ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года - часть 33

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33  34   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года - часть 33

 

 

291 

 

 
 

 
 

 

 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  (знака  обслуживания) 
Агентства  интеллектуальной  собственности  Республики  Армения                                      
№ 15686 от 06 июля 2010 года.  

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Республики Сербия № 60302 от 29 декабря 2009 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Агентства  по  Охране  Интеллектуальной  Собственности  Республики 
Молдова № 20186 от 05 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Института  Промышленной  Собственности  Республики  Хорватия  № 
Z20091478 от 09 ноября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Комитета по Стандартизации, Метрологии и патентам Азербайджанской 
Республики № 2010 1267 от 20 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Национального  центра 
интеллектуальной 

собственности 

Грузии 

№ 

М20779 

от 

24 сентября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Службы  по  товарным 
знакам  Ведомства  по  развитию  внутренней  торговли  Арабской 
Республики Египет               № 236202 от 07 февраля 2011 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Министерства экономики 
и развития Туркменистана № 11154 от 02 ноября 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

Интеллектуальной 

Собственности 

Боснии 

и 

Герцеговины                                  

№ BAZ0914229 от 23 мая 2012 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06393 от 18 марта 2013 
года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Ведомства по регистрации 
компаний и промышленной собственности Исламской Республики Иран 
№ 197071 от 17 марта 2013 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Национального института 
стандартизации  и  промышленной  собственности  Министерства 
промышленности Республики Тунис № TN/E/2011/2085. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Республики  Македония  №  17307  от 
19 сентября 2013 года. 

Сертификат  о  регистрации  Ведомства  по  гармонизации  на  внутреннем 
рынке  (товарные  знаки  и  промышленные  образцы)  №  008558488  от 
22 ноября 2013 года. 

 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  (знака  обслуживания) 
Агентства  интеллектуальной  собственности  Республики  Армения                                             
№ 15687 от 06 июля 2010 года.  

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Республики Сербия № 60301 от 29 декабря 2009 года.  

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  ведомства 
Республики Латвия № М 62422 от 20 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Агентства  по  Охране  Интеллектуальной  Собственности  Республики 
Молдова № 20187 от 05 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Института  Промышленной  Собственности  Республики  Хорватия  № 

292 

 

 
 

 

 

Z20091480 от 13 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Патентного  Управления  Литовской  Республики  №  62034  от  22  апреля 
2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Комитета по Стандартизации, Метрологии и патентам Азербайджанской 
Республики № 2010 1268 от 20 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Национального  центра 
интеллектуальной 

собственности 

Грузии 

№ 

М 

20781 

от 

24 сентября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 
патентной службы Кыргызской Республики № 10311 от 30 сентября 2010 
года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  №  132821  от 
27 декабря 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Министерства  развития 
Греческой Республики № 154.211 от 17 мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Болгария № 77500 от 12 сентября 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Эстония № 48641 от 15 сентября 2011 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Министерства экономики 
и развития Туркменистана № 11152 от 02 ноября 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06392 от 18 марта 2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41076. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Республики  Македония  №  17305  от 
19 сентября 2013 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 
интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 
Казахстан № 41469 от 28 августа 2013 года. 

 

 
 

 
 

 

 

 
 

 
 

 
 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  (знака  обслуживания) 
Агентства  интеллектуальной  собственности  Республики  Армения                                        
№ 15684 от 06 июля 2010 года.  

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Республики Сербия № 60299 от 29 декабря 2009 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  ведомства 
Республики Латвия № М 62423 от 20 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Агентства  по  Охране  Интеллектуальной  Собственности  Республики 
Молдова № 20184 от 05 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Института  Промышленной  Собственности  Республики  Хорватия  № 
Z20091479 от 13 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Патентного  Управления  Литовской  Республики  №  62033  от  22  апреля 
2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Комитета по Стандартизации, Метрологии и патентам Азербайджанской 

293 

 

Республики № 2010 1265 от 20 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Национального  центра 
интеллектуальной 

собственности 

Грузии 

№ 

М 

20780 

от 

24 сентября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 
патентной службы Кыргызской Республики № 10310 от 30 сентября 2010 
года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  №  132820  от 
27 декабря 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Министерства  развития 
Греческой Республики № 154.212 от 17 мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Болгария № 77501 от 12 сентября 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Эстония № 48640 от 15 сентября 2011 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Министерства экономики 
и развития Туркменистана № 11151 от 02 ноября 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06391 от 18 марта 2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41077. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Республики  Македония  №  17309  от 
19 сентября 2013 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 
интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 
Казахстан № 41468 от 28 августа 2013 года. 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  (знака  обслуживания) 
Агентства  интеллектуальной  собственности  Республики  Армения                                       
№ 15685 от 06 июля 2010 года.  

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Республики Сербия № 60300 от 29 декабря 2009 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Агентства  по  Охране  Интеллектуальной  Собственности  Республики 
Молдова № 20185 от 05 июля 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Института  Промышленной  Собственности  Республики  Хорватия  № 
Z20091477 от 09 ноября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Комитета по Стандартизации, Метрологии и патентам Азербайджанской 
Республики № 2010 1266 от 20 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Национального  центра 
интеллектуальной  собственности  Грузии  №  М  20778  от  24  сентября 
2010 года. 

Службы  по  товарным  знакам  Ведомства  по  развитию  внутренней 
торговли  Арабской  Республики  Египет  №  236203  от  07  февраля  2011 
года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Министерства экономики 
и развития Туркменистана № 11153 от 02 ноября 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

Интеллектуальной 

Собственности 

Боснии 

и 

Герцеговины 

№ 

294 

 

BAZ0914230 от 23 мая 2012 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06394 от 18 марта 2013 
года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Национального института 
стандартизации  и  промышленной  собственности  Министерства 
промышленности Республики Тунис № TN/E/2011/2084. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Ведомства по регистрации 
компаний и промышленной собственности Исламской Республики Иран 
№ 183267 от 24 сентября 2012 года. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Республики  Македония  №  17306  от 
19 сентября 2013 года. 

Сертификат  о  регистрации  Ведомства  по  гармонизации  на  внутреннем 
рынке  (товарные  знаки  и  промышленные  образцы)  №  008558454  
от 19 декабря 2013 года. 

Свидетельство о регистрации Национального  института  промышленной 
собственности Алжира № 80847 от 12 декабря 2011 года. 

 

 
 

 

 

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Республики Сербия № 60165 от 17 декабря 2009 года.  

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Румынии    № 104052. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 
патентной службы Кыргызской Республики № 10287 от 30 сентября 2010 
года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  №  129783  от 
11 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 
интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 
Казахстан  
№ 34756 от 28 января 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Патентного  Ведомства  Республики  Узбекистан  №  MGU  21116  от 
05 мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Болгария № 76798 от 11 мая 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06395 от 18 марта 2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41043. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Патентного  ведомства  Республики 
Таджикистан № TJ 10539. 

 

 
 

 
 

 
 

 

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Республики Сербия № 60166 от 17 декабря 2009 года.  

Свидетельство о регистрации товарного знака Агентства промышленной 
собственности Румынии № 103975. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственной 
патентной службы Кыргызской Республики № 10286 от 30 сентября 2010 
года. 

295 

 

 

 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
департамента  интеллектуальной  собственности  Украины  №  129782  от 
11 октября 2010 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Комитета  по  правам 
интеллектуальной  собственности  Министерства  юстиции  Республики 
Казахстан № 34755 от 28 января 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
Патентного  Ведомства  Республики  Узбекистан  №  MGU  21115  от 
05 мая 2011 года. 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Патентного  Ведомства 
Республики Болгария № 76799 от 11 мая 2011 года. 

Свидетельство 

о 

регистрации 

товарного 

знака 

Института 

интеллектуальной собственности Черногории № 06396 от 18 марта 2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 41042. 

Свидетельство  на  товарный  знак  Патентного  ведомства  Республики 
Таджикистан №TJ 10547. 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия № 00152 от 10 декабря 2012 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака  Государственной службы 
интеллектуальной собственности Украины № 174859 от 27 августа 2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51790. 

 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия № 00151 от 10 декабря 2012 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака  Государственной службы 
интеллектуальной собственности Украины № 174860 от 27 августа 2013 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51791. 

 

POLYANA 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия № 00150 от 10 декабря 2012 года. 

Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 
интеллектуальной  собственности  Украины  №  182794  от  11  марта  2014 
года. 

Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51792. 

 

ПОЛЯНА 

Свидетельство  о  регистрации  товарного  знака  Государственного 
управления  по  стандартам,  метрологии  и  сертификации  Республики 
Абхазия № 00149 от 10 декабря 2012 года. 
Свидетельство о регистрации товарного знака Государственной службы 
интеллектуальной  собственности  Украины  №  182795  от  11  марта  2014 
года. 
Свидетельство 

на 

товарный 

знак 

Национального 

центра 

интеллектуальной собственности Республики Беларусь № 51793. 

 

 

296 

 

4.6. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности 
эмитента 

Российский рынок. 

Газовая  промышленность  Российской  Федерации  является  важнейшим  элементом  ресурсного 
обеспечения экономического развития страны. В приведенной ниже таблице представлены объемы 
добычи газа в России, в том числе доля Группы Газпром: 

 

2010 

2011 

2012 

2013 

2014  

2015 * 
ожид.
 

Добыча газа в России (млрд.куб.м) 

650,8 

670,7 

654,4 

668,2 

642,1 

654,3 

Добыча газа Группой Газпром (млрд.куб.м) 

508,6 

513,2 

487,0 

487,4 

443,9 

444,6 

Добыча газа Группой Газпром в % от 
добычи газа в России 

78,1% 

76,5% 

74,5% 

72,9% 

69,1% 

68% 

* I квартал - отчёт, II квартал - предварительный отчет, III, IV кварталы - план. 

К  2020  году  при  наличии  платежеспособного  спроса  российских  потребителей  и  благоприятной 
конъюнктуры  внешнего  рынка  объем  добычи  газа  ПАО  «Газпром»  может  составить  до  490-
555 млрд куб.  м.  Основным  газодобывающим  районом  страны  на  рассматриваемую  перспективу 
остается Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 63% всех запасов России.  

Стратегически  приоритетными  регионами  добычи  газа  на  долгосрочную  перспективу  станут 
полуостров  Ямал,  акватории  северных  и  дальневосточных  морей  России,  Восточная  Сибирь  и 
Дальний  Восток,  где  добыча  газа  будет развиваться  на  базе  освоения  шельфовых  месторождений 
на о.Сахалине, в Республике Саха (Якутия), а также в Иркутской области.  

Поддержка  переориентации  использования  газа  с  топливных  на  сырьевые  цели  обеспечит  рост 
производства  продукции  с  более  высокой  добавленной  стоимостью.  Техническая  модернизация  и 
реконструкция  действующих  газоперерабатывающих  заводов  будут  направлены  на  повышение 
извлечения  ценных  компонентов  из  газа,  рост  экономической  эффективности  и  экологической 
безопасности  предприятий.  В  результате  углубления  переработки  углеводородных  ресурсов 
намечаются  рост  производства  моторного  топлива,  сжиженных  газов  и  серы,  получение 
полиэтилена и, при благоприятной конъюнктуре внешнего рынка, метанола.  

ПАО  «Газпром»  продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной 
власти по вопросам совершенствования ценовой политики государства в газовой сфере.  

ПАО  «Газпром»  является  практически  единственным  поставщиком  газа  в  регулируемом  секторе 
рынка  и  собственником  Единой  системы  газоснабжения  (ЕСГ).  Государственному  регулированию 
подлежат  только  цены  на  природный  газ,  добываемый  компаниями  Группы  ПАО  «Газпром»  и 
поставляемый российским потребителям. Цены на нефть, уголь и газ, продаваемый независимыми 
производителями, формируются на рыночной договорной основе. 

Позиция  ПАО  «Газпром»  заключается  в  том,  что  и  на  внутреннем  газовом  рынке  цены  должны 
поэтапно  достигать  экономически  обоснованного  уровня  и  поэтапно  внедряться  рыночные 
механизмы  по  их  формированию.  В  качестве  меры  по  повышению  конкурентных  преимуществ 
ПАО «Газпром»  перед  независимыми  производителями  необходимо  осуществить  скорейший 
переход  от  директивного  регулирования  оптовых  цен  на  газ  к  регулированию  их  предельного 
максимального  уровня  с  целью  обеспечения  возможности  Обществу  формировать  более  гибкую 
ценовую политику.  

В соответствии с  Постановлением  Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. №323 «О реализации  
природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты Правительства Российской 
Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной 
системе  открытого  акционерного  общества «Газпром»  (с  учетом  изменений,  внесенных 
постановлением Правительства Российской федерации от 19 июня 2014 г. №566), в целях развития 
рыночных  принципов  ценообразования,  Обществу  и  его  аффилированным  лицам  разрешено 
реализовывать  по  нерегулируемым  государством  ценам  на  организованных  торгах  (товарных 
биржах и торговых системах) начиная с 2013 года до 17,5 млрд. куб. м. газа.  

В  соответствии  с  подпунктом  «в»  пункта  2  раздела  II  Протокола  заседания  Комиссии  при 
Президенте  Российской  Федерации  по  вопросам  топливно-энергетического  комплекса  и 
экологической  безопасности  от  4  июня  2014  года  №  А4-26-368  ПАО  «Газпром»  совместно  с 
ЗАО «СПбМТСБ» и РДК (ЗАО) обеспечило принятие мер, необходимых для начала биржевых торгов 

297 

 

природным  газом  на  Санкт-Петербургской  Международной  Товарно-сырьевой  Бирже.  Биржевая 
торговля газом является важным инструментом в области формирования рыночных принципов и 
повышения  прозрачности  ценообразования  на  рынке  газа,  возможностью  получения  рыночных 
индикаторов для системы ценообразования. 

В  I  полугодии  2015  года  реализовано  1  540,6  млн  куб.  м  газа,  в  том  числе  485,5  млн  куб.  м  газа 
ПАО «Газпром». Уровень средних цен реализации газа продавцами по итогам  I полугодия 2015 года 
на балансовом пункте «КС Надым» превысил регулируемую оптовую цену для ЯНАО на  0,5%, а на 
балансовом пункте «КС Вынгапуровская» на 1,2%. 

Кроме  того,  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
28 мая 2007  г.  №  333  
«О  совершенствовании  государственного  регулирования  цен  на  газ», 
ПАО «Газпром»  разрешена  продажа  газа  по  ценам,  устанавливаемым  по  соглашению  сторон  в 
регулируемом  диапазоне  предельных  максимального  и  минимального  уровней  для  следующих  групп 
конечных потребителей (кроме населения): 

- впервые заключивших договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 года;  

- приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.  

За  I  квартал  2015  года  реализовано  указанным  выше  группам  потребителей  9,4  млрд.  куб.  м  газа. 
При  этом  превышение  цен,  установленных  по  соглашению  сторон,  над  соответствующими 
регулируемыми оптовыми ценами составило за указанный период в среднем 4%. 

В  рамках  совершенствования  ценовой  политики  государства  в  газовой  сфере  в  2010  году 
Правительством  Российской  Федерации  принято  постановление  № 1205  «О  совершенствовании 
государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым регулирование оптовых цен 
на  газ  для  промышленных  потребителей  осуществляется  на  основе  формулы  цены  на  газ, 
предусматривающей поэтапное достижение в переходный период равной доходности поставок газа 
на  внешний  и  внутренний  рынки  и  учитывающей  соотношение  цен  на  альтернативные  виды 
топлива,  с  учетом  понижающих  коэффициентов,  определяемых  исходя  из  устанавливаемых 
Правительством  Российской  Федерации  средних  параметров  ежегодного  изменения  оптовых  цен 
на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, а также коэффициентов, определяющих 
дифференциацию  цен  на  природный  газ  по  регионам  Российской  Федерации.  Сроки  практического 
перехода  к  ценам,  обеспечивающим  равную  доходность  поставок  газа  на  внутренний  рынок  и  на 
экспорт, будут зависеть от развития ценовой конъюнктуры на внешних рынках газа и соблюдения 
прогнозируемой Правительством Российской Федерации динамики изменения регулируемых цен на 
газ, поставляемый на внутренний рынок. 
 

Европейский рынок. 

Позиции  ПАО  «Газпром»  на  европейском  газовом  рынке  являются  устойчивыми.  Компания 
занимает  первое  место  в  Европе  и  в  мире  по  экспорту  природного  газа.  Гарантией  сохранения 
имеющихся  позиций  в  условиях  сокращения  спроса  на  газ  в  Европе  являются  солидный  портфель 
долгосрочных экспортных контрактов на условиях «бери или плати», значительная сырьевая база, 
а также развивающиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа. 

В  качестве  одного  из  основополагающих  элементов  экспортной  стратегии  Компании  выступает 
принцип сохранения единого экспортного канала трубопроводного газа. В июле 2006 г. был принят 
Федеральный  закон  «Об  экспорте  природного  газа»,  который  с  учетом  изменений,  внесенных 
Федеральным законом № 318-ФЗ от 30.11.2013 г. предоставляет исключительное право на экспорт 
газа  природного  в  газообразном  состоянии  организации-собственнику  единой  системы 
газоснабжения  или  ее  дочернему  обществу,  в  уставном  капитале  которого  доля  участия 
организации  -  собственника  единой  системы  газоснабжения  составляет  сто  процентов.  В 
соответствии  с  Законом  лицензия  на  осуществление  исключительного  права  на  экспорт  газа 
природного  в  газообразном  состоянии  была  выдана  ООО  «Газпром  экспорт».  Законодательное 
закрепление  исключительного  права  на  экспорт  газа  природного  в  газообразном  состоянии  за 
ООО «Газпром экспорт» является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта 
российского газа природного в газообразном состоянии. 

Компания  продолжает  работу  по  повышению  эффективности  реализации  российского  газа  на 
экспорт,  проявляя  гибкость  в  отношениях  с  партнерами.  При  этом  основные  положения 
контрактов,  определяющие  баланс  интересов  между  поставщиком  и  покупателем,  остаются 
незыблемыми.  

В настоящее время в Европе цены хабов, фактически, превратились в основной ценовой ориентир 
для  оптового  рынка  газа.  Превращение  цен  хабов  в  «отраслевой  стандарт»  ценообразования 

298 

 

закрепляется либо на законодательном уровне как обязательство партнёров Общества продавать 
газ  в  значительных  объемах  на  хабах  для  придания  последним  ликвидности,  либо  за  счет 
искусственного стимулирования конкуренции. При этом участникам рынка навязывается мнение, 
что только цены хабов являются рыночными.  

С развитием торговых площадок цены на них начали формироваться под воздействием собственно 
спроса  и  предложения  на  газ,  но  при  всем  том  эти  цены  так  и  не  стали  отражением  общего 
рыночного равновесия на европейском газовом рынке, то есть не взяли на себя ту функцию, которая 
им зачастую приписывается партнерами ПАО «Газпром» 

Это происходит по причине структурного, то есть присущего только самим хабам, хронического 
превышения  предложения  над  спросом.  Данная  ситуация  возникла  из-за  переконтрактованности 
газового  рынка  Европы.  Переконтрактованность  означает,  что  совокупные  твердые 
обязательства  поставщиков  в  рамках  долгосрочных  контрактов  существенно  превышают 
реальные объемы потребления газа, поскольку основная масса контрактов была подписана в период 
до  кризиса  2008  г.,  когда  ожидалось,  что  потребление  газа  будет  постоянно расти.  В  настоящее 
время,  в  результате  развития  ликвидных  хабов  у  оптовых  покупателей  появился  канал  для 
реализации  практически  любых  контрактных  объемов  по  форвардной  кривой  на  несколько  лет 
вперед, в том числе и сброса излишков, не подкрепленных реальным спросом. Этой возможностью 
они  активно  пользуются  в  целях  хеджирования  позиций,  а  также  выполнения  контрактных 
обязательств «бери или плати» перед поставщиками. 

Тем не менее, руководствуясь необходимостью учитывать требования как европейских партнеров, 
терпящих убытки от реализации газа по ценам хабов, так и регулирующих органов ЕС, Компания 
проводит  последовательную  адаптацию  формул  цены  газа  по  своим  долгосрочным  контрактам  к 
новым  рыночным  условиям.  При  пересмотре  контрактов  она  ставит  перед  собой  задачу 
поддержания  конкурентоспособности  партнеров,  занимающихся  реализацией  российского  газа  на 
европейском  рынке,  за  счет  сокращения  разрыва  между  ценами  хабов  и  контрактов,  что 
достигается комбинацией различных способов.  

В  условиях  существенного  изменения  принципов  газового  ценообразования,  Компания  проводит 
работу  по  защите  нефтяной  индексации,  считавшейся  ранее  неоспоримым  механизмом 
определения цен газа.  

Нефтяная  индексация  представляет  собой  незаменимый  инструмент  долгосрочного  бизнес- 
планирования  и  соблюдения  баланса  интересов  между  поставщиком  и  покупателем.  Она 
обеспечивает непрерывность и устойчивость инвестиционного цикла в отрасли по всей вертикали 
от  скважины  до  конечного  потребителя.  Использование  нефтепродуктовой  индексации 
апробировано  более  чем  40-летней  историей  развития  мирового  газового  рынка.  В  современных 
условиях нефтепродукты в газовой формуле играют роль универсального дефлятора. Их наличие не 
позволяет цене газа сильно оторваться от цен других сырьевых товаров.  

Компания  полагает,  что  контракты,  имеющие  нефтепродуктовую  индексацию,  сохраняют  свою 
актуальность  и  в  настоящее  время.  Наши  расчеты  показывают, что  между  ценой  нефти  сорта 
«Брент» и спотовыми ценами при использовании шести–девятимесячной скользящей средней цены 
на нефть, то есть при использовании аналога стандартного долгосрочного контракта на поставку 
газа, существует сильная корреляция практически на уровне функциональной зависимости (+0,86).  

За  последнее  время  появилось  немало  исследований,  рассчитывающих  долю  газа  на  рынке, 
продаваемого с различной ценовой индексацией, с предсказаниями наступления точки невозврата – 
освобождения  газа  от  нефтяной  зависимости.  Однако  эта  точка,  на  наш  взгляд,  пока  не 
достигнута  и  не  будет  достигнута  до  тех  пор,  пока  четверо  основных  поставщиков  природного 
газа  в  Европу  (Россия,  Алжир,  Катар  и,  возможно,  в  будущем  Азербайджан)  сознательно  не 
откажутся  от  нефтяной  индексации  в  долгосрочных  контрактах.  Хотя  Норвегия  и  Нидерланды 
практически  перешли  на  индексацию  по  ценам  торговых  площадок  в  своих  контрактах,  этого 
недостаточно  для  изменения  системы  ценообразования.  При  этом,  привязке  к  ценам  торговых 
площадок  в  обязательном  порядке  сопутствует  изъятие  норвежской  компанией  «Статойл» 
дневной  и  значительной  степени  сезонной  гибкости,  в  настоящий  момент  сохраняющейся  в 
контрактах других поставщиков.  

Что  касается  других  крупных  поставщиков  газа,  в  условиях  сокращающейся  добычи  стратегия 
компании  «Sonatrach»  заключается  в  замене  традиционных  направлений  экспорта  на  более 
выгодные: в частности, сжижение газа и перенаправление его на премиальные азиатские рынки. 

Аналогичной стратегии придерживается и Катар, который добивается сокращения доли твердых 
обязательств  по  поставкам  СПГ  в  рамках  имеющихся  у  него  контрактов  с  европейскими 
покупателями и увеличения в них доли «гибких» обязательств, дающих возможность отправлять 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33  34   ..