МТС (оператор связи). Социальный отчет за 2008 год - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     МТС (оператор связи). Социальный отчет за 2008 год

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

МТС (оператор связи). Социальный отчет за 2008 год - часть 1

 

 

Предисловие

2

Обращение Президента ОАО «МТС»

3

ИСТОРИЯ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ МТС
        • Группа компаний МТС

5

        • Структура компании

7

        • История МТС

7

        • МТС на рынке сотовой связи

11

        • Стратегия МТС

12

        • Основные события и достижения МТС в 2008 г.

13

        • Инновации — основа бизнеса МТС

16

        • Укрепление лидерства и эффективности бизнеса МТС

16

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БИЗНЕСЕ
        • МТС – крупнейший налогоплательщик
              в ряде стран присутствия

18

        • Инновационное развитие страны и ответственность МТС

18

        • МТС на национальном и зарубежных фондовых рынках

20

        • Вклад МТС в привлечение иностранного капитала
                  на российский рынок

21

        • Экспансия бизнеса МТС за рубеж

22

CОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ —
ВАЖНЫ Й  ЭЛЕМЕНТ БИЗНЕСА МТС
        • Принципы и стратегия социальной ответственности

23

        • Политика благотворительности

24

        • Охрана окружающей среды

25

        • Взаимодействие с потребителями

25

        • Взаимодействие с акционерами

27

        • Взаимодействие с заинтересованными сторонами

28

        • МТС – привлекательный работодатель

28

        • Взаимодействие с сотрудниками

29

        • Социально ответственная реорганизация

30

        • Развитие персонала

31

        • Структура системы оплаты, мотивации труда

31

        • Подбор персонала в МТС

32

        • Корпоративное пенсионное обеспечение

34

        • Медицинское обслуживание

34

        • Корпоративное обучение

34

        • Охрана труда и здоровья

39

        • Работа с семьями и детьми сотрудников

40

        • Физкультура и спорт в МТС

40

РЕАЛИЗОВАННЫ Е  МТС ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
        • Повышение уровня информатизации общества

41

        • Раскрытие потенциала молодежи

42

        • Поддержка семьи и детства

43

        • Забота о здоровье людей

45

        • Поддержка ветеранов и военнослужащих

45

        • Общественные экологические программы

46

        • Развитие культуры и сохранение исторического наследия

46

        • Поддержка спорта и Олимпийского движения

48

Глоссарий

50

Оглавление

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2

Предисловие

○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○

П

ринцип корпоративной ответственности — это

основополагающий  принцип  ведения  бизнеса

со  стороны  ОАО  «Мобильные  ТелеСистемы» (МТС)
во всех регионах и странах присутствия.

Сегодня мы представляем первый в истории Группы
компаний МТС социальный отчет. Он обобщает опыт
нашей  социальной  деятельности  в 2008 году,  хотя
энергичная и планомерная работа в этой сфере ве-
дется  компанией  МТС  на  протяжении  многих  лет
практически с самого момента ее основания.

Компания МТС, являясь крупнейшим оператором со-
товой связи в России и странах СНГ, рассматривает
социальную  ответственность  как  ответственность
за воздействие решений и действий МТС на обще-
ство и окружающую среду через прозрачное и эти-
ческое поведение. Такой подход дает МТС возмож-
ность:

       вносить вклад в устойчивое развитие об-
щества, в том числе в укрепление  здоровья и
повышение благосостояния его членов

       действовать в соответствии с законода-
тельством и с международными нормами по-
ведения

      строить прозрачные и доверительные
взаимоотношения с заинтересованными сто-
ронами, сотрудниками компании и обще-
ством через повышение  информационной
прозрачности МТС и совершенствование ее
корпоративного управления

Одна  из  целей  МТС —  интеграция  данной  ответ-
ственности во все уровни компании, включая про-
дукты, услуги и процессы.

В

 соответствии с  запросами общества и потребителей мы  строим свою страте-

гию развития, сочетая задачи развития  компании с целями повышения каче-

ства жизни человека.

Под качеством жизни мы понимаем совокупность социально-экономических или иных

критериев, отражающих уровень и степень достигнутого благосостояния человека в

различных сферах его жизни, как основного условия устойчивого социального разви-

тия гражданского общества и личности.

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

○○○○○○○○○○

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дорогие друзья,

Обращение

Президента ОАО «МТС»

3

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

Искренне  рад  представить  вам  первый  в  истории
МТС социальный отчет, в котором отражены прин-
ципы и суть социальной политики компании. Хочу
обратить ваше внимание, что выпуск такого отчета
знаменует переход МТС на новый этап развития в
отношениях  с  обществом.  Компания  МТС  никогда
не была в стороне от жизни общества. Но сейчас
настало  время  осмыслить  то,  что  уже  сделано,  и
наметить ориентиры на будущее. Я уверен, это по-
зволит нам помогать обществу более эффективно.

Ключевой  принцип  социальной  ответственности
МТС заключается в том, что мы хотим сделать каче-
ство  жизни  людей  выше.  Для  этого  мы  стремимся
предоставлять потребителям качественные, инно-
вационные  и  доступные  продукты  и  услуги  связи,
формировать  конкурентоспособную  экономику.
Сам наш бизнес в своей основе — очень социален:
люди не могут жить без общения, а мобильная связь
помогает поддерживать личные и профессиональ-
ные  отношения.  Поэтому  МТС  видит  свою  соци-
альную роль также в том, чтобы обеспечить высо-
кий  уровень  качества  предоставляемых  услуг  за
справедливую цену, продолжать расширение зоны
покрытия сети и развитие новых доступных и соци-
ально значимых телекоммуникационных технологий.

Одно из важнейших направлений работы - разра-
ботка социально ориентированных тарифов, опти-
мально учитывающих непосредственные запросы в
том  числе  и  отдельных  слабозащищенных  в  соци-
альном плане групп. Так, тариф МТС «Заботливый»
создан специально для старшего поколения, а ус-
луга «Мир SMS», включающая пакет SMS по специ-
альной льготной цене, ориентирована на слабос-
лышащих людей, для которых обмен короткими тек-

стовыми сообщениями с мобильных телефо-
нов — едва ли не единственная возможность
удаленного общения. Мы запускаем адресные
тарифные  программы  и  для  студентов  и  ву-
зовских сообществ, и для жителей градооб-
разующих предприятий, для дачников, для во-
еннослужащих и для многих других групп на-
селения.

Позиция  компании — учитывать  в  стратегии
своего  развития  государственные  интересы.
МТС активно развивает инфраструктуру сети
в стране — в крупных промышленных городах
и небольших сельских населенных пунктах, на
федеральных и местных магистралях, на стра-
тегических  для  развития  экономики  и  про-
мышленности страны объектах, в местах от-

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Президент ОАО «МТС»

Михаил Шамолин

МТС  оператор связи

дыха и туризма. Порой мы устанавливаем ба-
зовые станции в отдаленных селениях, не пре-
следуя  очевидной  коммерческой  выгоды,  а
ради того, чтобы у людей, наконец, появилась
связь.

Гарантированное качество продуктов и услуг
под  брендом  МТС,  доступность  наших  услуг
каждому потребителю и опережение рынка за
счет предложения решений будущего уже се-
годня, — основные  ценности,  определяющие
работу компании как в России, так и за рубе-
жом.

Лидерство  и  инновационность — идеология
компании, которой МТС планирует придержи-
ваться  и  в  будущем.  Компания  традиционно
является одним из флагманов развития и рас-
пространения инновационных социально зна-
чимых  технологий,  всегда  стремится  предос-
тавлять пользователям не только лучший сер-
вис  и  качество  связи,  но  и  новейшие  услуги,
способствующие ускорению технологического
развития  общества,  изменению  мышления
граждан, которые становятся более открыты-
ми и ориентированными на инновации. Сегод-
ня более 100 миллионов пользователей услуг
под брендом МТС в России и странах СНГ ак-
тивно и с интересом используют телекомму-

никационные технологии, расширяющие круг их
возможностей и, тем самым, улучшающие ка-
чество их жизни.

Важным  направлением  нашей  деятельности
является  сотрудничество  и  поддержка  моло-
дежи и студенчества — тех, от кого зависит бу-
дущее нашей страны. Мы с удовольствием де-
лимся опытом и накопленными практическими
знаниями с молодежью — МТС активно сотруд-
ничает с ведущими вузами России, помогая сту-
дентам и молодым специалистам найти приме-
нение  полученным    теоретическим  знаниям  в
современной бизнес-практике.

Мы верим в то, что можем оказывать позитив-
ное влияние на будущее страны через прозрач-
ное, этическое и ответственное поведение на-
шей компании. МТС - большая дружная коман-
да,  и  каждая  инициатива  компании,  будь  то  в
сфере развития инновационных технологий или
наставничества молодежи, поддержки культу-
ры и спорта, осуществляется, во многом, бла-
годаря энтузиазму, энергии и целеустремлен-
ности наших сотрудников. Вместе мы способ-
ны сделать наше будущее ярче, динамичнее и
технологичнее — создать будущее с новым ка-
чеством жизни.

С уважением,

4

ОБРАЩЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА  МТС

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Группа компаний МТС

О

ткрытое  акционерное  общество  «Мобильные  ТелеСистемы» (МТС)  является

крупнейшим оператором сотовой связи в России и странах СНГ. Вместе со сво-

ими дочерними предприятиями компания обслуживает более 95 миллионов або-
нентов (на 31 декабря 2008 года). Население 82 регионов России, а также Арме-
нии, Беларуси, Украины, Узбекистана и Туркменистана, где МТС и ее дочерние пред-
приятия имеют лицензии на оказание услуг в стандарте GSM, составляет более
230 миллионов человек. МТС также имеет лицензию на оказание услуг связи стан-
дарта 3G в России, Узбекистане и Армении.

МТС является одной из компаний — «голубых фишек» российского рынка акций и
входит в десятку крупнейших мобильных операторов мира по размеру абонентс-
кой базы. Крупнейшим акционером МТС является АФК «Система», которая владе-
ет 52,8% акций сотового оператора, порядка 47% акций находятся в свободном
обращении.

МТС уделяет приоритетное внимание сервису и обслуживанию абонентов. Ком-
пания развивает собственную монобрендовую сеть из более чем 3000 салонов-
магазинов и широкую дистрибьюторскую сеть пунктов продаж дилеров МТС по
всей стране.

История

и сегодняшний день МТС

5

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

○○○○○

Туркменистан

Р о с с и я

Беларусь

Украина

Армения

Узбекистан

Число абонентов     64,63 млн
Доля рынка                34 %

Число абонентов     4,32 млн
Доля рынка                52 %

Число абонентов     18,12 млн
Доля рынка                33 %

Число абонентов     5,65 млн
Доля рынка                46 %

Число абонентов     0,93 млн
Доля рынка                87 %

Число абонентов     2,02 млн
Доля рынка                79 %

МТС Россия

МТС Беларусь 49%*

МТС Украина

МТС Узбекистан

МТС Туркменистан

VivaCell Армения

Число абонентов и доля рынка на 31 декабря 2008 г.

СООО МТС — неконсолидированный актив. МТС принадлежит
49% СООО МТС в Беларуси

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Благодаря широкой зоне покрытия собственной сети и набору роуминговых соглашений або-
ненты МТС остаются на связи более чем в 200 странах. GPRS-роуминг МТС доступен более чем в
150 странах.

С первого дня работы МТС видит свою миссию в том, чтобы построить устойчивый мир мобиль-
ной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и раскрывающий их потенциал на ра-
боте и дома. Миссия компании — дать нашим клиентам возможность получать от жизни больше.
Это, в частности, означает: быть лидером везде, где мы работаем, всегда предоставляя нашим
клиентам телекоммуникационные услуги мирового уровня качества — наиболее простые и бо-
лее эффективные решения для все более сложных телекоммуникационных задач.

С

  первого  дня  работы  МТС  видит  свою  миссию  в  том,  чтобы  построить

устойчивый  мир  мобильной  связи,  объединяющий  людей,  обогащаю-

щий их жизнь и раскрывающий их потенциал на работе и дома. Миссия

компании — дать нашим клиентам возможность получать от жизни больше.  Это,

в частности, означает: быть лидером везде, где мы работаем, всегда предос-

тавляя нашим клиентам телекоммуникационные услуги мирового уровня ка-

чества — наиболее простые и более эффективные решения для все более слож-

ных телекоммуникационных задач.

В 2008 году  второй  год  подряд
Standard&Poor’s  назвала  МТС  наиболее
информационно прозрачной компанией
в России

МТС успешно реализует задачи по укреплению лидерства и поддержанию высокой эффектив-
ности бизнеса. Основными направлениями новой стратегии развития Группы МТС «3+2» стали
реализация потенциала роста на основных рынках, создание ценности на развивающихся рын-
ках, развитие мобильного широкополосного доступа в интернет в странах СНГ,  развитие Группы
МТС.

Компания регулярно представляет новые тарифные планы и услуги, отвечающие потребностям
различных групп абонентов. Наряду с высококачественными голосовыми услугами компания рас-
ширяет спектр предоставляемых дополнительных услуг на основе технологий GPRS, WAP, MMS.

В 2008 году бренд МТС вошел в число ста лидирующих мировых брендов по рейтингу BRANDZ™,
опубликованному Financial Times и  международным  исследовательским  агентством Millward
Brown, и стал самым дорогим российским брендом в данном рейтинге.

Консолидированная выручка МТС в 2008 году выросла на 24,2% в годовом исчислении до 10,245
млрд долларов США, показатель OIBDA вырос на 21,7% по сравнению с 2007 годом до 5,140 млрд
долларов США (маржа OIBDA составила 50,2%). В 2008 году чистая прибыль составила 1,930 млрд
долларов США.

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

ИСТОРИЯ
И СЕГОДНЯШНИЙ
ДЕНЬ МТС

6

○○○○○○○○○○○○○○○○○○

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Структура компании

В

 середине 2006 г. в связи с реорганизацией компания МТС перешла к матричной системе управления,

при которой стратегические и операционные функции были разделены между корпоративным цен-

тром и бизнес-единицами.

В зону ответственности корпоративного центра Группы МТС вошли функции стратегического уп
равления, разработка методологий и нормативов деятельности бизнесединиц, а также выставле
ние ключевых показателей эффективности и контроль их выполнения. Бизнесединицы были наде
лены функциями оперативного управления.

История МТС

К

омпания МТС образована в октябре 1993 года ОАО «Московская го-

родская  телефонная  сеть» (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil),

Siemens  и  еще  несколькими  акционерами  как  закрытое  акционерное
общество. Четырем российским компаниям принадлежало 53% акций,
двум немецким компаниям — 47%. В конце 1996 года АФК «Система» при-
обрела пакет у российских держателей акций, а компания DeTeMobil
выкупила акции компании Siemens.

1  марта 2000 года  в  результате  слияния  ЗАО  «МТС»  и  ЗАО  «РТК»  было
образовано ОАО «Мобильные ТелеСистемы». 28 апреля 2000 года Фе-
деральная комиссия по ценным бумагам РФ зарегистрировала началь-
ную эмиссию акций ОАО «МТС». В том же году компания вышла на ми-
ровые фондовые рынки. С 30 июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже
(в виде американских депозитарных расписок) под индексом MBT.

Стартовав в Московской лицензионной зоне в 1994 году, МТС в 1997 году получила лицензии и стала активно
развиваться в Тверской области, Костроме и Республике Коми. В 1998 году МТС купила «Русскую телефон-
ную компанию» и вместе с ней приобрела лицензии на строительство сети в Смоленской, Псковской, Ка-
лужской, Тульской, Владимирской и Рязанской областях. Участвуя в работе компании «РеКом», МТС начала
строительство сети в Брянской, Курской, Орловской, Липецкой, Воронежской и Белгородской областях.
Заключенное с компанией «Росико» соглашение позволило МТС развивать стандарт GSM-1800 еще в 17 ре-
гионах центральной России и 11 регионах на Урале.

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○

КОРПОРАТИВНЫЙ ЦЕНТР ГРУППЫ МТС

○○

○○○

Бизнес-единица

МТС Россия

Бизнес-единица

МТС Украина

Бизнес-единица

МТС зарубежные компании

БЕР/Макро регион

БЕР/Регион

○○

○○

ЗДК Узбекистан

ЗДК Туркменистан

○○

ЗДК Армения

○○

○○

○○

ЗДК Беларусь

ИСТОРИЯ

И СЕГОДНЯШНИЙ

ДЕНЬ МТС

7

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В

 2000 году  сеть  МТС  начала  работу  в  Амурской  и  Ярославской  областях,  а  также  в  Республике
Удмуртия. В 2001 году компания продолжила региональную экспансию и вышла на северо-запад

России, приобретя компанию «Телеком XXI», в том же году МТС расширила свою сеть еще на семь реги-
онов России.

В апреле 2002 года МТС приобрела крупнейшего оператора юга России «Кубань GSM», что позволило
включить в сеть МТС главные курорты страны. В октябре МТС усилила свое присутствие в этом стратеги-
чески  важном  регионе,  объявив  о  покупке  еще  одного  оператора  в  Южном  федеральном  округе  —
компании «Донтелеком».

ИСТОРИЯ
И СЕГОДНЯШНИЙ
ДЕНЬ МТС

8

В том же году МТС укрепила свои позиции на Урале через приобретение местного оператора в Башкор-
тостане, строительство сетей в Перми и Челябинске. В 2002 году были запущены сети МТС в Мурманске,
Тамбове, Архангельске, Вологде, Тюмени, Ненецком автономном округе, Республике Карелия и на Ал-
тае. В октябре 2002 года компания расширила свой лицензионный портфель: приобретение ООО «Бит»
принесло МТС лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM-900 в четырех регио-
нах России - Туве, Сахалинской области, Чукотском автономном округе и Республике Калмыкия.

В июне 2002 года МТС начала операционную деятельность в Республике Беларусь в рамках совмест-
ного предприятия с РУП «Белтелеком».

В августе 2003 года МТС завершила приобретение 100% акций UMC, лидера рынка мобильной связи Украины.

Реализуя стратегию региональной экспансии, в 2003 году МТС стала владельцем контрольного пакета
акций крупнейшего оператора Татарстана «ТАИФ-ТЕЛКОМ». Кроме того, в результате серии сделок МТС
стала  владельцем 50% акций  компании  «Примтелефон» (Приморский  край  и  Сибирь), 50% «Астрахань
Мобайл» (Астраханская область), 50% «Волгоград Мобайл» (Волгоградская область).

В  соответствии  со  стратегией  консолидации  компания  увеличила  свое  участие  до 100% в  компании
«Кубань GSM», до 88,5% - в  компании  «Сибирские  Сотовые  Системы-900» (Новосибирская  область,
Республика Алтай), до 99,85% - в компании «Уралтел» (Свердловская область).

Наряду с приобретением региональных операторов сотовой связи МТС продолжила строительство соб-
ственных сетей и в 2003 году осуществила их коммерческий запуск в Оренбургской и Саратовской об-
ластях, в Алтайском крае.

В 2003 году МТС приобрела 100% акций ряда ведущих региональных операторов сотовой связи: «Сибче-
лендж» (Красноярский край, Республика Хакасия, Таймырский АО), «Томская Сотовая Связь» (Томская
область), «МарМобайл GSM» (Республика Марий Эл).

СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МТС 2008

История развития бизнеса группы

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○○

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..