ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2016 года - часть 3

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2016 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2016 года - часть 3

 

 

52 

Наименование показателя 

На 30.09.2016 г. 

эмитентом  предоставлено  обеспечение,  если  в  соответствии  с 
условиями 

предоставленного 

обеспечения 

исполнение 

соответствующих  обязательств  обеспечивается  в  полном 
объеме) в форме залога 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

16 967 763 

Размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения  (размер 
(сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении  которых 
эмитентом  предоставлено  обеспечение,  если  в  соответствии  с 
условиями 

предоставленного 

обеспечения 

исполнение 

соответствующих  обязательств  обеспечивается  в  полном 
объеме) в форме поручительства 

263 481 261 

   в том числе по обязательствам третьих лиц 

263 481 261 

 

Обязательства эмитента из обеспечения третьим лицам, в том числе в форме залога или поручительства, 
составляющие  пять  или  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 
соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 

  

 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих обязательств, не отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые могут 
существенно  отразиться  на  финансовом  состоянии  эмитента,  его  ликвидности,  источниках 
финансирования и условиях их использования, результатах деятельности и расходов, не имеется. 
 

 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) 
ценных бумаг 

Политика эмитента в области управления рисками: 

В  ПАО  «Газпром»  разработана  эффективная  система  управления  рисками,  позволяющая 
своевременно  идентифицировать,  оценивать  и  реагировать  на  потенциальные  события, 
обстоятельства, внешние и внутренние факторы, влияющие на достижение поставленных целей.  

Компания, 

признавая, 

что 

осуществление 

деятельности 

подвержено 

воздействию 

неопределенностей  в  виде  рисков,  принимает  меры  по  управлению  рисками  с  целью  обеспечения 
достаточных  гарантий  достижения  целей,  поставленных  перед  ПАО «Газпром»,  его  органами 
управления.  Система  управления  рисками  является  частью  корпоративного  управления  в 
ПАО «Газпром»  и  интегрирована  с  действующими  системами  планирования,  управления 
проектами  и  программами,  управления  производственной  безопасностью  и  другими  системами 
управления. 

Организация  системы  управления  рисками  реализует  следующие  основные  принципы: 
системности, соответствия целям, разумной уверенности, адаптивности, ресурсного обеспечения, 
непрерывности,  коллегиальности,  ответственности,  оценки результатов,  структурированности, 
единой нормативной среды, экономической целесообразности. 

 
 

2.4.1. Отраслевые риски 

 
В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков,  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 

53 

действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Высокая степень государственного регулирования отрасли.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
 
Риски, связанные с директивным установлением цен на газ на внутреннем рынке. 
В настоящее время российский рынок природного газа в зоне Единой системы газоснабжения (ЕСГ) 
в отношении ценообразования состоит из двух секторов: регулируемого и нерегулируемого.  
Регулируемые 

оптовые 

цены 

на 

газ 

дифференцируются 

как 

по 

категориям 

потребителей 

(для 

населения 

и 

промышленности), 

так  и  по  ценовым  поясам  с  учетом  дальности  транспортировки  газа  от  региона  добычи  до 
потребителя. 

Параметры 

изменения 

регулируемых 

оптовых 

цен 

на газ для всех категорий потребителей следующие: 
 

 

2013 

2014 

2015 

Рост цены1 , % 

14,6 

7,8 

2,8 

1Без 

учета 

новых 

и 

дополнительных 

объемов 

газа, 

реализуемых 

в 

соответствии 

с 

Постановлением 

Правительства 

Российской 

Федерации 

от 28.05.2007 № 333. 
 
 
В  целях  снижения  рисков,  связанных  с  директивным  установлением  цен  на  газ,  ПАО  «Газпром» 
продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной  власти  по 
вопросам совершенствования ценообразования на газ для формирования устойчивых экономических 
условий поставок газа на внутренний рынок.     
 
 

 
Риски, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

 

Риски, связанные с либерализацией европейского газового рынка. .  
Европейская  Комиссия  опубликовала  25  февраля  2015  г.  «Рамочную  стратегию  по  созданию 
устойчивого  Энергетического  Союза  с  перспективной  политикой  в  сфере  изменения  климата». 
Стратегия, одобренная Советом Европы 19 марта 2015 г., предусматривает: 
полную  имплементацию  всеми  странами  ЕС  положений  Третьего  энергопакета  (вступил  в 
действие в марте 2011 г.); 
разработку в 2015-2016 гг. Еврокомиссией нового комплекса мер по диверсификации поставок газа в 
ЕС; 
разработку стратегии развития поставок и хранения СПГ; 
обеспечение доступа к альтернативным источникам газа, включая газ, поставляемый по Южному 
газовому  коридору  из  Средиземноморья  и  Алжира,  для  уменьшения  имеющейся  зависимости  от 
существующих поставщиков газа; 
возможность  изменения    в  2016  г.  Решения  №  994/2012/EU  от  25  октября  2012  г.  о  создании 
механизма  обмена  информацией  в  отношении  межправительственных  соглашений  между 
государствами-членами ЕС и третьими государствами в сфере энергетики с целью осуществления 
предварительной проверки соответствия межправительственных соглашений европейскому праву; 
пересмотр Еврокомиссией в 2015-2016 гг. законодательства с целью обеспечения достижения цели 

54 

в 27% экономии энергии к 2030 г. 
В  феврале  2016  г.  в  рамках  реализации  вышеперечисленных  целей  Энергетического  Союза 
Еврокомиссия  опубликовала  пакет  законодательных  инициатив  в  области  газового  рынка,  так 
называемый «зимний пакет», который включает в себя следующие документы: 
Проект  нового  Регламента  Европейского  парламента  и  Совета  ЕС  о  мерах  по  обеспечению 
надежности поставок газа и об отмене Регламента № 994/2010; 
Проект  Решения  Европарламента  и  Совета  ЕС  о  создании  механизма  обмена  информацией  о 
межправительственных  соглашениях  и  не  имеющих  обязательную  силу  документах  в  сфере 
энергетики,  заключаемых  между  государствами-членами  ЕС  и  третьими  государствами,  и  об 
отмене Решения № 994/2012/EU; 
Сообщение Еврокомиссии относительно стратегии ЕС в области СПГ и хранения газа; 
Сообщение  Еврокомиссии  относительно  стратегии  ЕС  в  области  теплоснабжения  и 
кондиционирования зданий. 
Еврокомиссия  отводит  существенную  роль  вопросам  диверсификации,  безопасности  и 
транспарентности  поставок  природного  газа,  развитию  инфраструктуры,  обеспечению 
соответствия  межправительственных  соглашений  в  области  поставок  энергоносителей 
европейскому законодательству. 
Утверждение  указанных  документов  и  реализация  предусмотренных  ими  мер  может  привести  к 
определенному росту регуляторной нагрузки на деятельность ПАО «Газпром» в странах Евросоюза. 
В  настоящий  момент  Газпром  анализирует  влияние,  которое  может  оказать  Энергетический 
Союз  на  деятельность  Группы  в  ЕС.  Однако,  учитывая  отсутствие  консенсуса  среди  государств-
членов  ЕС  в  отношении  ряда  ключевых  вопросов  формирования  Энергетического  Союза,  пока 
неясно, каким образом и в какие сроки идея его создания будет реализована. 
Вместе  с  тем  ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  работу  с  Еврокомиссией,  правительствами 
стран-членов ЕС, европейскими бизнес-партнерами с целью выработки решений по синхронизации 
развития газовой инфраструктуры, реализации  межправительственных соглашений и поддержке 
принципов свободной рыночной конкуренции. 
В  условиях  либерализации  газового  рынка  Европы  ПАО  «Газпром»  проводит  более  активную 
маркетинговую  политику,  развивает  новые  формы  и  методы  торговли  (разменные  операции, 
разовые  и  биржевые  сделки,  краткосрочные  контракты,  электронную  торговлю,  торги  в  рамках 
аукциона на поставки природного газа в Европу). 
 
 
 Риски, связанные с реорганизацией ПАО «Газпром».   

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

 

Риски, связанные с технологическими инновациями в отрасли. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников. 

Повышение  цен  на  энергоресурсы  и  развитие  технологий  разведки  и  добычи  углеводородов  в 
последние  десятилетия  обусловили  рост  интереса  к  производству  газа  из  нетрадиционных 
источников. 

Однако на фоне сохранения в 2015-2016 годах относительно низкого уровня цен на нефть, а также 
в  связи  с  неудовлетворительными  результатами  проведенных  геологоразведочных  работ  в  ряде 
стран мира, интерес к данной тематике приобрел более сдержанный характер.  
Коммерческая  добыча  сланцевого  газа  по-прежнему  осуществляется  только  в  США,  а  также  в 
относительно  небольших  объемах  в  Канаде,  Китае  и  Аргентине.    В  США  динамичный  рост 
объѐмов добычи сланцевого газа привел к значительному снижению цен на газ на внутреннем рынке 
этой страны и послужил толчком к проработке большого количества проектов по экспорту газа в 
виде  СПГ.  С  марта  по  сентябрь  2016  года  с  первого  СПГ-завода  на  восточном  побережье  США, 
«Сабин  Пасс»,  было  экспортировано  30  партий  СПГ,  основной  объѐм  которого  был  поставлен  в 
страны  Латинской  Америки.  При  этом  значительное  сокращение  разницы  в  ценах  на  природный 
газ  на  мировых  рынках  (прежде  всего,  между  азиатским  и  североамериканским  рынками)  в 
среднесрочной перспективе существенно снизило экономическую привлекательность приобретения 
СПГ с привязкой к внутренним ценам США.  

55 

Попытки  организации  добычи  газа  сланцевых  залежей  в  странах  континентальной  Европы  не 
принесли  положительных  результатов  -  в  частности,  в  2016  году  разведочные  работы 
окончательно  завершились  в  Польше  и  Дании.  Кроме  того,  геологоразведочные  работы  на 
сланцевый  газ  в  европейских  странах  столкнулись  с  сильным  противодействием  экологов  и 
населения  из-за  применения  технологии  гидравлического  разрыва  пласта  (ГРП).  Первой  полный 
мораторий  на  применение  этой  технологии  на  своей  территории  в  2011  году  ввела  Франция,  и  к 
настоящему  моменту  запреты  или  ограничения  на  развитие  добычи  сланцевого  газа  с 
использованием ГРП действуют также в Германии, Нидерландах, Чехии и Болгарии. 

В Великобритании, несмотря на поддержку государства, геологоразведочные работы на сланцевый 
газ  до  настоящего  времени  практически  не  проводились,  что  в  первую  очередь  обусловлено 
активным  сопротивлением  со  стороны  местных  жителей  и  экологических  организаций.  Можно 
ожидать, что даже в случае подтверждения наличия ресурсов сланцевого газа и возможности его 
коммерческой  добычи  негативное  отношение  британского  общества  к  данной  отрасли  будет 
оставаться ключевым фактором, ограничивающим еѐ развитие. 

С  учѐтом  текущего  состояния  работ  начало  коммерческой  добычи  сланцевого  газа  в  Европе  в 
среднесрочной перспективе является маловероятным. По оценке Международного энергетического 
агентства  перспективный  объем  европейской  добычи  газа  из  всех  нетрадиционных  источников, 
включая сланцевый газ, к 2040 году составит менее 10 миллиардов кубических метров в год, что не 
позволит  кардинально  изменить  ситуацию  на  газовом  рынке  этого  региона,  обусловленную 
падением добычи традиционного газа. 

В  Китае  поисковые  работы  на  сланцевый  газ  проводились  достаточно  активно  в  последние 
несколько  лет,  однако,  несмотря  на  определѐнный  прогресс,  в  целом  широкомасштабное  освоение 
ресурсов  сланцевого  газа  в этой  стране  идѐт  более  низкими  темпами,  чем  планировалось.  Оценки 
ведущих аналитических агентств относительно темпов дальнейшего развития отрасли в стране 
второй  год  подряд  пересматриваются  в  сторону  снижения.  Кроме  того,  зарубежные  партнеры 
китайских  компаний  вышли  из  всех  совместных  сланцевых  проектов,  соглашения  о  реализации 
которых  были  подписаны  в  2008–2013  годах.  При  этом  вне  зависимости  от  успешности 
достижения  целей  по  наращиванию  добычи  сланцевого  газа  большинство  экспертов  сходятся  во 
мнении,  что  в  среднесрочной  перспективе  КНР  не  удастся  снизить  свою  зависимость  от 
импортных поставок газа так динамично, как это произошло в США. 

В мире интерес к теме сланцевого газа проявляется преимущественно в странах с ограниченными 
запасами и ресурсами традиционного газа, зависимых от импорта энергоресурсов. Для России, как 
страны  с  высокой  самообеспеченностью  энергоресурсами,  добыча  относительно  дорогого 
сланцевого  газа  на  текущий  момент  не  представляет  существенного  интереса  в  связи  с 
экономическими и экологическими преимуществами традиционного газа.   

Риски и возможности,  связанные  с  развитием  производства газа из нетрадиционных источников, 
учитываются  при  планировании  деятельности  ПАО  «Газпром».  В  целях  сохранения 
конкурентоспособности  производства  и  поставок  природного  газа,  добытого  на  традиционных 
месторождениях,  ПАО  «Газпром»  контролирует  инвестиционные  и  эксплуатационные  затраты 
на  производство,  совершенствует  и  внедряет  новые  технологии,  повышающие  эффективность 
добычи традиционного газа, и осуществляет мониторинг развития производства углеводородов из 
нетрадиционных источников в различных регионах мира.  

 

 

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

56 

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 
Политико-экономические риски 

В  соответствии  с  изменениями  политической  и  экономической  конъюнктуры  и  в  целях 
совершенствования  банковской,  судебной,  налоговой,  административной  и  законодательной 
систем  Правительство  Российской  Федерации  проводит  ряд  последовательных  реформ, 
направленных  на  стабилизацию  современной  российской  экономики  и  еѐ  интеграцию  в  мировую 
систему. В ходе реформирования деловой и законодательной инфраструктуры сохраняются такие 
риски, как неконвертируемость национальной валюты за рубежом, низкий уровень ликвидности на 
рынках  долгосрочного  кредитования  и  инвестиций,  а  также  уровень  инфляции,  превышающий 
инфляцию развитых стран. 

В 2014 г. и 2015 г. Европейский союз (ЕС), США и некоторые другие государства ввели ряд санкций 
против России и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций  влияют на 
деятельность  ПАО  «Газпром»,  ПАО  «Газпром  нефть»  и  ряда  других  компаний,  в  том  числе 
«Газпромбанк»  (АО),  а  некоторые  из  них  предусматривают  общие  ограничения  хозяйственной 
деятельности в определенных отраслях экономики России. 

ПАО  «Газпром»  включено  в  перечень  лиц,  на  которые  распространяются  секторальные  санкции 
США (Sectoral Sanctions Identifications List) в технологической сфере. 

Секторальные санкции, введенные США, запрещают всем физическим лицам  - гражданам США и 
всем  юридическим  лицам,  учрежденным  в  соответствии  с  законодательством  США  (включая 
иностранные филиалы таких компаний), а также всем лицам на территории США или связанным 
с территорией США: 

1)  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  90  дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным капиталом, имуществом или правами на имущество ряда компаний энергетического 
сектора, включая ПАО «Газпром нефть» (непосредственно ПАО «Газпром» не указано в числе лиц, 
на которые распространяется данная санкция); 

2)  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  30  дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным  капиталом,  имуществом  или  правами  на  имущество  ряда  российских  компаний 
банковского  сектора,  включая  «Газпромбанк»  (АО)  (непосредственно  ПАО  «Газпром»  не  указано  в 
числе лиц, на которые распространяется данная санкция); 

3)  предоставлять,  экспортировать  или  реэкспортировать,  напрямую  или  не  напрямую,  товары, 
услуги (кроме финансовых услуг) или технологии для поддержки проектов или действий, которые 
связаны  с  потенциальной  возможностью  разработки,  добычи  и  производства  нефти  на 
глубоководных  участках  и  арктическом  шельфе,  а  также  в  сланцевых  пластах  на  территории 
Российской Федерации во внутренних и территориальных водах, в особой экономической зоне и на 
континентальном  шельфе,  которые  Российская  Федерация  считает  своими,  с  участием 
российских  компаний,  включая  ПАО  «Газпром»  и  ПАО  «Газпром  нефть».  7  августа  2015  г.  Бюро 
промышленности и безопасности Министерства торговли США распространило указанные выше 
ограничения на Южно-Киринское месторождение в Охотском море. Кроме того, 1 сентября 2016 г. 
Управление  по  контролю  за  иностранными  активами  Министерства  финансов  США  уточнило 
данные  в  отношении  отдельных  российских  компаний  и  их  дочерних  структур,  включенных  в 
список  лиц,  подпадающих  под  действие  указанных  секторальных  санкций  в  энергетической  сфере 
(SSI List). В частности, уточнения затрагивают более 50 дочерних компаний ПАО «Газпром» (ООО 
«Ачим девелопмент», ООО «Газпром Русская», ООО «Газпром флот», ООО «Газпром инвест», ООО 
«Газпром информ», ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Газпром межрегионгаз», ООО «Газпром 
трансгаз  Ухта»  и  др.).  При  этом  необходимо  отметить,  что  в  отношении  указанных  дочерних 
компаний  ПАО  «Газпром»  уже  действовали  аналогичные  санкции  в  силу  правила,  согласно 
которому  санкции  США  распространяются  на  любое  лицо,  в  капитале  которого  компании, 
подпадающие  под  санкции,  прямо  или  косвенно,  совместно  или  по  отдельности,  владеют  50  или 
более  процентами  долей  участия.  Согласно  пояснению  Министерства  финансов  США,  введение 
санкций  в  отношении  указанных  компаний  направлено  на  более  эффективное  соблюдение 
иностранными компаниями уже действующих в настоящее время санкций. 

Указанные  выше  компании  помещены  в  список  лиц,  подпадающих  под  действие  секторальных 
санкций  (SSI  List),  и  не  включаются  в  список  лиц  особой  категории  (SDN).  Соответственно,  на 

57 

указанные  компании  не  распространяются  санкции  в  виде  блокирования  активов,  и  от 
американских  лиц  не  требуется  блокировать  имущество  таких  компаний.  Санкции  США 
распространяются  на  любое  лицо,  в  капитале  которого  компании,  подпадающие  под  санкции, 
прямо  или  косвенно,  совместно  или  по  отдельности,  владеют  50  или  более  процентов  долей 
участия. 

В  сентябре  2014  г.  вступили  в  силу  ограничения,  введенные  Бюро  промышленной  безопасности 
Министерства торговли США (БПБ) против пяти энергетических компаний, включая «Газпром» и 
«Газпром  нефть».  В  августе  2015  г.  БПБ  внесло  Южно-Киринское  месторождение  в  свой  Список 
Лиц, как глубоководное месторождение, которое, согласно БПБ, обладает значительными запасами 
нефти. В сентябре 2016 г. БПБ внесло 51 компанию Группы в Список Лиц.  Подобное отключение 
подразумевает  введение  лицензионных  требований  на  экспорт,  реэкспорт  или  международные 
транзакции  некоторых  товаров  и  продуктов,  которые  могут  быть  прямо  или  косвенно 
использованы  для  разработки  и  добычи  в  глубоководных,  арктических  шельфовых  или  сланцевых 
проектах в России, а также в тех случаях, когда не представляется возможным определить, будут 
ли  они  использованы  таким  образом.  На  экспорт,  реэкспорт  или  международные  транзакции 
товаров, которые используются или могут быть прямо или косвенно использованы для разработки 
и добычи в глубоководных, арктических шельфовых или сланцевых проектах, имеющих потенциал 
для развития добычи нефти в России, будет распространяться презумпция отказа. 

18  декабря  2014  г.  был  принят  закон  США  «О  поддержке  свободы  Украины»,  который  наделил 
президента США полномочиями расширять санкционный режим против России и российских лиц, 
включая «Газпром». 

Санкции ЕС 

ПАО «Газпром» не указано прямо в числе лиц, против которых направлены санкции ЕС. Несмотря 
на это, введенные ЕС санкции имеют косвенное влияние  на ПАО «Газпром» и могут затрагивать 
интересы Общества. 

Санкции, введенные Европейским Союзом, запрещают всем гражданам стран - членов ЕС, а также 
всем  юридическим  лицам,  организациям  и  органам,  учрежденным  или  созданным  согласно 
законодательству страны – члена ЕС (как на территории ЕС, так и за ее пределами), а также всем 
юридическим  лицам,  организациям  и  органам  в  связи  с  любыми  видами  хозяйственной 
деятельности, осуществляемой полностью или частично в пределах ЕС: 

1)  предоставление  услуг  по  бурению,  освоению  скважин,  геофизическому  исследованию  скважин, 
эксплуатационному  оборудованию  скважин;  поставку  специальных  плавучих  оснований, 
необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, и (или) для разведки и добычи нефти на 
арктическом  шельфе  и  для  проектов  по  добыче  сланцевой  нефти  в  России,  а  также  прямое  или 
косвенное  финансирование,  предоставление  финансовой  помощи,  технических  и  брокерских  услуг 
применительно к указанным видам деятельности; 

2)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка  со 
сроком  погашения  более  90  дней,  выпущенных  в  период  с  1 августа 2014  года по  12  сентября  2014 
года или со сроком обращения более 30 дней в случае, если выпуск осуществлен после 12 сентября 
2014  года,  выпускаемыми  некоторыми  российскими  компаниями  банковского  сектора,  включая 
«Газпромбанк» (АО); 

3)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка, 
выпускаемыми  некоторыми  российскими  компаниями  энергетического  сектора,  включая 
ПАО «Газпром нефть», после 12 сентября 2014 года и со сроком обращения более 30 дней; 

4) предоставлять после 12 сентября 2014 года прямо или косвенно, а также принимать участие в 
предоставлении  каких-либо  новых  заимствований  со  сроком  погашения  более  30  дней  в  пользу 
некоторых  российских  компаний  (включая  ПАО  «Газпром  нефть»  и  Газпромбанк»  (АО),  за 
исключением  займов  или  кредитов,  предоставляемых  непосредственно  в  целях  финансирования 
незапрещенного  импорта  и  экспорта  товаров,  а  также  оказания  услуг  нефинансового  характера 
между  ЕС  и  Россией,  что  должно  быть  документально  подтверждено,  а  также  займов, 
непосредственно  предоставляемых  для  резервного  финансирования  лицам,  созданным  на 
территории  ЕС,  50  %  долей  участия  в  которых  принадлежит  любому  из  указанных  выше  лиц,  в 
целях  обеспечения  соответствия  критериям  платежеспособности  и  ликвидности,  что  также 
должно быть документально подтверждено. 

Санкции ЕС распространяются на любое  лицо, в капитале  которого компании, подпадающие  под 
санкции, прямо или косвенно владеют более 50 процентов долей участия.  

58 

Австралия,  Швейцария,  Япония,  Канада  и  некоторые  другие  государства  также  ввели  санкции  в 
отношении  некоторых  российских  физических  и  юридических  лиц,  в  том  числе  в  отношении 
ПАО «Газпром»,  ПАО  «Газпром  нефть»  и  других  нефтегазовых  компаний  Российской  Федерации, 
которые в зависимости от юрисдикции включают все или некоторые из принятых США и ЕС. 

В  частности,  санкции,  введенные  Канадой,  запрещают  всем  лицам  на  территории  Канады,  а 
также  гражданам  Канады  за  пределами  Канады  осуществлять  операции,  предоставлять 
финансирование  или  совершать  иные  сделки,  связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком 
погашения  более  90  дней  в  отношении  ряда  компаний  энергетического  сектора,  включая  ПАО 
«Газпром»  и  ПАО  «Газпром  нефть».  Кроме  того,  продолжает  действовать  принятое  Канадой 
ограничение  на  экспорт,  продажу,  поставку  лицами,  находящимися  в  Канаде  и  гражданами 
Канады,  находящимися  за  пределами  территории  Канады,  определенных  товаров  в  Россию  или 
любому  лицу  в  России,  если  такие  товары  используются  для  глубоководной  разведки  нефти  (на 
глубине  более  500  м.),  для  разведки  или  добычи  нефти  в  Арктике,  а  также  разведки  или  добычи 
сланцевой нефти. 

Введенные  санкции  потенциально  могут  оказать  влияние  на  реализацию  отдельных  проектов 
Компании, привести к отклонениям от планируемых проектных показателей, однако на текущий 
момент  не  являются  основанием  для  изменения  стратегических  направлений  деятельности  или 
корректировки  перечня  приоритетных  проектов  ПАО  «Газпром»,  определенного  Долгосрочной 
программой развития ПАО «Газпром» (газовый бизнес, 2017-2026 гг.) (утверждена решением Совета 
директоров ПАО «Газпром» от 27.09.2016 №2813).

 

 

Газпром  много  лет  целенаправленно  проводит  политику  импортозамещения,  стимулируя 
внедрение передовых технологий и решений российскими производителями. Благодаря этой работе 
доля  импорта  в  общем  объеме  материально-технических  ресурсов,  поступивших  дочерним 
обществам и организациям ПАО «Газпром», снизилась. 
 

 

Риски, связанные с процессом глобализации. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с транзитом природного газа 

ПАО  «Газпром»  находится  под  влиянием  рисков,  связанных  с  транспортировкой  природного  газа 
через территорию транзитных стран.  

Одной  из  таких  стран  является  Украина.  В  настоящий  момент  опасения  относительно 
надежности  поставок  газа  в  Европу  через  территорию  Украины  обусловлены  как  политической 
нестабильностью  в  данной  стране,  усугубляемой  неблагоприятной  экономической  обстановкой, 
так  и  накопленной  задолженностью  НАК  «Нафтогаз  Украины»  перед  ПАО  «Газпром»  за 
поставленный газ. 

За  отчетный  период  нарушений  контракта  на  транзит  со  стороны  НАК «Нафтогаз  Украины» 
не отмечено. 

В  целях  минимизации  этого  риска  в  долгосрочной  перспективе  ПАО  «Газпром»  диверсифицирует 
экспортные маршруты поставок газа. Примером такой работы является организация экспортных 
поставок по газотранспортным системам: «Ямал-Европа», проходящей по территории Белоруссии 
и  Польши,  и  «Северный  поток»,  соединившей  напрямую  Россию  и  Германию  через  акваторию 
Балтийского моря, минуя третьи страны. 

В  рамках  диверсификации  маршрутов  экспортных  поставок  российского  трубопроводного 
природного  газа  на  традиционный  для  ПАО  «Газпром»  европейский  рынок  инициировано 
расширение мощностей существующего газопровода «Северный поток» – проект «Северный поток 
- 2». 

59 

По результатам встречи Президента РФ В.В. Путина и Президента Турции Р. Эрдогана 9 августа 
2016  г.  было  принято  решение  возобновить  совместную  работу  по  проекту  «Турецкий  поток».  В 
сентябре  2016  г.  турецкая  сторона  предоставила  первые  разрешения  на  строительство  и 
проведение  изыскательских  работ  в  территориальных  водах  Турции  в  отношении  двух  ниток 
газопровода «Турецкий поток». 

10 октября 2016 года в ходе визита Президента РФ В.В. Путина в Турецкую Республику состоялось 
подписание  Соглашения  между  Правительством  Российской  Федерации  и Правительством 
Турецкой  Республики  по проекту  газопровода  «Турецкий  поток».  Документ  предусматривает 
строительство  двух  ниток  газопровода  по дну  Черного  моря  из России  в Турцию,  а также 
сухопутной транзитной нитки до границы Турции с сопредельными странами. 

Также в рамках проработки возможностей развития Южного коридора экспорта газа 24 февраля 
2016  г.  между  ПАО  «Газпром»,  итальянской  компанией  Edison  и  греческой  DEPA  подписан 
Меморандум о взаимопонимании в отношении поставок природного газа из России по дну Черного 
моря  через  третьи  страны  в  Грецию  и  из  Греции  в  Италию.  Соглашение  отражает 
заинтересованность  сторон  в проведении  совместной  оценки  реализуемости  и  целесообразности 
указанного коридора поставок газа и определения их возможного участия в данном проекте. 

(Более  подробно  информация  о  проектах  ПАО  «Газпром»  представлена  в  п.3.3  Планы  будущей 
деятельности эмитента). 

 

Кредитный риск. 

Неблагоприятное  воздействие  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  может  оказывать  ограниченная 
способность  отдельных  потребителей  на  территории  России  и  за  ее  пределами  производить 
оплату поставляемого ПАО «Газпром» природного газа денежными средствами. В прошлом, в силу 
сложной экономической ситуации, в работе со многими российскими компаниями ПАО «Газпром» 
было  вынуждено  применять  различные  формы  расчетов  в  неденежной  форме,  включая  векселя  и 
облигации,  пакеты  акций  в  капитале  газовых  компаний,  а  также  товары  и  услуги,  в  порядке 
оплаты  поставок  газа  потребителям.  До  настоящего  времени  полностью  не  погашена 
задолженность  части  российских  потребителей  и  потребителей  стран  бывшего  СССР  за 
поставленный в прошлом природный газ, и Общество не располагает гарантиями полной оплаты 
этой задолженности в денежной форме.  

В последние годы ситуация с оплатой поставок природного газа постепенно стабилизировалась.  

Потребители  Прибалтийских  республик  и  стран  СНГ  рассчитывались  за  поставленный 
природный газ денежными средствами. 

Из  потребителей  газа  ближнего  зарубежья  случаи  нарушения  контрактных  обязательств  в  2016 
году по оплате имели место у АО «Молдовагаз», НАК «Нафтогаз Украины» и ЗАО «КТЭ».  

Политический  и  экономический  кризис  в  Украине  привел  к  увеличению  задолженности  за  газ  и 
нарушению контрактных обязательств по оплате со стороны Украины. Задолженность Украины 
за газ, поставленный ПАО «Газпром» в декабре 2013 года, погашена частично.  

В условиях,  когда  Украина  не  исполняет  договоренности,  ПАО  «Газпром» в полном  соответствии 
с действующим  контрактом  с  16  июня  2014  года  перевело  НАК  «Нафтогаз  Украины» 
на предоплату поставок газа
. Таким образом, невозможно гарантировать, что в будущем, в силу не 
зависящих от ПАО «Газпром» причин, не появятся неденежные формы расчетов за газ. 

Осуществление  расчетов  по  сделкам  в  неденежной  форме  уже  оказывало  в  прошлом  и  может 
оказывать в будущем неблагоприятное воздействие на способность ПАО «Газпром» финансировать 
операционные  или  капитальные  затраты,  которые  должны  производиться  в  денежной  форме,  а 
также  на  способность  ПАО  «Газпром»  своевременно  выплачивать  налоги  и  проводить  прочие 
обязательные отчисления.  

 

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..