ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2016 года - часть 3

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2016 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2016 года - часть 3

 

 

53 

В период с 2014 г. Европейский союз (ЕС), США и некоторые другие государства ввели ряд санкций 
против России и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций  влияют на 
деятельность  ПАО  «Газпром»,  ПАО  «Газпром  нефть»  и  ряда  других  компаний,  в  том  числе 
«Газпромбанк»  (АО),  а  некоторые  из  них  предусматривают  общие  ограничения  хозяйственной 
деятельности в определенных отраслях экономики России. 

ПАО  «Газпром»  включено  в  перечень  лиц,  на  которые  распространяются  секторальные  санкции 
США (Sectoral Sanctions Identifications List) в технологической сфере. 

Секторальные санкции, введенные США, запрещают всем физическим лицам  - гражданам США и 
всем  юридическим  лицам,  учрежденным  в  соответствии  с  законодательством  США  (включая 
иностранные филиалы таких компаний), а также всем лицам на территории США или связанным 
с территорией США: 

1)  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  90  дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным капиталом, имуществом или правами на имущество ряда компаний энергетического 
сектора, включая ПАО «Газпром нефть» (непосредственно ПАО «Газпром» не указано в числе лиц, 
на которые распространяется данная санкция); 

2)  осуществлять  операции,  предоставлять  финансирование  или  совершать  иным  образом  сделки, 
связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком  погашения  более  30  дней  или  вновь  выпущенным 
акционерным  капиталом,  имуществом  или  правами  на  имущество  ряда  российских  компаний 
банковского  сектора,  включая  «Газпромбанк»  (АО)  (непосредственно  ПАО  «Газпром»  не  указано  в 
числе лиц, на которые распространяется данная санкция); 

3)  предоставлять,  экспортировать  или  реэкспортировать,  напрямую  или  не  напрямую,  товары, 
услуги (кроме финансовых услуг) или технологии для  поддержки проектов или действий, которые 
связаны  с  потенциальной  возможностью  разработки,  добычи  и  производства  нефти  на 
глубоководных  участках  и  арктическом  шельфе,  а  также  в  сланцевых  пластах  на  территории 
Российской Федерации во внутренних и территориальных водах, в особой экономической зоне и на 
континентальном  шельфе,  которые  Российская  Федерация  считает  своими,  с  участием 
российских  компаний,  включая  ПАО  «Газпром»  и  ПАО  «Газпром  нефть».  7  августа  2015  г.  Бюро 
промышленности и безопасности Министерства торговли США распространило указанные выше 
ограничения на Южно-Киринское месторождение в Охотском море. Кроме того, 1 сентября 2016 г. 
Управление  по  контролю  за  иностранными  активами  Министерства  финансов  США  уточнило 
данные  в  отношении  отдельных  дочерних  компаний  ПАО  «Газпром»,  которые  были  включены  в 
список лиц, подпадающих под действие указанных секторальных санкций в технологической сфере 
(SSI  List).  В  частности,  уточнения  затронули  более  50  дочерних  компаний  ПАО  «Газпром».  При 
этом  необходимо  отметить,  что  в  отношении  ряда  дочерних  компаний  ПАО  «Газпром»  уже 
действовали  аналогичные  санкции  в  силу  правила,  согласно  которому  санкции  США 
распространяются  на  любое  лицо,  в  капитале  которого  компании,  подпадающие  под  санкции, 
прямо  или  косвенно,  совместно  или  по  отдельности,  владеют  50  или  более  процентами  долей 
участия.  Согласно  пояснению  Министерства  финансов  США,  включение  указанных  компаний  в 
санкционный  список  направлено  на  предоставление  дополнительной  информации  частным 
компаниям для помощи в соблюдении санкций. 

Соответствующие  компании  помещены  в  список  лиц,  подпадающих  под  действие  секторальных 
санкций  (SSI  List),  и  не  включаются  в  список  лиц  особой  категории  (SDN).  Соответственно,  на 
указанные  компании  не  распространяются  санкции  в  виде  блокирования  активов,  и  от 
американских  лиц  не  требуется  блокировать  имущество  таких  компаний.  Санкции  США 
распространяются  на  любое  лицо,  в  капитале  которого  компании,  подпадающие  под  санкции, 
прямо  или  косвенно,  совместно  или  по  отдельности,  владеют  50  или  более  процентов  долей 
участия. 

В  августе  2014  г.  вступили  в  силу  санкции,  введенные  Бюро  промышленной  безопасности 
Министерства  торговли  США  (БПБ),  которые,  помимо  прочего,  установили  существенные 
ограничения  на  экспорт,  реэкспорт  и  перемещение  внутри  страны    определенных  товаров, 
программного  обеспечения,  технологий  и  информации,  а  также  товаров,  находящихся  на 
территории США, которые включены в специальный список и которые могут быть использованы в 
российском  нефтегазовом  секторе  для  разработки  и  добычи  нефти  и  газа  в  глубоководных, 
арктических шельфовых или сланцевых проектах. В сентябре 2014 г. вступили в силу ограничения, 
введенные  Бюро  промышленной  безопасности  Министерства  торговли  США  (БПБ)  против  пяти 
энергетических  компаний,  включая  «Газпром»  и  «Газпром  нефть».  В  августе  2015  г.  БПБ  внесло 
Южно-Киринское месторождение в свой Список Лиц, как глубоководное месторождение, которое, 
согласно  БПБ,  обладает  значительными  запасами  нефти.  В  сентябре  2016  г.  БПБ  внесло  51 

54 

компанию Группы в Список Лиц.   Включение в Список Лиц подразумевает введение лицензионных 
требований на экспорт, реэкспорт или международные транзакции любых товаров и технологий, 
подпадающих  под  режим  экспортного  регулирования  США,  которые  могут  быть  прямо  или 
косвенно использованы для разработки и добычи в глубоководных, арктических континентальных 
шельфовых  или  сланцевых  проектах  в  России,  а  также  в  тех  случаях,  когда  не  представляется 
возможным определить, будут ли они использованы в подобных проектах. На экспорт, реэкспорт 
или международные транзакции таких товаров и технологий будет распространяться презумпция 
отказа. 

 

Санкции ЕС 

Введенные  ЕС  санкции  имеют  косвенное  влияние  на  ПАО  «Газпром»  и  могут  затрагивать 
интересы Общества. 

Санкции, введенные Европейским Союзом, запрещают всем гражданам стран - членов ЕС, а также 
всем  юридическим  лицам,  организациям  и  органам,  учрежденным  или  созданным  согласно 
законодательству страны – члена ЕС (как на территории ЕС, так и за ее пределами), а также всем 
юридическим  лицам,  организациям  и  органам  в  связи  с  любыми  видами  хозяйственной 
деятельности, осуществляемой полностью или частично в пределах ЕС: 

1)  предоставление  услуг  по  бурению,  освоению  скважин,  геофизическому  исследованию  скважин, 
эксплуатационному  оборудованию  скважин;  поставку  специальных  плавучих  оснований, 
необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, и (или) для разведки и добычи нефти на 
арктическом  шельфе  и  для  проектов  по  добыче  сланцевой  нефти  в  России,  а  также  прямое  или 
косвенное  финансирование,  предоставление  финансовой  помощи,  технических  и  брокерских  услуг 
применительно к указанным видам деятельности; 

2)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка  со 
сроком  погашения  более  90  дней,  выпущенных  в  период  с  1 августа 2014  года по  12  сентября  2014 
года или со сроком обращения более 30 дней в случае, если выпуск осуществлен после 12 сентября 
2014  года,  выпускаемыми  некоторыми  российскими  компаниями  банковского  сектора,  включая 
«Газпромбанк» (АО); 

3)  покупку,  продажу,  предоставление  инвестиционных  услуг  или  оказание  содействия  в  выпуске  и 
других  операциях  с  обращающимися  ценными  бумагами  и  инструментами  денежного  рынка, 
выпускаемыми  некоторыми  российскими  компаниями  энергетического  сектора,  включая 
ПАО «Газпром нефть», после 12 сентября 2014 года и со сроком обращения более 30 дней; 

4) предоставлять после 12 сентября 2014 года прямо или косвенно, а также принимать участие в 
предоставлении  каких-либо  новых  заимствований  со  сроком  погашения  более  30  дней  в  пользу 
некоторых  российских  компаний  (включая  ПАО  «Газпром  нефть»  и  Газпромбанк»  (АО),  за 
исключением  займов  или  кредитов,  предоставляемых  непосредственно  в  целях  финансирования 
незапрещенного  импорта  и  экспорта  товаров,  а  также  оказания  услуг  нефинансового  характера 
между  ЕС  и  Россией,  что  должно  быть  документально  подтверждено,  а  также  займов, 
непосредственно  предоставляемых  для  резервного  финансирования  лицам,  созданным  на 
территории  ЕС,  50  %  долей  участия  в  которых  принадлежит  любому  из  указанных  выше  лиц,  в 
целях  обеспечения  соответствия  критериям  платежеспособности  и  ликвидности,  что  также 
должно быть документально подтверждено. 

Санкции ЕС распространяются на любое  лицо, в капитале  которого компании, подпадающие  под 
санкции, прямо или косвенно владеют более 50 процентов долей участия.  

Кроме того, начиная с 2014 г. властями США и ЕС был введен ряд системных ограничений в сферах 
инвестиционной деятельности, финансовых услуг и торговли в отношении Крыма и Севастополя. 

Австралия,  Швейцария,  Япония,  Канада  и  некоторые  другие  государства  также  ввели  санкции  в 
отношении  некоторых  российских  физических  и  юридических  лиц,  в  том  числе  в  отношении 
ПАО «Газпром»,  ПАО  «Газпром  нефть»  и  других  нефтегазовых  компаний  Российской  Федерации, 
которые в зависимости от юрисдикции включают все или некоторые из принятых США и ЕС. 

В  частности,  санкции,  введенные  Канадой,  запрещают  всем  лицам  на  территории  Канады,  а 
также  гражданам  Канады  за  пределами  Канады  осуществлять  операции,  предоставлять 
финансирование  или  совершать  иные  сделки,  связанные  с  новыми  заимствованиями  со  сроком 
погашения  более  90  дней  в  отношении  ряда  компаний  энергетического  сектора,  включая  ПАО 
«Газпром»  и  ПАО  «Газпром  нефть».  Кроме  того,  продолжает  действовать  принятое  Канадой 
ограничение  на  экспорт,  продажу,  поставку  определенных  товаров  в  Россию  или  любому  лицу  в 

55 

России,  если  такие  товары  используются  при  реализации  проектов  разведки  и  добычи  нефти  на 
участках  континентального  шельфа  с  глубиной  моря  свыше  500  м,  на  арктическом 
континентальном  шельфе  и  на  месторождениях  сланцевой  нефти,  или  оказание  любых 
финансовых, технических или иных услуг, связанных с предоставлением таких товаров. 

Кроме  того,  Украина  приняла  закон  о  санкциях,  который  создает  возможность  введения 
ограничений  и  запретов  в  отношении  различных  украинских  и  иностранных  физических  и 
юридических  лиц  и  иностранных  государств  в  случае,  помимо  прочего,  фактической  или 
потенциальной  угрозы  национальным  интересам,  национальной  безопасности,  суверенитету  и 
территориальной  целостности  Украины.  Потенциальные  ограничительные  меры  включают 
заморозку  активов,  торговые  ограничения,  ограничение  или  запрет  транзита  ресурсов  через 
территорию Украины и прочие ограничения. В частности, Украина ввела ограниченные санкции в 
отношении  дочерних  компаний  ПАО  «Газпром»,  ограничивающие  определенные  виды  их 
деятельности,  в  том  числе,  полеты,  провоз  товаров  через  Украину,  заход  в  порты  и  посадку 
самолетов на территории Украины. 

Введенные  санкции  потенциально  могут  оказать  влияние  на  реализацию  отдельных  проектов 
Компании, привести к отклонениям от планируемых проектных показателей, однако на текущий 
момент  не  являются  основанием  для  изменения  стратегических  направлений  деятельности  или 
корректировки  перечня  приоритетных  проектов  ПАО  «Газпром»,  определенного  Долгосрочной 
программой развития ПАО «Газпром» (газовый бизнес, 2017-2026 гг.) (утверждена решением Совета 
директоров ПАО «Газпром» от 27.09.2016 №2813).

 

 

Газпром  много  лет  целенаправленно  проводит  политику  импортозамещения,  стимулируя 
внедрение передовых технологий и решений российскими производителями. Благодаря этой работе 
доля  импорта  в  общем  объеме  материально-технических  ресурсов,  поступивших  дочерним 
обществам и организациям ПАО «Газпром», снизилась. 
 

 

Риски, связанные с процессом глобализации. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике. 

Нестабильность  глобальной  финансовой  системы,  стагнация  экономик  европейских  стран, 
свидетельствуют  о  сохранении  высокой  неопределенности  относительно  возникновения  второй 
волны мирового финансового кризиса.  

Неблагоприятные  экономические  условия,  включая  сохранение  в  длительной  перспективе  низких 
цен на нефть, могут оказать негативное влияние и на деятельность Группы.  

ПАО «Газпром» проводит политику, которая обеспечивает устойчивость финансового состояния 
и  оптимизацию  долгового  портфеля,  что  позволит  реагировать  на  возможное  ухудшение 
ситуации.   
 

Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с транзитом природного газа 

ПАО  «Газпром»  находится  под  влиянием  рисков,  связанных  с  транспортировкой  природного  газа 
через территорию транзитных стран.  

Одной  из  таких  стран  является  Украина.  В  настоящий  момент  опасения  относительно 
надежности  поставок  газа  в  Европу  через  территорию  Украины  обусловлены  как  политической 
нестабильностью  в  данной  стране,  усугубляемой  неблагоприятной  экономической  обстановкой, 
так  и  накопленной  задолженностью  НАК  «Нафтогаз  Украины»  перед  ПАО  «Газпром»  за 
поставленный газ. 

За  отчетный  период  нарушений  контракта  на  транзит  со  стороны  НАК «Нафтогаз  Украины» 
не отмечено. 

В  целях  минимизации  этого  риска  в  долгосрочной  перспективе  ПАО  «Газпром»  диверсифицирует 
экспортные маршруты поставок газа. Примером такой работы является организация экспортных 

56 

поставок по газотранспортным системам: «Ямал-Европа», проходящей по территории Белоруссии 
и  Польши,  и  «Северный  поток»,  соединившей  напрямую  Россию  и  Германию  через  акваторию 
Балтийского моря, минуя третьи страны. 

В  рамках  диверсификации  маршрутов  экспортных  поставок  российского  трубопроводного 
природного  газа  на  традиционный  для  ПАО  «Газпром»  европейский  рынок  реализуется  проект 
«Северный 

поток 

2», 

предусматривающий 

строительство 

двух 

ниток 

общей 

производительностью 55 млрд куб. м. Целевой срок ввода газопровода в эксплуатацию  - конец 2019 
года. 

По результатам встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Турции Р. 
Эрдогана  9  августа  2016  г.  было  принято  решение  возобновить  совместную  работу  по  проекту 
«Турецкий  поток».  В  сентябре  2016  г.  турецкая  сторона  предоставила  первые  разрешения  на 
строительство  и  проведение  изыскательских  работ  в  территориальных  водах  Турции  в 
отношении двух ниток газопровода «Турецкий поток». 

10  октября  2016  года  в  ходе  визита  Президента  Российской  Федерации  В.В. Путина  в  Турецкую 
Республику  состоялось  подписание  Соглашения  между  Правительством  Российской  Федерации 
и Правительством  Турецкой  Республики  по проекту  газопровода  «Турецкий  поток».  Документ 
предусматривает  возможность  строительства  двух  ниток  газопровода  по дну  Черного  моря 
из России  в Турцию,  а также  сухопутной  транзитной  нитки  до границы  Турции  с сопредельными 
странами. 

 (Более  подробно  информация  о  проектах  ПАО  «Газпром»  представлена  в  п.3.3  Планы  будущей 
деятельности эмитента). 

 

Кредитный риск. 
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта.
 
 

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
 
 

 

 

2.4.3. Финансовые риски 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 

2.4.4. Правовые риски 

В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  
ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 
 
Риски, связанные с изменением валютного регулирования. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с изменением налогового законодательства. 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  уплату  федеральных,  региональных  и  местных  налогов,  в 
частности,  налога  на  добавленную  стоимость,  акциза  на  природный  газ,  предусмотренного 

57 

международными  договорами  РФ,  налога  на  прибыль  организаций,  налога  на  добычу  полезных 
ископаемых, транспортного и водного налога, налога на имущество организаций, земельного налога. 
Статус  ПАО  «Газпром»,  как  крупнейшего  налогоплательщика  в  Российской  Федерации, 
реализующего  большое  количество  капиталоѐмких  проектов,  обуславливает  необходимость 
непрерывного  и  продуктивного  диалога  с  федеральными  и  региональными  органами  власти  по 
вопросам налогообложения. Приемлемый уровень налоговой нагрузки является одним из факторов 
стабильного  развития  и  новых  инвестиций,  которые  при  высоком  налоговом  бремени 
сложнореализуемы. 

В  последние  годы  законодательство  о  налогах  и  сборах  все  чаще  подвергается  изменениям, 
дополнениям  и  уточнениям,  касающимся  как  общих  вопросов  налогообложения,  так  и  порядка 
исчисления и уплаты отдельных налогов. 

C 2017 года вступают в силу значимые изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее 
–  НК  РФ),  которые  были  внесены  Федеральным  законом  №  401-ФЗ  от  30.11.2016  «О  внесении 
изменений  в  части  первую  и  вторую  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  и  отдельные 
законодательные акты Российской Федерации», предусматривающим: 
- увеличение на 2017-2019 годы налоговой нагрузки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее 
–НДПИ) в отношении добываемого организациями Группы Газпром газа горючего природного через 
механизм изменения коэффициента Кгп в формуле НДПИ (К

гп

 = 1,7969 на 2017 год, 1,4022 на 2018 и 

1, 4441 на 2019 год); 
-  установление  единого  коэффициента  изъятия  на  газовый  конденсат  для  Группы  Газпром  и 
независимых производителей на уровне 0,15; 
-  увеличение  ставок  акциза  на  автомобильный  и  прямогонный  бензин,  дизельное  топливо,  средние 
дистилляты; 
-  ограничение  на  2017-2020  годы  суммы  признаваемого  убытка  прошлых  лет,  который  не  может 
превышать  50%  налоговой  базы  текущего  отчетного  (налогового)  периода  (10-летний  лимит  по 
переносу убытков отменен); 

ограничение  суммы  признаваемого  убытка,  полученного  убыточными  участниками 

консолидированной  группы  налогоплательщиков  (далее  –  КГН),  в  размере  50%  от 
консолидированной налоговой базы КГН текущего отчетного (налогового) периода; 
-  исключение  из-под  налогового  контроля  цен  сделок  по  предоставлению  беспроцентных  займов 
между  взаимозависимыми  лицами,  местом  регистрации  либо  местом  жительства  всех  сторон  и 
выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация; 
- изменение на 2017-2020 годы распределения налога на прибыль организаций между федеральным и 
региональным бюджетом (по ставкам 3% и 17% вместо 2% и 18% соответственно); 
-  увеличение  размера  пени  для  организаций  за  неуплату  налога  до  1/150  ставки  рефинансирования 
ЦБ РФ начиная с 31 дня просрочки; 
- применение с 01.01.2018 освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении 
движимого  имущества  только  при  условии  принятия  соответствующего  закона  субъектом 
Российской Федерации; 
-  изменение  правил  расчета  резерва  по  сомнительным  долгам  –  сомнительным  долгом  будет 
признаваться  дебиторская  задолженность  в  части,  превышающей  кредиторскую  задолженность 
соответствующего контрагента. 

ПАО «Газпром» как законопослушный налогоплательщик в условиях часто меняющегося налогового 
законодательства  осуществляет  постоянный  мониторинг  изменений  и  дополнений,  вносимых  в 
законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов налогообложения, оценивает и 
прогнозирует степень возможного влияния таких изменений на деятельность Общества. Вместе с 
тем,  несмотря  на  то,  что  ПАО  «Газпром»  выполняет  требования  налогового  законодательства, 
нельзя  исключать  рисков  предъявления  Обществу  налоговых  претензий.  Определенные  риски 
также  возникают  и  по  причине  отсутствия  единой  позиции  у  различных  судебных  органов  по 
одним и тем же спорным вопросам налогообложения. 
 

Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.  

Деятельность  Группы  по  экспорту  углеводородов  подпадает  под  правила  таможенного 
регулирования.  Разногласия  Группы  с  таможенными  органами  по  ряду  ключевых  вопросов 
осуществления  экспортных  поставок  природного  газа,  в  частности  в  подходе  к  порядку 
декларирования  и  взимания  таможенных  пошлин,  применения  курса  иностранных  валют  при 
исчислении  таможенной  стоимости,  урегулированы  в  рабочем  порядке,  а  также  посредством 
внесения  соответствующих  изменений  в  таможенное  законодательство.  Сложившаяся  ранее 
положительная  судебная  практика  Группы  в  отношении  прав  Общества  на  корректировку 

58 

таможенной  стоимости  позволила  в  настоящее  время  вне  арбитражных  споров  осуществлять 
корректировки  при  изменении  в  ретроактивном  порядке  ценовых  параметров  поставленного 
контрагентам  природного  газа  и  возвращать,  в  случае  излишней  уплаты,  вывозные  таможенные 
пошлины.  

Действующее  таможенное  законодательство  Таможенного  союза  и  Российской  Федерации 
позволяют  в  целом  осуществлять  таможенное  декларирование  с  учетом  интересов  газовой 
отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского экономического 
союза  Группа  Газпром  продолжает  работу  в  Евразийской  экономической  комиссии  с  экспертами 
ЕЭК,  заинтересованными  федеральными  ведомствами  по  реализации  предложений  Группы  в   
проект  нового  Кодекса  ЕАЭС,  регулирующих  порядок  помещения  товаров  под  таможенные 
процедуры,  а  также  механизм  доступа  и  контроля  таможенными  органами  сведений  с  приборов 
учѐта количеств вывозимого природного газа.  

В  ходе  проведения  таможенного  администрирования  со  стороны  таможенного  органа 
периодически  принимаются  решения  о  необходимости  корректировки  таможенной  стоимости  в 
сторону  ее  увеличения,  предъявляются  требования  об  уплате  таможенных  платежей.  В 
настоящее  время в адрес «Газпром  экспорта» выставлено 37 требований об уплате таможенных 
платежей  (пени)  на  общую  сумму  330  млн.  руб.  Часть  указанных  требований  обжалована  со 
стороны «Газпром экспорт» в Арбитражный суд города Москвы, по остальным будет приниматься 
решение об их обжаловании с учетом наличия/отсутствия обосновывающих документов.   

С целью минимизации указанных рисков Общество: 

 -  продолжает  консультации  с  таможенными  органами  по  вопросам  корректировки  сведений 
таможенной  декларации,  учѐта  и  использования  декларантом,  и  администрирования  ЦЭТ 
авансовых  платежей,  механизма  возврата/зачета  сумм  излишне  уплаченной  таможенной 
пошлины; 

 -  осуществляет  дальнейший  контроль  порядка  таможенного  декларирования  и  документального 
подтверждения в ЦЭТ поставок природного газа по трубопроводам «Северный поток» и «Голубой 
поток»; 

 - продолжает совершенствовать процесс электронного декларирования поставок природного газа; 

- продолжает арбитражную работу по защите законных прав и интересов Общества. 

 
 

Риски,  связанные  с  изменением  требований  по  лицензированию  основной  деятельности 
ПАО «Газпром» либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте 
ограничено (включая природные ресурсы). 

В  IV  квартале  2016  года  приняты  или  вступили  в  силу  следующие  нормативные  правовые  акты, 
регулирующие вопросы, связанные с лицензированием основной деятельности ПАО «Газпром». 

Приказ Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области 
промышленной  безопасности  «Правила  промышленной  безопасности  складов  нефти  и 
нефтепродуктов» (зарегистрирован в Минюсте России 30.11.2016 N 44503). 

Установлены  требования  промышленной  безопасности  к  опасным  производственным  объектам 
складов нефти и нефтепродуктов. 

Опасные производственные объекты складов нефти и нефтепродуктов включают в себя комплекс 
зданий, резервуаров и других сооружений, предназначенных для приема, хранения и выдачи нефти и 
нефтепродуктов.  К  опасным  производственным  объектам  складов  нефти  и  нефтепродуктов 
относятся  нефтебазы, резервуарные  парки  и  наливные  станции  магистральных  нефтепроводов  и 
нефтепродуктопроводов,  товарно-сырьевые  парки  центральных  пунктов  сбора  нефтяных 
месторождений,  нефтеперерабатывающих  производств,  а  также  склады  нефтепродуктов, 
входящие в состав промышленных предприятий и организаций. Правила не распространяются на 
опасные  производственные  объекты  хранения  нефтепродуктов,  имеющих  упругость  паров  выше 
93,3 кПа. 

Правилами сформулированы: 

- требования к обеспечению безопасной эксплуатации опасных производственных объектов 

складов нефти и нефтепродуктов; 

-  требования  промышленной  безопасности  к  системам  инженерно-технического 

обеспечения опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов; 

59 

-  требования  к  обслуживанию  и  ремонту  технологического  оборудования,  резервуаров  и 

технологических  трубопроводов,  систем  инженерно-технического  обеспечения  на  опасных 
производственных объектах складов нефти и нефтепродуктов; 

- требования к содержанию территорий, зданий и сооружений опасных производственных 

объектов складов нефти и нефтепродуктов. 

Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования. 

Информации  об  иных  изменениях  требований  по  лицензированию  основной  деятельности 
Эмитента  либо  лицензированию  прав  пользования  объектами,  нахождение  которых  в  обороте 
ограничено (включая природные ресурсы) не имеется. 

Риски, связанные с изменениями в законодательстве, либо с решениями федеральных или местных 
органов власти по вопросам лицензирования, находятся вне контроля ПАО «Газпром», и Общество 
не может гарантировать, что в будущем не произойдет изменений подобного рода, которые могут 
негативно повлиять на деятельность Общества. Однако в настоящее время предпосылок правового 
характера,  связанных  с  усложнением  процедуры  получения  лицензий  либо  снижением 
возможности продления действия лицензий ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, не выявлено. 
 

 

Риски,  связанные  с  изменением  судебной  практики  по  вопросам,  связанным  с  деятельностью 
ПАО «Газпром». 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

 

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 
 
 

2.4.6. Стратегический риск 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 
 

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

Риски,  связанные  с  текущими  судебными  процессами  и  возможной  ответственностью 
ПАО «Газпром» по долгам третьих лиц. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски,  связанные  с  отсутствием  возможности  продлить  действие  лицензий  на  осуществление 
вида деятельности либо на использование природных ресурсов, в том числе на пользование недрами.  

ПАО «Газпром» ведет свою операционную деятельность в соответствии с большим количеством 
лицензий  на  пользование  недрами  с  целью  геологического  изучения,  разведки  и  добычи 
углеводородного  сырья.  Регулирование  указанных  видов  пользования  недрами  осуществляется, 

60 

главным  образом,  в  соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  от  21  февраля  1992  года 
№ 2395-1 «О недрах» и подзаконными нормативными актами. 

Большинством лицензий на пользование недрами с целью геологического изучения недр, разведки и 
добычи  углеводородного  сырья  владеют  дочерние  общества  и  зависимые  организации  Общества. 
Лицензии  на  пользование  недрами  с  целью  добычи  углеводородного  сырья  на  месторождениях 
Группы  покрывают  период  2019-2116  годов.  В  большинстве  лицензий  на  пользование  недрами 
предусматривается  возможность  их  отзыва,  если  не  выполняются  существенные  лицензионные 
требования  по  объемам  и  срокам  геологоразведочных  работ,  по  срокам  ввода  месторождений  в 
эксплуатацию,  по  своевременной  оплате  сборов  и  налогов  за  использование  недр,  либо  допущено 
систематическое непредставление информации. 

ПАО  «Газпром»  и  компании  Группы  соблюдают  требования  условий  пользования  недрами, 
предпринимают все необходимые действия для получения, поддержания в силе действия лицензий 
на  пользование  недрами  и  минимизации  вероятности  приостановки,  и  отзыва  лицензий.  Кроме 
того,  ПАО  «Газпром»  намеревается  продлить  действующие  лицензии  на  пользование  недрами 
месторождений  углеводородного  сырья,  которые,  как  ожидается,  будут  продуктивными  после 
окончания срока действия лицензий.  

В настоящее время предпосылок правового, экономического или политического свойства, связанных 
с  усложнением  процедуры,  либо  снижением  возможности  продления  действия  лицензий  на 
пользование недрами ПАО «Газпром» и компаний Группы, не выявлено. 

Кроме  того,  Общество  направляет  в  Правительство  Российской  Федерации,  Государственную 
Думу,  Минприроды  России  предложения  по  совершенствованию  нормативно-правовой  базы  по 
недропользованию. 
 

Риски, связанные с геологоразведочной деятельностью.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски, связанные с охраной окружающей среды.  

Производственная  деятельность  ПАО  «Газпром»  сопряжена  с  потенциальной  опасностью 
нанесения вреда окружающей среде или ее загрязнения. Следствием этого является возникновение 
риска гражданской ответственности и необходимость проведения восстановительных работ.  

Для снижения таких рисков ПАО «Газпром» проводит последовательную экологическую политику, 
совершенствует  систему экологического  менеджмента  (СЭМ)  в  соответствии  с  международным 
стандартом  ISO  14001:2004,  постоянно  осуществляет  мониторинг  деятельности  с
  целью 
соблюдения  соответствующих  природоохранных  требований  стандартов  на  всех  этапах 
производственной  деятельности,  реализует  программы  и  мероприятия  по  охране  окружающей 
среды и снижению воздействия на окружающую среду. В октябре 2015 г. органом по сертификации 
DNV  GL  проведен  надзорный  аудит,  подтвердивший  соответствие  СЭМ  ПАО  «Газпром» 
требованиям международного стандарта ISO 14001:2004.  

Результатом такой деятельности стало значительное снижение риска загрязнения окружающей 
среды. 

Тем  не  менее,  ПАО  «Газпром»  формирует  резервы  на  покрытие  ответственности  за  загрязнение 
окружающей среды и осуществляет страхование ответственности для таких случаев. 
 
 

Риски, связанные с авариями и выходом из строя оборудования.   

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 

Риски роста затрат. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта.  
 

Риски, связанные с возможностью потери потребителей, оборот с которыми составляет не менее 
10% общей выручки от продажи газа. 

В настоящее  время группа компаний ПАО  «Газпром» осуществляет более 65% всей  добычи газа в 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..