ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 1 квартал 2016 год - часть 4

 

 

  58

предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 
 
Политико-экономические риски 

В  соответствии  с  изменениями  политической  и  экономической  конъюнктуры  и  в  целях 
совершенствования  банковской,  судебной,  налоговой,  административной  и  законодательной 
систем  Правительство  Российской  Федерации  проводит  ряд  последовательных  реформ, 
направленных  на  стабилизацию  современной  российской  экономики  и  её  интеграцию  в  мировую 
систему. В ходе реформирования деловой и законодательной инфраструктуры сохраняются такие 
риски, как неконвертируемость национальной валюты за рубежом, низкий уровень ликвидности на 
рынках  долгосрочного  кредитования  и  инвестиций,  а  также  уровень  инфляции,  превышающий 
инфляцию развитых стран. 

В 2014 г. и 2015 г. Европейский союз (ЕС), США и некоторые другие государства ввели ряд санкций 
против России и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций влияют на 
деятельность  ПАО  «Газпром»,  ПАО  «Газпром  нефть»  и  ряда  других  компаний,  в  том  числе 
«Газпромбанк» (АО),  а  некоторые  из  них  предусматривают  общие  ограничения  хозяйственной 
деятельности в определенных отраслях экономики России. 

Санкции,  введенные  США,  запрещают  всем  физическим  лицам - гражданам  США  и  всем 
юридическим  лицам,  учрежденным  в  соответствии  с  законодательством  США  (включая 
иностранные филиалы таких компаний), а также всем лицам на территории США или связанным 
с территорией США: 

1)  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более 90 дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным капиталом, имуществом или правами на имущество ряда компаний энергетического 
сектора, включая ПАО «Газпром нефть» (неспосредственно ПАО «Газпром» не указано в числе лиц, 
на которые распространяется данная санкция); 

2)  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более 30 дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным  капиталом,  имуществом  или  правами  на  имущество  ряда  российских  компаний 
банковского сектора,  включая «Газпромбанк» (АО) (непосредственно ПАО «Газпром» не указано в 
числе лиц, на которые распространяется данная санкция); 

3)  предоставлять,  экспортировать  или  реэкспортировать,  напрямую  или  не  напрямую,  товары, 
услуги (кроме финансовых услуг) или технологии для проектов, которые связаны с потенциальной 
возможностью разработки и добычи нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а 
также  в  сланцевых  пластах  на  территории  Российской  Федерации  или  во  внутренних  и 
территориальных водах, которые Российская Федерация считает своими, с участием российских 
компаний, включая ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть». 7 августа 2015 г. под данный запрет 
попало Южно-Киринское месторождение в Охотском море. 

Санкции США распространяются на любое лицо, в капитале которого компании, подпадающие под 
санкции,  прямо  или  косвенно,  совместно  или  по  отдельности,  владеют 50 или  более  процентов 
долей участия. 

ПАО «Газпром» не указано прямо в числе лиц, против которых направлены санкции ЕС. Санкции, 
введенные  Европейским  Союзом,  запрещают  всем  гражданам  стран - членов  ЕС,  а  также  всем 
юридическим  лицам,  организациям  и  органам,  учрежденным  или  созданным  согласно 
законодательству страны – члена ЕС (как на территории ЕС, так и за ее пределами), а также всем 
юридическим  лицам,  организациям  и  органам  в  связи  с  любыми  видами  хозяйственной 
деятельности, осуществляемой полностью или частично в пределах ЕС: 

1)  предоставление  услуг  по  бурению,  освоению  скважин,  геофизическому  исследованию  скважин, 
эксплуатационному  оборудованию  скважин;  поставку  специальных  плавучих  оснований, 
необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, и (или) для разведки и добычи нефти на 
арктическом  шельфе  и  для  проектов  по  добыче  сланцевой  нефти  в  России,  а  также  прямое  или 

  59

косвенное  финансирование,  предоставление  финансовой  помощи,  технических  и  брокерских  услуг 
применительно к указанным видам деятельности; 

2)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка  со 
сроком  погашения  более 90 дней,  выпущенных в  период  с 1 августа 2014 года  по 12 сентября 2014 
года или со сроком обращения более 30 дней в случае, если выпуск осуществлен после 12 сентября 
2014  года,  выпускаемыми  некоторыми  российскими  компаниями  банковского  сектора,  включая 
«Газпромбанк» (АО), но не включая ПАО «Газпром». 

3)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка, 
выпускаемыми  некоторыми  российскими  компаниями  энергетического  сектора,  включая 
ПАО «Газпром  нефть»,  но  не  включая  ПАО  «Газпром»,  после 12 сентября 2014 года  и  со  сроком 
обращения более 30 дней; 

4) предоставлять после 12 сентября 2014 года прямо или косвенно, а также принимать участие в 
предоставлении  каких-либо  новых  заимствований  со  сроком  погашения  более 30 дней  в  пользу 
некоторых  российских  компаний  (включая  ПАО  «Газпром  нефть»  и  Газпромбанк» (АО),  но  не 
включая ПАО «Газпром»), за исключением займов или кредитов, предоставляемых непосредственно 
в  целях  финансирования  незапрещенного  импорта  и  экспорта  товаров,  а  также  оказания  услуг 
нефинансового характера между ЕС и Россией, что должно быть документально подтверждено, а 
также  займов,  непосредственно  предоставляемых  для  резервного  финансирования  лицам, 
созданным на территории ЕС, 50 % долей участия в которых принадлежит любому из указанных 
выше  лиц,  в  целях  обеспечения  соответствия  критериям  платежеспособности  и  ликвидности, 
что также должно быть документально подтверждено. 

Санкции ЕС распространяются на любое лицо, в капитале которого компании, подпадающие под 
санкции,  прямо  или  косвенно  владеют  более 50 процентов  долей  участия.  Канада  и  некоторые 
другие  государства  также  ввели  санкции  в  отношении  некоторых  российских  физических  и 
юридических  лиц,  в  том  числе  в  отношении  ПАО  «Газпром»,  ПАО  «Газпром  нефть»  и  других 
нефтегазовых компаний Российской Федерации. 

Санкции, введенные Канадой, запрещают всем лицам на территории Канады, а также гражданам 
Канады  за  пределами  Канады  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или 
совершать иные сделки, связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 90 дней в 
отношении  ряда  компаний  энергетического  сектора,  включая  ПАО  «Газпром»  и  ПАО  «Газпром 
нефть».  Кроме  того,  продолжает  действовать  принятое  Канадой  ограничение  на  экспорт, 
продажу,  поставку  лицами,  находящимися  в  Канаде  и  гражданами  Канады,  находящимися  за 
пределами  территории  Канады,  определенных  товаров  в  Россию  или  любому  лицу  в  России,  если 
такие  товары  используются  для  глубоководной  разведки  нефти  (на  глубине  более 500 м.),  для 
разведки или добычи нефти в Арктике, а также разведки или добычи сланцевой нефти. 

Введенные  санкции  потенциально  могут  оказать  влияние  на  реализацию  отдельных  проектов 
Компании, привести к отклонениям от планируемых проектных показателей. Однако на текущий 
момент  ПАО  «Газпром»  не  видит  необходимости  изменения  стратегических  направлений 
деятельности или корректировки перечня приоритетных проектов ПАО «Газпром», определенного 
в  Долгосрочной  программе  развития  ПАО  «Газпром» (газовый  бизнес, 2016-2025 гг.) (утверждена 
решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 28.12.2015 №2649).

 

 

Газпром  много  лет  целенаправленно  проводит  политику  импортозамещения,  стимулируя 
внедрение передовых технологий и решений российскими производителями. Благодаря этой работе 
доля  импорта  в  общем  объеме  материально-технических  ресурсов,  поступивших  дочерним 
обществам и организациям ПАО «Газпром», снизилась. 
 

 

Риски, связанные с процессом глобализации. 

Глобализация  экономической  деятельности  является  одной  из  основных  тенденций  развития 
современного  мира.  Последствия  глобализации  отражаются  на  экономическом  развитии 
практически всех стран мира, включая Россию, которая находится на пути активной интеграции 
в мировую экономику. 

Факторы  глобализации,  к  которым  относятся  формирование  единого  энергетического 
пространства,  усиление  международного  сотрудничества,  развитие  глобальных  вертикально 
интегрированных  компаний,  создание  консорциумов  для  реализации  крупных  инвестиционных 
проектов  приводят  к  повышению  конкуренции,  усилению  конкурентных  позиций  отдельных 

  60

компаний  и  росту  зависимости  партнеров  вследствие  необходимости  реализации  совместных 
проектов. 

В  эпоху  глобализации  высокая  взаимозависимость  рынков  приводит  к  синхронизации  различных 
экономик, и, как следствие, к возможности быстрого переноса спадов, либо кризисов из экономики 
одной страны в другую. В таких условиях могут возрастать рыночные риски ПАО «Газпром». 
 

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике. 

Нестабильность  глобальной  финансовой  системы,  замедление  темпов  роста  экономики  Китая, 
стагнация экономик европейских стран, свидетельствуют о сохранении высокой неопределенности 
относительно возникновения второй волны мирового финансового кризиса.  

Неблагоприятные  экономические  условия,  включая  сохранение  в  длительной  перспективе  низких 
цен на нефть, могут оказать негативное влияние и на деятельность Группы.  

ПАО «Газпром» проводит политику, которая обеспечивает финансовую устойчивость, улучшение 
финансового состояния и оптимизацию долгового портфеля, что позволит адекватно реагировать 
на возможное ухудшение ситуации.   
 
 
Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки. 

Одними из основных принципов построения стратегии Группы Газпром являются диверсификация 
и  расширение  деятельности - новые  рынки,  новые  транспортные  маршруты,  новые  продукты.  В 
настоящее время продуктовый портфель Группы включает трубопроводный природный газ, нефть, 
нефтепродукты,  нефтехимические  продукты,  продукты  переработки  газа  и  газового  конденсата, 
газомоторное  топливо,  сжиженный  углеводородный  и  природный  газы,  электро-  и  теплоэнергию. 
Обществом осуществляется выход на экспортные рынки Китая, Японии, Южной Кореи.  

Выход на новые рынки связан как с возможностью получения дополнительных преимуществ, так и 
с рисками недооценки экономической и политической ситуации в странах региона. 

Выход  ПАО  «Газпром»  на  китайский  рынок  газа  влечет  за  собой  риски,  связанные  с  газовой 
промышленностью  Китая,  а  именно  риски,  связанные  с  государственным  регулированием  газовой 
отрасли.  

В настоящее время в Китае в целях обеспечения импортных поставок природного газа, расширения 
внутреннего рынка газа, содействия энергосбережению и уменьшению выбросов вредных веществ, а 
также  для  повышения  эффективности  использования  ресурсов  проводится  общенациональная 
программа реформирования  механизмов  ценообразования  на  природный  газ.  С  учетом  стремления 
Китая  к  разрешению  экологических  проблем,  в  том  числе  за  счет  импортного  природного  газа,  а 
также  планов  по  развитию  производства  дорогого  нетрадиционного  газа,  можно  ожидать,  что 
реформы,  проводимые  правительством  Китая  по  либерализации  системы  ценообразования  и 
стимулированию потребления природного газа, будут продолжены.  
 

Риски, связанные с транзитом природного газа.  

ПАО  «Газпром»  находится  под  влиянием  рисков,  связанных  с  транспортировкой  природного  газа 
через территорию транзитных стран.  

Одной  из  таких  стран  является  Украина.  В  настоящий  момент  опасения  относительно 
надежности  поставок  газа  в  Европу  через  территорию  Украины  обусловлены  как  политической 
нестабильностью  в  данной  стране,  усугубляемой  неблагоприятной  экономической  обстановкой, 
так  и  накопленной  задолженностью  НАК  «Нафтогаз  Украины»  перед  ПАО  «Газпром»  за 
поставленный газ. 

За  отчетный  период  нарушений  контракта  на  транзит  со  стороны  НАК «Нафтогаз  Украины» 
не отмечено. 

В  целях  минимизации  этого  риска  в  долгосрочной  перспективе  ПАО  «Газпром»  диверсифицирует 
экспортные маршруты поставок газа. Примером такой работы является организация экспортных 
поставок по газотранспортным системам: «Ямал-Европа», проходящей по территории Белоруссии 
и  Польши,  и  «Северный  поток»,  соединившей  напрямую  Россию  и  Германию  через  акваторию 
Балтийского моря, минуя третьи страны. 

В  рамках  диверсификации  маршрутов  экспортных  поставок  российского  трубопроводного 

  61

природного  газа  на  традиционный  для  ПАО  «Газпром»  европейский  рынок  инициировано 
расширение мощностей существующего газопровода «Северный поток» – проект «Северный поток 
2». 

4  сентября 2015 г.  в  г.  Владивостоке  в  рамках  Восточного  экономического  форума  Председатель 
Правления  ПАО  «Газпром»  Алексей  Миллер,  Председатель  Правления BASF SE Курт  Бок,  член 
Правления E.ON SE Клаус  Шефер,  заместитель  генерального  директора ENGIE Пьер  Шарейр, 
Председатель Правления OMV AG Райнер Зеле, Главный управляющий директор Royal Dutch Shell 
Plc Бен ван Берден подписали Соглашение акционеров совместной проектной компании (СПК) New 
European Pipeline AG (6 октября 2015 г.  переименована  в Nord Stream 2 AG), которая  займется 
реализацией  проекта  «Северный  поток 2». В  соответствии  с  подписанным  Соглашением  доли 
акционеров Nord Stream 2 AG распределены следующим образом: ПАО «Газпром» - 50%, E.ON, Shell, 
OMV, BASF/Wintershall и ENGIE – по 10%.  

В рамках проработки возможностей развития Южного коридора экспорта газа 24 февраля 2016 г. 
между  ПАО  «Газпром»,  итальянской  компанией Edison и  греческой DEPA подписан  Меморандум 
о взаимопонимании  в  отношении  поставок  природного  газа  из  России  по  дну  Черного  моря  через 
третьи  страны  в  Грецию  и  из  Греции  в  Италию.  Соглашение  отражает  заинтересованность 
сторон  в проведении  совместной  оценки  реализуемости  и  целесообразности  указанного  коридора 
поставок газа и определения их возможного участия в данном проекте. 

(Более  подробно  информация  о  проектах  ПАО  «Газпром»  представлена  в  п.3.3  Планы  будущей 
деятельности эмитента). 

 
Кредитный риск 

Неблагоприятное  воздействие  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  может  оказывать  ограниченная 
способность  отдельных  потребителей  на  территории  России  и  за  ее  пределами  производить 
оплату поставляемого ПАО «Газпром» природного газа денежными средствами. В прошлом, в силу 
сложной экономической ситуации, в работе со многими российскими компаниями ПАО «Газпром» 
было  вынуждено  применять  различные  формы  расчетов  в  неденежной  форме,  включая  векселя  и 
облигации,  пакеты  акций  в  капитале  газовых  компаний,  а  также  товары  и  услуги,  в  порядке 
оплаты  поставок  газа  потребителям.  До  настоящего  времени  полностью  не  погашена 
задолженность  части  российских  потребителей  и  потребителей  стран  бывшего  СССР  за 
поставленный в прошлом природный газ, и Общество не располагает гарантиями полной оплаты 
этой задолженности в денежной форме.  

В последние годы ситуация с оплатой поставок природного газа постепенно стабилизировалась.  

Потребители  Прибалтийских  республик  и  стран  СНГ  рассчитывались  за  поставленный 
природный газ денежными средствами. 

Из  потребителей  газа  ближнего  зарубежья  случаи  нарушения  контрактных  обязательств  в 2015 
году и I кв. 2016 года по оплате имели место у АО «Молдовагаз», НАК «Нафтогаз Украины» и LT 
Gas Stream, ЗАО «КТЭ».  

Политический  и  экономический  кризис  в  Украине  привел  к  увеличению  задолженности  за  газ  и 
нарушению контрактных обязательств по оплате со стороны Украины. Задолженность Украины 
за газ, поставленный ПАО «Газпром» в декабре 2013 года, погашена частично.  

В условиях,  когда  Украина  не  исполняет  договоренности,  ПАО  «Газпром» в полном  соответствии 
с действующим  контрактом  с 16 июня 2014 года  перевело  НАК  «Нафтогаз  Украины» 
на предоплату поставок газа
. Таким образом, невозможно гарантировать, что в будущем, в силу не 
зависящих от ПАО «Газпром» причин, не появятся неденежные формы расчетов за газ. 

Осуществление  расчетов  по  сделкам  в  неденежной  форме  уже  оказывало  в  прошлом  и  может 
оказывать в будущем неблагоприятное воздействие на способность ПАО «Газпром» финансировать 
операционные  или  капитальные  затраты,  которые  должны  производиться  в  денежной  форме,  а 
также  на  способность  ПАО  «Газпром»  своевременно  выплачивать  налоги  и  проводить  прочие 
обязательные отчисления.  

 

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями.  

Особенности  климата  и  географическое  положение  основных  регионов  деятельности  Газпрома 
оказывают существенное влияние на деятельность Группы. Значительная доля объема добычи газа 
Газпрома приходится на Западную Сибирь, где суровый климат осложняет добычу и увеличивает 

  62

себестоимость  природного  газа.  Освоение  месторождений  полуострова  Ямал,  а  также  ресурсов 
континентального  шельфа  России  будут  осуществляться  в  еще  более  сложных  природно-
климатических условиях.  

Группа  Газпром  успешно  разрабатывает  и  внедряет  эффективные  технологические  процессы  для 
суровых  климатических  условий.  Также  Группой  разрабатываются  и  реализуются  программы 
повышения  эффективности  работы  системы  добычи,  транспортировки  и  эксплуатации 
газотранспортной сети.  

Группа  также  активно  участвует  в  разработке  и  осуществлении  государственных  программ  по 
повышению эффективности использования энергоресурсов в России. 

Определенное  влияние  на  отбор  газа  и  поступление  выручки  Газпрома  могут  оказать  погодные 
условия  кратковременного  характера.  В  последние  годы  в  связи  с  теплыми  зимами  наблюдалось 
снижение  уровней  отбора  газа  европейскими  потребителями.  Однако  влияние  данного  фактора, 
носящего  вероятностный  характер,  на  отбор  и  поступление  выручки  Газпрома  за  несколько  лет 
несущественно, поскольку происходит взаимная компенсация в результате чередования холодных и 
теплых зим. 
 
 

 

2.4.3. Финансовые риски 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 
 
 
Риски, связанные с денежно-кредитной политикой Центрального Банка Российской Федерации.  

Центральный  Банк  Российской  Федерации,  проводя  денежно-кредитную  политику  при  помощи 
различных,  находящихся  в  его  распоряжении  инструментов,  оказывает  влияние  на  финансовые 
рынки  и  денежную  массу,  что  опосредованно  отражается  на  результатах  деятельности 
хозяйствующих субъектов.   

Согласно  утвержденным  Банком  России  «Основным  направлениям  единой  государственной 
денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов» в предстоящий трехлетний 
период  основной  целью  денежно-кредитной  политики  Банка  России  будет  обеспечение  ценовой 
стабильности, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции. 

С учетом  структурных  особенностей  российской  экономики  установлена  цель  по снижению 
инфляции до 4% в 2017 году и сохранению ее вблизи данного уровня в среднесрочной перспективе. 

Успешность 

реализации 

денежно-кредитной 

политики 

требует 

координации 

мер 

с Правительством  Российской  Федерации.  Эффективное  взаимодействие  Банка  России 
и федеральных  министерств  достигается  путем  открытого  обмена  информацией,  обсуждения 
целей  и мер  проводимой  политики,  выработки  предпосылок  и формирования  макроэкономических 
прогнозов.  При  принятии  решений  по денежно - кредитной  политике  Банк  России  учитывает 
реализуемые  или  планируемые  Правительством  Российской  Федерации  или  федеральными 
министерствами меры. 

Любые  действия,  предпринимаемые  Центральным  Банком  Российской  Федерации,  могут  как 
снизить,  так  и  увеличить  риски  Компании,  что  соответственно  отразится  на  ее  финансовых 
показателях. 

 
 

  63

Риск мирового финансового кризиса 

Неблагоприятные  экономические  условия  на  мировых  финансовых  рынках  могут  оказать 
негативное  влияние  на  способность  ПАО  «Газпром»  привлекать  новые  займы  и  рефинансировать 
текущую  часть  задолженности  на  прежних  условиях.  Общее  понижение  уровня  ликвидности 
может оказать влияние на платежеспособность контрагентов ПАО «Газпром» и их способность 
обеспечивать своевременное погашение задолженности перед Обществом. 

Неопределенность  развития  ситуации  на  рынках  капитала  может  потребовать  пересмотра 
прогнозов  Общества  в  отношении  будущих  денежных  потоков  и  резервов  под  обесценение 
финансовых  и  нефинансовых  активов.  В  текущих  условиях  ПАО  «Газпром»  предпринимаются 
необходимые меры по обеспечению устойчивого развития деятельности Группы. 
 

Риски, связанные с изменениями валютных курсов  

Валютный  риск  для  ПАО  «Газпром»  связан  с  колебаниями  обменных  курсов  рубля  к  тем 
иностранным  валютам,  в  которых  номинированы  часть  доходов,  расходов  и  обязательств 
ПАО «Газпром», в основном к доллару США и евро. 

Руководство  ПАО  «Газпром»  снижает  степень  валютного  риска  путем  соотнесения  активов  и 
обязательств, стоимость которых выражена в сопоставимых иностранных валютах. 

ПАО  «Газпром»  имеет  ряд  вложений  в  иностранные  компании,  стоимость  чистых  активов 
которых подвержена риску изменения курса валют. 

Результатом снижения курса рубля для ПАО «Газпром» могут стать дополнительные расходы по 
обслуживанию и исполнению обязательств, выраженных в иностранной валюте. Также снижение 
стоимости  рубля  по  отношению  к  основным  валютам  приведет  к  увеличению  рублевого 
эквивалента выплат, выраженных в иностранной валюте.  

Однако,  данные  риски  в  части  денежного  потока  могут  быть  ограничены,  и  даже  частично  или 
полностью  нивелированы  за  счет  увеличения  рублевого  эквивалента  поступления  от  экспортных 
контрактов,  номинированных  в  иностранной  валюте.  Так,  за  отчетный  квартал  поступления, 
выраженные  в  иностранной  валюте,  более  чем  втрое  превысили  выплаты,  выраженные  в 
иностранной валюте. 

Значительное  падение  курса  рубля  по  отношению  к  доллару  США  и  евро  может  привести  к 
заметному  снижению  показателей  бухгалтерской  прибыли  вследствие  переоценки  валютных 
обязательств на конец отчетного периода. 

На  показатели  прибыли  от  продаж  ПАО  «Газпром»  негативное  влияние  может  оказывать 
повышение  курса  рубля  к  доллару  США  и/или  евро,  поскольку  это  может  привести  к  снижению 
выручки относительно затрат. 
 
 
Риски, связанные с изменениями процентных ставок. 

Некоторую  часть  долгового  портфеля  ПАО  «Газпром»  составляют  кредиты  западных  банков. 
Процентная ставка по обслуживанию большинства этих кредитов базируется на основе ставок по 
межбанковским  кредитам LIBOR/EURIBOR. Увеличение  данных  процентных  ставок  может 
привести к удорожанию обслуживания долга ПАО «Газпром». 

В период с 2004 по настоящее время сохраняется тенденция, связанная с преобладанием в долговом 
портфеле  Общества  кредитов  и  займов  с  фиксированной  процентной  ставкой,  вследствие  чего 
данный риск существенно уменьшен.  

 

 

Риски,  связанные  с  привлечением  ПАО  «Газпром»  денежных  средств  на  российском  рынке 
корпоративных облигаций. 

В обращении на российском рынке находятся два выпуска биржевых облигаций: серии БО-19 и БО-
20, размещенные в ноябре 2013 года, со сроком погашения 21.10.2043. 

По биржевым облигациям серии БО-19 и БО-20 Эмитент установил процентную ставку только по 
первому купону.

 

Порядок определения процентной ставки по i-ым купонным периодам, со второго 

по шестидесятый (i = 2, 3,….60) включительно, установлен по формуле: Кi = (CPI – 100%) + 1%, где 
Кi – процентная  ставка,  но  не  менее 0,01% годовых; CPI – рассчитанное  в  целом  по  РФ  значение 

  64

ИПЦ в процентах к соответствующему месяцу предыдущего года в последнем месяце, за который 
осуществлена  официальная  публикация  ИПЦ.  Расчетный  месяц – месяц,  в  котором 
рассчитывается процентная ставка на соответствующий купонный период.  

В  случае  отсутствия  опубликованного  значения CPI за  календарный  год  до  расчетного  месяца, 
расчет процентной ставки по i-ым купонным периодам Облигаций осуществляется по следующей 
формуле: Кi = Rрефин, где Кi – процентная ставка i-го купона, но не менее 0,01% годовых; Rрефин – 
ставка  рефинансирования  Центрального  Банка  Российской  Федерации  (далее – Банк  России), 
опубликованная на официальном сайте Банка России и действующая по состоянию на 9-й рабочий 
день до даты начала i-го купонного периода. В случае если на дату расчета эмитентом Rрефин не 
будет  существовать,  в  качестве  Rрефин  принимается  иная  аналогичная  ставка,  определенная 
Банком России. 

Событие, в  случае наступления  которого возможно  досрочное погашение  биржевых облигаций  по 
усмотрению  эмитента - достижение  или  превышение  определенной  эмитентом  процентной 
ставки i-того купонного периода уровня 10,00% годовых.   

Наличие  встроенного  механизма  оферт  и  определения  события,  в  случае  наступления  которого 
возможно  досрочное  погашение  по  усмотрению  эмитента,  позволит  эффективно  управлять 
процентным риском.   
 

Риски, связанные с влиянием инфляции.  

Изменение  индекса  потребительских  цен  оказывает  определенное  влияние  на  уровень 
рентабельности  ПАО  «Газпром»  и,  как  следствие,  на  финансовое  состояние  и  возможность 
выполнения обязательств, однако это влияние не является фактором прямой зависимости. 

Малая зависимость рентабельности ПАО «Газпром» от изменения индекса потребительских цен  
обусловлена,  в  основном,  тем,  что  в  периоды  умеренного  роста  инфляции,  когда  кредитно-
денежная  политика  Центрального  Банка  обычно  направлена  на  поддержание  обменного  курса 
рубля, в результате чего происходит падение величины покупательной способности национальной 
валюты, рост расходов ПАО «Газпром» будет компенсироваться увеличением доходов от продаж 
на  внутреннем  рынке,  поскольку  в  соответствии  с  тарифной  политикой  Российской  Федерации 
предполагается  поэтапное  увеличение  цен  на  газ  темпами,  сопоставимыми  с  темпами  роста 
инфляции.  

Несмотря  на  то,  что  даже  при  значительном  увеличении  уровня  потребительских  цен 
ПАО «Газпром» сохраняло рентабельность деятельности, нет никаких гарантий, что возможное 
увеличение  или  уменьшение  потребительских  цен  не  приведет  к  падению  уровня  рентабельности 
ПАО «Газпром» в будущем.  

 

Влияние финансовых рисков на показатели финансовой отчетности.   

Величина  денежных  потоков  в  иностранной  валюте  в  соответствии  с  ПБУ 23/2011 «Отчет  о 
движении  денежных  средств»,  утвержденным  приказом  Минфина  РФ  от 02.02.2011 № 11н, 
пересчитывается  в  рубли  по  официальному  курсу  этой  иностранной  валюты  к  рублю, 
устанавливаемому  Центральным  Банком  Российской  Федерации  на  дату  осуществления  или 
поступления платежа. 

Изменение  курса  иностранных  валют,  сравнимое  с  изменениями,  произошедшими  в 1998 году, 
окажет  значительное  влияние  на  статьи  Отчета  о  движении  денежных  средств,  включающие 
обороты в иностранной валюте.  

В  Отчете  о  финансовых  результатах  в  составе  прочих  доходов  и  расходов  отражаются 
положительные  и  отрицательные  курсовые  разницы – результат  от  переоценки 
соответствующего  актива,  в  том  числе  дебиторской  задолженности,  или  обязательства,  в  том 
числе  задолженности  по  кредитам  и  займам,  стоимость  которых  выражена  в  иностранной 
валюте (пересчитанные в соответствии с ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость 
которых выражена в иностранной валюте», утвержденным приказом Минфина РФ от 27.11.2006 
№ 154н),  и,  в  результате,  их  сумма  может  оказать  существенное  влияние  на  чистую  прибыль 
Общества. 

Поскольку  экспортная  дебиторская  задолженность  ПАО  «Газпром» выражена  в  долларах  США  и 
других  конвертируемых  валютах,  изменение  курса  иностранных  валют  приведет  к  изменению 
статей баланса, в которых отражена данная дебиторская задолженность.  

  65

Рост  курса  иностранных  валют  по  отношению  к  рублю  приведет  к  увеличению  статьи  баланса, 
отражающей  задолженность  по  кредитам  и  займам,  вследствие  наличия  большого  портфеля 
кредитных ресурсов, выраженного в конвертируемой валюте (долларах США или евро).  

Изменение  цен  на  газ,  в  первую  очередь,  скажется  на  объеме  выручки  от  реализации  Компании  и 
окажет существенное влияние на чистую прибыль Общества. 

Инфляционные  процессы,  в  результате  которых  происходит  удорожание  используемых  в 
производстве материалов и сырья, могут оказать влияние на увеличение валюты баланса.  

Также  инфляционные  процессы  в  экономике  Российской  Федерации  могут  оказать  существенное 
влияние  на  чистую  прибыль  Общества  в  связи  с  тем,  что  возможности  ПАО  «Газпром»  по 
повышению  цен  на  газ,  реализуемый  на  внутреннем  рынке,  ограничены  государственным 
регулированием,  то  есть  не  могут  меняться  Обществом  в  зависимости  от  изменений  темпов 
инфляции  и,  в  то  же  время,  затраты  Общества,  которые,  в  основном,  выражены  в  рублях, 
изменяются в соответствии с темпами инфляции.
 
 

 
 

 

2.4.4. Правовые риски 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  
ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 
 
Риски, связанные с изменением валютного регулирования. 

ПАО  «Газпром»  является  участником  внешнеэкономических  отношений,  имеет  часть  своих 
активов  и  обязательств  в  иностранной  валюте,  а  также  счета  в  иностранной  валюте  в 
иностранных  банках  и  их  филиалах,  расположенных  на  территории  иностранных  государств. 
Соответственно,  Общество  подвержено  существенным  рискам,  связанным  с  изменением 
валютного регулирования. 

Действующий  с  июня 2004 г.  закон  о  валютном  регулировании  позволяет  Правительству 
Российской Федерации и Центральному Банку Российской Федерации осуществлять мероприятия 
по  дальнейшему  регулированию  и  усилению  валютного  контроля,  включая  операции  с 
иностранными  ценными  бумагами  и  заимствованиями  в  иностранной  валюте  российскими 
компаниями.  Указанным  Законом  упразднена  необходимость  получения  от  Центрального  Банка 
лицензий  на  конкретные  сделки.  Вместо  этого  установлены  общеприменимые  ограничения  на 
валютные  операции,  такие,  как  осуществление  обязательного  резервирования  в  Центральном 
Банке и уполномоченных банках по конкретным валютным операциям, осуществление уведомлений 
об открытии счетов, проведение некоторых других валютных операций и открытие специальных 
счетов для осуществления расчетов в иностранной валюте.  

В  рамках  либерализации  валютного  законодательства  с 1 июля 2006 г.  вступило  в  силу  Указание 
Центрального Банка России от 29 марта 2006 г. № 1689-У отменяющее требование Банка России о 
резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, установленных Указаниями 
Банка России от 29 июня 2004 г. № 1465-У и от 6 мая 2005 г. № 1577-У, а также с 1 января 2007 г. 
утратило  силу  постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 17 октября 2005 г.  об 
обязательной  предварительной  регистрации  счета  (вклада),  открываемого  в  банке  за  пределами 
территории Российской Федерации. 

На  фоне  продолжающейся  либерализации  валютного  законодательства  Правительством 
Российской  Федерации  и  Центральным  Банком  Российской  Федерации  осуществлялись 
мероприятия  по  усилению  контроля  за  проведением  валютных  операций.  Так,  в  конце 2006 года 
законодательно  закреплены  дополнительные  требования  к  объему  информации,  отражаемой 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..