|
|
содержание .. 5 6 7 8 ..
Рабочая программа дисциплины «Эпидемиология» - 2015 год
________________________ ординатуры 32. Профилактическая медицина по специальности 32.08.12 ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
Трудоемкость дисциплины: 24 зачетные единицы
Рабочая программа дисциплины «Эпидемиология» разработана кафедрой Эпидемиологии.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО программы ординатуры.................................. 6 3. Требования к результатам освоения дисциплины 6 4. Содержание разделов дисциплины и формируемые компетенции................................... 14 5. Объем дисциплины и виды учебной работы 5.1. Распределение трудоемкости дисциплины (модуля) и видов учебной работы 22 5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы контроля.................... 23 5.3. Распределение тем и часов лекций по семестрам............................................. 23 5.5. Распределение тем семинаров по семестрам..................................................... 26 5.6. Распределение самостоятельной работы (СР)по видам и семестрам............. 27 7.3. Основные журналы по специальности.............................................................. 31 7.6. Законодательные и нормативно-правовые документы.................................... 35 7.7. Перечень методических указаний для обучающихся по освоению дисциплины 41 7.8. Методические рекомендации для преподавателей........................................... 41 7.13. Перечень информационных технологий.......................................................... 44 8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по дисциплине..... 45 Кадровое обеспечение образовательного процесса по дисциплине...................... 53 Фонд оценочных средств по дисциплине................................................................ 56
1. Цель и задачи освоения дисциплины «Эпидемиология». Цель и задачи рабочей программы Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «Эпидемиология» (ординатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «Медико-профилактическое дело» в послевузовском профессиональном образовании врачей. Цель послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности «Эпидемиология» – подготовка квалифицированного врача-специалиста эпидемиолога, обладающего системой универсальных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в области эпидемиологии. Задачи послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности «Эпидемиология»: освоение производственно-технологической деятельности: 1. осуществление контрольно-надзорных функций в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе осуществление надзора в сфере защиты прав потребителей; 2. проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); 3. проведение сбора и медико-статистического анализа информации о состоянии санитарно-эпидемиологической обстановки; 4. оценка состояния здоровья населения; 5. оценка состояния среды обитания человека; 6. проведение диагностических исследований различных групп населения, предусмотренных законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия для обеспечения безопасной среды обитания человека; освоение психолого-педагогической деятельности: 1.освоение навыков проведения гигиенического воспитания и пропаганда здорового образа жизни; освоение организационно-управленческой деятельности: 1. освоение навыков организационно-управленческой деятельности: 2. организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций; 3. организация труда персонала в организациях и их структурных подразделениях, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом требований техники безопасности и охраны труда; 4. ведение документации, предусмотренной для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 5. соблюдение основных требований информационной безопасности.
Перечень знаний, умений и владений врача-эпидемиолога (ординатора) Врач-специалист по эпидемиологии должен знать: - Нормативно-правовую базу по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны, укрепления здоровья разных контингентов населения. - Основные теории эпидемического процесса и особенности применения их в различных областях профилактической и противоэпидемической деятельности. - Суть концепции механизма передачи возбудителей инфекции, его компоненты и классификации основных инфекционных болезней по механизму передачи их возбудителей. - Оценку риска окружающей среды на здоровье населения и соответствия санитарным правилам и нормам. - Меры по неспецифической профилактике кишечных, воздушно-капельных и кровяных инфекций; профилактику инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. - Этиологию, эпидемиологию, диагностику и меры профилактики наиболее часто встречающихся инфекционных (паразитарных) заболеваний. - Клиническую картину этих заболеваний. - Современные методы лабораторной диагностики инфекционных заболеваний - Постановку эпиддиагноза при основных группах инфекционных заболеваний. - Алгоритм эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями. - Тактику – проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при основных группах инфекций.
Врач-специалист по эпидемиологии должен уметь: - Проводить эпидемиологическое обследование очагов инфекционных заболеваний и делать заключение об источниках, путях и факторах передачи возбудителей в очаге. - Осуществлять комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении различных групп инфекций. - Осуществлять мероприятия, отраженные в планах, а также вытекающие из нормативно-регламентирующих документов. - Использовать статистические методы для оценки эпидемиологической ситуации на территории и ее прогноза.
Врач-специалист по эпидемиологии должен владеть: - методикой проведения эпидемиологического надзора при различных группах инфекций; - определением сроков госпитализации и продолжительности режимно-ограничительных мероприятий при различных нозоформах, порядком диспансерного наблюдения за переболевшими и подвергшимися риску инфицирования, порядком их лабораторного обследования и интерпретации результатов исследований, порядком допуска к работе лиц декретированных профессий; - правилами и умением организовывать проведение текущей и заключительной дезинфекции, дератизации и дезинсекции объектов; - знаниями руководящих документов и умением организовать выполнение обязательных правил предстерилизационной обработки и стерилизации изделий медицинского назначения (в т.ч. эндоскопической техники); - знаниями современных средств и методов дезинфекции и стерилизации, использовать их в практике; - знаниями об МИБП, применяемых для защиты населения от инфекционных болезней (вакцины, анатоксины, специфические сыворотки, иммуноглобулины) и схем иммунизации, принятых в РФ; - методикой организации контроля за проведением массовой иммунизации, методами оценки коллективного иммунитета, оценки целесообразности, качества и эффективности специфической иммунопрофилактики в конкретной эпидемиологической ситуации; - основами экономики и бухгалтерского учета; - основами юридического права; - методами отбора проб на микробиологические и санитарно-гигиенические исследования.
Врач-специалист по эпидемиологии должен владеть практическими навыками: - эпидемиологическое обследование очага инфекционных заболеваний; - заполнение карты эпидрасследования случая инфекционного заболевания; - оценка результатов микробиологических и санитарно-гигиенических исследований объектов окружающей среды и МО; - отбор проб для лабораторных исследований в очагах инфекционных заболеваний и объектов окружающей среды; - гигиеническое воспитание населения, включая декретированные контингенты.
2. Место дисциплины в структуре . 2.1. Дисциплина относится к базовой части Блока 1. обязательных профессиональных дисциплин. 2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые дисциплинами: патологическая анатомия, микробиология, ОЗиЗ, педагогика, гигиена и эпидемиология чрезвычайных ситуаций, клиническая лабораторная диагностика, неотложные состояния, юридические аспекты медицинской деятельности. Изучение дисциплины необходимо для совершенствования и практического закрепления знаний, умений и навыков, формируемых последующими практиками: учебная практика «ОСК» (профессиональные умения и навыки), производственная (клиническая) практика (стационарная, выездная).
3. Требования к результатам освоения дисциплины (компетенции) В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции. Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями: готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1); - готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2); - готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3). Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями: производственно-технологическая деятельность: - готовность к осуществлению комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций (ПК-1); - готовность к проведению эпиданализа, планированию противоэпидемических мероприятий, эпидемиологических обследований очагов инфекционных заболеваний (ПК-2); - готовность к анализу санитарно-эпидемиологических последствий катастроф и чрезвычайных ситуаций (ПК-3); - готовность к применению специализированного оборудования, предусмотренного для использования в профессиональной сфере (ПК-4); психолого-педагогическая деятельность: - готовность к обучению населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний (ПК-5); - готовность к санитарно-просветительской деятельности среди различных групп населения с целью устранения факторов риска и формирования навыков здорового образа жизни, направленных на сохранение и укрепление здоровья (ПК-6); организационно-управленческая деятельность: - готовность к использованию основ экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности (ПК-7); - готовность к применению основных принципов управления в профессиональной сфере (ПК-8); - готовность к организации и управлению деятельностью организаций и (или) их структурных подразделений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ПК-9). При разработке программы ординатуры все универсальные и профессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы ординатуры. При разработке программы ординатуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников в части программы, формируемой участниками образовательных отношений. При разработке программы ординатуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
Дополнительные компетенции: - готовность к организации проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, с учетом региональных особенностей (ДПК-1); - готовность к организации проведения дезинфекционных мероприятий в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний (ДПК-2); - готовность к организации системы обращения с медицинскими отходами (ДПК-3).
содержание .. 5 6 7 8 ..
|
|