МТС (оператор связи). Социальный отчет за 2008 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     МТС (оператор связи). Социальный отчет за 2008 год

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

МТС (оператор связи). Социальный отчет за 2008 год - часть 3

 

 

ИСТОРИЯ

И СЕГОДНЯШНИЙ

ДЕНЬ МТС

17

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

Телекоммуникационная от-

расль — значимая составля-

ющая  экономики  и  драйвер

экономического роста. В стра-

нах  присутствия  МТС  сегмент  мо-
бильной связи растет опережающи-
ми темпами и при этом обеспечива-
ет рост всей экономики

Спрос на услуги передачи данных имеет существен-
ный потенциал роста как в корпоративном, так и в
массовом сегменте. На текущий момент МТС пред-
лагает услуги передачи данных и связанные с ними
дополнительные сервисы, используя существующие
сети GSM (GPRS/EDGE), а также активно развивает
сети третьего поколения, которые уже работают в
России, Узбекистане и Армении. Отдельным направ-
лением является проект CDMA-450, успешно осуще-
ствляемый на Украине.

В традиционном для компании сегменте мобильной
телефонии важнейшими факторами роста являются
повышение  общего  уровня  пользования  услугами
связи  и  более  активное  потребление  абонентами
дополнительных услуг. В качестве основных инст-
рументов  развития  потребления  услуг  мобильной
связи МТС использует сегментно-ориентированные
тарифные предложения и широкий спектр дополни-
тельных услуг. В долгосрочной перспективе мы ожи-
даем появления и быстрого развития целых классов
новых сервисов на базе услуг мобильной передачи
данных, таких как услуги, связанные с позициониро-
ванием,  мобильными  платежами,  телематические
сервисы (machine-to-machine services) и др.

На ряде рынков присутствия компании сохраняется потенциал органического роста за счет увеличения
численности абонентской базы, и в этом отношении МТС фокусируется на предоставлении потребителям
качественных, инновационных и доступных продуктов и услуг связи и привлечении новых абонентов.

Кроме того, компания рассматривает возможности неорганического роста как на рынках присутствия, так
и за его пределами. Мы обладаем достаточным опытом интеграции приобретенных компаний, что позво-
ляет эффективно включать их в структуру бизнеса ОАО «МТС» и максимально быстро получать положи-
тельный экономический эффект.

Произошедшие в течение 2008 года изменения глобальной экономической системы могут негативным об-
разом повлиять на динамику роста телекоммуникационного рынка в целом и ОАО «МТС» в частности. Сре-
ди основных общеэкономических негативных факторов наиболее значимыми являются:

сокращение уровня потребления на корпоративном и массовом рынках, что может отрицательно
повлиять на доходы компании в национальной валюте;

повышение «стоимости денег» и сложность привлечения заемных средств, что может оказать нега-
тивное влияние на инвестиционную активность компании, направленную на развитие телекомму-
никационной инфраструктуры;

девальвация национальных валют на рынках присутствия, которая может оказать негативное вли-
яние на доходы, исчисляемые в иностранной валюте.

В то же время, менеджмент ОАО «МТС» уверен, что текущие условия внешней среды не окажут катастро-
фического  воздействия  на  потенциал  развития  компании,  и  продолжает  действовать  исходя  из  главной
цели — сохранения привычного уровня потребления абонентами компании услуг сотовой связи и допол-
нительных услуг через предложение оптимального соотношения цены и качества таких услуг.

○○○○○○

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

18

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

МТС — крупнейший налогоплательщик в ряде
стран присутствия

ОАО «МТС» — полноправный хозяйствующий субъект и один из крупнейших налогоплательщиков в ряде
национальных экономик. В частности, сотовый оператор “К-Телеком” (ТМ VivaCell), 80% акций которого
принадлежит ОАО «МТС», возглавил, по данным Комитета по государственным доходам Армении, спи-
сок 300 крупнейших налогоплательщиков в этой стране по итогам 2008 года.

В 2008 году ОАО «МТС» и дочерние компании уплатили в качестве налога на прибыль в общей сложно-
сти 931,291 млн долларов США и еще 178,265 млн долларов США в качестве прочих налогов.

Для МТС социальная ответственность – это активная позиция и посильное содействие обществу, госу-
дарству и конкретному человеку там, где у компании есть возможность его оказать.

Дочерние предприятия Группы МТС осуществляют взносы в государственный пенсионный фонд и фон-
ды социального страхования за всех своих сотрудников.

В России все отчисления в фонды социально-
го страхования представлены единым соци-
альным налогом. Сумма платежей Группы МТС
по  единому  социальному  налогу  в  России  в
2008 году составила 62,5 млн долларов США.

Отчисления в пенсионный фонд Украины в 2008
году составили 14,4 млн долларов США. Кро-
ме того, в Узбекистане, Туркменистане и Ар-
мении дочерние предприятия Группы МТС пе-
речисляют  определенный  процент  от  зара-
ботной платы каждого работника в местные
пенсионные фонды, фонды занятости и фон-
ды социального страхования.

Инновационное развитие страны и ответственность МТС

Р

ынок  телекоммуникационных  услуг  является  ярким  примером  эффективности  конкуренции,  под-

тверждением того, что телекоммуникационные компании, осуществляя предпринимательскую мис-

сию, несут на себе бремя серьезных социальных функций. Так, например, к настоящему времени конку-
рентное давление сотовых операторов вынудило поставщиков услуг стационарной телефонной связи
изыскать пути снижения издержек и внедрить цифровые технологии, позволившие осуществить теле-
фонизацию практически всех населенных пунктов. За эти годы операторы сотовой связи создали не-
сколько десятков тысяч новых рабочих мест.

Ответственность

в бизнесе

○○○○○○○○○○○○○○○○

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

О

чевидна  также  важная  коммуникативная  функция,  которую  непрерывно  обеспечивают  сотовые
операторы, — от  вызова  скорой  помощи,  пресечения  возможных  правонарушений,  организации

бизнес-коммуникаций до возможности сказать простые и добрые слова близким людям.  Поэтому, на
наш взгляд, ответственность МТС заключается в том, чтобы обеспечивать высокий уровень качества
предоставляемых услуг за справедливую цену, расширять зону покрытия сети и развивать новые дос-
тупные и социально значимые телекоммуникационные технологии.

Сегодня высокий уровень требований общества к операторам связи обусловлен высоким уровнем со-
циальной ответственности телекоммуникационных компаний. Даже кратковременные сбои в работе
оператора неминуемо отражаются на качестве жизни десятков миллионов людей, теряющих связь с
близкими, коллегами, партнерами, тормозят хозяйственно-деловые процессы, грозят осложнениями

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В БИЗНЕСЕ

19

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

Специальный тариф МТС «Победный»
предусматривает льготные условия
обслуживания для военнослужащих
срочной и контрактной службы.
В Татарстане, Башкирии и Красноярс-
ком крае МТС бесплатно обеспечила
тарифом «Победный» более
20 тыс. призывников  осен-
него и весеннего призыва
2008 года

для социальной сферы. Непрерывная качественная связь чрезвычайно важна для отдаленных населен-
ных пунктов, а также трасс федерального и местного значения, где нет других источников связи. В этом
смысле инвестиции компании в строительство новых сетей и увеличение ёмкости существующих, по
сути, являются инвестициями в социальную сферу, в качество жизни.

МТС реализует также конкретные социальные инициативы. Одна из них — разработка и предоставление
социально ориентированных тарифов, учитывающих непосредственные запросы отдельных слабоза-
щищенных в социальном плане групп.

Лидерство и инновационность – идеология компании, которой ОАО «МТС» планирует придерживаться
и в будущем. В настоящее время, несмотря на развитие негативных тенденций на мировых рынках, МТС
сохраняет оптимизм в оценке дальнейшего развития ситуации и видит в кризисе возможность мобили-
зовать имеющиеся ресурсы и значительно повысить операционную эффективность, чтобы обеспечить
абонентам привычный уровень пользования услугами связи через предложение оптимального соотно-
шения их цены и качества.

Т

ариф МТС «Заботливый» создан специально для

старшего поколения, а услуга «Мир SMS», вклю-

чающая пакет SMS по специальной льготной цене,

ориентирована на слабослышащих людей, для кото-

рых обмен короткими текстовыми сообщениями с мо-

бильных  телефонов — едва  ли  не  единственная  воз-

можность удаленного общения.

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

О

пережающий конкурентов вывод на рынок высококачественных продуктов и услуг по оптималь-
ным ценам, построение собственной крупной розничной сети под брендом МТС, достижение луч-

шего качества услуг и, как следствие, — увеличение пользования услугами связи и рост абонентской
базы в будущем – основные задачи ближайшего времени.

В этой связи основными направлениями инвестиций являются строительство сетей связи третьего поколе-
ния (3G), инвестиции в контент, в проекты, связанные с увеличением емкости сети и географии покрытия.

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

Кроме того, компания продолжает разработку предложений, ориентированных на различные потреби-
тельские сегменты. В результате их реализации абоненты получают возможность пользоваться набором
сервисов, которые предназначены для удовлетворения специфических потребностей каждой группы на-
селения.

Разработка тарифных планов осуществляется также с учетом региональной специфики, что позволяет
выводить на рынок предложения, адаптированные к ситуации в каждом конкретном регионе. Это по-
зволяет  обеспечивать  рост  голосового  и  неголосового  трафика,  а  также  потребление  контентных
услуг, необходимых конкретной группе абонентов, живущих на определенных территориях.

Позиция  компании — учитывать  в  стратегии  своего
развития  государственные  интересы.  МТС  активно
развивает инфраструктуру сети в сельских населен-
ных пунктах, на автомобильных трассах фе-
дерального  и  местного  значения,  в  местах
отдыха и туризма

МТС на национальном и зарубежных фондовых рынках

МТС  стала  второй  в России  компанией,  осуществившей  программу  АДР  самого  высокого  уровня:
30 июня 2000 года выпуск АДР (американских депозитарных расписок) МТС был успешно размещен на-
 Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE: MBT).

В настоящее время, АДР компании также торгуются на Лондонской фондовой бирже, Франкфуртской
бирже, Берлинской фондовой бирже и Мюнхенской фондовой бирже. Основные объемы торгов при-
ходятся на Нью-Йоркскую фондовую биржу.МТС — публичная компания. Что из этого следует? Дея-
тельность нашей компании должна соответствовать закону «Сарбейнс-Оксли» (обязательный закон
для всех компаний, акции которых котируются на фондовом рынке США). Это означает, что все внут-
ренние процессы, отношения как с внешними контрагентами, так и в самой компании четко регламен-
тированы и прозрачны. Крупнейшие инвестиционные компании мира являются владельцами акций МТС,
и они знают, что происходит в компании: её стратегию развития, финансовые результаты и другие су-
щественные факты.

С 3 октября 2003 года акции МТС включены в перечень внесписочных ценных бумаг Московской меж-
банковской валютной биржи (ММВБ). В декабре 2003 года акции МТС получили 

Б-листинг на ММВБ.

По показателю рыночной капитализации ОАО «МТС» – самая крупная телекоммуникационная компания
в России. С 2000 года рыночная капитализация МТС выросла в 4,75 раза и составила на конец 2008 года
11 297 628 916 долларов США.

20

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В БИЗНЕСЕ

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В БИЗНЕСЕ

21

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

По оценкам как ведущих аналитиков финансового рынка, так и крупнейших инвесторов, свою роль в
динамичном росте капитализации МТС сыграло не только традиционное лидерство на рынках СНГ, но
и дивидендная политика компании.

Так, в 2008 году МТС направила на выплату дивидендов по итогам 2007 года 29 580 959 887 рублей, что
составило около 80% ее чистой прибыли за год. По сравнению с 2004 годом общий объем дивиденд-
ных платежей компании вырос в 2,57 раза, что лишний раз подчеркнуло в глазах мирового финансо-
вого сообщества динамизм развития ведущей сотовой компании страны.

—  публичная ком-

пания. Что из это-

го  следует?  Деятельность  нашей

компании должна соответствовать

закону «Сарбейнс-Оксли»  (обяза-

тельный закон для всех компаний, акции которых котируются на фондовом

рынке  США).  Это  означает,  что  все  внутренние  процессы,  отношения  как  с

внешними контрагентами, так и в самой компании четко регламентированы

и  прозрачны.  Крупнейшие  инвестиционные  компании  мира  являются  вла-

дельцами акций МТС, и они знают, что происходит в компании: её стратегию

развития, финансовые результаты и другие существенные факты.

Вклад МТС в привлечение иностранного капитала
на российский рынок

МТС активно привлекает зарубежные инвестиции, вкладывая привлеченные средства в развитие те-
лекоммуникационной инфраструктуры в России и других странах присутствия, развивает партнер-
ство в строительстве сотовых сетей с крупнейшими мировыми производителями электронного  обо-
рудования, тем самым вносит вклад в привлечение иностранного капитала на российский рынок.
Привлечение зарубежных инвестиций и развитие сотрудничества с зарубежными компаниями - след-
ствие проводимой МТС политики информационной открытости для общественности и инвесторов, в
том числе зарубежных, а также стремления компании достичь самых высоких стандартов в корпо-
ративном управлении.

Рейтинговое агентство Standard & Poors присвоило ОАО «МТС» один из самых высоких рейтингов
корпоративного  управления  в  России.  Присвоение  компании  авторитетных  международных  кре-
дитных рейтингов является для нас, с одной стороны, значимым квалификационным критерием для
участия в системе международной интеграции, а с другой, - служит важным ориентиром в оценке
потенциала компании со стороны инвесторов и общественности.

Кредитные рейтинги ведущих международных рейтинговых агентств основываются на деталь-
ном и независимом анализе ресурсов компании, ее денежных потоков, показателей ликвид-
ности, качества корпоративного управления и многих других параметров. Кредитные рейтин-
ги, в частности, позволяют оценить стоимость компании в среднесрочной и долгосрочной пер-
спективе.

МТС

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

Кредитные рейтинги МТС (2008 год)

S

S

S

S

Standard & P

tandard & P

tandard & P

tandard & P

tandard & Poor’

oor’

oor’

oor’

oor’s

ss

ss. www.sandp.ru:

ВВ-/Позитивный.

История изменения кредитного рейтинга:
16.08.2000 – В-/Стабильный;
28.06.2001 – В/Стабильный;
11.12.2001 – В/Позитивный;
21.12.2001 – В+/Стабильный;
24.03.2005 – ВВ-/Стабильный;
01.02.2007 – ВВ-/Позитивный;
28.08.2008 – BB/Позитивный

Fitch Ratings

Fitch Ratings

Fitch Ratings

Fitch Ratings

Fitch Ratings. www.fitchratings.com:

1. Долгосрочный рейтинг
дефолта эмитента
07.04.2008 – ВB+/Стабильный
20.11.2008 – ВВ+/Негативный

2. Краткосрочный рейтинг дефолта эмитента
07.04.2008 – В краткосрочный рейтинг
дефолта эмитента

3. Национальный долгосрочный рейтинг
07.04.2008 – AA(rus)/Стабильный
20.11.2008 - AA(rus)/Негативный

Mood

Mood

Mood

Mood

Moody’

y’

y’

y’

y’s

ss

ss. www.moodys.com:

Ва3/Стабильный.

История изменения кредитного рейтинга:
10.12.2001 – Ва3/Стабильный
10.05.2007 – Ва3/Позитивный
09.10.2007 – Ва2/Позитивный

Экспансия бизнеса МТС за рубеж

МТС постоянно отслеживает возможности расширения своего присутствия на рынках мобильной связи и
в смежных секторах телекоммуникационной индустрии в странах СНГ и на растущих рынках за его пре-
делами. Гарантированное качество продуктов и услуг под брендом МТС, опережение рынка за счет пред-
ложения решений будущего уже сегодня и доступность наших услуг каждому потребителю – таковы цен-

ности, определяющие как работу в России, так и зарубежную
экспансию компании и бренда МТС.

С момента основания компании в России в 1993 году бренд
MTC успешно развивался на всех рынках присутствия Группы
МТС в СНГ - Армении, Беларуси, России, Туркменистане, Уз-
бекистане и Украине, а в феврале 2009 года бренд МТС на-
чал  действовать  в  Индии:  дочерняя  компании  АФК  «Систе-
ма» Sistema Shyam TeleServices Ltd. получила право исполь-
зовать бренд МТС на территории Индии.

Сегодня число пользователей бренда МТС превысило 100 мил-
лионов, бренд МТС действует в семи странах, общее населе-
ние которых составляет более 1,4 млрд человек. В настоящее
время по числу абонентов МТС является крупнейшим мобиль-
ным оператором в России и странах СНГ.

22

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В БИЗНЕСЕ

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

23

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

К

лючевые принципы ведения социально ответственного бизнеса МТС направлены на обеспечение
устойчивого развития общества, роста его благосостояния и формирование конкурентоспособ-

ной экономики. Эти принципы сформулированы с учетом ожиданий заинтересованных сторон, носят
долгосрочный характер и способствуют последовательной реализации стратегии развития МТС.

Ответственное ведение бизнеса

МТС реализует принцип ответственного ведения бизнеса. МТС планирует и реализует свои действия и
активности таким образом, чтобы они способствовали переменам в обществе, улучшали социальный
климат, снижали социальную напряженность и стимулировали развитие общества.

Ответственность оператора связи

МТС, являясь крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ, главной своей задачей
видит предоставление всем потребителям качественных, инновационных и доступных продуктов и ус-
луг связи.

Равные возможности

Мы вносим свой посильный вклад в дело создания равных для всех возможностей за счет предостав-
ления равного доступа к современным технологиям, инновационным продуктам и сервисам, способ-
ствующим  реализации  потенциала  личности.  В  рамках  данного  приоритета  одним  из  ключевых  на-
правлений действий МТС является формирование равных условий и возможностей для жителей уда-
ленных регионов и крупных центров.

Инновации

Мы считаем, что достичь целей в области улучшения качества жизни возможно за счет повсеместного и
широкого внедрения инновационных технологий, продуктов и сервисов. Распространение инноваций,
их использование в повседневной жизни способствуют формированию инновационного типа мышле-
ния, что, в свою очередь, стимулирует развитие общества, содействует росту экономики, способствует
интеграции страны в мировое сообщество, а также формирует успешное общество будущего.

Содействие росту экономики и благосостояния общества

Стратегия роста МТС основывается на значительных инвестициях в создание и развитие телекоммуни-
кационной инфраструктуры страны, необходимой для успешной реализации ключевых стратегических
проектов  государственного  масштаба.  Деятельность  МТС,  крупнейшего  оператора  сотовой  связи  в
России и странах СНГ, нацелена на развитие высокотехнологического сегмента экономики и рост ин-
вестиционной привлекательности страны.
МТС поддерживает инициативы государства, направленные на повышение качества жизни, рост бла-
госостояния общества в целом и всех его граждан в отдельности, и оказывает государству содействие
в реализации этих инициатив.

Социальная

ответственность —

важный элемент бизнеса МТС

Принципы и стратегия социальной ответственности

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответственность перед государством

Деятельность МТС на всех рынках присутствия строится исключительно на основе действующего за-
конодательства и законодательных актов соответствующих государственных органов, в том числе в
области налогового регулирования, финансового контроля, санитарно-эпидемиологических норм и
трудового права.

Долгосрочные инвестиции

Мы рассматриваем инвестиции в развитие социальной сферы как долгосрочные инвестиции, которые не
только способствуют развитию общества, но и создают основу для устойчивого развития компании.

Нацеленность на результат

Одним из ключевых принципов МТС в области социальной политики является нацеленность на достижи-
мый и измеряемый результат. Для компании это означает проведение политики осмысленных социальных
инвестиций  с  прогнозируемым  результатом,  направленных  на  решение  наиболее  острых  социальных
проблем в интересах общества.

СОЦИАЛЬНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ —
ВАЖНЫ Й  ЭЛЕМЕНТ
БИЗНЕСА МТС

24

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

Информационная открытость

Необходимым условием эффективной реализации социальной поли-
тики мы видим постоянный диалог с представителями заинтересован-
ных сторон. Компания МТС открыта для такого диалога и заинтересо-
вана в нем. Являясь публичной компанией, мы информируем обще-
ственность об аспектах своей деятельности в соответствии с прави-
лами  российского  законодательства  и  международными  нормами,
предусмотренными для публичных компаний.

В качестве основного инструмента информирования общественнос-
ти  о  социальной  деятельности  МТС  мы  планируем  ввести  практику
ежегодных социальных отчетов, которые будут публиковаться в от-
крытом доступе на информационных ресурсах компании.

Стратегия МТС в области социальной ответственности строится на ос-
нове постоянного анализа текущих бизнес-процессов компании, сте-
пени их соответствия принципам социально-ответственного бизнеса,
планирования и  реализации проектов, выходящих за рамки опреде-
ленного законом минимума и направленных на повышение позитив-
ного влияния бизнеса МТС на общество.

В

 целях повышения эффективности своей

социальной политики мы внимательно

изучаем лучшие российские и мировые

практики в области социальной ответ-

ственности, открыты к сотрудни-

честву с экспертным и инвестици-

онным сообществами.

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..