ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год - часть 5

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год - часть 5

 

 

  66

уполномоченными банками в базе данных по валютным операциям, а также утверждены Правила 
по  обеспечению  взаимодействия,  не  являющихся  уполномоченными  банками  профессиональных 
участников  рынка  ценных  бумаг,  таможенных  и  налоговых  органов  как  агентов  валютного 
контроля  с  Центральным  Банком  Российской  Федерации.  Постановлением  Правительства 
Российской  Федерации  от 17 февраля 2007 г.  № 98 утверждены  Правила  представления 
резидентами  и  нерезидентами  подтверждающих  документов  и  информации  при  осуществлении 
валютных операций агентам валютного контроля за исключением уполномоченных банков. 

Вступление  в  силу  Положения  о  порядке  передачи  уполномоченными  банками  информации  о 
нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства 
Российской  Федерации  и  актов  органов  валютного  регулирования  № 308-П  в  октябре 2007 года 
усилило  роль  федеральной  службы  финансово-бюджетного  надзора  в  части  контроля  за 
соблюдением резидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов 
органов валютного регулирования и валютного контроля. 

05.06.2012  вступил  в  силу 406-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О  валютном 
регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля». 

01.10.2012  вступила  в  силу  Инструкция  Центрального  Банка  от 04.06.2012 № 138-И  «О  порядке 
представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, 
связанных  с  проведением  валютных  операций,  порядке  оформления  паспортов  сделок,  а  также 
порядке  учета  уполномоченными  банками  валютных  операций  и  контроля  за  их  проведением»,  в 
которой  был  определен  порядок  и  способы  представления  резидентами  уполномоченным  банкам 
документов и информации при осуществлении валютных операций.  

30.11.2015 вступило в силу Указание Банка России № 3865-У «О внесении изменений в Инструкцию 
Банка  России  от 04.06.2012 № 138-И  «О  порядке  представления  резидентами  и  нерезидентами 
уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, 
порядке  оформления  паспортов  сделок,  а  также  порядке  учета  уполномоченными  банками 
валютных операций и контроля за их проведением». 

Федеральным  законом  от 30.12.2015 № 430-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О 
рынке  ценных  бумаг»  и  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»  расширен 
перечень разрешенных между резидентами валютных операций.  

С 28.12.2015 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 № 181-ФЗ 
«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и 
статью 15.25 Кодекса  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях», 
предусматривающие  расширение  перечня  разрешенных  валютных  операций  между  резидентами; 
установление  дополнительных  обязанностей  финансового  агента  по  уведомлению  экспортера  об 
исполнении / неисполнении  нерезидентом  обязательств,  предусмотренных  внешнеторговым 
контрактом;  расширения  перечня  документов,  которые  могут  быть  запрошены  агентами 
валютного контроля; в Кодекс об административных правонарушениях добавлено новое основание 
привлечения к ответственности за нарушение требований валютного законодательства.  

Таким образом, последние изменения в области валютного регулирования и контроля не оказывают 
существенного  негативного  влияния  на  деятельность  ПАО  «Газпром».  Учитывая  существующую 
тенденцию  либерализации  валютного  законодательства,  введение  ограничений,  сокращающих 
возможности  конвертации  рублевых  доходов  в  иностранную  валюту  и  обратной  конвертации 
рублей  в  силу  требований  об  обязательной  репатриации  и  конвертации,  маловероятно.  Однако,  в 
случае  введения  таких  ограничений,  они  могут  оказать  неблагоприятное  влияние  на  результаты 
деятельности и способность Общества осуществлять выплаты по кредитам и займам. 

 

Риски, связанные с изменением налогового законодательства. 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  уплату  федеральных,  региональных  и  местных  налогов,  в 
частности,  налога  на  добавленную  стоимость,  акциза,  налога  на  прибыль  организаций,  налога  на 
добычу полезных ископаемых, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного 
налога. 
Статус  ПАО  «Газпром»,  как  крупнейшего  налогоплательщика  в  Российской  Федерации, 
реализующего  большое  количество  капиталоёмких  проектов,  обуславливает  необходимость 
непрерывного  и  продуктивного  диалога  с  федеральными  и  региональными  органами  власти  по 
вопросам налогообложения. Приемлемый уровень налоговой нагрузки является одним из факторов 
стабильного  развития  и  новых  инвестиций,  которые  при  высоком  налоговом  бремени 
сложнореализуемы. 

  67

В  последние  годы  законодательство  о  налогах  и  сборах  все  чаще  подвергается  изменениям, 
дополнениям  и  уточнениям,  касающимся  как  общих  вопросов  налогообложения,  так  и  порядка 
исчисления  и  уплаты  отдельных  налогов,  что  затрудняет  средне-  и  долгосрочное  планирование 
деятельности налогоплательщиков. 

Значимыми изменениями налогового законодательства I квартала 2016 года являются: 

1) 

Исключение из контролируемой задолженности обязательств

1

-   в 2016 году - перед банками при выполнении определенных условий; 

- в 2017 году - перед взаимозависимыми с иностранными лицами налоговыми резидентами 

Российской  Федерации,  а  также  перед  лицами,  не  имеющими  долгов  перед  иностранными 
взаимозависимыми лицами по сопоставимым обязательствам. 

2) Изменение норм о 

деофшоризации

2

-  срок  подачи  уведомления  об  участии  в  иностранных  организациях,  об  учреждении 

иностранных структур без образования юридического лица продлен до 3 месяцев;

 

  -  уточнен  порядок  налогообложения  прибыли  контролируемых  иностранных  компаний,  в 

частности,  освобождена  от  налогообложения  прибыль  КИК,  которые  участвуют  в  проектах  по 
добыче  полезных  ископаемых  на  основании  соглашений  о  разделе  продукции,  концессионных  и 
аналогичных соглашений, заключаемых не только с иностранным государством, но и с Российской 
Федерацией.

 

3)  Изменение  порядка  определения  доли  участия  лица  в  организации - введены  правила 

расчёта доли участия в том случае, если акции (доли) входят в состав активов инвестиционного 
фонда, негосударственного пенсионного фонда.

2

  

4)  Повышение  с 01.04.2016 ставок  акцизов  на  автомобильный  бензин,  дизельное  топливо, 

прямогонный  бензин  и  средние  дистилляты,  что  может  оказать  влияние  на  деятельность 
организаций Группы 

Газпром.

3

 

ПАО «Газпром» как законопослушный налогоплательщик в условиях часто меняющегося налогового 
законодательства  осуществляет  постоянный  мониторинг  изменений  и  дополнений,  вносимых  в 
законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов налогообложения, оценивает и 
прогнозирует степень возможного влияния таких изменений на деятельность Общества. 

Вместе  с  тем,  несмотря  на  то,  что  ПАО  «Газпром»  выполняет  требования  налогового 
законодательства, нельзя исключать рисков предъявления Обществу налоговых претензий. 

Определенные  риски  также  возникают  и  по  причине  несовершенства  судебной  системы  в 
Российской Федерации и отсутствия единой позиции у различных судебных органов по одним и тем 
же спорным вопросам налогообложения. 

Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.  

Деятельность  Группы  по  экспорту  углеводородов  подпадает  под  правила  таможенного 
регулирования.  Разногласия  Группы  с  таможенными  органами  по  ряду  ключевых  вопросов 
осуществления  экспортных  поставок  природного  газа,  в  частности  в  подходе  к  порядку 
декларирования  и  взимания  таможенных  пошлин,  применения  курса  иностранных  валют  при 
исчислении  таможенной  стоимости,  урегулированы  в  рабочем  порядке,  а  также  посредством 
внесения  соответствующих  изменений  в  таможенное  законодательство.  Сложившаяся  ранее 
положительная  судебная  практика  Группы  в  отношении  прав  Общества  на  корректировку 
таможенной  стоимости  позволила  в  настоящее  время  вне  арбитражных  споров  осуществлять 
корректировки  при  изменении  в  ретроактивном  порядке  ценовых  параметров  поставленного 
контрагентам  природного  газа  и  возвращать,  в  случае  излишней  уплаты,  вывозные  таможенные 
пошлины.  

Действующее  таможенное  законодательство  Таможенного  союза  и  Российской  Федерации 

                                                           

1

 

Федеральный закон 

от 15.02.2016 № 25-ФЗ

 «О внесении изменений в статью 269 части второй НК РФ 

в части определения понятия контролируемой задолженности».

 

2

 

Федеральный  закон 

от 15.02.2016 № 32-ФЗ

  «О внесении  изменений  в части  первую  и вторую  НК  РФ 

и Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской 
Федерации  (в части  налогообложения  прибыли  контролируемых  иностранных  компаний  (далее - КИК) 
и доходов иностранных организаций)».

 

3

 

Федеральный  закон 

от 29.02.2016  № 34-ФЗ

  «О внесении  изменения  в статью 193 части  второй 

Налогового кодекса Российской Федерации».

 

  68

позволяют  в  целом  осуществлять  таможенное  декларирование  с  учетом  интересов  газовой 
отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского экономического 
союза  Группа  Газпром  продолжает  работу  в  Евразийской  экономической  комиссии  с  экспертами 
ЕЭК,  заинтересованными  федеральными  ведомствами  по  реализации  предложений  Группы  в   
проект  нового  Кодекса  ЕАЭС,  регулирующих  порядок  помещения  товаров  под  таможенные 
процедуры,  а  также  механизм  доступа  и  контроля  таможенными  органами  сведений  с  приборов 
учёта количеств вывозимого природного газа.  

С целью минимизации указанных рисков Общество: 

 -  продолжает  консультации  с  таможенными  органами  по  вопросам  корректировки  сведений 
таможенной  декларации,  учёта  и  использования  декларантом,  и  администрирования  ЦЭТ 
авансовых  платежей,  механизма  возврата/зачета  сумм  излишне  уплаченной  таможенной 
пошлины; 

 -  осуществляет  дальнейший  контроль  порядка  таможенного  декларирования  и  документального 
подтверждения в ЦЭТ поставок природного газа по трубопроводам «Северный поток» и «Голубой 
поток»; 

 - продолжает совершенствовать процесс электронного декларирования поставок природного газа; 

- продолжает арбитражную работу по защите законных прав и интересов Общества. 
 

Риски,  связанные  с  изменением  требований  по  лицензированию  основной  деятельности  
ПАО «Газпром» либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте 
ограничено (включая природные ресурсы). 

В I квартале 2016 г.  приняты  или  вступили  в  силу  следующие  нормативные  правовые  акты, 
регулирующие вопросы, связанные с лицензированием основной деятельности ПАО «Газпром». 

1. Федеральный закон от 29.06.2015 № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации 
«О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

В 

Российской 

Федерации 

предусматривается 

создание 

федеральной 

государственной 

информационной системы «Единый фонд геологической информации о недрах». 

Единый  фонд  геологической  информации  о  недрах  является  федеральной  государственной 
информационной  системой,  содержащей  реестр  первичной  геологической  информации  о  недрах  и 
интерпретированной  геологической  информации  о  недрах,  имеющихся  в  федеральном  фонде 
геологической  информации  и  его  территориальных  фондах,  фондах  геологической  информации 
субъектов Российской Федерации, органах государственной власти Российской Федерации, органах 
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  организациях,  находящихся  в  ведении 
указанных  органов  государственной  власти,  иных  коммерческих  организациях  и  некоммерческих 
организациях,  а  также  первичную  геологическую  информацию  о  недрах  и  интерпретированную 
геологическую  информацию  о  недрах,  представленные  на  электронных  носителях  и  имеющиеся  в 
федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах. 

Вводится  обязанность  пользователя  недр  по  обязательной  сдаче  геологической  информации  в 
федеральный  фонд  геологической  информации  и  его  территориальные  подразделения,  а  также  в 
фонды  геологической  информации  субъектов  Российской  Федерации.  Невыполнение  указанной 
обязанности  может  повлечь  досрочное  прекращение,  приостановление  или  ограничение  права 
пользования недрами. 

Совершенствуется  порядок  подготовки,  согласования  и  утверждения  технических  проектов 
разработки  месторождений  полезных  ископаемых  и  иной  проектной  документации,  связанной  с 
пользованием недрами. 

2.  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 30.01.2016 № 51 «О  лицензиях  на 
пользование  недрами  (за  исключением  участков  недр  федерального  значения  и  участков  недр 
местного значения) в отношении участков недр, расположенных на территориях Республики Крым 
и  г.  Севастополя,  право  пользования  которыми  предоставлено  на  основании  специальных 
разрешений  (лицензий),  выданных  государственными  и  иными  официальными  органами  Украины, 
государственными  и  иными  официальными  органами  Автономной  Республики  Крым, 
государственными  и  иными  официальными  органами  г.  Севастополя  до  дня  вступления  в  силу 
Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и 
образовании  в  составе  Российской  Федерации  новых  субъектов - Республики  Крым  и  города 
федерального значения Севастополя». 

  69

Устанавливается  порядок  оформления  лицензий  на  право  пользования  участками  недр  (за 
исключением  участков  недр  местного  значения),  расположенными  на  территориях  Республики 
Крым  и  города  федерального  значения  Севастополя,  пользование  которыми  осуществляется  на 
основании  специальных  разрешений  (лицензий),  выданных  государственными  и  иными 
официальными  органами  Украины,  государственными  и  иными  официальными  органами 
Автономной  Республики  Крым,  государственными  и  иными  официальными  органами  города 
Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. 
№ 6-ФКЗ  «О  принятии  в  Российскую  Федерацию  Республики  Крым  и  образовании  в  составе 
Российской  Федерации  новых  субъектов – Республики  Крым  и  города  федерального  значения 
Севастополя». 

Информации  об  иных  изменениях  требований  по  лицензированию  основной  деятельности 
эмитента  либо  лицензированию  прав  пользования  объектами,  нахождение  которых  в  обороте 
ограничено (включая природные ресурсы) не имеется. 

Риски, связанные с изменениями в законодательстве, либо с решениями федеральных или местных 
органов власти по вопросам лицензирования, находятся вне контроля ПАО «Газпром», и Общество 
не может гарантировать, что в будущем не произойдет изменений подобного рода, которые могут 
негативно повлиять на деятельность Общества. Однако в настоящее время предпосылок правового 
характера,  связанных  с  усложнением  процедуры  получения  лицензий  либо  снижением 
возможности продления действия лицензий ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, не выявлено. 
 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
ПАО «Газпром». 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
Общества  (в  том  числе  по  вопросам  лицензирования),  которые  могут  негативно  сказаться  на 
результатах его деятельности, а также на результатах текущих судебных процессов, в которых 
участвует Общество, в настоящий момент оцениваются как незначительные.
 
 
 

 

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) 

Репутационный  риск – риск  возникновения  у  ПАО  «Газпром»  убытков  в  результате  уменьшения 
числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления 
о финансовой устойчивости Компании, качестве оказываемых услуг или характере деятельности в 
целом. 

ПАО «Газпром» прилагает значительные усилия по формированию положительного представления 
о характере своей деятельности как внутри страны, так и за ее пределами, в частности, путем 
повышения информационной прозрачности.  

Вместе  с  тем,  существует  ряд  объективных  рисков  ухудшения  деловой  репутации.  К 
формированию  рисков  ухудшения  деловой  репутации  могут  привести  как  подконтрольные,  так  и 
неподконтрольные ПАО «Газпром» факторы.  

В  числе  внешних  факторов — «ухудшение  образа  российских  компаний»  в  средствах  массовой 
информации. 
 
К  числу  принимаемых  мер  по  управлению  рисками  снижения  деловой  репутации,  в  том  числе, 
относятся: 

-  постоянный  мониторинг  информации  в  зарубежных  и  российских  открытых  источниках, 

касающейся  деятельности  ПАО  «Газпром»,  его  партнеров,  конкурентов,  органов  власти, 
экономических и общественных объединений;  

-  своевременная  подготовка  пресс-релизов,  комментариев  для  СМИ  и  информационных 

сообщений  о  ключевых  событиях  в  деятельности  Компании,  проведение  брифингов  и  пресс-
конференций  руководства  ПАО  «Газпром»  для  российских  и  зарубежных  СМИ,  представителей 
инвестиционного сообщества; 

-  оперативное  реагирование  на  негативные  сведения,  представленные  в  СМИ  о  деятельности 

ПАО «Газпром»,  посредством  предоставления  объективной  информации  и  официальной  позиции 
Компании. 
 

  70

 

2.4.6. Стратегический риск 

Стратегические  риски  ПАО  «Газпром»  вызываются  неопределенностью,  возникающей  под 
влиянием  различных  внутренних  и  внешних  факторов,  которые  могут  оказать  влияние  на 
достижение  Стратегической  цели  Компании,  выраженной  утвержденными  Советом  директоров 
ПАО «Газпром» стратегическими целевыми показателями (СЦП). 

Результаты  анализа  изменения  факторов  стратегических  рисков  ПАО «Газпром»,  их  оценка,  а 
также рекомендации по мероприятиям управления рисками на предстоящий десятилетний период 
доложены  в  составе  Долгосрочной  программы  развития  Общества  на  заседании  Правления 
ПАО «Газпром» 26 ноября 2015 г.  и  Совета  директоров  ПАО  «Газпром» 28 декабря 2015 г.,  и 
утверждены  в  составе  Долгосрочной  программы  развития  ПАО «Газпром» (газовый  бизнес, 2016-
2025) решением Совета директоров от 28.12.2015 № 2649. 

Изменения,  произошедшие  в  факторах  Стратегических  рисков  ПАО «Газпром»  за  отчетный 
период,  актуализированный  перечень  приоритетных  проектов,  его  обоснование,  а  также 
соответствующее  распределение  ресурсов  и  необходимые  меры  по  достижению  Стратегической 
цели  также  нашли  отражение  в  проекте  Долгосрочной  программы  развития  ПАО «Газпром» 
(газовый бизнес, 2017-2026). 

 

 

 

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Риски,  связанные  с  текущими  судебными  процессами  и  возможной  ответственностью 
ПАО «Газпром» по долгам третьих лиц. 

Гражданский  кодекс  и  Федеральный  закон  от 26 декабря 1995 года  № 208-ФЗ  «Об  акционерных 
обществах»  в  целом  предусматривают,  что  акционеры  российского  акционерного  общества  не 
несут  ответственности  по  обязательствам  своих  обществ  и  только  рискуют  потерять  свои 
инвестиции.  Данные  положения  не  применяются  в  случае,  когда  одна  компания («материнская 
компания»)  имеет  возможность  определять  решения,  принимаемые  другой  компанией («дочерняя 
компания»).  При  определенных  обстоятельствах  материнская  компания  несет  солидарную 
ответственность  по  обязательствам  дочерней  компании,  возникшим  в  результате  выполнения 
таких  решений,  а  в  случае,  если  дочерняя  компания  становится  неплатежеспособной  или 
банкротом  в  результате  действий  или  бездействия  материнской  компании,  последняя  несет 
субсидиарную  ответственность  по  ее  долгам.  Соответственно,  являясь  материнской  компанией 
дочерних  обществ,  в  которых  ПАО  «Газпром»  владеет  более  чем 50% уставного  капитала, 
Общество может стать ответственным по их задолженности.  

Кроме  того,  ПАО  «Газпром»  в  своей  деятельности  использует  практику  предоставления 
обеспечения третьим лицам. Обеспечение предоставляется, в основном, в форме поручительства 
по  обязательствам  дочерних  и  зависимых  обществ  Компании.  По  условиям  договора 
поручительства,  а  также  в  соответствии  с  положениями  Гражданского  кодекса  Российской 
Федерации  в  случае  невозможности  полного  или  частичного  исполнения  должником  своих 
обязательств кредитор имеет право требовать исполнения обязательства от поручителя в лице 
ПАО «Газпром» в объеме, определенном таким договором.  

Исполнение подобного рода обязательств может оказать определенное негативное воздействие на 

  71

результаты  деятельности  Компании.  Однако,  учитывая  отсутствие  судебных  процессов,  в 
которых  ПАО  «Газпром»  выступает  в  качестве  ответчика  по  обязательствам  дочерних, 
зависимых и иных обществ, в том числе по договорам поручительства, а также незначительные 
по  отношению  к  балансовой  стоимости  активов  объемы  выданных  обеспечений,  Общество  не 
усматривает критерия существенности в рисках, связанных с наступлением ответственности по 
долгам третьих лиц. 
 

Риски,  связанные  с  отсутствием  возможности  продлить  действие  лицензий  на  осуществление 
вида деятельности либо на использование природных ресурсов, в том числе на пользование недрами.  

ПАО «Газпром» ведет свою операционную деятельность в соответствии с большим количеством 
лицензий  на  пользование  недрами  с  целью  поиска,  разведки  и  добычи  углеводородного  сырья  и 
геологического изучения недр. Регулирование указанных видов пользования недрами осуществляется, 
главным  образом,  в  соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  от 21 февраля 1992 года 
№ 2395-1 «О недрах» и подзаконными нормативными актами. 

Большинством лицензий на пользование недрами с целью поиска, разведки, добычи углеводородного 
сырья  и  геологического  изучения  недр  владеют  дочерние  общества  и  зависимые  организации 
Общества.  Лицензии  на  пользование  недрами  с  целью  добычи  углеводородного  сырья  на 
месторождениях  Группы  покрывают  период 2016-2043 годов.  В  большинстве  лицензий  на 
пользование  недрами  предусматривается  возможность  их  отзыва,  если  не  выполняются 
существенные лицензионные требования по объемам и срокам геологоразведочных работ, по срокам 
ввода месторождений в эксплуатацию, по своевременной оплате сборов и налогов за использование 
недр, либо допущено систематическое непредставление информации. 

ПАО  «Газпром»  и  компании  Группы,  в  основном,  соблюдают  требования  условий  лицензионных 
соглашений,  предпринимают  все  необходимые  действия  для  получения,  поддержания  в  силе 
действия лицензий на пользование недрами и минимизации вероятности приостановки, и отзыва 
лицензий.  Кроме  того,  ПАО  «Газпром»  намеревается  продлить  действующие  лицензии  на 
пользование  недрами  месторождений  углеводородного  сырья,  которые,  как  ожидается,  будут 
продуктивными после окончания срока действия лицензий.  

В настоящее время предпосылок правового, экономического или политического свойства, связанных 
с  усложнением  процедуры,  либо  снижением  возможности  продления  действия  лицензий  на 
пользование недрами ПАО «Газпром» и компаний Группы, не выявлено. 

Кроме  того,  Общество  направляет  в  Правительство  Российской  Федерации,  Государственную 
Думу,  Минприроды  России  предложения  по  совершенствованию  нормативно-правовой  базы  по 
недропользованию. 
 
 

Риски, связанные с геологоразведочной деятельностью.  

ПАО «Газпром» выполняет геологоразведочные работы в регионах Западной и Восточной Сибири, 
на континентальном шельфе Российской Федерации, которые характеризуются удаленностью от 
населенных пунктов, сложными климатическими и горно-геологическими условиями, что приводит 
к  определенным  издержкам  при  планировании  затрат  на  реализацию  проектов  поиска  и  разведки 
залежей  углеводородов.  Стоимость  геологоразведочных  работ  по  этим  причинам  может 
отличаться  от  сметной  стоимости  по  проекту.  В  результате  Компания  может  столкнуться  с 
необходимостью корректировки работ по реализации геологоразведочных проектов по ряду причин, 
включая  геолого-технические  осложнения  в  процессе  бурения  (нефтегазопроявления,  поглощения 
промывочной жидкости, образование каверн в стволе скважины и др.). Кроме того, при реализации 
проектов поиска и разведки углеводородов можно получить результат, отличный от ожидаемого. 
Вместе  с  тем,  ПАО  «Газпром»  обладает  значительным  опытом  проведения  подобных  работ  и 
использует при поисках и разведке углеводородов все имеющиеся геолого-геофизические данные, что 
ведет к снижению подобных рисков. 
 
 

Риски, связанные с охраной окружающей среды.  

Производственная  деятельность  ПАО  «Газпром»  сопряжена  с  потенциальной  опасностью 
нанесения ущерба окружающей среде или ее загрязнения. Следствием этого является возникновение 
риска  гражданской  ответственности  и  необходимость  проведения  работ  по  устранению  такого 
ущерба.  

  72

Для снижения таких рисков ПАО «Газпром» проводит последовательную экологическую политику, 
совершенствует  систему  экологического  менеджмента  (СЭМ) в  соответствии  с  международным 
стандартом ISO 14001, постоянно  контролирует  свою  деятельность  с
  целью  соблюдения 
соответствующих  природоохранных  требований  стандартов  на  всех  этапах  производственной 
деятельности,  реализует  программы  и  мероприятия  по  охране  окружающей  среды  и  снижению 
воздействия на окружающую среду. В октябре 2015 г. органом по сертификации DNV GL проведен 
надзорный  аудит,  подтвердивший  соответствие  СЭМ  ПАО  «Газпром»  требованиям 
международного стандарта ISO 14001:2004.  

Результатом такой деятельности стало значительное снижение риска загрязнения окружающей 
среды. 

Тем  не  менее,  ПАО  «Газпром»  формирует  резервы  на  покрытие  ответственности  за  загрязнение 
окружающей среды и осуществляет страхование ответственности для таких случаев. 
 
 
Риски, связанные с авариями и выходом из строя оборудования.   

Деятельность  ПАО  «Газпром»  по  разведке,  добыче  и  транспортировке  газа  может  быть 
сопряжена  с  неблагоприятным  влиянием  многих  факторов,  включая  поломку  или  отказ 
оборудования,  возможные  проблемы  на  уровне  технологических  процессов,  снижение 
производственных  показателей  ниже  ожидаемых  уровней  добычи  или  эффективности,  трудовые 
споры,  природные  катастрофы,  погодные  условия,  террористические  акты  или  диверсии  на 
многочисленных  объектах  ПАО  «Газпром».  Вместе  с  тем,  Единая  система  газоснабжения 
обеспечивает системную надежность поставок газа (т.е. при аварии на каком-либо из ее участков 
поставки  газа  при  помощи  технологических  и  межсистемных  перемычек  могут  быть 
осуществлены  по  другим  маршрутам).  Кроме  того,  ПАО  «Газпром»  осуществляет  постоянный 
контроль  состояния  систем,  обеспечивающих  поставки  газа  потребителям,  проводит  их 
капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, что также снижает подобного рода риски. 
 

 

Риски роста затрат 

Удельные  затраты  в  капитальном  строительстве  в  нефтегазовой  отрасли  в  предкризисные  годы 
росли  темпами,  превышающими  темпы  инфляции.  Определяющими  факторами  этого  роста 
являлось увеличение цен на сырье, материалы, комплектующие, услуги, в том числе цен на металл, 
газоперекачивающие агрегаты, а также затраты на бурение скважин и т.д. 

В кризис затраты по отдельным статьям стабилизировались или даже снизились, но по-прежнему 
существует  вероятность  опережающего  роста  затрат  в  перспективе.  В  целях  минимизации 
данного  вида  рисков  ПАО  «Газпром»  использует  тендеры  по  выбору  поставщиков  товаров, 
исполнителей работ и услуг, ведет работу напрямую с поставщиками.  
 
 
Риски, связанные с возможностью потери потребителей, оборот с которыми составляет не менее 
10% общей выручки от продажи газа. 

В настоящее время группа компаний ПАО «Газпром» осуществляет более 65% всей добычи газа в 
России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы  газоснабжения, 
собственником которой является Общество, и реализацию на внутреннем и внешних рынках.   

С 2009 года начал действовать долгосрочный контракт на поставку газа в Украину. 16 июня 2014 г. 
в связи с ненадлежащим исполнением НАК «Нафтогаз Украины» своих обязательств по контракту 
купли-продажи  газа  в  виде  накопления  этой  компанией  значительной  задолженности  за 
поставленный  газ,  ПАО  «Газпром»  обратилось  в  Стокгольмский  международный  арбитраж  с 
иском  к  НАК  «Нафтогаз  Украины»  о  взыскании  задолженности  в  размере 4,5 млрд  долл.  США 
(сумма задолженности на момент подачи иска). Политический и экономический кризис в Украине 
привел к увеличению задолженности за газ и нарушению контрактных обязательств по оплате со 
стороны Украины. Задолженность «Нафтогаза Украины» перед ПАО «Газпром» за поставленный в 
2013-2016  годах  газ  составляет  по  состоянию  на 31.03.2016 около 2,856 млрд  долл.  США. 
Перспективы  взаимоотношений  компаний  по  поставкам  природного  газа  в  Украину  полностью 
зависят от решения вопроса погашения задолженности.
 

Газпром  реализует  значительную  часть  природного  газа  в  европейских  странах.  Экспортные 
продажи газа формируют основную часть выручки компании.  

  73

Позиции  ПАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  являются  устойчивыми.  Гарантией 
сохранения имеющихся позиций являются солидный портфель существующих и вновь заключаемых 
долгосрочных  контрактов  на  условиях  «бери  или  плати»,  значительная  сырьевая  база,  а  также 
постоянно развивающиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа.  
 
 

 

Раздел III. Подробная информация об эмитенте 

3.1. История создания и развитие эмитента 

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента 

Полное фирменное наименование эмитента: Публичное акционерное общество «Газпром» 
Дата введения действующего полного фирменного наименования: 17.07.2015 

Сокращенные фирменные наименования эмитента 

Сокращенное фирменное наименование: ПАО «Газпром» 
Дата введения наименования: 17.07.2015 
 
Сокращенное фирменное наименование: PJSC «GAZPROM» 
Дата введения наименования: 17.07.2015 
 

В уставе эмитента зарегистрировано несколько сокращенных фирменных наименований. 

 

Фирменное  наименование  эмитента  (наименование  для  некоммерческой  организации) 
зарегистрировано как товарный знак или знак обслуживания. 
 
Сведения о регистрации указанных товарных знаков: 
Свидетельство Роспатента на товарный знак «Газпром» № 228275, приоритет от 1 марта 2002 г.; 
Свидетельство Роспатента на товарный знак «Gazprom» № 228276, приоритет от 1 марта 2002 г.; 
Свидетельство  Роспатента  на  общеизвестный  товарный  знак  «ГАЗПРОМ»  № 30, внесен  в 
Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков 6 декабря 2004 г.
 

 

Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования: 

Полное  фирменное  наименование:  Российское  акционерное  общество  открытого  типа 
«Газпром»
 
Сокращенное фирменное наименование: РАО «Газпром» 
Дата введения наименования: 25.02.1993 
Основание введения наименования: 
указ  Президента  Российской  Федерации  от 5 ноября 1992 г.  № 1333 «О  преобразовании 
Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» 
и  постановление  Совета  Министров - Правительства  Российской  Федерации  от 17 февраля 
1993 г. № 138 «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром». 
 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество «Газпром» 
Сокращенное фирменное наименование: ОАО «Газпром» 
Сокращенное фирменное наименование: JSC «GAZPROM» 
Дата введения наименования: 23.07.1998 
Основание введения наименования: 
Решением  годового  Общего  собрания  акционеров  Российского  акционерного  общества 
«Газпром» (протокол  от 26 июня 1998 года  № 1) внесены  изменения  в  Устав  Общества  о  его 
переименовании в Открытое акционерное общество «Газпром». 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..