ПРОЕКТ ГОСТ Р. Первая редакция - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОЕКТ ГОСТ Р. Первая редакция

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПРОЕКТ ГОСТ Р. Первая редакция - часть 3

 

 

исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государствен-ной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [19].
4.6.3 Уведомление о утверждении национального стандарта или решение об
отклонении проекта национального стандарта размещают на официальном сайте
федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети
Интернет. Соответствующую информацию также доводят до сведения разработчика
этого проекта.
4.6.4 В случае невыполнения ТК (ПТК) требований к экспертизе, установленных
в ГОСТ Р 1.6, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации
может направить проект национального стандарта на повторную экспертизу.
5 Правила проведения работ по обновлению национальных
стандартов
5.1 Организация работ по обновлению национального стандарта
5.1.1 Национальный стандарт подлежит обновлению в следующих случаях:
- если его содержание вошло в противоречие с федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, целями и принципами
национальной стандартизации и в результате не удовлетворяет современным
экономическим, социальным или иным потребностям страны, в том числе не
соответствует достигнутому уровню развития науки и техники;
- если содержание стандарта не обеспечивает соблюдение требований
принятого или разрабатываемого технического регламента (в том числе технического
регламента Евразийского экономического союза) или препятствует соблюдению вновь
заключенного международного соглашения;
- если его содержание противоречит содержанию вновь разрабатываемого или
другого обновляемого национального стандарта Российской Федерации
(в том числе
межгосударственного стандарта, вводимого в действие в качестве национального
стандарта) либо утвержденного или разрабатываемого свода правил.
18
В последнем случае при организации обновления действующего национального
стандарта необходимо стремиться к обеспечению комплексности работ по
стандартизации взаимосвязанных объектов по срокам введения в действие
распространяющихся на них стандартов и сводов правил.
5.1.2 Обновление действующего национального стандарта может быть
осуществлено путем его пересмотра или разработки изменения к стандарту.
5.1.3 При необходимости обновления национального стандарта члены ТК,
заинтересованные участники работ по стандартизации направляют соответствующие
предложения
аргументированным обоснованием и предложением по
финансированию данной работы) в секретариат ТК, за которым закреплен данный
объект стандартизации, а при отсутствии такого ТК
— в федеральный орган
исполнительной власти в сфере стандартизации с предложением по закреплению
стандарта за соответствующим ТК. Вместе с предложениями могут быть представлены
документы, подтверждающие их обоснованность, а также текст изменения, который
целесообразно внести в данный стандарт.
5.1.4 Секретариат ТК рассматривает, анализирует и обобщает полученные
предложения по обновлению национального стандарта, оценивает их актуальность,
определяет способ обновления стандарта (в виде изменения или пересмотра).
5.1.5 Если в течение пяти лет после утверждения национального стандарта в
секретариат ТК не поступали предложения по его обновлению, секретариат ТК
самостоятельно проводит проверку содержания данного стандарта или направляет
членам ТК запрос о представлении предложений, позволяющих оценить
целесообразность обновления стандарта или его отмены.
Проверку национального стандарта проводят с целью выявления необходимости
его обновления, которое может быть направлено:
- на обеспечение соблюдения требований разрабатываемых технических
регламентов
(в том числе технического регламента Евразийского экономического
союза);
- устранение противоречий с действующими и вводимыми нормами
законодательства Российской Федерации;
19
- приведение стандарта в соответствие с вновь заключенными международными
соглашениями;
- гармонизацию стандарта на международном и/или региональном уровне;
- распространение передового опыта, повышение качества продукции (работ или
услуг) в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, потребностями
населения, экономики и безопасности страны;
- более полное достижение целей национальной стандартизации и на решение
задач, которые установлены в статье 3 Федерального закона «О стандартизации в
Российской Федерации» [1];
- устранение противоречий или дублирования с вновь разработанными,
пересмотренными и измененными национальными стандартами Российской
Федерации и межгосударственными стандартами, действующими на ее территории в
качестве национальных стандартов, а также сводами правил;
- исключение ссылок на отмененные стандарты или на межгосударственные
стандарты, действие которых на территории Российской Федерации прекращено в
одностороннем порядке.
5.1.6 При проведении работ, указанных в
5.1.4 и
5.1.5, следует оценить
необходимость одновременного обновления взаимосвязанных с обновляемым
национальным стандартом других национальных стандартов Российской Федерации, а
также межгосударственных стандартов (в том числе стандартов, в которых даны
нормативные ссылки на данный стандарт), а также сводов правил.
5.1.6.1 Если в процессе анализа выявлена необходимость обновления
взаимосвязанного национального или межгосударственного стандарта, закрепленного
за другим ТК, соответствующее предложение направляют в секретариат этого ТК.
5.1.6.2 Секретариат ТК, в который поступило предложение по обновлению
национального стандарта, анализирует его, определяет способ обновления
закрепленного за ним стандарта (в виде изменения или пересмотра) и сообщает свое
мнение в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для
20
последующего включения в программу национальной стандартизации на
соответствующий год.
5.1.6.3 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации
рассматривает предложения различных ТК и принимает решение, направленное на
обеспечение координации проводимых ими работ, доводя его до секретариатов
соответствующих ТК (ПТК), в случае положительного решения соответствующую тему
работ включают в программу национальной стандартизации на соответствующий год.
5.1.7 При необходимости федеральный орган исполнительной власти в сфере
стандартизации может организовать проведение анализа определенной части фонда
действующих национальных стандартов с целью его обновления путем оценки научно-
технического уровня входящих в него стандартов.
5.1.8 Проверку действующих национальных стандартов проводят при включении
их в перечень документов в области стандартизации, в результате применения
которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого
технического регламента
(в том числе технического регламента Евразийского
экономического союза), или в перечень документов в области стандартизации,
содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые
для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления
оценки соответствия.
Примечания
1 В том случае, когда по результатам проверки действующего стандарта выявлена
необходимость его изменения или пересмотра, данный стандарт может быть включен в один
из указанных перечней только после введения в действие этого изменения или заменяющего
стандарта.
2 Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на
добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического
регламента, формируют путем применения методики, установленной в правилах
стандартизации [20].
21
5.2 Разработка изменения к национальному стандарту
5.2.1 Разработку изменения к национальному стандарту осуществляют в
соответствии с программой национальной стандартизации, а также по решению
федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.
5.2.2 Изменение к национальному стандарту на продукцию разрабатывают при
необходимости замены (модификации) или исключения отдельных его положений или
их фрагментов, если это не влечет за собой нарушения взаимозаменяемости
продукции, изготовленной по измененному стандарту, и продукции, изготовленной по
стандарту до внесения в него изменения, а также не приводит к нарушению
совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция,
изготовленная по стандарту до внесения в него изменения.
Изменение к национальному стандарту на метод контроля разрабатывают, если
вносимое изменение не влияет на метрологические характеристики результатов
испытаний (измерений), полученных при использовании данного метода.
Для остальных видов национальных стандартов изменение к стандарту
разрабатывают, если его объем не превышает 20 % текста стандарта.
5.2.3
Изменение к национальному стандарту только редакционного
(лингвистического) и/или ссылочного характера в форме самостоятельного документа
не разрабатывают, а включают в изменение, необходимость которого обусловлена
заменой, дополнением и/или исключением определенных положений стандарта, или
оформляют в виде поправки (см. 6).
5.2.3.1 В национальный стандарт также вносят изменение, если в стандарте
дана нормативная ссылка на один из следующих документов:
- отмененный межгосударственный стандарт, если данный стандарт отменен без
замены или вместо него действует другой межгосударственный стандарт, имеющий в
обозначении иной регистрационный номер;
- межгосударственный стандарт, применение которого в Российской Федерации
прекращено в одностороннем порядке (в соответствии с ГОСТ Р 1.8);
22
- отмененный национальный стандарт Российской Федерации, если данный
стандарт отменен без замены или вместо него действует межгосударственный
стандарт или другой национальный стандарт, имеющий в обозначении иной
регистрационный номер;
- в иных случаях по решению федерального органа исполнительной власти в
сфере стандартизации.
5.2.3.2 Положение стандарта, в котором дана ссылка на национальный или
межгосударственный стандарт, который отменен без замены либо утратил статус
действующего в Российской Федерации на национальном уровне без утверждения
вместо него другого национального или межгосударственного стандарта Российской
Федерации, исключают или модифицируют путем включения недостающего
требования (правила).
Примечание — Если по какой-либо причине в стандарт не было внесено
изменение, предусмотренное в 5.2.3.1, то пользователи стандарта самостоятельно
осуществляют поиск стандартов, которые действуют взамен отмененных ссылочных
стандартов. Причем в случае, когда ссылочный стандарт отменен без замены или
утратил статус действующего в Российской Федерации на национальном уровне без
утверждения вместо него национального стандарта Российской Федерации, положение
(или его часть), в котором дана эта ссылка, может не применяться. При этом в случае
возникновения разногласий у пользователей стандарта по вопросам, связанным с
применением нормативных ссылок на отмененные стандарты, рекомендуется
обращаться за разъяснениями в секретариат ТК в соответствии с его компетенцией, а
при отсутствии такого ТК — в федеральный орган исполнительной власти в сфере
стандартизации.
5.2.4 Если в стандарт уже внесено два изменения, то следующее изменение не
разрабатывают, а осуществляют пересмотр стандарта в соответствии с 5.3. Пересмотр
стандарта также является предпочтительным, если объем вносимого изменения может
превысить 20 % текста стандарта или при необходимости существенного изменения
наименования либо области применения стандарта.
5.2.5 Построение и изложение изменения — по ГОСТ Р 1.5—2012 (раздел 6).
При этом вносимому в стандарт изменению присваивают очередной порядковый
номер.
23
5.2.6 Разработку изменения к стандарту, его утверждение и регистрацию
проводят в соответствии с правилами, установленными для стандартов в разделе 4, и
с учетом правил, установленных в настоящем подразделе.
Примечание — При необходимости одновременно с разработкой данного изменения
осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам и
сводам правил.
5.2.6.1
При выборе разработчика изменения к национальному стандарту
предпочтение должно отдаваться лицу, бывшему разработчиком данного стандарта.
5.2.6.2 В пояснительной записке к проекту изменения вместо характеристики
объекта и аспекта стандартизации приводят характеристику вносимого изменения, а
также обоснование целесообразности его внесения. В пояснительной записке к проекту
изменения к стандарту допускается не приводить сведения о использованном ранее
международном стандарте, если вносимое изменение не обусловлено
необходимостью восстановления гармонизации данного национального стандарта с
данным международным стандартом в случае его обновления
5.2.6.3 Редактирование проектов изменений должно проводиться организацией,
которая осуществляет издание изменений.
5.2.6.4 Подготовку проекта изменения к утверждению и его регистрацию после
утверждения проводят с соблюдением соответствующего порядка, установленного
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
стандартизации [19].
5.2.7 При подготовке уведомления о разработке проекта изменения к
национальному стандарту соблюдают правила, установленные в приложении Г.
5.2.8 Изменение к стандарту вводят в действие не ранее трех месяцев после его
утверждения и с учетом времени, необходимого для проведения соответствующих
организационно-технических мероприятий.
24
5.2.9 Уведомление об утвержденном изменении к стандарту размещают на
официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере
стандартизации в сети Интернет.
5.2.10 Издание изменений к национальным стандартам в печатном виде
осуществляется в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты».
В обоснованных случаях вместо публикации текста изменения осуществляют
новое издание стандарта, включающее это и все предыдущие изменения к стандарту,
а также поправки к этому стандарту.
5.2.11 Внесение изменения в экземпляры стандарта, находящиеся у
пользователей стандартом, рекомендуется осуществлять в соответствии с порядком,
приведенным в приложении Д.
5.2.12 В тех случаях, когда необходимо использование официальных изданий
стандартов, например: при использовании стандартов для подтверждения соблюдения
требований технических регламентов, при проведении подтверждения соответствия
данным стандартам, аккредитации органов по сертификации и испытательных
лабораторий, заключении договоров и контрактов, в арбитражных спорах, судебных
разбирательствах и иных видах разрешения разногласий между изготовителями и
потребителями продукции, исполнителями и заказчиками услуг и т. п., а также в
библиотеках и органах научно-технической информации, следует применять только те
экземпляры стандартов, изменения в которые внесены в соответствии с порядком,
приведенным в приложении Д.
5.2.13 В остальных случаях способы внесения изменений в экземпляры
стандарта, находящиеся у его пользователей, определяются ими самостоятельно.
5.3 Проведение пересмотра национального стандарта
5.3.1 Пересмотр стандарта необходим, если предлагаемые значительные
изменения его содержания или структуры, а также включение в него новых и/или более
прогрессивных требований приводят к следующим последствиям:
- нарушению взаимозаменяемости с продукцией, изготовленной до введения
этих требований;
25
- нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима
продукция, изготовленная по стандарту до введения в него новых требований;
- оказанию влияния на метрологические характеристики результатов испытаний
(измерений), проводимых по пересмотренному стандарту и действующему ранее
стандарту.
5.3.2 При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен
действующего. При этом разработку стандарта, его утверждение, регистрацию,
издание и введение в действие проводят в порядке, установленном в разделе 4 для
вновь разрабатываемых стандартов.
Примечание — При необходимости одновременно с пересмотром данного стандарта
осуществляют работы по подготовке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам и
сводам правил или работы по их пересмотру.
5.3.2.1 Пересмотр национального стандарта осуществляют в соответствии с
программой национальной стандартизации.
5.3.2.2
В качестве разработчика обновляемого стандарта, как правило,
привлекают лицо, являющееся разработчиком действующего стандарта.
5.3.2.3 В пояснительной записке к проекту обновленного стандарта вместо
характеристики объекта и аспекта стандартизации приводят характеристику
обоснование целесообразности пересмотра действующего стандарта и краткую
характеристику пересмотра.
5.3.2.4 В уведомлении о разработке проекта национального стандарта взамен
действующего и в уведомлении завершения публичного обсуждения данного проекта
(см. приложение А) наряду с наименованием стандарта приводят соответствующую
информацию с указанием обозначения действующего стандарта, вместо
характеристики объекта стандартизации указывают цель пересмотра, а отличия от
соответствующего международного стандарта отражают только в случае, когда
пересмотр обусловлен применением новой версии международного стандарта.
5.3.3 При пересмотре действовавший ранее стандарт отменяют, а в
пересмотренном стандарте (в предисловии) указывают, взамен какого стандарта он
26
разработан. При присвоении обозначения обновленному стандарту сохраняют
регистрационный номер действовавшего ранее стандарта и приводят после него
(отделяя тире) четыре цифры, означающие год утверждения обновленного стандарта.
5.3.4 Информацию о замене действующего национального стандарта и об
утверждении обновленного стандарта размещают на официальном сайте
федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет
в виде соответствующего уведомления.
5.3.5 Официальное опубликование обновленного стандарта организует
федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в соответствии с
порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в сфере стандартизации [21].
6 Внесение поправки в национальный стандарт
6.1 При необходимости внесения исправлений в опубликованный национальный
стандарт, которые направлены на устранение ошибок или опечаток, допущенных при
подготовке стандарта к утверждению, опубликованию или последующему изданию,
любой пользователь стандарта может направить в секретариат ТК в соответствии с его
компетенцией
(при его отсутствии
— непосредственно в федеральный орган
исполнительной власти в сфере стандартизации) предложение по внесению в стандарт
поправки.
Необходимость внесения в стандарт поправки также может быть обусловлена
необходимостью указания в нем информации о наличии в стандарте объектов
патентного права в случае, если патентообладатель
(лицензиар) заявил о своих
правах на изобретение после утверждения и/или введения стандарта в действие;
необходимостью актуализации датированной ссылки на другой национальный или
межгосударственный стандарт в случае пересмотра ссылочного стандарта, когда
замена данной ссылки не влияет на техническое содержание стандарта.
В случае принятия Правительством Российской Федерации или федеральным
органом исполнительной власти нормативного правового акта, требования которого
необходимо срочно учесть в действующем стандарте, а разработка изменения в
27
соответствии с установленными в
5.2 правилами не позволяет это сделать,
федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает
решение по внесению в данный стандарт поправки без проведения процедуры
публичного обсуждения и одобрения членами ТК.
6.2 Секретариат ТК рассматривает данное предложение и в случае согласия с
ним оформляет в соответствии с приложением Е поправку и направляет ее на
редактирование в организацию, которая осуществляет издание поправок. Секретариат
ТК направляет поправку, прошедшую редактирование, вместе с докладной запиской,
подписанной председателем ТК, в федеральный орган исполнительной власти в сфере
стандартизации.
6.3 Текст поправки к национальному стандарту размещают на официальном
сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети
Интернет, а также учитывают в случае переиздания данного стандарта, соблюдая при
этом порядок опубликования документов национальной системы стандартизации,
установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере стандартизации [21].
6.4 Издание поправок к национальным стандартам в печатном виде
осуществляется в ежемесячном информационном указателе
«Национальные
стандарты»
(ИУС). Датой введения в действие поправки является дата ее
опубликования (дата выпуска в свет соответствующего выпуска ИУС).
7 Правила осуществления отмены национальных стандартов и
приостановки их действия
7.1 Действующий национальный стандарт отменяют в следующих случаях:
а) при утверждении и введении в действие взамен данного стандарта другого
национального стандарта, в том числе при включении положений данного стандарта в
другой стандарт;
28

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..