ГОДОВОЙ ОТЧЁТ ПАО «РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ «ЭНЕРГИЯ» за 2014 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОДОВОЙ ОТЧЁТ ПАО «РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ «ЭНЕРГИЯ» за 2014 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

ГОДОВОЙ ОТЧЁТ ПАО «РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ «ЭНЕРГИЯ» за 2014 год - часть 2

 

 

Ожидается, что пилотируемые корабли «Союз» будут оставаться единственным средством
для транспортировки экипажей на МКС до 2017-2018 гг., когда предполагается начало
эксплуатации создаваемых в США пилотируемых кораблей.
Будут продолжены работы по созданию комплекса пилотируемого транспортного корабля
нового поколения
(ПТК НП). Сроки начала летных испытаний корабля будут
определяться, в том числе, с учетом сроков готовности ракеты-носителя и наземной
инфраструктуры для осуществления запусков корабля на околоземную орбиту. Ввод
ПТК НП в эксплуатацию позволит более эффективно осуществлять транспортные
операции и научные исследования как на околоземной орбите, так и за её пределами , в
том числе в окрестностях Луны.
Корпорация планирует участвовать в пилотируемых программах исследования и освоения
дальнего космоса, в том числе международных. Проводится предварительное
проектирование элементов перспективных пилотируемых программ.
Автоматические космические системы
В рамках этого направления будут продолжены работы по созданию космических
аппаратов (КА) для государственных и коммерческих заказчиков. Основное внимание
будет уделяться созданию космических систем и комплексов высокой сложности с
уникальными задачами по специальным программам в интересах национальной
безопасности.
Для повышения конкурентоспособности и снижения рисков при создании продукции
планируется развитие компетенций в области полезных нагрузок спутников.
Будет продолжено взаимодействие с компанией Airbus Defence and Space, в том числе в
рамках совместного предприятия, с целью внедрения передовых технологий производства
современных космических аппаратов, создания конкурентоспособных КА связи и
дистанционного зондирования Земли.
Ракетно-космические комплексы
Основные задачи развития данного направления:
 изготовление разгонных блоков (РБ) типа ДМ для запусков космических аппаратов
по государственным программам, модернизация РБ типа ДМ с целью улучшения
его энергомассовых характеристик и повышения конкурентоспособности;
 разработка экологичных кислородно-керосиновых разгонных блоков легкого
класса;
 участие в проектах создания перспективных ракет-носителей
(РН), разработка
средств межорбитальной транспортировки, необходимых для обеспечения
программ исследования и освоения дальнего космоса.
Реализация запланированной программы работ позволит к 2020 году увеличить объём
выручки Корпорации более чем в 2 раза. Достижение этого показателя планируется, в том
числе, за счёт повышения производительности труда.
Одним из важных приоритетов в развитии Корпорации является международное
сотрудничество. Несмотря на сложную политическую обстановку, предполагается
сохранить сотрудничество с партнёрами в Европе, США, Японии и других странах.
В организационном плане перспективы Корпорации связаны с предстоящим вхождением
в состав Госкорпорации
«Роскосмос», создаваемой в рамках реформы ракетно-
космической отрасли России.
16
Инновационное развитие
В соответствии с Программой инновационного развития в РКК «Энергия» продолжится
внедрение передовых технологий разработки, изготовления и испытаний изделий. Эти
мероприятия направлены на усиление конкурентных позиций Корпорации на рынке.
Стратегической целью инновационного развития Корпорации является обеспечение
динамичного, долговременного, устойчивого и сбалансированного развития на основе
сохранения и укрепления конкурентных позиций на рынке космической техники и услуг,
в том числе за счет достижения лидерства в продвижении прорывных продуктов и
формирования спроса на них за счет эффективной инновационной деятельности.
Программой инновационного развития РКК
«Энергия» предусматривается решение
следующих основных задач:
 расширение и удержание рыночных ниш путем разработки и вывода на рынок
инновационной продукции нового поколения, внедрения в производственную
деятельность Корпорации инновационных технологий и технических решений;
 обеспечение технологической устойчивости производственной и испытательной
базы Корпорации для выполнения государственных программ и программ
международного сотрудничества;
 выполнение реструктуризации производственной и испытательной баз
Корпорации, проведение технического перевооружения и модернизации
производства в интересах повышения производительности труда,
энергоэффективности и экологичности производства;
 совершенствование механизмов и системы управления инновационным развитием
Корпорации в интересах повышения эффективности планирования и выполнения
НИОКР, улучшения бизнес-процессов, совершенствования качества выпускаемой
продукции.
 расширение форм и механизмов инновационного сотрудничества с компаниями
малого и среднего инновационного бизнеса, научными организациями и вузами,
включая механизмы совместного участия в технологических платформах;
 формирование условий для обеспечения инновационной направленности развития
кадрового потенциала.
17
Объем инвестиций в разрезе проектов и с разбивкой по источникам
финансирования
Одним из источников формирования инвестиций на 2014 год является неиспользованная в
2013 году чистая прибыль 2012 года в сумме 103 767,9 тыс. руб.
Инвестиции РКК «Энергия» в 2014 году с разбивкой по источникам
финансирования, тыс. руб.
Фактическое
исполнение
Наименование
2014 года,
тыс.руб.
Источники
Поступления
704 697,1
Амортизация
364 558,6
Чистая прибыль*
103 767,9
Инвестиционные кредиты
194 720,6
Целевое финансирование**
41 650,0
Направления проектов
Расходы
704 697,1
Фонд инновационного развития
221 496,0
Целевые проекты***
123 551,0
Капитальные вложения
359 650,1
Финансовые вложения
0,0
* Использована неизрасходованная в 2013 году прибыль, полученная по итогам
деятельности в 2012 году. Прибыль по итогам деятельности в 2013 году не использовалась,
в связи с отсутствием в 2014 году решения Общего собрания акционеров Корпорации о ее
распределении.
** Кроме того, средства участников долевого строительства - 869 192,7 тыс. руб.
*** Кроме того, расходы на строительство жилья - 1 026 162,8 тыс. руб.
Система менеджмента качества, действующая в Корпорации
В Корпорации внедрена и функционирует система менеджмента качества
(СМК),
сертифицированная органом по сертификации систем менеджмента качества (ОС СМК)
«СОЮЗСЕРТ»:
• в системе «Военный Регистр» (сертификат соответствия № ВР 05.1.8304-2014 от
24.12.2014, действителен до 24.12.2017) на соответствие требованиям ГОСТ ISO
9001-2011, ГОСТ Р ЕН 9100-2011, стандартов СРПП ВТ, включая ГОСТ РВ 0015-
002-2012, Положений РК-11, РК-11-КТ, РК-98, РК-98-КТ, ОСТ 134-1028-2012 при
проектировании, разработке, производстве, монтаже, ремонте и обслуживании
изделий ВВТ и РКТ;
• в Федеральной системе сертификации космической техники
(сертификат
соответствия № ФСС КТ 134.19.3.1.000000.101.14 от 24.12.2014, действителен до
23.10.2016) на соответствие требованиям Положений РК-98, РК-98-КТ, РК-11, РК-
11-КТ, государственных стандартов СРПП ВТ, включая ГОСТ РВ 0015-002-2012,
ГОСТ ISO
9001-2011, ГОСТ Р ЕН
9100-2011 и ОСТ
134-1028-2012 при
проектировании, разработке, производстве, монтаже, ремонте и обслуживании
изделий РКТ.
18
Нормативной базой СМК Корпорации являются национальные и отраслевые стандарты,
стандарты организации (предприятия). СМК Корпорации базируется на 55 СТО (СТП)
основными из которых являются:
• СТО
07530238-004-2009
«СМК. Руководство по качеству изделий ракетно-
космической техники. Основные положения»;
• СТП
351-204-2005
«СМК. Документы системы менеджмента качества. Общие
требования»;
• СТП 351-205-2005 «СМК. Внутренняя проверка системы менеджмента качества.
Общие требования»;
• СТП 351-215-2005 «СМК. Управление записями. Общие требования»;
• СТП
351-216-2005
«СМК. Управление несоответствующей продукцией. Общие
требования»;
• СТП 351-217-2005 «СМК. Корректирующие действия. Общие требования»;
• СТП 351-218-2005 «СМК. Предупреждающие действия. Общие требования».
Наряду с указанными стандартами предприятия в Корпорации внедрены нормативные
документы (ГОСТ РВ 0015-002-2012, ГОСТ Р ЕН 9100-2011, ОСТ 134-1028-2012 и др.),
регламентирующие требования к процессам и процедурам на всех этапах создания
изделий.
В Корпорации организуются ежегодные внутренние проверки СМК. Внутренний аудит
СМК в 2014 году проводился по программе, утвержденной распоряжением по
Корпорации, включающей проверки:
• организации и проведения работ по экспериментальной отработке изделий и их
составных частей;
• организации и проведения работ по внедрению информационных технологий для
обеспечения качества изделий РКТ
(использование ИТ-систем и ИТ-услуг
подразделениями Корпорации);
• организации и проведения работ по метрологическому обеспечению качества
изделий на этапах их создания;
• организации и проведения работ по охране труда и производственному контролю.
Основные цели и объекты внутренних проверок, руководящие указания по планированию,
порядку проведения и документированию проверок СМК Корпорации устанавливает СТП
351-205-2005
«СМК. Внутренняя проверка системы менеджмента качества. Общие
требования».
Результаты внутренних проверок оформляются отчетами. Годовой отчет о проведение
внутренней проверки СМК Корпорации утверждается Вице-президентом по обеспечению
качества.
Инспекционный контроль (внешний аудит) сертифицированной СМК
В 2014 году проводились работы по сертификации СМК Корпорации в системе
сертификации
«Военный Регистр». Корпорации выдан сертификат соответствия
№ ВР 05.1.8304-2014 от 24.12.2014.
Инспекционный контроль сертифицированной СМК Корпорации
(внешний аудит)
проводится ежегодно аудиторской группой ОС СМК «СОЮЗСЕРТ».
Последний инспекционный контроль сертифицированной СМК Корпорации в ФСС КТ
проведен с
30.09.2014
по
03.10.2014. Выпущено Решение ОС СМК
СОЮЗСЕРТ» о выдаче ОАО
«РКК
«Энергия» сертификата соответствия
№ ФСС КТ 134.19.3.1.000000.101.14 от 24.12.2014.
19
Выполнение работ по совершенствованию СМК. Оценка результативности СМК
В Корпорации проводятся работы по внедрению современных информационных
технологий:
«Windchill Quality Solutions
(Relex)»
- система управления качеством и
надежностью, позволяющая:
o использовать стандартную методологию оценки и расчета надежности изделий
Корпорации;
o создать единую базу данных по несоответствиям на всех этапах создания
изделия на базе Windchill FRACAS;
o проводить анализ возможных отказов и минимизировать их последствия.
«Windchill RequirementsLink» - система управления требованиями, позволяющая:
o автоматизировать процесс верификации требований ТТЗ (ТЗ);
o проводить оценку взаимного влияния изменений конструкции и требований;
o упростить контроль соблюдения стандартов конструирования и выполнения
требований заказчика;
o вести интегрированное управление требованиями на всех этапах создания
изделия;
o создать электронный паспорт изделия и его составных частей.
«Arbortext»
-
система
автоматизированной
разработки
электронной
структурированной технической документации, позволяющая:
o создать электронную структурированную техническую документацию
Корпорации, отвечающую требованиям ГОСТ и нормативной документации
Корпорации для обеспечения входимости и взаимосвязи элементов
разрабатываемых документов;
o создать интерактивные электронные технические руководства как
структурированный комплекс взаимосвязанных технических данных,
предназначенный для предоставления в интерактивном режиме справочной и
описательной информации об эксплуатационных и ремонтных процедурах,
связанных с конкретным изделием;
o разнести элементы форматирования и текст самого документа для упрощения
работы пользователя с технической документацией;
o выполнить интеграцию с системами Корпорации: Creo, Windchill для
обеспечения функций
«красного карандаша», визуализации, ассоциативных
связей с электронной структурой изделия
(ЭСИ) и электронной моделью
изделия (ЭМИ);
o разрабатывать
техническую
документацию
в
международном
кроссплатформенном формате, предназначенном для хранения и передачи
данных;
o снизить количество ошибок при разработке и внесении изменений;
o сократить сроки выпуска документации.
электронный архив карточек разрешения на отступление от конструкторской
документации, позволяющий:
o создать единый электронный архив карточек разрешения;
o получать оперативные отчетные материалы по карточкам разрешения;
o проводить анализ и выработку корректирующих действий.
модуль автоматизированного контроля и исполнения рекомендаций комиссии по
несоответствиям, позволяющий:
o обеспечить контроль исполнения рекомендаций комиссии по несоответствиям в
единой системе в рамках Корпорации;
20
o формировать руководству и исполнителям аналитические материалы о
состоянии исполнения рекомендаций комиссии;
o обеспечить хранение заключений комиссий в связке с ОРД о создании комиссии
и отчетными документами, подтверждающими исполнение рекомендаций.
 модуль
«Контроль-М-КИГ»
- система контроля исполнительской дисциплины,
позволяющий:
o обеспечивать полный цикл сопровождения процессов, связанных с выдачей и
обработкой поручений, включая контроль над их исполнением, получение
отчетов по исполнению;
o хранить отчетные материалы, подтверждающие исполнение, в связке с ОРД и
поручениями, выданными по документу;
o формировать руководству аналитические материалы о состоянии исполнения
ОРД, контролируемой КИГ.
 модуль мониторинга финансово-экономической деятельности в Корпорации,
позволяющий:
o обеспечить эффективное управление проектами Корпорации;
o проводить оценку эффективности реализации проектной деятельности в части
мониторинга плана-факта бюджетов доходов и расходов, бюджетов движения
денежных средств, графиков заключенных договоров, выпуска приказов об
организации работ по проектам Корпорации.
В Корпорации ежегодно разрабатывается
«Программа совершенствования системы
менеджмента качества, обеспечения и повышения качества изделий ОАО «РКК «Энергия»
на всех этапах их создания».
В целях обеспечения и повышения качества изделий разработана программа качества
пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП). В стадии разработки
программы качества:
• научно-энергетического модуля (НЭМ);
• автоматического космического аппарата «ОКА-Т»;
• транспортного грузового корабля «Прогресс МС»;
• транспортного пилотируемого корабля «Союз МС».
Проведены работы по анализу соответствия нормативных документов Корпорации
требованиям ГОСТ Р ЕН 9100-2011.
Проведена корректировка СТО
07530238-004-2009
«СМК. Руководство по качеству
изделий РКТ. Общие положения» на соответствие требованиям ГОСТ Р ЕН 9100-2011.
Выпущено заключение о соответствии проводимых работ по проекту «Морской старт»
требованиям ГОСТ Р ЕН 9100-2011.
В Корпорации проводятся работы по сертификации изделий в Федеральной системе
сертификации космической техники по договорам с ЗАО «Центр сертификации ракетно-
космической техники» с проведением ежегодного инспекционного контроля
сертифицированных изделий. Имеются сертификаты соответствия:
№ ФСС КТ 134.01.1.4.762500.66.13 от 17.06.2013 на транспортный пилотируемый
корабль «Союз ТМА» 11Ф732.0000А47-0 на соответствие требованиям ТЗ.0011.007-
11Ф732, ТЗ.0013.052,
11Ф732ТУ-1,
11Ф732.0000А47-0ТУ. Срок действия
сертификата - 17.06.2018;
№ ФСС КТ 134.01.1.4.762500.68.13 от 17.06.2013 на транспортный грузовой корабль
«Прогресс М» 11Ф615.0000А60-0 на соответствие требованиям ТТЗ (П27955-170),
21
ТЗ.0013.051,
11Ф615ТУ-1,
11Ф615.0000А60-0ТУ. Срок действия сертификата
-
17.06.2018.
Определение процессов СМК, критерии оценки и методы управления процессами
установлены СТО 07530238-004-2009 «СМК. Руководство по качеству изделий ракетно-
космической техники. Основные положения». Результаты оценки результативности
сертифицированной СМК Корпорации представляются в ежегодных отчетах.
Результативность СМК Корпорации, мероприятий, направленных на обеспечение
качества и надежности изделий Корпорации, подтверждается сертификатами, выданными
Корпорации, а также тем, что достигнутые вероятности выполнения программы полета
(ВВПП) кораблей «Союз ТМА» (ВВПП = 0,994) и «Прогресс М» (ВВПП = 0,995)
значительно выше заданных в ТЗ на эти корабли (ВВПП = 0,95).
Информация об отсутствии в 2014 году рекламаций от государственных заказчиков в
адрес Корпорации по комплексам (системам), специзделиям
В
2014 году рекламаций по комплексам
(системам), специзделиям по причине
несоответствия требованиям заказчика от государственных заказчиков в адрес ОАО «РКК
«Энергия» не поступало.
22
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетные направления деятельности Корпорации
Пилотируемые космические системы
В 2014 году проводились работы по формированию стратегии развития пилотируемой
космонавтики на период с 2015 по 2050 год. Новая стратегия наиболее полно отражает
интересы Российской Федерации в области освоения космоса. Все космические
программы объединены в три блока. Первый блок содержит программу полетов в
околоземном пространстве. Второй блок
- это программа освоения Луны, которая
предусматривает переход от кратковременных миссий к строительству базы на
поверхности. Третий блок касается исследований Марса и подготовки к осуществлению
пилотируемой экспедиции на Марс.
Стратегические цели пилотируемой космонавтики
Стратегия предусматривает высокий уровень преемственности космических программ.
Это позволит снизить затраты на разработку технических средств и ускорить реализацию
мероприятий. Главными задачами в ближайшей перспективе являются создание ПТК,
дооснащение РС МКС новыми модулями и развертывание работ по проектированию
носителя сверхтяжелого класса.
После завершения программы международной космической станции в 2024 - 2025 годах
(в зависимости от достигнутых договоренностей со странами- партнерами) будет введена
в эксплуатацию Российская орбитальная база. Качественным отличием Российской
орбитальной базы от МКС станет её целевая направленность на обесп ечение прикладных
исследований в интересах отечественный науки и техники, а также обслуживание
автоматических технологических космических аппаратов (типа ОКА-Т).
Согласно сценарию формирования Российской орбитальной базы модули МЛМ, УМ и
НЭМ интегрируются в состав российского сегмента МКС, затем связка модулей
отделяется от МКС. В состав Российской орбитальной базы будет включен
23
трансформируемый и шлюзовой модули. Трансформация РС МКС в Российскую
орбитальную базу обеспечит сохранение материально-технического задела РС МКС,
непрерывность выполнения пилотируемой и научной программ, рациональное
расходование бюджетных средств.
Российская орбитальная база
Важнейшей составляющей стратегии является программа освоения Луны. При реализации
лунной программы должен быть использован задел, созданный для РС МКС.
Этапы освоения Луны
Предлагаемый подход освоения Луны обладает рядом преимуществ. Программа полетов
реализуется с одной ракетой-носителем грузоподъемностью 85 - 90 т, но до создания
ракеты-носителя сверхтяжелого класса отработка элементов лунной программы и начало
ее осуществления могут проводиться по двухпусковой схеме с ракетой-носителем
грузоподъемностью до 50 т. Обеспечивается непрерывный переход от околоземных к
24
межпланетным полетам. Будет реализована комплексная программа исследований
автоматическими и пилотируемыми космическими аппаратами в наиболее перспективных
районах.
Дальнейшие действия предлагается предпринять в направлении исследования и освоения
Марса. Разведка предполагаемых мест посадки будет проводиться с использованием
автоматических аппаратов. На Российской орбитальной базе и в процессе реализации
лунной программы будет создан материально-технический задел. На основе космических
буксиров с электроракетными двигателями должны быть созданы межпланетные
экспедиционные комплексы, предназначенные для доставки экипажей и грузов на Марс.
Сборка межпланетного экспедиционного комплекса
(МЭК), отработка его систем и
элементов (например двигательной установки, межорбитального корабля, как одного из
модулей станции и пр.), дооснащение и межполётное обслуживание и ремонт
предполагается осуществлять в составе Российской орбитальной базы.
Для доставки экипажа на МЭК после его разгона около Земли и для возвращения экипажа
на Землю после окончания полёта (для сокращения полётного времени экипажа) на базе
ПТК должна быть разработана модификация корабля. Этот корабль совместно с
разработанным разгонным блоком обеспечит доставку экипажа на МЭК, находящийся на
орбите высотой 200 000 - 400 000 километров.
При реализации межпланетной экспедиции возможна международная кооперация.
25
Международная космическая станция
В отчётном году продолжались работы в обеспечение запусков и включения в состав
Российского сегмента МКС многоцелевого и узлового модулей.
Осуществлялись запуски пилотируемых кораблей
«Союз» и транспортных грузовых
кораблей
«Прогресс» в рамках транспортно-технического обеспечения Российского
сегмента МКС с одновременной поэтапной отработкой принятых решений по
модернизации этих кораблей.
Реализовывались программы научно-прикладных исследований и экспериментов,
оказывались услуги зарубежным партнерам по транспортировке на МКС экипажей и
возвращению их на Землю, а также доставка грузов и расходных материалов.
Предполагается, что МКС будет эксплуатироваться до 2024 г., при этом пилотируемые
корабли «Союз» будут основным средством до 2017-18 гг., когда начнется использование
создаваемых в настоящее время в США пилотируемых кораблей.
Будут продолжены работы по созданию пилотируемых кораблей, комплексов и систем
нового поколения. Сроки начала лётных испытаний этих комплексов и систем будут
определяться исходя из готовности ракеты-носителя, наземной инфраструктуры
(строящийся космодром
«Восточный» и др.), которые необходимы для обеспечения
запусков кораблей на орбиту. Планируется участвовать в пилотируемых программах по
исследованию и освоению дальнего космоса в том числе международных, начато
проектирование элементов перспективных пилотируемых комплексов и систем.
ОАО «РКК «Энергия» как головная организации по Российскому сегменту МКС в 2014 г.
осуществляла выполнение следующих задач:
 Изготовление, испытания, запуски, стыковки к МКС и увод от нее пилотируемых и
грузовых транспортных космических кораблей «Союз», «Прогресс», в том числе
«Союз ТМА-12М»,
«Союз ТМА-13М»,
«Союз ТМА-14М»,
«Союз ТМА-15М»,
«Прогресс М-22М», «Прогресс М-23М», «Прогресс М-24М», «Прогресс М-25М»;
 Реализация четырех основных экспедиций: МКС-38/39 (07.11.2013 - 14.05.2014),
МКС-39/40 (26.03.2014 - 11.09.2014), МКС-40/41 (28.05.2014 - 10.11.2014), с 24
ноября 2014 года начата основная экспедиция МКС-42.
В 2014 году четыре спускаемых аппарата (СА) кораблей «Союз ТМА-10М», «Союз ТМА-
11М»,
«Союз ТМА-12М»,
«Союз ТМА-13М» после выполнения программ полёта
успешно возвратились на Землю. Все спускаемые аппараты осуществили спуск в
атмосфере в штатном режиме автоматического управляемого спуска и совершили посадки
в заданных районах.
Запуски кораблей «Союз ТМА» в 2014 году
Наименование
Экипаж
Назначение
корабля, дата старта
Транспортное
Командир А. Скворцов
обслуживание
«Союз ТМА-12М»
Бортинженер О. Артемьев
МКС, выполнение
26.03.2014
Бортинженер-2 С. Свонсон (НАСА)
международной
программы
26

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..