ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2015 года - часть 3

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2015 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 3 квартал 2015 года - часть 3

 

 

51

Структура кредиторской задолженности 
Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

Значение 

показателя 

Общий размер кредиторской задолженности 630 

924 

056

    из нее просроченная 142 

977 

137

  в том числе 

 

  перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами 28 

735 

695

    из нее просроченная 

-

  перед поставщиками и подрядчиками 468 

289 

364

    из нее просроченная 134 

469 

929

  перед персоналом организации 936 

169

    из нее просроченная 

-

  прочая 

132 962 828

    из нее просроченная 

8 507 208

 
При  наличии  просроченной  кредиторской  задолженности,  в  том  числе  по  заемным  средствам, 
указываются причины неисполнения и последствия, которые наступили или могут наступить в будущем 
для эмитента вследствие неисполнения соответствующих обязательств, в том числе санкции, налагаемые 
на эмитента, и срок (предполагаемый срок) погашения просроченной кредиторской задолженности или 
просроченной задолженности по заемным средствам. 
 Просроченная  кредиторская  задолженность  ПАО  «Газпром»  по  состоянию  на 30 сентября 2015 
года  составляет 142 977 137 тыс.  рублей.  Просроченная  кредиторская  задолженность 
ПАО «Газпром»  по  состоянию  на  указанную  дату  состоит,  в  основном,  из  задолженности  перед 
дочерними  обществами  ПАО  «Газпром»  за  поставку  и  транспортировку  природного  газа,  в 
договорах,  с  которыми  не  предусмотрено  начисление  процентов,  штрафных  санкций  и  пени  за 
невыполнение  договорных  обязательств.  Предполагаемые  сроки  погашения  в  настоящее  время  не 
определены. 

 

Кредиторы,  на  долю  которых  приходится  не  менее 10 процентов  от  общей  суммы  кредиторской 
задолженности  или  не  менее 10 процентов  от  общего  размера  заемных  (долгосрочных  и 
краткосрочных) средств: 

Полное фирменное наименование: Акционерное общество «Газ Капитал» СА 
Сокращенное фирменное наименование: «Газ Капитал» СА 
Место нахождения: 2, Boulevard Konrad Adenauer, L-1115 Luxembourg 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 1 572 627 403 тыс. руб. 
Размер и условия просроченной задолженности (процентная ставка, штрафные санкции, пени): 
просроченной кредиторской задолженности нет. 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Нет 
 
Полное фирменное наименование: Gazprom Sakhalin Holdings B.V. 
Сокращенное фирменное наименование: Gazprom Sakhalin Holdings B.V. 
Место нахождения: Concertgebouwplein 13, 1071 LL Amsterdam, The Netherlands 
Не является резидентом РФ 
Сумма кредиторской задолженности: 366 951 923 тыс. руб. 
Размер и условия просроченной задолженности (процентная ставка, штрафные санкции, пени): 
просроченной кредиторской задолженности нет. 
Кредитор является аффилированным лицом эмитента: Да 
Доля эмитента в уставном капитале коммерческой организации: 97.01% 
Доля участия лица в уставном капитале эмитента: 0% 
Доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 

52

2.3.2. Кредитная история эмитента 

Описывается  исполнение  эмитентом  обязательств  по  действовавшим  в  течение  последнего 
завершенного отчетного года и текущего года кредитным договорам и (или) договорам займа, в том 
числе  заключенным  путем  выпуска  и  продажи  облигаций,  сумма  основного  долга  по  которым 
составляла  пять  и  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 
последнего  завершенного  отчетного  периода,  состоящего  из 3, 6, 9 или 12 месяцев, 
предшествовавшего  заключению  соответствующего  договора,  а  также  иным  кредитным  договорам  и 
(или) договорам займа, которые эмитент считает для себя существенными. 
Эмитент не имел указанных обязательств. 
 

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения 

На 30.09.2015 г. 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

На 30.09.2015 г. 

Общий  размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения 
(размер  (сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении 
которых  эмитентом  предоставлено  обеспечение,  если  в 
соответствии  с  условиями  предоставленного  обеспечения 
исполнение  соответствующих  обязательств  обеспечивается  в 
полном объеме) 

363 303 504

   в том числе по обязательствам третьих лиц 363 

303 

504

Размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения  (размер 
(сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении  которых 
эмитентом  предоставлено  обеспечение,  если  в  соответствии  с 
условиями 

предоставленного 

обеспечения 

исполнение 

соответствующих  обязательств  обеспечивается  в  полном 
объеме) в форме залога 

16 967 763

   в том числе по обязательствам третьих лиц 16 

967 

763

Размер  предоставленного  эмитентом  обеспечения  (размер 
(сумма)  неисполненных  обязательств,  в  отношении  которых 
эмитентом  предоставлено  обеспечение,  если  в  соответствии  с 
условиями 

предоставленного 

обеспечения 

исполнение 

соответствующих  обязательств  обеспечивается  в  полном 
объеме) в форме поручительства 

346 335 741

   в том числе по обязательствам третьих лиц 346 

335 

741

 

Обязательства эмитента из обеспечения третьим лицам, в том числе в форме залога или поручительства, 
составляющие  пять  или  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 
соответствующего отчетного периода: 

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали. 

 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Компания «Штокман Девелопмент АГ» 

В  период  с 2007 по 2012 год в рамках проектной компании  «Штокман  Девелопмент  АГ» (ШДАГ) 
осуществлялось  сотрудничество  по  разработке  Фазы 1  проекта  освоения  ШГКМ  со  следующим 
распределением долей: ПАО «Газпром» – 51 %, «Тоталь» – 25 %, «Статойл» – 24 %. 

Из-за  отсутствия  согласованного  решения  по  ряду  принципиальных  вопросов  ПАО «Газпром»  в 
марте 2012 года  приняло  решение  об  отказе  от  продолжения  совместной  с  иностранными 
партнерами  работы  по  данному  проекту.  Исходя  из  условий  Рамочного  соглашения,  а  также 
согласно  Первоначальному  соглашению  акционеров  после  завершения  срока  действия  Рамочного 
соглашения и получения соответствующего уведомления акционеры ШДАГ - компании «Тоталь» и 

53

«Статойл»,  обязаны  были  передать  Обществу  принадлежащие  им  пакеты  акций  ШДАГ  по 
минимальной цене, определенной в указанном соглашении.  

В 2012 г. «Статойл» передала Газпрому свою долю в ШДАГ и вышла из проекта. 

19.06.2015  в  рамках  Петербургского  международного  экономического  форума — 2015 
ПАО «Газпром»  и  компания  «Тоталь»  заключили  Соглашение  о  передаче  акций  ШДАГ  Обществу. 
Передача  акций  состоялась  в  июле 2015 г.  В  настоящее  время  ПАО  «Газпром»  является 
единственным акционером компании «Штокман Девелопмент АГ». 

 

Указываются любые соглашения эмитента, включая срочные сделки, не отраженные в его бухгалтерской 
(финансовой)  отчетности,  которые  могут  существенным  образом  отразиться  на  финансовом  состоянии 
эмитента,  его  ликвидности,  источниках  финансирования  и  условиях  их  использования,  результатах 
деятельности и расходах. 
Указываются  факторы,  при  которых  упомянутые  выше  обязательства  могут  повлечь  перечисленные 
изменения и вероятность их возникновения. 
Описываются причины заключения эмитентом данных соглашений, предполагаемая выгода эмитента от 
этих соглашений и причины, по которым данные соглашения не отражены в бухгалтерской (финансовой) 
отчетности эмитента. 

 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) 
ценных бумаг 

Политика эмитента в области управления рисками: 
Признавая, что осуществление  деятельности  подвержено воздействию  неопределенностей  в  виде 
рисков,  Компания  принимает  меры  по  управлению  рисками  с  целью  обеспечения  достаточных 
гарантий  достижения  целей  и  решения  задач,  поставленных  перед  ПАО «Газпром».  Система 
управления  рисками  включает  все  уровни  управления  и  направления  деятельности  Общества,  его 
дочерних обществ и организаций, является частью корпоративного управления в ПАО «Газпром» и 
интегрирована с действующими системами планирования, управления проектами и программами, 
управления производственной безопасностью и другими системами управления.
 
 

 

2.4.1. Отраслевые риски 

В  случае  возникновения  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков,  ПАО  «Газпром» 
предпримет все возможные меры по минимизации негативных последствий. Для нейтрализации 
части  рисков  Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с 
реализацией производственной программы Эмитента, и разработаны возможные мероприятия по 
действиям  Эмитента  при  возникновении  того  или  иного  риска.  Однако  необходимо  отметить, 
что  предварительная  разработка  адекватных  соответствующим  событиям  мер  затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут в большей 
степени зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО  «Газпром»  не  может  гарантировать,  что  действия,  направленные  на  преодоление 
возникших  негативных  изменений,  смогут  привести  к  исправлению  ситуации,  поскольку 
описанные факторы находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Высокая степень государственного регулирования отрасли.  

ПАО «Газпром» является крупнейшей газодобывающей Компанией, обеспечивает поставку газа по 
газотранспортной  системе  для  почти 68% российских  потребителей,  занимает  ведущее 
положение  в  экономике  России.  Деятельность  ПАО  «Газпром»  по  транспортировке  газа  по 
трубопроводам в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О естественных 
монополиях» регламентируется как деятельность естественных монополий.  

Контролируя  свыше 50% акций  Компании  (включая  прямое  и  косвенное  владение),  государство 
оказывает  влияние  на  ее  деятельность.  Так,  государством  осуществляется  контроль  за 
движением  финансовых  потоков  ПАО  «Газпром»  через  участие  его  представителей  в  Совете 
директоров  Общества,  к  компетенции  которого  относится  утверждение  финансового  и 
инвестиционного  плана,  а  также  инвестиционной  и  долгосрочной  программ  развития. 

54

Представители  государства  входят  в  состав  Ревизионной  комиссии  ПАО  «Газпром»,  а  также 
финансово-хозяйственная  деятельность  Общества  на  регулярной  основе  проверяется  Счетной 
палатой Российской Федерации. 

Кроме  того,  Федеральная  антимонопольная  служба  (Указом  Президента  Российской  Федерации 
от 21.07.2015 № 373 «О  некоторых  вопросах  государственного  управления  и  контроля  в  сфере 
антимонопольного  и  тарифного  регулирования»  Федеральная  служба  по  тарифам 
упразднена. Полномочия 

Федеральной 

службы 

по 

тарифам 

переданы 

Федеральной 

антимонопольной  службе)  осуществляет  регулирование  оптовых  цен  на  газ,  поставляемый 
российским  потребителям,  тарифов  на  услуги  по  транспортировке  газа  по  магистральным 
газопроводам  ПАО  «Газпром»,  оказываемые  независимым  организациям,  тарифов  на  услуги  по 
транспортировке  газа  по  газораспределительным  сетям,  а  также  платы  за  снабженческо-
сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа. 

Отдельные  субъекты  Российской  Федерации  обладают  значительными  полномочиями  в  плане 
самоуправления, обусловленными договорами с федеральными органами власти. Несмотря на то, 
что  для  достижения  единообразия  при  регулировании  поставок  природного  газа  в  масштабах 
России  федеральные  органы  власти  взяли  на  себя  разработку  и  проведение  государственной 
политики  в  отношении  поставок  природного  газа,  а  также  промышленной  и  экологической 
безопасности  таких  поставок  в  пределах  России,  региональные  и  местные  органы  власти 
обладают  значительной  степенью автономности  в  осуществлении  своих  прав  применительно  к 
использованию  земли  и  природных  ресурсов  (включая  природный  газ).  Отсутствие  единства  в 
решениях  федеральных,  региональных  и  местных  органов  власти  по  вопросам  газоснабжения 
может оказать значительное влияние на условия деятельности Общества в отдельных регионах. 

ПАО  «Газпром»  снижает  указанные  выше  риски  путем  активной  работы  с  государственными 
федеральными  органами  и  регионами  Российской  Федерации,  заключения  соглашений  о 
сотрудничестве с местными администрациями.  

 
 
Риски, связанные с директивным установлением цен на газ на внутреннем рынке. 

В  настоящее  время  российский  рынок  природного  газа  в  зоне  Единой  системы  газоснабжения 
(ЕСГ) состоит в отношении ценообразования из двух секторов: регулируемого и нерегулируемого. 
Доминирующим поставщиком газа по регулируемым ценам является ПАО «Газпром».  

В регулируемом режиме, вне зоны действия ЕСГ также функционирует ряд региональных газовых 
компаний.  

Регулируемые  оптовые  цены  на  газ  дифференцируются  как  по  категориям  потребителей  (для 
населения и промышленности), так и по ценовым поясам с учетом дальности транспортировки 
газа от региона добычи до потребителя. До настоящего времени регулируемые оптовые цены на 
газ  не  достигли  экономически  обоснованного  уровня,  в  полной  мере  учитывающего  его 
потребительские  свойства,  технологические  и  экологические  преимущества  газа,  а  также 
обеспечивающего  условия  для  формирования  собственных  финансовых,  в  том  числе 
инвестиционных,  ресурсов  Общества  на  основе  деятельности  по  газоснабжению  потребителей 
внутреннего рынка. 

Параметры  изменения  регулируемых  оптовых  цен  на  газ  для  всех  категорий  потребителей 
следующие: 

 

2011 2012 2013 

 

2014 

 

Рост цены

15,3 7,9 14,6 7,8 

1

Без учета новых и дополнительных объемов газа, реализуемых в соответствии с Постановлением Правительства 

РФ от 28.05.2007 № 333. 

Прогноз 

социально-экономического 

развития 

Российской 

Федерации, 

разработанный 

Минэкономразвития  России  в  октябре 2015 г.,  предусматривает  следующие  средневзвешенные 
параметры изменения цен на газ в 2015-2018 гг.:  

в среднем за год к предыдущему году, % 

Наименование показателя 

2015 2016 2017 2018 

Регулируемые оптовые цены, в среднем для 
всех категорий потребителей 

3,8 4,9 2,5 3,0 

 

В  настоящее  время  согласовываются  изменения  в  Основные  положения  формирования  и 
государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы 

55

за  технологическое  присоединение  газоиспользующего  оборудования  к  газораспределительным 
сетям  на  территории  Российской  Федерации,  утвержденные  постановлением  Правительства 
Российской  Федерации  от 29 декабря 2000 г.  № 1021
,  при  принятии  которых  будет  изменен 
порядок  определения  предельного  минимального  уровня  оптовых  цен  на  газ  для  отдельных 
категорий потребителей. 
В целях снижения рисков, связанных с директивным установлением цен на газ, ПАО «Газпром» 
продолжает  вести  активную  работу  с  федеральными  органами  исполнительной  власти  по 
вопросам  совершенствования  ценообразования  на  газ,  в  том  числе,  по  формированию 
обоснованных  принципов  ценообразования,  позволяющих  Обществу  иметь  устойчивые 
экономические условия поставок газа на внутренний рынок.  
 
 
Риски, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке. 

ПАО  «Газпром»  реализует  значительную  часть  добываемого  природного  газа  в  Западной  и 
Центральной  Европе,  что  является  для  Общества  основным  источником  валютных 
поступлений  и  стабильных  денежных  потоков.  Экспорт  природного  газа  в  европейские  страны 
осуществляется  ПАО  «Газпром»  и  его  предшественниками  более 40 лет  преимущественно  в 
рамках  долгосрочных  контрактов  по  ценам,  в  основном  индексируемым  в  соответствии  с 
изменением мировых цен на конкурирующие нефтепродукты.  

Европейский  Союз,  реформируя  свой  внутренний  рынок  газа,  стремится  к  развитию  рынка 
биржевой  торговли.  ПАО  «Газпром»  не  отрицает  развития  альтернативных  механизмов 
ценообразования, однако считает, что пределы этого развития существенно ограничены, а цена 
торговых площадок пока не может рассматриваться в качестве надежного ценового ориентира. 

Следует  отметить,  что  единой  общепринятой  формулы  цены  на  газ  в  Европе  нет,  поскольку 
нет  единого  газового  рынка.  Конкретные  уравнения,  применяемые  для  определения  стоимости 
газа  в  каждом  отдельно  взятом  контракте,  являются  закрытой  коммерческой  информацией. 
Ценообразование  основано  на  увязке  цены  на  газ  с  ценой  альтернативных  энергоносителей - 
обычно  «корзины  нефтепродуктов»:  газойля  и  мазута  с  различными  весами,  отражающими 
особенности национальной структуры потребления газа. В формуле цены возможно появление и 
других  альтернативных  видов  энергоносителей:  нефти,  угля,  электроэнергии  и  т.д.  В  период 
существенного снижения спроса на газ и избыточной законтрактованности на рынке в связи с 
обращениями европейских партнеров ПАО «Газпром» провел адаптацию некоторых контрактов 
путем введения биржевой составляющей в контрактную формулу и временного снижения уровня 
«бери  или  плати».  В  силу  специфики  ценообразования  на  европейском  газовом  рынке, 
выражающейся,  в  частности,  в  наличии  опорного  периода  (чаще  всего 9 месяцев)  в  формуле 
индексации цены газа, динамика экспортных цен на природный газ отстает от изменения цен на 
жидкое  топливо.  Эти  цены  могут  претерпевать  значительные  колебания  под  воздействием 
целого ряда факторов, находящихся вне контроля ПАО «Газпром». 

К числу таких факторов относятся: 

-  экономические  и  политические  события  в  нефтедобывающих  регионах  мира,  в  первую 

очередь на Ближнем и Среднем Востоке и Северной Африке; 

-  текущее  соотношение  спроса  и  предложения,  а также  прогноз  спроса  и  предложения 

жидкого топлива на перспективу; 

- способность ОПЕК, а также нефтедобывающих стран, не входящих в эту организацию, 

регулировать добычу нефти с целью поддержания уровня цен; 

- активность биржевых спекулянтов («сырьевой» пузырь); 
- военно-политическая ситуация в мире, включая угрозу террористических актов; 
- состояние мировой общехозяйственной конъюнктуры; 

- цены на альтернативные энергоносители; 
- развитие новой техники и технологии; 
- погодные условия; 
- пересмотр планов по строительству АЭС; 
- требования по снижению выбросов парниковых газов.  

На  рынках  европейских  стран  ПАО  «Газпром»  сталкивается  не  только  с  межтопливной 
конкуренцией.  Отмечается  острая  конкуренция  и  со  стороны  традиционных  поставщиков 
трубопроводного  природного  газа,  особенно  Норвегии,  Алжира,  Нидерландов.  Конкурентами 
Общества также являются производители СПГ, прежде всего, Катар и Нигерия.  

Также,  необходимо  отметить,  что  снижение  цен  на  нефть  и  цен  на  газ  в  среднесрочной 
перспективе ведет к росту отборов газа, а в долгосрочной - к росту спроса на газ. 

56

Введение  биржевой  (спотовой)  составляющей  или  эквивалентное  временное  снижение  базисной 
цены и перенос обязательств по условию «бери или плати» на более поздний срок практиковались 
выборочно, на основании тщательного анализа аргументации клиента в пользу такого переноса. 
При этом базовые условия контрактов не нарушались. 

В  ООО  «Газпром  экспорт» - дочернем  обществе  ПАО  «Газпром» - реализована  система 
идентификации,  оценки  и  мониторинга  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье.  Ежемесячно 
осуществляется  оценка  рыночных  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье  (методом EaR, 
включая  оценку  рисков  цены,  связанных  с  колебаниями  цен  на  сырье - альтернативные 
энергоносители, газовые индексы и т.д., рисков объема, связанных с тем, что покупатели имеют 
гибкость по отбору газа, валютных рисков) и кредитных рисков продаж газа в дальнее зарубежье 
(определение  кредитного  рейтинга  контрагентов,  количественная  оценка  ожидаемых  и 
непредвиденных потерь методом CreditVar). 
 
 
Риски, связанные с либерализацией европейского газового рынка. 

На  европейском  рынке  природного  газа  происходят  значительные  структурные  изменения, 
направленные на развитие конкуренции. В 1998 году была одобрена Директива Европейского Союза 
по  газу 98/30/EC, которая  с 1 июля 2004 г.  заменена  Второй  директивой  по  газу 2003/55/ЕС 
(принята в июне 2003 г.). Как Первая, так и Вторая Директивы были нацелены на либерализацию 
газового  рынка  Евросоюза  путем  расширения  доступа  третьих  сторон  к  газотранспортной  и 
газораспределительной инфраструктуре и установления публикуемых тарифов на использование 
третьими  сторонами  газотранспортных  сетей  (регулируемый  доступ),  а  также  большей 
прозрачности затрат путем разделения бухгалтерской отчетности по добыче, транспортировке, 
реализации  (маркетингу)  и  хранению  газа. 13 июля 2009 г.  в  ЕС  был  принят  пакет  новых 
законодательных 

мер 

по 

энергетике, 

предполагающих 

дальнейшую 

либерализацию 

энергетического  рынка  Евросоюза («Третий  энергетический  пакет»),  в  том  числе  Директива 
2009/73/ЕС,  заменяющая  Вторую  директиву  (Третья  Директива).  Впоследствии  на  основе 
положений  Третьего  энергопакета  ЕС  началась  разработка  сетевых  кодексов  ЕС,  а  также 
началась 

имплементация 

положений 

Третьего 

энергопакета 

ЕС 

в 

национальное 

законодательство государств-членов ЕС. 

В  качестве  основных  требований  Третий  энергетический  пакет  предусматривает  отделение 
производящих  мощностей  (добывающие - в  случае  природного  газа  и  генерирующие - для 
электроэнергии)  от  транспортных  сетей - газопроводов  или  высоковольтных  линий 
электропередачи  (в  соответствии  с  предусмотренными  Третьей  Директивой  вариантами 
разделения),  правила  о  доступе  третьих  лиц  к  газотранспортной  инфраструктуре,  а  также 
тарифное регулирование транспортировки газа по ней. Данные требования распространяются не 
только на европейские компании, но и на иностранные энергетические концерны, действующие на 
рынке Евросоюза, в том числе ПАО «Газпром».  

Третий энергопакет ЕС вступил в действие в марте 2011 г. (но имел двухлетний адаптационный 
период).  

Следует  отметить,  что 30 апреля 2014 г.  Российская  Федерация  обратилась  во  Всемирную 
Торговую  Организацию  (ВТО)  с  запросом  о  начале  консультаций  с  Европейским  Союзом  и 
государствами-членами  ЕС  в  связи  с  тем,  что,  по  мнению  Российской  Федерации,  отдельные 
положения  Третьего  энергопакета  ЕС,  а  также  меры,  принятые  в  ходе  имплементации 
положений Третьего энергопакета ЕС некоторыми государствами-членами ЕС, нарушают нормы 
ВТО и обязательства государств-членов ЕС, принятые ими при вступлении в ВТО. 

Имплементация  положений  Третьего  энергопакета  ЕС  может  затрагивать  интересы  ПАО 
«Газпром».  Защита  инвестиций  ПАО  «Газпром»  в  газотранспортную  сеть  обеспечивается  в 
рамках  международного  публичного  права,  в  частности,  продолжающим  действовать 
Соглашением  о  Партнерстве  и  Сотрудничестве  между  Россией  и  ЕС,  а  также  двусторонними 
соглашениями  о  поощрении  и  взаимной  защите  капиталовложений,  подписанными  Россией 
практически со всеми странами-членами ЕС.  

Россия  подписала  и  долгое  время  применяла  на  временной  основе  ДЭХ,  устанавливающий 
юридическую  базу  для  международного  сотрудничества  по  вопросам  энергетики.  Этот  Договор, 
однако,  не  был  ратифицирован  Государственной  Думой.  Механизм  разрешения  транзитных 
споров,  предусмотренных  ДЭХ,  доказал  свою  неэффективность  в  ходе  российско-украинского 
«газового  кризиса»  в  январе 2009 г.  В  частности,  он  не  был  задействован  ни  одним 
договаривающимся  государством  ДЭХ  для  разрешения  возникшей  ситуации. 20 августа 2009 г. 

57

Россия заявила о прекращении временного применения ДЭХ в соответствии со ст. 45(3) (а) ДЭХ. 
Таким образом, временное применение ДЭХ прекращено для России с 20 октября 2009 г. 

Еще одним немаловажным аспектом либерализации газового рынка Европы является обеспечение 
энергетической  безопасности  стран-импортеров  газа,  заключающееся  в  стимулировании 
эффективного использования энергии, применении альтернативных источников энергии, а также 
снижении зависимости от импорта энергоносителей из одного источника.  

Европейская  Комиссия  опубликовала 25 февраля 2015г. «Рамочную  стратегию  по  созданию 
устойчивого  Энергетического  Союза  с  перспективной  политикой  в  сфере  изменения  климата». 
Основными измерениями Энергетического Союза были провозглашены:   

Энергетическая безопасность, солидарность и доверие; 

Полностью интегрированный европейский энергетический рынок; 

Энергоэффективность; 

Декарбонизация экономики; 

Исследования, инновации и конкурентность.  

Существенная  роль  отводится  диверсификации  поставок  природного  газа,  обеспечению 
безопасности поставок и транспарентности поставок газа. Межправительственные соглашения 
в  области  поставок  энергоносителей  должны  соответствовать  Европейскому  праву.  Особое 
значение получает развитие инфраструктуры.  

В  настоящий  момент  Газпром  анализирует  влияние,  которое  может  оказать  Энергетический 
Союз на деятельность Группы в Европе. Однако пока неясно, каким образом и в какие сроки идея 
создания  Энергетического  Союза  будет  реализована,  учитывая  отсутствие  консенсуса  среди 
государств-членов  ЕС  в  отношении  ряда  ключевых  вопросов  ЭС  (создание  единого  механизма 
закупок газа, установление единой цены и т.д.). 

Общество признает существование данного риска, однако в настоящее время он оценивается как 
незначительный  из-за  существенного  снижения  прогнозных  уровней  собственной  добычи  в 
странах Западной Европы на фоне стабилизации спроса на природный газ.   

 

 
Риски, связанные с реорганизацией ПАО «Газпром».   

Вертикально 

интегрированная 

структура 

ПАО 

«Газпром» 

позволяет 

обеспечивать 

гарантированное  газоснабжение  российских  потребителей  и  поставки  российского  газа  на 
экспорт  в  соответствии  с  межправительственными  соглашениями  и  заключенными 
долгосрочными  контрактами.  Нарушение  целостности  ПАО  «Газпром»  и  создание  на  его  базе 
независимых  добывающих,  транспортных  и  других  компаний  приведет  к  разрушению  единой 
технологической  цепочки,  росту  цен  на  газ  для  потребителя  и  увеличению  затрат 
производителей,  ослабит  управляемость  газовой  отраслью,  создаст  неопределенность  в 
распределении  ответственности  за  поставки  газа  социально  чувствительным  секторам 
газопотребления.  Разделение  ПАО  «Газпром»  сопряжено  с  возникновением  большого  количества 
рисков,  прежде  всего  для Российской Федерации  в целом,  основными  из  которых  являются:  риск 
потери  государством  контроля  над  стратегической  отраслью,  внешнеполитические  риски,  риск 
роста  техногенных  катастроф  и,  как  следствие,  возникновение  угрозы  для  энергетической 
безопасности  России.  Кроме  того,  в  случае  разделения  компании  существует  вероятность 
расторжения  действующих  долгосрочных  контрактов  на  поставку  газа,  которые  изначально 
заключены с вертикально интегрированной, а не добывающей компанией. 

Для  устойчивого  функционирования  газовой  отрасли  России  ПАО  «Газпром»  стремится  в 
долгосрочной  перспективе  сохранить  Группу  Газпром  в  качестве  вертикально  интегрированной 
компании,  обеспечивающей  надежное  функционирование  Единой  системы  газоснабжения, 
включающей добычу, транспортировку, хранение и поставку газа. 

 

Риски, связанные с технологическими инновациями в отрасли. 

Одним из факторов, в существенной степени определяющих конкурентные позиции работающих 
на  мировом  нефтегазовом  рынке  компаний,  является  фактор  использования  технических  и 
технологических инноваций.  

Применение  новых  технологий  позволяет  нефтегазовым  компаниям  получать  дополнительные 
конкурентные преимущества за счет повышения эффективности разведки и разработки запасов 

58

углеводородов,  увеличения  продолжительности  эксплуатации  месторождений  и  объемов 
извлекаемых  разведанных  запасов,  существенного  снижения  негативного  воздействия  на 
окружающую среду при одновременном сокращении издержек полного проектного цикла.   

Перспективы  деятельности  ПАО  «Газпром»  связаны  с  реализацией  проектов  в  регионах  со 
сложными  и  специфическими  природно-климатическими  и  горно-геологическими  условиями,  в 
связи, с чем будет возрастать и потребность в уникальной технике, создаваемой специально для 
этих проектов. 

В  целях  обеспечения  Компании  новой  техникой  требуемого  качества  и  в  необходимых  объемах, 
ПАО  «Газпром»  на  постоянной  основе  осуществляет  деятельность  в  области  НИОКР  по 
созданию  высокоэффективных  газовых  технологий,  новой  техники  и  материалов.  В  Обществе 
разработан управленческий и финансовый механизм реализации полного инновационного цикла и 
доведения  научно-технических  разработок  ПАО  «Газпром»  до  стадии  серийного  производства.
 
Для  обеспечения  эффективной  деятельности  в  этой  области  в  структуре  Компании  создано 
специализированное  подразделение – Департамент,  занимающийся  технологическим  развитием 
(Приказ ПАО «Газпром» от 27.01.2015 №25).
 

 

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников 

Повышение  цен  на  энергоресурсы  и  развитие  технологий  разведки  и  добычи  углеводородов  в 
последние  десятилетия  обусловили  рост  интереса  к  производству  газа  из  нетрадиционных 
источников.  Однако  на  фоне  произошедшего  во II полугодии 2014 г.  снижения  цен  на  нефть,  а 
также  в  связи  с  неудовлетворительными  результатами  проведенных  геологоразведочных  работ, 
направленных на поиск нетрадиционных источников углеводородов в ряде стран мира, внимание к 
данной тематике в 2015 г. приобрело более сдержанный характер.  

Ресурсы  нетрадиционного  природного  газа  (газ  плотных  пород,  метан  угольных  пластов, 
сланцевый газ) по концентрации запасов значительно беднее, чем традиционные скопления газа, а 
для  поддержания  стабильного  уровня  их  добычи  требуется  постоянное  бурение  новых  скважин. 
Интерес  к  развитию  добычи  нетрадиционного  газа,  главным  образом,  сланцевого,  связан  с 
беспрецедентно быстрым ростом его добычи в США в 2008-2012 гг.  
Широкомасштабная  промышленная  добыча  сланцевого  газа  на  данный  момент  продолжает 
осуществляться  только  в  Северной  Америке,  преимущественно  в  США.  Увеличение  добычи 
сланцевого газа в этой стране привело к практически полному отказу от планов по импорту СПГ 
и  значительному  снижению  цен  на  газ  на  американском  рынке.  Согласно  официальным 
статистическим данным, рост добычи сланцевого газа в США в 2013 г. существенно замедлился и 
составил +10% к уровню 2012 г. (по сравнению с ежегодным увеличением добычи на 30-70% в 2008-
2012  гг.).  При  этом  по  данным  компании  Бэйкер  Хьюз  количество  действующих  буровых 
установок,  осуществляющих  строительство  скважин  для  разведки  и  добычи  газа  в  США,  за 
период с сентября 2014 г. по октябрь 2015 г. сократилось на 44 % с 338 до 189 шт. (в нефтяном 
бизнесе  США  сокращение  числа  активных  буровых  установок  составило  более 60 %). Однако  с 
учётом  негативной  динамики  добычи  газа  на  традиционных  месторождениях  ожидается 
дальнейшее увеличение доли газа из сланцев в общей структуре добычи газа в стране.
  
В  декабре 2015 г.  планируется  начало поставок  североамериканского  СПГ  (проект  Сабин Пасс,  с 
2018 г. также проекты Кэмерон, Ков Поинт, Фрипорт и др.) - преимущественно на рынки стран 
АТР.  Однако  в 2015 г.  произошло  значительное  сокращение  абсолютной  разницы  в  ценах  на 
природный газ на мировых рынках (прежде всего, между азиатским и американским рынками), в 
связи с чем в среднесрочной перспективе экономическая привлекательность приобретения СПГ с 
привязкой к внутренним ценам США для поставки на рынки АТР и Европы также существенно 
снизилась.  При  этом  важно  отметить,  что  в  случае  сохранения  низких  цен  на  нефть  в 
долгосрочном периоде объёмы экспорта СПГ из США в период 2017-2030 гг. будут в несколько раз 
ниже  ранее  заявленных  (до 21  млрд  м

3

/год  согласно  оценкам  Управления  энергетической 

информации Минэнерго США). 

В  Европе  наиболее  активная  работа  по  оценке  возможности  добычи  сланцевого  газа  велась  в 
Польше,  однако  к  середине 2015 г.  все  международные  компании (Exxon Mobil, Marathon Oil, 
Talisman Energy, Eni SpA, Total, 3Legs Resources, Chevron, Lane Energy Poland (100 % принадлежит 
ConocoPhillips))  по  результатам  проведённых  геологоразведочных  работ  объявили  о  выходе  из 
проектов по разведке сланцевого газа в этой стране. Большинство экспертов признают, что опыт 
организации  добычи  газа  из  сланцевых  залежей  в  Польше  к  настоящему  моменту  следует 
признать неудачным.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..