ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года - часть 34

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года - часть 34

 

 

299 

 

газ не в Европу, а на более привлекательные рынки, где имеются возможности для арбитражных 
операций.  

Помимо  экспорта  газа  на  основе  долгосрочных  контрактов,  Компания  также  расширяет 
деятельность  на  либерализованных  рынках,  в  том  числе  в  сфере  спотовой  и  краткосрочной 
торговли  природным  газом,  нефтью,  нефтепродуктами,  электроэнергией  и  квотами  на  выброс 
парниковых газов, а также развивает операции по продаже газа на розничном рынке.   Кроме того, 
ПАО «Газпром» уделяет внимание работе по расширению потребления газа на рынке Европы. Это 
относительно  новое  направление  деятельности  включает  участие  в  проектах  по  развитию 
использования  газа  в  электроэнергетике,  в  качестве  моторного  топлива,  а  также  новых  видах 
использования газа. 

Результаты  деятельности  ПАО  «Газпром»  в  полной  мере  соответствуют  современным 
тенденциям развития газодобывающей отрасли. Компания активно использует новые технологии, 
увеличивает  уровень  добычи  газа  за  счет  ввода  мощностей  на  действующих  и  новых  объектах, 
расширяет  и  модернизирует  газотранспортную  инфраструктуру.  ПАО  «Газпром»  является 
крупнейшей  газодобывающей  компанией,  осуществляет  транспортировку  и  обеспечивает 
природным газом почти 68% российских потребителей.  

 

 

4.7. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность 
эмитента 

В настоящее время мировой нефтегазовый рынок подвержен особому влиянию нескольких важных 
факторов,  которые  имеют  определяющее  значение  для  конкурентных  позиций,  работающих  на 
рынке компаний, включая ПАО «Газпром». К этим факторам относятся: 

-  

Неопределенность  уровня  спроса  на  природный  газ  на  европейском  рынке.  На  уровень 

потребления  газа  в  Европе  продолжают  оказывать  давление  следующие  факторы:  стагнация 
промышленного  производства  в  Европе,  общее  снижение  спроса  на  электроэнергию  и  падение 
относительной  экономической  привлекательности  газа  в  электроэнергетике  по  сравнению  с 
субсидируемыми  возобновляемыми  источниками  энергии  и  углем,  цены  на  который  существенно 
снизились на фоне увеличения импорта дешевого угля из США, низкая стоимость квот на выбросы 
парниковых  газов  (углеродных  единиц),  а  также  рост  энергоэффективности  и  распространение 
энергосберегающих  технологий,  в  частности,  при  строительстве  новых  зданий.  Как  ожидается, 
такая ситуация в европейской экономике сохранится в краткосрочной перспективе. 

Текущее  состояние  европейского  газового  рынка  характеризуется  продолжающимся  снижением 
спроса  на  газ.  По  предварительной  оценке  международной  ассоциации  газовой  промышленности 
CEDIGAZ,  потребление  природного  газа  в  странах  Европы  в  2014  г.  на  фоне  чрезвычайно  тёплых 
погодных  условий  снизилось  на  8%  по  сравнению  с  2013  г.  и  составило  порядка  504

1

  млрд  куб.  м. 

(источник: CEDIGAZ, The 2014 Natural Gas Year in Review, First Estimates, май 2015 г.). 

В  то  же  время,  согласно предварительным  оценкам  Евростата,  потребление  природного  газа  в 
странах  Европейского  Союза  в  I  квартале  2015  г.  выросло  на  11,9%  в  сравнении  с  аналогичным 
периодом  прошлого  года,  до  158,8

1

  млрд  куб.  м.  Наиболее  сильный  рост  из  крупнейших  экономик 

показала Германия (рост на 18,8%), также двухзначный рост показали Великобритания, Италия, 
Нидерланды, Франция. Однако высокие темпы роста потребления в I квартале 2015 г. объясняются 
эффектом «низкой базы»: 1 кв. 2014 г. отличался крайне теплой погодой, фактически потребление 
в I квартале 2015 г. было на 8% ниже, чем среднее потребление за последние пять лет.  

Несмотря  на  рост  внутреннего  потребления,  благодаря  высоким  отборам  из  ПХГ  страны  ЕС  в 
I квартале  2015  г.  сократили  импорт  на  6,2%  до  156,7  млрд.  куб.  м.  Снижение  объемов  экспорта 
ПАО «Газпром» в Дальнее зарубежье в 1 кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого 
года  отразили  как  общее  снижение  импорта  в  Европе,  так  и  ожидания  дальнейшего  понижения 
контрактных цен по мере включения в опорный период более низких котировок нефтепродуктов.  

Высокая неопределенность  относительно уровня  спроса на природный  газ в регионе  сохранится и 
будет  обусловлена  продолжением  кризисных  явлений  в  экономике  Еврозоны,  ужесточением 
регулирования  энергетического  сектора  в  странах  ЕС,  ростом  конкуренции  в  газовой 
промышленности  и  корректировкой  планов  по  развитию  атомной  энергетики.  При  этом 

                                                             

1

 

объемы природного газа приведены в соответствии с российскими стандартами учета (теплотворная способность 

8850 ккал/м

3

 и температура 20 градусов С).

 

300 

 

перспективный спрос на газ во многом будет зависеть от политики стран ЕС в области атомной и 
возобновляемой  энергетики,  принятия  мер  по  поддержанию  и  развитию  угольной  генерации  и 
успехов  в  развитии  технологии  CCS  (фиксации  и  хранения  диоксида  углерода),  а  также  в  сфере 
энергосбережения и энергоэффективности. 

Изменение  конъюнктуры  на  газовом  рынке  в  результате  техногенной  катастрофы  в 

Японии.  

Последствия  аварии  на  АЭС  Фукусима  в  марте  2011 г.  в  Японии  продолжают  оказывать 
существенное  влияние  на  потребление  СПГ.  Прекращение  выработки  энергии  на  атомных 
электростанциях Японии увеличило загрузку существующих газовых электростанций страны, что, 
в свою очередь, привело к существенному росту импорта Японией СПГ в последние годы. 

В 2014 г. Япония увеличила импорт СПГ до 89 млн. т (на 1,2 млн. т выше уровня в 2013 г.), сохранив 
за  собой  лидирующие  позиции  в  общемировой  торговле  СПГ  с  долей  порядка  37%  (источник: 
«The LNG Industry in 2014», GIINGL, апрель 2015 г.). 

Вместе  с  тем,  перспективы  потребления  газа  в  Японии  будут  в  значительной  степени 
определяться  разрешениями  японского  регулятора  в  сфере  ядерной  энергетики  на  перезапуск 
атомных электростанций после ужесточения требований к их безопасности. 

Консолидация. За последние несколько лет стратегическая и конкурентная среда мировых 

нефтяного  и  газового  рынков  существенно  изменилась  в  связи  с  активно  идущими  процессами 
слияния  и  поглощения  компаний.  Они  обусловлены  стремлением  к  увеличению  доходов, 
обострением 

конкуренции, 

растущим 

потенциалом 

использования 

предоставляющихся 

возможностей развития деятельности. 

Развитие  техники  и  технологии.  Технологические  инновации  в  нефтегазовой  отрасли 

заметно  улучшили  технико-экономические  показатели  разведки  и  разработки  запасов 
углеводородов. 

Вырос 

удельный 

вес 

успешных 

геологических 

изысканий, 

увеличилась 

продолжительность эксплуатации месторождений и степень извлекаемости разведанных запасов 
при  одновременном  сокращении  издержек  полного  проектного  цикла.  Все  это  было  достигнуто 
благодаря  активному  и  эффективному  внедрению  новой  техники  и  технологии.  В  целом  новые 
технологии  стали  относительно  доступны  всем  участникам  рынка.  ПАО  «Газпром»  для 
достижения своих стратегических и финансовых целей стремится применять собственные новые 
разработки в практической деятельности. 

Охрана окружающей среды и социальные факторы. Нефтяные и газовые компании во всем 

мире  сталкиваются  с  ужесточением  требований  по  осуществлению  своей  деятельности  в 
соответствии  с  необходимостью  охраны  окружающей  среды  и  социальными  потребностями 
общества.  Инвесторы,  потребители,  государственные  органы,  неправительственные  организации 
все  более  внимательно  следят  за  экологическими  показателями  деятельности  компаний, 
соблюдением  прав  человека,  разработкой  альтернативных  и  возобновляемых  источников  энергии. 
ПАО «Газпром» соблюдает все нормы, установленные законодательством Российской Федерации и 
международными правовыми актами в области охраны окружающей среды. Вопросы обеспечения 
экологической безопасности при осуществлении ключевых проектов Общества относятся к числу 
приоритетных.  Масштабы  и  география  деятельности  ПАО  «Газпром»  также  предопределяют 
особую  социальную  ответственность  компании  перед  обществом  и  формируют  ряд  ключевых 
принципов  ее  деятельности:  внимательное  отношение  к  интересам  государства  и  его  граждан, 
активное  содействие  социально-экономическому  развитию  российских  регионов,  созданию  в  них 
благоприятного  делового  климата,  поддержанию  достойных  условий  жизни,  труда,  духовного 
благополучия людей. 

В  связи  со  значительными  различиями  условий  деятельности  на  основных  рынках  Общества 
влияние  перечисленных  факторов  на  деятельность  ПАО  «Газпром»  неодинаково.  Кроме  того, 
зачастую  условия,  присущие  отдельной  стране  или  региону,  оказывают  более  существенное 
влияние на конкурентоспособность, чем факторы, имеющие отраслевое значение. 

К  основным  факторам,  которые  могут  в  наибольшей  степени  негативно  повлиять  на 
возможность  получения  Обществом  в  будущем  таких  же  или  более  высоких  результатов,  по 
сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, можно отнести  риски, 
связанные  со  снижением  цен  на  жидкие  углеводороды,  риски,  связанные  с  государственным 
регулированием  оптовых  цен  на  газ  на  внутреннем  рынке,  конкуренцией  со  стороны  других 
поставщиков  газа,  включая  поставщиков  альтернативных  видов  энергоносителей  (жидкое 
топливо,  уголь).  Также  влияние  на  результаты  деятельности  ПАО  «Газпром»  могут  оказать 
финансовые риски (изменение валютных курсов, процентных ставок). 

301 

 

Определить  вероятность  наступления  вышеуказанных  событий  в  текущий  момент  не 
представляется  возможным  в  связи  с  тем,  что  указанные  события/факторы  в  большинстве 
случаев находятся вне контроля Общества. 

Основными  факторами,  оказывающими  положительное  воздействие  на  деятельность 
ПАО «Газпром»  являются  повышение  конкурентоспособности  Общества  за  счет  внедрения  и 
использования  технических  и  технологических  инноваций  дальнейшего  развертывания  программ 
импортозамещения,  а  также  в  результате  работы  по  оптимизации  затрат.  Благодаря 
централизованному  управлению,  большой  разветвленности  и  наличию  параллельных  маршрутов   
транспортировки,  газотранспортная  система  Общества  обладает  существенным  запасом 
прочности  и  способна  бесперебойно  поставлять  газ  даже  при  пиковых  сезонных  нагрузках. 
Общество проводит стратегию диверсификации и расширения деятельности. В настоящее время 
продуктовый  портфель  группы  компаний  ПАО «Газпром»  включает  природный  газ,  нефть, 
продукты переработки нефти, газа и газового конденсата, нефтехимические продукты, электро- и 
теплоэнергию. Обществом проводятся меры по диверсификации способов транспортировки газа  – 
строятся  новые  трубопроводы,  также  планируется  развитие  СПГ-проектов;  осуществляется 
подготовка к выходу и расширению присутствия на новых экспортных рынках, в т.ч. премиальных 
рынках АТР: Китай, Индия, Япония и Южная Корея.
 

 

 

 

4.8. Конкуренты эмитента 

Конкуренция на рынке России. 

В 

соответствии 

с 

действующим 

законодательством 

Российской 

Федерации 

сфера 

транспортировки  газа  по  трубопроводам,  включая  магистральные,  отнесена  к  естественно 
монопольным видам деятельности, подлежащим государственному регулированию. Этот вид услуг 
предоставляет  ПАО  «Газпром»,  являющееся  собственником  Единой  системы  газоснабжения. 
Действующий  порядок  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной  системе 
ПАО «Газпром»  установлен  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
14 июля 1997  г.  №  858  «Об  обеспечении  доступа  независимых  организаций  к  газотранспортной 
системе  Открытого  акционерного  общества  «Газпром»  с  изменениями  и  дополнениями, 
внесенными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  3  мая  2001  г.  №  334 
«Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным системам».   

В настоящее время группа компаний  ПАО «Газпром» осуществляет около 75% всей добычи газа в 
России,  транспортировку  его  по  магистральным  газопроводам  Единой  системы  газоснабжения  и 
реализацию  на  внутреннем  и  внешних  рынках.  Оптовые  (регулируемые)  цены  на  газ,  реализуемый 
ПАО  «Газпром»  потребителям  Российской  Федерации,  а  также  тарифы  на  услуги  по 
транспортировке  газа,  оказываемые  независимым  производителям  газа,  устанавливаются 
регулирующим  государственным  органом  -  Федеральной  службой  по  тарифам.  На  долю 
независимых  газодобывающих  организаций,  которым  предоставлено  право  реализовывать  газ  по 
нерегулируемым (рыночным) ценам, складывающимся на основе спроса и предложения, приходится 
порядка 25% объема добычи газа в России.  

Доля транспортировки  по  ЕСГ  газа  независимых  поставщиков  в  общем  объеме  транспортировки 
газа, %: 

2013 г. 

2014 г. 

6 месяцев 2015 г. 

19,24% 

21,86% 

21,79% 

ПАО  «Газпром»  осуществляет  деятельность,  в  основном,  на  регулируемом  сегменте  российского 
рынка  природного  газа,  что  ограничивает  его  конкурентные  возможности  по  сравнению  с 
независимыми производителями, реализующими свой газ по нерегулируемым ценам, что позволяет 
им предлагать покупателям более выгодную ценовую политику при оплате за газ.   

Основными  конкурентами  Общества  являются  такие  независимые  производители  газа,  как 
ОАО «НОВАТЭК», ОАО «НК «Роснефть» (в 2013 году данная компания стала одним из крупнейших 
игроков  на  газовом  рынке,  благодаря  приобретению  активов  ООО «НГК  «ИТЕРА»  и  ОАО «ТНК-
ВР Холдинг»),  ПАО «ЛУКОЙЛ»,  поставляющие  в  газотранспортную  систему  (ГТС)  около 95% 
объемов газа, суммарно сдаваемого в ГТС всеми независимыми производителями.  

Для  независимых  производителей  сложились  более  благоприятные  условия  реализации  газа 

302 

 

отечественным  потребителям,  что  приводит  к  постепенному  вытеснению  газа  Общества  из 
регионов  и  увеличению доли  независимых  производителей  на  российском  рынке.  Основная  часть 
реализуемого  ими  газа  поставляется  платежеспособным  промышленным  потребителям  в 
субъектах  РФ,  наиболее  близким  к  местам  добычи.  Ряд  областей  снабжается  только  газом 
независимых  производителей  -  это  Свердловская,  Челябинская,  Костромская  области.   Большую 
долю  в  общих  поставках  газа  в  регион  независимые  производители  занимают  в  Новосибирской, 
Тюменской областях, ХМАО и Пермском крае. При этом в ряде регионов Центрального, Южного и 
Северо-западного  федеральных  округов  в  связи  с  их  удаленностью  от  мест  добычи  поставки  газа 
независимых производителей не осуществляются. 

21.11.2011 Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан Федеральный Закон 
№  325-ФЗ  «Об  организованных  торгах».  Согласно  данному  закону  организованные  торги  могут 
проводиться  Организатором  торгов,  в  качестве  которого  должны  выступать  биржи  либо 
торговые  системы.  Одно  из  главных  отличий  биржи  от  торговой  системы  состоит  в  том,  что 
биржи могут организовывать торги как товарными ресурсами, так и финансовыми производными, 
тогда  как  торговая  система  в  обычной  практике  –  только  товарными  ресурсами.  Торговля 
финансовыми  производными  в  торговой  системе  допускается  только  при  особом  разрешении 
Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).  

16.04.2012  принято  постановление  № 323  «О  реализации  природного  газа  на  товарных  биржах  и 
внесении  изменений  в  акты  Правительства  Российской  Федерации  по  вопросам  государственного 
регулирования  цен  на  газ  и  доступа  к газотранспортной  системе  открытого  акционерного 
общества «Газпром», согласно которому  ПАО «Газпром» и его аффилированным лицам разрешено 
реализовывать добытый ими природный газ на товарных биржах в объемах до 15 млрд. куб. метров 
-  в  2012 году  и  до  17,5 млрд. куб.  метров  в  год  -  начиная  с  2013 года.  Объем  природного  газа, 
реализуемого в соответствии с данным постановлением, не может превышать объем природного 
газа, самостоятельно реализуемого независимыми организациями на  товарных биржах. При этом 
данное постановление не дает разрешения ПАО «Газпром» реализовывать добытый им природный 
газ  в  «торговых  системах»,  то  есть  структурах,  аналогичных  электронной  торговой  площадке 
ООО «Газпром межрегионгаз».  

С  учетом  мнения  заинтересованных  сторон  Минэнерго  России  разработало  дорожную  карту  по 
запуску  организованных  торгов  газом  в  России.  В  документ  включены  все  предложения,  ранее 
сформулированные ПАО «Газпром». 

По инициативе Минэнерго России создана рабочая группа по вопросам развития биржевой торговли 
газом,  которая  должна  осуществить  меры  по  выполнению  дорожной  карты  по  запуску 
организованных торгов газом в России. 
19.06.2014  Председателем  Правительства  Российской  Федерации  Д.А.  Медведевым  утверждено 
постановление  Правительства Российской Федерации № 566 «О  внесении изменений в  некоторые 
акты  Правительства  Российской  Федерации  по  вопросам  реализации  газа  в  Российской 
Федерации»,  которое  позволило  ПАО  «Газпром»  реализовывать  на  организованных  торгах 
природный  газ  по  свободным  ценам  как  на  товарных  биржах,  так  и  через  зарегистрированные  в 
установленном порядке торговые системы.  

В июне 2013 года Минэнерго России приняло решение об определении  ПАО «Газпром» оператором 
товарных поставок организованных торгов газом. 

В  рамках  выполнения  Плана  мероприятий  по  реализации  подпункта  «в»  пункта  2  раздела 
II Протокола  заседания  Комиссии  при  Президенте  Российской  Федерации  по  вопросам  стратегии 
развития  топливно-энергетического  комплекса  и  экологической  безопасности  от  4  июня  2014  г. 
№ А4-26-368,  утвержденного  Минэнерго  России,  ФАС  России  и  Банком  России,  ПАО  «Газпром» 
совместно  с  ЗАО «СПбМТСБ»  и  клиринговой  организацией  РДК (ЗАО)  обеспечило  принятие  мер, 
необходимых  для  начала  биржевых  торгов  природным  газом  на  Санкт-Петербургской 
Международной  Товарно-сырьевой  Бирже,  в  том  числе  предусматривающих  закрепление 
обязательств по доставке покупаемого на бирже газа до конечного потребителя в приоритетном 
порядке. 

В  соответствии  с  согласованной  Минэнерго  России,  ФАС  России  и  ПАО  «Газпром»  схемой 
взаимодействия  организаций  при  биржевой  торговле  газом  в  августе  2014 года  было 
зарегистрировано  новое  юридическое  лицо  -  ООО «Газпром  межрегионгаз  поставка»,  входящее  в 
Группу  Газпром,  за 

которым  закреплены  функции 

Организатора  транспортировки, 

обеспечивающего  транспортировку  газа,  поставляемого  во  исполнение  договоров  поставки, 
заключенных участниками торгов на организованных торгах. 

Реализация  газа,  добытого  ПАО  «Газпром»  и  его  аффилированными  лицами,  на  организованных 

303 

 

торгах  осуществляется  ООО  «Газпром  межрегионгаз»,  являющимся  Участником  организованных 
торгов и комиссионером Общества. 

В I полугодии 2015 года в ходе торгов природным газом в Секции «Газ природный» ЗАО «СПбМТСБ» 
с  поставкой  «на  месяц»  реализовано  1 540,6  млн  куб. м  газа,  в  том  числе  485,5  млн  куб. м  газа 
ПАО «Газпром», из них: 

- на балансовом пункте КС «Надым» - 256,8 млн куб. м; 
- на балансовом пункте КС «Вынгапуровская» -  69,1 млн куб. м; 
- на балансовом пункте КС «Южно-Балыкская» - 159,6 млн куб. м. 

В  соответствии  с  договором  между  ПАО  «Газпром»  и  ООО  «Газпром  межрегионгаз  поставка» 
осуществлена транспортировка газа, приобретенного/реализованного на организованных торгах на 
ЗАО «СПбМТСБ», в общем объеме 1327,0 млн куб. м. 

24.10.2014, 24.11.2014 и 22.12.2014 в Секции «Газ природный» на ЗАО «СПбМТСБ» прошли биржевые 
торги,  в  ходе  которых  ПАО  «Газпром»  реализовало  429,4  млн  куб. м  газа.  В  I  квартале  2015  года 
ПАО «Газпром» реализовало 43,1 млн куб. м газа. 
В  настоящее  время  ПАО  «Газпром»  принимает  участие  в  дальнейшей  работе  по  развитию 
биржевой  торговли  в  Российской  Федерации,  в  т.ч.    по  подготовке  к  запуску  биржевых  торгов  с 
режимом поставки на «сутки», а также связанной с внесением изменений в нормативно-правовую 
базу, регулирующую рынок газа в Российской Федерации. 
 
 
 
Конкуренция на рынке стран бывшего СССР. 

Исторически магистральная система транспорта газа стран бывшего СССР создавалась как часть 
единой  системы  газоснабжения  СССР,  поэтому  технологически  эти  страны  находятся  в 
зависимости  от  поставок  газа  по  магистральной  сети  газопроводов,  принадлежащих 
ПАО «Газпром». В свою очередь, ПАО «Газпром» также находится в зависимости от этих стран в 
области транзита природного газа в Европу и в Калининградскую область. В данных государствах, 
кроме  государств  Средней  Азии,  нет  крупных  месторождений,  способных  обеспечить  их 
внутренние  потребности  в  природном  газе.  После  распада  Советского  Союза  независимые 
государства оказались не в состоянии в полном объеме оплачивать поставки природного газа, что 
привело  к  возникновению  значительной  задолженности  перед  ПАО  «Газпром».  В  результате 
ПАО «Газпром» пришлось существенно сократить поставки газа в некоторые государства СНГ. 

В  декабре  2014  г.  был  введен  в  эксплуатацию  СПГ-терминал  в  Клайпеде  (Литва)  проектной 
мощностью  до  4  млрд  куб.  м  в  год.  Компания  UAB  Litgas  заключила  договор  сроком  на  5  лет  с 
компанией  Statoil  ASA  о  поставках  СПГ  в  объеме  540  млн  куб.  м  в  год,  что  соответствует 
постановлению правительства Литвы об эксплуатации СПГ-терминала.  
 

Конкуренция на европейском рынке. 

ПАО «Газпром» на протяжении многих лет является самым крупным экспортером природного газа 
в  мире  и  в  Европе,  в  частности.  При  этом  в  Западной  Европе  и,  в  заметно  меньшей  степени,  в 
Центральной  Европе,  ПАО  «Газпром»  конкурирует  с  другими  крупными  поставщиками  газа, 
такими  как  «Статойл»  (Норвегия),  «СОНАТРАК»  (Алжир),  «ГазТерра»  (ранее  «Газюни») 
(Нидерланды), а также с «гибкими» объемами СПГ из Катара.  

На  европейском  рынке  после  вступления  в  силу  в  1998  г.  Директивы  Европейского  Союза  по  газу, 
целью  которой  является  либерализация  рынка,  начался  процесс  значительных  структурных 
изменений, который продолжается и в настоящее время. В результате в условиях существенного 
превышения  предложения газа над спросом  все  более  обостряется конкуренция  между основными 
поставщиками  этого  энергоносителя  в  регион  -  Россией,  Норвегией,  Алжиром,  Нидерландами. 
Однако значительные разведанные запасы газа, контролируемые  ПАО «Газпром», дают Обществу 
весомые преимущества в конкурентной борьбе. 

Добыча  природного  газа  в  Европе  имеет  тенденцию  к  снижению  вследствие  истощения  его 
разведанных  запасов.  По  итогам  I  квартала  2015  г.  Норвегия  нарастила  экспорт  этого 
энергоносителя. 

С  2014  г.  в  Нидерландах  вступила  в  силу  политика  правительства  страны,  направленная  на 
консервацию  ресурсов.  В  связи  с  участившимися  случаями  землетрясений  23  июня  2015  г. 
Правительство  Нидерландов  понизило  предельный  уровень  добычи  на  второе  полугодие  2015  г.  на 
крупнейшем  в  стране  месторождении  «Гронинген»  до  13,5  млрд.  куб.  м,  что  соответствует 

304 

 

30 млрд.  куб.  м  для  всего  2015  г.,  в  экстренных  случаях  добыча  может  быть  увеличена  на 
2 млрд. куб. м. 

Экспорт газа и из Алжира (трубопроводный и в виде СПГ) снижается с 2010 г. за счет сокращения 
добычи. 

Основной  причиной  роста  поставок  катарского  СПГ  на  европейский  рынок  по  итогам 
I квартала 2015  г.  стало  перенаправление  части  объемов  по  контрактам  с  гибким  местом 
поставок в Европу в связи с сокращением «азиатской премии» на спотовый СПГ в странах АТР. 

В I квартала 2015 г. рост добычи газа в Европе стал следствием низких показателей добычи годом 
ранее, однако более высокий темп роста потребления привел к сокращению экспорта.  

ПАО «Газпром» в настоящее время обеспечивает покрытие более чем 1/4 спроса на природный газ в 
Европе. Основным внешним рынком сбыта российского природного газа является Западная Европа, 
на которую приходится почти три четверти экспорта данного товара. При этом ПАО «Газпром» 
обеспечивает примерно треть его суммарного импорта в Западную Европу. 

Традиционно важную роль в экспортной политике ПАО «Газпром» играет центрально-европейский 
газовый  рынок,  вследствие  его  географической  близости  к  России  и  доминирующего  положения 
российского  газа  на  нем.  На  этот  рынок  приходится  около  четверти  экспорта  природного  газа 
Обществом.  Удельный  вес  российского  газа  в  потреблении  этого  энергоносителя  в  регионе 
оценивается  примерно  в  60%.  ПАО  «Газпром»  обеспечивает  почти  90%  совокупного  импорта 
природного газа странами Центральной Европы. 

Наименование 

компании 

Страна 

регистрации 

2008 г. 

2009 г. 

2010 г. 

2011 г. 

2012 г. 

2013 г. 

2014 г. 

1 кв. 2015 г. 

Продажи газа в Европу

(1)

, млрд. куб. м 

 

 

ПАО 
«Газпром»

(2) (3)

 

Россия 

    
158,8 

140,6 

138,6 

150,0 

138,8 

161,5 

146,6 

34,4 

«Статойл» 

Норвегия 

94,8 

 98,9 

99,8 

109,4 

121,4 

114,7 

116,5 

33,5 

«Сонатрак» 

Алжир 

55,0 

 51,4 

53,0 

52,5 

46,5 

36,4 

32,2 

7,3 

«ГазТерра» 

Нидерланды 

77,0 

 71,5 

76,5 

72,9 

  72,6 

77,7 

61,0 

23,4 

«КатарГаз», 
«РасГаз» 

Катар 

  7,9 

  18,8 

35,6 

57,9 

31,3 

24,0 

23,1 

6,2 

Доля на европейском рынке

(4)

, % 

 

 

ПАО «Газпром» 

Россия 

26,4 

24,9 

22,7 

27,0 

25,4 

30,1 

30,6 

19,5 

«Статойл» 

Норвегия 

15,8 

17,5 

16,4 

19,7 

22,2 

21,2 

24,4 

19,0 

«Сонатрак» 

Алжир 

  8,6 

 9,1 

  8,7 

9,4 

8,5 

6,7 

6,7 

4,1 

«ГазТерра» 

Нидерланды 

12,8 

12,7 

12,5 

13,1 

13,3 

14,4 

12,8 

13,3 

«Катар Газ», 
«РасГаз» 

Катар 

  1,3 

3,3 

  5,8 

10,4 

5,7 

4,4 

4,8 

3,5 

Источник:  МЭА  (Международное  энергетическое  агентство),  Евростат,  Cedigaz,  бухгалтерская  отчетность  ПАО 
«Газпром», оценки ООО «Газпром экспорт» и отчетность Statoil. 

(1)

  Все  объемы  природного  газа  приведены  в  соответствие  с  российскими  стандартами  учета  (калорийность  8850  и 

температура 20 градусов С). 

(2)

  Продажи  ПАО  «Газпром»  представляют  собой  объемы  находящегося  на  балансе  Общества,  поставленные 

ООО «Газпром экспорт» в страны дальнего зарубежья (ЕС24 плюс Швейцария и Турция). 

(3)

  Без учёта поставок «Газпром Швайц», составивших 0,144 млрд. куб. м в 1 кв. 2015 г. 

 (4)

 В потребление газа странами Европы не включены объемы потребления странами Балтии и СНГ.

 

 

В  приведенной  ниже  таблице  факторов  конкурентоспособности  ПАО  «Газпром»  на  европейском 
рынке  рейтинг  важности  фактора  определяется  в  долях,  в  зависимости  от  влияния  на 
конкурентоспособность.  Итоговое  значение  конкурентоспособности  определяется  как  сумма 
произведений  балла  участника  рынка  и  рейтинга  важности  фактора.  Вместе  с  тем отсутствие 
утвержденных  методик  определения  важности  факторов  конкурентоспособности  не  позволяет 
однозначно утверждать, что перечисленные факторы были приняты во внимание в той степени, в 
которой они реально оказывают влияние на рынок. 

 
Анализ факторов конкурентоспособности ПАО «Газпром» 

Наименование фактора 

Рейтинг 

важности 

фактора 

ПАО 

«Газпром» 

Конкурент 1 

Конкурент 2 

Конкурент 3  Конкурент 4 

305 

 

 

 

 

 «Статойл» 

«СОНАТРАК»  «ГазТерра» 

«КатарГаз», 

«РасГаз» 

Цена 

0,1 

Географическое 
положение 

0,2 

Наличие долгосрочных 
контрактов 

0,3 

Размер разведанных 
запасов газа 

0,3 

Качество товара 

0,1 

Итоговое значение 
конкурентоспособности 
предприятия 

 

4,4 

3,9 

4,0 

4,1 

4,1 

 

Раздел V. Подробные сведения о лицах, входящих в состав 

органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за 

его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие 

сведения о сотрудниках (работниках) эмитента 

5.1. Сведения о структуре и компетенции органов управления 
эмитента 

Полное  описание  структуры  органов  управления эмитента  и их  компетенции в соответствии с  уставом 
(учредительными документами) эмитента: 

Высшим  органом  управления  Общества  является  Общее  собрание  акционеров.  Общество  обязано 
ежегодно  проводить  годовое  Общее  собрание  акционеров.  Годовое  Общее  собрание  акционеров 
проводится  не  ранее  чем через  два  месяца  и  не  позднее  чем  через  шесть  месяцев  после  окончания 
финансового года. На годовом Общем собрании акционеров должны решаться вопросы об избрании 
Совета директоров Общества, избрании Ревизионной комиссии Общества, утверждении аудитора 
Общества,  утверждении  годовых  отчетов,  годовой  бухгалтерской  отчетности,  в  том  числе 
отчетов о прибылях и об  убытках (счетов прибылей и убытков) Общества, а также распределение 
прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в 
качестве  дивидендов  по  результатам    первого  квартала,  полугодия,  девяти  месяцев  финансового 
года)
  и  убытков  Общества  по  результатам  финансового  года.  На  годовом  Общем  собрании 
акционеров  могут  решаться  и  иные  вопросы,  отнесенные  к  компетенции  Общего  собрания 
акционеров  Общества.  Проводимые  помимо  годового  Общие  собрания  акционеров  являются 
внеочередными.  

Совет 

директоров 

Общества 

осуществляет 

общее 

руководство 

деятельностью  

Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных 
обществах»  к  компетенции  Общего  собрания  акционеров.  Члены  Совета  директоров  Общества 
избираются Общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об 
акционерных обществах» и Уставом, на срок до следующего годового Общего собрания акционеров. 
Если  годовое  Общее  собрание  акционеров  не  было  проведено  в  сроки,  установленные  
пунктом  1  статьи  47  Федерального  закона  «Об  акционерных  обществах»,  полномочия  Совета 
директоров  Общества  прекращаются,  за  исключением  полномочий  по  подготовке,  созыву  и 
проведению годового Общего собрания акционеров. 

Лица,  избранные  в  состав  Совета  директоров  Общества,  могут  переизбираться  неограниченное 
число  раз.  По  решению  Общего  собрания  акционеров  полномочия  Совета  директоров  Общества 
могут быть прекращены досрочно. Решение Общего собрания акционеров о досрочном прекращении 
полномочий  членов  Совета  директоров  может  быть  принято  только  в  отношении  всех  членов 
Совета  директоров  Общества.  Членом  Совета  директоров  Общества  может  быть  только 
физическое лицо. Член Совета директоров Общества может не быть акционером Общества. 

Члены  коллегиального  исполнительного  органа  Общества  не  могут  составлять  более  одной 
четвертой  состава  Совета  директоров  Общества. Лицо,  осуществляющее  функции  единоличного 
исполнительного  органа,  не  может  быть  одновременно  Председателем  Совета  директоров 
Общества. Количественный состав Совета директоров Общества определяется Общим собранием 

306 

 

акционеров,  но  не  может  быть  менее  9  членов.  Выборы  членов  Совета  директоров  Общества 
осуществляются  кумулятивным  голосованием.  При  кумулятивном  голосовании  число  голосов, 
принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в 
Совет  директоров  Общества,  и  акционер  вправе  отдать  полученные  таким  образом  голоса 
полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. 

Избранными  в  состав  Совета  директоров  Общества  считаются  кандидаты,  набравшие 
наибольшее  число  голосов.  Годовым  Общим  собранием  акционеров  1996  года  определен  численный 
состав Совета директоров Общества - 11 человек (протокол собрания от 31.05.1996). Председатель 
Совета  директоров  Общества  избирается  членами  Совета  директоров  Общества  из  их  числа 
большинством  голосов  от  общего  числа  голосов  членов  Совета  директоров  Общества.  Совет 
директоров  Общества  избирает  заместителя  Председателя  Совета  директоров  из  числа  членов 
Совета  директоров  большинством  голосов  от  общего  числа  голосов  членов  Совета  директоров. 
Совет  директоров  Общества  вправе  в  любое  время  переизбрать  своего  Председателя  и/или  его 
заместителя  квалифицированным  большинством  голосов  -  не  менее  двух  третей  голосов  членов 
Совета директоров. 

Исполнительными  органами  Общества  являются:  Председатель  Правления  Общества 
(единоличный  исполнительный  орган)  и  Правление  Общества  (коллегиальный  исполнительный 
орган).  Исполнительные  органы  подотчетны  Совету  директоров  Общества  и  Общему  собранию 
акционеров.  Председатель  Правления  и  члены  Правления  Общества  избираются  Советом 
директоров Общества сроком на 5 лет. Совет директоров Общества вправе в любое время принять 
решение  о  досрочном  прекращении  полномочий  Председателя  Правления  Общества,  членов 
Правления Общества и об образовании новых исполнительных органов. 

Права  и  обязанности  Председателя  Правления  Общества,  членов  Правления  Общества  по 
осуществлению  руководства  текущей  деятельностью  Общества  определяются  Федеральным 
законом  «Об  акционерных  обществах»,  иными  правовыми  актами  Российской  Федерации  и 
договором, заключаемым каждым из них с Обществом. Договор от имени Общества подписывается 
Председателем  Совета  директоров  Общества  или  лицом,  уполномоченным  Советом  директоров 
Общества.  На  отношения  между  Обществом  и  Председателем  Правления  Общества  и  членами 
Правления 

Общества 

действие 

законодательства 

Российской 

Федерации 

о 

труде 

распространяется в части, не противоречащей положениям Федерального закона «Об акционерных 
обществах».  Совмещение лицом, осуществляющим функции Председателя Правления Общества, и 
членами  Правления  Общества  должностей  в  органах  управления  других  организаций  допускается 
только с согласия Совета директоров Общества. 

К  компетенции  исполнительных  органов  Общества  относятся  все  вопросы  руководства текущей 
деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания 
акционеров  или  Совета  директоров  Общества.  Исполнительные  органы  Общества  организуют 
выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров Общества. 
 
Компетенция  общего  собрания  акционеров  эмитента  в  соответствии  с  его  уставом  (учредительными 
документами): 

1. К компетенции Общего собрания акционеров Общества относятся: 

1) внесение изменений и дополнений в Устав Общества или утверждение Устава Общества в новой 
редакции; 

2) реорганизация Общества; 

3) ликвидация Общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и 
окончательного ликвидационных балансов; 

4)  определение  количественного  состава  Совета  директоров  Общества,  избрание  его  членов  и 
досрочное прекращение их полномочий; 

5) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, 
предоставляемых этими акциями; 

6) увеличение уставного капитала Общества путем увеличения номинальной стоимости акций, а 
также  путем  размещения  дополнительных  акций  по  закрытой  подписке  и  в  иных  случаях,  когда 
принятие  такого  решения  Федеральным  законом  «Об  акционерных  обществах»  отнесено  к 
компетенции Общего собрания; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..