ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2016 года - часть 2

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2016 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2016 года - часть 2

 

 

45 

Тип счета: в катарских риалах 
 
(Указанная  информация  раскрывается  в  отношении  всех  расчетных  и  иных  счетов  эмитента,  а  в 
случае, если их число составляет более 3, - в отношении не менее 3 расчетных и иных счетов эмитента, 
которые он считает для себя основными) 

1.2. Сведения об аудиторе (аудиторской организации) эмитента 

Указывается  информация  в  отношении  аудитора  (аудиторской  организации),  осуществившего 
(осуществившей)  независимую  проверку  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  эмитента,  а  также 
консолидированной  финансовой  отчетности  эмитента,  входящей  в  состав  ежеквартального  отчета,  а 
также  аудитора  (аудиторской  организации),  утвержденного  (выбранного)  для  проведения  аудита 
годовой  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  и  годовой  консолидированной  финансовой 
отчетности эмитента за текущий и последний завершенный отчетный год. 
Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Финансовые и 
бухгалтерские консультанты»
 
Сокращенное фирменное наименование: ООО «ФБК» 
Место нахождения: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1, стр.2 АБ 
ИНН: 7701017140 
ОГРН: 1027700058286 
Телефон: (495) 737-5353 
Факс: (495) 737-5347 
Адрес электронной почты: www.fbk.ru 
 

Данные о членстве аудитора в саморегулируемых организациях аудиторов: 

Полное наименование: Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство 
"Аудиторская Ассоциация Содружество"
 

Место нахождения: 

119192 Россия, г. Москва, Мичуринский пр-т, д. 21 корп. 4 

 

Отчетный год (годы) из числа последних пяти завершенных финансовых лет и текущего финансового 
года,  за  который  (за  которые)  аудитором  проводилась  (будет  проводиться)  независимая  проверка 
годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента 

 

Бухгалтерская (финансовая) отчетность, Год 

Консолидированная финансовая отчетность, Год 

2015 

2015 

2016 

2016 

 

Описываются  факторы,  которые  могут  оказать  влияние  на  независимость  аудитора  (аудиторской 
организации) от эмитента, в том числе указывается информация о наличии существенных интересов, 
связывающих  аудитора  (лиц,  занимающих  должности  в  органах  управления  и  органах  контроля  за 
финансово-хозяйственной  деятельностью  аудиторской  организации)  с  эмитентом  (лицами, 
занимающими  должности  в  органах  управления  и  органах  контроля  за  финансово-хозяйственной 
деятельностью эмитента) 

Факторов,  которые  могут  оказать  влияние  на  независимость  аудитора  (аудиторской 
организации)  от  эмитента,  в  том  числе  указывается  информация  о  наличии  существенных 
интересов,  связывающих  аудитора  (лиц,  занимающих  должности  в  органах  управления  и 
органах  контроля  за  финансово-хозяйственной  деятельностью  аудиторской  организации)  с 
эмитентом  (лицами,  занимающими  должности  в  органах  управления  и  органах  контроля  за 
финансово-хозяйственной деятельностью эмитента), нет.
 

Порядок выбора аудитора эмитента 

Наличие процедуры тендера, связанного с выбором аудитора, и его основные условия: 

46 

На  основании  Федерального  закона  от  30  декабря  2008  года  №  307-ФЗ  «Об  аудиторской 
деятельности» и конкурсных документов, разработанных в соответствии с Федеральным законом 
от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для 
обеспечения  государственных  и  муниципальных  нужд»  проводится  открытый  конкурс  по  отбору 
аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита ПАО «Газпром». 

На право заключения  договора оказания  услуг по аудиту  бухгалтерской (финансовой)  отчетности 
ПАО «Газпром»,  сводной  бухгалтерской  отчетности  Группы  Газпром  и  консолидированной 
финансовой  отчетности  Группы  Газпром,  подготовленной  в  соответствии  с  Международными 
стандартами  финансовой  отчетности  (МСФО),  за  2016  год  открытый  конкурс  был  объявлен 
05 февраля 2016 года. 
 

В  2016  году  при  формировании  конкурсной  документации  для  проведения  открытого  конкурса 
также  было  использовано  Постановление  Правительства  от  28.11.2013  г.  №  1085  «Об 
утверждении  правил  оценки  заявок,  окончательных  предложений  участников  закупки  товаров, 
работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».  
Основные требования к участникам размещения заказа в 2016 году: 

соответствие  требованиям,  предусмотренным  статьей  31  Закона  от  05.04.2013г.  

№ 44-ФЗ; 

соответствие 

условиям, 

предъявляемым 

к 

аудиторским 

организациям 

законодательством  Российской  Федерации,  включая  наличие  сведений  о  членстве  в 
профессиональных  аудиторских  объединениях,  аккредитованных  при  уполномоченном 
федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности; 

внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в сумме 

17 805 159,00 российских рублей; 

непревышение начальной (максимальной) цены договора на оказание аудиторских услуг. 

Критерии 

оценки 

заявок 

на 

участие 

в 

конкурсе, 

разработанные 

на 

основании 

Постановления № 1085: 

цена договора; 

качественные характеристики объекта закупки; 

квалификация участника конкурса, в том числе наличие опыта аудиторской организации 
и ее сотрудников в проведении аудиторских проверок организаций, деятельность которых 
сопоставима по размерам и масштабу с деятельностью ПАО «Газпром».                                                              

Кроме того, установлена необходимость представления обеспечения исполнения договора в размере 
суммы авансов, предусмотренных договором оказания услуг по аудиту. 

В  ПАО  «Газпром»,  в  соответствии  с  решением  Совета  директоров  ОАО  «Газпром»  от 
19 ноября 2002  года  №  390,  образован  Комитет  Совета  директоров  ПАО  «Газпром»  по  аудиту, 
одной из основных функций которого является оценка кандидатов в аудиторы Общества. 
 

 

 

Процедура  выдвижения кандидатуры  аудитора  для  утверждения собранием акционеров (участников),  в 
том числе орган управления, принимающий соответствующее решение: 
Согласно  пункту  49.2  Устава  ПАО  «Газпром»  Общее  собрание  акционеров  утверждает  аудитора 
Общества.  

Согласно  пункту  4.26  Кодекса  корпоративного  управления  (поведения)  ОАО  «Газпром»  аудитор 
Общества  утверждается  Общим  собранием  акционеров  Общества  на  основании  предложений 
Совета  директоров  по  итогам  проведения  конкурса  по  отбору  аудиторских  организаций  в 
соответствии с действующим законодательством. 
В  соответствии  с  действующим  законодательством  Аудитор,  ставший  победителем  конкурса, 
утверждается на Общем собрании акционеров ПАО «Газпром» по представлению его кандидатуры 
Советом директоров ПАО «Газпром».
 

47 

 

 

Работ аудитора, в рамках специальных аудиторских заданий, не проводилось. 
 
Описывается  порядок  определения  размера  вознаграждения  аудитора  (аудиторской  организации), 
указывается  фактический  размер  вознаграждения,  выплаченного  эмитентом  аудитору  (аудиторской 
организации)  по  итогам  последнего  завершенного  отчетного  года,  за  который  аудитором  (аудиторской 
организацией)  проводилась  независимая  проверка  годовой  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  и 
(или) годовой консолидированной финансовой отчетности эмитента: 
Размер  оплаты  услуг  аудитора  определяется  Советом  директоров  Общества  по  результатам 
ежегодного конкурса.
 
 

 

Фактический размер вознаграждения, выплаченного эмитентом аудитору (аудиторской организации) по 
итогам  последнего  завершенного  отчетного  года,  за  который  аудитором  (аудиторской  организацией) 
проводилась  независимая  проверка  годовой  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  и  (или)  годовой 
консолидированной финансовой отчетности эмитента: 
 

Год 

Размер вознаграждения, 

выплаченного аудитору 

(тыс. рублей) 

(1)

 

2015 

240 720

 

2016 

161 424 

(1)

  Размер  вознаграждения,  выплаченного  аудитору,  включает  оплату  услуг  по  проведению  аудита 

годовой  бухгалтерской  отчетности  ПАО  «Газпром»  (головная  компания),  сводной  бухгалтерской 
отчетности  ПАО «Газпром»  и  его  дочерних  обществ  и  консолидированной  финансовой  отчетности 
ПАО «Газпром» в соответствии с МСФО. 
 

 

Отсроченных и просроченных платежей за оказанные аудитором услуги нет. 

 

Дополнительная информация: 
Аудиторская  проверка  промежуточной  финансовой  отчетности  эмитента  аудитором  не 
проводится,  при  этом  аудитором  проводится  обзор  финансовой  отчетности  Группы  Газпром  за 
3 месяца, закончившихся 31 марта отчетного года, за 6 месяцев, закончившихся 30 июня отчетного 
года,  и  за  9  месяцев,  закончившихся  30  сентября  отчетного  года.  По  результатам  указанных 
обзоров аудитором представляется отчет о результатах обзора отчетности соответствующего 
периода. 

 

 

 

1.3. Сведения об оценщике (оценщиках) эмитента 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 
 
 

1.4. Сведения о консультантах эмитента 

Финансовые  консультанты  по  основаниям,  перечисленным  в  настоящем  пункте,  в  течение  12 
месяцев до даты окончания отчетного квартала не привлекались. 
 
 

1.5. Сведения о лицах, подписавших ежеквартальный отчет 

ФИО: Середа Михаил Леонидович 
Год рождения: 1970 

Сведения об основном месте работы: 

48 

Организация: ПАО "Газпром" 
Должность: заместитель Председателя Правления - руководитель Аппарата Правления  

 

 
ФИО: Васильева Елена Александровна 
Год рождения: 1959 

Сведения об основном месте работы: 

Организация: ПАО "Газпром" 
Должность: заместитель Председателя Правления - главный бухгалтер ПАО "Газпром", член 
Правления
 
 

Раздел II. Основная информация о финансово-экономическом 

состоянии эмитента 

2.1. Показатели финансово-экономической деятельности эмитента 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 

2.2. Рыночная капитализация эмитента 

Рыночная 

капитализация 

рассчитывается 

как 

произведение 

количества 

акций 

соответствующей  категории  (типа)  на  рыночную  цену  одной  акции,  раскрываемую 
организатором торговли.
 
Единица измерения: руб. 

 

Наименование показателя 

На 31.12.2015 г. 

На 31.12.2016 г. 

Рыночная капитализация 

3 225 516 132 625 

3 635 067 905 795 

 

 

Информация  об  организаторе  торговли  на  рынке  ценных  бумаг,  на  основании  сведений  которого 
осуществляется расчет рыночной капитализации, а также иная дополнительная информация о публичном 
обращении ценных бумаг по усмотрению эмитента: 

Публичное акционерное общество «Московская Биржа ММВБ-РТС» (ранее - Закрытое акционерное 
общество «Фондовая Биржа ММВБ»). 

Распоряжением  ЗАО  «ФБ  ММВБ»  (в  настоящее  время  –  ПАО  Московская  Биржа)  №  1876-р  от 
24.12.2013 г. приняты следующие решения:  

- о переводе из раздела «Перечень внесписочных ценных бумаг» в раздел «Котировальный список «А» 
второго  уровня»  Списка  ценных  бумаг,  допущенных  к  торгам  в  ЗАО  «ФБ  ММВБ»  (в  настоящее 
время  –  ПАО  Московская  Биржа),  акций  обыкновенных  ПАО  «Газпром»  (государственный 
регистрационный номер выпуска -  1-02-00028-А от 30.12.1998 г.); 

-  об  утверждении  Изменений  №  2520  в  Список  ценных  бумаг,  допущенных  к  торгам  в  ЗАО  «ФБ 
ММВБ» (в настоящее время – ПАО Московская Биржа), вступающих в силу 26 декабря 2013 года. 

Решением  ОАО  «Санкт-Петербургская  биржа»  от  15  апреля  2014  года  акции  ПАО  «Газпром» 
включены  с  17  апреля  2014  года  в  котировальный  список  «А»  второго  уровня  путем  перевода  из 
котировального списка «Б». 

9 июня 2014 года ЗАО «ФБ ММВБ» (в настоящее время – ПАО Московская Биржа) включило акции 
ПАО «Газпром» в раздел «Первый уровень» Списка ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам. 

21  июля  2014  года  ПАО  «Санкт-Петербургская  биржа»  включило  акции  ПАО  «Газпром»  в 
котировальный список первого (высшего) уровня. 

 

2.3. Обязательства эмитента 

49 

2.3.1. Кредиторская задолженность 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 

2.3.2. Кредитная история эмитента 

Описывается  исполнение  эмитентом  обязательств  по  действовавшим  в  течение  последнего 
завершенного отчетного года и  текущего года  кредитным договорам и (или)  договорам займа, в том 
числе  заключенным  путем  выпуска  и  продажи  облигаций,  сумма  основного  долга  по  которым 
составляла  пять  и  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 
последнего  завершенного  отчетного  периода,  состоящего  из  3,  6,  9  или  12  месяцев, 
предшествовавшего  заключению  соответствующего  договора,  а  также  иным  кредитным  договорам  и 
(или) договорам займа, которые эмитент считает для себя существенными. 
Эмитент не имел указанных обязательств. 
 

 

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения 

Дополнительная информация: 

Сведения об обязательствах ПАО «Газпром» из обеспечения, представленного третьим лицам, на 
дату  окончания  IV  квартала  2016  г.  не  приводятся  в  связи  с  отсутствием  сформированных 
показателей  годовой  бухгалтерской  отчетности.  Согласно  п.  86.  Положения  по  ведению 
бухгалтерского  учета  и  бухгалтерской  отчетности  (приказ  Министерства  финансов  Российской 
Федерации  от  29.07.1998  №  34н)  организации  обязаны  представлять  годовую  бухгалтерскую 
отчетность в течение 90 дней по окончании года. 
 

Указанная  информация  будет  приведена  в  Ежеквартальном  отчете  ПАО  «Газпром»  за 
I квартал 2017 г. в составе данных за 2016 год.
 

 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих  обязательств,  не  отраженных  в  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности,  которые 
могут  существенно  отразиться  на  финансовом  состоянии  эмитента,  его  ликвидности, 
источниках  финансирования  и  условиях  их  использования,  результатах  деятельности  и 
расходов, не имеется. 
 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) 
ценных бумаг 

Политика эмитента в области управления рисками: 

В  ПАО  «Газпром»  разработана  эффективная  система  управления  рисками,  позволяющая 
своевременно  идентифицировать,  оценивать  и  реагировать  на  потенциальные  события, 
обстоятельства, внешние и внутренние факторы, влияющие на достижение поставленных целей.  

Компания, 

признавая, 

что 

осуществление 

деятельности 

подвержено 

воздействию 

неопределенностей  в  виде  рисков,  принимает  меры  по  управлению  рисками  с  целью  обеспечения 
достаточных  гарантий  достижения  целей,  поставленных  перед  ПАО «Газпром»,  его  органами 
управления.  Система  управления  рисками  является  частью  корпоративного  управления  в 
ПАО «Газпром»  и  интегрирована  с  действующими  системами  планирования,  управления 
проектами  и  программами,  управления  производственной  безопасностью  и  другими  системами 
управления. 

Организация  системы  управления  рисками  реализует  следующие  основные  принципы: 
системности, соответствия целям, разумной уверенности, адаптивности, ресурсного обеспечения, 
непрерывности,  коллегиальности,  ответственности,  оценки результатов,  структурированности, 
единой нормативной среды, экономической целесообразности. 
 

 

50 

2.4.1. Отраслевые риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

Высокая степень государственного регулирования отрасли.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
 
Риски, связанные с директивным установлением цен на газ на внутреннем рынке. 
В настоящее время российский рынок природного газа в зоне Единой системы газоснабжения (ЕСГ) 
в отношении ценообразования состоит из двух секторов: регулируемого и нерегулируемого.  
Регулируемые 

оптовые 

цены 

на 

газ 

дифференцируются 

как 

по 

категориям 

потребителей 

(для 

населения 

и 

промышленности), 

так  и  по  ценовым  поясам  с  учетом  дальности  транспортировки  газа  от  региона  добычи  до 
потребителя.  
Параметры  изменения  регулируемых  оптовых  цен  на  газ  для  всех  категорий  потребителей 
следующие: 

в среднем за год к предыдущему году, %

 

 

2013 

2014 

2015 

2016 

Рост цены

1

 

14,6 

7,8 

2,8 

5,1 

1

Без учета новых и дополнительных объемов газа, реализуемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ 

от 28.05.2007 № 333. 

Средневзвешенные  параметры  изменения  цен  на  газ  в  2017-2019  гг.,  рассчитанные  на  основе 
Прогноза 

социально-экономического 

развития 

Российской 

Федерации, 

разработанного 

Минэкономразвития России в октябре 2016 г., следующие: 

в среднем за год к предыдущему году, % 

 

2017 

2018 

2019 

Рост регулируемой оптовой цены

1

 

1,8 

4,0 

3,3 

1

Без учета новых и дополнительных объемов газа, реализуемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ 

от 28.05.2007 № 333.

 

В  целях  снижения  рисков,  связанных  с  директивным  установлением  цен  на  газ,  ПАО  «Газпром» 
продолжает  вести  работу  с  федеральными  органами  исполнительной  власти  по  вопросам 
совершенствования  ценообразования  на  газ  для  формирования  устойчивых  экономических  условий 
поставок газа на внутренний рынок.     
 
 
Риски, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке. 

ПАО  «Газпром»  реализует  значительную  часть  добываемого  природного  газа  в  Западной  и 
Центральной  Европе.  Экспорт  природного  газа  в  европейские  страны  осуществляется                        
ПАО  «Газпром»  преимущественно  в  рамках  долгосрочных  контрактов  по  ценам,  в  основном 
индексируемым в соответствии с изменением мировых цен на нефтепродукты.  

Эти цены могут  претерпевать  значительные  колебания  под воздействием целого ряда факторов, 
находящихся вне контроля ПАО «Газпром», включая: 

-  экономические  и  политические  события  в  нефтедобывающих  регионах  мира,  в  первую 

очередь на Ближнем и Среднем Востоке и Северной Африке; 

-  текущее  соотношение  спроса  и  предложения,  а  также  прогноз  спроса  и  предложения 

жидкого топлива на перспективу; 

-  способность  ОПЕК,  а  также  нефтедобывающих  стран,  не  входящих  в  эту  организацию, 

51 

регулировать добычу нефти с целью поддержания уровня цен; 

- активность биржевых спекулянтов («сырьевой» пузырь); 
- военно-политическая ситуация в мире, включая угрозу террористических актов; 
- состояние мировой общехозяйственной конъюнктуры; 
- цены на альтернативные энергоносители; 
- развитие новой техники и технологии; 
- погодные условия; 
- пересмотр планов по строительству АЭС; 
- требования по снижению выбросов парниковых газов.  

В  ООО  «Газпром  экспорт»  -  дочернем  обществе  ПАО  «Газпром»  -  реализована  система 
идентификации,  оценки  и  мониторинга  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье.  Ежемесячно 
осуществляется  оценка  рыночных  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье  и  кредитных  рисков 
продаж газа в дальнее зарубежье. 
 

Риски, связанные с либерализацией европейского газового рынка .  
В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 
 
 Риски, связанные с реорганизацией ПАО «Газпром».   

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с технологическими инновациями в отрасли. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников. 

Повышение  цен  на  энергоресурсы  и  развитие  технологий  разведки  и  добычи  углеводородов  в 
последние  десятилетия  обусловили  рост  интереса  к  производству  газа  из  нетрадиционных 
источников. 

Однако на фоне сохранения в 2015-2016 годах относительно низкого уровня цен на нефть, а также 
в  связи  с  неудовлетворительными  результатами  проведенных  геологоразведочных  работ  в  ряде 
стран мира, интерес к данной тематике приобрел более сдержанный характер.  
Коммерческая  добыча  сланцевого  газа  по-прежнему  осуществляется  только  в  США,  а  также  в 
относительно  небольших  объемах  в  Канаде,  Китае  и  Аргентине.    В  США  рост  объѐмов  добычи 
сланцевого газа привел к значительному снижению цен на газ на внутреннем рынке этой страны и 
послужил толчком к проработке большого количества проектов по экспорту газа в виде СПГ. Всего 
в  2016  году  с  первого  СПГ-завода  на  восточном  побережье  США,  «Сабин  Пасс»,  было 
экспортировано  45  партий  СПГ,  основной  объѐм  которого  был  поставлен  в  страны  Латинской 
Америки. При этом значительное сокращение разницы в ценах на природный газ на мировых рынках 
(прежде  всего,  между  азиатским  и  североамериканским  рынками)  в  среднесрочной  перспективе 
существенно  снизило  экономическую  привлекательность  приобретения  СПГ  с  привязкой  к 
внутренним ценам США.  

Попытки  организации  добычи  газа  сланцевых  залежей  в  странах  континентальной  Европы  не 
принесли  положительных  результатов  -  в  частности,  в  2016  году  разведочные  работы 
окончательно  завершились  в  Польше  и  Дании.  Первой  полный  мораторий  на  применение  этой 
технологии на своей территории в 2011 году ввела Франция, и к настоящему моменту запреты или 
ограничения  на  развитие  добычи  сланцевого  газа  с  использованием  ГРП  действуют  также  в 
Германии, Нидерландах и Болгарии. 

В Великобритании, несмотря на поддержку государства, геологоразведочные работы на сланцевый 
газ  до  настоящего  времени  практически  не  проводились.  Можно  ожидать,  что  даже  в  случае 
подтверждения  наличия  ресурсов  сланцевого  газа  и  возможности  его  коммерческой  добычи 
негативное  отношение  британского  общества  к  данной  отрасли  будет  оставаться  ключевым 
фактором, ограничивающим еѐ развитие. 

Начало  коммерческой  добычи  сланцевого  газа  в  Европе  в  среднесрочной  перспективе  является 
маловероятным.  

52 

В  Китае  поисковые  работы  на  сланцевый  газ  проводились  достаточно  активно  в  последние 
несколько  лет,  однако,  несмотря  на  определѐнный  прогресс,  в  целом  широкомасштабное  освоение 
его ресурсов в этой стране идѐт более низкими темпами, чем планировалось.  

В мире интерес к теме сланцевого газа проявляется преимущественно в странах с ограниченными 
запасами и ресурсами традиционного газа, зависимых от импорта энергоресурсов. Для России, как 
страны  с  высокой  самообеспеченностью  энергоресурсами,  добыча  относительно  дорогого 
сланцевого  газа  на  текущий  момент  не  представляет  существенного  интереса  в  связи  с 
экономическими и экологическими преимуществами традиционного газа.   

Риски и возможности,  связанные  с  развитием  производства газа из нетрадиционных источников, 
учитываются  при  планировании  деятельности  ПАО  «Газпром».  В  целях  сохранения 
конкурентоспособности  производства  и  поставок  природного  газа,  добытого  на  традиционных 
месторождениях,  ПАО  «Газпром»  контролирует  инвестиционные  и  эксплуатационные  затраты 
на  производство,  совершенствует  и  внедряет  новые  технологии,  повышающие  эффективность 
добычи традиционного газа, и осуществляет мониторинг развития производства углеводородов из 
нетрадиционных источников в различных регионах мира.  

 

 

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). 

Многие страны проводят активную политику по стимулированию развития электрогенерации на 
базе  ВИЭ  (энергия  ветра,  солнечная  энергия,  энергия  биомассы,  малая  гидроэнергетика, 
геотермальная  энергия,  низкопотенциальное  тепло),  в  том  числе  путем  государственного 
субсидирования. 

Следствием  подобных  мер  стало  частичное  вытеснение  газа  из  сегмента  электрогенерации  и 
снижение потребности в газе в основных странах-потребителях. 

В  настоящее  время  наблюдается  тенденция  снижения  и  значительного  ограничения 
предоставления  государственной  поддержки.  Данная  ситуация  благоприятна  для  возобновления 
справедливой конкуренции «природный газ/ ВИЭ». 

Для  обеспечения  надежности  поставок  электроэнергии  на  базе  ВИЭ  необходимо  создание 
электрогенерирующих  резервов  на  базе  других  видов  топлива  с  высокими  требованиями  к 
маневренности  оборудования.  С  этой  точки  зрения  именно  природный  газ  является  экологически 
чистым  и  самым  эффективным  видом  топлива,  обеспечивающим  надежную  поддержку 
производства электроэнергии из возобновляемых источников. 
 

 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  
ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 
 
Политико-экономические риски 

В  соответствии  с  изменениями  политической  и  экономической  конъюнктуры  и  в  целях 
совершенствования  банковской,  судебной,  налоговой,  административной  и  законодательной 
систем  Правительство  Российской  Федерации  проводит  ряд  последовательных  реформ, 
направленных на стабилизацию российской экономики.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..