ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2015 года - часть 5

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2015 года - часть 5

 

 

67

Риски, связанные с денежно-кредитной политикой Центрального Банка Российской Федерации.  

Центральный  Банк  Российской  Федерации,  проводя  денежно-кредитную  политику  при  помощи 
различных,  находящихся  в  его  распоряжении  инструментов,  оказывает  влияние  на  финансовые 
рынки  и  денежную  массу,  что  опосредованно  отражается  на  результатах  деятельности 
хозяйствующих субъектов.   

Согласно  утвержденным  Банком  России  «Основным  направлениям  единой  государственной 
денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов» в предстоящий трехлетний 
период  основной  целью  денежно-кредитной  политики  Банка  России  будет  обеспечение  ценовой 
стабильности, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции. 

Банк  России  с 2015 года  будет  проводить  денежно-кредитную  политику  в  рамках  режима 
таргетирования  инфляции.  Банк  России  предполагает  оказывать  влияние  на  процессы 
ценообразования с временным лагом, в связи с чем, цель по инфляции должна устанавливаться на 
среднесрочную  перспективу.  Целью  денежно-кредитной  политики  является  снижение  инфляции 
до 4% в 2017 году и дальнейшее ее поддержание вблизи указанного уровня.  

В  качестве  основного  индикатора  направленности  денежно-кредитной  политики  Банк  России 
использует ключевую ставку.  

На основе среднесрочного макроэкономического прогноза и оценки рисков для достижения цели по 
инфляции  Банк  России  устанавливает  уровень  ключевой  ставки,  который  отражает 
направленность денежно-кредитной политики. Операционным ориентиром, то есть показателем, 
на  который  Банк  России  непосредственно  воздействует  при  реализации  денежно-кредитной 
политики,  является  уровень  процентных  ставок  «овернайт»  денежного  рынка.  Банк  России 
использует систему инструментов предоставления и абсорбирования банковской ликвидности для 
обеспечения  нахождения  однодневных  ставок  денежного  рынка  на  уровне,  близком  к  ключевой 
ставке. 

Основным  инструментом  регулирования  банковской  ликвидности  останутся  аукционы  РЕПО  на 
срок 1 неделя по минимальной ставке, равной ключевой ставке. Банк России продолжит работу по 
расширению Ломбардного списка и включению в него новых выпусков ценных бумаг. Наряду с этим, 
меры Банка России в области развития финансового рынка будут способствовать увеличению его 
емкости. В частности, Банк России в рамках своей компетенции будет содействовать развитию 
механизмов  секьюритизации,  которое  должно  происходить  при  активном  участии  кредитных 
организаций. 

Банк  России  продолжит  проведение  операций  рефинансирования  на  длительные  сроки  под  залог 
нерыночных  активов,  поручительств,  золота.  Среди  операций  рефинансирования  на  длительные 
сроки наибольший объем средств будет по-прежнему предоставляться на ежемесячных кредитных 
аукционах  на  срок 3 месяца  по  плавающей  процентной  ставке,  привязанной  к  ключевой  ставке 
Банка  России.  При  необходимости  Банк  России  будет  также  проводить  аналогичные  кредитные 
аукционы  с  предоставлением  средств  на  срок 18 

месяцев.  В  качестве  вспомогательного 

инструмента Банк России будет использовать кредиты по фиксированным процентным ставкам 
под залог нерыночных активов, поручительств, золота на сроки от 2 до 549 дней. 

Банк  России  планирует  дополнить  систему  инструментов  денежно-кредитной  политики 
сделками своп с золотом с использованием металлических счетов: аукционами на сроки от 1 до 7 
дней и операциями по фиксированной процентной ставке на срок 1 день.  

В случае резкого роста напряженности на денежном рынке и появления угроз для стабильности его 
функционирования  Банк  России  не  исключает  возможности  использования  кредитов  без 
обеспечения.  Банк  России  будет  применять  данный  инструмент,  если  возможности  кредитных 
организаций  по  рефинансированию  через  стандартные  инструменты  окажутся  исчерпанными. 
При  возникновении  потребности  в  необеспеченных  операциях  они  будут  носить  нерегулярный 
характер  и  проводиться  лишь  до  тех  пор,  пока  банковский  сектор  не  нарастит  достаточный 
объем активов, принимаемых Банком России в качестве обеспечения. 

Наряду  с  операциями  рефинансирования  и  абсорбирования  ликвидности,  важным  элементом 
операционной процедуры останутся обязательные резервные требования. В 2015 году Банк России 
планирует  синхронизировать  график  периодов  усреднения  обязательных  резервов  с  графиком 
проведения  регулярных  аукционов  на  срок 1 неделя.  Кроме  того,  Банк  России  продолжит 
постепенно повышать коэффициент усреднения обязательных резервов. 

С 10 ноября 2014 года  Банк  России  упразднил  действовавший  механизм  курсовой  политики, 
отменив  интервал  допустимых  значений  стоимости  бивалютной  корзины  и  регулярные 
интервенции на границах указанного интервала и за его пределами. При этом новый подход Банка 

68

России к проведению операций на внутреннем рынке не предполагает полного отказа от валютных 
интервенций, их проведение возможно в случае возникновения угроз для финансовой стабильности. 

Также  для  ограничения  рисков  возможной  дестабилизации  ситуации  на  валютном  рынке  Банк 
России  ввел  два  новых  вида  операций  с  иностранной  валютой – сделки  «валютный  своп»  по 
продаже долларов США за рубли и аукционы РЕПО в иностранной валюте. 

Банк  России  продолжит  проводить  операции  на  внутреннем  валютном  рынке,  связанные  с 
пополнением  или  расходованием  средств  суверенных  фондов  и  позволяющие  транслировать  спрос 
или  предложение  иностранной  валюты  со  стороны  Федерального  казначейства  на  внутренний 
валютный рынок. Также Банк России сохранит за собой право проводить валютные интервенции в 
рамках  решения  задач  по  регулированию  уровня  ликвидности  банковского  сектора.  Кроме  того, 
данный режим не исключает возможности проведения точечных операций на валютном рынке в 
целях поддержания финансовой стабильности в случае шоковых событий. 

При  проведении  денежно-кредитной  политики  задачей  Банка  России  также  является  развитие 
механизмов  взаимодействия  с  федеральными  органами  исполнительной  власти  в  области 
тарифного регулирования, налоговой политики, информационной политики. Меры Правительства 
Российской  Федерации,  направленные  на  обеспечение  сбалансированности  бюджета  и  создание 
условий  для  последовательных  структурных  изменений,  также  вносят  свой  вклад  в  успешность 
денежно-кредитной  политики.  Вместе  с  тем  ценовая  стабильность  и,  как  следствие,  невысокие 
долгосрочные  процентные  ставки  позволят  улучшить  бюджетное  планирование,  обеспечить 
устойчивость  государственных  финансов,  будут  способствовать  эффективной  государственной 
экономической политике и росту благосостояния граждан. 

Важную роль в формировании инфляции играют ожидания экономических агентов относительно 
ее  дальнейшего  изменения,  а  также  динамики  краткосрочных  процентных  ставок  и  других 
экономических  индикаторов.  Проведение  Банком  России  активной  информационной  политики 
позволит  снизить  инфляционные  ожидания  и повысить  эффективность  мер  денежно-кредитной 
политики.  Регулярное  раскрытие  информации  о  целях  деятельности  Банка  России  и  содержании 
принимаемых  им  мер,  а  также  разъяснение  широкой  общественности  характера  инфляционных 
процессов  в  России  и  результатов  денежно-кредитной  политики  способствует  улучшению 
понимания  и  повышению  доверия  к  действиям  Банка  России.  Наряду  с  ценовой  стабильностью 
Банк России также обеспечивает стабильное функционирование и развитие банковского сектора, 
финансового  рынка  и  платежной  системы.  Данная  цель  и  цель  по  инфляции  являются 
равнозначными  и  в  долгосрочной  перспективе  взаимодополняющими.  В  частности,  стабильная 
работа финансовой системы рассматривается Банком России как необходимое условие реализации 
государственной экономической, в том числе денежно-кредитной политики.  

Любые  действия,  предпринимаемые  Центральным  Банком  Российской  Федерации,  могут  как 
снизить,  так  и  увеличить  риски  Компании,  что  соответственно  отразится  на  ее  финансовых 
показателях. 
 
 
Риск мирового финансового кризиса 

Неблагоприятные  экономические  условия  на  мировых  финансовых  рынках  могут  оказать 
негативное  влияние  на  способность  ПАО  «Газпром»  привлекать  новые  займы  и  рефинансировать 
текущую  часть  задолженности  на  прежних  условиях.  Общее  понижение  уровня  ликвидности 
может оказать влияние на платежеспособность контрагентов ПАО «Газпром» и их способность 
обеспечивать своевременное погашение задолженности перед Обществом. 

Неопределенность  развития  ситуации  на  рынках  капитала  может  потребовать  пересмотра 
прогнозов  Общества  в  отношении  будущих  денежных  потоков  и  резервов  под  обесценение 
финансовых  и  нефинансовых  активов.  В  текущих  условиях  ПАО  «Газпром»  предпринимаются 
необходимые меры по обеспечению устойчивого развития деятельности Группы. 
 

Риски, связанные с изменениями валютных курсов  

Валютный  риск  для  ПАО  «Газпром»  связан  с  колебаниями  обменных  курсов  рубля  к  тем 
иностранным  валютам,  в  которых  номинированы  часть  доходов,  расходов  и  обязательств 
ПАО «Газпром», в основном к доллару США и евро. 

Руководство  ПАО  «Газпром»  снижает  степень  валютного  риска  путем  соотнесения  активов  и 
обязательств, стоимость которых выражена в сопоставимых иностранных валютах. 

69

ПАО  «Газпром»  имеет  ряд  вложений  в  иностранные  компании,  стоимость  чистых  активов 
которых подвержена риску изменения курса валют. 

Результатом снижения курса рубля для ПАО «Газпром» могут стать дополнительные расходы по 
обслуживанию и исполнению обязательств, выраженных в иностранной валюте. Также снижение 
стоимости  рубля  по  отношению  к  основным  валютам  приведет  к  увеличению  рублевого 
эквивалента затрат, выраженных в иностранной валюте.  

Однако,  данные  риски  в  части  денежного  потока  могут  быть  ограничены,  и  даже  частично  или 
полностью  нивелированы  за  счет  увеличения  рублевого  эквивалента  выручки  от  экспортных 
контрактов,  номинированных  в  иностранной  валюте,  поскольку  поступления,  выраженные  в 
иностранной валюте, почти втрое превысили выплаты, выраженные в иностранной валюте. 

Значительное  падение  курса  рубля  по  отношению  к  доллару  США  и  евро  может  привести  к 
заметному  снижению  показателей  бухгалтерской  прибыли  вследствие  переоценки  валютных 
обязательств на конец отчетного периода. 

На  показатели  прибыли  от  продаж  ПАО  «Газпром»  негативное  влияние  может  оказывать 
повышение  курса  рубля  к  доллару  США  и/или  евро,  поскольку  это  может  привести  к  снижению 
выручки относительно затрат. 
 
 
Риски, связанные с изменениями процентных ставок. 

Некоторую  часть  долгового  портфеля  ПАО  «Газпром»  составляют  кредиты  западных  банков. 
Процентная ставка по обслуживанию большинства этих кредитов базируется на основе ставок по 
межбанковским  кредитам LIBOR/EURIBOR. Увеличение  данных  процентных  ставок  может 
привести к удорожанию обслуживания долга ПАО «Газпром». 

В период с 2004 по настоящее время сохраняется тенденция, связанная с преобладанием в долговом 
портфеле  Общества  кредитов  и  займов  с  фиксированной  процентной  ставкой,  вследствие  чего 
данный риск существенно уменьшен.  

 

Риски,  связанные  с  привлечением  ПАО  «Газпром»  денежных  средств  на  российском  рынке 
корпоративных облигаций. 

В  обращении  на  российском  рынке  находятся  три  выпуска  биржевых  облигаций:  серии  БО-19  и        
БО-20, размещенные в ноябре 2013 года, со сроком погашения 21.10.2043 и серии БО-21, размещенные 
в октябре 2014 года, со сроком погашения 20.09.2044. 

По биржевым облигациям серии БО-19 и БО-20 Эмитент установил процентную ставку только по 
первому купону.

 

Порядок определения процентной ставки по i-ым купонным периодам, со второго 

по шестидесятый (i = 2, 3,….60) включительно, установлен по формуле: Кi = (CPI – 100%) + 1%, где 
Кi – процентная  ставка,  но  не  менее 0,01% годовых; CPI – рассчитанное  в  целом  по  РФ  значение 
ИПЦ в процентах к соответствующему месяцу предыдущего года в последнем месяце, за который 
осуществлена  официальная  публикация  ИПЦ.  Расчетный  месяц – месяц,  в  котором 
рассчитывается процентная ставка на соответствующий купонный период.  

В  случае  отсутствия  опубликованного  значения CPI за  календарный  год  до  расчетного  месяца, 
расчет процентной ставки по i-ым купонным периодам Облигаций осуществляется по следующей 
формуле: Кi = Rрефин, где Кi – процентная ставка i-го купона, но не менее 0,01% годовых; Rрефин – 
ставка  рефинансирования  Центрального  Банка  Российской  Федерации  (далее – Банк  России), 
опубликованная на официальном сайте Банка России и действующая по состоянию на 9-й рабочий 
день до даты начала i-го купонного периода. В случае если на дату расчета эмитентом Rрефин не 
будет  существовать,  в  качестве  Rрефин  принимается  иная  аналогичная  ставка,  определенная 
Банком России. 

Событие, в  случае наступления  которого возможно  досрочное погашение  биржевых облигаций  по 
усмотрению  эмитента - достижение  или  превышение  определенной  эмитентом  процентной 
ставки i-того купонного периода уровня 10,00% годовых.   

Наличие  встроенного  механизма  оферт  и  определения  события,  в  случае  наступления  которого 
возможно  досрочное  погашение  по  усмотрению  эмитента,  позволит  эффективно  управлять 
процентным риском.   
 
 

70

Риски, связанные с влиянием инфляции.  

Изменение  индекса  потребительских  цен  оказывает  определенное  влияние  на  уровень 
рентабельности  ПАО  «Газпром»  и,  как  следствие,  на  финансовое  состояние  и  возможность 
выполнения обязательств, однако это влияние не является фактором прямой зависимости. 

Малая зависимость рентабельности ПАО «Газпром» от изменения индекса потребительских цен  
обусловлена,  в  основном,  тем,  что  в  периоды  умеренного  роста  инфляции,  когда  кредитно-
денежная  политика  Центрального  Банка  обычно  направлена  на  поддержание  обменного  курса 
рубля, в результате чего происходит падение величины покупательной способности национальной 
валюты, рост расходов ПАО «Газпром» будет компенсироваться увеличением доходов от продаж 
на  внутреннем  рынке,  поскольку  в  соответствии  с  тарифной  политикой  Российской  Федерации 
предполагается  поэтапное  увеличение  цен  на  газ  темпами,  сопоставимыми  с  темпами  роста 
инфляции.  

Несмотря  на  то,  что  даже  при  значительном  увеличении  уровня  потребительских  цен 
ПАО «Газпром»  сохранял  рентабельность  деятельности,  нет  никаких  гарантий,  что  возможное 
увеличение  или  уменьшение  потребительских  цен  не  приведет  к  падению  уровня  рентабельности 
ПАО  «Газпром»  в  будущем.  Предсказать  критический  уровень  инфляции  для  ПАО  «Газпром»  не 
представляется возможным, поскольку кроме уровня потребительских цен необходимо учитывать 
изменение реальной покупательной способности рубля, конъюнктуру на экспортных рынках газа и 
дальнейшую политику государства в отношении тарифов на природный газ. 

 

Влияние финансовых рисков на показатели финансовой отчетности.   

Величина  денежных  потоков  в  иностранной  валюте  в  соответствии  с  ПБУ 23/2011 «Отчет  о 
движении  денежных  средств»,  утвержденным  приказом  Минфина  РФ  от 02.02.2011 № 11н, 
пересчитывается  в  рубли  по  официальному  курсу  этой  иностранной  валюты  к  рублю, 
устанавливаемому  Центральным  Банком  Российской  Федерации  на  дату  осуществления  или 
поступления платежа. 

Изменение  курса  иностранных  валют,  сравнимое  с  изменениями,  произошедшими  в 1998 году, 
окажет  значительное  влияние  на  статьи  Отчета  о  движении  денежных  средств,  включающие 
обороты в иностранной валюте.  

В  Отчете  о  финансовых  результатах  в  составе  прочих  доходов  и  расходов  отражаются 
положительные  и  отрицательные  курсовые  разницы – результат  от  переоценки 
соответствующего  актива,  в  том  числе  дебиторской  задолженности,  или  обязательства,  в  том 
числе  задолженности  по  кредитам  и  займам,  стоимость  которых  выражена  в  иностранной 
валюте (пересчитанные в соответствии с ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость 
которых выражена в иностранной валюте», утвержденным приказом Минфина РФ от 27.11.2006 
№ 154н),  и,  в  результате,  их  сумма  может  оказать  существенное  влияние  на  чистую  прибыль 
Общества. 

Поскольку  экспортная  дебиторская  задолженность  ПАО  «Газпром» выражена  в  долларах  США  и 
других  конвертируемых  валютах,  изменение  курса  иностранных  валют  приведет  к  изменению 
статей баланса, в которых отражена данная дебиторская задолженность.  

Рост  курса  иностранных  валют  по  отношению  к  рублю  приведет  к  увеличению  статьи  баланса, 
отражающей  задолженность  по  кредитам  и  займам,  вследствие  наличия  большого  портфеля 
кредитных ресурсов, выраженного в конвертируемой валюте (долларах США или евро).  

Изменение  цен  на  газ,  в  первую  очередь,  скажется  на  объеме  выручки  от  реализации  Компании  и 
окажет существенное влияние на чистую прибыль Общества. 

Инфляционные  процессы,  в  результате  которых  происходит  удорожание  используемых  в 
производстве материалов и сырья, могут оказать влияние на увеличение валюты баланса.  

Также  инфляционные  процессы  в  экономике  Российской  Федерации  могут  оказать  существенное 
влияние  на  чистую  прибыль  Общества  в  связи  с  тем,  что  возможности  ПАО  «Газпром»  по 
повышению  цен  на  газ,  реализуемый  на  внутреннем  рынке,  ограничены  государственным 
регулированием,  то  есть  не  могут  меняться  Обществом  в  зависимости  от  изменений  темпов 
инфляции  и,  в  то  же  время,  затраты  Общества,  которые,  в  основном,  выражены  в  рублях, 
изменяются в соответствии с темпами инфляции.
 
 

 

71

2.4.4. Правовые риски 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  все  возможные  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям Эмитента при возникновении того или иного риска. Однако необходимо отметить, что 
предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью  развития  ситуации,  и  параметры  проводимых  мероприятий  будут  в  большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  
ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 
 
 
Риски, связанные с изменением валютного регулирования. 

ПАО  «Газпром»  является  участником  внешнеэкономических  отношений,  имеет  часть  своих 
активов  и  обязательств  в  иностранной  валюте,  а  также  счета  в  иностранной  валюте  в 
иностранных  банках  и  их  филиалах,  расположенных  на  территории  иностранных  государств. 
Соответственно,  Общество  подвержено  существенным  рискам,  связанным  с  изменением 
валютного регулирования. 

Действующий  с  июня 2004 г.  закон  о  валютном  регулировании  позволяет  Правительству 
Российской Федерации и Центральному Банку Российской Федерации осуществлять мероприятия 
по  дальнейшему  регулированию  и  усилению  валютного  контроля,  включая  операции  с 
иностранными  ценными  бумагами  и  заимствованиями  в  иностранной  валюте  российскими 
компаниями.  Указанным  Законом  упразднена  необходимость  получения  от  Центрального  Банка 
лицензий  на  конкретные  сделки.  Вместо  этого  установлены  общеприменимые  ограничения  на 
валютные  операции,  такие,  как  осуществление  обязательного  резервирования  в  Центральном 
Банке и уполномоченных банках по конкретным валютным операциям, осуществление уведомлений 
об открытии счетов, проведение некоторых других валютных операций и открытие специальных 
счетов для осуществления расчетов в иностранной валюте.  

В  рамках  либерализации  валютного  законодательства  с 1 июля 2006 г.  вступило  в  силу  Указание 
Центрального Банка России от 29 марта 2006 г. № 1689-У отменяющее требование Банка России о 
резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, установленных Указаниями 
Банка России от 29 июня 2004 г. № 1465-У и от 6 мая 2005 г. № 1577-У, а также с 1 января 2007 г. 
утратило  силу  постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 17 октября 2005 г.  об 
обязательной  предварительной  регистрации  счета  (вклада),  открываемого  в  банке  за  пределами 
территории Российской Федерации. 

На  фоне  продолжающейся  либерализации  валютного  законодательства  Правительством 
Российской  Федерации  и  Центральным  Банком  Российской  Федерации  осуществлялись 
мероприятия  по  усилению  контроля  за  проведением  валютных  операций.  Так,  в  конце 2006 года 
законодательно  закреплены  дополнительные  требования  к  объему  информации,  отражаемой 
уполномоченными банками в базе данных по валютным операциям, а также утверждены Правила 
по  обеспечению  взаимодействия,  не  являющихся  уполномоченными  банками  профессиональных 
участников  рынка  ценных  бумаг,  таможенных  и  налоговых  органов  как  агентов  валютного 
контроля  с  Центральным  Банком  Российской  Федерации.  Постановлением  Правительства 
Российской  Федерации  от 17 февраля 2007 г.  № 98 утверждены  Правила  представления 
резидентами  и  нерезидентами  подтверждающих  документов  и  информации  при  осуществлении 
валютных операций агентам валютного контроля за исключением уполномоченных банков. 

Вступление  в  силу  Положения  о  порядке  передачи  уполномоченными  банками  информации  о 
нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства 
Российской  Федерации  и  актов  органов  валютного  регулирования  № 308-П  в  октябре 2007 года 
усилило  роль  федеральной  службы  финансово-бюджетного  надзора  в  части  контроля  за 
соблюдением резидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов 
органов валютного регулирования и валютного контроля. 

05.06.2012  вступил  в  силу 406-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О  валютном 
регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля». 

01.10.2012  вступила  в  силу  Инструкция  Центрального  Банка  от 04.06.2012 № 138-И  «О  порядке 
представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, 
связанных  с  проведением  валютных  операций,  порядке  оформления  паспортов  сделок,  а  также 

72

порядке  учета  уполномоченными  банками  валютных  операций  и  контроля  за  их  проведением»,  в 
которой  был  определен  порядок  и  способы  представления  резидентами  уполномоченным  банкам 
документов и информации при осуществлении валютных операций.  

01.09.2013 вступило в силу Указание Банка России от 14.06.2013 № 3016 - У О внесении изменений в 
Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138 - И о внесении изменений в Перечень валютных и 
иных  операций  резидентов  и  нерезидентов  и  изменений  в  порядок  заполнения  и  преставления 
паспорта сделки, справки о валютных операциях и справки о подтверждающих документах. 

Таким образом, учитывая существующую тенденцию либерализации валютного законодательства, 
введение  ограничений,  сокращающих  возможности  конвертации  рублевых  доходов  в  иностранную 
валюту  и  обратной  конвертации  рублей  в  силу  требований  об  обязательной  репатриации  и 
конвертации,  маловероятно.  Однако,  в  случае  введения  таких  ограничений,  они  могут  оказать 
неблагоприятное  влияние  на  результаты  деятельности  и  способность  Общества  осуществлять 
выплаты по кредитам и займам. 

 

Риски, связанные с изменением налогового законодательства. 

Налоговая  система  Российской  Федерации  базируется  на  основных  принципах  налогообложения, 
установленных  частью  первой  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее - НК  РФ),  в 
которой  определяются  общие  правила  для  субъектов  налоговых  правоотношений,  закрепление  за 
ними прав и обязанностей, а также процессуальных норм, способствующих соблюдению этих прав 
и обязанностей. 
ПАО  «Газпром»  осуществляет  уплату  федеральных,  региональных  и  местных  налогов,  в 
частности,  налога  на  добавленную  стоимость,  налога  на  прибыль  организаций,  налога  на  добычу 
полезных ископаемых, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, 
акциза на природный газ,  предусмотренного международными договорами Российской Федерации и 
водного налога. 

Статус  ПАО  «Газпром»,  как  крупнейшего  налогоплательщика  в  Российской  Федерации, 
реализующего большое количество высококапиталоёмких проектов, обуславливает необходимость 
непрерывного  и  продуктивного  диалога  с  федеральными  и  региональными  органами  власти  по 
вопросам налогообложения. Приемлемый уровень налоговой нагрузки является одним из факторов 
стабильного  развития  и  новых  инвестиций,  которые  при  высоком  налоговом  бремени 
сложнореализуемы. 

В  последние  годы  законодательство  о  налогах  и  сборах  все  чаще  подвергается  изменениям, 
дополнениям  и  уточнениям,  касающимся  как  общих  вопросов  налогообложения,  так  и  порядка 
исчисления  и  уплаты  отдельных  налогов,  что  затрудняет  составление  средне-  и  долгосрочных 
прогнозов деятельности налогоплательщиков. 

В III квартале 2015 года  Минфином  России  опубликованы  Основные  направления  налоговой 
политики (далее – ОННП) на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, в соответствии с 
которыми  в 2015 году,  а  также  в  ближайшие  три  года  приоритетом  налоговой  политики  будет 
недопущение  увеличения  налоговой  нагрузки  на  экономику.  Основное  внимание  будет  уделяться 
проведению антикризисных налоговых мер, стимулированию инвестиций, дальнейшему повышению 
эффективности налогового администрирования, а также реализации на практике уже принятых 
решений  Правительства  Российской  Федерации  По  заявлению  Правительства  Российской 
Федерации,  предложения  о  повышении  налоговой  нагрузки  и  осуществлении  иных  масштабных 
изменений  в  налоговой  системе  не  будут  вноситься  в  Государственную  Думу  Федерального 
Собрания Российской Федерации, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут 
поступать от других субъектов права законодательной инициативы. 

Среди  основных  мер,  планируемых  к  реализации  в  области  налоговой  политики  указаны,  в 
частности: 

совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков; 

совершенствование налогового администрирования (введение института предварительного 

налогового контроля, и оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне); 

уточнение  механизма  осуществления  контроля  за  трансфертным  ценообразованием 

(например, предлагается увеличение суммового порога, при превышении которого внутрироссийские 
сделки будут признаваться контролируемыми, с 1 млрд рублей до 2 - 3 млрд рублей с последующей 
периодической индексацией в зависимости от уровня инфляции); 

совершенствование  правил  налогообложения  прибыли  контролируемых  иностранных 

компаний; 

73

обеспечение  возможности  автоматического  обмена  информацией  по  финансовым 

операциям для налоговых целей с иностранными юрисдикциями; 

предоставление  льгот  по  налогу  на  прибыль  организаций  для  новых  производств 

(«гринфилды» и специальные инвестиционные контракты); 

совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость; 

сохранение  размеров  ставок  акцизов  на 2016 и 2017 годы,  при  этом  на 2018 год 

предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен, заложенного в 
Основных  параметрах  прогноза  социально-экономического  развития  Российской  Федерации  на 
2016 год и на плановый период 2017-2018 годов; 

постепенная отмена федеральных льгот по региональным и местным налогам. 

Вместе  с  тем,  несмотря  на  декларируемую  стабильность  налоговой  системы, 10.10.2015 
Правительством  Российской  Федерации  внесен  в  Государственную  Думу  Федерального  Собрания 
Российской  Федерации  проект  Федерального  закона  № 898464-6 «О  внесении  изменений  в  статью 
342.4  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (в  части  уточнения  порядка  расчета  базового 
значения единицы условного топлива)». Указанным законопроектом предусматривается увеличение 
налоговой  нагрузки  по  НДПИ  в  отношении  газа  природного  и  газового  конденсата,  добываемого 
ПАО «Газпром»  в 2016 году,  путем  увеличения  коэффициента  изъятия  в  формуле  НДПИ  на  газ  и 
газовый  конденсат  с 0,15 до 0,2051. При  таком  значении  коэффициента  изъятия  суммарное 
увеличение  налоговой  нагрузки  по  НДПИ  для  организаций  группы  Газпром  может  достичь 
120 млрд. рублей.  Кроме  того,  на  Федеральном  портале  нормативных  правовых  актов  размещено 
уведомление  о  разработке  проекта  Федерального  закона  «О  внесении  изменений  в  часть  первую 
Налогового  кодекса  Российской  Федерации»,  продляющего  запрет  на  создание  новых  КГН  и 
устанавливающего пятилетний мораторий на добровольный выход из КГН. 

Необходимо отметить, что изменение принятых ранее правил нарушает установку на упрощение 
налогового  администрирования,  заявленную  в  Основных  направлениях  налоговой  политики  и 
посланиях Президента Российской Федерации. 

Также  значительные  изменения  в  НК  РФ  вносятся  разработанным  Минфином  России  проектом 
Федерального  закона  «О  внесении  изменений  в  части  первую  и  вторую  Налогового  кодекса 
Российской  Федерации  (в  части  совершенствования  налогообложения  прибыли  контролируемых 
иностранных  компаний  и  порядка  определения  цен  для  целей  налогообложения)».  Изменения,  в 
частности,  касаются  введения  медианного  интервала  рыночных  цен/рентабельности  с  целью 
применения  данного  значения  при  проведении  мероприятий  налогового  контроля  цен;  расширение 
сферы 

признания 

сделок 

контролируемыми; 

введение 

дополнительной 

обязанности 

налогоплательщика определять расчетным путем доход лица, не исчисляющего налог на прибыль 
организаций в соответствии с главой 25 НК РФ (в т.ч. у иностранных лиц); 

В  настоящее  время  указанный  законопроект  проходит  стадию  независимой  антикоррупционной 
экспертизы на Федеральном портале нормативных правовых актов. 

Несмотря  на  то,  что  ПАО  «Газпром»  выполняет  требования  налогового  законодательства, 
осуществляет  постоянный  мониторинг  изменений  и  дополнений,  вносимых  в  законы  и  иные 
нормативные  правовые  акты,  касающиеся  налогообложения,  оценивает  и  прогнозирует  степень 
возможного  влияния  таких  изменений  на  деятельность,  нельзя  исключать  рисков  предъявления 
Обществу налоговых претензий. 

Определенные  риски  возникают  и  по  причине  несовершенства  судебной  системы  в  Российской 
Федерации  и  отсутствия  единой  позиции  у  различных  судебных  органов  по  одним  и  тем  же 
спорным вопросам налогообложения.  

ПАО  «Газпром»  как  законопослушный  налогоплательщик  в  условиях  несовершенного  и  часто 
меняющегося  налогового  законодательства  прилагает  максимум  усилий,  направленных  на  его 
соблюдение, а в случае необходимости, прибегает к защите своих позиций в судах. 
 

Риски, связанные с таможенным декларированием и уплатой таможенных пошлин.  

Деятельность  Группы  по  экспорту  углеводородов  подпадает  под  правила  таможенного 
регулирования.  Разногласия  Группы  с  таможенными  органами  по  ряду  ключевых  вопросов 
осуществления  экспортных  поставок  природного  газа,  в  частности  в  подходе  к  порядку 
декларирования  и  взимания  таможенных  пошлин,  применения  курса  иностранных  валют  при 
исчислении  таможенной  стоимости,  урегулированы  в  рабочем  порядке,  а  также  посредством 
внесения  соответствующих  изменений  в  таможенное  законодательство.  Сложившаяся  ранее 

74

положительная  судебная  практика  Группы  в  отношении  прав  Общества  на  корректировку 
таможенной  стоимости  позволила  в  настоящее  время  вне  арбитражных  споров  осуществлять 
корректировки  при  изменении  в  ретроактивном  порядке  ценовых  параметров  поставленного 
контрагентам  природного  газа  и  возвращать,  в  случае  излишней  уплаты,  вывозные  таможенные 
пошлины.  

Действующее  таможенное  законодательство  Таможенного  союза  и  Российской  Федерации 
позволяют  в  целом  осуществлять  таможенное  декларирование  с  учетом  интересов  газовой 
отрасли. В то же время в связи с подготовкой таможенного Кодекса Евразийского  экономического 
союза  Группа  Газпром    направила    в  Евразийскую    экономическую  комиссию  соответствующие 
предложения  и  продолжает  работу    с  экспертами  ЕАЭК  и  заинтересованными  федеральными 
ведомствами по уточнению отдельных положений  проекта нового Кодекса, регулирующих порядок  
помещения    товаров  под    таможенные  процедуры,  а  также  исключения  некоторых  норм, 
дублирующих,  по  мнению  Группы  Газпром,  действующий    механизм  контроля  таможенными  
органами сведений  с  приборов учёта количеств вывозимого природного газа.  

С целью минимизации указанных рисков Общество: 

 - продолжает консультации с таможенными органами по вопросам корректировки таможенной 
стоимости, учёта и использования декларантом, и администрирования ЦЭТ авансовых платежей, 
механизма  возврата/зачета  сумм  излишне  уплаченной  таможенной  пошлины,  а  также  внесения 
изменений в декларации на товары; 

 -  осуществляет  дальнейший  контроль  порядка  таможенного  декларирования  и  документального 
подтверждения в ЦЭТ поставок природного газа по трубопроводу «Северный поток», отражения в 
учете сведений о вывезенном через ГИС «Портовая» природном газе; 

 - продолжает совершенствовать процесс электронного декларирования поставок природного газа; 

-  продолжает  судебную  работу  по  защите  законных  прав  и  интересов Общества,  в  том  числе  по 
обжалованию 

постановлений 

ЦЭТ 

о 

привлечении 

Общества 

к 

административной 

ответственности. 
 

Риски,  связанные  с  изменением  требований  по  лицензированию  основной  деятельности  
ПАО «Газпром» либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте 
ограничено (включая природные ресурсы). 

В III квартале 2015 г.  приняты  или  вступили  в  силу  следующие  нормативные  правовые  акты, 
регулирующие вопросы, связанные с лицензированием основной деятельности ПАО «Газпром»: 

1.  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 29.07.2015 № 770 «Об  утверждении 
Правил  подготовки  и  оформления  документов,  удостоверяющих  уточненные  границы  горного 
отвода». 

Документами,  удостоверяющими  уточненные  границы  горного  отвода,  являются  горноотводный 
акт и графические приложения с планом горного отвода и ведомостью координат. 

Предварительные  границы  горного  отвода  устанавливаются  при  предоставлении  лицензии  на 
пользование недрами. 

Документы,  которые  удостоверяют  уточненные  границы  горного  отвода,  оформляются  после 
разработки  технического  проекта  выполнения  работ,  связанных  с  пользованием  недрами, 
получения  положительного  заключения  государственной  экспертизы  и  согласования  указанного 
проекта. 

Документация  оформляется  по  заявлению  пользователя  недр  на  срок  действия  лицензии  на 
пользование недрами. 

Установлены  основания  для  принятия  решения  об  отказе  в  оформлении  документации 
(несоответствие  заявления  и  проекта  горного  отвода  требованиям  законодательства, 
обнаружение недостоверных сведений в заявлении и проекте горного отвода, отсутствие лицензии 
на производство маркшейдерских работ). 

2.  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 29.09.2015 № 1031 «Об  утверждении 
Правил принятия решения о предоставлении права пользования участками недр, расположенными 
в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, 
суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым 
и  образованием  в  составе  Российской  Федерации  новых  субъектов - Республики  Крым  и  г. 
Севастополя». 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..