66
уполномоченными банками в базе данных по валютным операциям, а также утверждены Правила
по обеспечению взаимодействия, не являющихся уполномоченными банками профессиональных
участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного
контроля с Центральным Банком Российской Федерации. Постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 утверждены Правила представления
резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении
валютных операций агентам валютного контроля за исключением уполномоченных банков.
Вступление в силу Положения о порядке передачи уполномоченными банками информации о
нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов валютного регулирования № 308-П в октябре 2007 года
усилило роль федеральной службы финансово-бюджетного надзора в части контроля за
соблюдением резидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов
органов валютного регулирования и валютного контроля.
05.06.2012 вступил в силу 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном
регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля».
01.10.2012 вступила в силу Инструкция Центрального Банка от 04.06.2012 № 138-И «О порядке
представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации,
связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также
порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», в
которой был определен порядок и способы представления резидентами уполномоченным банкам
документов и информации при осуществлении валютных операций.
30.11.2015 вступило в силу Указание Банка России № 3865-У «О внесении изменений в Инструкцию
Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами
уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций,
порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками
валютных операций и контроля за их проведением».
Федеральным законом от 30.12.2015 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О
рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширен
перечень разрешенных между резидентами валютных операций.
С 28.12.2015 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 № 181-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и
статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»,
предусматривающие расширение перечня разрешенных валютных операций между резидентами;
установление дополнительных обязанностей финансового агента по уведомлению экспортера об
исполнении / неисполнении нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым
контрактом; расширения перечня документов, которые могут быть запрошены агентами
валютного контроля; в Кодекс об административных правонарушениях добавлено новое основание
привлечения к ответственности за нарушение требований валютного законодательства.
Таким образом, последние изменения в области валютного регулирования и контроля не оказывают
существенного негативного влияния на деятельность ПАО «Газпром». Учитывая существующую
тенденцию либерализации валютного законодательства, введение ограничений, сокращающих
возможности конвертации рублевых доходов в иностранную валюту и обратной конвертации
рублей в силу требований об обязательной репатриации и конвертации, маловероятно. Однако, в
случае введения таких ограничений, они могут оказать неблагоприятное влияние на результаты
деятельности и способность Общества осуществлять выплаты по кредитам и займам.
Риски, связанные с изменением налогового законодательства.
ПАО «Газпром» осуществляет уплату федеральных, региональных и местных налогов, в
частности, налога на добавленную стоимость, акциза, налога на прибыль организаций, налога на
добычу полезных ископаемых, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного
налога.
Статус ПАО «Газпром», как крупнейшего налогоплательщика в Российской Федерации,
реализующего большое количество капиталоёмких проектов, обуславливает необходимость
непрерывного и продуктивного диалога с федеральными и региональными органами власти по
вопросам налогообложения. Приемлемый уровень налоговой нагрузки является одним из факторов
стабильного развития и новых инвестиций, которые при высоком налоговом бремени
сложнореализуемы.