ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2017 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2017 год - часть 4

 

 

57 

 

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с транзитом природного газа.  

ПАО  «Газпром»  находится  под  влиянием  рисков,  связанных  с  транспортировкой  природного  газа 
через территорию транзитных стран.  

Одной  из  таких  стран  является  Украина.  В  настоящий  момент  опасения  относительно 
надежности  поставок  газа  в  Европу  через  территорию  Украины  обусловлены  как  политической 
нестабильностью  в  данной  стране,  усугубляемой  неблагоприятной  экономической  обстановкой, 
так  и  накопленной  задолженностью  НАК  «Нафтогаз  Украины»  перед  ПАО  «Газпром»  за 
поставленный газ. 

В  целях  минимизации  этого  риска  и  с  учетом  экономической  эффективности  поставок  газа  в 
долгосрочной перспективе ПАО «Газпром» диверсифицирует экспортные маршруты поставок газа. 
Примером  такой  работы  является  организация  экспортных  поставок  по  газотранспортным 
системам: «Ямал-Европа», проходящей по территории Белоруссии и Польши, и «Северный поток», 
соединившей  напрямую  Россию  и  Германию  через  акваторию  Балтийского  моря,  минуя  третьи 
страны. 

В  рамках  диверсификации  маршрутов  экспортных  поставок  российского  трубопроводного 
природного  газа  на  традиционный  для  ПАО  «Газпром»  европейский  рынок  реализуется  проект 
«Северный 

поток 

2», 

предусматривающий 

строительство 

двух 

ниток 

общей 

производительностью  55  млрд  куб.  м.  Целевой  срок  ввода  газопровода  в  эксплуатацию  -  конец 
2019 года. 

По  результатам  встречи  Президента  Российской  Федерации  В.В.  Путина  и  Президента  Турции 
Р. Эрдогана  9  августа  2016  г.  было  принято  решение  возобновить  совместную  работу  по  проекту 
«Турецкий  поток».  В  сентябре  2016  г.  турецкая  сторона  предоставила  первые  разрешения  на 
строительство  и  проведение  изыскательских  работ  в  территориальных  водах  Турции  в 
отношении двух ниток газопровода «Турецкий поток». 

21 февраля 2017 года вступило в силу  Соглашение между  Правительством  Российской Федерации 
и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток», подписанное в 
ходе  визита  Президента  Российской  Федерации  В.В. Путина  в  Турецкую  Республику  10  октября 
2016 года. Документ предусматривает возможность строительства двух ниток газопровода по дну 
Черного  моря  из России  в Турцию,  а также  сухопутной  транзитной  нитки  до границы  Турции 
с сопредельными странами. 

7 мая 2017 года у российского побережья Черного моря в районе г. Анапа началась укладка морского 
участка газопровода «Турецкий поток».  

02.08.2017  после  подписания  Президентом  США  Д.  Трампом  вступил  в  силу  Закон  от  2  августа 
2017г, который, в частности, наделяет Президента США правом во взаимодействии (координации) 
с союзниками США, вводить определенные санкционные меры  в отношении любого лица, которое 
сознательно,  после  принятия  Закона  США,  совершало  инвестиции  или  продавало  товары, 
поставляло  технологии  или  оказывало  услуги  Российской  Федерации  (на  сумму  более  1  млн.  долл. 
США  или  в  совокупности  в  течение  года  на  общую  сумму  более  5  млн  долл.  США)  в  сфере 
строительства  и  обслуживания  российских  трубопроводов,  экспортирующих  энергоресурсы. 
Введение  данных  санкционных  мер  может  создать  риски  как  для  реализации  перспективных 
газотранспортных  проектов  «Турецкий  поток»  и  «Северный  поток  –  2»,  так  и  обслуживания 
действующих  экспортных  газопроводов,  таких  как  «Северный
  поток»  и  «Голубой  поток».  При 
этом более точно оценить указанные риски представляется возможным только в случае принятия 
специальных  актов  Президента  США,  направленных  на  реализацию  указанного  правомочия,  а 
также  опубликования  официальных  разъяснений  или  толкований  со  стороны  Министерства 
финансов США.  

(Более  подробно  информация  о  проектах  ПАО  «Газпром»  представлена  в  п.3.3  Планы  будущей 
деятельности эмитента). 

58 

 

Кредитный риск. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

2.4.3. Финансовые риски 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 
 

2.4.4. Правовые риски 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 
Риски, связанные с изменением валютного регулирования. 

ПАО  «Газпром»  является  участником  внешнеэкономических  отношений,  имеет  часть  своих 
активов  и  обязательств  в  иностранной  валюте,  а  также  счета  в  иностранной  валюте  в 
иностранных  банках  и  их  филиалах,  расположенных  на  территории  иностранных  государств. 
Соответственно,  Общество  подвержено  существенным  рискам,  связанным  с  изменением 
валютного регулирования. 

Действующий  с  июня  2004  г.  закон  о  валютном  регулировании  позволяет  Правительству 
Российской Федерации и Центральному Банку Российской Федерации осуществлять мероприятия 
по  дальнейшему  регулированию  и  усилению  валютного  контроля,  включая  операции  с 
иностранными  ценными  бумагами  и  заимствованиями  в  иностранной  валюте  российскими 
компаниями.  Указанным  Законом  упразднена  необходимость  получения  от  Центрального  Банка 
лицензий  на  конкретные  сделки.  Вместо  этого  установлены  общеприменимые  ограничения  на 
валютные  операции,  такие,  как  осуществление  обязательного  резервирования  в  Центральном 
Банке и уполномоченных банках по конкретным валютным операциям, осуществление уведомлений 
об открытии счетов, проведение некоторых других валютных операций и открытие специальных 
счетов для осуществления расчетов в иностранной валюте.  

В  рамках  либерализации  валютного  законодательства  с  1  июля  2006  г.  вступило  в  силу  Указание 
Центрального Банка России от 29 марта 2006 г. № 1689-У отменяющее требование Банка России о 
резервировании при проведении отдельных видов валютных операций,  установленных Указаниями 
Банка России от 29 июня 2004 г. № 1465-У и от 6 мая 2005 г. № 1577-У, а также с 1 января 2007 г. 
утратило  силу  постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  17  октября  2005  г.  об 
обязательной  предварительной  регистрации  счета  (вклада),  открываемого  в  банке  за  пределами 
территории Российской Федерации. 

На  фоне  продолжающейся  либерализации  валютного  законодательства  Правительством 
Российской  Федерации  и  Центральным  Банком  Российской  Федерации  осуществлялись 
мероприятия  по  усилению  контроля  над  проведением  валютных  операций.  Так,  в  конце  2006  года 
законодательно  закреплены  дополнительные  требования  к  объему  информации,  отражаемой 
уполномоченными банками в базе данных по валютным операциям, а также утверждены Правила 
по  обеспечению  взаимодействия,  не  являющихся  уполномоченными  банками  профессиональных 
участников  рынка  ценных  бумаг,  таможенных  и  налоговых  органов  как  агентов  валютного 
контроля  с  Центральным  Банком  Российской  Федерации.  Постановлением  Правительства 
Российской  Федерации  от  17  февраля  2007  г.  №  98  утверждены  Правила  представления 

59 

резидентами  и  нерезидентами  подтверждающих  документов  и  информации  при  осуществлении 
валютных операций агентам валютного контроля за исключением уполномоченных банков. 

Вступление  в  силу  Положения  о  порядке  передачи  уполномоченными  банками  информации  о 
нарушениях лицами,  осуществляющими валютные операции,  актов  валютного законодательства 
Российской  Федерации  и  актов  органов  валютного  регулирования  №  308-П  в  октябре  2007  года 
усилило  роль  федеральной  службы  финансово-бюджетного  надзора  в  части  контроля  за 
соблюдением резидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов 
органов валютного регулирования и валютного контроля. 

05.06.2012  вступил  в  силу  406-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О  валютном 
регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля». 

01.10.2012  вступила  в  силу  Инструкция  Центрального  Банка  от  04.06.2012  №  138-И  «О  порядке 
представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, 
связанных  с  проведением  валютных  операций,  порядке  оформления  паспортов  сделок,  а  также 
порядке  учета  уполномоченными  банками  валютных  операций  и  контроля  за  их  проведением»,  в 
которой  был  определен  порядок  и  способы  представления  резидентами  уполномоченным  банкам 
документов и информации при осуществлении валютных операций.  

30.11.2015 вступило в силу Указание Банка России № 3865-У «О внесении изменений в Инструкцию 
Банка  России  от  04.06.2012  №  138-И  «О  порядке  представления  резидентами  и  нерезидентами 
уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, 
порядке  оформления  паспортов  сделок,  а  также  порядке  учета  уполномоченными  банками 
валютных операций и контроля за их проведением». 

Федеральным  законом  от  30.12.2015  №  430-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон 
«О рынке  ценных  бумаг»  и  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»  расширен 
перечень разрешенных между резидентами валютных операций.  

С 28.12.2015 вступили в силу  изменения, внесенные  Федеральным  законом  от 29.06.2015 №  181-ФЗ 
«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и 
статью  15.25  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях», 
предусматривающие  расширение  перечня  разрешенных  валютных  операций  между  резидентами; 
установление  дополнительных  обязанностей  финансового  агента  по  уведомлению  экспортера  об 
исполнении  /  неисполнении  нерезидентом  обязательств,  предусмотренных  внешнеторговым 
контрактом;  расширения  перечня  документов,  которые  могут  быть  запрошены  агентами 
валютного контроля; в Кодекс об административных правонарушениях добавлено новое основание 
привлечения к ответственности за нарушение требований валютного законодательства.  

С 22.07.2017 вступило в силу Указание Банка России от 25.04.2017 N 4360-О «О внесении изменений 
в  Инструкцию  Банка  России  от  04.06.2012  №  138-И  «О  порядке  представления  резидентами  и 
нерезидентами  уполномоченным  банкам  документов  и  информации,  связанных  с  проведением 
валютных  операций,  порядке  оформления  паспортов  сделок,  а  также  порядке  учета 
уполномоченными  банками  валютных  операций  и  контроля  за  их  проведением»,  отменено 
требование  по  предоставлению  агентам  валютного  контроля  документов,  связанных  с 
проведением валютных операций по контрактам/договорам на сумму, не превышающую или равную 
в эквиваленте 1 тысячу долларов США, и статистической формы учета перемещения товаров.  

Таким образом, последние изменения в области валютного регулирования и контроля не оказывают 
существенного  негативного  влияния  на  деятельность  ПАО  «Газпром».  Учитывая  существующую 
тенденцию  либерализации  валютного  законодательства,  введение  ограничений,  сокращающих 
возможности  конвертации  рублевых  доходов  в  иностранную  валюту  и  обратной  конвертации 
рублей  в  силу  требований  об  обязательной  репатриации  и  конвертации,  маловероятно.  Однако,  в 
случае  введения  таких  ограничений,  они  могут  оказать  неблагоприятное  влияние  на  результаты 
деятельности и способность Общества осуществлять выплаты по кредитам и займам. 
 

Риски, связанные с изменением налогового законодательства. 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  уплату  федеральных,  региональных  и  местных  налогов,  в 
частности,  налога  на  добавленную  стоимость,  акциза  на  природный  газ,  предусмотренного 
международными  договорами  РФ,  налога  на  прибыль  организаций,  налога  на  добычу  полезных 
ископаемых, транспортного и водного налога, налога на имущество организаций, земельного налога. 
Статус  ПАО  «Газпром»,  как  крупнейшего  налогоплательщика  в  Российской  Федерации, 
реализующего  большое  количество  капиталоёмких  проектов,  обуславливает  необходимость 
непрерывного  и  продуктивного  диалога  с  федеральными  и  региональными  органами  власти  по 

60 

вопросам налогообложения. Приемлемый уровень налоговой нагрузки является одним из факторов 
стабильного  развития  и  новых  инвестиций,  которые  при  высоком  налоговом  бремени 
сложнореализуемы. 

В  последние  годы  законодательство  о  налогах  и  сборах  все  чаще  подвергается  изменениям, 
дополнениям  и  уточнениям,  касающимся  как  общих  вопросов  налогообложения,  так  и  порядка 
исчисления и уплаты отдельных налогов. 

Наиболее  актуальными  из  последних  свершившихся  изменений  и  законопроектных  инициатив  по 
внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации являются: 

1)  Федеральный  закон  от  18.07.2017  №  163-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  часть  первую  Налогового 
кодекса  Российской  Федерации»,  закрепляющий  в  Налоговом  кодексе  Российской  Федерации 
концепцию необоснованной налоговой выгоды. 

2) Федеральный закон от 29.07.2017 №  254-ФЗ «О  внесении изменений в часть  вторую Налогового 
кодекса  Российской  Федерации»,  в  соответствии  с  которым  индексируются  ставки  акцизов  на 
отдельные группы товаров, а также предусматривается: 
- повышение на IV квартал 2017 года коэффициента Кгп до 2,2738;  

- продление на 2020 год коэффициента Кгп = 1,4441; 

-  продление  на  2020  год  дополнительного  коэффициента  Кк  (428  руб/т)  при  расчете  НДПИ  на 
нефть. 
3)  законопроект  «О  внесении  изменений  в  части  первую  и  вторую  Налогового  кодекса  Российской 
Федерации и статью 1 Федерального закона от 29.07.2017 № 254-ФЗ 
«О внесении изменений в часть 
вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому предлагается: 

- скорректировать определение средних дистиллятов и ввести свидетельства о регистрации 

лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов; 

- ввести инвестиционный налоговый вычет

1

-  продлить  на  2018  год  освобождение  по  налогу  на  имущество  организаций  в  отношении 

движимого имущества, а с  2019 года передать  полномочия  по установлению данной преференции 
на уровень субъектов Российской Федерации; 

- увеличить

2

 ставки акцизов на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо. 

4)  законопроект  «О  внесении  изменений  в  Налоговый  кодекс  Российской  Федерации  (в  связи  с 
реализацией  международного  автоматического  обмена  информацией  о  финансовых  счетах  и 
документацией  по  международным  группам  компаний)»

3

,  согласно  которому  налогоплательщики, 

являющиеся  участниками  международной  группы  компаний,  совокупная  выручка  которых  в 
соответствии  с  консолидированной  финансовой  отчетностью  составляет  не  менее  50  млрд 
рублей,  будут  ежегодно  уведомлять  налоговые  органы  об  участии  в  международной  группе 
компаний и представлять по требованию ФНС России национальную документацию. Кроме того, 
материнская  компания  международной  группы  компаний  или  уполномоченный  участник 
международной  группы  компаний  будут  ежегодно  готовить  глобальную  документацию  для 
представления по требованию ФНС России, а также подавать в ФНС России страновой отчет с 
информацией  в  разрезе  юрисдикций  о  сумме  выручки  (в  т.ч.  по  сделкам  с  участниками 
международной  группы  и  иными  лицами), сумме  прибыли  (убытка),  сумме  уплаченного  и 
начисленного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) иностранной организации), 
размере уставного капитала, численности работников и др.  
Планируется, что данные изменения вступят в силу с 1 января 2018 года. 
Законопроектом устанавливаются следующие штрафы: 
- за непредставление уведомления об участии в международной группе - в размере 50 тыс. рублей;  

-  за  непредставление  странового  отчета  или  представление  странового  отчета,  содержащего 
недостоверные сведения – в размере 100 тыс. рублей;  
- за непредставление глобальной и/или национальной документации - в размере 100 тыс. рублей. 
Указанные санкции не применяются за правонарушения, выявленные в 2018-2020 годах. 

5)  законопроект  «О  внесении  изменений  в  части  первую  и  вторую  Налогового  кодекса  Российской 
                                                           

1

  Законопроектом  предусматривается  право  налогоплательщиков  в  соответствии  с  законами  субъектов 

Российской  Федерации  на  уменьшение  исчисленной  суммы  налога  на  прибыль  организаций  на  сумму  расходов, 
связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств.

 

2

 На автомобильный бензин класса 5 с 10 535 руб до 11 892 руб - в 2018 году, с 10 957 руб до 12 314 руб - в 2019 

году и с 11 395 руб до 12 752 руб - в 2020 году руб за 1 тонну, дизельное топливо с 7 072 руб до 8 258 руб в 2018 
году, с 7 355 до 8 541 руб в 2019 году, с 7 649 руб до 8 835 руб в 2020 году за 1 тонну.

 

      

3

  Законопроект  №  231414-7  принят  в  первом  чтении  Государственной  Думой  Федерального  Собрания 

Российской Федерации 20.09.2017.

 

61 

Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)»

4

который предусматривает переход на систему налогообложения добычи углеводородного сырья на 
основе  финансового  результата.  При  этом  дополнительными  доходами  (налоговой  базой) 
признаются  расчетные  доходы  от  добычи  углеводородного  сырья,  уменьшенные  на  расчетные  и 
фактические расходы по добыче углеводородного сырья.  
Кроме того, законопроектом предусматривается применение пониженных ставок НДПИ на нефть 
и  нулевой  экспортной  пошлины  на  нефть  и  нефтегазоконденсатную  смесь  (в  зависимости  от 
группы  участков  недр).  При  этом  не  предусмотрено  применение  пониженных  ставок  НДПИ  в 
отношении газа и газового конденсата. 

ПАО «Газпром» как добросовестный налогоплательщик в условиях часто меняющегося налогового 
законодательства  осуществляет  постоянный  мониторинг  изменений  и  дополнений,  вносимых  в 
законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов налогообложения, оценивает и 
прогнозирует степень возможного влияния таких изменений на деятельность Общества. Вместе с 
тем,  несмотря  на  то,  что  ПАО  «Газпром»  выполняет  требования  налогового  законодательства, 
нельзя  исключать  рисков  предъявления  Обществу  налоговых  претензий.  Определенные  риски 
также  возникают  и  по  причине  отсутствия  единой  позиции  у  различных  судебных  органов  по 
одним и тем же спорным вопросам налогообложения. 
 

Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.  

Деятельность  Группы  по  экспорту  углеводородов  подпадает  под  правила  таможенного 
регулирования.  Разногласия  Группы  с  таможенными  органами  по  ряду  ключевых  вопросов 
осуществления  экспортных  поставок  природного  газа,  в  частности  в  подходе  к  порядку 
декларирования  и  взимания  таможенных  пошлин,  применения  курса  иностранных  валют  при 
исчислении  таможенной  стоимости,  урегулированы  в  рабочем  порядке,  а  также  посредством 
внесения  соответствующих  изменений  в  таможенное  законодательство.  Сложившаяся  ранее 
положительная  судебная  практика  Группы  в  отношении  прав  Общества  на  корректировку 
таможенной  стоимости  позволила  в  настоящее  время  вне  арбитражных  споров  осуществлять 
корректировки  при  изменении  в  ретроактивном  порядке  ценовых  параметров  поставленного 
контрагентам  природного  газа  и  возвращать,  в  случае  излишней  уплаты,  вывозные  таможенные 
пошлины.  

Действующее  таможенное  законодательство  Таможенного  союза  и  Российской  Федерации 
позволяют  в  целом  осуществлять  таможенное  декларирование  с  учетом  интересов  газовой 
отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского экономического 
союза  Группа  Газпром  продолжает  работу  в  Евразийской  экономической  комиссии  с  экспертами 
ЕЭК,  заинтересованными  федеральными  ведомствами  по  реализации  предложений  Группы  в 
проект  нового  Кодекса  ЕАЭС,  регулирующих  порядок  помещения  товаров  под  таможенные 
процедуры,  а  также  механизм  доступа  и  контроля  таможенными  органами  сведений  с  приборов 
учёта количеств вывозимого природного газа.  

В  ходе  проведения  таможенного  администрирования  со  стороны  таможенного  органа 
периодически  принимаются  решения  о  необходимости  корректировки  таможенной  стоимости  в 
сторону  ее  увеличения,  предъявляются  требования  об  уплате  таможенных  платежей.  В 
настоящее  время  в  адрес  ООО  «Газпром  экспорт»  выставлено  122  требования  об  уплате 
таможенных  платежей  (пени)  на  общую  сумму  2,021  млрд  руб.  118  из  указанных  требований 
обжаловано  со  стороны  ООО «Газпром  экспорт»  в  Арбитражный  суд  города  Москвы.  На  данный 
момент судебная практика складывается в пользу Общества.   

С целью минимизации указанных рисков Общество: 

 -  продолжает  консультации  с  таможенными  органами  по  вопросам  корректировки  сведений 
таможенной  декларации,  учёта  и  использования  декларантом,  и  администрирования  ЦЭТ 
авансовых  платежей,  механизма  возврата/зачета  сумм  излишне  уплаченной  таможенной 
пошлины; 

 -  осуществляет  дальнейший  контроль  порядка  таможенного  декларирования  и  документального 
подтверждения в ЦЭТ поставок  природного газа по трубопроводам «Северный поток» и «Голубой 
поток»; 

 - продолжает совершенствовать процесс электронного декларирования поставок природного газа; 

                                                           

4

  Проект  Федерального  закона  размещен  в  целях  публичного  обсуждения  на  Федеральном  портале  проектов 

нормативных правовых актов (regulation.gov.ru).

 

62 

- продолжает арбитражную работу по защите законных прав и интересов Общества. 

 

Риски,  связанные  с  изменением  требований  по  лицензированию  основной  деятельности 
ПАО «Газпром» либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте 
ограничено (включая природные ресурсы). 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
ПАО «Газпром». 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 
 

2.4.6. Стратегический риск 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 
 

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

Риски,  связанные  с  текущими  судебными  процессами  и  возможной  ответственностью 
ПАО «Газпром» по долгам третьих лиц.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски,  связанные  с  отсутствием  возможности  продлить  действие  лицензий  на  осуществление 
вида деятельности либо на использование природных ресурсов, в том числе на пользование недрами.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с геологоразведочной деятельностью.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с охраной окружающей среды.  

Производственная  деятельность  ПАО  «Газпром»  сопряжена  с  потенциальной  опасностью 
нанесения вреда окружающей среде или ее загрязнения. Следствием этого является возникновение 
риска гражданской ответственности и необходимость проведения восстановительных работ.  

Для снижения таких рисков ПАО «Газпром» проводит последовательную экологическую политику, 
совершенствует  систему экологического  менеджмента  (СЭМ)  в  соответствии  с  международным 
стандартом  ISO  14001:2004,  постоянно  осуществляет  мониторинг  деятельности  с
  целью 
соблюдения  соответствующих  природоохранных  требований  стандартов  на  всех  этапах 
производственной  деятельности,  реализует  программы  и  мероприятия  по  охране  окружающей 
среды и снижению воздействия на окружающую среду. В октябре 2016 г. органом по сертификации 

63 

DNV  GL  проведен  надзорный  аудит,  подтвердивший  соответствие  СЭМ  ПАО  «Газпром» 
требованиям международного стандарта ISO 14001:2004.  

Результатом такой деятельности стало значительное снижение риска загрязнения окружающей 
среды. 

Тем  не  менее,  ПАО  «Газпром»  формирует  резервы  на  покрытие  ответственности  за  загрязнение 
окружающей среды и осуществляет страхование ответственности для таких случаев. 
 

Риски, связанные с авариями и выходом из строя оборудования.   

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски роста затрат. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с возможностью потери потребителей, оборот с которыми составляет не менее 
10% общей выручки от продажи газа. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

 

Раздел III. Подробная информация об эмитенте 

3.1. История создания и развитие эмитента 

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента 

Полное фирменное наименование эмитента: Публичное акционерное общество «Газпром» 
Дата введения действующего полного фирменного наименования: 17.07.2015 

Сокращенные фирменные наименования эмитента: 

Сокращенное фирменное наименование: ПАО «Газпром» 
Дата введения наименования: 17.07.2015 
 
Сокращенное фирменное наименование: PJSC «GAZPROM» 
Дата введения наименования: 17.07.2015 
 

В уставе эмитента зарегистрировано несколько сокращенных фирменных наименований. 

 

Фирменное  наименование  эмитента  (наименование  для  некоммерческой  организации) 
зарегистрировано как товарный знак или знак обслуживания.
 
Сведения о регистрации указанных товарных знаков: 
Свидетельство Роспатента на товарный знак «Газпром» № 228275, приоритет от 1 марта 2002 г.; 
Свидетельство Роспатента на товарный знак «Gazprom» № 228276, приоритет от 1 марта 2002 г.; 
Свидетельство  Роспатента  на  общеизвестный  товарный  знак  «ГАЗПРОМ»  №  30,  внесен  в 
Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков 6 декабря 2004 г.
 

 

Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования: 

Полное фирменное наименование: Российское акционерное общество открытого типа 
«Газпром»
 
Сокращенное фирменное наименование: РАО «Газпром» 
Дата введения наименования: 25.02.1993 
Основание введения наименования: 
указ  Президента  Российской  Федерации  от  5  ноября  1992  г.  №  1333  «О  преобразовании 
Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» 

64 

и  постановление  Совета  Министров  -  Правительства  Российской  Федерации  от  17  февраля 
1993 г. № 138 «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром». 
 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество «Газпром» 
Сокращенное фирменное наименование: ОАО «Газпром» 
Сокращенное фирменное наименование: JSC «GAZPROM» 
Дата введения наименования: 23.07.1998 
Основание введения наименования: 
Решением  годового  Общего  собрания  акционеров  Российского  акционерного  общества 
«Газпром»  (протокол  от 26  июня  1998  года  №  1)  внесены  изменения  в  Устав Общества  о  его 
переименовании в Открытое акционерное общество «Газпром». 
 

 

3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента 

Данные о первичной государственной регистрации: 

Номер государственной регистрации: 022.726 
Дата государственной регистрации: 25.02.1993 
Наименование 

органа, 

осуществившего 

государственную 

регистрацию: 

Московская 

регистрационная палата 

Данные о регистрации юридического лица: 
Основной государственный регистрационный номер юридического лица: 1027700070518 
Дата  внесения  записи  о  юридическом  лице,  зарегистрированном  до  1  июля  2002  года,  в  единый 
государственный реестр юридических лиц: 02.08.2002 
Наименование регистрирующего органа: Управление МНС России по г. Москве 
 

3.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 
 

3.1.4. Контактная информация 

Место нахождения эмитента: 

 Российская Федерация, г. Москва 

Адрес эмитента, указанный в едином государственном реестре юридических лиц: 

117420 Российская Федерация, г. Москва, Наметкина, д. 16 

Телефон: (495) 719-30-01 (справочный) 
Факс: (495) 719-83-33 
Адрес электронной почты: gazprom@gazprom.ru 
 
Адрес страницы (страниц) в сети Интернет, на которой (на которых) доступна информация об эмитенте, 
выпущенных и/или выпускаемых им ценных бумагах: www.e-isclosure.ru/PORTAL/company.aspx?id=934, 
www.gazprom.ru
 

 

Наименование специального подразделения эмитента по работе с акционерами и инвесторами эмитента: 
Отдел, курирующий работу с акционерами
 
Адрес нахождения подразделения: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. Адмирала 
Лазарева, д. 24, лит. А
 
Телефон: (812) 609-76-57 
Факс: (812) 609-76-91 
Адрес электронной почты: I.Troynikov @adm.gazprom.ru 
 
Адрес страницы в сети Интернет: www.gazprom.ru 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..