ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2017 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2017 год - часть 3

 

 

17 

потребления  соответствующей  страны.  Проект  также  предполагает,  что  национальный 
регулятор и Еврокомиссия вправе запросить части контрактов поставки, хотя и не подпадающих 
под критерии для раскрытия, но оцениваемых национальным регулятором или Еврокомиссией как 
потенциально влияющие на безопасность поставок. 

В  связи  с  окончанием  имплементации  третьего  энергетического  пакета  и  выполнением  его 
основных  задач  в  2017  году  Европейская  комиссия  инициировала  исследование  Quo  Vadis.  Цель 
исследования  –  проведение  обоснованного  анализа  нормативной  базы  газового  сектора  ЕС  на 
предмет  того,  является  ли  действующая  нормативная  база,  выстроенная  в  последние  годы  на 
основе  третьего  энергетического  пакета,  достаточно  эффективной  для  целей  максимизации 
благосостояния  ЕС.  В  рамках  исследования  участникам  необходимо  проанализировать 
возможности улучшения функционирования газового рынка и, вместе с этим, влияние возможных 
изменений  на  общее  благосостояние  ЕС  путем  пересмотра  существующей  нормативной  базы 
газового  рынка  ЕС.  При  этом  участники  должны  принять  во  внимание  последние  идеи  об 
объединении  газовых  рынков  ЕС,  организации  более  крупных  торговых  площадок,  а  также  об 
отмене тарифов (вход/выход) на границах внутри ЕС. 

Утверждение  указанных  документов  и  реализация  предусмотренных  ими  мер  может  привести  к 
определенному росту регуляторной нагрузки на деятельность ПАО «Газпром» в странах Евросоюза. 

В  настоящий  момент  Газпром  анализирует  влияние,  которое  может  оказать  Энергетический 
Союз  на  деятельность  Группы  в  ЕС.  Однако,  учитывая  отсутствие  консенсуса  среди  государств-
членов  ЕС  в  отношении  ряда  ключевых  вопросов  формирования  Энергетического  Союза,  пока 
неясно, каким образом и в какие сроки идея его создания будет реализована. 

Вместе  с  тем  ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  работу  с  Еврокомиссией,  правительствами 
стран-членов ЕС, европейскими бизнес-партнерами с целью выработки решений по синхронизации 
развития  газовой  инфраструктуры,  реализации  межправительственных  соглашений  и  поддержке 
принципов свободной рыночной конкуренции. 

В  условиях  либерализации  газового  рынка  Европы  ПАО  «Газпром»  проводит  более  активную 
маркетинговую  политику,  развивает  новые  формы  и  методы  торговли  (разменные  операции, 
разовые  и  биржевые  сделки,  краткосрочные  контракты,  электронную  торговлю,  торги  в  рамках 
аукциона на поставки природного газа в Европу). 
 
 Риски, связанные с реорганизацией ПАО «Газпром».   

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с технологическими инновациями в отрасли. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников. 

Повышение  цен  на  энергоресурсы  и  развитие  технологий  разведки  и  добычи  углеводородов  в 
последние  десятилетия  обусловили  рост  интереса  к  производству  газа  из  нетрадиционных 
источников. 

Однако на фоне сохранения в 2015 - I полугодии 2017 гг. относительно низкого уровня цен на нефть, 
а также в связи с неудовлетворительными результатами проведенных геологоразведочных работ в 
ряде стран мира, интерес к данной тематике приобрел более сдержанный характер.  

Коммерческая  добыча  сланцевого  газа  по-прежнему  осуществляется  только  в  США,  а  также  в 
относительно  небольших  объемах  в  Канаде,  Китае  и  Аргентине.    В  США  рост  объёмов  добычи 
сланцевого газа привел к значительному снижению цен на газ на внутреннем рынке этой страны и 
послужил  толчком  к  проработке  большого  количества  проектов  по  экспорту  газа  в  виде  СПГ. 
В 2016  году  с  первого  СПГ-завода  на  восточном  побережье  США,  «Сабин  Пасс»,  было 
экспортировано  45 партий  СПГ,  основной  объём  которого  (около  60  %)  был  поставлен  в  страны 
Латинской  Америки.  По  мере  наращивания  производственных  мощностей  (запуск  второй  и 
третьей технологических линий) в I полугодии 2017 года с этого завода было отгружено 93 партии 
СПГ,  которые  были  направлены  преимущественно  в  страны  Латинской  Америки  (39%  объёма 
поставок, более 2/3 из которых – в Мексику) и АТР (32 %), а также в ряд стран Европы, Ближнего 
Востока и Африки. Всего в 2016 и I полугодии 2017 гг. суммарный объём экспортных поставок СПГ 
из США составил 12,5 млрд куб. м. (9,2 млн т). При этом значительное сокращение разницы в ценах 

18 

на  природный  газ  на  мировых  рынках  (прежде  всего,  между  азиатским  и  североамериканским 
рынками)  в  среднесрочной  перспективе  существенно  снизило  экономическую  привлекательность 
приобретения СПГ с привязкой к внутренним ценам США.  

Попытки  организации  добычи  газа  сланцевых  залежей  в  странах  континентальной  Европы  не 
принесли  положительных  результатов  -  в  частности,  в  2016  году  разведочные  работы 
окончательно  завершились  в  Польше  и  Дании.  Первой  полный  мораторий  на  применение  этой 
технологии на своей территории в 2011 году ввела Франция, и к настоящему моменту запреты или 
ограничения  на  развитие  добычи  сланцевого  газа  с  использованием  ГРП  действуют  также  в 
Германии, Нидерландах и Болгарии. 

В Великобритании, несмотря на поддержку государства, геологоразведочные работы на сланцевый 
газ  до  настоящего  времени  практически  не  проводились.  Можно  ожидать,  что  даже  в  случае 
подтверждения  наличия  ресурсов  сланцевого  газа  и  возможности  его  коммерческой  добычи 
негативное  отношение  британского  общества  к  данной  отрасли  будет  оставаться  ключевым 
фактором, ограничивающим её развитие. 

Начало  коммерческой  добычи  сланцевого  газа  в  Европе  в  среднесрочной  перспективе  является 
маловероятным.  

В  Китае  поисковые  работы  на  сланцевый  газ  проводились  достаточно  активно  в  последние 
несколько  лет,  однако,  несмотря  на  определённый  прогресс,  в  целом  широкомасштабное  освоение 
его ресурсов в этой стране идёт более низкими темпами, чем планировалось.  

В мире интерес к теме сланцевого газа проявляется преимущественно в странах с ограниченными 
запасами и ресурсами традиционного газа, зависимых от импорта энергоресурсов. Для России, как 
страны  с  высокой  самообеспеченностью  энергоресурсами,  добыча  относительно  дорогого 
сланцевого  газа  на  текущий  момент  не  представляет  существенного  интереса  в  связи  с 
экономическими и экологическими преимуществами традиционного газа.   

Риски и возможности,  связанные  с  развитием  производства газа из нетрадиционных источников, 
учитываются  при  планировании  деятельности  ПАО  «Газпром».  В  целях  сохранения 
конкурентоспособности  производства  и  поставок  природного  газа,  добытого  на  традиционных 
месторождениях,  ПАО  «Газпром»  контролирует  инвестиционные  и  эксплуатационные  затраты 
на  производство,  совершенствует  и  внедряет  новые  технологии,  повышающие  эффективность 
добычи традиционного газа, и осуществляет мониторинг  развития производства углеводородов из 
нетрадиционных источников в различных регионах мира.  

 

 

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Политико-экономические риски. 

В  соответствии  с  изменениями  политической  и  экономической  конъюнктуры  и  в  целях 
совершенствования  банковской,  судебной,  налоговой,  административной  и  законодательной 
систем  Правительство  Российской  Федерации  проводит  ряд  последовательных  реформ, 
направленных на стабилизацию российской экономики.  

19 

В период с 2014 г. Европейский союз (ЕС), США и некоторые другие государства ввели ряд санкций 
против России и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций влияют на 
деятельность  ПАО  «Газпром»,  ПАО  «Газпром  нефть»  и  ряда  других  компаний,  в  том  числе 
«Газпромбанк»  (АО),  а  некоторые  из  них  предусматривают  общие  ограничения  хозяйственной 
деятельности в определенных отраслях экономики России. 

В  июле  2017  года  сенат  США  одобрил  законопроект,  который  будет  означать  введение  новых 
американских санкций в отношении России и который может иметь последствия для Общества. 
24  июля  2017  г.  законопроект  “О противодействии  противникам  США  посредством  санкций”  за 
номером H.R.3364 был внесен на рассмотрение Палаты представителей Конгресса США. 25 июля 
2017 г. Палата представителей одобрила его, а 27 июля 2017 г. законопроект был одобрен Сенатом 
США.  02 августа  2017  года  Президент  США  подписал  законопроект  в  отношении  расширения 
санкционного  режима  против  Российской  Федерации.  После  его  подписания  законопроект  стал 
законом (Public Law 115-44), который вступил в силу с момента опубликования 02 августа 2017 года. 

Введенные  санкции  потенциально  могут  оказать  влияние  на  реализацию  отдельных  проектов 
Компании, привести к отклонениям от планируемых проектных показателей, однако на текущий 
момент  не  являются  основанием  для  изменения  стратегических  направлений  деятельности  или 
корректировки  перечня  приоритетных  проектов  ПАО  «Газпром»,  определенного  Долгосрочной 
программой  развития  ПАО  «Газпром»  (газовый  бизнес,  2017-2026)  (утверждена  решением  Совета 
директоров ПАО «Газпром» от 27.09.2016 №2813).

 

 

Газпром  много  лет  целенаправленно  проводит  политику  импортозамещения,  стимулируя 
внедрение передовых технологий и решений российскими производителями. Благодаря этой работе 
доля  импорта  в  общем  объеме  материально-технических  ресурсов,  поступивших  дочерним 
обществам и организациям ПАО «Газпром», снизилась. 
 

 

Риски, связанные с процессом глобализации. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике. 

Нестабильность  глобальной  финансовой  системы,  стагнация  экономик  европейских  стран, 
замедление  темпов  роста  экономики  Китая,  увеличение  процентных  ставок  в  США 
свидетельствуют о сохранении высокой  степени неопределенности в мировой экономике и рисков 
волатильности на финансовых и сырьевых рынках.  

Неблагоприятные  экономические  условия,  включая  сохранение  в  длительной  перспективе  низких 
цен на нефть, могут оказать негативное влияние и на деятельность Группы.  

ПАО  «Газпром»  проводит  консервативную  финансовую  политику,  которая  обеспечивает 
устойчивость  финансового  состояния  и  оптимизацию  долгового  портфеля,  что  позволит 
реагировать на возможное ухудшение ситуации.   
 

Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

 

Риски, связанные с транзитом природного газа. 

ПАО  «Газпром»  находится  под  влиянием  рисков,  связанных  с  транспортировкой  природного  газа 
через территорию транзитных стран.  

Одной  из  таких  стран  является  Украина.  В  настоящий  момент  опасения  относительно 
надежности  поставок  газа  в  Европу  через  территорию  Украины  обусловлены  как  политической 
нестабильностью  в  данной  стране,  усугубляемой  неблагоприятной  экономической  обстановкой, 
так  и  накопленной  задолженностью  НАК  «Нафтогаз  Украины»  перед  ПАО  «Газпром»  за 
поставленный газ. 

В  целях  минимизации  этого  риска  и  с  учетом  экономической  эффективности  поставок  газа  в 
долгосрочной перспективе ПАО «Газпром» диверсифицирует экспортные маршруты поставок газа. 
Примером  такой  работы  является  организация  экспортных  поставок  по  газотранспортным 
системам: «Ямал-Европа», проходящей по территории Белоруссии и Польши, и «Северный поток», 

20 

соединившей  напрямую  Россию  и  Германию  через  акваторию  Балтийского  моря,  минуя  третьи 
страны. 

В  рамках  диверсификации  маршрутов  экспортных  поставок  российского  трубопроводного 
природного  газа  на  традиционный  для  ПАО  «Газпром»  европейский  рынок  реализуется  проект 
«Северный 

поток 

2», 

предусматривающий 

строительство 

двух 

ниток 

общей 

производительностью  55  млрд  куб.  м.  Целевой  срок  ввода  газопровода  в  эксплуатацию  -  конец 
2019 года. 

По  результатам  встречи  Президента  Российской  Федерации  В.В.  Путина  и  Президента  Турции 
Р. Эрдогана  9  августа  2016  г.  было  принято  решение  возобновить  совместную  работу  по  проекту 
«Турецкий  поток».  В  сентябре  2016  г.  турецкая  сторона  предоставила  первые  разрешения  на 
строительство  и  проведение  изыскательских  работ  в  территориальных  водах  Турции  в 
отношении двух ниток газопровода «Турецкий поток». 

21 февраля 2017 года вступило в силу  Соглашение между  Правительством  Российской Федерации 
и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток», подписанное в 
ходе  визита  Президента  Российской  Федерации  В.В. Путина  в  Турецкую  Республику  10  октября 
2016 года. Документ предусматривает возможность строительства двух ниток газопровода по дну 
Черного  моря  из России  в Турцию,  а также  сухопутной  транзитной  нитки  до границы  Турции 
с сопредельными странами. 

7 мая 2017 года у российского побережья Черного моря в районе г. Анапа началась укладка морского 
участка газопровода «Турецкий поток».  

(Более  подробно  информация  о  проектах  ПАО  «Газпром»  представлена  в  п.3.3  Планы  будущей 
деятельности эмитента). 

 

Кредитный риск. 

Неблагоприятное  воздействие  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  может  оказывать  ограниченная 
способность  отдельных  потребителей  на  территории  России  и  за  ее  пределами  производить 
оплату поставляемого ПАО «Газпром» природного газа денежными средствами. В прошлом, в силу 
сложной экономической ситуации, в работе со многими российскими компаниями ПАО «Газпром» 
было  вынуждено  применять  различные  формы  расчетов  в  неденежной  форме,  включая  векселя  и 
облигации,  пакеты  акций  в  капитале  газовых  компаний,  а  также  товары  и  услуги,  в  порядке 
оплаты  поставок  газа  потребителям.  До  настоящего  времени  полностью  не  погашена 
задолженность  части  российских  потребителей  и  потребителей  стран  бывшего  СССР  за 
поставленный в прошлом природный газ, и Общество не располагает гарантиями полной оплаты 
этой задолженности в денежной форме.  

В последние годы ситуация с оплатой поставок природного газа постепенно стабилизировалась.  

Потребители  Прибалтийских  республик  и  стран  СНГ  рассчитывались  за  поставленный 
природный газ денежными средствами. 

Из  потребителей  газа  ближнего  зарубежья  случаи  нарушения  контрактных  обязательств  в 
2017 году по оплате имели место у АО «Молдовагаз», НАК «Нафтогаз Украины» и ЗАО «КТЭ».  

Политический  и  экономический  кризис  в  Украине  привел  к  увеличению  задолженности  за  газ  и 
нарушению контрактных обязательств по оплате со стороны Украины. Задолженность Украины 
за газ, поставленный ПАО «Газпром» в декабре 2013 года, погашена частично.  

В условиях,  когда  Украина  не  исполняет  договоренности,  ПАО  «Газпром» в полном  соответствии 
с действующим  контрактом  с  16  июня  2014  года  перевело  НАК  «Нафтогаз  Украины» 
на предоплату поставок газа
. Таким образом, невозможно гарантировать, что в будущем, в силу не 
зависящих от ПАО «Газпром» причин, не появятся неденежные формы расчетов за газ. 

Осуществление  расчетов  по  сделкам  в  неденежной  форме  уже  оказывало  в  прошлом  и  может 
оказывать в будущем неблагоприятное воздействие на способность ПАО «Газпром» финансировать 
операционные  или  капитальные  затраты,  которые  должны  производиться  в  денежной  форме,  а 
также  на  способность  ПАО  «Газпром»  своевременно  выплачивать  налоги  и  проводить  прочие 
обязательные отчисления.  

 

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями.  

Особенности  климата  и  географическое  положение  основных  регионов  деятельности  Газпрома 

21 

оказывают существенное влияние на деятельность Группы. Значительная доля объема добычи газа 
Газпрома приходится на Западную Сибирь, где суровый климат осложняет добычу и увеличивает 
себестоимость  природного  газа.  Освоение  месторождений  полуострова  Ямал,  а  также  ресурсов 
континентального  шельфа  России  будут  осуществляться  в  еще  более  сложных  природно-
климатических условиях.  

Группа  Газпром  успешно  разрабатывает  и  внедряет  эффективные  технологические  процессы  для 
суровых  климатических  условий.  Также  Группой  разрабатываются  и  реализуются  программы 
повышения  эффективности  работы  системы  добычи,  транспортировки  и  эксплуатации 
газотранспортной сети.  

Группа  также  активно  участвует  в  разработке  и  осуществлении  государственных  программ  по 
повышению эффективности использования энергоресурсов в России. 

Определенное  влияние  на  отбор  газа  и  поступление  выручки  Газпрома  могут  оказать  погодные 
условия  кратковременного  характера.  В  последние  годы  в  связи  с  теплыми  зимами  наблюдалось 
снижение  уровней  отбора  газа  европейскими  потребителями.  Однако  влияние  данного  фактора, 
носящего  вероятностный  характер,  на  отбор  и  поступление  выручки  Газпрома  за  несколько  лет 
несущественно, поскольку происходит взаимная компенсация в результате чередования холодных и 
теплых  зим.  Вместе  с  тем  в  первом  полугодии  2017  года  наблюдается  рост  потребления 
природного газа. 

 

2.4.3. Финансовые риски 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 
 

2.4.4. Правовые риски 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 
Риски, связанные с изменением валютного регулирования. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с изменением налогового законодательства. 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  уплату  федеральных,  региональных  и  местных  налогов,  в 
частности,  налога  на  добавленную  стоимость,  акциза  на  природный  газ,  предусмотренного 
международными  договорами  РФ,  налога  на  прибыль  организаций,  налога  на  добычу  полезных 
ископаемых, транспортного и водного налога, налога на имущество организаций, земельного налога. 
Статус  ПАО  «Газпром»,  как  крупнейшего  налогоплательщика  в  Российской  Федерации, 
реализующего  большое  количество  капиталоёмких  проектов,  обуславливает  необходимость 
непрерывного  и  продуктивного  диалога  с  федеральными  и  региональными  органами  власти  по 
вопросам налогообложения. Приемлемый уровень налоговой нагрузки является одним из факторов 
стабильного  развития  и  новых  инвестиций,  которые  при  высоком  налоговом  бремени 
сложнореализуемы. 

В  последние  годы  законодательство  о  налогах  и  сборах  все  чаще  подвергается  изменениям, 
дополнениям  и  уточнениям,  касающимся  как  общих  вопросов  налогообложения,  так  и  порядка 
исчисления и уплаты отдельных налогов. 

Наиболее  актуальными  из  последних  законопроектных  инициатив  по  внесению  изменений  в 
Налоговый кодекс Российской Федерации являются: 

1)  законопроект  «О  внесении  изменений  в  часть  вторую  Налогового  кодекса  Российской 

22 

Федерации в части индексации ставок акцизов, установления ставок акцизов на отдельные группы 
товаров  и  в  части  определения  показателей,  используемых  при  расчете  НДПИ  при  добыче 
природного газа и нефти»

1

, в соответствии с которым предусматривается: 

- повышение на IV квартал 2017 года коэффициента Кгп до 2,2738;  
- продление на 2020 год коэффициента Кгп = 1,4441; 

- продление на 2020 год дополнительного коэффициента Кк  (428 руб/т) при расчете НДПИ 

на нефть. 

2) законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи 

с  реализацией  международного  автоматического  обмена  информацией  о  финансовых  счетах  и 
документацией  по  международным  группам  компаний)»

2

,  согласно  которому  налогоплательщики, 

являющиеся  участниками  международной  группы  компаний,  совокупная  выручка  которых  в 
соответствии  с  консолидированной  финансовой  отчетностью  составляет  не  менее  50  млрд 
рублей, должны будут ежегодно уведомлять налоговые органы об участии в международной группе 
компаний и представлять по требованию ФНС России национальную документацию. Кроме того, 
материнская  компания  международной  группы  компаний  или  уполномоченный  участник 
международной группы компаний должна будет ежегодно готовить глобальную документацию для 
представления по требованию ФНС России, а также подавать в ФНС России страновой отчет с 
информацией  в  разрезе  юрисдикций  о  сумме  выручки  (в  т.ч.  по  сделкам  с  компаниями 
международной  группы  и  иными  лицами), сумме  прибыли  (убытка),  сумме  уплаченного  и 
начисленного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) иностранной организации), 
размере уставного капитала, численности работников и др.  

За  неправомерное  непредставление  или  предоставление  недостоверных  сведений  с  2021  года 
предлагается  установить  следующие  штрафы:  в  отношении  уведомления  об  участии  в 
международной  группе  -  в  размере  50  тыс  рублей;  в  отношении  странового  отчета  -  в  размере 
100 тыс  рублей;  за  непредставление  глобальной  и/или  национальной  документации  -  в  размере 
100 тыс рублей. 

3)  законопроект  «О  внесении  изменений  в  части  первую  и  вторую  Налогового  кодекса 

Российской  Федерации  (в  части  введения  налога  на  дополнительный  доход  от  добычи 
углеводородного сырья)»

3

, который предусматривает переход на систему налогообложения добычи 

углеводородного  сырья  на  основе  финансового  результата.  При  этом  дополнительными  доходами 
(налоговой базой) признаются расчетные доходы от добычи углеводородного сырья, уменьшенные на 
расчетные и фактические расходы по добыче углеводородного сырья.  

Кроме  того,  законопроектом  предусматривается  применение  пониженных  ставок  НДПИ 

на  нефть  и  нулевой  экспортной  пошлины  на  нефть  и  нефтегазоконденсатную  смесь  (в 
зависимости  от  группы  участков  недр).  При  этом  не  предусмотрено  применение  пониженных 
ставок НДПИ в отношении газа и газового конденсата. 

4)  принят  Федеральный  закон  от  18.07.2017  №  163-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  часть 

первую Налогового кодекса Российской Федерации», закрепляющий в Налоговом кодексе Российской 
Федерации концепцию необоснованной налоговой выгоды. 

ПАО «Газпром» как законопослушный налогоплательщик в условиях часто меняющегося налогового 
законодательства  осуществляет  постоянный  мониторинг  изменений  и  дополнений,  вносимых  в 
законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов налогообложения, оценивает и 
прогнозирует степень возможного влияния таких изменений на деятельность Общества. Вместе с 
тем,  несмотря  на  то,  что  ПАО  «Газпром»  выполняет  требования  налогового  законодательства, 
нельзя  исключать  рисков  предъявления  Обществу  налоговых  претензий.  Определенные  риски 
также  возникают  и  по  причине  отсутствия  единой  позиции  у  различных  судебных  органов  по 
одним и тем же спорным вопросам налогообложения. 
 

Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.  

Деятельность  Группы  по  экспорту  углеводородов  подпадает  под  правила  таможенного 
регулирования.  Разногласия  Группы  с  таможенными  органами  по  ряду  ключевых  вопросов 
осуществления  экспортных  поставок  природного  газа,  в  частности  в  подходе  к  порядку 
                                                           

1

  Проект  Федерального  закона  №  206576-7  одобрен  Советом  Федерации  Федерального  Собрания 

Российской Федерации и 25.07.2017 и направлен на подписание Президенту Российской Федерации. 

2

  Проект  Федерального  закона  №  231414-7  внесен  на  рассмотрение  в  Государственную  Думу 

Федерального Собрания Российской Федерации 20.07.2017. 

3

  Проект  Федерального  закона  размещен  в  целях  публичного  обсуждения  на  Федеральном  портале 

проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru). 

23 

декларирования  и  взимания  таможенных  пошлин,  применения  курса  иностранных  валют  при 
исчислении  таможенной  стоимости,  урегулированы  в  рабочем  порядке,  а  также  посредством 
внесения  соответствующих  изменений  в  таможенное  законодательство.  Сложившаяся  ранее 
положительная  судебная  практика  Группы  в  отношении  прав  Общества  на  корректировку 
таможенной  стоимости  позволила  в  настоящее  время  вне  арбитражных  споров  осуществлять 
корректировки  при  изменении  в  ретроактивном  порядке  ценовых  параметров  поставленного 
контрагентам  природного  газа  и  возвращать,  в  случае  излишней  уплаты,  вывозные  таможенные 
пошлины.  

Действующее  таможенное  законодательство  Таможенного  союза  и  Российской  Федерации 
позволяют  в  целом  осуществлять  таможенное  декларирование  с  учетом  интересов  газовой 
отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского экономического 
союза  Группа  Газпром  продолжает  работу  в  Евразийской  экономической  комиссии  с  экспертами 
ЕЭК,  заинтересованными  федеральными  ведомствами  по  реализации  предложений  Группы  в 
проект  нового  Кодекса  ЕАЭС,  регулирующих  порядок  помещения  товаров  под  таможенные 
процедуры,  а  также  механизм  доступа  и  контроля  таможенными  органами  сведений  с  приборов 
учёта количеств вывозимого природного газа.  

В  ходе  проведения  таможенного  администрирования  со  стороны  таможенного  органа 
периодически  принимаются  решения  о  необходимости  корректировки  таможенной  стоимости  в 
сторону  ее  увеличения,  предъявляются  требования  об  уплате  таможенных  платежей.  В 
настоящее время в адрес «Газпром экспорта» выставлено 118 требований об уплате таможенных 
платежей  (пени)  на  общую  сумму  2,017  млрд.  руб.  Основная  часть  указанных  требований 
обжалована со стороны «Газпром экспорт» в Арбитражный суд города Москвы. На данный момент 
судебная практика складывается в пользу Общества.   

С целью минимизации указанных рисков Общество: 

 -  продолжает  консультации  с  таможенными  органами  по  вопросам  корректировки  сведений 
таможенной  декларации,  учёта  и  использования  декларантом,  и  администрирования  ЦЭТ 
авансовых  платежей,  механизма  возврата/зачета  сумм  излишне  уплаченной  таможенной 
пошлины; 

 -  осуществляет  дальнейший  контроль  порядка  таможенного  декларирования  и  документального 
подтверждения в ЦЭТ поставок природного газа по трубопроводам «Северный поток» и «Голубой 
поток»; 

 - продолжает совершенствовать процесс электронного декларирования поставок природного газа; 

- продолжает арбитражную работу по защите законных прав и интересов Общества. 
 

Риски,  связанные  с  изменением  требований  по  лицензированию  основной  деятельности 
ПАО «Газпром» либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте 
ограничено (включая природные ресурсы). 

Информации  об  изменениях  требований  по  лицензированию  основной  деятельности  Эмитента 
либо  лицензированию  прав  пользования  объектами,  нахождение  которых  в  обороте  ограничено 
(включая природные ресурсы) не имеется. 

Риски, связанные с изменениями в законодательстве, либо с решениями федеральных или местных 
органов власти по вопросам лицензирования, находятся вне контроля ПАО «Газпром», и Общество 
не может гарантировать, что в будущем не произойдет изменений подобного рода, которые могут 
негативно повлиять на деятельность Общества. Однако в настоящее время предпосылок правового 
характера,  связанных  с  усложнением  процедуры  получения  лицензий  либо  снижением 
возможности продления действия лицензий ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, не выявлено. 
 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
ПАО «Газпром». 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 
 

24 

2.4.6. Стратегический риск 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 
 

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

Риски,  связанные  с  текущими  судебными  процессами  и  возможной  ответственностью 
ПАО «Газпром» по долгам третьих лиц.  
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски,  связанные  с  отсутствием  возможности  продлить  действие  лицензий  на  осуществление 
вида деятельности либо на использование природных ресурсов, в том числе на пользование недрами.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с геологоразведочной деятельностью.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с охраной окружающей среды.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
Риски, связанные с авариями и выходом из строя оборудования.   

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски роста затрат. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
Риски, связанные с возможностью потери потребителей, оборот с которыми составляет не менее 
10% общей выручки от продажи газа. 

В настоящее  время группа компаний ПАО  «Газпром» осуществляет более 65% всей  добычи газа в 
России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы  газоснабжения, 
собственником которой является Общество, и реализацию на внутреннем и внешних рынках.   

С 2009 года начал действовать долгосрочный контракт на поставку газа в Украину. 16 июня 2014 г. 
в связи с ненадлежащим исполнением НАК «Нафтогаз Украины» своих обязательств по контракту 
купли-продажи  газа  в  виде  накопления  этой  компанией  значительной  задолженности  за 
поставленный  газ,  ПАО  «Газпром»  обратилось  в  Стокгольмский  международный  арбитраж  
с 
иском  к  НАК  «Нафтогаз  Украины»  о  взыскании  задолженности.  Окончательное  решение 
арбитража ожидается в срок до 30 ноября 2017 года. 

Газпром  реализует  значительную  часть  природного  газа  в  европейских  странах.  Экспортные 
продажи газа формируют значительную часть выручки компании.  

Позиции  ПАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  являются  устойчивыми.  Гарантией 
сохранения  имеющихся  позиций  являются  существующие  и  вновь  заключаемые  долгосрочные 
контракты  на  условиях  «бери  или  плати»,  значительная  сырьевая  база,  а  также  постоянно 
развивающиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..