ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2017 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2017 год - часть 2

 

 

Порядок выбора аудитора эмитента 

Наличие процедуры тендера, связанного с выбором аудитора, и его основные условия: 

На  основании  Федерального  закона  от  30  декабря  2008  года  №  307-ФЗ  «Об  аудиторской 
деятельности» и конкурсных документов, разработанных в соответствии с Федеральным законом 
от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для 
обеспечения  государственных  и  муниципальных  нужд»  проводится  открытый  конкурс  по  отбору 
аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита ПАО «Газпром». 

На право заключения  договора оказания  услуг по  аудиту  бухгалтерской (финансовой)  отчетности 
ПАО «Газпром»,  сводной  бухгалтерской  отчетности  Группы  Газпром  и  консолидированной 
финансовой  отчетности  Группы  Газпром,  подготовленной  в  соответствии  с  Международными 
стандартами  финансовой  отчетности  (МСФО),  за  2017  год  открытый  конкурс  был  объявлен 
20 февраля 2017 года. 
 

В  2017  году  при  формировании  конкурсной  документации  для  проведения  открытого  конкурса 
также  было  использовано  Постановление  Правительства  от  28.11.2013  г.  №  1085  «Об 
утверждении  правил  оценки  заявок,  окончательных  предложений  участников  закупки  товаров, 
работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».  
Основные требования к участникам размещения заказа в 2017 году: 

соответствие  требованиям,  предусмотренным  статьей  31  Закона  от  05.04.2013г.  

№ 44-ФЗ; 

соответствие 

условиям, 

предъявляемым 

к 

аудиторским 

организациям 

законодательством  Российской  Федерации,  включая  наличие  сведений  о  членстве  в 
профессиональных  аудиторских  объединениях,  аккредитованных  при  уполномоченном 
федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности; 

внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в сумме 

19 768 578,70 российских рублей; 

непревышение начальной (максимальной) цены договора на оказание аудиторских услуг. 

Критерии 

оценки 

заявок 

на 

участие 

в 

конкурсе, 

разработанные 

на 

основании 

Постановления № 1085: 

цена договора; 

качественные характеристики объекта закупки; 

квалификация участника конкурса, в том числе наличие опыта аудиторской организации 
и ее сотрудников в проведении аудиторских проверок организаций, деятельность которых 
сопоставима по размерам и масштабу с деятельностью ПАО «Газпром».                                                              

Кроме того, установлена необходимость представления обеспечения исполнения договора в размере 
суммы авансов, предусмотренных договором оказания услуг по аудиту. 

В  ПАО  «Газпром»,  в  соответствии  с  решением  Совета  директоров  ОАО  «Газпром»  от 
19 ноября 2002  года  №  390,  образован  Комитет  Совета  директоров  ПАО  «Газпром»  по  аудиту, 
одной из основных функций которого является оценка кандидатов в аудиторы Общества. 

 

 

Процедура  выдвижения кандидатуры  аудитора  для  утверждения собранием акционеров (участников),  в 
том числе орган управления, принимающий соответствующее решение: 
Согласно  пункту  49.2  Устава  ПАО  «Газпром»  Общее  собрание  акционеров  утверждает  аудитора 
Общества.  

Согласно  пункту  4.27  Кодекса  корпоративного  управления  ПАО  «Газпром»  аудитор  Общества 
утверждается  Общим  собранием  акционеров  Общества  на  основании  предложений  Совета 
директоров по итогам проведения конкурса по отбору аудиторских организаций в соответствии с 
действующим законодательством. 

10 

В  соответствии  с  действующим  законодательством  Аудитор,  ставший  победителем  конкурса, 
утверждается на Общем собрании акционеров ПАО «Газпром» по представлению его кандидатуры 
Советом директоров ПАО «Газпром».
 

 

Работ аудитора, в рамках специальных аудиторских заданий, не проводилось. 
 
Описывается  порядок  определения  размера  вознаграждения  аудитора  (аудиторской  организации), 
указывается  фактический  размер  вознаграждения,  выплаченного  эмитентом  аудитору  (аудиторской 
организации)  по  итогам  последнего  завершенного  отчетного  года,  за  который  аудитором  (аудиторской 
организацией)  проводилась  независимая  проверка  годовой  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  и 
(или) годовой консолидированной финансовой отчетности эмитента: 
Размер  оплаты  услуг  аудитора  определяется  Советом  директоров  Общества  по  результатам 
ежегодного конкурса.
 
 
 
Фактический размер вознаграждения, выплаченного эмитентом аудитору (аудиторской организации) по 
итогам  последнего  завершенного  отчетного  года,  за  который  аудитором  (аудиторской  организацией) 
проводилась  независимая  проверка  годовой  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  и  (или)  годовой 
консолидированной финансовой отчетности эмитента: 
 

Год 

Размер вознаграждения, 

выплаченного аудитору 

(тыс. рублей) 

(1)

 

2016 

269 040 

(1)

  Размер  вознаграждения,  выплаченного  аудитору,  включает  оплату  услуг  по  проведению  аудита 

годовой  бухгалтерской  отчетности  ПАО  «Газпром»  (головная  компания),  сводной  бухгалтерской 
отчетности  ПАО «Газпром»  и  его  дочерних  обществ  и  консолидированной  финансовой  отчетности 
ПАО «Газпром» в соответствии с МСФО. 

 
Отсроченных и просроченных платежей за оказанные аудитором услуги нет. 
 

Дополнительная информация: 
Аудиторская  проверка  промежуточной  финансовой  отчетности  эмитента  аудитором  не 
проводится,  при  этом  аудитором  проводится  обзор  финансовой  отчетности  Группы  Газпром  за 
3 месяца, закончившихся 31 марта отчетного года, за 6 месяцев, закончившихся 30 июня отчетного 
года,  и  за  9  месяцев,  закончившихся  30  сентября  отчетного  года.  По  результатам  указанных 
обзоров аудитором представляется отчет о результатах обзора отчетности соответствующего 
периода. 

 

1.3. Сведения об оценщике (оценщиках) эмитента 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 
 

1.4. Сведения о консультантах эмитента 

Финансовые  консультанты  по  основаниям,  перечисленным  в  настоящем  пункте,  в  течение  12 
месяцев до даты окончания отчетного квартала не привлекались. 
 

1.5. Сведения о лицах, подписавших ежеквартальный отчет 

ФИО: Хомяков Сергей Федорович 
Год рождения: 1953 

Сведения об основном месте работы: 

Организация: ПАО "Газпром" 
Должность: Заместитель Председателя Правления 

 
 

11 

ФИО: Булычева Людмила Викторовна

 

 
Год рождения: 1960 

Сведения об основном месте работы: 

Организация: ПАО "Газпром" 
Должность: заместитель главного бухгалтера  

Раздел II. Основная информация о финансово-экономическом 

состоянии эмитента 

2.1. Показатели финансово-экономической деятельности эмитента 

Динамика  показателей,  характеризующих  финансово-экономическую  деятельность  эмитента, 
рассчитанных на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности 

Стандарт (правила), в соответствии с которыми составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, 
 на основании которой рассчитаны показатели: РСБУ 

 

Единица измерения для расчета показателя производительности труда: тыс. руб./чел. 

 

Наименование показателя 

2016, 6 мес. 

2017, 6 мес. 

Производительность труда 

79 425.69 

82 001.67 

Отношение размера задолженности к собственному капиталу 

0.37 

0.36 

Отношение размера долгосрочной задолженности к сумме 
долгосрочной задолженности и собственного капитала 

0.17 

0.17 

Степень покрытия долгов текущими доходами (прибылью) 

1.2 

2.33 

Уровень просроченной задолженности, % 

3.31 

4.48 

 

 

Анализ  финансово-экономической деятельности эмитента  на  основе экономического анализа динамики 
приведенных показателей: 

Показатели  за  6  месяцев  2016 г.  могут  отличаться  от  аналогичных  показателей,  приведенных  в 
Ежеквартальном  отчете  за  II-й  квартал  2016 г.,  по  причине  изменений  сопоставимых  данных  в 
бухгалтерской отчетности за 6 месяцев 2017 г. 

В  связи  с  достаточно  большим  размером  собственного  капитала,  образованного  при  проведении 
переоценки  основных  средств,  относительная  доля  заемного  капитала  в  капитале  Общества 
невысока.  Значения  показателей  в  рассматриваемом  периоде  свидетельствует  о  невысокой 
степени зависимости ПАО «Газпром» от внешних источников финансирования. 

По  итогам  деятельности  Общества  в  I  полугодии  2017  года  показатель  «Отношение  размера 
задолженности  к  собственному  капиталу»
,  характеризующий  соотношение  внешних  и 
собственных  источников  финансирования,  незначительно  снизился  по  сравнению  с  аналогичным 
периодом 2016 года с 0,37 до 0,36. Снижение показателя связано с более быстрым ростом по статье 
«Капитал  и  резервы»  (+9,77
%)  по  сравнению  с  ростом  долгосрочных  и  краткосрочных 
обязательств (+5,88%)
.  

Показатель  «Отношение  размера  долгосрочной  задолженности  к  сумме  долгосрочной 
задолженности  и  собственного  капитала»,
  отражающий  структуру  источников  долгосрочного 
финансирования  (постоянного  капитала  компании),  по  итогам  деятельности  Общества  в 
I полугодии  2017  года  остался  на  уровне  2016  года,  что  свидетельствует  о  сохранении  доли 
долгосрочной задолженности в долгосрочных источниках финансирования.  

Значения  показателя  «Степень  покрытия  долгов  текущими  доходами  (прибылью)», 
характеризующего  возможность  компании  обслуживать  свой  чистый  краткосрочный  долг 
(Краткосрочные  обязательства,  скорректированные  на  величину  денежных  средств  и  их 
эквивалентов)  за  счет  прибыли  от  продаж  до  амортизационных  выплат,  свидетельствуют  о 
прибыльности ПАО «Газпром» и о достаточном запасе финансовой прочности Эмитента. 

12 

По  итогам  деятельности  Общества  в  I  полугодии  2017  года  значение  показателя  «Степень 
покрытия  долгов  текущими  доходами  (прибылью)»  увеличилось  на  94,17%  по  сравнению  с 
аналогичным  периодом  2016  года.  Увеличение  показателя  связано  в  большей  степени  со 
значительным  увеличением  чистого  краткосрочного  долга  (+98,91%)  при  незначительном  росте 
прибыли от продаж до амортизационных выплат (+2,88%).  

Увеличение чистого краткосрочного долга связано со снижением раздела баланса 1250 «Денежные 
средства и денежные эквиваленты» (-60,78%) за счет: 

· 

переоформления  ранее  заключенных  сделок  по  размещению  минимальных  неснижаемых 

остатков на счетах ПАО «Газпром» в депозиты с возможностью досрочного истребования 
вклада,  что  позволяет  в  случае  необходимости  оперативно  вовлекать  данные  средства  в 
процесс  управления  текущей  ликвидностью.  Средства,  размещенные  на  депозиты, 
отражены  по  статье  1240  «Финансовые  вложения  (за  исключением  денежных 
эквивалентов)».  Увеличение  по  статье  1240,  по  итогам  I  полугодия  2017  года,  составило 
541,86% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года; 

· 

отражения  в  бухгалтерской  отчетности  средств,  находящихся  на  валютных  счетах 

Общества  в  суммах,  исчисленных  на  основе  официальных  курсов  валют,  действующих  на 
отчетную дату. 

(Справочно: курс доллара США на 30.06.2016  - 64,2575 на 30.06.2017  59,0855; курс Евро на 
30.06.2016 - 71,2102 на 30.06.2017 
67,4993). 

Увеличение  показателя  «Уровень  просроченной  задолженности»  с  3,31  до  4,48  по  итогам 
деятельности Общества в I полугодии 2017 в большей степени связано с более быстрыми темпами 
увеличения  просроченной  задолженности  (+43,50%),  которая  состоит,  в  основном  из 
задолженности  перед  дочерними  обществами  ПАО «Газпром»,  по  сравнению  с  увеличением 
долгосрочных и краткосрочных обязательств (+5,88). 

Динамика  относительных  и  абсолютных  показателей  кредитоспособности  позволяет 
констатировать запас финансовой прочности.
 

 

2.2. Рыночная капитализация эмитента 

Рыночная 

капитализация 

рассчитывается 

как 

произведение 

количества 

акций 

соответствующей  категории  (типа)  на  рыночную  цену  одной  акции,  раскрываемую 
организатором торговли
 
Единица измерения: руб. 

 

Наименование показателя 

На 31.12.2016 г. 

На 30.06.2017 г. 

Рыночная капитализация 

3 635 067 905 795 

2 824 960 294 357 

 

 

Информация  об  организаторе  торговли  на  рынке  ценных  бумаг,  на  основании  сведений  которого 
осуществляется расчет рыночной капитализации, а также иная дополнительная информация о публичном 
обращении ценных бумаг по усмотрению эмитента: 

Публичное акционерное общество «Московская Биржа ММВБ-РТС» (ранее - Закрытое акционерное 
общество «Фондовая Биржа ММВБ»). 

Распоряжением  ЗАО  «ФБ  ММВБ»  (в  настоящее  время  –  ПАО  Московская  Биржа)  №  1876-р  от 
24.12.2013 г. приняты следующие решения:  

- о переводе из раздела «Перечень внесписочных ценных бумаг» в раздел «Котировальный список «А» 
второго  уровня»  Списка  ценных  бумаг,  допущенных  к  торгам  в  ЗАО  «ФБ  ММВБ»  (в  настоящее 
время  –  ПАО  Московская  Биржа),  акций  обыкновенных  ПАО  «Газпром»  (государственный 
регистрационный номер выпуска -  1-02-00028-А от 30.12.1998 г.); 

-  об  утверждении  Изменений  №  2520  в  Список  ценных  бумаг,  допущенных  к  торгам  в  ЗАО  «ФБ 
ММВБ» (в настоящее время – ПАО Московская Биржа), вступающих в силу 26 декабря 2013 года. 

Решением ОАО «Санкт-Петербургская биржа» (в настоящее время – ПАО «Санкт-Петербургская 
биржа»)  от  15  апреля  2014  года  акции  ПАО  «Газпром»  включены  с  17  апреля  2014  года  в 
котировальный список «А» второго уровня путем перевода из котировального списка «Б». 

13 

9 июня 2014 года ЗАО «ФБ ММВБ» (в настоящее время – ПАО Московская Биржа) включило акции 
ПАО «Газпром» в раздел «Первый уровень» Списка ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам. 

21  июля  2014  года  ОАО  «Санкт-Петербургская  биржа»  (в  настоящее  время  –  ПАО  «Санкт-
Петербургская биржа») включило акции ПАО «Газпром» в котировальный список первого (высшего) 
уровня. 

 

2.3. Обязательства эмитента 

2.3.1. Заемные средства и кредиторская задолженность 

На 30.06.2017 г. 

Структура заемных средств 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Долгосрочные заемные средства 

1 521 054 337 

  в том числе: 

 

  кредиты 

319 934 851 

  займы, за исключением облигационных 

 1 171 119 486 

  облигационные займы 

30 000 000 

Краткосрочные заемные средства 

725 134 150 

  в том числе: 

 

  кредиты 

84 097 102 

  займы, за исключением облигационных 

640 881 948 

  облигационные займы 

155 100 

Общий размер просроченной задолженности по заемным средствам 

  в том числе: 

 

  по кредитам 

  по займам, за исключением облигационных 

  по облигационным займам 

 

Структура кредиторской задолженности 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Общий размер кредиторской задолженности 

820 307 889 

    из нее просроченная 

163 884 888 

  в том числе 

 

  перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами 

35 165 185 

    из нее просроченная 

  перед поставщиками и подрядчиками 

507 075 181 

    из нее просроченная 

160 455 913 

  перед персоналом организации 

960 911 

    из нее просроченная 

  прочая 

277 106 612 

    из нее просроченная 

3 428 975 

 

14 

При  наличии  просроченной  кредиторской  задолженности,  в  том  числе  по  заемным  средствам, 
указываются причины неисполнения и последствия, которые наступили или могут наступить в будущем 
для эмитента вследствие неисполнения соответствующих обязательств, в том числе санкции, налагаемые 
на эмитента, и срок (предполагаемый срок) погашения просроченной кредиторской задолженности или 
просроченной задолженности по заемным средствам. 
Просроченная  кредиторская  задолженность  ПАО  «Газпром»  по  состоянию  на  30  июня  2017  года 
составляет 163 884 888 тыс. рублей.  Просроченная кредиторская задолженность ПАО «Газпром» 
по  состоянию  на  указанную  дату  состоит,  в  основном,  из  задолженности  перед  дочерними 
обществами  ПАО  «Газпром»  за  поставку  и  транспортировку  природного  газа,  в  договорах,  с 
которыми  не  предусмотрено  начисление  процентов,  штрафных  санкций  и  пени  за  невыполнение 
договорных обязательств. Предполагаемые сроки погашения в настоящее время не определены. 

 

Кредиторы,  на  долю  которых  приходится  не  менее  10  процентов  от  общей  суммы  кредиторской 
задолженности или не менее 10 процентов от общего размера заемных (долгосрочных и краткосрочных) 
средств: 

Полное фирменное наименование: Акционерное общество «Газ Капитал» СА 
Сокращенное фирменное наименование: «Газ Капитал» СА 
Место нахождения: 2, Boulevard Konrad Adenauer, L-1115 Luxembourg 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 1 346 898 432 тыс. руб. 
Размер  и  условия  просроченной  кредиторской  задолженности  (процентная  ставка,  штрафные 
санкции, пени): просроченной кредиторской задолженности нет. 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Нет 
 

2.3.2. Кредитная история эмитента 

Описывается  исполнение  эмитентом  обязательств  по  действовавшим  в  течение  последнего 
завершенного отчетного года и  текущего года  кредитным договорам и (или)  договорам займа, в том 
числе  заключенным  путем  выпуска  и  продажи  облигаций,  сумма  основного  долга  по  которым 
составляла  пять  и  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 
последнего  завершенного  отчетного  периода,  состоящего  из  3,  6,  9  или  12  месяцев, 
предшествовавшего  заключению  соответствующего  договора,  а  также  иным  кредитным  договорам  и 
(или) договорам займа, которые эмитент считает для себя существенными. 
Эмитент не имел указанных обязательств. 
 

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения 

На 30.06.2017 г. 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

На 30.06.2017 г. 

Общий размер предоставленного эмитентом обеспечения 
(размер (сумма) неисполненных обязательств, в отношении 
которых эмитентом предоставлено обеспечение, если в 
соответствии с условиями предоставленного обеспечения 
исполнение соответствующих обязательств обеспечивается в 
полном объеме) 

223 205 373 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

223 205 373 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме залога 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

15 

Наименование показателя 

На 30.06.2017 г. 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме поручительства 

223 205 373 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

223 205 373 

 

Обязательства  эмитента  из  обеспечения  третьим  лицам,  в  том  числе  в  форме  залога  или 
поручительства,  составляющие  пять  или  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента 
на дату окончания соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 

 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих  обязательств,  не  отраженных  в  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности,  которые 
могут  существенно  отразиться  на  финансовом  состоянии  эмитента,  его  ликвидности, 
источниках  финансирования  и  условиях  их  использования,  результатах  деятельности  и 
расходов, не имеется. 
 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) 
ценных бумаг 

Политика эмитента в области управления рисками: 

В  ПАО  «Газпром»  разработана  эффективная  система  управления  рисками,  позволяющая 
своевременно  идентифицировать,  оценивать  и  реагировать  на  потенциальные  события, 
обстоятельства, внешние и внутренние факторы, влияющие на достижение поставленных целей.  

Компания, 

признавая, 

что 

осуществление 

деятельности 

подвержено 

воздействию 

неопределенностей  в  виде  рисков,  принимает  меры  по  управлению  рисками  с  целью  обеспечения 
достаточных  гарантий  достижения  целей,  поставленных  перед  ПАО «Газпром»,  его  органами 
управления.  Система  управления  рисками  является  частью  корпоративного  управления  в 
ПАО «Газпром»  и  интегрирована  с  действующими  системами  планирования,  управления 
проектами  и  программами,  управления  производственной  безопасностью  и  другими  системами 
управления. 

Организация  системы  управления  рисками  реализует  следующие  основные  принципы: 
системности, соответствия целям, разумной уверенности, адаптивности, ресурсного обеспечения, 
непрерывности,  коллегиальности,  ответственности,  оценки результатов,  структурированности, 
единой нормативной среды, экономической целесообразности. 

 

2.4.1. Отраслевые риски 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Высокая степень государственного регулирования отрасли.  

16 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
Риски, связанные с директивным установлением цен на газ на внутреннем рынке. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
Риски, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

Риски, связанные с либерализацией европейского газового рынка.  

Европейская  Комиссия  опубликовала  25  февраля  2015  г.  «Рамочную  стратегию  по  созданию 
устойчивого Энергетического Союза с перспективной политикой в сфере изменения климата».  

В феврале 2016 г. в рамках  работ по созданию Энергетического Союза Еврокомиссия опубликовала 
пакет  законодательных  инициатив  в  области  газового  рынка,  так  называемый  «зимний  пакет», 
который включает в себя следующие документы: 

· 

Проект нового Регламента Европейского парламента и Совета ЕС о мерах по обеспечению 
надежности поставок газа и об отмене Регламента № 994/2010; 

· 

Проект Решения Европарламента и Совета ЕС о создании механизма обмена информацией 
о  межправительственных  соглашениях  и  не  имеющих  обязательную  силу  документах  в 
сфере  энергетики,  заключаемых  между  государствами-членами  ЕС  и  третьими 
государствами, и об отмене Решения № 994/2012/EU; 

· 

Сообщение Еврокомиссии относительно стратегии ЕС в области СПГ и хранения газа; 

· 

Сообщение  Еврокомиссии  относительно  стратегии  ЕС  в  области  теплоснабжения  и 
кондиционирования зданий. 

Еврокомиссия  отводит  существенную  роль  вопросам  диверсификации,  безопасности  и 
транспарентности  поставок  природного  газа,  развитию  инфраструктуры,  обеспечению 
соответствия  межправительственных  соглашений  в  области  поставок  энергоносителей 
европейскому законодательству. 
В  развитие  положений  Стратегии  Еврокомиссия  в  ноябре  2016  г.  опубликовала  пакет 
регламентирующих  документов  «Чистая  энергетика  для  всех  европейцев»,  направленный  на 
ускорение  перехода  стран  Евросоюза  к  низкоуглеродной  экономике  за  счет  роста 
энергоэффективности,  увеличения  потребления  ВИЭ  (до  27%  общего  конечного  потребления 
энергоресурсов к 2030 г.), декарбонизации теплоэлектроэнергетики (50% электрогенерации из ВИЭ к 
2030 г. и полная декарбонизация к 2050 г.) и транспорта, а также усиливающих роль потребителя 
на энергетическом рынке.  

Кроме  того,  в  декабре  2016  г.  Европарламент,  Европейский  совет  и  Еврокомиссия  достигли 
соглашения  о  необходимости  проведения  Еврокомиссией  оценки  условий  межправительственных 
соглашений  в  нефтегазовой  сфере,  заключаемых  странами-членами  ЕС  с  государствами,  не 
входящими в Евросоюз, на предмет их соответствия европейскому законодательству. Решение об 
учреждении  механизма  обмена  информацией  было  принято  05  апреля  2017  года  (Решение  № 
2017/684) и вступило в силу 02 мая 2017 года. В соответствии с названным решением, государства-
члены  ЕС  обязаны  письменно  уведомлять  Европейскую  Комиссию  о  намерении  вступить  в 
переговоры  с  третьими  странами  или  международными  организациями  о  заключении  или 
изменении любых международных договоров, а также иных необязывающих документов, которые 
могут  оказать  воздействие  на  функционирование  единого  энергетического  рынка,  безопасность 
поставок  либо  иным  образом  связанных  с  энергетикой,  в  том  числе  касающихся  строительства 
инфраструктуры, связанной хотя бы с одним  государством-членом  ЕС Кроме того, в случае, если 
проект такого межправительственного соглашения или необязывающего документа ссылается на 
«другой  текст»,  содержащий  элементы,  касающиеся  купли-продажи,  транзита,  хранения  или 
поставок нефти или природного газа, государство-член ЕС обязано также предоставить Комиссии 
такой текст. 

В  настоящее  время  на  рассмотрении  постоянного  комитета  представителей  (COREPER) 
находится  согласованный  Европейским  Советом  и  Европарламентом  проект  Регламента  о 
безопасности поставок, в соответствии с которым  предприятия, осуществляющие деятельность 
в  области  природного  газа,  должны  сообщать  компетентным  органам  информацию  об  основных 
условиях контрактов сроком  более 1 года; и предварительно уведомлять  компетентные органы и 
Европейскую Комиссию о заключении и изменениях (кроме изменений, касающихся исключительно 
контрактной  цены)  контрактов  сроком  более  1  года,  покрывающих  28%  и  более  от  годового 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..