ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год - часть 7

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год - часть 7

 

 

  82

В  таблице  «Общая  структура  себестоимости  эмитента  за  отчетный  квартал»  представлена 
информация  о  структуре  затрат  на  производство  и  продажу  продукции  (работ,  услуг)  
ПАО «Газпром» (головная компания). 
 

Общая структура себестоимости эмитента: 

 

Наименование показателя 

2014 2015 

2015, 

мес. 2016, 

мес. 

Сырье и материалы, 

4,9 6,1 6,4 6,4 

Приобретенные комплектующие изделия, 
полуфабрикаты, % 

 

- - - 

Работы и услуги производственного характера, 
выполненные сторонними организациями, % 

61,7 60,9 61,7 63,2 

Топливо, 

- - - - 

Энергия, 

- - - - 

Затраты на оплату труда, 

1,6 1,6 1,2 1,3 

Проценты по кредитам, 

- - - - 

Арендная плата, % 

0,2 

0,2 

0,2 

Отчисления на социальные нужды, 

0,3 0,3 0,3 0,3 

Амортизация основных средств, % 

25,1 

24,4 24,9 22,9 

Налоги, включаемые в себестоимость продукции, 

%  4,3 4,1 4,3 4,7 

Прочие затраты, 

1,9 2,4 1,2 1,0 

амортизация по нематериальным активам, 

0,2 0,2 0,2 0,2 

вознаграждения за рационализаторские предложения, 

- - - - 

обязательные страховые платежи, 

-  0,1 0,1 0,1 

представительские расходы, 

- - - - 

Иное (пояснить), 

1,7 2,1 0,9 0,7 

Итого: затраты на производство и продажу продукции 
(работ, услуг) (себестоимость), % 

100 100 100 100 

Справочно: выручка от продажи продукции (работ, 
услуг), % от себестоимости 

193,4 173,84 197,1 174,65 

 

Имеющие  существенное  значение  новые  виды  продукции  (работ,  услуг),  предлагаемые  эмитентом  на 
рынке  его  основной  деятельности,  в  той  степени,  насколько  это  соответствует  общедоступной 
информации  о  таких  видах  продукции  (работ,  услуг).  Указывается  состояние  разработки  таких  видов 
продукции (работ, услуг): 

Имеющих существенное значение новых видов продукции (работ, услуг) нет. 
 

Стандарты  (правила),  в  соответствии  с  которыми  подготовлена  бухгалтерская (финансовая)  отчетность 
эмитента и произведены расчеты, отраженные в настоящем подпункте: 

Бухгалтерская  (финансовая)  отчетность  Общества  составлена  исходя  из  действующих  в 
Российской  Федерации  правил  бухгалтерского  учета  и  отчетности,  в  частности,  Федерального 
закона  «О бухгалтерском  учете»  от 6 декабря 2011 г.  № 402-ФЗ  и  Положения  по  ведению 
бухгалтерского  учета  и  бухгалтерской  отчетности  в  Российской  Федерации,  утвержденного 
приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, а также Положения по учетной 
политике,  утвержденного  приказом  ОАО «Газпром»  от 31 декабря 2014 г.  № 654, от 
31 декабря 2015 г.  №826,  а  также  иных  нормативных  актов,  входящих  в  систему  регулирования 
бухгалтерского учета и отчетности организаций в Российской Федерации. 

 

 

 

  83

3.2.3. Материалы, товары (сырье) и поставщики эмитента 

За 2015 г. 

Поставщики эмитента, на которых приходится не менее 10 процентов всех поставок материалов и 
товаров (сырья) 
 
 
Полное фирменное наименование: Акционерное общество «Выксунский металлургический завод» 
Место нахождения: РФ, г. Выкса, ул. Братьев Баташевых, д. 45 
ИНН: 5247004695 
ОГРН: 1025201632610 
 
Доля в общем объеме поставок, %: 13.87 
 

Информация  об  изменении  цен  более  чем  на 10% на  основные  материалы  и  товары  (сырье)  в  течение 
соответствующего  отчетного  периода  по  сравнению  с  соответствующим  отчетным  периодом 
предшествующего года: 

 ПАО  «Газпром»  в  рамках  ведения  своей  основной  хозяйственной  деятельности  сырье  не 
использует. Для обеспечения основной хозяйственной деятельности Обществом осуществляются 
закупки материально-технических ресурсов (МТР).  

Изменение  цен  на  основные  группы  МТР,  централизованно  поставленных  дочерним  обществам  и 
организациям ПАО «Газпром» за 2015 год по сравнению с 2014 годом: 

 

№ 

п/п 

 
 

Наименование МТР (группы МТР) 

Изменение цены 

(в % к аналогичному периоду 

предыдущего финансового года) 

 

 

декабрь 2015 года / 

декабрь 2014 года 

1. 

Трубы стальные диаметром до 530 мм 20,0 

2. 

ГПА и комплектующие к ним 10,0 

3. 

Насосно-компрессорное оборудование 11,7 

4. 

Нефтехимаппаратура 10,9 

5. 

Трубопроводная арматура 14,0 

6. 

Стальные газовые краны диаметром до 700 мм 14,0 

7. 

Низковольтное и высоковольтное оборудование 35,0 

8. 

Кабельно-проводниковая продукция 50,0 

9. 

КИП и А 37,0 

10.  Оборудование технологической связи 46,0 
11.  Прокат черных, цветных металлов и метизов 21,0 
12.  Строительные материалы и конструкции 12,1 
13.  Топлива и масла 7,8 
14.  Химические и специальные материалы 13,3 
15.  Газопромысловое и буровое оборудование 9,5 
16.  Продукция машиностроения 10,0 

 

 

Доля импортных поставок в поставках материалов и товаров, прогноз доступности источников импорта в 
будущем и возможные альтернативные источники: 

Доля  поставок  по  импортным  контрактам  в  общем  объеме  МТР,  поступивших  дочерним 
обществам и организациям ПАО «Газпром» за 2015 год, составила 2,06 %. 

 

Прогнозы  эмитента  в  отношении  доступности  этих  источников  в  будущем  и  о  возможных 
альтернативных источниках: 
В  основном  поставщики  материально-технических  ресурсов  для  ПАО  «Газпром»,  включая 
зарубежных поставщиков МТР, работают на конкурентном рынке. Наличие большого количества 

  84

российских и зарубежных компаний - потенциальных поставщиков МТР позволяет предположить, 
что  в  будущем  для  ПАО  «Газпром»  не  возникнет  ограничений  в  доступности  материально-
технических ресурсов. 

В настоящее время Обществом в соответствии с Приказом от 21.06.2002 № 57 (с изменениями и 
дополнениями)  осуществляются  централизованные  поставки  материально-технических  ресурсов 
через  ООО  «Газпром  комплектация»  и  ООО  «Газпром  центрремонт».  Централизация  поставок 
МТР позволила создать условия для качественного изменения системы организации закупок за счет 
более масштабного внедрения тендерных процедур по крупным объединенным партиям продукции. 
В ПАО «Газпром» действует Департамент, занимающийся вопросами управления конкурентными 
закупками,  основными  задачами  которого  является  определение  на  конкурсной  основе  подрядных 
организаций и поставщиков услуг для нужд Общества. 
 
За  проведение  конкурсов  на  закупку  МТР  для  нужд  ПАО  «Газпром»  и  его  дочерних  обществ 
отвечают  Управление  подготовки  и  проведения  конкурентных  закупок  и  Конкурсная  комиссия 
ООО «Газпром комплектация». 

В  связи  с  ограниченными  сроками  подготовки  Ежеквартального  отчета  сбор  оперативной 
информации об объемах поставок материально-технических ресурсов ПАО «Газпром» за 3 месяца 
2016  года  не  представляется  возможным.  В  этой  связи  данные  о  поставщиках  и  объемах 
материально-технических  ресурсов  Общества  за 3 месяца 2016 года  будут  приведены  в 
Ежеквартальном отчете ПАО «Газпром» за II квартал 2016 года.
 
 

 

3.2.4. Рынки сбыта продукции (работ, услуг) эмитента 

Основные рынки, на которых эмитент осуществляет свою деятельность: 

Российский рынок.  

В последние десятилетия доля газа в потреблении энергии в России по отношению к другим видам 
топлива  увеличивалась  и  составляет  в  настоящее  время  около 53%, что  во  многом  связано  с 
относительно  низкими  регулируемыми  ценами  на  газ.  В  России  газ,  в  основном,  поставляется 
электрогенерирующим 

компаниям, 

предприятиям 

металлургической 

и 

химической 

промышленности.  По  итогам 2015 года  структура  поставок  газа  ПАО  «Газпром»  на  внутренний 
рынок характеризуется следующими данными: 
- 31,05% - организациям электроэнергетики, 
- 33,19% - другим промышленным потребителям, 
- 21,48% - для нужд населения, 
- 14,28% - коммунально-бытовым потребителям. 

Энергетическая  стратегия  России  предполагает  снижение  доли  газа  в  топливно-энергетическом 
балансе  за  счет  его  более  рационального  использования.  При  этом  ПАО  «Газпром»  планирует 
годовой объем добычи в размере до 620 млрд куб. м к 2020 году (с учетом добычи на Востоке России). 
В настоящее время ПАО «Газпром» занимает доминирующее положение на внутреннем рынке газа 
и  обеспечивает  почти 80% поставок.  В  соответствии  с  Энергетической  стратегией  России  в 
долгосрочной  перспективе  к 2020 году  ПАО  «Газпром»  будет  сохранять  основную  долю  в  объемах 
добычи и поставок газа на российский рынок. 
 
Регулирование отношений в сфере транспортировки и поставок газа на российском рынке. 

Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в 
Российской  Федерации,  утвержденными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации 
от 5 февраля 1998 г.  № 162. 

Преимущественное  право  на  заключение  договоров  на  поставку  газа  имеют  покупатели  газа  для 
государственных  нужд,  для  коммунально-бытовых  нужд  и  населения,  а  также  покупатели, 
заключившие договоры на поставку газа ранее и желающие продлить их действие. 

Организации,  деятельность  которых  финансируется  за  счет  средств  федерального  бюджета, 
обязаны  заключать  государственные  контракты  на  поставки  газа  с  поставщиками.  Такие 
контракты  заключаются  в  порядке,  установленном  постановлением  Правительства  Российской 
Федерации  «О  заключении  государственных  контрактов  на  поставку  газа  организациям, 
финансируемым  за  счет  средств  федерального  бюджета»  от 4 октября 2000 г.  № 753. 
Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  «Об  обеспечении  устойчивого  газо-  и 

  85

энергоснабжения  финансируемых  за  счет  средств  федерального  бюджета  организаций, 
обеспечивающих  безопасность  государства»  от 29 мая 2002 г.  № 364 установлены  особые  условия 
поставки  газа  и  их  оплаты,  которые  в  обязательном  порядке  включаются  в  государственные 
контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, а 
также  в  договоры  поставки  газа,  заключаемые  газоснабжающими  организациями  независимо  от 
организационно-правовой  формы  с  финансируемыми  за  счет  средств  федерального  бюджета 
организациями-потребителями 

топливно-энергетических 

ресурсов, 

обеспечивающими 

безопасность  государства.  Эти  условия,  в  частности,  предусматривают,  что  государственный 
заказчик  обязан  при  доведении  до  подведомственных  организаций  лимитов  бюджетных 
обязательств  исходить  из  необходимости  обеспечения  оплаты  потребляемого  ими  газа  в  полном 
объеме. При этом поставщик обязан не допускать прекращения или ограничения подачи газа ниже 
доведенных  заказчиком  до  своих  подведомственных  организаций  лимитов  бюджетных 
обязательств. 

В  соответствии  с  Федеральным  законом  от 31.03.1999 № 69-ФЗ  «О  газоснабжении  в  Российской 
Федерации» потребители обязаны оплачивать поставки газа и услуги по транспортировке газа, а 
также  снабженческо-сбытовые  услуги  Поставщика  в  размере,  устанавливаемом  Федеральной 
антимонопольной  службой  (ранее - Федеральной  службой  по  тарифам).  Если  потребители  не 
производят такой  оплаты,  поставщики  имеют  право  уменьшить  или прекратить  поставки газа 
таким  потребителям  в  соответствии  с  порядком,  установленным  постановлением 
Правительства  Российской  Федерации  «О  порядке  прекращения  или  ограничения  подачи 
электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им 
(использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» от 5 января 1998 г. № 1.  

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 858 
ПАО «Газпром» обеспечивает доступ независимых организаций к своей газотранспортной системе. 
Такой доступ предоставляется при наличии свободных мощностей в газотранспортной системе, а 
также  при  условии,  что  качество  и  параметры  газа  независимых  организаций  соответствуют 
стандартам и техническим условиям, действующим в газотранспортной системе ПАО «Газпром», 
и  что  к  потребителям  проложены  газопроводы-отводы,  а  у  поставщиков  имеются  подводящие 
газопроводы. 

Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 29.10.2010 № 872  утверждены 
Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги 
по  транспортировке  газа,  в  соответствии  с  которыми  ПАО  «Газпром»  обязано  раскрывать 
информацию  по  различным  направлениям  деятельности  путем  ее  опубликования  в  интернете,  в 
официальных  печатных  средствах  массовой  информации,  а  также  путем  предоставления  по 
письменному запросу потребителей услуг по транспортировке газа по трубопроводам. 

В  целях  совершенствования  государственного  регулирования  цен  на  газ  и  развития  рыночных 
принципов  ценообразования  на  внутреннем  рынке  газа  Правительство  Российской  Федерации 
издало ряд нормативных актов.  
Ценообразование  при  поставках  газа,  добытого  ПАО  «Газпром»  и  его  аффилированными  лицами, 
подлежит  государственному  регулированию  в  соответствии  с  Постановлением  Правительства 
Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов 
на  услуги  по  его  транспортировке  и  платы  за  технологическое  присоединение  газоиспользующего 
оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации». 
В частности, в соответствии с п. 4 Постановления государственному регулированию подлежат в 
том числе: 

- оптовые  цены  на  газ,  за  исключением  оптовых  цен  на  природный  газ,  реализуемый  на 

организованных торгах; 

- тарифы  на  услуги  по  транспортировке  газа  по  газораспределительным  сетям  (далее – 

ТТГ); 

- размер  платы  за  снабженческо-сбытовые  услуги,  оказываемые  потребителям  газа  его 

поставщиками (далее – ПССУ); 

              - специальные  надбавки  к  тарифам  на  услуги  по  транспортировке  газа  по 
газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации. 

28 мая 2007 г.  принято  постановление  Правительства  РФ  № 333 «О  совершенствовании 
государственного  регулирования  цен  на  газ» (далее – Постановление),  которым  определено,  что 
регулирование  оптовых  цен  на  газ  осуществляется  исходя  из  поэтапного  достижения  уровня 
равной  доходности  поставки  газа  на  внутренний  и  внешний  рынки  и  с  учетом  стоимости 
альтернативных видов топлива.  

  86

Постановлением  также  было  установлено,  что  оптовые  цены  на  газ,  добываемый  публичным 
акционерным  обществом  «Газпром»  и  его  аффилированными  лицами,  на  выходе  из  системы 
магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении 
договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне 
между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, 
определяемых  федеральным  органом  исполнительной  власти  в  сфере  государственного 
регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):  

-  конечные  потребители,  впервые  заключившие  договоры  поставки  газа  с  началом  поставки 
после 1 июля 2007 г.;  
-  конечные  потребители,  приобретающие  газ  сверх  объемов,  зафиксированных  в  договорах 
поставки газа на 2007 год;  
- конечные потребители, поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ 
по расширению Единой системы газоснабжения. 

16.04.2012  г.  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  РФ  № 323  «О  реализации 
природного  газа  на  товарных  биржах  и  внесении  изменений  в  акты  Правительства  Российской 
Федерации по вопросам  государственного регулирования  цен на газ и  доступа к газотранспортной 
системе  открытого  акционерного  общества  «Газпром»  ПАО  «Газпром»  и  его  аффилированные 
лица  получили  право  реализовывать  добытый  ими  природный  газ  на  организованных  торгах  в 
объеме  до 15 млрд куб.  метров - в 2012 году  и  до 17,5 млрд куб.  метров  в  год - начиная  с 2013 года. 
При  этом  объем  природного  газа,  реализуемого  в  соответствии  с  данным  постановлением,  не 
может  превышать  объем  природного  газа,  самостоятельно  реализуемого  независимыми 
организациями на организованных торгах.  
 
Поставки газа российским потребителям.  

В 2015 году и I квартале 2016 года ПАО «Газпром» (головная компания) реализовало потребителям 
России 239,728 и 86,854
 млрд куб. м природного газа соответственно. 

Реализацией  газа  на  территории  Российской  Федерации,  в  основном,  занимается  дочерняя 
компания ООО «Газпром межрегионгаз». Незначительные объемы газа реализуют другие дочерние 
газодобывающие и газотранспортные организации.  

Кроме  того,  начиная  с 24.10.2014 г.  торги  природным  газом  проходят  на  постоянной  основе  на 
площадке  ЗАО «СПбМТСБ».  Реализация  газа,  добытого  ПАО  «Газпром»  и  его  аффилированными 
лицами,  на  организованных  торгах  осуществляется  ООО  «Газпром  межрегионгаз»,  являющимся 
Участником организованных торгов и комиссионером Общества. 

В  соответствии  с  согласованной  Минэнерго  России,  ФАС  России  и  ПАО «Газпром»  схемой 
взаимодействия  организаций  при  биржевой  торговле  газом  транспортировку  газа,  поставляемого 
во  исполнение  договоров  поставки,  заключенных  участниками  торгов  на  ЗАО  «СПбМТСБ», 
обеспечивает  Организатор  транспортировки,  функции  которого  осуществляет  ООО «Газпром 
межрегионгаз поставка», входящее в Группу Газпром, на основании договора с ПАО «Газпром».  

В 2015 году в ходе торгов природным газом в Секции «Газ природный» ЗАО «СПбМТСБ» с периодом 
поставки «месяц» реализовано 7,4 млрд куб. м газа, в том числе 4,3 млрд куб. м газа ПАО «Газпром. 

С 26.10.15 г.  на  ЗАО  «СПбМТСБ»  запущены  биржевые  торги  с  периодом  поставки  «сутки»,  на 
которых суммарно реализовано 163,0 млн куб. м. газа, из них 159,7 млн куб. м - газа ПАО «Газпром». 

Транспортировка 

газа, 

приобретенного/реализованного 

на 

организованных 

торгах 

на 

ЗАО «СПбМТСБ», в 2015 году осуществлена в объеме 7 млрд куб. м. 
 
Поставки газа в страны бывшего Советского Союза, за исключением России 

В 2015 году  и I квартале 2016 года  ПАО  «Газпром»  реализовано  на  территории  стран  бывшего 
Советского  Союза,  за  исключением  России 37,579 и 10,179 млрд  куб.  м  природного  газа 
соответственно. 
В  приведенной  ниже  таблице  представлены  данные  об  объемах  продаж  газа  в  страны  бывшего 
Советского Союза, за исключением России в 2014-2015 годах и за 3 месяца 2016 года

1)

Страна 2014 

г. 2015 

г. 3 

месяца 2016 г.

(2)

(млрд куб.м) 

Украина 

14,455

7,827 0,995

  87

Страна 2014 

г. 2015 

г. 3 

месяца 2016 г.

(2)

Беларусь 

20,052

18,790 5,641

Молдова 

2,823

2,925 0,951

Литва 

2,536

2,203 0,255

Латвия 

0,964

1,329 0,271

Эстония  

0,417

0,532 0,070

Казахстан 

1,216

1,678 1,369

Южная Осетия 

0,032

0,034 0,015

Армения 

2,062

1,921 0,569

Грузия 

0,268

0,295 0,043

Киргизия 0,032

0,045 

0,00

Итого 

44,857

37,579 

10,179

1)

  В  связи  с  различиями  в  методологии  подготовки  управленческой  отчетности  и  бухгалтерской  отчетности 

показатели  объемов  поставок  (реализации)  газа  потребителям,  рассчитанные  по  данным  методикам,  могут  не 
совпадать.  В  данной  таблице  для  расчета  показателей  использовалась  методика  подготовки  управленческой 
отчетности. 

2)

 Оперативные данные. 

Основные  маршруты  газопроводов  от  газовых  месторождений  в  Западной  Сибири  к  экспортным 
рынкам  Западной  Европы  проходят  через  Украину,  которая,  также  являлась  наиболее  крупным 
потребителем российского газа среди стран бывшего Советского Союза. Поставки газа из России в 
Украину  до 2006 года  осуществлялись  в  оплату  транзита  российского  природного  газа  по 
территории  Украины  в  соответствии  с  Дополнениями  к  Контракту  между  НАК  «Нафтогаз 
Украины»  и  ПАО «Газпром»  об  объемах  и  условиях  транзита  природного  газа  через  территорию 
Украины на период с 2003 по 2013 год от 21 июня 2002 г. Указанные Дополнения подписывались на 
основе  ежегодных  межправительственных  протоколов  к  Соглашению  между  Правительством 
Российской  Федерации  и  Кабинетом  Министров  Украины  о  дополнительных  мерах    по  
обеспечению  транзита  российского природного газа по территории Украины от 4 октября 2001 г.  

2 октября 2008 г.  Председатель  Правительства  Российской  Федерации  В.В.Путин  и  Премьер - 
Министр  Украины  Ю.В.Тимошенко  подписали  Меморандум,  в  котором  договорились  об 
установлении  с 1 января 2009 г.  прямых  долгосрочных  отношений  между  ПАО  «Газпром»  и 
НАК «Нафтогаз  Украины»  и  признали,  что  эффективность  перехода  на  прямые  отношения 
обусловлена погашением накопленной задолженности, своевременной оплатой будущих поставок и 
возможностью предприятий Группы Газпром поставлять природный газ потребителям Украины. 
Кроме  того,  в  указанном  документе  подтверждено  намерение  Сторон  в  течение  трех  лет 
осуществить поэтапный переход на рыночные, экономически обоснованные и взаимосогласованные 
цены на импортированный природный газ для потребителей Украины и тарифы на транзит газа 
через территорию Украины. В январе 2009 года между ПАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» 
подписан прямой долгосрочный контракт на поставку газа потребителям Украины. 

27  декабря 2005 г.  ПАО  «Газпром»  и  ОАО «Белтрансгаз» (в  настоящее  время 
ОАО «Газпром трансгаз  Беларусь»)  подписали  контракт  об  объемах  и  условиях  поставки 
природного  газа  в  Республику  Беларусь  и  транзите  газа  через  территорию  Республики  Беларусь  в 
2006  году,  в  котором  сохранены  условия  контракта 2005 года.  С 2007 года  ПАО  «Газпром»  и 
ОАО «Белтрансгаз» (в настоящее время ОАО «Газпром трансгаз Беларусь») заключен контракт, в 
котором  предусмотрены  условия  постепенного  повышения  цен  до  рыночного  уровня.  В 2007 году 
цена газа, поставляемого в Республику Беларусь, составляла 100 долларов США за 1000 куб. м газа. 
С 2008  года  цена  на  газ,  поставляемый  ПАО  «Газпром»  ОАО «Белтрансгаз» (в  настоящее  время 
ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»), рассчитывалась ежеквартально по формуле с учетом индексов 
изменения цен на газойль и мазут. В 2012 году цена газа составляла 165,6 долл. США за 1000 куб. м. 
С 2013 года цена рассчитывается по формуле, определенной условиями Межправсоглашения. 

В  декабре 2006 года  ПАО «Газпром»  был  подписан  с  АО «Молдовагаз»  среднесрочный  контракт, 
предусматривающий  плавное  повышение  цен  на  газ  для  потребителей  Республики  Молдова  с 
доведением их в 2011 году до среднеевропейского уровня.  

C 2008 года,  цена  на  газ,  поставляемый  ПАО  «Газпром»  АО «Молдовагаз»,  устанавливается 
ежеквартально по формуле с учетом индексов изменения цен на газойль и мазут.  

Цена  газа  для  покупателей  в  странах  Балтии  соответствует  европейскому  уровню  и 
рассчитывается  по  формуле  в  зависимости  от  усредненной  за 9 месяцев  цены  мазута  и  газойля, 

  88

что соответствует европейским и мировым нормам.  

Политический  и  экономический  кризис  в  Украине  привел  к  увеличению  задолженности  за  газ  и 
нарушению  контрактных  обязательств  по  оплате  со  стороны  Украины.  Задолженность 
«Нафтогаза Украины» перед ПАО «Газпром» за поставленный в 2013-2016 годах газ составляет по 
состоянию  на 31.03.2016 около 2,856 млрд  долл.  США.  В  ноябре,  декабре 2014 г.  НАК «Нафтогаз 
Украины» осуществила частичное погашение задолженности за поставленный газ в сумме 3,1 млрд 
долл. США. 

В условиях,  когда  Украина  не  исполняет  договоренности,  ПАО  «Газпром» в полном  соответствии 
с действующим  контрактом  с 16 июня 2014 года  перевело  НАК  «Нафтогаз  Украины» 
на предоплату поставок газа. 

В 2011 – 2014 годах  из-за  неплатежей  потребителей  Приднестровья  еще  более  возросла 
дебиторская задолженность Республики Молдова. 

Неплатежи  названных  потребителей  газа  приводят  к  недополучению  денежных  средств 
ПАО «Газпром». 

 

Европейский рынок. 

В 2015 году  и I квартале 2016 года  ПАО  «Газпром»  по  контрактам  ООО  «Газпром  экспорт» 
реализовало в Дальнее Зарубежье 158,560 и 44,357 млрд куб. м природного газа соответственно. 

ПАО  «Газпром»  продает  природный  газ  в  Европу  в  основном  по  долгосрочным  контрактам. 
Значительная часть экспортных контрактов, помимо прочего, содержит следующие условия: 

контрактную  цену,  которая  привязана  к  ценам  нефтепродуктов  и/или  к  котировкам 
газовых торговых площадок; 

условия  пересмотра  цены,  в  соответствии  с  которыми  цена  на  природный  газ  по 
контракту  может  пересматриваться,  как  правило,  один  раз  в  два-три  года,  при  условии 
существенных изменений конъюнктуры рынков газа; 

условие  «бери  или  плати»,  которое  обеспечивает  следующее: (а)  покупатель,  не 
исполнивший  свои  обязательства  по  отбору  газа,  частично  оплачивает  неотобранные 
количества,  и  (б)  впоследствии  эти  объемы  могут  быть  отобраны  с  соответствующей 
доплатой после отбора минимальных годовых количеств, предусмотренных контрактами 
в соответствующем году поставки. 

К  настоящему  времени  достигнуты  договоренности  по  продлению  контрактов  на  поставку  с 
большинством покупателей природного газа на европейском рынке.  

Долгосрочные  контракты  на  поставку  газа  между  ООО  «Газпром  экспорт»  и  контрагентами 
предусматривают  право  каждой  из  сторон  требовать  пересмотра  контрактной  цены  в  случае 
существенного  изменения  обстоятельств  на  соответствующих  рынках.  По  мере  существенных 
изменений  стороны  такое  право  используют.  В  настоящее  время  ООО  «Газпром  экспорт» 
находится в ценовых переговорах с целым рядом покупателей. В силу неоднородности европейского 
газового рынка ценовые переговоры с каждым из покупателей имеют свою специфику. Переговоры с 
покупателями  Северо-Западной  Европы  проходят  на  фоне  роста  ликвидности  крупных  торговых 
площадок.  В  других  Европейских  регионах  влияние  хабов  менее  существенно.  Также 
ООО «Газпром экспорт» находится в переговорах с партнерами в отношении поставок природного 
газа, не имеющих непосредственного отношения к пересмотру контрактной цены.  

С  некоторыми  из  контрагентов  споры,  в  соответствии  с  условиями  соответствующих 
контрактов  и  соглашений,  переданы  на  рассмотрение  международного  арбитража.  По  мере 
достижения  договоренностей  или  вынесения  арбитражных  решений  компанией  делаются 
соответствующие публичные заявления. 

 

Западная Европа. 

В 2015 году  и I квартале 2016 года  ПАО  «Газпром»  по  контрактам  ООО  «Газпром  экспорт» 
реализовало в Западную Европу 130,052 и 36,777 млрд куб. м природного газа соответственно. 

В приведенной ниже таблице представлены данные о продажах природного газа в страны Западной 
Европы в 2014-2015 годах и за 3 месяца 2016 года 

(1)

 

  89

Страна 2014 

г. 2015 

г. 3 

месяца 2016 г.

(3)

 

(млрд куб.м) 

Германия 

38,701

45,314 12,050

Италия 

21,681

24,418 6,364

Турция

(2)

 

27,330

27,015 6,419

Франция 

7,095

9,704 2,400

Финляндия 

3,111

2,756 0,951

Австрия 

3,949

4,405 1,018

Греция 

1,745

1,982 0,599

Нидерланды 

3,509

2,382 1,052

Швейцария 

0,296

0,287 0,080

Дания 0,412

0,672 

0,294

Великобритания 10,091

11,117 

5,550

Итого 117,920

130,052 

36,777

(1)

  В  связи  с  различиями  в  методологии  подготовки  управленческой  отчетности  и  бухгалтерской  отчетности 

показатели объема поставок газа потребителям, рассчитанные по данным методикам, могут не совпадать.  В данной 
таблице  для  расчета  показателей  использовалась  методика  подготовки  управленческой  отчетности  ООО  «Газпром 
экспорт». 

(2)

 Включена в число стран Западной Европы в целях составления настоящей таблицы. 

(3)

 Оперативные данные. 

ПАО «Газпром» поставляет газ в Западную Европу с конца 1960-х годов, что позволило Компании 
накопить значительный опыт коммерческой деятельности в регионе. Действуя через свое дочернее 
общество  ООО  «Газпром  экспорт»,  ПАО  «Газпром»  осуществляет  поставки  газа  в 
западноевропейские страны, главным образом, на основе долгосрочных контрактов, срок действия 
которых, как правило, составляет 20 лет и более. Действующие в настоящее время долгосрочные 
контракты  с  основными  покупателями  в  Западной  Европе  останутся  в  силе  еще  на  срок - до 
26 лет. 

Основными  партнерами  ПАО  «Газпром»  в  Западной  Европе  являются:  в  Германии – 
«Юнипер Глобал  Комодитиз», «ВИЕХ» (доля  Группы  Газпром 100%) и  «ВИНГАЗ» (доля  Группы 
Газпром 100%), в  Италии - «ЭНИ»  и  «Промгаз  С.п.А.» (в  настоящий  момент  на 100% 
контролируется компаниями Группы ПАО «Газпром»), во Франции - «ЭНЖИ», в Великобритании – 
«Газпром  Маркетинг  и  Трейдинг» (доля  Группы  Газпром 100%) и  в  Турции - «Боташ».  За  газ, 
реализуемый  в  Западной  Европе,  ПАО  «Газпром»  получает  оплату  в  долларах  США  или  евро,  а 
также, в меньшей степени, в английских фунтах стерлингов. 
 
Центральная Европа. 
ПАО «Газпром» занимает ведущее положение на газовых рынках стран Центральной Европы, что 
обусловлено  сложившимися  историческими,  экономическими,  географическими  и  политическими 
факторами.  
В 2015 году  и I квартале 2016 года  ПАО  «Газпром»  по  контрактам  ООО  «Газпром  экспорт» 
реализовало  в  Центральную  Европу 28,508 и 7,58 млрд  куб.  м  природного  газа  соответственно.  За 
газ, реализуемый в Центральной Европе, ПАО «Газпром» получает оплату в долларах США. 

В  приведенной  ниже  таблице  представлены  данные  о  продажах  природного  газа  в  страны 
Центральной Европы за 2014-2015 годы и за 3 месяца 2016 года

(1)

Страна 2014 

г. 2015 

г. 3 

месяца 2016 г.

(2)

 

(млрд куб.м) 

Венгрия 

5,331

5,869 1,125

Польша 

9,096

8,915 2,870

Словакия 

4,385

3,806 0,904

Чехия 

4,760

4,205 1,103

Румыния 

0,328

0,176 0,151

Болгария 

2,788

3,112 0,781

Сербия  

1,358

1,678 0,500

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..