ПРОЕКТ ГОСТ Р. Первая редакция - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОЕКТ ГОСТ Р. Первая редакция

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

ПРОЕКТ ГОСТ Р. Первая редакция - часть 2

 

 

системы стандартизации на исключительное применение ФГИС проект национального
стандарта оформляют по ГОСТ Р 1.5—2012 (раздел 5) в электронно-цифровой форме.
4 Правила разработки и утверждения национальных стандартов
4.1 Организация разработки национального стандарта
4.1.1 В случае необходимости или заинтересованности в разработке
национального стандарта участники работ по стандартизации направляют
предложения по включению соответствующей темы в программу национальной
стандартизации в соответствии с порядком учета предложений о разработке
национальных стандартов, установленным федеральным органом исполнительной
власти в сфере стандартизации [6].
4.1.2 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может
уполномочить на разработку национального стандарта компетентное юридическое или
физическое лицо в случае отсутствия предложения о разработчике стандарта по
соответствующей теме от профильного ТК (ПТК).
В указанном случае федеральный орган исполнительной власти в сфере
стандартизации включает тему по разработке стандарта в программу национальной
стандартизации и закрепляет ее за ТК
(ПТК) по соответствующей области
стандартизации.
4.1.3 Если заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается
осуществить инициативную
(за счет собственных сил и/или средств) разработку
стандарта, то учет такого предложения осуществляется в установленном порядке [6].
В предложении приводят собственное обоснование целесообразности
разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а
также сведения об использовании при разработке международного, регионального или
зарубежного национального стандарта. Вместе с предложением могут быть
представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки
данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого
международного (регионального или стандарта иностранного государства) стандарта.
4.2 Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное
обсуждение
7
4.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную
записку к нему в срок, установленный программой национальной стандартизации.
4.2.1.1 При разработке национального стандарта разработчик руководствуется
общими требованиями к содержанию межгосударственных стандартов, которые
установлены в ГОСТ 1.5—2001 (раздел 7).
Примечание
— Кроме общих требований к содержанию стандартов существуют
национальные стандарты и рекомендации по стандартизации, устанавливающие особые
требования в отношении отдельных объектов и аспектов стандартизации [7] — [14], которые
также учитывают при разработке стандарта.
4.2.1.2 В пояснительной записке к первой редакции проекта стандарта ука-
зывают:
- основание для разработки стандарта с указанием шифра соответствующего
задания в программе национальной стандартизации;
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности
разработки стандарта на национальном уровне;
- сведения о соответствии проекта стандарта техническим регламентам
Евразийского экономического союза, федеральным законам, техническим регламентам
и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые содержат
требования к объекту и/или аспекту стандартизации;
- сведения о соответствии проекта стандарта международному стандарту и о
форме применения данного стандарта как основы для разработки проекта
национального стандарта Российской Федерации, а в случае отклонения от меж-
дународного стандарта - мотивированное обоснование этого решения и/или иные
сведения о научно-техническом уровне проекта стандарта, в том числе о его
соответствии региональным и зарубежным национальным стандартам;
- сведения о взаимосвязи проекта стандарта с проектами других разраба-
тываемых национальных стандартов и/или сводов правил, с действующими в
Российской Федерации национальными и межгосударственными стандартами, сводами
8
правил, а при необходимости также предложения по их пересмотру, изменению или
отмене
(одностороннему прекращению применения на территории Российской
Федерации межгосударственных стандартов);
- перечень исходных документов и другие источники информации, исполь-
зованные при разработке стандарта, в том числе информацию об использовании
документов, относящихся к объектам патентного или авторского права и о наличии
надлежащим образом заверенных переводов использованных при разработке и
ссылочных международных, региональных стандартов, стандартов и сводов правил
иностранных государств, зарегистрированных в Федеральном информационном фонде
стандартов (далее — Фонд);
- сведения о разработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера
контактного телефона и адреса электронной почты.
В случае разработки национального стандарта для включения в перечень
документов в области стандартизации, в результате применения которых на
добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого или
разрабатываемого технического регламента, в пояснительной записке к проекту
стандарта указывают применение каких структурных элементов стандарта (разделов,
подразделов, пунктов, подпунктов, приложений) обеспечивает соблюдение требований
данного технического регламента.
Пояснительную записку подписывает руководитель разработки стандарта и
исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком
национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку
подписывает только разработчик.
4.2.1.3 Разработка первой редакции проекта стандарта завершается подготовкой
уведомления о разработке проекта стандарта в соответствии с приложением А в
соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [15].
4.2.1.4 Разработчик направляет первую редакцию проекта стандарта,
пояснительную записку к нему и копию уведомления о разработке в секретариат ТК
(ПТК) в соответствии с его компетенцией, который в срок, не превышающий 10
9
календарных дней, проверяет первую редакцию проекта национального стандарта на
соответствие правилам, установленным в основополагающих национальных
стандартах и осуществляет рассылку первой редакции проекта стандарта членам ТК
(ПТК) и другим заинтересованным лицам.
4.2.2 Заинтересованные органы власти, члены ТК
(ПТК), юридические и
физические лица рассматривают первую редакцию проекта стандарта, готовят в
письменной форме отзывы на первую редакцию проекта стандарта и направляют их по
электронной почте разработчику в течение срока, предусмотренного для публичного
обсуждения данного проекта.
4.2.2.1 Все замечания и предложения излагают конкретно и обоснованно. При
этом рекомендуется приводить предлагаемые автором отзыва редакции отдельных
пунктов, подпунктов, абзацев, таблиц, приложений и изображения графического
материала.
При необходимости в отзыве может быть приведена предлагаемая редакция
отдельных пунктов, подпунктов, абзацев.
Отзыв оформляют в электронном виде в редактируемом формате (.DOC), а
сопроводительное письмо, в котором приводят оригиналы подписей,
- в
нередактируемом формате (.PDF). При этом в отзыве используют шрифт, который
применен в тексте основной части проекта стандарта.
4.2.2.2 Отзыв на проект стандарта рекомендуется излагать в следующей
последовательности:
- о целесообразности разработки стандарта;
- проекте в целом;
- наименовании стандарта;
- об области применения стандарта;
- о структуре стандарта;
- об отдельных разделах, подразделах, пунктах, подпунктах, абзацах, таблицах,
графических материалах и/или приложениях стандарта.
10
4.2.2.3 Если в проекте стандарта присутствует объект патентного права, то
патентообладатель в своем отзыве на данный проект заявляет о своих правах, а
разработчик исключает из проекта стандарта данный объект.
4.2.3 По окончании срока публичного обсуждения разработчик направляет в
федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации уведомление о
завершении публичного обсуждения проекта стандарта в соответствии с приложениием
А.
Уведомление о завершения публичного обсуждения проекта национального
стандарта размещают на официальном сайте федерального органа исполнительной
власти в сфере стандартизации в сети Интернет в соответствии с порядком,
установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере стандартизации [15].
В дальнейшем до утверждения данного стандарта разработчик обязан
предоставить его проект и сводку замечаний и предложений по первой редакции
любому заинтересованному лицу по его запросу или сообщить, на каком сайте в сети
Интернет можно ознакомиться с ними.
Примечание - Информацию об адресе, по которому можно запросить указанные
докумен-ты, или о сайте, на котором они размещены, приводят в уведомлении о завершения
публичного обсуждения проекта национального стандарта.
4.2.4 Разработчик составляет сводку замечаний и предложений по первой
редакции проекта национального стандарта по форме и правилам, приведенным в
приложении Б, и дорабатывает проект национального стандарта с учетом принятых им
замечаний и предложений заинтересованных лиц в пределах срока, установленного в
программе национальной стандартизации.
Примечание - Этот срок рекомендуется устанавливать в диапазоне от одного до трех
месяцев после окончания публичного обсуждения данного проекта.
Отзывы на первую редакцию проекта национального стандарта, которые
поступили после размещения в сети Интернет уведомления завершения его
публичного обсуждения не учитываются.
11
При необходимости, перед подготовкой окончательной редакции проекта
национального стандарта разработчик может оформить вторую редакцию проекта и
провести ее обсуждение с заинтересованными лицами, от которых поступили
замечания и предложения на первую редакцию данного проекта. При этом форму и
дату обсуждения устанавливает разработчик
4.3 Экспертиза и редактирование окончательной редакции проекта
национального стандарта
4.3.1 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта на основе
доработанного проекта стандарта. При подготовке окончательной редакции проекта
национального стандарта пояснительную записку к нему дополняют сведениями о
проведении публичного обсуждения (с указанием дат размещения в сети Интернет
соответствующих уведомлений) и краткой характеристикой полученных отзывов
заинтересованных лиц.
4.3.2 Разработчик направляет доработанный проект на согласование в
секретариат ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией.
Примечание
- По решению председателя ТК
(ПТК) в число разработчиков
национального стандарта могут быть включены организация или физическое лицо, которые
внесли существенный вклад в содержание проекта стандарта в процессе публичного
обсуждения или экспертизы.
4.3.2.1
Разработчик направляет окончательную редакцию проекта
национального стандарта в секретариат ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией
вместе со следующими документами:
- пояснительной запиской к окончательной редакции проекта;
- сводкой замечаний и предложений по первой редакции данного проекта;
- оригиналами отзывов на первую редакцию проекта стандарта;
- копией уведомления о разработке проекта национального стандарта;
- копией уведомления о завершении публичного обсуждения проекта
национального стандарта;
12
- документами, подтверждающими согласование проекта стандарта с
федеральными органами исполнительной власти, в случае если это установлено
Правительством Российской Федерации или федеральным законодательством;
- переводом на русский язык международного или регионального стандарта или
иного иноязычного документа, использованного в качестве основы при разработке
проекта национального стандарта и сведения о наличии надлежащим образом
заверенных переводов ссылочных международных, региональных стандартов,
стандартов и сводов правил иностранных государств, зарегистрированных в Фонде.
4.3.3 ТК
(ПТК) рассматривает доработанный проект стандарта и принимает
решение о проставлении штампа «Окончательная редакция».
4.3.3.1 Секретариат ТК (ПТК) рассматривает представленные разработчиком
документы и совместно с председателем данного комитета организует проведение
экспертизы окончательной редакции проекта национального стандарта в соответствии
с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере
стандартизации
[16]. При этом содержание экспертизы и экспертное заключение
должны соотвествовать требованиям, установленным в ГОСТ Р 1.6.
4.3.3.2 В случае формирования председателем ТК (ПТК) рабочей группы из
членов этого комитета для проведения экспертизы проекта национального стандарта в
состав этой рабочей группы включают тех членов ТК (ПТК), которые предоставили
обоснованные отзывы на первую редакцию данного проекта.
4.3.3.3 При наличии в ТК подкомитета, за которым закреплен соответствующий
объект или аспект стандартизации, по решению председателя данного комитета
экспертиза окончательной редакции проекта национального стандарта может быть
проведена в этом подкомитете.
4.3.3.4 ТК (ПТК) возвращает разработчику доработанный проект стандарта со
штампом «Окончательная редакция» (далее — окончательная редакция) в срок, не
превышающий 30 дней с даты поступления доработанного проекта стандарта в
секретариат ТК (ПТК).
4.3.3.5 При положительных результатах экспертизы окончательной редакции
про-екта национального стандарта секретариат ТК (ПТК) направляет разработчику
экспертное заключение и проект стандарта со штампом «Окончательная редакция»
13
4.3.3.6 При отрицательных результатах рассмотрения доработанного проекта
стандарта секретариат ТК
(ПТК) может предложить разработчику устранить
выявленные недостатки и доработать его в сроки, не превышающие 30 дней.
4.3.4 Согласованный в качестве окончательной редакции секретариатом ТК
(ПТК) доработанный проект стандарта направляется разработчиком на
редактирование в организацию, уполномоченную федеральным органом
исполнительной власти в сфере стандартизации на редактирование проектов
стандартов с проставлением штампа
«В набор». Редактирование проводится в
установленном этой организацией порядке в срок не превышающей 60 рабочих дней,
за исключением времени, в течение которого осуществляется доработка по
замечаниям редакционного характера.
4.3.5 Представляемый на редактирование оригинал окончательной редакции
проекта стандарта должен быть напечатан краской черного цвета на одной стороне
листа бумаги белого цвета. Шрифт печатающего устройства должен быть четким,
начертания Arial размером не менее 12 пунктов, с двойным межстрочным интервалом.
4.3.6 Комплекс стандартов, имеющих общий объект стандартизации,
запланированных к утверждению и вводу в действие одновременно и содержащих
перекрестные нормативные ссылки друг на друга, должен представляться на
редактирование с присвоеными оператором Федерального информационного фонда
стандартов
(далее
— оператор фонда) обозначениями комплекса стандартов в
соответствии с ГОСТ Р 1.5—2012 (пункт 7.4).
4.3.7 На проекте стандарта, получившем положительное заключение о
соответствии проекта стандарта требованиям основополагающих национальных
стандартов и требованиям к оформлению по результатам редактирования,
проставляется штамп «В набор» на каждой странице проекта. Проект стандарта со
штампом «В набор» передается разработчику.
14
4.4 Подготовка мотивированного предложения об утверждении проекта
стандарта в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта
национального стандарта в качестве предварительного национального
стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта
4.4.1 С учетом результатов экспертизы и редактирования проектов стандартов
ТК
(ПТК) в случае достижения консенсуса подготавливает мотивированное
предложение об утверждении проекта национального стандарта в соответствии с
частью
14 статьи
24 Федерального закона
«О стандартизации в Российской
Федерации» [1] в соответствии с правилами достижения консенсуса, установленными
федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [17].
4.4.1.1 Секретариат ТК
(ПТК) направляет мотивированное предложение об
утверждении проекта национального стандарта в федеральный орган исполнительной
власти в сфере стандартизации вместе с протоколом заседания комитета, на котором
был достигнут консенсус, и документами, полученными в соответствии с 4.3.2.1.
4.4.2 В случае недостижения консенсуса в ТК (ПТК) в отношении предложения
об утверждении национального стандарта может быть принято мотивированное
предложение об утверждении проекта в качестве предварительного национального
стандарта или об отклонении данного проекта.
Примечания
1 Основания, по которым ТК (ПТК) может предложить отклонить проект стандарта,
указаны в части
10 статьи 24 Федерального закона
«О стандартизации в Российской
Федерации» [1].
2 Для достижения консенсуса при разработке национального стандарта применяют
соответствующие правила, установленные федеральным органом исполнительной власти в
сфере стандартизации [17].
4.4.3 Если ТК (ПТК) предлагает утвердить проект национального стандарта в
качестве предварительного национального стандарта, то разработчик переоформляет
данный проект в виде проекта предварительного национального стандарта с
соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.5 для этого вида документов
национальной системы стандартизации.
15
Примечания
1 Случаи, когда ТК (ПТК) может предложить утвердить проект национального стандарта в
качестве предварительного национального стандарта, указаны в части
12 статьи
24
Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [1].
2 Проект предварительного стандарта проходит повторнно экспертизу и редактирование по
4.3
4.5 Нормоконтроль и подготовка к утверждению национального стандарта
4.5.1 Работы по подготовке к утверждению
(включая нормоконтроль)
осуществляет Российский государственный институт стандартизации (название
условное), являющийся оператором Федерального информационного фонда
стандартов в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в
сфере стандартизации.
4.5.2 Подготовка стандарта к утверждению осуществляется в соответствии с
правилами стандартизации [18 будут пересмотрены].
4.5.3 Перед направлением проекта национального стандарта на утверждение
проект стандарта проходит государственную приемку
(нормоконтроль) и ему
присваивается обозначение в соответствии с ГОСТ Р 1.5, ГОСТ Р 1.7.
Обозначение присваивает оператор фонда в течение трех рабочих дней после
поступления документов от ТК (ПТК) или, в случае разработки стандартов за счет
средств федерального бюджета, от исполнителя государственного контракта.
При этом оператор фонда проверяет:
- комплектность документов (дело стандарта) в соответствии с приложением В;
- соответствие наименования стандарта и шифра темы утвержденной программе
национальной стандартизации;
- правильность оформления приказа в соответствии с шаблонами типовых
приказов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере
стандартизации;
16
- правильность оформления дела стандарта, наличие оригинальных подписей и
печатей в соответствии с пунктами
5.4—5.10 правил стандартизации
[18 будут
пересмотрены];
- соответствие проекта стандарта основополагающим документам национальной
системы стандартизации (нормоконтроль).
В случае несоответствия хотя бы одному из перечисленных требований
оператор фонда возвращает документы на доработку.
4.6 Утверждение и регистрация национального стандарта
4.6.1 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации
принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта на
основании соответствующего мотивированного предложения ТК (ПТК).
4.6.1.1 Решение об утверждении национального стандарта оформляют
организационно-распорядительным документом, в котором указывают дату введения
данного стандарта в действие.
4.6.1.2 Дату введения национального стандарта в действие устанавливают с
учетом времени, необходимого для реализации организационно-технических
мероприятий, проводимых при внедрении данного стандарта перед его практическом
применении, но не ранее трех месяцев после утверждения этого стандарта.
4.6.1.3 В обоснованных случаях при установлении даты введения национального
стандарта в действие пользователям может быть предоставлено право его досрочного
применения.
4.6.1.4 Срок действия национального стандарта не ограничивают, за
исключением случаев, когда это обусловлено законодательными или иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4.6.2 Регистрацию утвержденного национального стандарта, публикацию
уведомления о его утверждении на официальном сайте федеральным органом
исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет осуществляют с
соблюдением соответствующего порядка, установленного федеральным органом
17

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..