ПАО Газпром. Аудиторское заключение о финансовой отчётности 2016 год - часть 7

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Аудиторское заключение о финансовой отчётности 2016 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

ПАО Газпром. Аудиторское заключение о финансовой отчётности 2016 год - часть 7

 

 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2016 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

53 

24. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

Процедуры правового характера 

16 июня 2014 года  ПАО «Газпром»  обратилось  в  Арбитражный  институт  Торговой  палаты 
г. Стокгольма,  Швеция,  с  просьбой  об  арбитраже  с  целью  взыскания  с  НАК «Нафтогаз Украины» 
неоплаченной  задолженности  за  природный  газ,  поставленный  по  Контракту  № КП  от 
19 января 2009 года  купли-продажи  природного  газа  в  2009-2019  годах  (далее  –  Контракт  № КП),  и 
процентов за  указанную задолженность. 12 июня 2015 года ПАО «Газпром»  представило в арбитраж 
отзыв на  иск  НАК «Нафтогаз Украины»  и  встречное  исковое  заявление,  в  котором  уточнило общую 
сумму  своих  требований  до  29 200 млн долл. США.  9 октября 2015 года  НАК «Нафтогаз Украины» 
подала отзыв на иск ПАО «Газпром». 14 марта 2016 года ПАО «Газпром» подало в арбитраж ответ на 
отзыв 

НАК «Нафтогаз Украины». 

Уточненная 

сумма 

требований 

ПАО «Газпром» 

к 

НАК «Нафтогаз Украины»  составила  свыше  37 000 млн долл. США,  она  включает  требования  по 
оплате задолженности за поставленный в мае-июне 2014 года газ, оплату по обязательству «бери-или-
плати» за 2012-2016 годы, а также пени за просрочку оплаты газа.  

Одновременно  16 июня 2014 года  НАК «Нафтогаз Украины»  обратилась  в  Арбитражный  институт 
Торговой палаты г. Стокгольма, Швеция, с просьбой об арбитраже к ПАО «Газпром» с требованиями 
о  ретроактивном  изменении  цены  на  природный  газ,  возмещении  в  пользу  истца  всех  переплат, 
осуществленных  с  20 мая 2011 года,  и  отмене  положения  Контракта  № КП,  запрещающего 
реализацию  поставляемого  по  нему  природного  газа  за  пределами  Украины.  Уточненная  сумма 
требований НАК «Нафтогаз Украины» к ПАО «Газпром» составила свыше 14 230 млн долл. США. 

21 июля 2014 года  указанные  выше  дела  были  консолидированы.  Устные  слушания  по  делу 
состоялись,  стороны  представили  заявления  по  итогам  слушаний  11 ноября 2016 года,  вынесение 
решения арбитрами планируется 30 июня 2017 года. 

13 октября 2014 года  НАК «Нафтогаз Украины»  обратилась  в  Арбитражный  институт  Торговой 
палаты г. Стокгольма, Швеция, с просьбой об арбитраже к ПАО «Газпром» с требованиями: 

1) признать, что права и обязанности НАК «Нафтогаз Украины» по Контракту от 19 января 2009 года 
№ ТКГУ  (далее  –  Контракт  № ТКГУ)  об  объемах  и  условиях  транзита  природного  газа  через 
территорию Украины в 2009-2019 годы подлежат передаче ПАО «Укртрансгаз»;  

2) признать,  что  определенные  положения  Контракта  № ТКГУ,  которые  будут  впоследствии 
уточнены,  являются  недействительными  и / или  недействующими  и  должны  быть  дополнены  или 
заменены  положениями,  которые  будут  уточнены,  в  соответствии  с  энергетическим  и 
антимонопольным законодательством Украины и Европейского Союза (далее – ЕС); 

3) обязать ПАО «Газпром» выплатить НАК «Нафтогаз Украины» компенсацию за не предоставленные 
для транзита объемы газа в сумме 3 200 млн долл. США, а также проценты на эту сумму; 

4) признать,  что  транзитный  тариф  в  Контракте  № ТКГУ  должен  быть  изменен  таким  образом,  как 
будет  указано  в  дальнейших  письменных  заявлениях  НАК «Нафтогаз Украины»  в  соответствии  с 
основными принципами шведского контрактного права.  

28 ноября 2014 года 

ПАО «Газпром» 

предоставило 

ответ 

на 

просьбу 

об 

арбитраже. 

11 декабря 2014 года  был  сформирован  состав  арбитров.  28 января 2015 года  арбитраж  принял 
решение не консолидировать это дело с делами, указанными выше. НАК «Нафтогаз Украины» подала 
исковое  заявление  30 апреля 2015 года,  значительно  увеличив  сумму  своих  требований,  по  разным 
расчетам,  до  11 000-16 000 млн долл. США.  Устные  слушания  по  делу  состоялись,  стороны 
представили  заявления  по  итогам  слушаний  11 ноября 2016 года,  вынесение  решения  арбитрами 
планируется 30 июня 2017 года. 

3 октября 2012 года  Министерство  энергетики  Литовской  Республики  направило  в  Арбитражный 
институт при Торговой палате г. Стокгольма, Швеция, просьбу об арбитраже против ПАО «Газпром». 
Министерство  энергетики  Литовской  Республики  заявляет,  что  ПАО «Газпром»  нарушило 
Акционерный  договор  АО «Лиетувос Дуйос»,  не  установив  справедливые  цены  на  природный  газ, 
поставляемый в Литовскую Республику, и требует компенсировать ему 5 000 млн литовских литов (по 
курсу  на  31 декабря 2016 года  –  92 405 млн руб.).  ПАО «Газпром»  не  согласилось  с  требованиями  и 
9 ноября 2012 года  подало  в  Арбитражный  институт  при  Торговой  палате  г. Стокгольма,  Швеция, 
ответ на просьбу об арбитраже. Состав арбитров сформирован, слушания по существу дела состоялись 
с  1  по  9 июля 2015 года.  30 сентября 2015 года  стороны  представили  дополнительные  письменные 
заключения на основе анализа материалов слушаний, в том числе показаний свидетелей и экспертов. 
 
 

 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2016 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

54

 

24. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

22 июня 2016 года  арбитраж  вынес  окончательное  решение,  которым  отклонил  все  требования 
Министерства энергетики Литовской Республики, в том числе о несправедливости цен на природный 
газ,  который  ПАО «Газпром»  поставляло  в  Литву  в  2006-2015  годах.  22 сентября 2016 года  стало 
известно,  что  Министерство  энергетики  Литвы  подало  ходатайство  об  аннулировании 
Окончательного  арбитражного  решения  от  22 июня 2016 года  в  Апелляционный  суд  г. Стокгольма, 
Швеция. 4 апреля 2017 года ПАО «Газпром» получило данное ходатайство в официальном порядке и 
готовит позицию для оспаривания.  

В  августе 2012 года  Европейская  комиссия  начала  формальную  стадию  расследования  о 
потенциальном  нарушении  ПАО «Газпром»  антимонопольного  законодательства  ЕС.  В 
апреле 2015 года Европейская комиссия приняла Заявление о возражениях (Statement of Objections) в 
рамках продолжающегося антимонопольного расследования деятельности ПАО «Газпром» в ЕС. Срок 
для предоставления формального ответа на Заявление о возражениях Европейская комиссия продлила 
до  сентября 2015 года.  В  сентябре 2015 года  ПАО «Газпром»  направило  в  адрес  Европейской 
комиссии  предложение  об  урегулировании  антимонопольного  расследования.  В  декабре 2015 года 
состоялись  закрытые  устные  слушания  с  участием  представителей  ПАО «Газпром»  и  Европейской 
комиссии,  в  ходе  которых  ПАО «Газпром»  представило  аргументы,  подтверждающие 
необоснованность выдвинутых претензий. Устные слушания являются одним из этапов проводимого 
антимонопольного  расследования.  27 декабря 2016 года  ПАО «Газпром»  направило  в  адрес 
Европейской 

комиссии 

формальное 

предложение 

по 

урегулированию 

расследования 

(проконкурентные обязательства). 13 марта 2017 года Европейская комиссия инициировала процедуру 
тестирования рынком («market  test»)  представленных обязательств,  по окончании  которой она  будет 
вправе  вынести  решение  об  их  принятии  и  закрытии  расследования  без  признания  Группы  Газпром 
виновной  в  нарушении  антимонопольного  права  ЕС.  Срок  процедуры  тестирования  рынком, 
установленный  Европейской  комиссией,  составляет  семь  недель.  На  данный  момент  невозможно 
оценить  потенциальное  негативное  воздействие  проводимого  расследования  на  деятельность 
ПАО «Газпром» в Европе и на финансовое положение ПАО «Газпром» в целом. 

16 декабря 2015 года 

дочерняя  организация  Группы  «Саус Стрим Транспорт Б.В.»  получила 

официальное  уведомление  от  секретариата  арбитражного  суда  Международной  торговой  палаты  о 
том,  что  поступила  просьба  от  организации  «Сайпем С.п.А.»  о  проведении  арбитражного 
разбирательства  против  «Саус Стрим Транспорт Б.В.»  в  связи  с  односторонним  расторжением 
«Саус Стрим Транспорт Б.В.»  контракта  от  14 марта 2014 года  на  строительство  газопровода 
«Южный поток».  В  своем  уведомлении  об  арбитраже  «Сайпем С.п.А.»  требует  взыскать  с 
«Саус Стрим Транспорт Б.В.»  в  качестве  вознаграждения  за  выполненные  работы  компенсации 
понесенных  расходов  и  компенсации  за  расторжение  контракта  около  760 млн евро  плюс  проценты 
(по  курсу  на  31 декабря 2016 года  –  48 496 млн руб.).  16 февраля 2016 года  «Саус Стрим 
Транспорт Б.В.» направила отзыв на уведомление об арбитраже «Сайпем С.п.А.», в котором отвергла 
все предъявленные «Сайпем С.п.А.» требования в полном объеме и заявила о своем намерении подать 
встречный иск. 30 сентября 2016 года «Сайпем С.п.А.» представила полный текст искового заявления 
со  всеми  приложениями.  Сумма  искового  требования  «Сайпем С.п.А.»  уменьшилась  и  составила 
679 млн евро 

(по  курсу  на  31 декабря 2016 года  –  43 328 млн руб.).  10 марта 2017 года 

«Саус Стрим Транспорт Б.В.»  представила  возражения  на  иск  с  приложением  свидетельских 
показаний и заключений экспертов, в соответствии с которыми ответчик обосновывает свою позицию, 
а  также  заявила  встречный  иск  на  сумму  около  730 млн евро  (по  курсу  на  31 декабря 2016 года  – 
46 582 млн руб.).  В  настоящий  момент  стороны  проходят  процедуру  взаимного  раскрытия 
информации. Слушания пройдут в мае 2018 года. 

25 января 2016 года 

Антимонопольный  комитет  Украины  принял  решение  оштрафовать 

ПАО «Газпром»  на  85 966 млн украинских гривен  (по  курсу  на  31 декабря 2016 года  – 
192 414 млн руб.)  за  нарушение  экономической  конкуренции.  12 апреля 2016 года  ПАО «Газпром» 
подало  в  Хозяйственный  суд  г. Киева  иск  об  оспаривании  решения  Антимонопольного  комитета 
Украины.  13 апреля  2016 года  иск  был  возвращен  без  рассмотрения  по  формальным  основаниям. 
4 мая 2016 года  ПАО «Газпром»  подало  апелляционную  жалобу  в  Киевский  апелляционный 
хозяйственный суд, который решением от 18 мая 2016 года оставил решение  суда  первой инстанции 
без  изменений.  7 июня 2016 года  ПАО «Газпром»  подало  кассационную  жалобу  в  Высший 
хозяйственный  суд  Украины.  13 июля 2016 года  Высший  хозяйственный  суд  Украины  отказал  в 
удовлетворении  жалобы  ПАО «Газпром»,  оставив  в  силе  определение  суда  первой  инстанции  и 
постановление апелляционной инстанции. 2 сентября 2016 года ПАО «Газпром» подало в Верховный 
суд  Украины  заявление  о  пересмотре  решений  судов  нижестоящих  инстанций  по  делу.  
 
 

 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2016 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

55

 

24. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

13 сентября 2016 года  Верховный  суд  Украины  отказал  в  допуске  к  производству  заявления  о 
пересмотре решений судов нижестоящих инстанций по делу. 7 октября 2016 года Хозяйственный суд 
г. Киева  вынес  определение  об  открытии  производства  по  делу  в  связи  с  обращением 
Антимонопольного комитета Украины с иском о принудительном взыскании с ПАО «Газпром» суммы 
наложенного  им  штрафа  в  размере  около  3 300 млн долл. США,  пени  на  сумму  около 
3 300 млн долл. США  и  требованием  обязать  ПАО «Газпром»  исполнить  часть  его  решения, 
касающуюся  стопроцентного  выполнения  условий  Контракта  № ТКГУ  в  отношении  объемов 
подаваемого для транзита газа. 5 декабря 2016 года суд полностью удовлетворил исковые требования 
Антимонопольного  комитета  Украины.  22 февраля 2017 года  суд  отказал  в  удовлетворении 
апелляционной  жалобы  ПАО «Газпром»,  оставив  в  силе  решение  суда  первой  инстанции. 
14 марта 2017 года  ПАО «Газпром»  подало  кассационную  жалобу  на  решение  Хозяйственного  суда 
г. Киева  от  5 декабря 2016 года  и  постановление  Киевского  апелляционного  хозяйственного  суда  от 
22 февраля 2017 года  в  Высший  хозяйственный  суд  Украины.  Руководство  Группы  считает 
предъявленные обвинения не обоснованными. 

3 февраля 2016 года  Европейская  Комиссия  в  рамках  Регламента  ЕС  № 1/2003  об  имплементации 
правил  конкуренции,  предусмотренных  статьями  101  и  102  Договора  о  функционировании  ЕС, 
направила  в  адрес  ПАО «Газпром»  официальный  запрос  информации  в  связи  с  предполагаемым 
нарушением ПАО «Газпром» антимонопольного законодательства ЕС в рамках поставок природного 
газа  в  Болгарию.  Направление  запроса  не  является  началом  формальной  стадии  расследования,  не 
означает  признания  ПАО «Газпром»  виновным  в  нарушении  антимонопольного  права  ЕС  и 
направлено  исключительно  на  сбор  соответствующей  информации.  Предметом  запроса  является 
предоставление информации по взаимоотношениям ПАО «Газпром» с оптовыми покупателями газа в 
Болгарии.  Ответ  на  запрос  информации  Европейской  комиссии  был  направлен  ПАО «Газпром» 
7 апреля 2016 года.  Условия  контрактных  взаимоотношений  ПАО «Газпром»  с  покупателями 
определяются  международно-правовыми  обязательствами,  коммерческой  целесообразностью  и 
условиями рынка. 

14 марта 2017 года  в  Европейскую  комиссию  поступила  жалоба,  подготовленная  польской 
организацией  «ПГНиГ С.А.» в связи с предполагаемым нарушением ПАО «Газпром» и его дочерней 
организации  ООО «Газпром  экспорт»  статьи  102  Договора  о  функционировании  ЕС.  В  этой  жалобе 
«ПГНиГ С.А.» утверждает, что ПАО «Газпром» нарушает антимонопольное право ЕС путем: 

1) несправедливой ценовой политики в отношении «ПГНиГ С.А.»; 

2) воспрепятствования трансграничной торговле газом; 

3) «контрактного связывания».  

В  связи  с  этой  жалобой  Европейской  комиссией  было  зарегистрировано  дело  № АТ.40497. 
Возбуждение  дела  не  является  началом  формальной  стадии  расследования  и  не  означает  признания 
ПАО «Газпром» виновным в нарушении антимонопольного права ЕС. На данный момент невозможно 
оценить  потенциальное  негативное  воздействие  проводимого  расследования  на  деятельность 
ПАО «Газпром» в Европе и на финансовое положение ПАО «Газпром» в целом. 

Группа также выступает одной из сторон в некоторых других судебных разбирательствах, возникших 
в  ходе  обычной  хозяйственной  деятельности,  а  также  подчиняется  ряду  законодательных  актов  об 
охране  окружающей  среды,  издаваемых  различными  государственными  инстанциями  и 
регулирующих  использование,  хранение  и  утилизацию  некоторых  продуктов.  По  мнению 
руководства,  существующие  в  настоящее  время  судебные  разбирательства  или  иски  к  Группе,  не 
могут  оказать  какое-либо  существенное  негативное  влияние  на  деятельность  или  финансовое 
положение Группы.  

Санкции 

В 2014 и 2015 годах ЕС, США и некоторые другие государства ввели ряд санкций против Российской 
Федерации  и  некоторых  российских  юридических  лиц.  Некоторые  из  этих  санкций  направлены 
напрямую  против  ПАО «Газпром»,  ПАО «Газпром нефть»  и  ряда  других  организаций,  в  том  числе 
«Газпромбанк» (Акционерное  общество),  а  некоторые  из  них  предусматривают  общие  ограничения 
хозяйственной деятельности в определенных отраслях экономики Российской Федерации. 

Санкции, введенные США, запрещают всем физическим лицам-гражданам США и всем юридическим 
лицам,  учрежденным  в  соответствии  с  законодательством  США  (включая  иностранные  филиалы 
таких организаций), а также всем лицам на территории США или связанным с территорией США: 
 

 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2016 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

56

 

24. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

1) осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  90 дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным капиталом, имуществом или правами на имущество ряда организаций энергетического 
сектора, включая ПАО «Газпром нефть»; 

2) осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  30 дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным  капиталом,  имуществом  или  правами  на  имущество  ряда  российских  организаций 
банковского сектора, включая «Газпромбанк» (Акционерное общество) (ПАО «Газпром» не указано в 
числе лиц, в отношении которого направлено данное ограничение); 

3) предоставлять, экспортировать или реэкспортировать, напрямую или не напрямую, товары, услуги 
(кроме  финансовых  услуг)  или  технологии  для  проектов,  которые  связаны  с  потенциальной 
возможностью разработки и добычи нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а также 
в  сланцевых  пластах  на  территории  Российской  Федерации  или  во  внутренних  и  территориальных 
водах, которые Российская Федерация считает своими, с участием российских организаций, включая 
ПАО «Газпром»  и  ПАО «Газпром нефть».  7 августа 2015 года  под  данный  запрет  попало  Южно-
Киринское месторождение в Охотском море. 

Санкции США распространяются на любое лицо, в капитале которого организации, подпадающие под 
санкции,  прямо  или  косвенно,  совместно  или  по  отдельности,  владеют  50 %  или  более 
процентов долей участия. 

ПАО «Газпром»  не  указано прямо в числе  лиц, против которых направлены  санкции ЕС, однако, на 
ПАО «Газпром нефть»  и  «Газпромбанк» (Акционерное  общество),  а  также  на  их  дочерние 
организации, в которых им принадлежит более 50 % долей участия, распространяется ряд финансовых 
ограничений, введенных ЕС.  

Санкции,  введенные  ЕС,  запрещают  всем  гражданам  стран-членов  ЕС,  а  также  всем  юридическим 
лицам,  организациям  и  органам,  учрежденным  или  созданным  согласно  законодательству  страны-
члена  ЕС  (как  на  территории  ЕС,  так  и  за  ее  пределами),  а  также  всем  юридическим  лицам, 
организациям  и  органам  в  связи  с  любыми  видами  хозяйственной  деятельности,  осуществляемой 
полностью или частично в пределах ЕС: 

1) предоставление  услуг  по  бурению,  освоению  скважин,  геофизическому  исследованию  скважин, 
эксплуатационному  оборудованию  скважин;  поставку  специальных  плавучих  оснований, 
необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, и (или) для разведки и добычи нефти на 
арктическом  шельфе  и  для  проектов  по  добыче  сланцевой  нефти  в  России,  а  также  прямое  или 
косвенное  финансирование,  предоставление  финансовой  помощи,  технических  и  брокерских  услуг 
применительно к указанным видам деятельности;  

2) покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка  со 
сроком  погашения  более  90 дней,  выпущенных  в  период  с  1 августа 2014 года  по 
12 сентября 2014 года  или  со  сроком  обращения  более  30 дней  в  случае,  если  выпуск  осуществлен 
после  12 сентября 2014 года,  выпускаемыми  некоторыми  российскими  организациями  банковского 
сектора, включая «Газпромбанк» (Акционерное общество), но не включая ПАО «Газпром»; 

3) покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка, 
выпускаемыми  некоторыми  российскими  организациями  энергетического  сектора,  включая 
ПАО «Газпром нефть»,  но  не  включая  ПАО «Газпром»,  после  12 сентября 2014  года  и  со  сроком 
обращения более 30 дней; 

4) предоставлять  после  12 сентября 2014 года  прямо  или  косвенно,  а  также  принимать  участие  в 
предоставлении  каких-либо  новых  заимствований  со  сроком  погашения  более  30 дней  в  пользу 
некоторых 

российских 

организаций 

(включая 

ПАО «Газпром нефть» 

и 

«Газпромбанк» 

(Акционерное общество),  но  не  включая  ПАО «Газпром»),  за  исключением  займов  или  кредитов, 
предоставляемых  непосредственно  в  целях  финансирования  незапрещенного  импорта  и  экспорта 
товаров,  а  также  оказания  услуг нефинансового  характера  между ЕС  и Российской Федерацией, что 
должно  быть  документально  подтверждено,  а  также  займов,  непосредственно  предоставляемых  для 
резервного  финансирования  лицам,  созданным  на  территории  ЕС,  50 %  долей  участия  в  которых 
принадлежит  любому  из  указанных  выше  лиц,  в  целях  обеспечения  соответствия  критериям 
платежеспособности и ликвидности, что также должно быть документально подтверждено. 
 

 

 

ПАО «ГАЗПРОМ» 

ПОЯСНЕНИЯ К СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2016 ГОД 

(в миллионах российских рублей) 

57

 

24. 

ОЦЕНОЧНЫЕ И УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (продолжение) 

Санкции  ЕС  распространяются  на  любое  лицо,  в  капитале  которого  организации,  подпадающие  под 

санкции, прямо или косвенно владеют более 50 % долей участия. 

Канада  и  некоторые  другие  страны  также  ввели  санкции  в  отношении  некоторых  российских 

физических и юридических лиц, в том числе в отношении ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» и 
других нефтегазовых организаций Российской Федерации. Санкции, введенные Канадой, запрещают 
всем  лицам  на  территории  Канады,  а  также  гражданам  Канады  за  пределами  Канады  осуществлять 
операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иные  сделки,  связанные  с  новыми 
заимствованиями со сроком погашения более 90 дней в отношении ряда организаций энергетического 
сектора,  включая  ПАО «Газпром»  и  ПАО «Газпром нефть».  Кроме  того,  продолжает  действовать 
принятое  Канадой  ограничение  на  экспорт,  продажу,  поставку  лицами,  находящимися  в  Канаде  и 
гражданами  Канады,  находящимися  за  пределами  территории  Канады,  определенных  товаров  в 
Российскую Федерацию или любому лицу в Российской Федерации, если такие товары используются 
для  глубоководной  разведки  нефти  (на  глубине  более  500  м),  для  разведки  или  добычи  нефти  в 
Арктике, а также разведки или добычи сланцевой нефти. 

В настоящее время Группа проводит оценку того, как принятые экономические меры повлияют на ее 
финансовое положение и результаты деятельности. 

Налогообложение 

Российское  налоговое,  валютное  и  таможенное  законодательство  допускает  различные  толкования  и 
подвержено  частым  изменениям.  Налоговые  органы  могут  занять  более  жесткую  позицию  при 
интерпретации  законодательства  и  проверке  налоговых  расчетов.  По  мнению  руководства  по 
состоянию на 31 декабря 2016 года соответствующие положения законодательства интерпретированы 
им  корректно,  и  положение  Группы  с  точки  зрения  налогового,  валютного  и  таможенного 
законодательства останется стабильным.  

Российское  налоговое  законодательство  о  трансфертном  ценообразовании  предоставляет  право 
налогоплательщикам  обосновать  соответствие  цен  в  контролируемых  сделках  рыночному  уровню 
путем формирования документации в целях налогового контроля. 

Руководство Группы полагает, что применяемые Группой цены соответствует рыночному уровню, и 
оно  внедрило  процедуры  внутреннего  контроля  для  выполнения  требований  налогового 
законодательства по трансфертному ценообразованию.

 

На  данный  момент  еще  не  сложилась  судебная  практика  применения  новых  правил,  в  силу  этого 
последствия  любых  споров  с  налоговыми  органами  в  отношении  примененных  цен  не  могут  быть 
надежно  оценены,  однако  они  могут  оказать  существенное  влияние  на  финансовые  результаты  и 
деятельность Группы. 

25. 

УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Экономика  Российской  Федерации  проявляет  некоторые  характерные  особенности,  присущие 
развивающимся рынкам. Налоговое, валютное и таможенное законодательство Российской Федерации 
допускает  возможность  разных  толкований  и  создает  дополнительные  трудности  для  организаций, 
осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации. 

Политическая  и  экономическая  нестабильность,  текущая  ситуация  с  введением  санкций, 
неопределенность  и  волатильность  фондового  и  товарного  рынков  и  другие  риски  оказали  и  могут 
продолжать  оказывать  влияние  на  российскую  экономику.  В  течение  2016 года  официальные  курсы 
обмена  российского  рубля  к  доллару США  и  евро  колебались  в  диапазоне  между  60,2730  и 
83,5913 российских  рублей  и  63,0214  и  91,1814 российских  рублей  за  доллар США  и  евро 
соответственно.  Также  в  течение  2016 года  произошло  снижение  ключевой  ставки  Центрального 
Банка Российской Федерации до 10 %, а фактический уровень инфляции составил 5,4 %. 

Финансовые  рынки  по-прежнему  характеризуются  отсутствием  стабильности,  частыми  и 
существенными изменениями цен и увеличением спредов по торговым операциям.  

Будущее  экономическое  развитие  Российской  Федерации  зависит  от  внешних  факторов  и  мер 
внутреннего  характера,  предпринимаемых  Правительством  Российской  Федерации  для  поддержания 
роста и внесения изменений в налоговую, юридическую и нормативную базы. Руководство полагает, 
что  им  предпринимаются  все  необходимые  меры  для  поддержки  устойчивости  и  развития  бизнеса 
Группы  в  современных  условиях,  сложившихся  в  бизнесе  и  экономике.  Будущая  экономическая  
 

 

 

 

 

ПАО «Газпром» 

Консолидированная финансовая 
отчетность, подготовленная в 
соответствии с Международными 
стандартами финансовой 
отчетности, с аудиторским 
заключением независимого 
аудитора 

31 

декабря 2016 года

 

Москва | 2017 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..