Рабочая программа дисциплины «Эпидемиология»

 

  Главная      Тесты     Ситуационные задачи по медицине (с ответами)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Рабочая программа дисциплины «Эпидемиология» - 2015 год

 

 

 

________________________

ординатуры

32. Профилактическая медицина

по специальности 32.08.12 ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

 

 

Трудоемкость дисциплины: 24 зачетные единицы

 

 

Рабочая программа дисциплины «Эпидемиология» разработана кафедрой Эпидемиологии.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины..................................................................................... 4

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО программы ординатуры.................................. 6

3. Требования к результатам освоения дисциплины                                                                   6

4. Содержание разделов дисциплины и формируемые компетенции................................... 14

5. Объем дисциплины и виды учебной работы

5.1. Распределение трудоемкости дисциплины (модуля) и видов учебной работы 22

5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы контроля.................... 23

5.3. Распределение тем и часов лекций по семестрам............................................. 23

5.4. Распределение тем практических (клинических практических) занятий и количество часов по семестрам................................................................................................................................. 24

5.5. Распределение тем семинаров по семестрам..................................................... 26

5.6. Распределение самостоятельной работы (СР)по видам и семестрам............. 27

6. Образовательные технологии................................................................................................ 29

6.1. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной деятельности............................................................................................................................ 29

6.2. Интерактивные формы......................................................................................... 29

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы)......................................................................................... 30

7.1. Перечень основной литературы.......................................................................... 30

7.2. Перечень дополнительной литературы.............................................................. 30

7.3. Основные журналы по специальности.............................................................. 31

7.4. Пособия кафедры.................................................................................................. 31

7.5. Национальные руководства................................................................................. 32

7.6. Законодательные и нормативно-правовые документы.................................... 35

7.7. Перечень методических указаний для обучающихся по освоению дисциплины        41

7.8. Методические рекомендации для преподавателей........................................... 41

7.9. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:................................................................................................................................................... 41

7.10. Стенды к практическим занятиям..................................................................... 42

7.11. Перечень видеофильмовй.................................................................................. 42

7.12. Перечень тренажёров и др................................................................................. 43

7.13. Перечень информационных технологий.......................................................... 44

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по дисциплине..... 45

9. Оценка качества освоения программы.................................................................................. 51

10. Журнал регистрации изменений......................................................................................... 52

Приложение 1..................................................................................................................................

Кадровое обеспечение образовательного процесса по дисциплине...................... 53

Приложение 2..................................................................................................................................

Фонд оценочных средств по дисциплине................................................................ 56

 

 

1. Цель и задачи освоения дисциплины «Эпидемиология».

Цель и задачи рабочей программы

Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «Эпидемиология» (ординатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «Медико-профилактическое дело» в послевузовском профессиональном образовании врачей.

Цель послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности «Эпидемиология» – подготовка квалифицированного врача-специалиста эпидемиолога, обладающего системой универсальных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в области эпидемиологии.

Задачи послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности «Эпидемиология»:

освоение производственно-технологической деятельности:

1.     осуществление контрольно-надзорных функций в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе осуществление надзора в сфере защиты прав потребителей;

2.     проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

3.     проведение сбора и медико-статистического анализа информации о состоянии санитарно-эпидемиологической обстановки;

4.     оценка состояния здоровья населения;

5.     оценка состояния среды обитания человека;

6.     проведение диагностических исследований различных групп населения, предусмотренных законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия для обеспечения безопасной среды обитания человека;

освоение психолого-педагогической деятельности:

1.освоение навыков проведения гигиенического воспитания и пропаганда здорового образа жизни;

освоение организационно-управленческой деятельности:

1.     освоение навыков организационно-управленческой деятельности:

2.     организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий,         в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;

3.     организация труда персонала в организациях и их структурных подразделениях, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом требований техники безопасности и охраны труда;

4.     ведение документации, предусмотренной для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.     соблюдение основных требований информационной безопасности.

 

Перечень знаний, умений и владений врача-эпидемиолога (ординатора)

Врач-специалист по эпидемиологии должен знать:

-        Нормативно-правовую базу по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны, укрепления здоровья разных контингентов населения.

-        Основные теории эпидемического процесса и особенности применения их в различных областях профилактической и противоэпидемической деятельности.

-        Суть концепции механизма передачи возбудителей инфекции, его компоненты                  и классификации основных инфекционных болезней по механизму передачи их возбудителей.

-        Оценку риска окружающей среды на здоровье населения и соответствия санитарным правилам и нормам.

-        Меры по неспецифической профилактике кишечных, воздушно-капельных и кровяных инфекций; профилактику инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

-        Этиологию, эпидемиологию, диагностику и меры профилактики наиболее часто встречающихся инфекционных (паразитарных) заболеваний.

-        Клиническую картину этих заболеваний.

-        Современные методы лабораторной диагностики инфекционных заболеваний

-        Постановку эпиддиагноза при основных группах инфекционных заболеваний.

-        Алгоритм эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями.

-        Тактику – проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при основных группах инфекций.

 

Врач-специалист по эпидемиологии должен уметь:

-       Проводить эпидемиологическое обследование очагов инфекционных заболеваний            и делать заключение об источниках, путях и факторах передачи возбудителей в очаге.

-       Осуществлять комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий            в отношении различных групп инфекций.

-       Осуществлять мероприятия, отраженные в планах, а также вытекающие из нормативно-регламентирующих документов.

-       Использовать статистические методы для оценки эпидемиологической ситуации на территории и ее прогноза.

 

Врач-специалист по эпидемиологии должен владеть:

-       методикой проведения эпидемиологического надзора при различных группах инфекций;

-       определением сроков госпитализации и продолжительности режимно-ограничительных мероприятий при различных нозоформах, порядком диспансерного наблюдения за переболевшими и подвергшимися риску инфицирования, порядком их лабораторного обследования и интерпретации результатов исследований, порядком допуска к работе лиц декретированных профессий;

-       правилами и умением организовывать проведение текущей и заключительной дезинфекции, дератизации и дезинсекции объектов;

-       знаниями руководящих документов и умением организовать выполнение обязательных правил предстерилизационной обработки и стерилизации изделий медицинского назначения     (в т.ч. эндоскопической техники);

-       знаниями современных средств и методов дезинфекции и стерилизации, использовать их в практике;

-       знаниями об МИБП, применяемых для защиты населения от инфекционных болезней (вакцины, анатоксины, специфические сыворотки, иммуноглобулины) и схем иммунизации, принятых в РФ;

-       методикой организации контроля за проведением массовой иммунизации, методами оценки коллективного иммунитета, оценки целесообразности, качества и эффективности специфической иммунопрофилактики в конкретной эпидемиологической ситуации;

-       основами экономики и бухгалтерского учета;

-       основами юридического права;

-       методами отбора проб на микробиологические и санитарно-гигиенические исследования.

 

Врач-специалист по эпидемиологии должен владеть практическими навыками:

-       эпидемиологическое обследование очага инфекционных заболеваний;

-       заполнение карты эпидрасследования случая инфекционного заболевания;

-       оценка результатов микробиологических и санитарно-гигиенических исследований объектов окружающей среды и МО;

-       отбор проб для лабораторных исследований в очагах инфекционных заболеваний             и объектов окружающей среды;

-       гигиеническое воспитание населения, включая декретированные контингенты.

 

2. Место дисциплины в структуре .

2.1. Дисциплина относится к базовой части Блока 1. обязательных профессиональных дисциплин.

2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые дисциплинами: патологическая анатомия, микробиология, ОЗиЗ, педагогика, гигиена                  и эпидемиология чрезвычайных ситуаций, клиническая лабораторная диагностика, неотложные состояния, юридические аспекты медицинской деятельности.

Изучение дисциплины необходимо для совершенствования и практического закрепления знаний, умений и навыков, формируемых последующими практиками: учебная практика «ОСК» (профессиональные умения и навыки), производственная (клиническая) практика (стационарная, выездная).

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины (компетенции)

В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.

Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

-       готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);

-       готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего              и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).

Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями:

производственно-технологическая деятельность:

-       готовность к осуществлению комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение возникновения                    и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций (ПК-1);

-       готовность к проведению эпиданализа, планированию противоэпидемических мероприятий, эпидемиологических обследований очагов инфекционных заболеваний (ПК-2);

-       готовность к анализу санитарно-эпидемиологических последствий катастроф                    и чрезвычайных ситуаций (ПК-3);

-       готовность к применению специализированного оборудования, предусмотренного для использования в профессиональной сфере (ПК-4);

психолого-педагогическая деятельность:

-       готовность к обучению населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний (ПК-5);

-       готовность к санитарно-просветительской деятельности среди различных групп населения с целью устранения факторов риска и формирования навыков здорового образа жизни, направленных на сохранение и укрепление здоровья (ПК-6);

организационно-управленческая деятельность:

-       готовность к использованию основ экономических и правовых знаний                                в профессиональной деятельности (ПК-7);

-       готовность к применению основных принципов управления в профессиональной сфере (ПК-8);

-       готовность к организации и управлению деятельностью организаций и (или) их структурных подразделений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ПК-9).

При разработке программы ординатуры все универсальные и профессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы ординатуры.

При разработке программы ординатуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников в части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

При разработке программы ординатуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

 

Дополнительные компетенции:

-       готовность к организации проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, с учетом региональных особенностей (ДПК-1);

-       готовность к организации проведения дезинфекционных мероприятий в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний (ДПК-2);

-       готовность к организации системы обращения с медицинскими отходами (ДПК-3).

 


 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..