«Основные принципы электрокардиографии. ЭКГ в норме». Занятие по кардиологии (6 часов)

 

  Главная      Тесты     Ситуационные задачи по медицине (с ответами)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  51  52  53  54   ..

 

 

 

ТЕМА № 13.

 

 «Основные принципы электрокардиографии. ЭКГ в норме». Занятие по кардиологии (6 часов)

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Одно из первых мест в диагностике сердечно-сосудистой патологии занимает ЭКГ. Понимание данных электрокардиографии и правильная интерпритация необходимы для диагностики важнейших болезней сердечно-сосудистой системы, оценки изменений сердца при самом широком спектре других патологических состояний, оценки эффективности лечения, выявления возможных побочных эффектов проводимой терапии.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Сформировать теоретическую основу клинического понимания ЭКГ, отработать алгоритм анализа ЭКГ, научиться распознавать нормальную ЭКГ.

 

УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

Для формирования профессиональных компетенций ординатор должен знать:

1. Определение электрокардиографии и суть электрических явлений, позволяющих записывать ЭКГ с поверхности тела.

2. Системы отведений, используемые для регистрации ЭКГ.

3. Этапы распространения возбуждения по проводящей системе сердца и миокарду, формирование основных компонентов ЭКГ- кривой.

4. Оборудование и расходные материалы для записи ЭКГ.

Для формирования профессиональных компетенций ординатор должен уметь:

1. Оценить источник сердечного ритма и его частоты, нормальные значения зубцов, интервалов и сегментов ЭКГ.

2. Оценить электрическую ось сердца (ЭОС), обосновать клиническое значение.

 

ПРОГРАММА САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Порядок работы.

1.Ознакомиться с целями практического занятия и целями самоподготовки (задание №1).

2. Восстановить приобретенные за время обучения в ВУЗе знания, необходимые для изучения темы занятия (задание №2).

3. Проработайте основные положения по теме: «Основные принципы электрокардиографии. ЭКГ в норме»  (задание №3).

4. Уяснить, как следует пользоваться средствами решения задач (задание № 4): - схемой диагностического поиска.

 

ЗАДАНИЕ 1.  См. цели и учебно-целевые задачи.

ЗАДАНИЯ 2. Продумать сформулированные требования к базисным знаниям и умениям, приобретенным в ВУЗе и необходимым для изучения данной темы.

 

Базисные знания и умения для формирования профессиональных компетенций ординатор должен знать из курсов:

Анатомии - анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы.

Физиологии – электрические изменения, связанные с возбуждением предсерий, желудочков. Физиологию проводящей системы сердца, понятие эктопических водителей ритма. Электрокардиографические отведения. Треугольник и закон Эйнтховена.

Пропедевтика внутренних болезней – техника снятия ЭКГ, расшифровка и оценка данных ЭКГ в норме.

При проведении усвоенных знаний ответьте на предлагаемые тесты, решите клиническую задачу и сравните их с эталоном ответов.

 

Контрольные тесты  по теме «Основные принципы электрокардиографии. ЭКГ в норме»:

 1. ЭКГ - исследование позволяет изучить следующую функцию сердечной мышцы:

   А. Автоматизм.

   Б. Проводимость.

   В. Возбудимость.

   Г. Сократимость.

   Д. Тоничность.

   Е. Рефрактерность.

   Ж. Аберрантность.

   З. Верно "а", "в", "г", "ж".

 +И. Верно "а", "б", "в", "е", "ж".

 2.Может ли быть вариантом нормы наличие глубокого и широкого зубца Q или комплекса QS в aVR?

+ А. Да.

   Б. Нет.

3. Нормальная амплитуда зубца Q составляет:

   А. Не более 1/6 амплитуды зубца R.

   Б. Не более 1/5 амплитуды зубца R.

 +В. Не более 1/4 амплитуды зубца R.

   Г. Не более 1/2 амплитуды зубца R.

4. Нормальная продолжительность комплекса QRS составляет:

   А. 0,04-0,06 с.

 +Б. 0,06-0,1с.

   В. 0,08-0,12 с.

   Г. 0,1-0,2 с.

5. Нормальная продолжительность зубца P-Q составляет:

   А. 0,05-01, с.

   Б. 0,1-0,12 с.

+ В. 0,12-0,2 с.

   Г. 0,2-0,3 с.

6. Нормальная продолжительность зубца P составляет:

   А. 0,12-0,14 с.

 +Б. 0,08-0,10 с.

   В. 0,14-0,16 с.

   Г. 0,16-0,20 с.

7. Комплекс QRS на ЭКГ отражает процесс:

   А. Реполяризация желудочков.

   Б. Возбуждение обеих предсердий.

   В. Распространения возбуждения по межжелудочковой перегородке.

 + Г. Распространения возбуждения по правому и левому желудочкам.

   Д. Прохождения возбуждения от предсердий к желудочкам.

8.  Зубец P на ЭКГ отражает процесс:

   А. Реполяризации желудочков.

 +Б. Возбуждение обеих предсердий.

   В. Распространения возбуждения по межжелудочковой перегородке.

   Г. Распространения возбуждения по правому и левому желудочкам.

   Д. Прохождения возбуждения от предсердий к желудочкам.

9. Что является основой для регистрации ЭКГ?

   А. Сократительная способность миокарда.

   Б. Биохимизм сердечной мышцы.

   В. Функционирование ионных насосов и наличие градиента концентрации ионов К и Na   по обе стороны клеточной мембраны.

 +Г. Разность потенциалов, создаваемая источником тока.

10. Конфигурация ЭКГ (форма и амплитуда зубцов) в различных отведениях зависит от:

   А. Нарушение деятельности синусового узла.

   Б. Изменения клапанного аппарата сердца.

   В. Степени ослабления сократительной способности миокарда.

+ Г. Направления вектора диполя по отношению к электродам отведения.

 

ЗАДАНИЕ  3. Проработать литературу по теоретическим вопросам, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1Голдбергер А.Л. Клиническая электрокардиография. Наглядный подход. Перевод с англ. Фурменкова Ю.В. / Под ред. А.В. Струтынского. ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 328 с.: ил.

2Орлов В.Н. Руководство по электрокардиографии. Медицинское информационное агентство (МИА). 2012. - 560 с. ил.

3. Сторожакова Г.И., Горбаченкова А.А. Руководство по кардиологии: Учебное пособие в 3-х томах. Том 1 / Под ред ГЭОТАР-Медиа. 2008. - 672 с.

4. Ферри Д.Р. Интерпретация ЭКГ - 10-дневный курс. Перевод с англ. / Под ред. Сыркина. 2-е изд., испр. и доп. Издательство: Практическая медицина. 2009. - 628 с.: ил.

5. Хамм К., Виллемс Ш. Электрокардиография: карманный справочник. Перевод с нем. / Под ред. А.В. Струтынского. ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 352 с.

6. Хэмптон Дж. Атлас ЭКГ. 150 клинических ситуаций. Издательство: Медицинская литература. 2008. - 320 с. 

 

Ответьте на вопросы:

1. Современное представление о сущности электрокардиограммы.

2. Система отведений.

3. Регистрация электрокардиограммы.

4. Основные компоненты электрокардиограммы.

5. Анализ электрокардиограммы.

6. Определение электрической оси сердца.

 

ЗАДАНИЯ 4.

Схема диагностического поиска и дифференциального диагноза (алгоритм) ЭКГ нормы. Уяснить, как следует пользоваться схемой диагностического поиска.

I этап

Цель: определить сердечный ритм. Оценить регулярность сердечных сокращений, частоту сердечных сокращений, определить источник возбуждения.

II этап

Оценка функции проводимости.

III этап

Определение расположения электрической оси сердца.

IV этап

Оценка предсердного зубца Q.

V этап.

Анализ желудочкового комплекса QRSТ.

VI этап

Электрокардиографическое заключение.

VII этап

Распознавание нормальной ЭКГ.

VIII этап

Дифференциальный диагноз норм ЭКГ от патологии. Алгоритмы прилагаются.

 

 

ЗАДАНИЕ 5

Прилагается ЭКГ, которое нужно расшифровать с помощью схемы диагностического поиска. Сверьте ваше решение с эталоном (эталоны прилагаются).

 

ЗАДАНИЕ 6

Контрольные вопросы

1Перечислите ЭКГ признаки нормального сердечного ритма.

2Перечислите варианты положения электрической оси сердца.

3 Опишите зубец Р в норме.

4 Опишите комплекс QRS в норме.

5 Опишите сегмент RS-Т в норме.

6 Оцените зубец Т в норме.

7 Опишите интервал Q-Т в норме.

8 Приведите пример электрокардиографического заключения в норме.

 

Контроль усвоения темы, знаний, умений и навыков проводиться преподавателем во время проведения занятий. Продолжительность занятий 6 часов.

 

                

Методическое обеспечение

Тестовые задания для проверки исходного уровня знаний. Электрокардиограф. Линейка для оценки ЭКГ, циркуль для измерения интервалов. Набор ЭКГ без патологических изменений. Самостоятельная работа ординаторов направлена на закрепление навыков трактовки данных ЭКГ. Во время тематического разбора контролируются практические навыки и умения поэтапной диагностики. Контроль усвоения темы, знаний, умений и навыков производиться по оценке результатов и ответов на  тестовые задания и решения ситуационных задач.

 

Задание для самостоятельной работы:

1.      В соответствии с объемом и характером недостаточно усвоенного материала преподаватель рекомендуют дополнительную литературу для проработки неусвоенных  разделов (смотри список рекомендуемой литературы)

2.      Предлагает темы для проведения УИР по различным разделам изучаемой темы:

Электрокардиограмма при декстракардии.

               Варианты нормальной электрокардиограммы.

3.      Для самоконтроля, усвоения темы и закрепления материала рекомендуются работа с набором нормальной ЭКГ и рекомендуемой литературой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  51  52  53  54   ..