ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2017 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2017 год - часть 3

 

 

49 

По  итогам  деятельности  Общества  за  9  месяцев  2017  года  значение  показателя  «Степень 
покрытия  долгов  текущими  доходами  (прибылью)»  увеличилось  на  45,99%  по  сравнению  с 
аналогичным  периодом  2016  года.  Увеличение  показателя  связано  в  большей  степени  со 
значительным  увеличением  чистого  краткосрочного  долга  (+69,16%)  при  незначительном  росте 
прибыли от продаж до амортизационных выплат (+15,57%).  

Увеличение чистого краткосрочного долга связано со снижением раздела баланса 1250 «Денежные 
средства и денежные эквиваленты» (-84,09%) за счет: 

· 

переоформления  ранее  заключенных  сделок  по  размещению  минимальных  неснижаемых 

остатков на счетах ПАО «Газпром» в депозиты с возможностью досрочного истребования 
вклада,  что  позволяет  в  случае  необходимости  оперативно  вовлекать  данные  средства  в 
процесс  управления  текущей  ликвидностью.  Средства,  размещенные  на  депозиты, 
отражены  по  статье  1240  «Финансовые  вложения  (за  исключением  денежных 
эквивалентов)».  Увеличение  по  статье  1240,  по  итогам  9  месяцев  2017  года,  составило 
347,00% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года; 

· 

отражения  в  бухгалтерской  отчетности  средств,  находящихся  на  валютных  счетах 

Общества  в  суммах,  исчисленных  на  основе  официальных  курсов  валют,  действующих  на 
отчетную дату. 

(Справочно: курс доллара США на 30.09.2016 - 63,1581 на 30.09.2017 - 58,0169; курс Евро на 30.09.2016 
- 70,8823 на 30.09.2017 - 68,4483). 

По  итогам  деятельности  Общества  за  9  месяцев  2017  года  показатель  «Уровень  просроченной 
задолженности»  изменился  незначительно.  Увеличение  значение  показателя  с  4,41  до  5,37  в 
большей  степени  связано  с  более  значительным  увеличением  просроченной  задолженности 
(+31,87%),  которая  состоит,  в  основном  из  задолженности  перед  дочерними  обществами 
ПАО «Газпром» по сравнению с ростом долгосрочных и краткосрочных обязательств (8,43%). 

Динамика  относительных  и  абсолютных  показателей  кредитоспособности  позволяет 
констатировать запас финансовой прочности.
 
 

2.2. Рыночная капитализация эмитента 

Рыночная 

капитализация 

рассчитывается 

как 

произведение 

количества 

акций 

соответствующей  категории  (типа)  на  рыночную  цену  одной  акции,  раскрываемую 
организатором торговли
 
Единица измерения: руб. 

 

Наименование показателя 

На 31.12.2016 г. 

На 30.09.2017 г. 

Рыночная капитализация 

3 635 067 905 795 

2 883 670 606 349 

 

Информация  об  организаторе  торговли  на  рынке  ценных  бумаг,  на  основании  сведений  которого 
осуществляется расчет рыночной капитализации, а также иная дополнительная информация о публичном 
обращении ценных бумаг по усмотрению эмитента: 

Публичное акционерное общество «Московская Биржа ММВБ-РТС» (ранее - Закрытое акционерное 
общество «Фондовая Биржа ММВБ»). 

Распоряжением  ЗАО  «ФБ  ММВБ»  (в  настоящее  время  –  ПАО  Московская  Биржа)  №  1876-р  от 
24.12.2013 г. приняты следующие решения:  

- о переводе из раздела «Перечень внесписочных ценных бумаг» в раздел «Котировальный список «А» 
второго  уровня»  Списка  ценных  бумаг,  допущенных  к  торгам  в  ЗАО  «ФБ  ММВБ»  (в  настоящее 
время  –  ПАО  Московская  Биржа),  акций  обыкновенных  ПАО  «Газпром»  (государственный 
регистрационный номер выпуска -  1-02-00028-А от 30.12.1998 г.); 

-  об  утверждении  Изменений  №  2520  в  Список  ценных  бумаг,  допущенных  к  торгам  в  ЗАО  «ФБ 
ММВБ» (в настоящее время – ПАО Московская Биржа), вступающих в силу 26 декабря 2013 года. 

Решением ОАО «Санкт-Петербургская биржа» (в настоящее время – ПАО «Санкт-Петербургская 
биржа»)  от  15  апреля  2014  года  акции  ПАО  «Газпром»  включены  с  17  апреля  2014  года  в 
котировальный список «А» второго уровня путем перевода из котировального списка «Б». 

50 

9 июня 2014 года ЗАО «ФБ ММВБ» (в настоящее время – ПАО Московская Биржа) включило акции 
ПАО «Газпром» в раздел «Первый уровень» Списка ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам. 

21  июля  2014  года  ОАО  «Санкт-Петербургская  биржа»  (в  настоящее  время  –  ПАО  «Санкт-
Петербургская биржа») включило акции ПАО «Газпром» в котировальный список первого (высшего) 
уровня. 
 

2.3. Обязательства эмитента 

2.3.1. Заемные средства и кредиторская задолженность 

На 30.09.2017 г. 

Структура заемных средств 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Долгосрочные заемные средства 

1 467 087 605 

в том числе: 

 

кредиты 

302 266 957 

займы, за исключением облигационных 

1 134 820 648 

облигационные займы 

30 000 000 

Краткосрочные заемные средства 

838 338 044 

в том числе: 

 

кредиты 

126 183 898 

займы, за исключением облигационных 

711 613 546 

облигационные займы 

540 600 

Общий размер просроченной задолженности по заемным средствам 

в том числе: 

 

по кредитам 

по займам, за исключением облигационных 

по облигационным займам 

 

Структура кредиторской задолженности эмитента 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Общий размер кредиторской задолженности 

693 154 541 

из нее просроченная 

193 030 320 

в том числе 

 

перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами 

35 322 806 

из нее просроченная 

 

перед поставщиками и подрядчиками 

576 041 256 

из нее просроченная 

190 084 435 

перед персоналом организации 

989 929 

из нее просроченная 

 

прочая 

80 800 550 

из нее просроченная 

2 945 885 

 

51 

При  наличии  просроченной  кредиторской  задолженности,  в  том  числе  по  заемным  средствам, 
указываются причины неисполнения и последствия, которые наступили или могут наступить в будущем 
для эмитента вследствие неисполнения соответствующих обязательств, в том числе санкции, налагаемые 
на эмитента, и срок (предполагаемый срок) погашения просроченной кредиторской задолженности или 
просроченной задолженности по заемным средствам. 
Просроченная 

кредиторская 

задолженность 

ПАО 

«Газпром» 

по 

состоянию 

на 

30 сентября 2017 года  составляет  193 030  320  тыс.  рублей.    Просроченная  кредиторская 
задолженность  ПАО «Газпром»  по  состоянию  на  указанную  дату  состоит,  в  основном,  из 
задолженности  перед  дочерними  обществами  ПАО  «Газпром»  за  поставку  и  транспортировку 
природного  газа,  в  договорах,  с  которыми  не  предусмотрено  начисление  процентов,  штрафных 
санкций  и  пени  за  невыполнение  договорных  обязательств.  Предполагаемые  сроки  погашения  в 
настоящее время не определены. 

Кредиторы,  на  долю  которых  приходится  не  менее  10  процентов  от  общей  суммы  кредиторской 
задолженности или не менее 10 процентов от общего размера заемных (долгосрочных и краткосрочных) 
средств: 

Полное фирменное наименование: Акционерное общество «Газ Капитал» СА 
Сокращенное фирменное наименование: «Газ Капитал» СА 
Место нахождения: 2, Boulevard Konrad Adenauer, L-1115 Luxembourg 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 1 376 759 487 тыс. руб. 
Размер  и  условия  просроченной  кредиторской  задолженности  (процентная  ставка,  штрафные 
санкции, пени): просроченной кредиторской задолженности нет. 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Нет 
 

2.3.2. Кредитная история эмитента 

Описывается  исполнение  эмитентом  обязательств  по  действовавшим  в  течение  последнего 
завершенного отчетного года и  текущего года  кредитным договорам и (или)  договорам займа, в том 
числе  заключенным  путем  выпуска  и  продажи  облигаций,  сумма  основного  долга  по  которым 
составляла  пять  и  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 
последнего  завершенного  отчетного  периода,  состоящего  из  3,  6,  9  или  12  месяцев, 
предшествовавшего  заключению  соответствующего  договора,  а  также  иным  кредитным  договорам  и 
(или) договорам займа, которые эмитент считает для себя существенными. 
Эмитент не имел указанных обязательств. 
 

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения 

На 30.09.2017 г. 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

На 30.09.2017 г. 

Общий размер предоставленного эмитентом обеспечения 
(размер (сумма) неисполненных обязательств, в отношении 
которых эмитентом предоставлено обеспечение, если в 
соответствии с условиями предоставленного обеспечения 
исполнение соответствующих обязательств обеспечивается в 
полном объеме) 

 

200 165 863 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

200 165 863 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме залога 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

52 

Размер предоставленного эмитентом обеспечения (размер 
(сумма) неисполненных обязательств, в отношении которых 
эмитентом предоставлено обеспечение, если в соответствии с 
условиями предоставленного обеспечения исполнение 
соответствующих обязательств обеспечивается в полном 
объеме) в форме поручительства 

 

200 165 863 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

200 165 863 

 

Обязательства  эмитента  из  обеспечения  третьим  лицам,  в  том  числе  в  форме  залога  или 
поручительства,  составляющие  пять  или  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента 
на дату окончания соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 

 

 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих  обязательств,  не  отраженных  в  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности,  которые 
могут  существенно  отразиться  на  финансовом  состоянии  эмитента,  его  ликвидности, 
источниках  финансирования  и  условиях  их  использования,  результатах  деятельности  и 
расходов, не имеется. 
 
 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) 
ценных бумаг 

Политика эмитента в области управления рисками: 

В  ПАО  «Газпром»  разработана  эффективная  система  управления  рисками,  позволяющая 
своевременно  идентифицировать,  оценивать  и  реагировать  на  потенциальные  события, 
обстоятельства, внешние и внутренние факторы, влияющие на достижение поставленных целей.  

Компания, 

признавая, 

что 

осуществление 

деятельности 

подвержено 

воздействию 

неопределенностей  в  виде  рисков,  принимает  меры  по  управлению  рисками  с  целью  обеспечения 
достаточных  гарантий  достижения  целей,  поставленных  перед  ПАО «Газпром»,  его  органами 
управления.  Система  управления  рисками  является  частью  корпоративного  управления  в 
ПАО «Газпром»  и  интегрирована  с  действующими  системами  планирования,  управления 
проектами  и  программами,  управления  производственной  безопасностью  и  другими  системами 
управления. 

Организация  системы  управления  рисками  реализует  следующие  основные  принципы: 
системности, соответствия целям, разумной уверенности, адаптивности, ресурсного обеспечения, 
непрерывности,  коллегиальности,  ответственности,  оценки результатов,  структурированности, 
единой нормативной среды, экономической целесообразности. 
 

 

2.4.1. Отраслевые риски 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут  привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

53 

 

Высокая степень государственного регулирования отрасли.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
Риски, связанные с директивным установлением цен на газ на внутреннем рынке. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
Риски, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке. 

ПАО  «Газпром»  реализует  значительную  часть  добываемого  природного  газа  в  Западной  и 
Центральной  Европе.  Экспорт  природного  газа  в  европейские  страны  осуществляется 
ПАО «Газпром» преимущественно в рамках долгосрочных контрактов по ценам, зависящим как от 
мировых цен на нефтепродукты, так и от котировок газа на европейских торговых площадках.  

Эти цены могут претерпевать  значительные  колебания  под воздействием целого ряда факторов, 
находящихся вне контроля ПАО «Газпром», включая: 

-  экономические  и  политические  события  в  нефтедобывающих  регионах  мира,  в  первую 

очередь на Ближнем и Среднем Востоке и Северной Африке; 

-  текущее  соотношение  спроса  и  предложения,  а  также  прогноз  спроса  и  предложения 

жидкого и «голубого» топлива на перспективу; 

-  способность  ОПЕК,  а  также  нефтедобывающих  стран,  не  входящих  в  эту  организацию, 

регулировать добычу нефти с целью поддержания уровня цен; 

- активность биржевых спекулянтов («сырьевой» пузырь); 
- военно-политическую ситуацию в мире, включая угрозу террористических актов; 

- состояние мировой общехозяйственной конъюнктуры; 

- цены на альтернативные энергоносители; 
- развитие возобновляемых источников энергии (принимая во внимание госсубсидирование); 

- развитие новой техники и технологии; 
- погодные условия; 
-  пересмотр  планов  по  строительству  АЭС  и  другие  тенденции  в  электрогенерирующей 

отрасли; 

- требования по снижению выбросов парниковых газов.  

В  ООО  «Газпром  экспорт»  -  дочернем  обществе  ПАО  «Газпром»  -  реализована  система 
идентификации,  оценки  и  мониторинга  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье.  Ежемесячно 
осуществляется  оценка  рыночных  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье  и  кредитных  рисков 
продаж газа в дальнее зарубежье. 

 

Риски, связанные с либерализацией европейского газового рынка.  

Европейская  Комиссия  опубликовала  25  февраля  2015  г.  «Рамочную  стратегию  по  созданию 
устойчивого Энергетического Союза с перспективной политикой в сфере изменения климата».  

В феврале 2016 г. в рамках работ по созданию Энергетического Союза Еврокомиссия опубликовала 
пакет  законодательных  инициатив  в  области  газового  рынка,  так  называемый  «зимний  пакет», 
который включает в себя следующие документы: 

· 

Проект нового Регламента Европейского парламента и Совета ЕС о мерах по обеспечению 
надежности поставок газа и об отмене Регламента № 994/2010; 

· 

Проект Решения Европарламента и Совета ЕС о создании механизма обмена информацией 
о  межправительственных  соглашениях  и  не  имеющих  обязательную  силу  документах  в 
сфере  энергетики,  заключаемых  между  государствами-членами  ЕС  и  третьими 
государствами, и об отмене Решения № 994/2012/EU; 

· 

Сообщение Еврокомиссии относительно стратегии ЕС в области СПГ и хранения газа; 

· 

Сообщение  Еврокомиссии  относительно  стратегии  ЕС  в  области  теплоснабжения  и 
кондиционирования зданий. 

Еврокомиссия  отводит  существенную  роль  вопросам  диверсификации,  безопасности  и 
транспарентности  поставок  природного  газа,  развитию  инфраструктуры,  обеспечению 
соответствия  межправительственных  соглашений  в  области  поставок  энергоносителей 

54 

европейскому законодательству. 

В  развитие  положений  Стратегии  Еврокомиссия  в  ноябре  2016  г.  опубликовала  пакет 
регламентирующих  документов  «Чистая  энергетика  для  всех  европейцев»,  направленный  на 
ускорение  перехода  стран  Евросоюза  к  низкоуглеродной  экономике  за  счет  роста 
энергоэффективности,  увеличения  потребления  ВИЭ  (до  27%  общего  конечного  потребления 
энергоресурсов к 2030 г.), декарбонизации теплоэлектроэнергетики (50% электрогенерации из ВИЭ к 
2030 г. и полная декарбонизация к 2050 г.) и транспорта, а также усиливающих роль потребителя 
на энергетическом рынке.  

Кроме  того,  в  декабре  2016  г.  Европарламент,  Европейский  совет  и  Еврокомиссия  достигли 
соглашения  о  необходимости  проведения  Еврокомиссией  оценки  условий  межправительственных 
соглашений  в  нефтегазовой  сфере,  заключаемых  странами-членами  ЕС  с  государствами,  не 
входящими в Евросоюз, на предмет их соответствия европейскому законодательству. Решение об 
учреждении  механизма  обмена  информацией  было  принято  05  апреля  2017  года  (Решение 
№ 2017/684)  и  вступило  в  силу  02  мая  2017  года.  В  соответствии  с  названным  решением, 
государства-члены  ЕС  обязаны  письменно  уведомлять  Европейскую  Комиссию  о  намерении 
вступить в переговоры с третьими странами или международными организациями о заключении 
или  изменении  любых  международных  договоров,  а  также  иных  необязывающих  документов, 
которые  могут  оказать  воздействие  на  функционирование  единого  энергетического  рынка, 
безопасность  поставок  либо  иным  образом  связанных  с  энергетикой,  в  том  числе  касающихся 
строительства  инфраструктуры,  связанной  хотя  бы  с  одним  государством-членом  ЕС.  Кроме 
того,  в  случае,  если  проект  такого  межправительственного  соглашения  или  необязывающего 
документа  ссылается  на  «другой  текст»,  содержащий  элементы,  касающиеся  купли-продажи, 
транзита, хранения или поставок нефти или природного газа, государство-член ЕС обязано также 
предоставить Комиссии такой текст. 

25  октября  2017  г.  был  принят  Регламент  Европейского  парламента    и  Совета  ЕС  №  2017/1938 
о мерах по обеспечению надежности поставок газа, который вступил в силу 01 ноября 2017 г. (далее 
-  "Регламент  №  2017/1938").  В  соответствии  с  Регламентом  №  2017/1938  предприятия, 
осуществляющие  деятельность  в  области  природного  газа,  должны  сообщать  компетентным 
органам  информацию  об  основных  условиях  контрактов  сроком  более  1  года  (за  исключением 
ценовых  условий);  и  уведомлять  компетентные  органы  государств  -  членов  ЕС  о  заключении  и 
изменениях (кроме изменений, касающихся исключительно контрактной цены) контрактов сроком 
более  1  года,  покрывающих  28%  и  более  от  годового  потребления  соответствующей  страны. 
Регламент № 2017/1938 также предполагает, что национальный регулятор и Еврокомиссия вправе 
запросить части контрактов поставки, хотя и не подпадающих под критерии для раскрытия, но 
оцениваемых  национальным  регулятором  или  Еврокомиссией  как  потенциально  влияющие  на 
безопасность поставок. 

В  связи  с  окончанием  имплементации  третьего  энергетического  пакета  и  выполнением  его 
основных  задач  в  2017  году  Европейская  комиссия  инициировала  исследование  Quo  Vadis.  Цель 
исследования  –  проведение  обоснованного  анализа  нормативной  базы  газового  сектора  ЕС  на 
предмет  того,  является  ли  действующая  нормативная  база,  выстроенная  в  последние  годы  на 
основе  третьего  энергетического  пакета,  достаточно  эффективной  для  целей  максимизации 
благосостояния  ЕС.  В  рамках  исследования  участникам  необходимо  проанализировать 
возможности улучшения функционирования газового рынка и, вместе с этим, влияние возможных 
изменений  на  общее  благосостояние  ЕС  путем  пересмотра  существующей  нормативной  базы 
газового  рынка  ЕС.  При  этом  участники  должны  принять  во  внимание  последние  идеи  об 
объединении  газовых  рынков  ЕС,  организации  более  крупных  торговых  площадок,  а  также  об 
отмене тарифов (вход/выход) на границах внутри ЕС. 

Утверждение  указанных  документов  и  реализация  предусмотренных  ими  мер  может  привести  к 
определенному росту регуляторной нагрузки на деятельность ПАО «Газпром» в странах Евросоюза. 

В  настоящий  момент  Газпром  анализирует  влияние,  которое  может  оказать  Энергетический 
Союз  на  деятельность  Группы  в  ЕС.  Однако,  учитывая  отсутствие  консенсуса  среди  государств-
членов  ЕС  в  отношении  ряда  ключевых  вопросов  формирования  Энергетического  Союза,  пока 
неясно, каким образом и в какие сроки идея его создания будет реализована. 

Вместе  с  тем  ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  работу  с  Еврокомиссией,  правительствами 
стран-членов ЕС, европейскими бизнес-партнерами с целью выработки решений по синхронизации 
развития  газовой  инфраструктуры,  реализации  межправительственных  соглашений  и  поддержке 
принципов свободной рыночной конкуренции. 

В  условиях  либерализации  газового  рынка  Европы  ПАО  «Газпром»  проводит  более  активную 
маркетинговую  политику,  развивает  новые  формы  и  методы  торговли  (разменные  операции, 

55 

разовые  и  биржевые  сделки,  краткосрочные  контракты,  электронную  торговлю,  торги  в  рамках 
аукционов на поставки природного газа в Европу).
 
 
 
Риски, связанные с реорганизацией ПАО «Газпром».   

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с технологическими инновациями в отрасли. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников. 

Повышение  цен  на  энергоресурсы  и  развитие  технологий  разведки  и  добычи  углеводородов  в 
последние  десятилетия  обусловили  рост  интереса  к  производству  газа  из  нетрадиционных 
источников. 

Однако  на  фоне  сохранения  в  2015  -  III  квартале  2017  гг.  относительно  низкого  уровня  цен  на 
нефть, а также в связи с неудовлетворительными результатами проведенных геологоразведочных 
работ в ряде стран мира, интерес к данной тематике приобрел более сдержанный характер.  

Коммерческая  добыча  сланцевого  газа  по-прежнему  осуществляется  только  в  США,  а  также  в 
относительно  небольших  объемах  в  Канаде,  Китае  и  Аргентине.    В  США  рост  объёмов  добычи 
сланцевого газа привел к значительному снижению цен на газ на внутреннем рынке этой страны и 
послужил  толчком  к  проработке  большого  количества  проектов  по  экспорту  газа  в  виде  СПГ. 
В 2016  году  с  первого  СПГ-завода  на  восточном  побережье  США,  «Сабин  Пасс»,  было 
экспортировано  3,9 млрд куб. м  сжиженного  газа,  основной  объём  которого  (около  60  %)  был 
поставлен  в  страны  Латинской  Америки  -  Чили  (0,8 млрд куб. м),  Мексику  (0,6 млрд куб. м), 
Аргентину (0,5 млрд куб. м), а также Бразилию и Доминиканскую Республику. По мере наращивания 
производственных 

мощностей 

(запуск 

второй 

и 

третьей 

технологических 

линий) 

в I - III кварталах 2017  года  с  этого  завода  было  отгружено  12,5 млрд куб. м  СПГ,  которые  были 
направлены  преимущественно  в  страны  Латинской Америки  (35%  объёма  поставок,  почти 3/4  из 
которых  или  3,2  млрд  куб.  м  –  в  Мексику)  и  АТР  (33 %,  2/3 из  которых  или  2,7 млрд куб. м  –  в 
Южную  Корею  и  Японию),  а также  в  ряд  стран  Европы,  Ближнего  Востока и  Северной  Африки. 
Всего  в  2016  и  I  -  III кварталах  2017  гг.  суммарный  объём  поставок  СПГ  из  США  составил 
16,4 млрд куб. м. (12,0 млн т), которые были экспортированы в 25 стран в различных регионах мира. 
При этом значительное сокращение разницы в ценах на природный газ на мировых рынках (прежде 
всего, между азиатским и североамериканским рынками) в среднесрочной перспективе существенно 
снизило  экономическую  привлекательность  приобретения  СПГ  с  привязкой  к  внутренним  ценам 
США.  

Попытки  организации  добычи  газа  сланцевых  залежей  в  странах  континентальной  Европы  не 
принесли  положительных  результатов  -  в  частности,  в  2016  году  разведочные  работы 
окончательно  завершились  в  Польше  и  Дании.  Первой  полный  мораторий  на  применение  этой 
технологии на своей территории в 2011 году ввела Франция, и к настоящему моменту запреты или 
ограничения  на  развитие  добычи  сланцевого  газа  с  использованием  ГРП  действуют  также  в 
Германии, Нидерландах и Болгарии. 

В Великобритании, несмотря на поддержку государства, геологоразведочные работы на сланцевый 
газ  до  настоящего  времени  практически  не  проводились.  Можно  ожидать,  что  даже  в  случае 
подтверждения  наличия  ресурсов  сланцевого  газа  и  возможности  его  коммерческой  добычи 
негативное  отношение  британского  общества  к  данной  отрасли  будет  оставаться  ключевым 
фактором, ограничивающим её развитие. 

Начало  коммерческой  добычи  сланцевого  газа  в  Европе  в  среднесрочной  перспективе  является 
маловероятным.  

В  Китае  поисковые  работы  на  сланцевый  газ  проводились  достаточно  активно  в  последние 
несколько  лет,  однако,  несмотря  на  определённый  прогресс,  в  целом  широкомасштабное  освоение 
его ресурсов в этой стране идёт более низкими темпами, чем планировалось.  

В мире интерес к теме сланцевого газа проявляется преимущественно в странах с ограниченными 
запасами и ресурсами традиционного газа, зависимых от импорта энергоресурсов. Для России, как 
страны  с  высокой  самообеспеченностью  энергоресурсами,  добыча  относительно  дорогого 

56 

сланцевого  газа  на  текущий  момент  не  представляет  существенного  интереса  в  связи  с 
экономическими и экологическими преимуществами традиционного газа.   

Риски и возможности,  связанные  с  развитием  производства газа из нетрадиционных источников, 
учитываются  при  планировании  деятельности  ПАО  «Газпром».  В  целях  сохранения 
конкурентоспособности  производства  и  поставок  природного  газа,  добытого  на  традиционных 
месторождениях,  ПАО  «Газпром»  контролирует  инвестиционные  и  эксплуатационные  затраты 
на  производство,  совершенствует  и  внедряет  новые  технологии,  повышающие  эффективность 
добычи традиционного газа, и осуществляет мониторинг развития производства углеводородов из 
нетрадиционных источников в различных регионах мира.  

 

 

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Политико-экономические риски. 

В  соответствии  с  изменениями  политической  и  экономической  конъюнктуры  и  в  целях 
совершенствования  банковской,  судебной,  налоговой,  административной  и  законодательной 
систем  Правительство  Российской  Федерации  проводит  ряд  последовательных  реформ, 
направленных на стабилизацию российской экономики.  

В период с 2014 г. Европейский союз (ЕС), США и некоторые другие государства ввели ряд санкций 
против России и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций влияют на 
деятельность  ПАО  «Газпром»,  ПАО  «Газпром  нефть»  и  ряда  других  компаний,  в  том  числе 
«Газпромбанк» (Акционерное общество), а некоторые из них предусматривают общие ограничения 
хозяйственной деятельности в определенных отраслях экономики России. 

2 августа 2017 года Президент США  подписал  Закон «О  противодействии противникам  Америки 
путем  санкций»  в  отношении  расширения  санкционного  режима  против  Российской  Федерации 
(далее – Закон от 2 августа 2017 г.).  Закон от 2 августа 2017 г. создает риск экстерриториального 
применения  некоторых  санкционных  ограничений  США  и  может  отрицательно  сказаться  на 
участии иностранных лиц в отдельных новых проектах Компании. 

Введенные  санкции  потенциально  могут  оказать  влияние  на  реализацию  отдельных  проектов 
Компании, привести к отклонениям от планируемых проектных показателей, однако, на текущий 
момент  не  являются  основанием  для  изменения  стратегических  направлений  деятельности  или 
корректировки  перечня  приоритетных  проектов  ПАО  «Газпром»,  определенного  Долгосрочной 
программой  развития  ПАО  «Газпром»  (газовый  бизнес,  2017-2026)  (утверждена  решением  Совета 
директоров ПАО «Газпром» от 27.09.2016 №2813).  

Газпром  много  лет  целенаправленно  проводит  политику  импортозамещения,  стимулируя 
внедрение передовых технологий и решений российскими производителями. Благодаря этой работе 
доля  импорта  в  общем  объеме  материально-технических  ресурсов,  поступивших  дочерним 
обществам и организациям ПАО «Газпром», снизилась. 

Риски, связанные с процессом глобализации.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..