ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года - часть 8

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2015 года - часть 8

 

 

91 

 

3.2. Основная хозяйственная деятельность эмитента 

3.2.1. Основные виды экономической деятельности эмитента 

Код вида экономической деятельности, которая является для эмитента основной 

 

Коды ОКВЭД 

51.51.3 

 

3.2.2. Основная хозяйственная деятельность эмитента 

Виды хозяйственной деятельности (виды деятельности, виды продукции (работ, услуг)), обеспечившие 
не менее чем 10 процентов выручки (доходов) эмитента за отчетный период 

 
Единица измерения: тыс. руб. 
 
Вид хозяйственной деятельности: Реализация природного газа 

 

Наименование показателя 

2014, 6 мес. 

2015, 6 мес. 

Объем выручки от продаж (объем продаж) по данному виду 
хозяйственной деятельности, тыс. руб. 

1 569 817 980 

1 530 299 128 

Доля выручки от продаж (объёма продаж) по данному виду 
хозяйственной деятельности в общем объеме выручки от 
продаж (объеме продаж) эмитента, % 

74.34 

72.48 

 

Изменения  размера  выручки  от  продаж  (объема  продаж)  эмитента  от  основной  хозяйственной 
деятельности  на  10  и  более  процентов  по  сравнению  с  аналогичным  отчетным  периодом 
предшествующего года и причины таких изменений: 

Указанных изменений не было. 

 

 
 
Вид хозяйственной деятельности: Предоставление имущества в аренду 

 

Наименование показателя 

2014, 6 мес. 

2015, 6 мес. 

Объем выручки от продаж (объем продаж) по данному виду 
хозяйственной деятельности, тыс. руб. 

299 951 043 

318 196 938 

Доля выручки от продаж (объёма продаж) по данному виду 
хозяйственной деятельности в общем объеме выручки от 
продаж (объеме продаж) эмитента, % 

14.2 

15.07 

 

Изменения  размера  выручки  от  продаж  (объема  продаж)  эмитента  от  основной  хозяйственной 
деятельности  на  10  и  более  процентов  по  сравнению  с  аналогичным  отчетным  периодом 
предшествующего года и причины таких изменений: 
Одним из видов деятельности ПАО «Газпром», выручка от которого составляет свыше 10% общей 
выручки  от  реализации,  является  сдача  имущества  в  аренду.  Предназначенное  для  аренды 
имущество,  в  составе  которого  в  основном  трубопроводы,  скважины,  газодобывающее 
оборудование,  здания,  дороги,  машины  и  прочее  оборудование,  арендуется  дочерними  обществами, 
входящими  в  группу  компаний  ПАО  «Газпром».  Предоставление  имущества  в  аренду  дочерним 
обществам  вызвано  необходимостью  обеспечения  основного  вида  деятельности  группы  компаний 
ПАО «Газпром» по добыче, переработке углеводородов и транспортировке газа по Единой системе 

92 

 

газоснабжения.  Данный  вид  деятельности  не  является  основным  видом  хозяйственной 
деятельности  для  Эмитента,  и  не  рассматривается  ПАО  «Газпром»  как  деятельность  для 
получения прибыли.
 
  
 
Дополнительная информация: 
В  таблице  «Общая  структура  себестоимости  эмитента  за  отчетный  квартал»  представлена 
информация  о  структуре  затрат  на  производство  и  продажу  продукции  (работ,  услуг)  
ПАО «Газпром» (головная компания). 

Общая структура себестоимости эмитента: 

 

Наименование показателя 

2014, 6 мес. 

2015, 6 мес. 

Сырье и материалы, % 

4.3 

6.3 

Приобретенные комплектующие изделия, полуфабрикаты, % 

Работы и услуги производственного характера, выполненные 
сторонними организациями, % 

62.8 

60.3 

Топливо, % 

Энергия, % 

Затраты на оплату труда, % 

1.4 

1.4 

Проценты по кредитам, % 

Арендная плата, % 

0.2 

0.1 

Отчисления на социальные нужды, % 

0.3 

0.3 

Амортизация основных средств, % 

25.2 

26 

Налоги, включаемые в себестоимость продукции, % 

4.3 

4.4 

Прочие затраты (пояснить) 

1.5 

1.3 

  амортизация по нематериальным активам, % 

0.2 

0.2 

  вознаграждения за рационализаторские предложения, % 

  обязательные страховые платежи, % 

0.1 

  представительские расходы, % 

  иное, % 

1.3 

Итого: затраты на производство и продажу продукции (работ, 
услуг) (себестоимость), % 

100 

100 

Справочно: Выручка от продажи продукции (работ, услуг), % 
к себестоимости 

206.1 

179.6 

 

Имеющие  существенное  значение  новые  виды  продукции  (работ,  услуг),  предлагаемые  эмитентом  на 
рынке  его  основной  деятельности,  в  той  степени,  насколько  это  соответствует  общедоступной 
информации  о  таких  видах  продукции  (работ,  услуг).  Указывается  состояние  разработки  таких  видов 
продукции (работ, услуг): 

Имеющих существенное значение новых видов продукции (работ, услуг) нет. 
 

Стандарты (правила),  в соответствии с  которыми подготовлена бухгалтерская (финансовая)  отчетность 
эмитента и произведены расчеты, отраженные в настоящем подпункте: 

Бухгалтерская отчетность Общества составлена исходя из действующих в Российской Федерации 
правил бухгалтерского учета и отчетности, в частности, Федерального закона «О бухгалтерском 
учете»  от  6  декабря  2011  г.  №  402-ФЗ  и  Положения  по  ведению  бухгалтерского  учета  и 
бухгалтерской  отчетности  в  Российской  Федерации,  утвержденного  приказом  Министерства 
финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, а также Положения по учетной политике, утвержденного 
приказом  ПАО «Газпром»  от  31  декабря  2014  г.  №  654,  а  также  иных  нормативных  актов, 
входящих в систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности организаций в Российской 
Федерации. 

93 

 

 

 

3.2.3. Материалы, товары (сырье) и поставщики эмитента 

За 3 мес. 2015 г. 

Поставщики эмитента, на  которых приходится не  менее  10 процентов всех поставок материалов и 
товаров (сырья) 
 
Полное фирменное наименование: Акционерное общество «Выксунский металлургический завод» 
Место нахождения: Российская Федерация, г. Выкса, ул. Братьев Барышевых, д. 45 
ИНН: 5247004695 
ОГРН: 1025201632610 
 
Доля в общем объеме поставок, %: 19.78 
 

 
Полное фирменное наименование: Закрытое акционерное общество «Ижорский трубный завод» 
Место нахождения: Российская Федерация, Санкт-Петербург, г. Колпино, проспект Ленина, д. 1 
ИНН: 7817031418 
ОГРН: 1027808751849 
 
Доля в общем объеме поставок, %: 11.95 
 

 
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество «Челябинский 
трубопрокатный завод»
 
Место нахождения: Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Машиностроителей, д.21 
ИНН: 7449006730 
ОГРН: 1027402694186 
 
Доля в общем объеме поставок, %: 11.67 
 
 
Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Газпром 
центрремонт».
 
Место нахождения: Российская Федерация, 141100, Московская область, г. Щелково, ул. 
Московская, д.1
 
ИНН: 5050073540 
ОГРН: 1085050006766 
 
Доля в общем объеме поставок, %: 65.5 
 

 
Информация  об  изменении  цен  более  чем  на  10%  на  основные  материалы  и  товары  (сырье)  в  течение 
соответствующего  отчетного  периода  по  сравнению  с  соответствующим  отчетным  периодом 
предшествующего года: 

ПАО «Газпром» в рамках ведения своей основной хозяйственной деятельности сырье не использует. 
Для  обеспечения  основной  хозяйственной  деятельности  Обществом  осуществляются  закупки 
материально-технических ресурсов (МТР).  

Изменение  цен  на  основные  группы  МТР,  централизованно  поставленные  дочерним  обществам  и 
организациям ПАО «Газпром» за 3 месяца 2015 года по сравнению с 3 месяцами 2014 года: 

 

№ 

 
 

Изменение цены 

(в % к аналогичному периоду 

94 

 

п/п 

Наименование МТР (группы МТР) 

предыдущего финансового года) 

3 месяца 2015 года / 

3 месяца 2014 года 

1. 

Трубы стальные диаметром до 530 мм 

21,0 

2. 

ГПА и комплектующие к ним 

9,5 

3. 

Насосно-компрессорное оборудование 

10,2 

4. 

Нефтехимаппаратура 

5,4 

5. 

Трубопроводная арматура 

13,4 

6. 

Стальные газовые краны диаметром до 700 мм 

13,4 

7. 

Низковольтное и высоковольтное оборудование 

28,0 

8. 

Кабельно-проводниковая продукция 

60,0 

9. 

КИП и А 

31,0 

10. 

Оборудование технологической связи 

32,0 

11. 

Прокат черных, цветных металлов и метизов 

20,9 

12. 

Строительные материалы и конструкции 

8,4 

13. 

Топлива и масла 

14,4 

14. 

Химические и специальные материалы 

5,5 

15. 

Газопромысловое и буровое  оборудование 

10,0 

16. 

Продукция машиностроения 

10,0 

 

 

Доля импортных поставок в поставках материалов и товаров, прогноз доступности источников импорта в 
будущем и возможные альтернативные источники: 

Доля  поставок  по  импортным  контрактам  в  общем  объеме  материально-технических  ресурсов, 
поступивших  дочерним  обществам  и  организациям  ПАО  «Газпром»  за  3  месяца  2015  года, 
составила 4,25%. 

Прогнозы  эмитента  в  отношении  доступности  этих  источников  в  будущем  и  о  возможных 
альтернативных источниках: 
В  основном  поставщики  материально-технических  ресурсов  для  ПАО  «Газпром»,  включая 
зарубежных поставщиков МТР, работают на конкурентном рынке. Наличие большого количества 
российских и зарубежных компаний - потенциальных поставщиков МТР позволяет предположить, 
что  в  будущем  для  ПАО  «Газпром»  не  возникнет  ограничений  в  доступности  материально-
технических ресурсов. 

В настоящее время Обществом осуществляется переход на централизованные поставки товарно-
материальных  ресурсов  через  ООО  «Газпром  комплектация»  и  ООО  «Газпром  центрремонт». 
Централизация  поставок  МТР  позволила  создать  условия  для  качественного  изменения  системы 
организации  закупок  за  счет  более  масштабного  внедрения  тендерных  процедур  по  крупным 
объединенным  партиям  продукции.  В  ПАО  «Газпром»  действует  Департамент,  занимающийся 
вопросами  управления  конкурентными  закупками,  основными  задачами  которого  является 
определение на конкурсной основе подрядных организаций и поставщиков услуг для нужд Общества. 
 
За  проведение  конкурсов  на  закупку  МТР  для  нужд  ПАО  «Газпром»  и  его  дочерних  обществ 
отвечают  Управление  подготовки  и  проведения  конкурентных  закупок  и  Конкурсная  комиссия 
ООО «Газпром комплектация». 

В  связи  с  ограниченными  сроками  подготовки  Ежеквартального  отчета  сбор  оперативной 
информации об объемах поставок материально-технических ресурсов ПАО «Газпром» за 6 месяцев 
2015  года  не  представляется  возможным.  В  этой  связи  данные  о  поставщиках  и  объемах 
материально-технических  ресурсов  Общества  за  6  месяцев  2015  года  будут  приведены  в 
Ежеквартальном отчете ПАО «Газпром» за III квартал 2015 года.
 

 

 

 
 

 

95 

 

3.2.4. Рынки сбыта продукции (работ, услуг) эмитента 

Основные рынки, на которых эмитент осуществляет свою деятельность: 

Российский рынок.  

За последнее десятилетие в России увеличилась доля газа в потреблении энергии по отношению к 
другим  видам  топлива.  Доля  газа  в  топливно-энергетическом  балансе  страны  возросла  с  42%  в 
1990 году  до  50%  -  в  настоящее  время.  Во  многом  это  связано  с  относительно  низкими 
регулируемыми  ценами  на  газ.  В  России  газ,  в  основном,  поставляется  электрогенерирующим 
компаниям,  предприятиям  металлургической  и  химической  промышленности.  По  оценкам 
ПАО «Газпром»  структура  поставок  газа  на  внутренний  рынок,  включая  собственную  покупку  у 
независимых  организаций,  характеризуется  следующими  данными  (по  итогам

 

I  полугодия

 

2015 года): 

- 22,19% - для нужд населения, 
- 31,76% - организациям электроэнергетики, 
- 30,78% - другим промышленным потребителям, 
- 15,27% - коммунально-бытовым потребителям. 

Энергетическая  стратегия  России  предполагает  снижение  доли  газа  в  топливно-энергетическом 
балансе  за  счет  его  более  рационального  использования.  При  этом  ПАО  «Газпром»  планирует 
годовой объем добычи в размере до 620 млрд. куб. м к 2020 году (с учетом добычи на Востоке России). 
В настоящее время ПАО «Газпром» занимает доминирующее положение на внутреннем рынке газа 
и  обеспечивает  почти  80%  поставок.  В  соответствии  с  Энергетической  стратегией  России  в 
долгосрочной  перспективе  к  2020  году  ПАО  «Газпром»  будет  сохранять  основную  долю  в  объемах 
добычи и поставок газа на российский рынок. 
 
Регулирование отношений в сфере транспортировки и поставок газа на российском рынке. 

Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в 
Российской  Федерации,  утвержденными  постановлением  Правительства  Российской  Федерации 
от 5 февраля 1998 г.  № 162. 

Преимущественное  право  на  заключение  договоров  на  поставку  газа  имеют  покупатели  газа  для 
государственных  нужд,  для  коммунально-бытовых  нужд  и  населения,  а  также  покупатели, 
заключившие договоры на поставку газа ранее и желающие продлить их действие. 

Организации,  деятельность  которых  финансируется  за  счет  средств  федерального  бюджета, 
обязаны  заключать  государственные  контракты  на  поставки  газа  с  поставщиками.  Такие 
контракты  заключаются  в  порядке,  установленном  постановлением  Правительства  Российской 
Федерации  «О  заключении  государственных  контрактов  на  поставку  газа  организациям, 
финансируемым  за  счет  средств  федерального  бюджета»  от  4  октября  2000  г.  №  753. 
Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  «Об  обеспечении  устойчивого  газо-  и 
энергоснабжения  финансируемых  за  счет  средств  федерального  бюджета  организаций, 
обеспечивающих  безопасность  государства»  от  29 мая  2002  г.  №  364  установлены  особые  условия 
поставки  газа  и  их  оплаты,  которые  в  обязательном  порядке  включаются  в  государственные 
контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, а 
также  в  договоры  поставки  газа,  заключаемые  газоснабжающими  организациями  независимо  от 
организационно-правовой  формы  с  финансируемыми  за  счет  средств  федерального  бюджета 
организациями-потребителями 

топливно-энергетических 

ресурсов, 

обеспечивающими 

безопасность  государства.  Эти  условия,  в  частности,  предусматривают,  что  государственный 
заказчик  обязан  при  доведении  до  подведомственных  организаций  лимитов  бюджетных 
обязательств  исходить  из  необходимости  обеспечения  оплаты  потребляемого  ими  газа  в  полном 
объеме. При этом поставщик обязан не допускать прекращения или ограничения подачи газа ниже 
доведенных  заказчиком  до  своих  подведомственных  организаций  лимитов  бюджетных 
обязательств. 

В  целях  совершенствования  государственного  регулирования  цен  на  газ  и  развития  рыночных 
принципов  ценообразования  на  внутреннем  рынке  газа  Правительство  Российской  Федерации 
28 мая 2007  г.  приняло  постановление  №  333  «О  совершенствовании  государственного 
регулирования  цен  на  газ»  (далее  –  Постановление),  которым  установлено,  что  регулирование 
оптовых цен на газ осуществляется исходя из поэтапного достижения уровня равной доходности 
поставки  газа  на  внутренний  и  внешний  рынки  и  с  учетом  стоимости  альтернативных  видов 
топлива.  

Постановлением  установлено,  что  оптовые  цены  на  газ,  добываемый  публичным  акционерным 

96 

 

обществом  «Газпром»  и  его  аффилированными  лицами,  на  выходе  из  системы  магистрального 
газопроводного  транспорта  определяются  по  соглашению  сторон  при  заключении  договоров 
поставки  газа  (в  том  числе  долгосрочных),  включая  случаи  его  перепродажи,  в  диапазоне  между 
предельными  максимальным  и  минимальным  уровнями  оптовых  цен  с  учетом  особенностей, 
определяемых  федеральным  органом  исполнительной  власти  в  сфере  государственного 
регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):  

-  конечные  потребители,  впервые  заключившие  договоры  поставки  газа  с  началом  поставки 
после 1 июля 2007 г.;  

-  конечные  потребители,  приобретающие  газ  сверх  объемов,  зафиксированных  в  договорах 
поставки газа на 2007 год;  

- конечные потребители, поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ 
по расширению Единой системы газоснабжения. 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 858 
ПАО «Газпром» обеспечивает доступ независимых организаций к своей газотранспортной системе. 
Такой доступ предоставляется при наличии свободных мощностей в газотранспортной системе, а 
также  при  условии,  что  качество  и  параметры  газа  независимых  организаций  соответствуют 
стандартам и техническим условиям, действующим в газотранспортной системе ПАО «Газпром», 
и  что  к  потребителям  проложены  газопроводы-отводы,  а  у  поставщиков  имеются  подводящие 
газопроводы. 

Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  29.10.2010  № 872  утверждены 
Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги 
по  транспортировке  газа,  в  соответствии  с  которыми  ПАО  «Газпром»  обязано  раскрывать 
информацию  по  различным  направлениям  деятельности  путем  ее  опубликования  в  интернете,  в 
официальных  печатных  средствах  массовой  информации,  а  также  путем  предоставления  по 
письменному запросу потребителей услуг по транспортировке газа по трубопроводам. 

В соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» потребители 
обязаны  оплачивать  поставки  газа  и  услуги  по  транспортировке  газа,  а  также  снабженческо-
сбытовые  услуги  Поставщика  в  соответствии  с  постановлением  Федеральной  службы  по 
тарифам. Если потребители не производят такой оплаты, поставщики имеют право уменьшить 
или прекратить поставки газа таким потребителям в соответствии с порядком, установленным 
постановлением  Правительства Российской Федерации «О  порядке  прекращения  или ограничения 
подачи  электрической  и  тепловой  энергии  и  газа  организациям-потребителям  при  неоплате 
поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» от 5 января 1998 г. № 1.  
 
Поставки газа российским потребителям. 

В  I  полугодии  2015  года  ПАО  «Газпром»  (головная  компания)  реализовало  потребителям  России 
129,480 млрд. куб. м природного газа. 

Реализацией  газа  на  территории  Российской  Федерации,  в  основном,  занимается  дочерняя 
компания  ООО  «Газпром  межрегионгаз».  Вместе  с  тем,  незначительные  объемы  газа  реализует 
непосредственно ПАО «Газпром», а также газодобывающие и газотранспортные организации.  
 
Поставки газа в страны бывшего Советского Союза, за исключением России 

В  I  полугодии  2015  года  ПАО  «Газпром»

 

реализовано  на  территории  стран  бывшего  Советского 

Союза, за исключением России

 

19,083 млрд. куб. м природного газа. 

В  приведенной  ниже  таблице  представлены  данные  об  объемах  продаж  газа  в  страны  бывшего 
Советского Союза, за исключением России за 6 месяцев 2015 года 

1)

Страна 

6 месяцев 2015 

(2)

 

(млрд.куб.м) 

Украина 

4,463 

Беларусь 

9,453 

Молдова 

1,521 

Литва 

1,185 

Латвия 

0,375 

Эстония  

0,284 

97 

 

Страна 

6 месяцев 2015 

(2)

 

Казахстан 

0,739 

Южная Осетия 

0,020 

Армения 

0,886 

Грузия 

0,125 

Киргизия 

0,032 

Итого 

19,083 

1)

  В  связи  с  различиями  в  методологии  подготовки  управленческой  отчетности  и  бухгалтерской  отчетности 

показатели  объемов  поставок  (реализации)  газа  потребителям,  рассчитанные  по  данным  методикам,  могут  не 
совпадать.    В  данной  таблице  для  расчета  показателей  использовалась  методика  подготовки  управленческой 
отчетности. 

2)

 Оперативные данные. 

 

Основные  маршруты  газопроводов  от  газовых  месторождений  в  Западной  Сибири  к  экспортным 
рынкам  Западной  Европы  проходят  через  Украину,  которая,  также  являлась  наиболее  крупным 
потребителем российского газа среди стран бывшего Советского Союза. Поставки газа из России в 
Украину  до  2006  года  осуществлялись  в  оплату  транзита  российского  природного  газа  по 
территории  Украины  в  соответствии  с  Дополнениями  к  Контракту  между  НАК  «Нафтогаз 
Украины»  и  ПАО  «Газпром»  об  объемах  и  условиях  транзита  природного  газа  через  территорию 
Украины на период с 2003 по 2013 год от 21 июня 2002 г. Указанные Дополнения подписывались на 
основе  ежегодных  межправительственных  протоколов  к  Соглашению  между  Правительством 
Российской  Федерации  и  Кабинетом  Министров  Украины  о  дополнительных  мерах    по  
обеспечению  транзита  российского природного газа по территории Украины от 4 октября 2001 г.  

2 октября  2008 г.  Председатель  Правительства  Российской  Федерации  В.В.Путин  и  Премьер  - 
Министр  Украины  Ю.В.Тимошенко  подписали  Меморандум,  в  котором  договорились  об 
установлении  с  1 января  2009 г.  прямых  долгосрочных  отношений  между  ПАО  «Газпром»  и 
НАК «Нафтогаз  Украины»  и  признали,  что  эффективность  перехода  на  прямые  отношения 
обусловлена погашением накопленной задолженности, своевременной оплатой будущих поставок и 
возможностью предприятий Группы Газпром поставлять природный газ потребителям Украины. 
Кроме  того,  в  указанном  документе  подтверждено  намерение  Сторон  в  течение  трех  лет 
осуществить поэтапный переход на рыночные, экономически обоснованные и взаимосогласованные 
цены на импортированный природный газ для потребителей Украины и тарифы на транзит газа 
через территорию Украины. В январе 2009 года между ПАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» 
подписан прямой долгосрочный контракт на поставку газа потребителям Украины. 

27  декабря  2005  г. 

ПАО  «Газпром»  и  ОАО «Белтрансгаз»  (в  настоящее  время 

ОАО «Газпром трансгаз  Беларусь»)  подписали  контракт  об  объемах  и  условиях  поставки 
природного  газа  в  Республику  Беларусь  и  транзите  газа  через  территорию  Республики  Беларусь  в 
2006  году,  в  котором  сохранены  условия  контракта  2005  года.  С  2007  года  ПАО  «Газпром»  и 
ОАО «Белтрансгаз» (в настоящее время ОАО «Газпром трансгаз Беларусь») заключен контракт, в 
котором  предусмотрены  условия  постепенного  повышения  цен  до  рыночного  уровня.  В  2007  году 
цена газа, поставляемого в Республику Беларусь, составляла 100 долларов США за 1000 куб.м газа. 
С 2008  года  цена  на  газ,  поставляемый  ПАО  «Газпром»  ОАО «Белтрансгаз»  (в  настоящее  время 
ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»), рассчитывается ежеквартально по формуле с учетом индексов 
изменения цен на газойль и мазут. В 2012 году цена газа составляла 165,6 долл. США за 1000 куб. м. 
С 2013 года цена рассчитывается по формуле, определенной условиями Межправсоглашения. 

Во II квартале 2015 года контрактная цена составила 139,05 долл. США за 1000 куб. м. 

В  первом  полугодии  2006  года  в  Республику  Молдова  поставка  российского  природного  газа 
осуществлялась  по  цене  110 долларов  США  за  1000 куб.  м.  Со  второго  полугодия  2006  года  с 
АО «Молдовагаз»  заключен  контракт  на  поставку  газа  по  цене  160  долларов  США  за  1000  куб.  м. 
В 2007  году  цена  на  газ  установлена  в  размере  170  долларов  США  за  1000  куб.  м.  В  дальнейшем 
предусмотрено  постепенное  повышение  цен  до  рыночного  уровня.  C  2008  года,  цена  на  газ, 
поставляемый  ПАО  «Газпром»  АО «Молдовагаз»,  устанавливается  ежеквартально  по  формуле  с 
учетом индексов изменения цен на газойль и мазут.  

Во II квартале 2015 года контрактная цена составила 252,50 долл. США за 1000 куб. м. 

Цена  газа  для  покупателей  в  странах  Балтии  соответствует  европейскому  уровню  и 
рассчитывается по формуле в зависимости от усредненной за 6-9 месяцев цены мазута и газойля, 
что соответствует европейским и мировым нормам.  

98 

 

Во II квартале 2015 года средневзвешенная по странам Балтии цена составила 306,69 долл. США за 
1000 куб.  м. 

Политический  и  экономический  кризис  в  Украине  привел  к  увеличению  задолженности  за  газ  и 
нарушению  контрактных  обязательств  по  оплате  со  стороны  Украины.  Задолженность 
«Нафтогаза  Украины»  перед  Газпромом  за  поставленный  в  2013-2014  годах  газ  без  учета  пени 
составляет  по  состоянию  на  30.06.2015  около  2,2  млрд  долл.  США.  В  ноябре,  декабре  2014  г. 
НАК «Нафтогаз Украины» осуществила частичное погашение задолженности за поставленный газ 
в сумме 3,1 млрд долл. США. 

В условиях,  когда  Украина  не  исполняет  договоренности,  ПАО  «Газпром»

 

в полном  соответствии 

с действующим  контрактом  с  16  июня  2014  года  перевело  НАК  «Нафтогаз  Украины» 
на предоплату поставок газа

.

 

В  2011  –  2014  годах  из-за  неплатежей  потребителей  Приднестровья  еще  более  возросла 
дебиторская задолженность Республики Молдова. 

Неплатежи  названных  потребителей  газа  приводят  к  недополучению  денежных  средств 
ПАО «Газпром». 

 

Европейский рынок. 

В I полугодии 2015 года ПАО «Газпром» реализовало в Европу 74,275 млрд. куб. м природного газа. 

ПАО  «Газпром»  продает  природный  газ  в  Европу  в  основном  по  долгосрочным  контрактам. 
Значительная часть экспортных контрактов, помимо прочего, содержит следующие условия: 

контрактную цену; 

условия  пересмотра  цены,  в  соответствии  с  которыми  цена  на  природный  газ  по 

контракту  может  пересматриваться,  как  правило,  один  раз  в  два-три  года,  при  условии 
существенных изменений конъюнктуры рынков газа; 

условие  «бери  или  плати»,  которое  обеспечивает  следующее:  (а)  покупатель,  не 

исполнивший  свои  обязательства  по  отбору  газа,  частично  оплачивает  неотобранные 
количества,  и  (б)  впоследствии  эти  объемы  могут  быть  отобраны  с  соответствующей 
доплатой после отбора минимальных годовых количеств, предусмотренных контрактами 
в соответствующем году поставки. 

К  настоящему  времени  достигнуты  договоренности  по  продлению  контрактов  на  поставку  с 
большинством покупателей природного газа на европейском рынке.  

Ряд европейских покупателей обратился в ООО «Газпром экспорт» с требованиями о пересмотре 
контрактной цены в рамках долгосрочных контрактов,  обосновывая данный  шаг изменениями на 
мировом  газовом  рынке  (избыточное  предложение  газа,  существенный  разрыв  между  спотовыми 
ценами и ценами долгосрочных контрактов). По итогам проведенных переговоров в 2010 году были 
достигнуты  договоренности  с  компаниями:  «Э.ОН  Глобал  Комодитиз»  (ранее  «Э.ОН  Рургаз»), 
«ВИЕХ»,  «ВИНГАЗ»,  «ГДФ  СУЭЗ»,  «ЭНИ»,  «Акспо  Трейдинг»  (ранее  «ЕГЛ»),  «Синерджия 
Италиане»,  «ЕРГ»,  «Газпром  Австрия»  (ранее  «ГВХГазхандель»),  «ЭконГаз»,  «Центрекс», 
«ГазТерра» и «Геоплин д.о.о. Любляна».  

В  2011  году  были  пересмотрены  цены  с  компаниями  «ПремиумГаз»,  «Эдисон»  (поставки  через                 
СП  «Промгаз»),  «Синерджия  Италиане»,  «ГДФ  СУЭЗ»,  «ВИЕХ»,  «ВИНГАЗ»,  «СПП».  В  2012  году 
достигнуты новые  ценовые  договоренности с компаниями  «ЭконГаз» «ЭНИ», «Газпром  Австрия», 
«Э.ОН  Глобал  Комодитиз»,  «ГазТерра»,  «Центрекс»,  «Вемекс»,  «Шелл  Энерджи  Юроп  Лтд.», 
«Акспо Трэйдинг», Геоплин д.о.о. Любляна», «ПГНиГ» и «ДОНГ»; в 2013 году - с компаниями «ЭНИ», 
«ЭконГаз»,  «Синерджие  Италиане»  и  «ПремиумГаз»,  а  также  по  решению  международного 
арбитража  при  МТП  была  пересмотрена  цена  с  «РВЕ  Сапплай  &  Трейдинг  ЧР»  (ранее 
«РВЕ Трансгаз»).    Кроме  того,  в  2013 году  с  компанией  «ГДФ  СУЭЗ»  подписано  соглашение  по 
изменению  условий  долгосрочных  контрактов,  а также  завершены  переговоры  по  пересмотру  цен 
для  Венгрии  с  компаниями  «Панрусгаз»  и  «Центрекс  Хунгария».  В  2014  году  достигнуты 
договоренности в рамках переговоров по пересмотру цены с компаниями «РВЕ Сапплай & Трейдинг 
ЧР», «СПП», «Газпром Австрия», «Центрекс» и «ЕРГ», «ЭНИ», «Акспо Трейдинг». 

В  2014  году  были  пересмотрены  цены  по  контрактам  с  турецкими  компаниями  «Акфель  Газ», 
«Авразия  Газ»,  «Бати-Хатти»,  «Босфорус  Газ»,  «Кибар  Энерджи»,  «Шелл  Энерджи», 
«Энерко Энерджи»  и  словенской  компанией  «Геоплин  д.о.о.  Любляна».  Также  была  пересмотрена 
цена  с  греческой  компанией  «ДЕПА»  и  подписано  соответствующее  дополнение.  В  августе  2014 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..