ОНК-140-02. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство по эксплуатации - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ОНК-140-02. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство по эксплуатации ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ОНК-140-02. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство по эксплуатации - часть 2

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

17 

Кнопка СБРОС не используется. 

2.2 Преобразователь усилия 

Преобразователь  усилия  (ПУ), устанавливаемый в растяжку стрелы, служит для оп-

ределения усилия, создаваемого грузом. 

ПУ  представляет  собой  тензометрический  резистивный  мост,  наклеенный  на  сталь-

ное основание, которое растягивается под действием груза. 

Выходное напряжение с диагонали моста (35 мВ при 500 кг) подается в БОД, усили-

вается и поступает на вход коммутатора АЦП. 

В усилителе предусмотрена возможность подстройки нуля преобразователя. 

2.3 Датчик угла маятниковый 

Датчик угла маятниковый (ДУГМ) устанавливается на корневой секции стрелы и слу-

жит для измерения угла наклона стрелы относительно горизонта. 

ДУГМ представляет собой датчик линейных ускорений, формирующий выходное на-

пряжение от минус 0,7 до плюс 0,7 В при изменении угла от 0 до 90 . 

Усиленное в БОДе (в 3 раза) выходное напряжение датчика поступает на вход ком-

мутатора АЦП. 

Напряжения питания ДУГМ (  15 В) поступают из БОДа. 

2.4 Датчики длины стрелы и азимута 

2.4.1  Основу  датчиков  длины  стрелы  (ДД)  и  азимута  (ДА)  составляет  проволочный 

переменный резистор СП5-21-1-6,8 кОм с большой износоустойчивостью, вал которого жест-

ко связан с соответствующими механизмами крана. 

На резистор из БОДа подается опорное напряжение + 5 В. 

Напряжение,  снимаемое  со  средней  точки  потенциометра  и  пропорциональное  углу 

поворота, через диодную схему защиты поступает на вход коммутатора АЦП БОДа. 

2.4.2 Трос ДД, устанавливаемого на корневой секции стрелы, соединяется с оголов-

ком  стрелы  и  при  выдвижение  последней  вращает  пружинный  барабан  и  связанный  с  ним 

через редуктор вал потенциометра. Возврат потенциометра в исходное состояние осуществ-

ляется пружинным барабаном. 

Для исключения провисания троса датчика барабан закручивается на четыре оборо-

та от свободного состояния пружины при минимальной длине стрелы. 

2.4.3 ДА устанавливаются на оси вращения платформы и служат для измерения угла 

поворота стрелы крана относительно кабины водителя. 

Для коррекции температурного ухода параметров преобразователя усилия использу-

ется установленный в ДА терморезистор, измеряющий текущее значение температуры окру-

жающего воздуха. 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

18 

2.5 Модуль защиты от опасного напряжения 

Модуль защиты от опасного напряжения (МЗОН) вырабатывает: 

импульсный сигнал амплитудой 8-15 В, частота которого зависит от напряженности 

электрического  поля, 

постоянное напряжение  8-15 В, в случае срабатывания или отказа МЗОНа; 

напряжение ноль вольт, если разомкнут концевой выключатель подъема крюка. 

Формируемый модулем сигнал по кабелю (тросу) передается в БОД для обработки. 

При наличие сигнала от ЛЭП БОД запрещает выполнения операций крана до введе-

ния  координатной  защиты  или  переключения  на  другой  диапазон  МЗОНа  кнопкой  «ВЫБОР 

П» ( для МЗОНа в металлическом прямоугольном кожухе). 

Использование по назначению 

ВНИМАНИЕ  !  В  ОНК  УСТАНОВЛЕНА  ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ  ПАМЯТЬ,  ФИКСИРУЮЩАЯ 

РАБОЧИЕ  ПАРАМЕТРЫ,  УКАЗАННЫЕ  В  П.  1.2.3,  В  ТЕЧЕНИЕ  ЧЕТЫРЕХ  ПОСЛЕДНИХ  ЧАСОВ 

РАБОТЫ  КРАНА,  А  ТАКЖЕ  СТЕПЕНЬ  НАГРУЗКИ  КРАНА  В  ТЕЧЕНИЕ  ВСЕГО  СРОКА  СЛУЖБЫ 

ПОСЛЕДНЕГО. 

3.1 Эксплутационные ограничения 

3.1.1 При проведении сварочных работ на кране ОНК должен быть обесточен. 
Запрещается  проводить  настройку  и  регулировку  ограничителя  на  кране  лицам,  не 

имеющим специальной подготовки и удостоверения на право проведения работ. 

Запрещается эксплуатация ограничителя с поврежденными пломбами. 
Наличие ограничителя на кране не снимает ответственности с крановщика в случае 

опрокидывания крана или поломки узлов последнего. 

3.1.2  К  работе  на  кране,  оснащенном  ограничителем  ОНК-140-02,  допускаются  кра-

новщики, имеющие удостоверение для работы на данном типе крана, изучившие документы 
ЛГФИ.408844.009-02 РЭ, ЛГФИ.408844.009 ПС и прошедшие инструктаж. 

3.2 Подготовка изделия к использованию 

3.2.1 Схема включения ограничителя приведена на рисунке 1. 
3.2.2  Перед  включением  прибора  необходимо  ознакомиться  с  расположением  и  на-

значением  элементов  индикации  и  органов  управления  на  передней  панели  ограничителя 
(см. рисунок 2 и п. 2.1.4.1). 

3.2.3 При работе с ограничителем необходимо помнить следующее : 

работа кpана над кабиной в сектоpе 60° запpещена (мигают индикаторы ограниче-

ний  "Поворот  вправо"  и  "Поворот  влево"  (32,  33),  звучит  звуковой  сигнал).  При  полностью 
втянутой стреле и грузе на крюке менее 0,8 т аварийная сигнализация не включается для об-
легчения укладки стрелы в транспортное положение; 

ограничитель запрещает телескопировать грузы массой более 2,5 т; 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

19 

при  больших  углах  наклона  стрелы  дается  предупреждение  о  приближении  к  мак-

симально  допустимому  углу  наклона  миганием  индикатора  ограничения  по  высоте  подъема 

("Потолок", 30). При срабатывании ограничителя на этих углах (горят красная и зеленая лам-

пы). Разрешена операция опускания стрелы; 

при  попытке  опустить  стрелу  на  угол,  меньший  угла  наклона,  соответствующего 

максимальному вылету, запрещаются все движения крана, направленные на увеличение вы-

лета (горят красная и зеленая лампы, мигает индикатор 31 "Стена" координатной защиты); 

при отказе датчиков блокируются все движения крана (горит красная лампа); 

ограничитель не имеет собственного переключателя для подачи напряжения пита-

ния.  Включение ОНК  производится  тумблером  на  пульте управления  крана одновременно с 

включением  приборов  в  кабине.  О подаче напряжения питания на ОНК свидетельствует за-

горание индикатора ВКЛ (5) на передней панели БОДа. 

Если включение ОНК производится при температуре менее минус 10  С, включается 

обогрев ИЖЦ, о чем свидетельствует загорание индикатора ТС (4). 

Если ОНК эксплуатируется при температурах ниже минус 30 °С, то выдача информа-

ции на ИЖЦ начнется после их прогрева в течение 5 мин. 

3.3 Использование изделия 

3.3.1 Включение ОНК 

Включить  тумблер  подачи  питания  в  цепи  управления  крана.  При  этом  должен  заго-

реться индикатор ВКЛ (5) на передней панели БОДа. 

После  подачи  питания  ограничитель  переходит  в  рабочий  режим  после  прохождения 

теста самоконтроля. 

При появлении на верхнем ИЖЦ кодов "Е 30" (сбой введенного режима работы опорно-

го контура) или "Е 31" (сбой введенной запасовки ) выполнить операции по п. 3.3.2. 

3.3.2 Ввод режимов работы крана 

Операции по п. 3.3.2 выполнять только в случае необходимости изменения режимов 

работы или при выдаче на верхний индикатор сообщений "Е 30", "Е 31". 

Введите  режим  работы  стрелового  оборудования  и  опорного  контура,  а  также  крат-

ность запасовки палиспаста путем нажатия кнопки "СТРЕЛА ОП. КОНТУР" и ЗАПАСОВКА (за-

горается красная лампа, движения крана запрещаются). 

 

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

20 

При этом на индикаторы БОДа выдаются: 

на верхний ИЖЦ - код модификации ОНК и типа крана (последние две цифры): 

2.01 - 

СМК-14, 

2.02 

– КСТ-5АМ; 

на средний ИЖЦ - кратность запасовки; 

на нижний ИЖЦ - цифровой код режима работы опорного контура и стрелового обо-

рудования с символом "Р-" впереди. 

Индикация режимов работы крана дублируется единичными индикаторами. 

Последовательно нажимая кнопки "СТРЕЛА ОП. КОНТУР" и ЗАПАСОВКА, выберите 

соответственно требуемый  режим  работы стрелового оборудования, опорного контура и не-

обходимую запасовку, контролируя режимы работы по ИЖЦ и единичным индикаторам. 

Пример - Если горят индикаторы 2 и 4, значит выбрана запасовка 6 (сумма цифр, проставлен-

ных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

Если индицируемые режимы работы крана соответствуют желаемым, нажмите 

кнопку "   " (40). При этом ОНК перейдет в рабочий режим (работа крана разрешается). 

В ОНК-140-02 предусмотрен режим работы крана, имеющий код "Р-00" - основная 

стрела,  опоры  полностью  выдвинуты  (горят  индикаторы  25,  29),  кратность  запасовки  уста-

навливается согласно грузовых характеристик на кран. 

Примечание  -  Ограничитель  ОНК-140  автоматически  исключает  режим  работы,  не  преду-

смотренный на данном типе крана. 

3.3.3 Тестовый контроль 

3.3.3.1 Тестовый контроль ограничителя проводится один раз в день перед началом 

рабочей смены. 

Для проверки работоспособности ОНК необходимо нажать кнопку ТЕСТ. 

При  прохождении  тест-программы ограничителя на всех ИЖЦ перебираются цифры 

от 9 до 1, затем поочередно, слева - направо, сверху - вниз, зажигаются единичные индика-

торы, а также лампы НОРМА и СТОП. 

Убедитесь, что все единичные индикаторы и все сегменты ИЖЦ функционируют. 

После прохождения теста на верхний ИЖЦ выдается значение момента опрокидыва-

ния крана, на средний ИЖЦ - наименование, а на нижний ИЖЦ - величина одного из допол-

нительно контролируемых параметров крана (см. п. 2.1.4). 

Для выхода в рабочий режим нажмите кнопку ТЕСТ. 

3.3.3.2 Убедитесь в правильности функционирования ограничителя: опуская стрелу с 

грузом  0,2  т,  убедитесь,  что  индикация  массы  груза  равна (0,2   0,1  )  т;  в  противном  случае 

выполните операции по п. 4.3.3. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

21 

3.3.4 Считывание информации о наработке крана 

Нажимая кнопку ЧАСЫ (42), произвести (см. п. 2.1.4) считывание информации с бло-

ка  телеметрической  памяти  (БТП)  ограничителя  о  значениях  параметров  крана  (дата  уста-

новки  ОНК  на  кран,  моточасы  работы  крана,  характеристическое  число),  характеризующих 

степень его износа. 

Примечание - Работы по п. 3.3.4 выполнять только при необходимости. 

3.3.5 Работа крана вблизи линий электропередачи 

Рекомендации по п. 3.3.5 выполнять только для ограничителей нагрузки крана с ин-

дексом "М" в конце обозначения (например, ОНК-140-02М), которые комплектуются модулем 

защиты от опасного напряжения (МЗОН). 

ВНИМАНИЕ ! 

1 РАБОТА  ВБЛИЗИ ОТ ЛЭП МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ НАРЯДА - 

ДОПУСКА УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА. 

2 НАПРЯЖЕНИЕ ЛЭП (П. 4 НАРЯДА - ДОПУСКА) ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ПАРАМЕТРОМ, 

НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ТИПА "ЛЭП". 

Подготовка к работе и работа крана вблизи ЛЭП должна выполняться в строгом со-

ответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных 

кранов. 

Перед началом работы машинист должен поднять оголовок стрелы на высоту 7-8 м 

и, поворачивая ее, убедиться в отсутствии (наличии) ЛЭП в предполагаемой зоне работы. 

При попадании оголовка стрелы (с установленным на нем МЗОНом) в зону воздейст-

вия электрического поля ЛЭП частотой 50 Гц ограничитель запрещает выполнение всех опе-

раций крана, на верхний ИЖЦ БОДа выдается код "Е 11" (обнаружение ЛЭП), горит постоян-

ным свечением индикатор 18. 

Дальность обнаружения ЛЭП напряжением 0,22 кВ - не менее 3 м (расстояние между 

оголовком стрелы и ближайшим к нему проводом ЛЭП в передней полусфере). 

Воздушные ЛЭП напряжением свыше 110 кВ ограничитель (МЗОН) обнаруживает на 

расстоянии в несколько сот метров. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

22 

В  связи  с  тем,  что  МЗОН  не  во  всех  случаях  может  защитить  крюковую  подвеску, 

длинномерный  груз,  канат,  ограничитель  не  должен  использоваться  как  рабочее  средство 

для остановки механизмов крана. 

МЗОН не защищает стрелу крана при нахождении гуська в рабочем положении

МЗОН  помогает  машинисту  своевременно  обнаружить  ЛЭП.  При  сознательном  на-

рушении Правил не может быть гарантирована защита от поражения электрическим током. 

Если ограничитель произвел остановку механизмов крана и выдал сообщение о на-

личие вблизи крана ЛЭП [на верхнем ИЖЦ отображается код "Е 11", крановщик должен оп-

ределить  зону  работы  крана,  его  положение  относительно  ЛЭП  и  установить  координатную 

защиту согласно п. 3.3.5. После  ввода защиты код "Е 11" исчезнет и будет разрешена работа 

крана в пределах установленной зоны. 

При  срабатывании  МЗОНа с  прямоугольным металлическим  кожухом  на  нижний ин-

дикатор выдается верхнее значения напряжения диапазона МЗОНа в котором произошло об-

наружение ЛЭП в кВ.  

Если  при  осмотре  зоны  работы  выяснилось,  что  в  зоне  работы  ЛЭП  отсутствует,  а 

срабатывание МЗОНа вызвано высоковольтной линией, находящей вне зоны работы, допус-

кается не устанавливать координатную защиту, а нажав кнопу «ВЫБОР П» перейти на более 

высоковольтный диапазон срабатывания МЗОНа 

При  вводе  первого  из  вводимых  ограничений  необходимо  нажать  и  удержи-

вать кнопку 41 ( включения подсветки). При нажатой кнопке 41 движения крана разре-

шаются. 

Для  реализации  координатной  защиты  в  ОНК-140  предусмотрены  следующие  виды 

ограничений: 

ограничение "Стена"; 

ограничение "Потолок"; 

ограничения по углу поворота. 

Введение  ограничения  обеспечивает  автоматическое  отключение  приводов  меха-

низмов крана при приближении оголовка стрелы к границе охранной зоны. 

Охранная зона - это зона, в которую запрещено попадание оголовка стрелы. 

Граница охранной зоны - это воображаемая вертикальная (для ограничения "Стена") 

или  горизонтальная  (для  ограничения  "Потолок")  плоскость,  проходящая  параллельно  ЛЭП 

на расстоянии L от нее. 

Расстояние  L  зависит  от  напряжения  воздушной  ЛЭП,  которое  указано  в  наряде-

допуске на проведение работ. 

Зависимость расстояния L от напряжения воздушной ЛЭП приведено в таблице 3. 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

23 

Таблица 3 

Напряжение воздушной линии, кВ  Допустимое расстояние от оголовка до провода ЛЭП, м 

до 1 

1,5 

от 1 до 20 

2,0 

от 35 до 110 

4,0 

от 150 до 220 

5,0 

330 

6,0 

от 500 до 750 

9,0 

3.3.6 Ввод координатной защиты 

Для ввода ограничения необходимо нажать на время не менее 1 с одну из кнопок 37-

40  (при  необходимости  -  поочередно  несколько  кнопок)  напротив  символа,  обозначающего 

тип  требуемой  защиты  (например,  "Потолок"),  при  этом  должен  включиться  индикатор  вве-

денного ограничения. При вводе координатной защиты в случае срабатывания МЗОНа  ( код 

Е 11) необходимо удерживать в нажатом положении до ввода первого ограничения кнопку 41 

(включение подсветки ) 

Для снятия введенного ограничения (сброса защиты) необходимо повторно нажать ту 

же кнопку и проконтролировать выключение (гашение) соответствующего индикатора. 

Горение  индикаторов  постоянным  свечением  свидетельствует  об  отсутствии  сраба-

тывания защиты по введенным ограничениям. 

При достижении в процессе работы крана любого из введенных ограничений сраба-

тывает координатная защита, загорается красная лампа (зеленая продолжает гореть), вклю-

чается  звуковой  сигнал и индикатор ограничения, из-за которого сработала защита, перево-

дится в мигающий режим. 

Для отключения защиты оператор должен изменить параметр, по которому достигну-

то  ограничение  (Например,  при  достижении  ограничения  типа  "Потолок"  необходимо  либо 

опустить стрелу, либо уменьшить ее длину). 

ВНИМАНИЕ  !  ПРИ  ВВОДЕ  ОГРАНИЧЕНИЙ  КООРДИНАТНОЙ  ЗАЩИТЫ 

НЕОБХОДИМО  ПРЕДУСМАТРИВАТЬ  ЗАПАС  ПО  РАССТОЯНИЮ  И  УГЛУ  ПОВОРОТА 

(ДЛЯ  УЧЕТА  ИНЕРЦИИ  КРАНА  ПРИ  ПРИБЛИЖЕНИИ  К  ЗОНЕ,  В  КОТОРОЙ  РАБОТА 

КРАНА  ЗАПРЕЩЕНА).  ПРИ  ПРИБЛИЖЕНИИ  К  УСТАНОВЛЕННОМУ  ОГРАНИЧЕНИЮ 

ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ НАЧИНАЕТ ЗВУЧАТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ НАСТУПАЕТ ОГРАНИЧЕНИЕ

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

24 

 

3.3.6.1 Ввод ограничения типа "ЛЭП" ("Стена") 
Ограничение  типа  "ЛЭП"  ("Стена")  -  это  воображаемая  веpтикальная  бесконечная 

плоскость,  перпендикулярная  проекции  стрелы  на  землю  и  построенная  по  срезу  оголовка 
стрелы. 

Учет инерции крана проводится путем введения ограничительной линии, проходящей 

параллельно границе охранной зоны и отстоящей от нее не менее, чем на 1,0 м. 

3.3.6.1.1 Ввод ограничения типа "ЛЭП" ("Стена") вести в следующей последователь-

ности (см. рисунок 3). 

 

1,0 м

х

Охранная зона

L

Линия электропередач

Граница охранной зоны

 

Рисунок 3 - Ввод ограничения "Стена" 

 

Параллельно охранной зоне объекта на расстоянии не менее 1,0 м от него, прочер-

тить воображаемую ограничительную линию, которую не должен пересекать крюк крана. 

При  этом  расстояние  между  границей  охранной  зоны  и  ограничительной  линией 

должно  быть  таким,  чтобы  при  срабатывании  ограничителя  стрела  (с  учетом  инерционного 
пролета  крана  и  габаритов  поднимаемого  груза)  не  приближалась  к  границе охранной  зоны 
объекта менее, чем на 0,5 м. 

Установить стрелу перпендикулярно ограничительной линии. 
Изменяя  (при  необходимости)  длину  стрелы  или  угол  наклона,  добейтесь  касания 

крюком ограничительной линии, не пересекая ее, в точке 3. 

Нажать на 1 с кнопку ввода ограничения "ЛЭП" (“Стена”). 
Загорание индикатора “Стена” свидетельствует о вводе ограничения в память ОНК. 
3.3.6.1.2 Проверить правильность срабатывания защиты ограничителя: 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

25 

повернуть кран (при необходимости, нажать кнопку отключения координатной защиты на 

пульте управления крана) без изменения вылета влево на произвольный угол по отношению к 
точке ввода ограничения "ЛЭП" ("Стена"); 

увеличивая вылет (изменением угла наклона или длины стрелы) в направлении ог-

раничительной линии, проконтролировать срабатывание защиты (включение красной лампы, 

звукового сигнала и перехода светодиода "Стена" в мигающий режим) в момент, когда проек-

ция оголовка стрелы (крюк) пересекает ограничительную линию в точке 1; 

нажав кнопку отключения координатной защиты на пульте крана, уменьшить вылет 

и повернуть стрелу вправо на произвольный угол по отношению к точке ввода ограничения; 

увеличивая вылет (изменением угла наклона или длины стрелы) в направлении ог-

раничительной линии, проконтролировать срабатывание защиты (включение красной лампы, 

звукового сигнала и перехода светодиода "Стена" в мигающий режим) в момент, когда крюк 

пересекает ограничительную линию в точке 2. 

Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты оголовок стрелы 

(крюк) приблизился к границе охранной зоны объекта не менее, чем на 0,5 м. 

Режим ограничение "ЛЭП" может быть использован для ограничения зоны работы 

крана при работе в стесненных условиях. 

3.3.6.2 Ввод ограничения типа "ЛЭП" ("Потолок") 

Ограничение  типа  "ЛЭП"  ("Потолок")  -  это  воображаемая  горизонтальная  бесконеч-

ная плоскость, располагаемая на высоте оголовка стрелы. 

3.3.6.2.1  Ввод  ограничения  типа  "ЛЭП"  ("Потолок")  вести  в  следующей  последова-

тельности: 

поднять оголовок стрелы (с учетом ее инерции) до требуемой высоты (по показанию 

индикатора БОДа или визуально); 

нажать на 1 с кнопку ввода ограничения “Потолок”. 

Загорание индикатора "Потолок“  свидетельствует  о вводе ограничения в память из-

делия ОНК-140. 

3.3.6.2.2 Проверить правильность срабатывания защиты ограничителя: 

втянуть стрелу на 0,5 м (при необходимости, нажать кнопку блокировки координат-

ной защиты на пульте управления крана); 

увеличивая  высоту  (выдвигая  стрелу),  проконтролировать  срабатывание  защиты 

(включение красной лампы, звукового сигнала и перехода индикатора "Потолок" в мигающий 

режим)  в  момент,  когда  оголовок  стрелы  находится  на  высоте  (см.  на  индикатор  высоты), 

равной введенной. 

Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты оголовок стрелы 

пересек заданную высоту не более, чем на 0,2 м. 

3.3.6.3 Ввод ограничений по углу поворота 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

26 

3.3.6.3.1 Отметив в рабочей зоне крана две точки сектора ограничения по углу пово-

рота стрелы влево и вправо с учетом инерции крана, установить стрелу в створе этого секто-
ра у левой границы последнего. 

Нажать на 1 с кнопку ввода ограничения "Поворот влево". 
Загорание  индикатора  "Поворот  влево"  свидетельствует  о  вводе  ограничения  в  па-

мять изделия ОНК-140. 

Установить стрелу у правой границы сектора. 
Нажать на 1 с кнопку ввода ограничения "Поворот вправо". 
Загорание индикатора "Поворот вправо" свидетельствует о вводе ограничения в па-

мять изделия ОНК-140. 

3.3.6.3.2 Проверить правильность срабатывания защиты ОНК: подводя стрелу к гра-

ницам  отмеченного  сектора  (при  необходимости,  нажать  кнопку  отключения  координатной 
защиты на пульте управления крана), проконтролировать срабатывание защиты (включение 
красной лампы, звукового сигнала и перехода индикатора ограничения по углу поворота в ми-
гающий режим) в момент, когда крюк пересекает границу заданного (введенного) сектора. 

Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты проекция стрелы 

на землю пересекает заданную границу не более, чем на 2 . 

3.3.7 Контроль параметров двигателя и гидросистемы 
При  необходимости  контроля  параметров  двигателя  и  гидросистемы  выбор  требуе-

мого  для  отображения  на  среднем  ИЖЦ  параметра  осуществляется  последовательным  на-
жатием кнопки "ВЫБОР П" (индикатор выбранного параметра постоянно светится). 

Примечание - Если ни один из контролируемых параметров не выбран, на среднем индикато-

ре высвечивается высота оголовка стрелы. 

Индикатор  выбранного  параметра  (t

o

,  Р

м

,)  начинает  работать  в  мигающем  режиме, 

если значение параметра, за который он отвечает, выходит за пределы допуска: 

- индикатор температуры охлаждающей жидкости двигателя мигает, если 95  t

o

   40  С; 

- индикатор давления масла в двигателе мигает, если 10   Р

м

   1,5 атм. 

3.4 Возможные неисправности ОНК и способы их устранения 

3.4.1  Программно-аппаратные  средства  ОНК  позволяют  проверить  исправность  ос-

новных его узлов и локализировать неисправность путем выдачи на индикатор ее кода. 

3.4.2 При неработоспособности ограничителя поиск его неисправности рекомендует-

ся проводить в следующей последовательности: 

проверить БОД и датчики на отсутствие внешних механических повреждений; 

проверить исправность механизмов привязки датчиков; 

проверить  кабельную  разводку,  исправность  электрических  соединительных  цепей 

датчиков и блока обработки данных (БОДа). 

3.4.3 Неисправности  ограничителя,  которые  могут быть диагностированы и устране-

ны непосредственно на кране, приведены в таблице 4. 

Примечание  -  В  таблице  4  приняты  следующие  сокращения:  ИМ  -  инструкция  по  монтажу 

ЛГФИ.408844.009-02 ИМ; РЭ - руководство по эксплуатации ЛГФИ.408844.009-02 РЭ. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

27 

Таблица 4 

Характер и проявление 

неисправности 

Вероятная причина 

неисправности 

Способ устранения 

неисправности 

При включении тумблера 
питания загораются только 
красная  лампа  и  -  кратковре-
менно - индикатор ВКЛ 

Поврежден кабель питания ОНК. 
Нарушен контакт в разъеме Х1. 
Напряжение в бортовой сети 
крана больше допустимого 

Заменить поврежденный кабель. 
Восстановить контакт в разъеме. 
Заменить предохранитель. 
Уменьшить напряжение заменой 
реле-регулятора напряжения 

После выхода ОНК в рабочий 
режим мигают светодиоды 
координатной защиты по углу 
поворота и звучит звуковой 
сигнал даже при расположе-
нии стрелы в рабочей зоне 

Обрыв или КЗ в цепях датчика 
поворота платформы (азимута). 
Неправильно установлена шес-
терня датчика на оси вращения 
крана 
Неисправен датчик 

Восстановить обрыв или КЗ в 
кабеле. 
Проверить датчик и произвести 
его новую привязку (п. 4.2 ИМ). 
 
Заменить датчик 

После  выхода  ОНК  в рабочий 
режим звучит звуковой сигнал 
и  на  верхнем  ИЖЦ  отобража-
ется код "Е 01" 

Обрыв или КЗ в кабеле ПУ. 
Уход нуля ПУ. 
 
Неисправен преобразователь 
усилия 

Устранить обрыв или КЗ в кабеле. 
Провести коррекцию нуля ПУ 
(см. пп. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.5 ИМ). 
Заменить ПУ и произвести его на-
стройку по п. 4.6 ИМ 

То же, но отображается код 
"Е 03" 

Обрыв или КЗ в кабеле ДУГМ. 
 
Неисправен датчик 

Устранить обрыв или КЗ на выхо-
де датчика или в кабеле. 
Заменить ДУГМ и произвести его 
привязку (п. 4.5 ИМ) 

То же, но отображается код 
"Е 04" 

Обрыв  или  КЗ  в  на  выходе  дат-
чика длины стрелы или в кабеле. 
Неверная  установка  начального 
положения  датчика,  нарушена 
регулировка канала 

Устранить обрыв или КЗ на выхо-
де датчика или в кабеле. 
Проверить  правильность  установ-
ки  ДД  и  произвести  его  новую 
привязку (пп. 3.3, 4.4.4-4.4.8 ИМ) 

То же, но отображается код 
"Е 11" 

Оголовок стрелы крана находит-
ся в зоне излучения ЛЭП 

Определить зону работы и ввести 
координатную  защиту,  или  пере-
ключить диапазон МЗОНа 

То же, но отображается код 
"Е 10" 

Отказ МЗОНа  или сработал ог-
раничитель подъема крюка, от-
сутствует питание МЗОНа 

Заменить  МЗОН  Проверить  огра-
ничитель  подъема  крюка  и  нали-
чие питания на МЗОНе 

То же, но отображается код 
"Е 20" 

Отказ ПЗУ программ 

Заменить 

плату 

контроллера. 

Произвести привязку и настройку 
ОНК по ЛГФИ.408844.009-02 ИМ 

То же, но отображается код 
"Е 21" 

Отказ кварцевого резонатора 

Заменить резонатор. 
Заменить плату контроллера и 
произвести привязку и настройку 
ОНК по ЛГФИ.408844.009-02 ИМ 

То же, но отображается код 
"Е 22" 

Постоянно замкнута одна из 
кнопок клавиатуры 

Заменить плату модуля 
индикации 
 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

28 

Характер и проявление 

неисправности 

Вероятная причина 

неисправности 

Способ устранения 

неисправности 

 То же, но отображается код 

"Е 23" 

Сбой программы 

Выключить включить питание 

То же, но отображается код 

"Е 24" 

Сбой  контрольной  суммы  мик-

росхемы 

настроечного 

ПЗУ 

(DD7) 

Провести привязку и настройку 

ОНК по ЛГФИ.408844.009-02 ИМ 

То же, но отображаются коды 

"Е  25",  "Е  26",  "Е  27"  или  "Е 

28" 

Отказ  микросхем  настроечного 

ПЗУ (DD7) или "черного ящика" 

(DD8, DD9, DD10) 

Заменить плату контроллера. 

Произвести привязку и настройку 

ограничителя 

То же, но отображаются коды 

"Е 30", "Е 31" 

Сбой введенного режима стрело-

вого  оборудования  и  опорного 

контура  ("Е  30")  или  запасовки 

("Е 31") 

Произвести ввод режима работы 

(п. 3.3.2 ЛГФИ.408844.009-02 РЭ) 

То же, но отображается код "Е 

32" 

Сбой введенных ограничений 

координатной защиты 

Нажать  кнопки  ввода  ограниче-

ний координатной защиты 

То же, но отображается код 

"Е 33" 

При работе с гуськом стрела 

выдвинута не на полную длину 

Выдвинуть стрелу 

То же, но отображается код "Е 

34" 

Попытка работы на вдвинутых 

опорах  при  не  полностью  вдви-

нутой стреле

 

Вдвинуть стрелу 

При  переходе  ОНК  в  рабочий 

режим  не  загорается  зеленая 

лампа  (при  этом  перегрузка 

отсутствует,  красная  лампа  не 

горит) 

Неисправна зеленая лампа 

Заменить плату индикации 

При  нагрузки  более  95  %  не 

загорается лампа "90 %" 

Неисправна лампа "90 %" 

То же 

При  перегрузке  крана  сраба-

тывает защита, но красная 

лампа не загорается 

Неисправна красная лампа 

То же 

На  верхний  ИЖЦ  выдается 

код "Н ХХ" 

Переключатель  в  боковом  окне 

БОДа  находится  в  положении 

НАСТРОЙКА. 

Отказ переключателя 

Установить переключатель в 

положение РАБОТА. 

Заменить  плату  контроллера.  Произ-

вести привязку и настройку ОНК

 

На нижний ИЖЦ выдается код 

"Р-ХХ" 

Ограничитель ждет ввода 

режима работы крана 

Произвести ввод режима работы 

(п. 3.3.2 ЛГФИ.408844.009-02 РЭ) 

Продолжение таблицы 4 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

29 

4 Техническое обслуживание 

4

.1 Общие указания 

Техническое  обслуживание  (ТО)  ограничителя  ОНК-140  обеспечивает  постоянную 

его готовность к эксплуатации, безопасность работы крана. 

Установленная  настоящей  инструкцией  периодичность  обслуживания  ограничителя 

должна соблюдаться при любых условиях эксплуатации и в любое время года. 

ТО ограничителя проводить одновременно с техническим обслуживанием крана. 
При  ТО  ограничителя  соблюдать  меры  безопасности,  предусмотренные  при  прове-

дении технического обслуживания крана. 

4.2 Виды технического обслуживания 

4.2.1 Виды технического обслуживания 
Техническое обслуживание ограничителя в зависимости от периодичности и объема 

работ подразделяется на следующие виды: 

ежесменное ТО (ЕО); 

сезонное ТО (СО). 

4.2.2 Подготовка к техническому обслуживанию 
Для  проведения  ТО  необходимо  своевременно  подготовить  требуемые  материалы, 

приборы и инструменты. Кран поместить в крытое, не задымленное, а зимой - в утепленное 
помещение. 

4.3 Порядок технического обслуживания

 

4.3.1 Ежесменное техническое обслуживание 
ЕО производится машинистом. 
ЕО предусматривает следующие виды работ: 

внешний осмотр и очистка блоков и датчиков от пыли и грязи; 

проверка функционирования ограничителя: отсутствие повреждений ИЖЦ, единич-

ных индикаторов, сигнальных ламп и элементов коммутации (самотестирование по п. 3.3.3). 

4.3.2 Сезонное обслуживание 
СО проводится при подготовке к зимнему и летнему сезону эксплуатации крана. 
СО производится (кроме случаев, оговоренных особо) машинистом. 
СО предусматривает следующие виды работ: 

работы ЕО; 

проверку состояния датчиков, соединительных кабелей и разъемов; 

проверку состояния уплотнений (в том числе и кабины) и лакокрасочных покрытий; 

устранение обнаруженных недостатков; 

проверку ограничителя контрольными грузами (см. п. 4.3.3) при проведении первого 

сезонного обслуживания; при дальнейшей эксплуатации проверку ограничителя контрольны-
ми грузами проводить один раз в год; 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

30 

подстройку ОНК, при необходимости, по результатам его проверки по п. 4.3.3; 

проверку,  при  необходимости,  защиты  ограничителя  от  опасного  приближения  к 

ЛЭП (см. п. 4.3.4); 

считывание, при необходимости, информации о наработке крана (см. п. 3.3.4); 

считывание, при необходимости, информации с БТП в соответствии с инструкцией 

ЛГФИ.408844.009 И1. 

СЧИТЫВАНИЕ  ИНФОРМАЦИИ  С  ОНК  (С  ПОСЛЕДУЮЩИМ  ЕГО  ОПЛОМБИРОВАНИЕМ)  ДОЛЖЕН 

ПРОИЗВОДИТЬ  ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  РАБОТНИК,  ОТВЕТСТВЕННЫЙ  ПО  НАДЗОРУ  ЗА  БЕЗОПАСНОЙ 

ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН, СПЕЦИАЛИСТ СЕРВИСНОЙ ИЛИ РЕМОНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 

ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ДАННЫХ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ. 

4.3.3 Проверка ограничителя с контрольными грузами 

ОПЕРАЦИИ ПО ПОДСТРОЙКЕ ОНК, УКАЗАННЫЕ В П. 4.3.3, ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬ СПЕЦИАЛИСТ, 

ИМЕЮЩИЙ ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ РЕГУЛИРОВОЧНЫХ РАБОТ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ. 

МАССА ГРУЗА НЕ ДОЛЖНА ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ УКАЗАННЫХ НИЖЕ ЗНАЧЕНИЙ БОЛЕЕ, ЧЕМ НА 1 %. 

Работы по п. 4.3.3 вести в режиме "Р-00"  основная стрела, опоры полностью выдви-

нуты (горят индикаторы 25, 29), кратность запасовки устанавливается согласно грузовых ха-

рактеристик на кран . 

4.3.3.1 Установить стрелу крана в положение, диаметрально противоположное поло-

жению кабины машины. 

Установить  максимальные  значения  длины  стрелы  и  вылета  согласно  таблицы  5  и 

поднять груз, величина массы которого для данного типа крана указана в таблице 5. 

Ограничитель не должен сработать. 

Опустить груз. 

Увеличить массу груза на 10 % и поднять его. 

Ограничитель должен сработать. 

 

Таблица 5 

Тип 

крана 

Модификация 

программы ОНК 

Длина 

стрелы, м 

Вылет, 

м 

Масса 

груза, т 

СМК-14 

01 

14,0 

14,0 

0,4 

 

 

8,7 

3,5 

14,0 

КСТ-5АМ 

02 

8,8 

8,0 

2,0 

 

 

8,8 

3,2 

5,0 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

31 

Если ограничитель не срабатывает, выполнить следующие работы: 

вскрыть люк на боковой стенке БОДа; 

установить по рулетке с точностью   2 см максимальное значение вылета, указан-

ного в таблице 5; 

проверить  правильность  показаний  длины  стрелы  и  вылета  (вылет  отсчитывается 

от центра вращения поворотной платформы) по индикаторам БОДа. 

Если  длина  стрелы отличается от заданной более, чем на 7 см, произвести коррек-

тировку  показаний  путем  изменения  длины  троса:  отсоедините  трос  от  оголовка  стрелы  и 

увеличить или уменьшить его длину на величину ошибки. 

Если значение вылета, отображаемое на индикаторе БОДа, отличается от реального 

более,  чем  на  20  см,  произвести  настройку  датчиков  длины  стрелы  и  вылета  согласно 

ЛГФИ,408844.009-02 ИМ; 

плавно  поднять  груз  и  с  помощью  резистора  R1  установить  значение  момента  на 

верхнем индикаторе равным 100; 

опустить груз. 

4.3.3.2 Установить минимальное значение вылета, указанное в таблице 5, и поднять 

груз, величина массы которого для данного типа крана указана в таблице 5. 

Ограничитель не должен сработать. 

Опустить груз. 

Увеличить массу груза на 10 % и поднять его. 

Ограничитель должен сработать. 

Если  ограничитель  не  срабатывает,  необходимо выполнить настройку ограничителя 

согласно ЛГФИ.408844.009-02 ИМ. 

4.3.3.3 Закрыть и опломбировать боковую крышку БОДа. 

4.3.3.4 Сделать отметку о проведенных работах в паспорте ограничителя. 

4.3.4 Проверка защиты ограничителя от опасного приближения к ЛЭП 

Проверку  срабатывания  защиты  ограничителя  ОНК-140  (МЗОНа)  при  приближении 

оголовка стрелы крана к ЛЭП производить на специальной площадке с использованием ма-

кета ЛЭП (см. п. 4.3.4.1) по методике п. 4.3.4.2 или с помощью имитатора ЛЭП (например, с 

помощью  прибора "ИЛЭП"  ТУ-09.98-10.00.000,  изготовляемого  НПО "Техкранэнерго", г. Вла-

димир)  по  методике,  указанной  в  эксплуатационной  документации  последнего,  плавно  при-

близив антенну прибора к ближайшей части антенны МЗОНа на расстояние (0,5±0,15) м. 

Примечание - При приближении антенну прибора располагать перпендикулярно про-

дольной оси МЗОНа. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-02 РЭ

 

 

32 

4.3.4.1 Макет ЛЭП 

Проверку  срабатывания  защиты  ограничителя  от  опасного приближения  к  ЛЭП  про-

изводить на специальной площадке, оборудованной макетом трехфазной четырехпроводной 

воздушной ЛЭП напряжением 220/380 В. 

Площадка  должна  находиться  вне  зоны  влияния  посторонних  воздушных  ЛЭП,  на 

удалении от них не менее: 

50 м при напряжениях ЛЭП от 0,22 до 1 кВ; 

75 м при напряжениях ЛЭП от 1 до 20 кВ; 

200 м при напряжениях ЛЭП свыше 35 кВ. 

На площадке на расстоянии не менее 15 м друг от друга должны быть установлены 

две опоры с подвешенной (на изоляторах) на высоте не менее 6 м от поверхности земли че-

тырехпроводной линией, выполненной изолированным проводом. 

Для подключения макета ЛЭП к сети 220 В на одной из опор должен быть установлен 

рубильник и индикатор (электрическая лампочка) наличия напряжения в макете ЛЭП. 

Напряжение  к  макету  четырехпроводной  ЛЭП  должно  подаваться  подземным  кабе-

лем со стороны, противоположной стороне подъезда крана. 

Вдоль нижнего провода линии, на его уровне и на расстоянии от него (3±0,1) м дол-

жен  быть  установлен  капроновый  канат,  ограничивающий  приближение  к  проводу  оголовка 

стрелы крана. 

4.3.4.2 Проверка срабатывания МЗОНа 
Установить на площадке машину (стрела находится в транспортном положении) пер-

пендикулярно линиям электропередачи на расстоянии 15±1 м от оси вращения крана до во- 

 

ображаемой вертикальной плоскости, проходящей через ограничительный канат макета ЛЭП 
(см. рисунок 6). 

 

 

Линия 

электропередачи 

Канат 

ограничительный

 

15 м

 

1,5 

м

 

 

 

Рисунок 6 - Проверка срабатывания МЗОНа 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..