17
продукции, доступе к более дешевым источникам финансирования, доступе к более развитым
высокодоходным рынкам и так далее. Наличие у конкурентов любого из вышеизложенных
преимуществ может оказать существенное негативное влияние на финансовое состояние и
результаты деятельности Эмитента.
Потенциальные новые участники рынка производства калийных удобрений могут ослабить
существующее конкурентное положение Эмитента. Несмотря на то, что высокая стоимость и
значительные временные затраты по строительству новых шахт и перерабатывающих заводов
представляет собой существенный барьер для входа на рынок производства калийных удобрений,
новые участники рынка могут получить доступ к не разведанным ранее запасам, либо к менее
затратным способам добычи разведанных запасов. Появление новых участников рынка
производства калийных удобрений может негативным образом отразиться на финансовом
состоянии и результатах деятельности Эмитента.
Невозможность точно предсказать будущий сезонный спрос на удобрения может привести к
появлению у Эмитента избыточных запасов продукции, либо к ее нехватке. В настоящее время
Эмитент стремится к тому, чтобы управлять сезонностью спроса посредством реализации
продукции покупателям на различных рынках и в различное время, таким образом обеспечивая
относительную равномерность уровня продаж в течение года. Однако в случае, если реализация
данной стратегии Эмитентом окажется по какой-либо причине невозможной, Эмитент
подвергается риску возникновения у него избыточных запасов продукции, либо риску ее нехватки.
Избыточные запасы продукции, либо ее нехватка имеют особенное значение применительно к
калийным удобрениям в связи с относительно небольшим допустимым сроком их хранения.
Начиная с IV квартала 2008 года, одним из основных факторов, который негативно влияет на
сбыт продукции Эмитента, является значительное снижение платежеспособного спроса на
мировом рынке. Мировой кризис ликвидности повлиял на финансовое состояние
сельхозпроизводителей, многие из которых испытывают сложности с привлечением кредитных
ресурсов. Таким образом, объемы продаж на экспорт в IV квартале 2009 года снизились на 26% по
сравнению с уровнем продаж в соответствующем периоде 2008 года. Объем экспортных поставок
в IV квартале 2009 года уменьшился на 10% по сравнению с III кварталом 2009 года.
Изменения в таможенном регулировании стран – получателей удобрений также могут оказать
негативное влияние на деятельность Эмитента.
2. Риски, связанные с монополизированными рынками энергоресурсов, железнодорожных
перевозок и других товаров и услуг.
Опережающий рост тарифов на продукцию и услуги естественных монополий может привести
к значительному росту затрат и снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Эмитент снижает риски, связанные с ростом цен на энергоносители, путем перехода на
собственное энергообеспечение, переоборудование производства с потребления жидких
энергоносителей на потребление природного газа. Также Эмитентом ведется постоянная
работа по оптимизации его транспортных потоков. ОАО «Уралкалий» располагает
достаточным собственным парком вагонов для обеспечения бесперебойной отгрузки продукции, в
2003 г. в г. Санкт-Петербург введен в строй Балтийский Балкерный Терминал для осуществления
перевалки продукции Эмитента на экспорт.
В настоящее время ОАО «Уралкалий» поддерживает прочные отношения с иностранными
поставщиками, однако, для увеличения доступности поставок и снижения риска срыва ведется
активный поиск дополнительных источников импортных материалов, в частности среди
представительств известных зарубежных фирм в Российской Федерации. Данные меры призваны
сократить сроки изготовления и поставки и перераспределить риски, связанные с объемом
закупок, таможенным оформлением и транспортировкой между поставщиком и покупателем.
3. Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые Эмитентом в
своей деятельности
Внутренний рынок:
Риски, связанные с повышением цен на сырье, остаются приемлемыми. Изменение цен в основном
происходит в пределах запланированного уровня инфляции. Для снижения рисков повышения цен
проводятся закупки путем проведения конкурса и запроса котировок. Предпочтение при
осуществлении закупок отдается производителям продукции. Тем не менее, существует риск
увеличения цен выше уровня инфляции у поставщиков-монополистов продукции. ОАО
«Уралкалий» совместно с маркетинговыми фирмами проводит исследования рынка на предмет
поиска производителей аналогов товаров фирм поставщиков-монополистов.
Наиболее значимые для производственного процесса качественные материалы и сырье
приобретается точно в срок у аккредитованных поставщиков. Данные меры не только
позволяют снизить закупочные цены, но и обеспечить снабжение производства качественным
сырьем. Постоянно ведется поиск новых конкурентоспособных поставщиков. Для закупок