инфляции.  

Изменение  индекса  потребительских  цен  оказывает  определенное  влияние  на  уровень 
рентабельности  ПАО  «Газпром»  и,  как  следствие,  на  финансовое  состояние  и  возможность 
выполнения обязательств, однако это влияние не является фактором прямой зависимости. 

Малая зависимость  рентабельности ПАО  «Газпром» от изменения  индекса потребительских цен  
обусловлена,  в  основном,  тем,  что  в  периоды  умеренного  роста  инфляции,  когда  кредитно-
денежная  политика  Центрального  Банка  обычно  направлена  на  поддержание  обменного  курса 
рубля, в результате чего происходит падение величины покупательной способности национальной 
валюты, рост расходов ПАО  «Газпром» будет компенсироваться увеличением  доходов от продаж 
на  внутреннем  рынке,  поскольку  в  соответствии  с  тарифной  политикой  Российской  Федерации 
предполагается  поэтапное  увеличение  цен  на  газ  темпами,  сопоставимыми  с  темпами  роста 
инфляции.  

Несмотря  на  то,  что  даже  при  значительном  увеличении  уровня  потребительских  цен 
ПАО «Газпром» сохраняло рентабельность деятельности, нет никаких гарантий, что возможное 
увеличение  или  уменьшение  потребительских  цен  не  приведет  к  падению  уровня  рентабельности 
ПАО «Газпром» в будущем.  

 

Влияние финансовых рисков на показатели финансовой отчетности.   

Величина  денежных  потоков  в  иностранной  валюте  в  соответствии  с  ПБУ  23/2011  «Отчет  о 
движении  денежных  средств»,  утвержденным  приказом  Минфина  РФ  от  02.02.2011  №  11н, 
пересчитывается  в  рубли  по  официальному  курсу  этой  иностранной  валюты  к  рублю, 
устанавливаемому  Центральным  Банком  Российской  Федерации  на  дату  осуществления  или 
поступления платежа. 

Изменение  курса  иностранных  валют,  сравнимое  с  изменениями,  произошедшими  в  1998  году, 
окажет  значительное  влияние  на  статьи  Отчета  о  движении  денежных  средств,  включающие 
обороты в иностранной валюте.  

В  Отчете  о  финансовых  результатах  в  составе  прочих  доходов  и  расходов  отражаются 
положительные  и  отрицательные  курсовые  разницы 

–  результат  от  переоценки 

соответствующего  актива,  в  том  числе  дебиторской  задолженности,  или  обязательства,  в  том 
числе  задолженности  по  кредитам  и  займам,  стоимость  которых  выражена  в  иностранной 
валюте (пересчитанные в соответствии с ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость 
которых выражена в иностранной валюте», утвержденным приказом Минфина РФ от 27.11.2006 
№  154н),  и,  в  результате,  их  сумма  может  оказать  существенное  влияние  на  чистую  прибыль 
Общества. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..