УСТАНОВКИ СЕКЦИОННЫЕ ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННЫЕ. Руководство - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     УСТАНОВКИ СЕКЦИОННЫЕ ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННЫЕ. Руководство по монтажу и эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

УСТАНОВКИ СЕКЦИОННЫЕ ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННЫЕ. Руководство - часть 1

 

 

 

Неисправность 

Вероятная причина 

Способ устранения 

Недостаточная 

производительность  

установки 

1.  Сопротивление  сети  выше  расчетно-

го. 

2.  Засорены  фильтры  или  теплообмен-

ники. 

3.  Загрязнение  или  обмерзание  тепло-

обменников или заслонок. 

4.  Колесо  вентиляционной  секции  вра-

щается в обратную сторону. 

5.  Неправильное  положение  открытия 

заслонки. 

6. Утечка воздуха через неплотности. 
7.  Неверно  рассчитана  или  налажена 

сеть. 

1. Уменьшить сопротивление 

сети. 

2. Очистить или заменить. 
3. Очистить и проверить 

режимы работы. 

4. Переключить фазы на 

клеммах электродвигателя. 

5. Проверить положение 

заслонки. 

6. Устранить утечки. 
7. Проверить расчет и работу 

сети. 

Низкая тепло- или холодо-

производительность 

 теплообменников 

1.  Загрязнение  или  обмерзание  тепло-

обменника. 

2.  Плохая  циркуляция  энергоносителя 

из-за  завоздушивания  теплообменни-
ка. 

3.  Неправильная  установка  или  под-

ключение (обвязка) теплообменника. 

4.  Неправильная  работа  системы  авто-

матического регулирования. 

5.  Недостаточный  расход  или  темпера-

тура энергоносителя. 

1. Очистить и проверить 

режимы работы. 

2. Стравить воздух из сети. 
 
3. Проверить установку и 

подключение. 

4. Проверить работу систе-

мы. 

 
5. Отрегулировать параметры 

энергоносителя. 

Сильная вибрация  

или шум  

при работе  

установки 

1.  Нарушение  балансировки  рабочего 

колеса вентилятора. 

2.  Слабая  затяжка  крепежных  соедине-

ний. 

3.  Износ  подшипников  электродвигате-

ля. 

4. Неисправны амортизаторы рамы. 
5. Посторонние предметы в установке. 
6.  Вибрация  лопаток  заслонок  или  сте-

нок воздуховодов. 

7.  Электромагнитный  шум  в  обмотках 

электродвигателя  в  результате  паде-
ния напряжения. 

8.  Увеличенный,  по  сравнению  с  рас-

четным, расход воздуха. 

1. Отбалансировать рабочее 

колесо вентилятора. 

2. Проверить соединения. 
3. Заменить подшипники. 
4. Заменить амортизаторы. 
5. Удалить посторонние 

предметы. 

6. Устранить причину вибра-

ции. 

7. Восстановить нужное 

электропитание вентиля-
тора. 

 
8. Проверить расход воздуха. 

Повышенный износ 

приводного ремня блока 

с резервным двигателем  

вентилятора  

1. Недостаточное натяжение ремня. 
2. Не выровнены шкивы. 

1. Отрегулировать натяже-

ние. 

2. Выровнять шкивы в еди-

ной плоскости вращения. 

Проскок капель через 

каплеуловитель 

Повышенный  расход  воздуха  через 

него 

Проверить расход 

 

ВНИМАНИЕ!  При  первом  срабатывании  (размыкании)  термоконтакта  вентиляторов  (клеммы 

ТК на схеме) необходимо обесточить электродвигатель и устранить вероятную причину перегрева 
которая может быть в превышении нагрузки (избыточное сопротивление воздушной  сети, загряз-
нение воздушного фильтра, попадания в сеть посторонних предметов или слишком высокой тем-
пературы воздуха), или отклонения параметров напряжения питающей сети более чем на 10%. 

34 

 

 
 

УСТАНОВКИ СЕКЦИОННЫЕ 

ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННЫЕ 

 
 
 
 

 

 

 
 
 
 

Руководство по монтажу 

и эксплуатации 

 
 
 
 
 
 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

е) Проверка сопротивления изоляции кабеля питания электродвигателя вентилятора и блоков 

электронагревателя. На холодной  установке при напряжении мегомметра 1000В оно долж-
но быть более 0,5МОм; 

ж)  Проверка  состояния  и  крепления  электродвигателя  и  рабочего  колеса  в  вентиляторной 

секции; 

з) Проверка работоспособности и прочистка дренажных систем и при необходимости поддо-

нов в секциях охлаждения и рекуператора. Очистка производится 10% раствором муравьи-
ной кислоты либо любым чистящим средством; 

и)  Проверка  и  при  необходи-

мости  регулировка  шарнир-
ным  замком  3  (см.  рисунок 
п.  2.3.8)  отсутствия  про-
скальзывания 

приводного 

ремня  на  роторе 1  регенера-
тора.  При  необходимости 
ремень  укорачивается  пере-
установкой  замка  на  следу-
ющие отверстия в ремне; 

 

3.7. При ТО-3 производятся: 

а) ТО-2
б)  Очистка  внутренней  поло-

сти  установки  от  загрязне-
ний  (очистка  упрощается  за 
счет  возможности  снятия 
любых доступных панелей – 
см. п. 2.1.11). 

При  необходимости  из-

влечения внутреннего  блока 
из  корпуса  секции  (кроме 
блока  вентилятора)  доста-
точно  (на  примере  водяного 
воздухоохладителя)  удалить 
болты  6  (рисунок  справа) 
крепления  блока  к  направ-
ляющим 11 и выдвинуть его 
из корпуса. 

Чтобы  снять  поддон  3 

надо удалить болты 7

 

Для последующего отделения теплообменника 1 от каплеуловителя 2 удаляются болты 8 

(необходимо  отметить  взаимное  расположение  каплеуловителя  и  теплообменника  для 
обеспечения последующей правильной сборки). 

Слив хладоносителя из теплообменника 1 водяного воздухоохладителя производится при 

снятии  наружной  панели  корпуса  и  удалении  резьбовой  заглушки  5.  Хладоноситель  при 
этом сливается через патрубок 9 удаления конденсата. При этом необходимо снять заглуш-
ку 4 удаления воздуха. 

Примечание:  Для гарантированного полного слива тепло- (хладо-) носителя из контура теплооб-

менника настоятельно рекомендуется производить окончательную их продувку сжа-
тым воздухом (давление 0,2 – 0,3МПа) через патрубки спуска воздуха и слива воды 
при полностью открытой на слив гидросистеме и закрытой подаче на входе. 

в)  проверка  уровня  вибрации  рабочего  колеса  вентилятора  -  средняя  квадратичная  величина 

виброскорости в районе крепления электродвигателя к раме корпуса не должна превышать 
6,3 мм/сек;  

32 

Настоящее руководство является объединенным эксплуатационным документом  установок сек-

ционных теплоизолированных (далее по тексту «установок») типоразмеров 50-25 ÷ 100-50. 

Руководство содержит сведения, необходимые для правильной и безопасной их эксплуатации. 
 

1. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ 

 

1.1. При подготовке  установок к работе и при их эксплуатации необходимо  соблюдать требова-

ния безопасности, изложенные в ГОСТ 12.4.021, «Правила техники безопасности при эксплуатации 
электроустановок потребителей» и  «Правилах технической эксплуатации электроустановок потре-
бителей». 

1.2.  К  монтажу  и  эксплуатации    допускаются  лица  ознакомленные  с  настоящим  паспортом  и 

прошедшие  инструктаж  по  технике  безопасности  и  по  «Правилам  техники  безопасности  при  экс-
плуатации  электроустановок  потребителей»  и  «Правилам  технической  эксплуатации  электроуста-
новок потребителей» и имеющие  квалификационную группу по электробезопасности не ниже 3. 

1.3.:  При  разгрузке  и  монтаже  секций  необходимо  руководствоваться  правилами  погрузочно-

разгрузочных и такелажных работ. 

1.4. При работах, связанных с опасностью поражения электрическим током (в том числе статиче-

ским электричеством) следует применять защитные средства. 

1.5. Место  монтажа  установок  и  вентиляционная  система  должны  иметь  устройства,  предохра-

няющие  от  попадания  в  вентилятор  посторонних  предметов  и  обеспечивать  свободный  доступ  к 
местам обслуживания их во время эксплуатации. 

1.6.  Заземление  установок  производится  в  соответствии  с  «Правилами  устройства  электроуста-

новок»  (ПУЭ). Значение  сопротивления  между  заземляющим выводом  и  каждой,  доступной  при-
косновению  металлической  нетоковедущей  частью  кондиционера,  которая  может  оказаться  под 
напряжением, не должно превышать 0,1Ом. 

1.7.  При  испытаниях,  наладке  и  работе  установок  их  всасывающее  и  нагнетающее  отверстия 

должны  быть  ограждены,  чтобы  исключить  травмирование  людей  воздушным  потоком  и  враща-
ющимися частями. Съемные сервисные панели должны быть закрыты. 

1.8.  Работник,  включающий  установку,  обязан  предварительно  принять  меры  по  прекращению 

всех работ на данной установке, и оповестить персонал о пуске.  

1.9.  Обслуживание  и  ремонт  установок  необходимо  производить  только  при  отключении  их  от 

электросети (выключенных автоматах защиты) и полной остановки вращающихся частей. 

1.10. Требования охраны окружающей среды, должны обеспечиваться при проектировании уста-

новок в вентиляционных системах. 

 
 

2. МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ 

 

2.1. Монтаж корпусов 

2.1.1.  Монтаж  должен  производиться  в  соответствии  с  требованиями  ГОСТ  12.4.021,  СниП 

3.05.01, проектной документации и настоящего паспорта. 

2.1.2. Перед монтажом необходимо: 

-  произвести  осмотр  секций  установки.  При  обнаружении  повреждений,  дефектов,  получен-

ных в результате неправильной транспортировки или хранения, ввод установки в эксплуата-
цию без согласования с предприятием-продавцом не допускается; 

- проверить сопротивление изоляции электродвигателей вентилятора и привода роторного ре-

генератора и при необходимости (если электродвигатель подвергался воздействию воды, ли-
бо секция длительное время хранилась на открытом воздухе) просушить его (п.3.9); 

2.1.3. Универсальная комплектация установки позволяет монтировать её в канал вентиляции как 

в подвесном (на шпильках М8) так и в напольном исполнении. Рекомендуется монтаж установки в 
горизонтальном положении. 
Примечание: При монтаже отдельных секций могут накладываться ограничения указанные ниже. 

 

 

 

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.1.4.  В  состоянии  поставки  на  секции  уста-

новлен комплект ножек для напольного испол-
нения  (см.  рис.  2.1)  который  можно  перемон-
тировать согласно рисунка 2.4

Монтажные кронштейны крепятся к каркасу 

секций  штатными  винтами  с  внутренним  ше-
стигранником S5 (см. рис. 2.3) Усилие затяжки 
0,6÷0,8 кгс/м. 

2.1.5.  Секции  установки  монтируются  со-

гласно  схеме  технического  задания.  Рекомен-
дации  по  последовательности  установки  от-
дельных  секций  указаны  в  особенностях  их 
монтажа  (см.  п.3)  а  так  же,  как  пример, 
см.рисунок п. 2.6.

2.1.6.  При  монтаже  необходимо  учитывать 

направление  воздушного  потока  указанное  на 
шильдике  корпусов  секций,  или  руководству-
ясь рисунками настоящего руководства. 

2.1.7.  Секции  соединяются  согласно  схем 

представленным  на  рисунке  2.4  прилагаемым 
комплектом  монтажа.  Секции  второго  этажа 
следует располагать таким образом, чтобы они 
соединялись  с секциями первого этажа макси-
мальным количеством совпавших кронштей- 

Рисунок 2.1 

 

 

нов  (например,  сме-
стить  их  к  одному 
краю 

установки). 

Допускается  соеди-
нение  этажей  уста-
новки 

только 

по 

крайним  торцам.  Не 
соединенные  торце-
вые 

секции 

двух 

этажей  допускается 
скреплять 

любым 

подходящим крепе- 

Рисунок 2.2 

Рисунок 2.3 

 

 

жом через алюминиевый профиль каркаса. 

Все стыкуемые поверхности секций герметизируются самоклеющейся полосой (в комплекте не 

прилагается) проклеиваемой на сечении  стыковки одной из  секций по периметру  каркаса. Герме-
тизация по возможности должна обеспечивать возможность посекционной разборки установки. 

Секция № 3.11 рекуператора подвесного (поз.1) присоединяется к смежным секциям (поз.2) при 

помощи  штатных  болтов  М8×50  (поз.3)  установленных  в  специальных  отверстиях  на  её  корпусе 
согласно рисунка 2.2

Затяжку болтовых соединений на кронштейнах производить равномерно в 3 – 4 обхода с посте-

пенным наращиванием усилия до величины не более 1кгс/м не допуская деформации кронштейнов 
и  достигнув  равномерного  сжатия  самоклеющейся  полосы уплотнителя  не  менее  чем  на 40 %  по 
всему периметру соединения. 

Установка  при  напольном  варианте  монтируется  на  горизонтальную  твёрдую  плоскую  поверх-

ность или раму с ограничителями (упорами) от её смещения. 

ВНИМАНИЕ! Необходимо обеспечить равномерное и устойчивое распределение веса установ-

ки на всех опорах (подвесах). 

 

Примечание: при перекосе одного из шкивов в первую очередь 

проверьте  надежность  крепления  основания  дви-
гателя на опоре.

 

При необходимости корректировки положения шкива 1 (см. 

рисунок справа) на валу электродвигателя 2 необходимо: 

1. Вывернуть винты 4 крепящие шкив на конусной втул-

ке 3

2. Ввернуть один из винтов 4 в отверстие 5 до ослабления 

втулки 3 на валу 2

3. Ввернуть винты 4 на прежние места до появления со-

противления; 

5

4

3

2

1

 

4. Выставить шкив с втулкой в нужное положение и затянуть винты 4 попеременно в 2 

– 3 обхода с постепенным наращиванием усилия затяжки, закрепив втулку на валу; 

5. Проконтролировать новое положение шкива; 

- состояние ремня (отсутствие расслоения корда и растрескивания) и шкивов (прилегание 

ремня к канавке шкива должно происходить по его боковым стенкам) проверяются визу-
ально; 

е) Проверка герметичности гидросистемы водяных теплообменников и магистрали фреоново-

го хладагента (отсутствие пузырьков на смотровом стекле); 

 

3.6. При ТО-2 производятся: 

а) ТО-1;  
б)
 Проверка наличия и целостности резиновых уплотнений лопаток заслонок, проверка рабо-

ты  и  очистка  лопаток  и  шестерен  заслонок  рекуператора  и  др.  Лопатки  должны  свободно 
(от  руки)  поворачиваться  из  крайних  положений.  В закрытом положении  лопатки  должны 
плотно прилегать друг к другу.  

в) Проверка состояния  и при необходимости замена (очистка) фильтрующих вставок (крите-

рий замены для фильтров класса G – падение давления после фильтра на 250Па, для F – на 
400Па). Для извлечения вставки 4 (рис.п.2.3.6) из корпуса секции нужно вывернуть болты-
барашки  6  и  удалив  прижимную  планку  7  выдвинув  её  по  направляющим (при  необходи-
мости  ослабить  остальные  болты-барашки).  Установка  производится  в  обратном  порядке 
без дополнительной герметизации с обязательной протяжкой всех болтов-барашков 6. 
Фильтрующие вставки не подлежат регенерации. Очистка встряхиванием допускается лишь 
для класса G4 - (если этого достаточно для восстановления его работоспособности по кри-
терию замены). 

г) Проверка работоспособности датчиков электрического воздухонагревателя: 

-  датчик  температуры  корпуса  (рис.  п.  2.3.4,  поз.  3)  должен  подавать  сигнал  отключения 

питания при нагреве корпуса более 80ºС (при этом датчик по воздуху (поз.2) необходимо 
закоротить); 

- датчик температуры воздуха (поз.2) проверяется на срабатывание при нагреве воздуха бо-

лее 80ºС (температура  срабатывания  выставляется  стрелкой  на  корпусе  датчика)  и  зако-
роченном датчике температуры корпуса (поз.3); 

д)  Очистка  радиаторов  теплообменников  воздухонагревателя,  воздухоохладителя,  регенера-

тора  и  рекуператора  (производится  струей  воздуха  или  воды  под  давлением  от  0,1  до 
0,2МПа в перпендикулярном направлении против хода воздуха). При необходимости внут-
ренний  блок  секции  с  теплообменником  можно  вынуть  по  направляющим  из  корпуса  , 
освободив стопорный крепеж (болты или саморезы). Необходимо осторожно  обращаться с 
блоком ламелей, в случае замятия ламелей теплообменника их необходимо выпрямить спе-
циальным инструментом – гребёнкой. 

ВНИМАНИЕ  !  Секции  воздухоохладителей  требуют  дезинфицирующей  противомикробной 

обработки  заключающейся  в  распылении  при  продувке  секции  специальных 
хлорсодержащих препаратов (раствор хлоргексидина и т.п.) 

 

31 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 

 

3.1. Для обеспечения надежной и эффективной работы установки, необходим правильный и ре-

гулярный технический уход. 

Устанавливаются следующие виды технического обслуживания установки: 

а) техническое обслуживание №1 (ТО-1), через первые 48 часов работы и далее ежемесячно; 
б)  техническое  обслуживание  №2  (ТО-2),  через  каждые  2000-2500  часов  работы (или,  не за-

висимо  от  интенсивности  эксплуатации  раз  в  полгода  и  по  завершении  сезонного  периода 
эксплуатации); 

в)  техническое  обслуживание  №3  (ТО-3),  через  каждые 5000-5500 часов  работы  (или,  не  за-

висимо  от  интенсивности  эксплуатации  проводится  ежегодно  (допускается  совмещение  с 
очередным ТО-2)); 

3.2. Все виды технического  обслуживания проводятся по графику вне зависимости от техниче-

ского состояния установки. 

3.3.  Уменьшать  установленный  объем  и  изменять  периодичность  технического  обслуживания 

недопустимо. 

3.4.  Эксплуатация  и  техническое  обслуживание  должны  осуществляться  персоналом  соответ-

ствующей квалификации. 

Примечание: В паспорте не приводится информация по обслуживанию автоматики управления 

установкой. 

3.5. При ТО-1 производятся: 

а)  Внешний  осмотр  каждой  секции  установки  и  её  крепления  с  целью  выявления  механиче-

ских повреждений (целостности гибких вставок), надёжности крепления к воздуховодам и 
конструкции здания, отсутствия негерметичности уплотнений; 

б)  Проверка  целостности  электропроводки,  крепления  контактов,  надежности  заземления  и 

пробоя на корпус; 

в) Для электрического воздухонагревателя проводится  проверка надежности контактов  про-

водов  на   ТЭНах (рис.2.3.4, поз.1) и заземления установки (рис. 2.3.4, поз. 9); 

г) Проверка работы автоматики, сервоприводов и силы тока электродвигателя вентилятора по 

фазам, значение которой не должно превышать величины, указанной в шильдике техниче-
ских характеристик на корпусе секции; 

д) Проверка состояния ременной передачи комплекта резервного двигателя вентилятора: 

- степень натяжения ремня (см. рисунок 2.3.1) проверяется замером прогиба ремня 10 при 

приложении к середине любой из его ветвей силы Р=2,5кгс (25Н) ±10%. Величина проги-
ба  (размер  Е)  должна  находиться  в  пределах  5÷10мм.  При  других  значениях  прогиба 
необходимо  произвести  натяжение  ременной  передачи  вращая  в  необходимую  сторону 
головку  винта  11  натяжителя  14  (в  зависимости  от  конструкции  натяжителя,  предвари-
тельно необходимо ослабить контрящую гайку 12 или винты 13 и после натяжения ремня 
снова их затянуть). 
Примечание: для малых двигателей регулировка производится по схеме А при ослаблен-

ных болтах крепления двигателя к раме (4шт.) и гайках 17. Натяжение про-
изводится равномерной затяжкой пары гаек 16 на болтах 15. По  окончании 
надо  законтрить  гайки  17  (4шт.)  и  затянуть  болты  крепления  двигателя  к 
раме. 

-  плоскость  вращения  шкивов  проверяется  линейкой  или  другим  плоским  инструментом 

прикладываемым к боковым сторонам шкивов. Допускается взаимное смещение или пе-
рекос одной из плоскостей шкивов не более 1,5мм (смещение свидетельствует об ослаб-
лении  шкива  на  валу  или  крепления  двигателя  и  приводит  к  неправильной  работе  пере-
дачи и чрезмерному её износу);

 

 
 
 

30 

Рисунок 2.4 

 

Рисунок 2.5.1 

2.1.8. 

Комплект 

амортизаторов 

монтируется  на  штатных  кронштей-
нах согласно рисунка 2.5.1. В наполь-
ном  исполнении  амортизаторы  (Ан
позволяют  выровнять  установку  на 
плоскости  опоры.  Гайки  поз.1  (в 
комплект  поставки  не  входят)  –  сто-
порят  шпильку  амортизатора  или 
подвеса в кронштейне. 

Примечание: При монтаже устано-

вок  на  крышах  зданий  с  мягким  по-
крытием  необходимо  предусмотреть 
жёсткую  опору  под  всю  установку 
(балки)  или  индивидуальные  площад-
ки  (пластины)  под  каждый  амортиза-
тор  Ан  предотвращающие  его  повре-
ждение. 

 

2.1.9. Соединение с системой вентиляции осуществляется посредством гибких вставок и регу-

лирующих заслонок одноименного типоразмера присоединяемых их фланцами к торцевым пане-
лям Р1 (см. п.2.3.13) при помощи болтов М8×20 с шайбами и “гроверами”. 

Усилие  затяжки  1,0÷1,2  кгс/м  (производится  равномерно  «крест-накрест»  в  2  –  3  обхода  с  по-

степенным наращиванием усилия). Места соединения фланцев необходимо герметизировать. 

ВНИМАНИЕ! Гибкие вставки не должны быть полностью растянуты и иметь запас деформации 

для компенсации вибраций.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.1.10.  Корпуса  секций  моно-

блоков  (№  3.13)  типоразмеров  с 
70-40  по  100-50  имеют  дополни-
тельные  «ножки»-опоры  установ-
ленные  посередине  (см.  рис.2.5.2). 
В  подвесном  исполнении  ножка 
переставляется  согласно  рисунка 
на тех же болтах в другие штатные 
отверстия  (усилие  затяжки  болтов 
1,2÷1,5 кгс/м). 

 
 
 
 
 

Рисунок 2.6 

Рисунок 2.5.2 

 

 

2.1.11. Для удобства монтажа и обслуживания у секций мож-

но  демонтировать  или  переставить  любую  панель  корпуса 
(например,  торцевую  Р1  с  вентиляторной  секции),  удалив  при 
помощи  плоской  отвёртки по  её  периметру  замковый  профиль 
(4шт.)  и  вынув  панель  наружу  (см.  рисунок 2.6). Установка  на 
новое место производится в обратном порядке.

 

 
 
2.1.12.  На  крайние 

углы  обоих  торцов 
установки 

(см. 

рис.2.4

взамен 

штатных  кронштей-
нов 

«Кв» 

(см. 

рис.2.7

устанавли-

ваются декоративные 
крышки 

«Кд» 

из 

комплекта  монтажа. 
Крышки 

крепятся 

винтом  М6х60  («В») 
устанавливаемым 
взамен 

одного 

из 

штатных 

винтов 

крепления 

крон-

штейна «Кв». 

Рисунок 2.7 

 

 

Пример компоновки и монтажа подвесной установки с рекуператором 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВНИМАНИЕ! Не допускается длительная работа вентилятора с рабочей силой тока превыша-

ющей  значение  максимальной  силы  тока  указанной  на  шильдике  технической  характеристики. 
Если  потребляемая  сила  тока  выше  допустимого  значения,  что  случается  при  слишком  малой 
нагрузке  на  воздушную  сеть  (вентилятор  работает  «вхолостую»),  необходимо  увеличить  сопро-
тивление  воздушной  сети.  При  использовании  частотного  регулятора  оборотов  двигателя  в  нем 
должна быть запрограммирована защита от увеличения силы тока выше максимального значения. 

- перед первым запуском необходимо полностью перекрыть подвод воздуха к вентилятору для 

того чтобы избежать перегрева двигателя и затем плавно открывать его, постоянно замеряя по-
требляемый ток. Максимальное значение тока не должно превышать указанного на шильдике 
технической характеристики. Если потребляемый ток выше допустимого, то необходимо  уве-
личить сопротивление воздушной сети; 

2.5.3. После проведения обкатки установки в течение часа – и выявления отсутствия посторон-

них  стуков,  шумов,  повышенной  вибрации,  течи  энергоносителя  и  других  дефектов  вентилятор 
включается в нормальную работу. 

 
 

2.6. Эксплуатация 

2.6.1.  Для  надежной  и  эффективной  работы  установки  необходимо  строго  соблюдать  порядок 

проведения регламентных работ по обслуживанию приведенных в настоящем паспорте (п.3). 

2.6.2.  При  эксплуатации  установки  следует  руководствоваться    требованиями  ГОСТ  12.3..002, 

ГОСТ 12.4.021. и настоящего паспорта.  

2.6.3.  Облицовочные  панели  корпусов  секций  снаружи  ламинированы  легко  удаляемой  поли-

этиленовой пленкой. 

2.6.4. Водяные нагреватели и охладители позволяют использовать в качестве энергоносителя не 

только воду (допустимо только при монтаже установки в помещениях, где температура не опуска-
ется  ниже  температуры  замерзания  воды),  но  и  незамерзающие  смеси  (при  наружной  установке). 
Энергоноситель  не  должен  содержать  твердых  примесей  и  агрессивных  веществ,  вызывающих 
коррозию, химическое разложение меди и стали. 

2.6.5.  В  фреоновых  воздухоохладителях  могут  использоваться  фреоновые  хладагенты  марок 

R22, R407 и их аналоги. 

2.6.6.  Мотор-редуктор  и  подшипники  опоры  ротора  регенератора  могут  работать  при  темпера-

туре до 120ºС и не нуждаются в обслуживании в течение всего срока эксплуатации. 

 
ВНИМАНИЕ!    Перед  проведением  каких  либо  работ,  или  при  возникновении  эксплуатацион-

ных  дефектов,  связанных  со  снятием  или  смещением  электродвигателя  или  рабочего  колеса  вен-
тилятора  необходимо  обязательно  уведомить  об  этом  сервисную  организацию  –  рабочее  колесо 
должно  иметь  определенное  производителем  расчётное  положение  относительно  диффузора  и 
менять его, во избежание ухудшения характеристик вентилятора, запрещено. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

28 

2.2. Общие особенности монтажа 

 

2.2.1.  Чтобы  избежать  снижения  производительности  установки,  рекомендуется  оставлять  пря-

мой участок воздуховодов длиной 1-1,5 метра сразу после неё по ходу движения воздуха. 

2.2.2. Необходимо надёжно заземлить установку. После монтажа она и воздуховоды должны со-

ставлять замкнутую электрическую цепь 

2.2.3. Необходимо проверить сопротивление изоляции всех электродвигателей и при необходи-

мости просушить их (если агрегат подвергался воздействию воды либо длительное время хранился 
на открытом воздухе). Сопротивление в холодном состоянии должно составлять не менее 1мОм по 
каждой обмотке (см. п.3.9); 

2.2.4. Монтаж кабелей управления и питания производится в любых удобных местах на панелях 

обшивки  корпуса.  При  проводке  кабеля  через  панель  достаточно  просверлить  в  ней  сквозное  от-
верстие  под  нужные  кабельные  вводы  из  комплекта  монтажа  (для  М16–Ø16,5мм,  для  М20–
Ø20,5мм, для М25–Ø25,5мм, для М32–Ø32,5мм) и вставить их в металлические листы облицовки 
панели  с  обеих  сторон  –  см.  рисунок  п.  2.3.2  и  2.3.4  (необходимо  расширить  канал  отверстия  в 
пене под их установку). При нехватке места в панели для установки вводов допускается подрезать 
внутреннюю часть одного из них. Кабели должны быть уложены в гофро-рукав и надежно закреп-
лены на несущих элементах конструкции. 

2.2.5. Для предотвращения деформаций труб коллектора теплообменников воздухонагревателей 

и воздухоохладителей и магистралей подвода энергоносителя, вследствие температурных колеба-
ний,  необходимо  после  монтажа  и  подключения  трубопроводов  удалить  болты  крепления  тепло-
обменника (или блока теплообменника с каплеуловителем для воздухоохладителей) к направляю-
щим (например, поз.6 на рисунке п.3.7), обеспечив его свободное перемещение внутри корпуса. 

2.2.6. Монтаж трубопроводов подвода энергоносителя к теплообменникам во-

дяных  воздухонагревателей  и  воздухоохладителей  должен  предусматривать  их 
индивидуальное  крепление  -  не  допустимо  нагружать  их  конструкцию  весом 
присоединяемых трубопроводов. 

ВНИМАНИЕ!  При  присоединении  трубопроводов  недопустима  передача 

усилия затяжки резьбовых соединений на коллекторы теплообменника.  

Рекомендуется  теплоизолировать  все  трубопроводы  во  избежание  лишних 

энергопотерь и защиты от термических травм (ожогов). 

 

2.2.7.  Установка  смесительных  узлов  для  водяных  воздухонагревателей  должна  производиться 

согласно  индивидуальным  условиям  их  монтажа.  Допускается  присоединять  патрубки  узла  непо-
средственно к выводам коллекторов теплообменника только обеспечив смесительному узлу инди-
видуальный подвес на вспомогательной конструкции или каркасе корпуса секции (запрещено кре- 
пить узел к облицовочным панелям корпуса). 

2.2.8.  На  сливной  патрубок  надевается  шланг  (внутрен-

ний Ø20мм)  отвода  конденсата  образующегося  при  работе 
из поддона (дренажа).

 

Уклон шланга при прокладке должен 

быть не менее 1-2% (без подъемов и провисаний).  

Для  предотвращения  засасывания  конденсата  обратно  в 

систему  рекомендуется  установить  на  сливном  патрубке 
специальный  сифон  либо  организовать  на  сливном  шланге 
участок засифонивания (изгиб). 

Н

Н

ПОДДОН

 

Эффективная высота сифона «Н»(мм) должна быть как минимум в 2 раза больше максимально-

го разряжения или соответственно избыточного давления в канале воздуховода, которое вычисля-
ется  из  соотношения  1мм  водяного  столба=10Па.  Исходя  из  этих  рекомендаций  сифон  следует 
устанавливать на уровне (горизонте) как можно ближе к поддону воздухоохладителя. 

При этом не допускается объединять несколько шлангов отвода конденсата в один общий сифон 

и сифон не должен герметично соединяться с канализационным трубопроводом. 

Сифон  перед  пуском  системы  должен  быть  обязательно  заполненным  водой  согласно  рисунка 

(см. выше). 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.2.9.  Для  предотвращения  засорения  теплообменников  необходимо  предусмотреть  предвари-

тельную очистку входящего в них воздуха и энергоносителя (воды) фильтрами. 

2.2.10.  Особенности  монтажа  автоматики  управления  приведены  в  прилагающейся  к  ней  доку-

ментации. 

 

2.3. Особенности монтажа отдельных секций 

 

2.3.1. Секции вентилятора (секция № 3.1) 

 

Выпускаются  секции  с  фронтальным  (1)  и 

верхним (2) выбросом воздуха. 

Стандартно  электродвигатели  имеют  защиту 

при  помощи  термоконтакта,  расположенного  
внутри  обмотки  статора  электродвигателя.  При 
аварийном  перегреве  электродвигателя  более 
70÷80°С  (в  случае  перегрузки,  обрыва  фазы, 
высокой  температуры  воздуха  и  т.п.),  термокон-
такт  обеспечивает  размыкание  цепи  защиты  за-
щитного реле. 

В состоянии поставки на корпусе секции уста-

новлены  две  (одна  для  секции  (2))  фронтальные 
торцевые панели Р1 с фланцевыми окнами кото-
рые  переставляются  в  зависимости  от  конструк-
ции в любое нужное место для подсоединения её 
к воздуховодам (см. п.2.1.11). 

При  необходимости  изменение  производи-

тельности  производится  регулированием  оборо-
тов  электродвигателя  внешним  частотным  регу-
лятором (поставляется отдельно по заказу). 

Примечания:  
1.  Необходимость  использования  частотного 

регулятора  определяется  расчетом  исходя  из 
условий работы установки. 

2.  Вентиляторы  с  мощностью  электродвигате-

ля  более  3  кВт  не  имеющие  частотного  регули-
рования  обязательно  должны  эксплуатироваться 
совместно  с  внешним  устройством  плавного 
пуска  (переключение  схемы  питания  двигателя 
со  звезды  на  треугольник)  для  уменьшения  воз-
действия пускового тока. 

 

Контроль  за  работой  вентилятора  может  осуществляться  при  помощи  дифференциального  дат-

чика перепада давления.

 

 

Размещение  секции  зависит  от 

функционального назначения  установ-
ки. 

Секции могут устанавливаться толь-

ко  в  близком  к  горизонтальному  по-
ложению  и  нижнем  расположении 
опоры электродвигателя.  

Для  питания  электродвигателей  ис-

пользуется  кабель  с  сечением  провода 
не менее 1,5мм

2

 

2.5. Пробный пуск 

 

2.5.1. Перед запуском смонтированной установки в работу необходимо провести пробные пуски 

в  работу  всех  отдельных  секций,  проверить  работу  автоматики  и  блока  управления  и  лишь  затем 
произвести комплексный пуск всей установки. 

Перед пробным пуском любого функционального блока или установки в целом необходимо: 

- убедиться в отсутствии посторонних предметов внутри установки; 
- проверить надежность присоединения токоподводящего кабеля к зажимам коробки выводов, 

а заземляющего проводника – к зажимам заземления; 

- проверить надежное закрытие всех съемных панелей прижимами; 
- прекратить все работы на установке и оповестить персонал о пробном пуске; 

 

2.5.2. Особенности пуска в работу некоторых функциональных блоков (секций): 

Блоки фильтров 

- фильтрующие вставки тонкой очистки (F5 и F7) рекомендуется устанавливать после «продув-

ки» системы – работы в течение получаса; 

- проверить герметичность уплотнений фильтрующих вставок; 
- расправить «карманы» фильтрующих вставок; 

Блоки водяных теплообменников (нагрева и охлаждения) 

-  заполнение  теплообменника  водой  (энергоносителем)  производится  при  частично  открытом 

вентиле подачи с одновременным открытием устройства удаления воздуха; 

-  опорожнение  теплообменника  производится  при  закрытии  крана  подачи  и  медленном  откры-

тии  сливного  крана  до  падения  давления,  затем  открыть  вентиль  для  выпуска  воздуха  и  до 
конца открыть сливной вентиль; 

Примечание:  Для  гарантированного  полного  слива  теплоносителя  из  контура  теплообменника 

рекомендуется  производить  окончательную  их  продувку  сжатым  воздухом  (дав-
ление  0,2  –  0,3МПа)  через  патрубки  спуска  воздуха  или  слива  воды  при  полно-
стью открытой на слив гидросистеме и закрытой подаче на входе. 

Блоки фреоновых воздухоохладителей (прямых испарителей) 

- необходимо движение воздуха через теплообменник воздухоохладителя при работе (работа 

вентилятора); 

- после подачи электропитания автоматически включаются нагреватели картера поршневых 

компрессоров или масла в спиральных компрессорах; 

- компрессор можно запустить только при достижении температуры нагрева величины не менее 

чем на 10ºС больше температуры наружного воздуха; 

- при первом запуске или после длительного бездействия необходимо включить нагреватели за 8 

часов до запуска компрессора;  

Блоки вентиляторов 

- после проверки величины питающего напряжения и правильности подключения электродвига-

теля  кратковременным  его  включением  проверить  соответствие  направления  вращения  рабо-
чего колеса вентиляторов с трехфазными электродвигателями (для вентилятора (секции №3.1
-  стрелке  на  его  торце  со  стороны  двигателя,  для  вентиляторов  радиальных  (секции  №3.2)  – 
стрелке на шильдике корпуса (поз.8) со стороны крепления электродвигателя). 

При отсутствии визуального контроля вращения рабочего колеса вентилятора радиального (сек-

ции №3.2), например, если он уже установлен в канал воздуховода, имеется отверстие с заглушкой 
(поз.9) - правильное направление потока на работающем вентиляторе определяется по притягива-
нию  полоски  бумаги  к  отверстию  при  снятой  заглушке  (если  полоска  выдувается  из  отверстия  - 
направление вращения колеса не верное). 

В  случае  несоответствия  -  изменить  направление  вращения  переключением  фаз  на  клеммах 

электродвигателя. 

Так же перед первым запуском необходимо полностью перекрыть подвод воздуха к вентилятору 

для  того  чтобы  избежать  перегрева  двигателя  и  затем  плавно  открывать  его,  постоянно  замеряя 
потребляемый ток. 

 

27 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.4. Монтаж «крышного» исполнения установок 

 

Установку желательно установить на специальное основание на высоте не менее 500мм от поверх-

ности земли (крыши) для учета высоты снежного покрова. Место монтажа на крыше здания должно 
обеспечивать безопасность его установки и обслуживания - иметь защитные ограждения. 

Необходимо закрепить установку на опорной поверхности упорами, стропами и т. п. во избежание 

её «сноса» порывами ветра. 

Монтаж  деталей  и  элементов  «крышного»  покрытия  секций  установки  производится  после  уста-

новки и соединении всех секций на месте монтажа согласно нижеприведенного рисунка: 
-  крышная  вставка  1  устанавливается  в  местах  межэтажных  переходов  -  «ступеньках»  и  крепится 
через  штатные  отверстия  Ø4мм  саморезами  (рекомендуются  саморезы  по  металлу  4,2×13мм  со 
сверлом  и  пресс-шайбой)  к  алюминиевому  профилю  каркасов  секций  (см.  точки  со  стрелками  на 
рисунке). 

- листы крыши 2 раскладываются по длине крыши всей установки с взаимным перекрытием заце-

пов на краях (выставить одинаковый отступ 50мм с обоих краев корпуса – см. рисунок) и аналогич-
но закрепляются саморезами. 

-  защитный  козырёк  3 

устанавливается  на  вход-
ных  (выходных)  окнах 
установки.  Крепится  на 
торцевой  панели  Р1  на 
штатные  резьбовые  от-
верстия 

К 

четырьмя 

болтами  М8×20  с  шайба-
ми  и  «гроверами»  (не 
поставляются). 

Усилие 

затяжки 

1,0÷1,2 

кгс/м 

(производится  равномер-
но «крест-накрест» в 2 – 3 
обхода  с  постепенным 
наращиванием 

усилия). 

Его 

герметизация 

не 

обязательна. 

Примечание:  Крепеж  в 

комплекте  не  поставляет-
ся. 

Установка  регулирую-

щей  заслонки  (клапана) 
производится 

внутри 

специальной 

короткой 

промежуточной 

секции 

(секции  №3.8)  или  удли-
ненной  секции  фильтра 
(секции  №3.9).  Она  ана-
логично  монтируется  на 
той  же  торцевой  панели 
Р1 где установлен защит-
ный  козырек  с  внутрен-
ней 

стороны 

корпуса 

секции.  При  этом  внутри 
секции  возможен  и  мон-
таж 

сервопривода 

за-

слонки.

 

 

26 

Номенклатура типоразмеров вентиляторных блоков и их технические характеристики 

 

Блок 

вентилятора 

Марка 

двигателя 

Частота 

вращения 

колеса, 

об/мин

 

Мощность 

эл. двига-

теля, 

кВт 

Рабочий 

ток  

 Δ / Υ, 

А 

Напряжение 

питания  

Δ / Υ, 

В 

22-0,37×30 

АИР 63 А2 

2730 

0,37 

1,66/0,96 

220/380 

25-0,55×30 

АИР 63 В2 

0,55 

2,47/1,43 

28-1,1×30 

АИР 71 В2 

2800 

1,1 

4,4/2,52 

31-1,1×30 
31-1,5×30 

АИР 80 А2 

2880 

1,5 

5,6/3,3 

31-2,2×30 

АИР 80 В2 

2860 

2,2 

8,0/4,6 

35-2,2×30 

35-3×30 

АИР 90 L2 

3,0 

10,5/6,0 

40-4×30 

АИР 100 S2 

2850 

4,0 

7,9/4,6 

380/660 

45-3×15 

АИР 100 S4 

1410 

3,0 

220/380 

45-4×15 

АИР 100 L4 

4,0 

8,5/4,9 

380/660 

45-5,5×15 

АИР 112 M4 

1430 

5,5 

11,0/6,5 

 
 

А

Е

Р

 

По  заказу  производится 

монтаж  комплекта  ре-
зервного  двигателя  вен-
тилятора
 

(см.  рисунок 

слева).  Он  состоит  из  ана-
логичного  по  характери-
стикам 

дополнительного 

двухвального 

двигателя 

типа  АИР  (поз.9)  устанав-
ливаемого  на  место  основ-
ного  двигателя  2,  а  основ-
ной  переносится  на  салаз-
ки  натяжителя  для  регули-
ровки  ременной  передачи 
10 связывающей их. 

При  штатной  работе  ос-

новной  двигатель  приво-
дит  через  ременную  пере-
дачу  в  холостую  вращае-
мый  резервный  двигатель 
9  с  расположенным  на  его 
валу рабочим колесом. 

При  аварийной  ситуа-

ции остановки вентилятора 
из-за 

отказа 

электрики 

основного  двигателя  или 
обрыва  ремня  10  автома-
тика 

блока 

управления 

(необходим  специальный 
блок  управления  поставля-
емый  по  заказу)  переклю-
чает питание на резервный 
двигатель 9

 

Рисунок 2.3.1 

 
Примечание:
  При  работе вентилятора  в  аварийном  ре-

жиме  на  резервном  двигателе  9  рекомендуется  по  воз-
можности снять ремни 10 для уменьшения его загрузки. 

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..