ОНК-140-04, ОНК-140-04М. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ОНК-140-04, ОНК-140-04М. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство по эксплуатации ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ОНК-140-04, ОНК-140-04М. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 2

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

17 

2.2.3 Датчики длины стрелы и азимута 
2.2.3.1  Основным  элементом  датчиков  длины  стрелы  (ДД)  и  азимута  (ДА)  является 

проволочный переменный резистор типа СП5-21-1-6,8 кОм с большой износоустойчивостью, 
вал которого жестко связан с соответствующими механизмами крана. 

Из БОДа на резистор подается опорное напряжение плюс 5 В. Напряжение, снимае-

мое  со  средней  точки  потенциометра  и  пропорциональное  углу  поворота  (стрелы  или  плат-
формы крана), через диодную схему защиты поступает на вход коммутатора АЦП БОДа. 

2.2.3.2 ДД устанавливается на корневой секции стрелы. Трос ДД соединяется с ого-

ловком стрелы и при выдвижение последней вращает пружинный барабан и связанный с ним 
через редуктор вал потенциометра. Возврат потенциометра в исходное состояние осуществ-
ляется пружинным барабаном. 

Для исключения провисания троса датчика барабан закручивается на четыре оборо-

та от свободного состояния пружины при минимальной длине стрелы. 

2.2.3.3 ДА устанавливается на оси вращения платформы и служит для измерения уг-

ла поворота платформы крана относительно кабины водителя. 

Для  измерения  текущее  значение температуры  окружающего воздуха в  ДА установ-

лен терморезистор, обеспечивающий температурную коррекцию параметров преобразовате-
лей давления (см. п. 2.2.1). 

2.2.4 Модуль защиты от опасного напряжения 
Модуль защиты от опасного напряжения (МЗОН) вырабатывает: 

импульсный сигнал амплитудой 8-15 В, частота которого зависит от напряженности 

электрического  поля; 

постоянное напряжение  8-15 В, в случае срабатывания или отказа МЗОНа; 

напряжение ноль вольт, если разомкнут концевой выключатель подъема крюка. 

Формируемый модулем сигнал по кабелю (тросу) передается в БОД для обработки. 

При наличие сигнала от ЛЭП БОД запрещает выполнения операций крана до введе-

ния  координатной  защиты  или  переключения  на  другой  диапазон  МЗОНа  кнопкой  «ВЫБОР 

П» ( для МЗОНа в металлическом прямоугольном кожухе). 

3 Использование по назначению 

ВНИМАНИЕ  !  В  ОНК  УСТАНОВЛЕНА  ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ  ПАМЯТЬ,  ФИКСИРУЮЩАЯ  РАБОЧИЕ 

ПАРАМЕТРЫ, УКАЗАННЫЕ В П. 1.2.3, В ТЕЧЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ПОСЛЕДНИХ ЧАСОВ РАБОТЫ КРАНА, А ТАКЖЕ СТЕПЕНЬ 

НАГРУЗКИ КРАНА В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО СРОКА СЛУЖБЫ ПОСЛЕДНЕГО

3.1 Эксплуатационные ограничения (Меры безопасности) 

Ограничитель не содержит источников опасности для обслуживающего персонала и 

при его эксплуатации необходимо руководствоваться "Правилами устройства и безопасной 
эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора России. 

При проведении сварочных работ на кране ОНК должен быть обесточен. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

18 

Запрещается  проводить  настройку  и  регулировку  ограничителя  на  кране  лицам,  не 

имеющим специальной подготовки и удостоверения на право проведения указанных работ. 

Запрещается эксплуатация ограничителя с поврежденными пломбами. 
Наличие ограничителя на кране не снимает ответственности с крановщика в случае 

опрокидывания и разрушения элементов крана при подъеме груза. 

3.2 Подготовка изделия к использованию 

3.2.1 Схема включения ограничителя приведена на рисунке 2. 
3.2.2  Перед  включением  ограничителя  необходимо  изучить  назначение  элементов 

индикации и органов управления на передней панели БОДа (см. рисунок 4 и п. 2.1.4). 

3.2.3 При работе с ограничителем необходимо помнить: 

работа кpана над кабиной в сектоpе 60 ° запpещена  гоpят кpасная и зеленая лам-

пы,  мигают  индикаторы  ограничений  "Поворот  вправо"  (31)  и  "Поворот  влево"  (32),  звучит 
звуковой сигнал . Для вывода стрелы крана в рабочую зону необходимо нажать кнопку бло-
кировки на пульте управления крана. При полностью втянутой стреле и массе груза на крюке 
менее 1,0 т аварийная сигнализация не включается (для облегчения укладки стрелы в транс-
портное положение); 

при  больших  углах  наклона  стрелы  дается  предупреждение  о  приближении  к  мак-

симально допустимому углу наклона (когда гидроцилиндр подъема стрелы полностью выдви-
нут) миганием индикатора (30) ограничения по высоте ("Потолок"). При срабатывании ОНК на 
этих  углах  (горят  красная  и  зеленая  лампы)  необходимо  нажать  (для  снятия  координатной 
защиты) кнопку блокировки на пульте управления крана и опустить стрелу; 

при  попытке  опустить  стрелу  на  угол,  меньший  угла  наклона,  соответствующего 

максимальному  вылету,  запрещаются  все  движения  крана  горят  красная  и  зеленая  лампы, 
мигает индикатор "Стена" (31) координатной защиты  и дальнейшая работа возможна только 
с нажатой кнопкой блокировки на пульте управления крана; 

при отказе датчиков работа крана запрещается (блокируются все движения); 

ограничитель не имеет собственного переключателя для подачи напряжения пита-

ния. Включение ОНК производится тумблером на пульте крана одновременно с включением 
приборов  в  кабине.  О  включении  ограничителя  свидетельствует  загорание  индикатора  ВКЛ 
(индикатор 5 на рисунке 4) на передней панели БОДа. 

Если включение ОНК производится при температуре менее минус 10 С, включается 

обогрев ИЖЦ, о чем свидетельствует загорание индикатора ТС (4). 

Если ОНК эксплуатируется при температурах ниже минус 30 °С, то выдача информа-

ции на ИЖЦ начнется после их прогрева в течение 5 мин. 

3.3 Использование изделия 

3.3.1 Включение ОНК 

Включить тумблер подачи питания в цепи управления крана. 
Проконтролировать загорание индикатора ВКЛ на передней панели БОДа, прохождения 

теста самоконтроля и последующий переход ОНК в рабочий режим. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

19 

Примечания 
1  Если  после  подачи  напряжения  питания  на  индикаторах  БОДа  отсутствует  осмысленная  ин-

формация, необходимо нажать на 1-2 с кнопку СБРОС. После прохождения теста индикации ограни-
читель перейдет в рабочий режим. 

2 При появлении на верхнем индикаторе кодов "E 30" (сбой введенного режима работы опорно-

го контура) или "Е 31" (сбой введенной запасовки) выполнить операции по п. 3.3.2. 

3 Если на индикаторах отображаются рабочие параметры и при величине момента опрокидыва-

ния менее 100 % горит красная лампа, для правильного анализа ситуации, в которой находится кран, 
необходимо оценить значение Q

MAX

 и состояние единичных индикаторов (мигающие индикаторы ука-

зывают на причину горения красной лампы). 

3.3.2 Ввод режимов работы крана 
Операции по п. 3.3.2 выполнять только в случае необходимости изменения режимов 

работы или при выдаче на верхний индикатор сообщений "Е 30", "Е 31". 

Примечание - Перед вводом режима работы с гуськом выдвинуть стрелу полностью
Ввести  режим  работы  стрелового  оборудования  и  опорного  контура,  а  также  крат-

ность запасовки полиспаста путем нажатия кнопки СТРЕЛА ОП. КОНТУР и ЗАПАСОВКА (за-
горается красная лампа СТОП, движения крана запрещаются). 

При этом на индикаторы БОДа выдаются: 

на верхний ИЖЦ - четырехзначный код модификации ОНК и типа крана: 

04.01 или  23.01     - КС-2574; 
04.02  или 23.02    -  КС-35716; 

61.01                      -  

МКАТ-16 

61.02 

-  

МКАТ-20 

61.03 

– МКАТ-25 

на средний ИЖЦ - кратность запасовки; 

на нижний ИЖЦ - цифровой код режима работы опорного контура и стрелового обо-

рудования с символом "Р-" впереди. 

Индикация режимов работы крана дублируется единичными индикаторами. 
Последовательно  нажимая  кнопки  СТРЕЛА  ОП.  КОНТУР  и  (при  необходимости) 

ЗАПАСОВКА,  выбрать  соответственно  требуемый  режим  работы  стрелового  оборудования, 
опорного контура и необходимую запасовку, контролируя режимы работы по ИЖЦ и единич-
ным индикаторам. 

Пример - Если горят индикаторы 2 и 4, значит выбрана запасовка 6 (сумма цифр, проставлен-

ных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

Если  индицируемые  режимы  работы  крана  соответствуют  желаемым,  нажать 

кнопку 40 ( ). При этом ОНК перейдет в рабочий режим (работа крана разрешается). 

В ограничителе предусмотрены следующие режимы работы крана (ОНК автомати-

чески исключает режим работы, не предусмотренный на данном типе крана): 

код "Р-00" - длина стрелы изменяется от минимальной до максимальной, опоры пол-

ностью выдвинуты (горят индикаторы 25, 29), кратность запасовки устанавливается согласно 
грузовых характеристик на кран, удлинитель отсутствует; 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

20 

код"Р-01"  -  работа  с  гуськом  (стрела  выдвинута  полностью),  опоры  полностью  вы-

двинуты (горят индикаторы 17, 25, 29); 

код"Р-02" (только для КС-35716) - работа с люлькой, опоры полностью выдвинуты (го-

рят индикаторы 25, 29), индикаторы запасовки не горят;  ограничение по грузоподъемности 

не производится

Режим "Р-02" может быть введен вручную или автоматически. 

Переход в режим "Р-02" происходит автоматически, если в цепь "Работа с люлькой" 

подано напряжение бортсети. 

Установленные режимы работы крана хранятся в памяти ОНК. 

Не  рекомендуется  начинать  работу  на  кране,  не  убедившись  в  правильности  ус-

тановки режимов работы опорного контура, стрелового оборудования и схемы запасовки. 

3.3.3 Тестовый контроль 

Тестовый контроль ОНК проводится один раз в день перед началом рабочей смены. 

Для  проверки  работоспособности  ОНК  и концевых выключателей крана необходимо 

нажать кнопку ТЕСТ. 

При  прохождении  тест-программы ограничителя на всех ИЖЦ перебираются цифры 

от 9 до 1, затем группами поочередно, слева - направо, сверху - вниз, зажигаются единичные 

индикаторы, а также лампы НОРМА и СТОП. 

Убедитесь, что все единичные индикаторы и все сегменты ИЖЦ функционируют. 

После прохождения теста на верхний ИЖЦ выдается значение момента опрокидыва-

ния крана, на средний ИЖЦ - наименование, а на нижний ИЖЦ - величина одного из допол-

нительно контролируемых параметров крана (см. п. 2.1.4). 

Нажимая кнопки 37, 38 ("+", "-") добейтесь появления кода "d1" на среднем ИЖЦ. 

Производя  манипуляции  механизмами  крана,  убедитесь  в  срабатывании  его  конце-

вых выключателей (наличие напряжения U

БС

 на дискретных входах "D4", "D1", - см. рисунок 2). 

При наличии кода "d1" на среднем ИЖЦ появление цифры 1 в разряде 1 (при отсчете 

справа  -  налево)  нижнего  индикатора  указывает  на  срабатывание  концевого  выключателя 

подъема крюка, в разряде 4 - на срабатывание концевого выключателя подъема стрелы. 

Нажимая кнопки "+", "-" (37, 38), добейтесь появления кода "d2" на среднем ИЖЦ. 

Производя  манипуляции  механизмами  крана,  убедитесь  в  срабатывании  концевых 

выключателей (наличие напряжения U

БС

 на дискретных входах "D4"-"D5", см. рисунок 2). 

При  наличии  кода  "d2"  на  среднем  ИЖЦ  появление  цифры  1  в  разряде  1  нижнего 

ИЖЦ указывает на срабатывание кнопки ускоренного подъема, в разряде 2 - на срабатыва-

ние концевого выключателя выдвижения стрелы (рукоять телескопирования - вперед), в раз-

ряде 3 - на срабатывание переключателя работы с люлькой. 

В  случае  отсутствия  цифры  1  в  соответствующем  разряде  проверить  исправность 

концевого выключателя и целостность цепи от выключателя до БОДа. 

Для выхода в рабочий режим нажмите кнопку ТЕСТ. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

21 

3.3.4 Считывание информации о наработке крана 

Нажимая кнопку ЧАСЫ (42), произвести (см. п. 2.1.4) считывание информации с БТП 

ограничителя о значениях параметров крана (дата установки ОНК на кран, моточасы работы 

крана, характеристическое число), характеризующих степень его износа. 

Примечание - Работы по п. 3.3.4 выполнять только при необходимости. 

3.3.5 Работа крана вблизи линий электропередачи 

Рекомендации по п. 3.3.5 выполнять только для ограничителя ОНК-140, который ком-

плектуется модулем защиты от опасного напряжения (МЗОН). 

Рекомендации по п. 3.3.4 выполнять только для ограничителей нагрузки крана с ин-

дексом "М" в конце обозначения (например, ОНК-140-26М), которые комплектуются модулем 
защиты от опасного напряжения (МЗОН). 

РАБОТА КРАНА ВБЛИЗИ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ (ЛЭП) БЕЗ НАРЯДА-ДОПУСКА ЗАПРЕЩЕНА. 

Подготовка к работе и работа крана вблизи ЛЭП должна выполняться в строгом со-

ответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных 
кранов"  

Перед началом работы машинист должен поднять оголовок стрелы на высоту 7-8 м 

и, поворачивая ее, убедиться в отсутствии (наличии) ЛЭП в предполагаемой зоне работы. 

При попадании оголовка стрелы (с установленным на нем модулем защиты от опас-

ного напряжения) в зону воздействия электрического поля ЛЭП частотой 50 Гц ограничитель 
запрещает  выполнение  всех  операций  крана,  на  верхнем  ИЖЦ  высвечивается  код  "Е  11"  и 
горит постоянным свечением индикатор 18. 

Дальность  обнаружения  ЛЭП  (расстояние  между  оголовком  стрелы  и  ближайшим  к 

нему проводом ЛЭП в передней полусфере) напряжением 0,22 кВ - не менее 3 м. 

При  работе  вблизи  ЛЭП  напряжением  0,22-1 кВ  следует  иметь  ввиду,  что величина 

сигнала, наводимая на антенну от ЛЭП, очень мала. По этой причине ЛЭП, защитные свойст-
ва модуля ухудшаются при приближении оголовка стрелы к поверхности Земли. 

Воздушные ЛЭП напряжением свыше 110 кВ ограничитель (МЗОН) обнаруживает на 

расстоянии в несколько сот метров. 

В  связи  с  тем,  что  МЗОН  не  во  всех  случаях  может  защитить  крюковую  подвеску, 

длинномерный  груз,  канат,  ограничитель  не  должен  использоваться  как  рабочее  средство 
для остановки механизмов крана. 

МЗОН  помогает  машинисту  своевременно  обнаружить  ЛЭП.  При  сознательном  на-

рушении Правил не может быть гарантирована защита от поражения электрическим током. 

Если ограничитель произвел остановку механизмов крана и выдал сообщение о на-

личие вблизи крана ЛЭП [на верхнем ИЖЦ отображается код "Е 11" и горит постоянным све-
чением  индикатор  ЛЭП  (18)], крановщик должен  определить  зону работы крана, ее положе-
ние относительно ЛЭП и установить координатную защиту согласно п. 3.3.5. 

При  вводе  первого  из  вводимых  ограничений  необходимо  нажать  и  удерживать 

кнопку  блокировки  координатной  защиты  на  пульте  крана. 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ  ПОДВОДИТЬ 

ОГОЛОВОК СТРЕЛЫ К КРАЙНЕМУ ПРОВОДУ ЛЭП НА РАССТОЯНИЕ, МЕНЬШЕ УКАЗАННОГО В ПРАВИЛАХ.

 

При  срабатывании  МЗОНа с  прямоугольным металлическим  кожухом  на  нижний ин-

дикатор выдается верхнее значения напряжения диапазона МЗОНа в котором произошло об-
наружение ЛЭП в кВ.  

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

22 

Если  при  осмотре  зоны  работы  выяснилось,  что  в  зоне  работы  ЛЭП  отсутствует,  а 

срабатывание МЗОНа вызвано высоковольтной линией, находящей вне зоны работы, допус-
кается не устанавливать координатную защиту, а нажав кнопу «ВЫБОР П» перейти на более 
высоковольтный диапазон срабатывания МЗОНа 

3.3.6 Ввод координатной защиты - ограничения типа "ЛЭП" 

Координатная  защита  -  ограничение  типа  "ЛЭП"  -  предназначено  для  обеспечения 

работы крана в зоне ЛЭП и в стесненных условиях. 

Ниже описана работа координатной защиты при работе крана в зоне ЛЭП 

ВНИМАНИЕ ! 

1  РАБОТА  ВБЛИЗИ  ОТ  ЛЭП  МОЖЕТ  ПРОВОДИТЬСЯ  ТОЛЬКО  ПРИ  НАЛИЧИИ  НАРЯДА  - 

ДОПУСКА УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА. 

2 НАПРЯЖЕНИЕ ЛЭП (П. 4 НАРЯДА - ДОПУСКА) ЯВЛЯЕТСЯ  ОСНОВНЫМ  ПАРАМЕТРОМ, 

НЕОБХОДИМЫМ  ДЛЯ  ПРАВИЛЬНОГО  ВВЕДЕНИЯ  ОГРАНИЧЕНИЯ  ТИПА  "ЛЭП". 

Для реализации координатной защиты - ограничения типа "ЛЭП" - в ОНК-140 преду-

смотрены следующие виды ограничений: 

ограничение "Стена"; 

ограничение "Потолок"; 

ограничения по углу поворота. 

Для обеспечения ограничения типа "ЛЭП" первые два ограничения являются основ-

ными, а последнее - вспомогательным. 

Для работы в стесненных условиях все ограничения равнозначны. 

Ограничение  типа  "ЛЭП"  обеспечивает  выполнение  требований  ГОСТ  12.1.013-78 

"Строительство.  Электробезопасность"  и  ст.  4.9.18  "Правил  устройства  и  безопасной  экс-

плуатации грузоподъемных кранов". 

Введение  ограничения  "ЛЭП"  обеспечивает  автоматическое  отключение  приводов 

механизмов крана при приближении оголовка стрелы к границе охранной зоны. 

Охранная зона - это зона, в которую запрещено попадание оголовка стрелы. 

Граница охранной зоны - это воображаемая вертикальная (для ограничения "Стена") 

или  горизонтальная  (для  ограничения  "Потолок")  плоскость,  проходящая  параллельно  ЛЭП 

на расстоянии L от нее. 

Расстояние L зависит от напряжения воздушной линии электропередачи (ЛЭП), кото-

рое указано в наряде-допуске на проведение работ. 

Зависимость расстояния L от напряжения воздушной ЛЭП приведено в таблице 3. 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

23 

Таблица 3 

Напряжение воздушной линии, кВ  Допустимое расстояние от оголовка до провода ЛЭП, м 

до 1 

1,5 

от 1 до 20 

2,0 

от 35 до 110 

4,0 

от 150 до 220 

5,0 

330 

6,0 

от 500 до 750 

9,0 

 

Для ввода ограничения необходимо нажать на время не менее 1 с одну из кнопок 37-

40  (при  необходимости  -  поочередно  несколько  кнопок)  напротив  символа,  обозначающего 

тип  требуемой  защиты  (например,  "Потолок"),  при  этом  должен  включиться  индикатор  вве-

денного ограничения. 

Примечание - При вводе ограничения учитывать габаритные размеры поднимаемого груза. 

Для снятия введенного ограничения (сброса защиты) необходимо повторно нажать ту 

же кнопку и проконтролировать выключение (гашение) соответствующего индикатора. 

Горение  индикаторов  постоянным  свечением  свидетельствует  об  отсутствии  сраба-

тывания защиты по введенным ограничениям. 

При достижении в процессе работы крана любого из введенных ограничений сраба-

тывает координатная защита, загорается красная лампа (зеленая продолжает гореть), вклю-

чается  звуковой  сигнал и индикатор ограничения, из-за которого сработала защита, перево-

дится в мигающий режим. 

Для отключения защиты оператор должен изменить параметр, по которому достигну-

то  ограничение  (Например,  при  достижении  ограничения  типа  "Потолок"  необходимо  либо 

опустить стрелу, либо уменьшить ее длину). 

ВНИМАНИЕ  !  ПРИ  ВВОДЕ  ОГРАНИЧЕНИЙ  КООРДИНАТНОЙ  ЗАЩИТЫ  НЕОБХОДИМО 

ПРЕДУСМАТРИВАТЬ  ЗАПАС  ПО  РАССТОЯНИЮ  И  УГЛУ  ПОВОРОТА  (ДЛЯ  УЧЕТА  ИНЕРЦИИ  КРАНА 

ПРИ ПРИБЛИЖЕНИИ К ЗОНЕ, В КОТОРОЙ РАБОТА КРАНА ЗАПРЕЩЕНА). 

ПРИ ПРИБЛИЖЕНИИ К УСТАНОВЛЕННОМУ ОГРАНИЧЕНИЮ ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ НАЧИНАЕТ 

ЗВУЧАТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ НАСТУПИТ ОГРАНИЧЕНИЕ. 

При необходимости все ограничения могут быть введены одновременно. 

3.3.6.1 Ввод ограничения типа "ЛЭП" ("Стена") 

Ограничение  типа  "ЛЭП"  ("Стена")  -  это  воображаемая  веpтикальная  бесконечная 

плоскость,  перпендикулярная  проекции  стрелы  на  землю  и  построенная  по  срезу  оголовка 

стрелы. 

Учет инерции крана проводится путем введения ограничительной линии, проходящей 

параллельно границе охранной зоны и отстоящей от нее не менее, чем на 1,0 м. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

24 

3.3.6.1.1 Ввод ограничения типа "ЛЭП" ("Стена") вести в следующей последователь-

ности (см. рисунок 5). 

 

1,0 м

х

Охранная зона

L

Линия электропередач

Граница охранной зоны

 

Рисунок 5 - Ввод ограничения "Стена" 

 

Параллельно охранной зоне объекта, на расстоянии не менее 1,0 м от него, прочер-

тить воображаемую ограничительную линию, которую не должен пересекать крюк крана. 

При  этом  расстояние  между  границей  охранной  зоны  и  ограничительной  линией 

должно  быть  таким,  чтобы  при  срабатывании  ограничителя  стрела  (с  учетом  инерционного 
пролета крана и габаритов груза) не приближалась к границе охранной зоны объекта менее, 
чем на 0,5 м. 

Установить стрелу перпендикулярно ограничительной линии. 
Изменяя  (при  необходимости)  длину  стрелы  или  угол  наклона,  добейтесь  касания 

крюком ограничительной линии, не пересекая ее, в точке 3. 

Нажать на 1 с кнопку ввода ограничения "ЛЭП" (“Стена”). 
Загорание индикатора “Стена” свидетельствует о вводе ограничения в память ОНК. 
3.3.6.1.2 Проверить правильность срабатывания защиты ограничителя: 

повернуть кран (при необходимости, нажать кнопку отключения координатной защиты на 

пульте управления крана) без изменения вылета влево на произвольный угол по отношению к 
точке ввода ограничения "ЛЭП" ("Стена"); 

увеличивая вылет (изменением угла наклона или длины стрелы) в направлении ог-

раничительной линии, проконтролировать срабатывание защиты (включение красной лампы, 
звукового сигнала и перехода светодиода "Стена" в мигающий режим) в момент, когда проек-
ция оголовка стрелы (крюк) пересекает ограничительную линию в точке 1; 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

25 

нажав кнопку отключения координатной защиты на пульте крана, уменьшить вылет 

и повернуть стрелу вправо на произвольный угол по отношению к точке ввода ограничения; 

увеличивая вылет (изменением угла наклона или длины стрелы) в направлении ог-

раничительной линии, проконтролировать срабатывание защиты (включение красной лампы, 
звукового сигнала и перехода светодиода "Стена" в мигающий режим) в момент, когда крюк 
пересекает ограничительную линию в точке 2. 

Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты оголовок стрелы 

(крюк) приблизился к границе охранной зоны объекта не менее, чем на 0,5 м. 

Режим ограничение "ЛЭП" может быть использован для ограничения зоны работы 

крана при работе в стесненных условиях. 

3.3.6.2 Ввод ограничения типа "ЛЭП" ("Потолок") 
Ограничение  типа  "ЛЭП"  ("Потолок")  -  это  воображаемая  горизонтальная  бесконеч-

ная плоскость, располагаемая на высоте оголовка стрелы. 

3.3.6.2.1 Ввод ограничения вести в следующей последовательности: 

поднять оголовок стрелы (с учетом ее инерции) до требуемой высоты (по показанию 

индикатора БОДа или визуально); 

нажать на 1 с кнопку ввода ограничения “Потолок”. 

Загорание индикатора "Потолок“  свидетельствует  о вводе ограничения в память из-

делия ОНК-140. 

3.3.6.2.2 Проверить правильность срабатывания защиты ограничителя: 

втянуть стрелу на 0,5 м (при необходимости, нажать кнопку блокировки координат-

ной защиты на пульте управления крана); 

увеличивая  высоту  (выдвигая  стрелу),  проконтролировать  срабатывание  защиты 

(включение красной лампы, звукового сигнала и перехода индикатора "Потолок" в мигающий 
режим)  в  момент,  когда  оголовок  стрелы  находится  на  высоте  (см.  на  индикатор  высоты), 
равной введенной. 

Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты оголовок стрелы 

пересек заданную высоту не более, чем на 0,2 м. 

3.3.6.3 Ввод ограничений по углу поворота 
3.3.6.3.1 Отметив в рабочей зоне крана две точки сектора ограничения по углу пово-

рота стрелы влево и вправо с учетом инерции крана, установить стрелу в створе этого секто-
ра у левой границы последнего. 

Нажать на 1 с кнопку ввода ограничения "Поворот влево". 
Загорание  индикатора  "Поворот  влево"  свидетельствует  о  вводе  ограничения  в  па-

мять изделия ОНК-140. 

Установить стрелу у правой границы сектора. 
Нажать на 1 с кнопку ввода ограничения "Поворот вправо". 
Загорание индикатора "Поворот вправо" свидетельствует о вводе ограничения в па-

мять изделия ОНК-140. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

26 

3.3.6.3.2 Проверить правильность срабатывания защиты ОНК: подводя стрелу к гра-

ницам  отмеченного  сектора,  проконтролировать  срабатывание  защиты  (включение  красной 

лампы, звукового сигнала и перехода индикатора ограничения по углу поворота в мигающий 

режим) в момент, когда крюк пересекает границу заданного (введенного) сектора. 

Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты проекция стрелы 

на землю пересекает заданную границу не более, чем на 2 . 

3.3.7 Контроль параметров двигателя и гидросистемы 

При  необходимости  контроля  параметров  выбор  требуемого  для  отображения  на 

среднем  ИЖЦ  параметра  осуществляется  последовательным  нажатием  кнопки  ВЫБОР  П 

(36). При этом индикатор выбранного параметра постоянно светится. 

Индикатор (t

o

, t

м

, Р

м

, Р

1

, Р

2

 

или Р

3

) начинает работать в мигающем режиме, если зна-

чение  параметра  (t

o

,  t

м

,  Р

м

,  Р

1

,  Р

2

 

или  Р

3

),  за  который  этот  индикатор  отвечает,  выходит  за 

пределы допуска: 

индикатор температуры охлаждающей жидкости двигателя t

o

 

мигает, если t

o

   95

С; 

индикатор температуры масла в баке гидросистемы t

м

 

мигает, если t

м

   70 

С; 

индикатор давления масла в двигателе Р

м

 

мигает, если 10   Р

м

   

1,5 атм.; 

индикатор  давления  масла  в  напорной  магистрали  гидронасоса  Р

2

 

мигает,  если 

давления больше 210 атм.; 

индикатор давления в сливной магистрали мигает, если Р

3

   

10 атм. 

Примечания 

1 На среднем ИЖЦ высвечивается высота оголовка стрелы, если ни один параметр не выбран. 

2 Индикатор параметра Р1 в данной модификации ОНК не используется. 

3.4 Возможные неисправности ОНК и способы их устранения 

3.4.1  Программно-аппаратные  средства  ОНК  позволяют  проверить  исправность  ос-

новных его узлов и локализировать неисправность путем выдачи на индикатор ее кода. 

3.4.2 

При неработоспособности ограничителя поиск его неисправности рекомендует-

ся проводить в следующей последовательности: 

проверить БОД и датчики на отсутствие внешних механических повреждений; 

проверить исправность механизмов привязки датчиков; 

проверить  кабельную  разводку,  исправность  электрических  соединительных  цепей 

датчиков и блока обработки данных (БОДа). 

3.4.3 Неисправности  ограничителя,  которые  могут быть диагностированы и устране-

ны непосредственно на кране, приведены в таблице 4. 

Примечание - В таблице 4 приняты следующие сокращения: ИМ - инструкция по монтажу, пуску и ре-

гулированию ЛГФИ.408844.009 ИМ; РЭ - руководство по эксплуатации ЛГФИ.408844.009-04 РЭ. 

Работы по устранению неисправностей, требующие вскрытия блоков и датчиков, должны 

выполнять аттестованные специалисты ремонтных или сервисных предприятий. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

27 

Таблица 4 

Характер и проявление 

неисправности 

Вероятная причина 

неисправности 

Способ устранения 

неисправности 

1 При включении тумблера 
питания загораются только 
красная лампа  

Поврежден кабель питания ОНК. 
Нарушен контакт в разъеме Х1. 
Напряжение в бортовой сети 
крана больше допустимого 

Заменить поврежденный кабель. 
Восстановить контакт в разъеме. 
Заменить предохранитель. 
Уменьшить напряжение заменой 
реле-регулятора напряжения 

2  Максимальная  грузоподъем-
ность равна 2 т, 4 т, 6 т и не 
зависит от величины вылета 

"Залип" концевик телескопа или 
кнопка ускоренного подъема 
стрелы 

Провести проверку ОНК по 
п. 3.3.3 ЛГФИ.408844.009-01 РЭ 

3 После выхода ОНК в рабо-
чий режим мигают светодио-
ды координатной защиты по 
углу поворота и звучит звуко-
вой сигнал даже при располо-
жении стрелы в рабочей зоне 

Обрыв или КЗ в цепях датчика 
поворота платформы (азимута). 
Неправильно установлена шес-
терня датчика на оси вращения 
крана. 
Неисправен датчик 

Восстановить обрыв или КЗ в 
кабеле. 
Проверить датчик и произвести 
его новую привязку (см. п. 4.2 
ЛГФИ.408844.009-01 ИМ). 
Заменить датчик 

4  После  выхода  ОНК  в  рабо-
чий  режим  звучит  звуковой 
сигнал  и  на  верхнем  ИЖЦ 
отображается код "Е 01" 

Обрыв или КЗ в кабеле преобра-
зователя давления поршневого. 
Уход нуля ПрД. 
 
Неисправен преобразователь 

Устранить обрыв или КЗ в кабеле. 
 
Провести  коррекцию  нуля  датчи-
ка (пп. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.5 ИМ). 
Заменить ПрД и произвести его 
настройку по п. 4.6 ИМ 

5 То же, но отображается код 
"Е 02" 

Обрыв или КЗ в кабеле преобра-
зователя давления штокового. 
Уход нуля преобразователя. 
Неисправен преобразователь 

Устранить обрыв или КЗ в кабеле. 
Провести  коррекцию  нуля  датчи-
ка (пп. 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.3 ИМ). 
Заменить ПрД и произвести его 
настройку по п. 4.6 ИМ 

6 То же, но отображается код 
"Е 03" 

Обрыв  или  КЗ  в  кабеле  маятни-
кового датчика угла стрелы. 
Неисправен датчик 

Устранить обрыв или КЗ на выхо-
де ДУГМ или в кабеле. 
Заменить датчик и произвести его 
привязку по п. 4.5 ИМ 

7 То же, но отображается код 
"Е 04" 

Обрыв  или  КЗ  в  на  выходе  дат-
чика длины стрелы или в кабеле. 
Неверная установка начального 
положения датчика, нарушена 
регулировка канала 

Устранить обрыв или КЗ на выхо-
де ДД или в кабеле. 
Проверить  правильность  установ-
ки  ДД  и  произвести  его  новую 
привязку (пп. 3.3; 4.4.4-4.4.8 ИМ) 

8 То же, но отображается код 
"Е 10" 

Отказ МЗОНа  или сработал ог-
раничитель подъема крюка 

Заменить МЗОН 
Проверить  ограничитель  подъема 
крюка 

8а То же, но отображается код 
"Е 11" 

Оголовок стрелы крана находит-
ся в зоне излучения ЛЭП 

Определить зону работы и ввести 
координатную защиту, нажав при 
необходимости  кнопку  блокиров-
ки защиты на пульте крана 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

28 

Характер и проявление 

неисправности 

Вероятная причина 

неисправности 

Способ устранения 

неисправности 

9 То же, но отображается код 
"Е 20" 

Отказ ПЗУ программ 

Заменить плату контроллера. 
Произвести привязку и настройку 
ОНК по ЛГФИ.408844.009-01 ИМ 

10 То же, но отображается код 
"Е 21" 

Отказ кварцевого резонатора 

Заменить плату контроллера и 
произвести привязку и настройку 
ОНК по ЛГФИ.408844.009-01 ИМ 

11 То же, но отображается код 
"Е 22" 

Постоянно замкнута одна из 
кнопок клавиатуры БОДа 

Заменить плату модуля 
индикации 

12 То же, но отображается код 
"Е 23" 

Сбой программы 

Нажать кнопку СБРОС и произве-
сти настройку часов 

13 То же, но отображается код 
"Е 24" 

Сбой  контрольной  суммы  мик-
росхемы 

настроечного 

ПЗУ 

(DD7) 

Провести привязку и настройку 
ОНК по ЛГФИ.408844.009-01 ИМ 

14  То  же,  но  отображаются 
коды  "Е  25",  "Е  26",  "Е  27" 
или "Е 28" 

Отказ  микросхем  настроечного 
ПЗУ (DD7) или "черного ящика" 
(DD8 - DD10) 

Заменить плату контроллера. 
Произвести привязку и настройку 
ОНК по ЛГФИ.408844.009-01 ИМ  

15  То  же,  но  отображаются 
коды "Е 30", "Е 31" 

Сбой введенного режима стрелового 
оборудования  и  опорного  контура 
("Е 30") или запасовки ("Е 31") 

Произвести ввод режима работы 
(п. 3.3.2 ЛГФИ.408844.009-01 РЭ) 

16 То же, но отображается код 
"Е 32" 

Сбой введенных ограничений 
координатной защиты 

Произвести ввод ограничений 
координатной защиты 

17 То же, но отображается код 
"Е 33" 

При работе с гуськом стрела 
выдвинута не на полную длину 

Нажать кнопку блокировки 
габаритной защиты на пульте 
крана и выдвинуть стрелу 

18 То же, но отображается код 
"Е 34" 

Недопустимое  выдвижение стре-
лы  при  работе  на  не  полностью 
выдвинутых опорах

 

Нажать кнопку блокировки 
габаритной защиты на пульте 
крана и вдвинуть стрелу 

19 На ИЖЦ не изменяются 
(или равны нулю) значения 
массы груза и момента при 
поднятии грузов разных масс 

Перепутаны местами поршневой 
и штоковый преобразователи 
давления

 

Установить преобразователи в 
соответствующие  полости  гидро-
цилиндра подъема стрелы соглас-
но инструкции по монтажу 

20 При переходе ограничителя 
в рабочий режим не загорается 
зеленая лампа (перегрузка 
отсутствует,  красная  лампа  не 
горит) 

Неисправна зеленая лампа 

Заменить плату индикации 

 

 

Продолжение таблицы 4 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

29 

Техническое обслуживание 

4.1 Общие указания 

Техническое  обслуживание  (ТО)  ограничителя  ОНК-140  обеспечивает  постоянную 

его готовность к эксплуатации, безопасность работы крана. 

Установленная  настоящей  инструкцией  периодичность  обслуживания  ограничителя 

должна соблюдаться при любых условиях эксплуатации и в любое время года. 

ТО ограничителя проводить одновременно с техническим обслуживанием крана. 
При  ТО  ограничителя  соблюдать  меры  безопасности,  предусмотренные  при  прове-

дении технического обслуживания крана. 

4.2 Виды технического обслуживания 

4.2.1  Техническое  обслуживание  ограничителя  в  зависимости  от  периодичности  и 

объема работ подразделяется на следующие виды: 

ежесменное ТО (ЕО); 

сезонное ТО (СО). 

4.2.2 Подготовка к техническому обслуживанию 
Для  проведения  ТО  необходимо  своевременно  подготовить  требуемые  материалы, 

приборы и инструменты. Кран поместить в крытое, не задымленное, а зимой - в утепленное 
помещение. 

4.3 Порядок технического обслуживания 

4.3.1 Ежесменное техническое обслуживание 
ЕО производится машинистом. 
ЕО предусматривает следующие виды работ: 

внешний осмотр и очистка блоков и датчиков от пыли и грязи; 

проверка функционирования ограничителя: отсутствие повреждений ИЖЦ, единич-

ных индикаторов, сигнальных ламп и элементов коммутации (самотестирование по п. 3.3.3). 

4.3.2 Сезонное обслуживание 
СО проводится при подготовке к зимнему и летнему сезону эксплуатации крана. 
СО производится (кроме случаев, оговоренных особо) машинистом. 
СО предусматривает следующие виды работ: 

работы ЕО; 

проверку состояния датчиков, соединительных кабелей и разъемов; 

проверку состояния уплотнений (в том числе и кабины) и лакокрасочных покрытий; 

устранение обнаруженных недостатков; 

проверку ограничителя контрольными грузами (см. п. 4.3.3) при проведении первого 

сезонного обслуживания; при дальнейшей эксплуатации проверку ограничителя контрольны-
ми грузами проводить один раз в год; 

подстройку ОНК, при необходимости, по результатам его проверки по п. 4.3.3; 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

30 

проверку,  при  необходимости,  защиты  ограничителя  от  опасного  приближения  к 

ЛЭП (см. п. 4.3.4); 

считывание, при необходимости, информации о наработке крана (см. п. 3.3.4); 

считывание, при необходимости, информации с БТП в соответствии с инструкцией 

ЛГФИ.408844.009 И1. 

СЧИТЫВАНИЕ  ИНФОРМАЦИИ  С  ОНК  (С  ПОСЛЕДУЮЩИМ  ЕГО  ОПЛОМБИРОВАНИЕМ)  ДОЛЖЕН 

ПРОИЗВОДИТЬ  ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  РАБОТНИК,  ОТВЕТСТВЕННЫЙ  ПО  НАДЗОРУ  ЗА  БЕЗОПАСНОЙ 

ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН, СПЕЦИАЛИСТ СЕРВИСНОЙ ИЛИ РЕМОНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 

ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ДАННЫХ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ. 

4.3.3 Проверка ограничителя с контрольными грузами 

ОПЕРАЦИИ ПО ПОДСТРОЙКЕ ОНК, УКАЗАННЫЕ В П. 4.3.3, ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬ СПЕЦИАЛИСТ, 

ИМЕЮЩИЙ ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ РЕГУЛИРОВОЧНЫХ РАБОТ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ. 

МАССА ГРУЗА НЕ ДОЛЖНА ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ УКАЗАННЫХ НИЖЕ ЗНАЧЕНИЙ БОЛЕЕ, ЧЕМ НА 1 %. 

Работы по п. 4.3.3 вести в режиме "Р-00". 
4.3.3.1 Установить стрелу крана в положение, диаметрально противоположное поло-

жению кабины машины. 

Установить  максимальные  значения  длины  стрелы  и  вылета  согласно  таблицы  5  и 

поднять груз, величина массы которого для данного типа крана указана в таблице 5. 

Ограничитель не должен сработать. 
Опустить груз. 
Увеличить массу груза на 10 % и поднять его. 
Ограничитель должен сработать. 
Если ограничитель не срабатывает, выполнить следующие работы: 

вскрыть люк на боковой стенке БОДа; 

установить по рулетке с точностью   2 см максимальное значение вылета, указан-

ного в таблице 5; 

проверить правильность показаний длины стрелы и вылета по индикаторам БОДа. 

Если  длина  стрелы отличается от заданной более, чем на 5 см, произвести коррек-

тировку  показаний  путем  изменения  длины  троса:  отсоединить  трос  от  оголовка  стрелы  и 
увеличить или уменьшить его длину на величину ошибки. 

 

Таблица 5 

Тип 

Модификация 

Длина стрелы, 

Вылет, 

Масса груза, 

крана 

программы ОНК 

м 

м 

т 

КС-2574 

04.01 

15,0 

13,1 

0,5 

 

 

9,0 

3,0 

9,0 

КС-35716 

04.02 

14,3 

13,4 

0,5 

 

 

8,3 

3,0 

12,5 

МКАТ-16  

61.01 

9,7 

3,80 

16,0 

 

 

21,7 

18,00 

0,50 

МКАТ-20, МКАТ-25 

61.02 

9,7 

3,20 

20,0 

 

61.03 

21,7 

18,00 

0,50 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

31 

Если вылет на индикаторе отличается от реального более, чем на 20 см, произвести 

настройку вылета согласно ЛГФИ.408844.009 ИМ (произвести корректировку показаний путем 
изменения угла наклона датчика угла наклона стрел); 

опустить груз на землю, заглушить двигатель крана. 

Нажать  кнопку  ТЕСТ  и  проконтролировать  отображение  кода  AL  на  среднем  ИЖЦ 

БОДа после прохождения теста. 

Нажимая кнопки "+", "-" (37, 38), добейтесь появления кода "Рu" на среднем ИЖЦ. 
Потянуть  на  себя  несколько  раз  рукоять  подъема  стрелы  (для  сброса  давления  в 

штоковой полости). 

Вращая  винт  регулировочного  резистора  R2,  установить  на  нижнем  ИЖЦ  значение 

давления в штоковой полости равным 0,3-0,4; 

Примечание - В кранах, в которых не удается сбросить давление в штоковой полости указан-

ным выше образом, необходимо: положить стрелу на опорную стойку, заглушить двигатель крана, вы-
вернуть преобразователь давления из штоковой полости и вращением винта регулировочного резисто-
ра R2 установить на среднем ИЖЦ значение давления в штоковой полости равным 0-0,1. 

нажать кнопку ТЕСТ. 

После перехода ОНК в рабочий режим, плавно поднять груз, величина массы которо-

го указанна в таблице 5 (для полностью выдвинутой стрелы), и с помощью резистора R1 ус-
тановить на верхнем ИЖЦ значение момента равным 100. 

Опустить груз. 
4.3.3.2 Установить минимальный вылет согласно таблицы 5 и поднять груз, величина 

массы которого для данного типа крана указана в таблице 5. 

Ограничитель не должен срабатывать. 
Опустить груз. 
Увеличить массу груза на 10 % и поднять его. 
Ограничитель должен сработать. 
Если  ограничитель  не  срабатывает,  выполнить  настройку  ограничителя  согласно 

ЛГФИ.408844.009 ИМ. 

4.3.3.4 Закрыть и опломбировать боковую крышку БОДа. 
4.3.3.5 Сделать отметку о проведенных работах в паспортах ограничителя и крана. 
4.3.4 Проверка защиты ограничителя от опасного приближения к ЛЭП 
Проверку  срабатывания  защиты  ограничителя  ОНК-140  (МЗОНа)  при  приближении 

оголовка стрелы крана к ЛЭП производить на специальной площадке с использованием ма-
кета ЛЭП (см. п. 4.3.4.1) по методике п. 4.3.4.2 или с помощью имитатора ЛЭП (например, с 
помощью  прибора "ИЛЭП"  ТУ-09.98-10.00.000,  изготовляемого  НПО "Техкранэнерго", г. Вла-
димир)  по  методике,  указанной  в  эксплуатационной  документации  последнего,  плавно  при-
близив антенну прибора к ближайшей части антенны МЗОНа на расстояние (0,33±0,07) м. 

Примечание - При приближении антенну прибора располагать перпендикулярно про-

дольной оси МЗОНа. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

32 

4.3.4.1 Макет ЛЭП 
Проверку  срабатывания  защиты  ограничителя  от  опасного приближения  к  ЛЭП  про-

изводить на специальной площадке, оборудованной макетом трехфазной четырехпроводной 
воздушной ЛЭП напряжением 220/380 В. 

Площадка  должна  находиться  вне  зоны  влияния  посторонних  воздушных  ЛЭП,  на 

удалении от них не менее: 

50 м при напряжениях ЛЭП от 0,22 до 1 кВ; 
75 м при напряжениях ЛЭП от 1 до 20 кВ; 
200 м при напряжениях ЛЭП свыше 35 кВ. 
На площадке на расстоянии не менее 15 м друг от друга должны быть установлены 

две опоры с подвешенной (на изоляторах) на высоте не менее 6 м от поверхности земли че-
тырехпроводной линией, выполненной изолированным проводом. 

Для подключения макета ЛЭП к сети 220 В на одной из опор должен быть установлен 

рубильник и индикатор (электрическая лампочка) наличия напряжения в макете ЛЭП. 

Напряжение  к  макету  четырехпроводной  ЛЭП  должно  подаваться  подземным  кабе-

лем со стороны, противоположной стороне подъезда крана. 

Вдоль нижнего провода линии, на его уровне и на расстоянии от него 3±0,1 м должен 

быть установлен капроновый канат, ограничивающий приближение к проводу оголовка стре-
лы крана. 

4.3.4.2 Проверка срабатывания МЗОНа 
4.3.4.2.1  Установить  на  площадке  машину  (стрела  находится  в  транспортном  поло-

жении)  перпендикулярно  линиям  электропередачи  на  расстоянии  12±1  м  от  оси  вращения 
крана  до воображаемой  вертикальной  плоскости,  проходящей через ограничительный канат 
макета ЛЭП (см. рисунок 6). 

 

Линия

электропередачи

Канат

ограничительный

20 м

3 м

 

 

Рисунок 6 - Проверка срабатывания МЗОНа 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..