ОНК-140-04, ОНК-140-04М. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОНК-140-04, ОНК-140-04М. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство по эксплуатации ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОНК-140-04, ОНК-140-04М. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 1

 

 

 

 

ОКП 48 8122 1007 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГРАНИЧИТЕЛИ  НАГРУЗКИ  КРАНА 

( ограничители грузоподъемности )

 

 

 

ОНК - 140 - 04,  ОНК - 140 - 04М 

 

 

Руководство по эксплуатации 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Технический директор ОАО "АПЗ" 
_________________ Червяков А.П. 

" ____ " "

______________ " 1999 г. 

СОГЛАСОВАНО

 

с Госгортехнадзором  России 
письмом № 12-07 / 533 от 29.05.98 г. 

Руководитель НИЦ ЛИСТ МосГУГК 
__________________Федоров И. Г. 
" ___ " " _______________ " 1999 г. 

Романов

Затравкин

Ефимова
Косарев

Ограничитель нагрузки крана

ОНК-140-04

Руководство по эксплуатации

0

1

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ 

 

 

 

 

35 

 

 

Содержание 

Лист 

1 Описание и работа изделия   

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Назначение изделия 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристики изделия 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 

Состав ограничителя   

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Устройство и работа изделия   

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Маркировка и пломбирование  

 

 

 

 

 

 

 

2 Описание и работа составных частей изделия 

 

 

 

 

 

10 

2.1 Блок обработки данных  

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

2.2 Датчики первичной информации 

 

 

 

 

 

 

 

16 

2.2.1 Преобразователи давления   

 

 

 

 

 

 

 

16 

2.2.2 Датчик угла маятниковый 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 

2.2.3 Датчики длины стрелы и азимута   

 

 

 

 

 

 

17 

2.2.4 Модуль защиты от опасного напряжения   

 

 

 

 

 

17 

3 Использование по назначению 

 

 

 

 

 

 

 

17 

3.1 Эксплутационные ограничения (Меры безопасности) 

 

 

 

 

17 

3.2 Подготовка изделия к использованию 

 

 

 

 

 

 

18 

3.3 Использование изделия 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 

3.3.1 Включение ОНК 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 

3.3.2 Ввод режимов работы крана  

 

 

 

 

 

 

 

19 

3.3.3 Тестовый контроль   

 

 

 

 

 

 

 

 

20 

3.3.4 Считывание информации о наработке крана 

 

 

 

 

 

21 

3.3.5 Работа крана вблизи линий электропередачи 

 

 

 

 

 

21 

3.3.6 Ввод координатной защиты - ограничения типа "ЛЭП"   

 

 

 

21 

3.3.7 Контроль параметров двигателя и гидросистемы  

 

 

 

 

26 

3.4 Возможные неисправности ОНК и способы их устранения  

 

 

 

26 

4 Техническое обслуживание   

 

 

 

 

 

 

 

29 

4.1 Общие указания  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29 

4.2 Виды технического обслуживания 

 

 

 

 

 

 

 

29 

4.3 Порядок технического обслуживания  

 

 

 

 

 

 

29 

4.3.1 Ежесменное техническое обслуживание   

 

 

 

 

 

29 

4.3.2 Сезонное обслуживание 

 

 

 

 

 

 

 

 

29 

4.3.3 Проверка ограничителя с контрольными грузами  

 

 

 

 

30 

4.3.4 Проверка защиты ограничителя от опасного приближения к ЛЭП 

 

 

31 

5 Упаковывание, правила хранения и транспортирования 

 

 

 

33 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

Согласно  требований  "Правил  устройства  и  безопасной  эксплуатации  грузоподъем-

ных  кранов"    стреловые самоходные  краны  для  предупреждения  их опрокидывания должны 
быть оборудованы ограничителем грузоподъемности, автоматически отключающим механиз-
мы  подъема  груза  и  изменения  вылета в  случае подъема груза,  масса  которого  превышает 
грузоподъемность для данного вылета более, чем на 10 %. 

Руководство  по  эксплуатации  ограничителя  нагрузки  кранов  на  специальном  шасси 

автомобильного  типа  ОНК-140  (в  дальнейшем  -  ОНК  или  ограничитель)  разработано  во  ис-
полнение требований Правил и в соответствии с ГОСТ 2.601-95. 

Настоящий  документ  является  руководством  по  эксплуатации  (РЭ)  ограничителей 

грузоподъемности ОНК-140-04, ОНК-140-04М, ОНК-140-23, ОНК-140-23М, ОНК-140-61М.  До-
кумент  содержит  сведения  о  конструкции,  принципе  действия,  указания,  необходимые  для 
правильной  и  безопасной  эксплуатации  прибора,  указания  по  техническому  обслуживанию, 
правила хранения, упаковки и транспортирования. 

Руководство по эксплуатации входит в состав обязательных эксплуатационных доку-

ментов, предусмотренных паспортом указанных выше кранов и их модификаций. 

1 Описание и работа изделия 

1

.1 Назначение изделия 

1.1.1  Ограничитель  ОНК-140-04  предназначен  для  установки  на  самоходные  краны 

на автомобильном шасси со стрелами, имеющими гидравлический привод, и служит для за-
щиты крана от перегрузок и опрокидывания при подъеме груза, защиты рабочего оборудова-
ния от повреждения при работе в стесненных условиях или в зоне линий электропередач (ко-
ординатная  защита)  и  для  отображения  информации  о  фактической  массе  поднимаемого 
груза,  предельной  грузоподъемности,  степени  загрузки  крана,  величине  вылета,  высоте 
подъема оголовка стрелы, ее длине и угле наклона относительно горизонта. 

Встроенный  в  ОНК-140  регистратор  технических  характеристик  [блок  телеметриче-

ской памяти (БТП)] обеспечивает запись и долговременное хранение информации о рабочих 
параметрах  крана,  указанных  в  п.  1.2.1,  а  также  о  степени  нагрузки  крана  в  течение  всего 
срока службы ограничителя (12 лет). 

Порядок  работы  с  БТП  изложен  в  инструкции  пользователя  ЛГФИ.408844.009  И1, 

входящей  в  состав  комплекта  поставки  считывателя  телеметрической  информации  СТИ-1 
(поставляется по отдельному заказу). 

1.1.2 Ограничитель в зависимости от режима работы и геометрии рабочего оборудо-

вания крана производит выборку одной из заложенных в память программ грузовых характе-
ристик и воспроизводит ее в виде заградительной функции, т.е. зависимости между вылетом 
и массой груза, при превышении которой формируются выходные команды управления бло-
кировочными устройствами грузоподъемных механизмов. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

1.2 Характеристики изделия 

1.2.1 Ограничитель выдает цифровую информацию: 

о моменте опрокидывания крана M

опр

 

(относительно его максимально допустимого зна-

чения;  с  учетом  момента,  создаваемого  пустой  стрелой),  в  процентах,  если  M

опр

   

100  %,  или  о 

степени загрузки крана относительно максимальной грузоподъемности, если M

опр

 > 100 %; 

о величине вылета крюка R, в метрах; 

о фактической массе поднимаемого груза Q, в тоннах; 

о длине стрелы L, в метрах; 

о высоте подъема оголовка стрелы H, в метрах; 

о максимальной грузоподъемности Q

max

 

(в тоннах) на данном вылете R; 

об угле азимута поворотной платформы  , в градусах; 

об угле наклона стрелы относительно горизонта  , в градусах; 

о температуре охлаждающей жидкости двигателя, в градусах Цельсия; 

о давлении масла в двигателе, в атмосферах; 

- о температуре масла в гидросистеме, в градусах Цельсия; 

о величинах двух давлений в гидросистеме крана, в атмосферах. 

1.2.2 Ограничитель сигнализирует: 

зеленой лампой - о нормальном режиме работы крана; 

желтой или зеленой лампой и прерывистым звуковым сигналом - о том, что кран за-

гружен не менее, чем на 90 % ; 

красной  лампой,  прерывистым  звуковым  сигналом  и  отключает  механизмы  крана 

при превышении допустимого значения грузового момента, заложенного в программу на лю-
бом из режимов его работы; 

красным индикатором - о срабатывании концевого выключателя подъема крюка; 

красным индикатором - о срабатывании обогревателя [термостата (ТС)] ОНК; 

красным индикатором - о наличии напряжения +5 В на ОНК; 

красными индикаторами - о выбранных крановщиком для работы стреловом обору-

довании, опорном контуре и схемы запасовки грузового каната; 

красными  индикаторами  -  о  превышении  предельных  значений  параметров  двига-

теля и гидросистемы; 

о введении режима координатной защиты включением соответствующих индикато-

ров (постоянным свечением) по числу введенных ограничений; 

красной  лампой,  прерывистым  звуковым  сигналом,  отключает  механизмы  крана  и 

дополнительно  включает  мигающим  светом  соответствующие  светодиоды  по  числу  введен-
ных ограничений без отключения лампы зеленого света при достижении заданных ограниче-
ний типа "Стена", "Потолок", "Поворот вправо", "Поворот влево" (координатная защита). 

Программно-аппаратные средства ограничителя обеспечивают проверку исправности 

основных его узлов, линий связи с датчиками и локализуют неисправность путем выдачи на 
индикатор кода неисправности. 

Ограничитель предназначен для работы в следующих условиях: 

при изменении температуры окружающей среды от минус 45 до плюс 55 °С; 

при относительной влажности воздуха 98 % при температуре плюс 25 °C. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

Степень защиты корпусов ограничителя по ГОСТ 14254-96: 

IР50 - для блоков; 

IР55 - для датчиков. 

1.2.3 Диапазон измерения и допустимые изменения значений основных параметров и 

характеристик, а также основные технические данные (не указанные выше), которые должен 
обеспечивать ограничитель, приведены в таблице 1. 

 

Таблица 1 

Параметр 

наименование 

значение 

Диапазон измерения угла поворота датчиком угла поворота платформы, град. 

15-345 

Диапазон измеряемых давлений в гидросистеме, МПа 

0,1-40,0 

Диапазон измерения угла подъема стрелы датчиком угла, град. 

минус 8-98 

Диапазон измерения приращения длины стрелы датчиком длины, м 

1-18 или 1-26 

Диапазон измерения температур, °С 

минус 45-100 

Диапазон измерения давления масла в двигателе, МПа 

0-1,5 

Дальность обнаружения воздушной ЛЭП переменного тока частотой 50 Гц, м,   : 

- при напряжении 0,22-1 кВ 

 

3,0 

Погрешность отображения информации на индикаторах в статическом режиме,   : 

 

- о степени загрузки крана, %  

10 

- о фактической массе груза , % * 

3,0 

- о максимальной грузоподъемности, % ** 

1,5 

Коммутационная способность реле, А,   

10

 

Напряжение питания, В 

20,4-30,0 

Потребляемая мощность, Вт,   

45

 

________________ 

*

)

   Относительно максимального значения на используемой длине стрелы. 

   При массе груза менее 2 т погрешность равна   0,1 т. 

**

)

 При массе груза менее 6 т погрешность равна   0,1 т 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

1.3 Состав ограничителя 

 

Таблица 2 - Состав ОНК-140 

Наименование составной части 

Тип, маркировка 

Обозначение 

Кол., шт. 

1 Блок обработки данных 

*

 

БОД 

ЛГФИ.408843.005 

2 Преобразователь давления 

ПрД 

ЛГФИ.406233.001 

3 Датчик угла маятниковый 

ДУГМ 

ЛГФИ.401221.005 

4 Датчик азимута 

ДА 

ЛГФИ.401221.003 

5 Датчик длины стрелы (вылета) 

ДД 

ЛГФИ.401161.002-03 

6 Датчик температуры 

ТМ-100В 

ТУ37.003.800-77 

7 Модуль защиты от опасного 

напряжения 

**

 

 

МЗОН 

 

ЛГФИ.411117.001 

 

8 Жгут 

 

ЛГФИ.685623.005-04 

------------------- 

*

)

  Номер  модификации  БОДа  совпадает  с  номером  модификации  ОНК  (например,  БОД-04 

входит в комплект поставки ограничителей ОНК-140-04, ОНК-140-04М). 

**

)

  Модулем  комплектуются  только  ограничители  с  индексом  "М"  в  конце  обозначения  (на-

пример, ОНК-140-04М) 

 

1.4 Устройство и работа изделия 

1.4.1 Принцип действия ограничителя (см. рисунок 1) основан на последовательном 

опросе и преобразовании аналоговых сигналов с датчиков первичной информации в цифро-

вой код, определении угла и длины стрелы, расчете цифровыми методами величины ее вы-

лета и высоты подъема (по заданным геометрическим размерам рабочего оборудования кра-

на), а также вычислении фактической массы груза и степени загрузки крана с последующим 

их сравнением с предельно-допустимыми значениями при выбранном режиме работы. 

Ниже приведены сокращения, используемые при описании работы ОНК: 

ДД -датчик длины стрелы; 

ДУГ - датчик угла (азимута); 

ДУГМ - датчик угла маятниковый (датчик угла подъема стрелы); 

БОД - блок обработки данных; 

ПрД -преобразователь (датчик) давления; 

МК - микроконтроллер; 

ПЗУ (ОЗУ) - постоянное (оперативное) запоминающее устройство; 

АЦП -аналого-цифровой преобразователь; 

- Rt C - 

терморезистор - датчик температуры. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

К ограничителю

подъема крюка

Коммутатор

и

АЦП

ПрД

п

Дискретные входы

ПрД

ш

R

t

C

ДУ

ДУГМ

Д

ДД

Усилители

Схема защиты

от статического

электричества

Регистр

силовых

ключей

Регистр

дискретных

входов

Настроечная и телеметрическая

память

ОЗУ

Контроллер

дисплея

Вычислитель

ПЗУ

ОМК

Модуль

индикации

U

БС

 5 В;   15 В

датчиков

К цепям

управления крана

 5 В БОДа

Источник

питания

Выходные

реле

  

 

Рисунок 1 - Блок-схема ограничителя 

 

1.4.2  ОНК  подключается  к  системе  управления  крана  (см.  рисунок  2)  посредством 

разъемов:  через  разъем  Х1  БОДа  проходят  цепи  управления  исполнительными  механизма-

ми, цепи питания изделия, сигналы с концевых выключателей, связанных с ручками управле-

ния крана; датчики подключаются к прибору через индивидуальные разъемы. 

1.4.3  Работа  изделия  осуществляется  под  управлением  программы,  заложенной  в 

память микроконтроллера (МК) БОДа. 

Программное  обеспечение  включает  в  себя  подпрограмму  тестирования,  подпро-

грамму настройки и рабочую программу. 

При запуске (нажатии клавиши ТЕСТ) подпрограммы тестирования вычислитель про-

веряет  исправность  оперативного  запоминающего  устройства  (ОЗУ),  постоянного  запоми-

нающего  устройства  (ПЗУ),  аналого-цифрового  преобразователя  (АЦП),  модуля  индикации 

(МИ) и однокристального микроконтроллера (ОМК). Кроме того, после подачи напряжения пи-

тания  и  в  процессе  работы  ведется  контроль  состояния  линий  связи  датчиков  (на  обрыв  и 

замыкание) и контроль исправности ОМК. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

 

 

 

   

2

"

"

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

При прохождении теста модуля индикации в трех младших разрядах всех индикато-

ров жидкокристаллических цифровых (ИЖЦ) последовательно отображаются цифры от 9 до 

1  с  частотой  смены  информации  около  1  с  и  поочередно,  слева  -  направо  и  сверху  -  вниз, 

кратковременно включаются светодиодные индикаторы. 

Подпрограмма  настройки  выполняется  при  установке  переключателя  "РАБОТА  - 

НАСТРОЙКА"  в положение НАСТРОЙКА. Переключатель находится в специальном люке на 

верхней или боковой стенке БОДа и используется при настройке и привязке ограничителя на 

кране. При этом имеется возможность изменения содержимого настроечного ПЗУ. 

Рабочая  программа  изделия  выполняется  при  установке  переключателя  "РАБОТА  - 

НАСТРОЙКА" в положение РАБОТА. 

1.4.4 Управление работой изделия  ввод режимов работы крана и (или) параметров 

координатной защиты, индикация режимов работы и (или) рабочих параметров крана  осуще-

ствляется с лицевой панели БОДа (см. рисунок 4). 

Расчет параметров грузоподъемности крана и степени его загрузки осуществляется в 

БОДе по значениям информационных сигналов с датчиков угла наклона стрелы, длины стре-

лы и давлений (зависящих от веса груза на крюке крана) в полостях гидроцилиндра подъема 

стрелы с учетом значений сигналов с датчика азимута. 

По  результатам  расчета,  при  достижении  предельных  состояний  режимов  работы 

крона  (грузоподъемности,  углу  поворота  крана  в  режиме  координатной  защиты  и  др.),  БОД 

выдает сигналы на реле отключения механизмов крана. 

1.5 Маркировка и пломбирование 

1.5.1 Маркировка изделия наносится на боковой стенке БОДа и содержит: 

товарный знак предприятия-изготовителя (наносится на лицевой панели); 

условное обозначение типа изделия и его модификации; 

порядковый номер изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя. 

1.5.2 Маркировка блоков, входящих в изделие, наносится непосредственно на корпу-

са блоков или на жгуты, подходящие к ним, и содержит: 

условное обозначение блока в соответствии с таблицей 2; 

порядковый номер изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя. 

1.5.3  Пломбирование  изделий,  входящих  в  комплект  ОНК,  производится  ОТК  пред-

приятия-изготовителя в местах крепления их крышек (пломбы типа А и Б). 

В  БОДе дополнительно пломбируется  (см.  рисунок 3)  люк  для доступа к элементам 

настройки (пломба типа Б) , который пломбируется пломбой завода-изготовителя крана. 

1.5.4 

Снятие  и  установку  пломб  ограничителя  нагрузки  производит  инженерно-

технический  работник  (ИТР),  ответственный  за  содержание  грузоподъемных  машин  в  ис-

правном состоянии, с отметкой в паспорте ограничителя. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

10 

02

41

07

41

Пломба типа Б

Пломба типа А

Образцы пломб

завода изготовителя

 

Рисунок 3 - Расположение пломб на БОДе 

2 Описание и работа составных частей изделия 

2.1 Блок обработки данных 

2.1.1  БОД  предназначен  для  выполнения  необходимых  расчетов,  индикации  пара-

метров и режимов работы, а также для управления механизмами крана. 

БОД, устанавливаемый в кабине крановщика, состоит из трех функционально закон-

ченных устройств (ФУ): источника питания (ИП), модулей индикации (МИ) и контроллера (МК), 
каждое из которых выполнено на отдельной печатной плате. 

Электрическая  связь  между  ФУ,  а  также  между  ФУ  и  выходными  разъемами  БОДа, 

обеспечивается через кросс-плату. 

2.1.2 2 ИП выполнен на двух модулях, находится на кросс-плате и  предназначен для 

преобразования нестабильного входного напряжения ограничителя в стабилизированные на-
пряжения. 

ИП вырабатывает следующие стабилизированные напряжения: 

для питания МК и ДУГМ:  

 

 

+ 15 В (100 мА) и минус 15 В (100 мА); 

для питания МК, МИ и датчиков: 

 

 

 

+ 5 В (200 мА); 

для питания датчиков:   

 

 

 

 

минус 5 В (200 мА). 

2.1.3 МК выполнен на основе большой интегральной схеме ОМК. 
В состав ОМК входят: 

процессор; 

ПЗУ емкостью 16 кбайт; 

ОЗУ емкостью 512 байт; 

- 14-

разрядный АЦП; 

шестиразрядный коммутатор входа АЦП; 

контроллер клавиатуры и индикации. 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

11 

Кроме ОМК, на плате контроллера (МК) размещены: 

восемь силовых ключей управления исполнительными механизмами крана; 

входные усилители преобразователей давления (ПрД) и датчика угла маятникового 

(ДУГМ); 

защитные диоды; 

дополнительный  коммутатор  входов  АЦП,  позволяющий  увеличить  количество  ин-

формационных входов до 14; 

настроечное ОЗУ для хранения параметров настройки конкретной модели крана. 

Функционирование  ограничителя  полностью  определяется  программой,  "зашитой"  в 

ПЗУ МК, и заключается в преобразовании сигналов с аналоговых датчиков в цифровой код, 

выполнении  необходимых  математических  расчетов,  отображении  в  цифровой  форме  рас-

считанных  значений  параметров  и  формировании  выходных  сигналов  управления  исполни-

тельными реле. 

2.1.4  МИ  предназначен  для  отображения  (на  трех  ИЖЦ)  в  цифровом  виде  рабочих 

параметров и режимов работы (светодиодные индикаторы) крана, выдачи предупреждающе-

го об опасности звукового сигнала и ввода режимов работы крана. 

На  плате  МИ  размещена  также  схема  управления  обогревом,  которая  включает  по-

догреватели под ИЖЦ при температуре менее минус 10  С. 

Плата МИ крепится к лицевой панели БОДа. 

Назначение элементов индикации и органов управления лицевой панели показано на 

рисунке 4 и приведено ниже. 

Зеленая лампа НОРМА (1) указывает, что кран работает с нагрузкой, безопасной для 

его конструкции. 

Лампа "90 %" (2) указывает, что нагрузка крана по весу груза составляет более 90 % 

от максимально допустимой. 

Красная лампа СТОП (3) сигнализирует о нахождении крана в опасной зоне (превы-

шение допустимого значения грузового момента), при которой фактическая нагрузка достига-

ет более 105 %. 

Одновременное включение зеленой и красной ламп (1, 3) указывает о нахождении 

стрелы  за  пределами  разрешенной  рабочей  зоны  (нарушение  геометрических  размеров  ра-

бочей зоны крана). Одновременно с загоранием лампы срабатывает реле блокировки движе-

ний всех механизмов крана и выдается звуковой сигнал. 

Индикаторы t

o

, t

м

, Р

м

, Р

1

, Р

2

, Р

3

 (6-

11) указывают на параметр, значение которого бу-

дет отображаться на среднем ИЖЦ. 

Примечание - Индикатор параметра Р1 в данной модификации ОНК не используется. 

Выбор  требуемого  для  отображения  на  ИЖЦ  параметра  осуществляется  кнопкой 

ВЫБОР П (36). 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

12 

L,

M

ВЫБОР РЕЖИМА

H

L

R

P

t

t

P

P

P

ТС ВКЛ

ОНК-140

8

4

2

1

M

M

0

1

2

3

R,

M

90 %

НОРМА

СТОП

Q

Лампы загрузки крана

Индикатор включения

подогрева индикаторов

Индикаторы  составного и

одиночного гуська 

Индикатор срабатывания

ограничителя подьема крюка

(мигает) или МЗОНа (горит)

Индикатор момента
 или длины стрелы

Индикатор вылета 
или параметра, 
(высоты)

Индикатор грузо-
подьемности или 
веса  (часы)

Индикаторы выбранной запа-

совки полиспаста

Индикаторы положения опор: вы-

двинуты, выдвинуты на полови-

ну, не выдвинуты

Индикаторы и кнопки ввода коор-

динатной защиты: " потолок", "сте-

на", "угол левый", "угол правый". 
Или кнопки "увеличить", "умень-

шить", " резерв", "ввод в настроеч-

ную память" в режиме "настройка"

Кнопки: "включения-выключе-

ния подсветки", "вызов теку-

щего времени", "включение 
тестирования прибора"
Кнопка установки запасовки

полиспаста

Не используется 

Кнопка установки режима ра-
боты стрелового оборудова-

ния и положения опор

Кнопка  смены группы

отображаемых на ИЖЦ
параметров

Указатель нахождения на ЖКИ индикаторах параметров M, R, Qмах

Указатель нахождения на ЖКИ индикаторах параметров L,  П(Н), Q

 

Рисунок 4 - Лицевая панель ОНК 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

13 

 

Индикатор (t

o

, t

м

, Р

м

, Р

1

, Р

2

 

или Р

3

) начинает работать в мигающем режиме, если зна-

чение  параметра  (t

o

,  t

м

Р

м

,  Р

1

,  Р

2

 

или  Р

3

),  за  который  этот  индикатор  отвечает,  выходит  за 

пределы допуска: 

индикатор температуры охлаждающей жидкости двигателя t

o

 

мигает, если t

o

   

плюс 95 С; 

индикатор температуры масла в баке гидросистемы t

м

 

мигает, если t

м

   

плюс 70  С; 

индикатор давления масла в двигателе Р

м

 

мигает, если 10   Р

м

   

1,5 атм.; 

индикатор  давления  масла  в  напорной  магистрали  гидронасоса  Р

2

 

мигает,  если  давление 

больше 210 атм.; 

индикатор давления в магистрали слива Р

3

 

мигает, если Р

3

   

10 атм. 

Индикаторы  режима  работы  с  гуськом  (14  или  17)  горят,  если  ведется  работа  с 

гуськом или с гуськом и удлинителем, и изменяется угол наклона гуська. 

Индикатор  подъема  крюка  (18)  мигает,  если  сработал  выключатель  ограничения 

подъема крюка, горит постоянно , если антенна находится в зоне воздействия ЛЭП. 

Индикаторы запасовки полиспаста (19 - 22) отображают выбранную крановщиком 

схему запасовки полиспаста. Индикаторы мигают, если масса груза на крюке превышает до-
пустимое значение на данной запасовке. 

Пример  -  Если  горят индикаторы 8 и 4, это значит, что выбрана запасовка 12 (сумма цифр, 

проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

Индикатор  установки  гуськов  в  транспортное  положение  (23)  указывает  на  то, 

что гусек и (или) удлинитель закреплены на основной секции стрелы. 

Индикаторы опорного контура (25 - 29) указывают выбранную крановщиком схему 

опорного контура для выполнения конкретного вида работ. 

Примеры 
1 При включенных индикаторах 25 и 29 левые и правые опоры крана выдвинуты полностью. 
2 Если включены индикаторы 26 и 28, значит кран установлен на не выдвинутых опорах. 
Индикаторы координатной защиты (30-33) включаются (горят) при введении огра-

ничений  "Потолок",  "Стена",  "Угол  слева",  "Угол  справа"  и  мигают  при  достижении  во  время 
работы крана соответствующих ограничений. 

Кроме  того,  эти  индикаторы  мигают  при  нарушении  геометрических  размеров  рабо-

чей  зоны  крана:  кран  вошел  с  грузом  или  выдвинутой  стрелой  в  запрещенную  зону  работы 
над кабиной (мигают светодиоды 32, 33); превышен предельный угол подъема (30) или опус-
кания стрелы (31). 

При  мигании  хотя  бы  одного  индикатора  координатной  защиты  (30-33)  загорается 

лампа СТОП (звучит звуковой сигнал) и разрешаются только операции, обеспечивающие вы-
ход стрелы крана из запрещенной зоны работы. 

Индикаторы смены группы индицируемых параметров (34, 35) указывают на од-

ну из двух групп параметров, которая будет выдаваться для отображения на ИЖЦ: 

при  включенном  индикаторе  34  индицируются  параметры,  обозначенные  на  лице-

вой панели БОДа синим цветом ("MRQ

мах

"); 

при  включенном  индикаторе  35  индицируются  параметры,  обозначенные  желтым 

цветом ["LП(Н)Q")]. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

14 

Индикаторы  жидкокристаллические  цифровые  (ИЖЦ)  предназначены  для  ото-

бражения рабочих параметров крана. 

В зависимости от выбранного режима индикации (индикаторы 34, 35) на ИЖЦ выда-

ются значения следующих параметров: 

на  верхний  индикатор  -  момента  опрокидывания  крана  М

опр

 

в  процентах  от  макси-

мально допустимого значения на данном вылете (с учетом массы груза и пустой стрелы) или 
длины стрелы L в метрах; 

на средний индикатор - вылета R в метрах или высоты H в метрах; 

на нижний индикатор - максимально допустимого веса на крюке на данном вылете 

Q

max

 

в тоннах или фактической массы груза на крюке Q в тоннах, или текущего времени в ча-

сах и минутах при однократном нажатии на кнопку ЧАСЫ (42). 

Последовательным  нажатием  кнопки  ВЫБОР  П  (36)  производится  выбор  номера 

настраиваемого параметра в режиме НАСТРОЙКА. 

Этой  же  кнопкой  производится  вывод  на  средний  ИЖЦ  значений  давления  масла  в 

двигателе,  температуры  охлаждающей  жидкости  и  других  дополнительных  параметров  (ин-
дикаторы 6-10), а также переключение диапазонов измерения МЗОН –1 (металлическом пря-
моугольном кожухе). 

Кнопками  ввода  координатной  защиты  (37-40)  производится  ввод  ограничений 

"Потолок", "Стена", "Угол слева" и "Угол справа". 

Этими  же  кнопками  в  режимах  ТЕСТ  и  НАСТРОЙКА  производится  увеличение  ("+") 

или уменьшение ("-") номера параметра, выдаваемого на индикацию, и его величины, а также 
занесение их значений в настроечную память с помощью кнопки " " (ввод). 

Кнопкой  ПОДСВЕТКА  (41)  производится  включение  и  выключение  (при  повторном 

нажатии кнопки) ламп подсветки индикаторов ИЖЦ в темное время суток. 

Кнопка  ЧАСЫ  (42)  обеспечивает  выдачу  на  средний  и  нижний  индикаторы  БОДа 

значений указанных на верхнем ИЖЦ параметров, хранимых в регистраторе технических ха-
рактеристик [блоке телеметрической памяти (БТП)] БОДа. 

Тип выдаваемого на индикацию параметра БТП зависит от числа нажатий на кнопку и 

отображается его кодом (номером) в двух младших (правых) разрядах верхнего ИЖЦ: 

00 - 

дата установки ОНК на кран; 

01 - 

наработка (моточасы работы) крана; 

02 - 

характеристическое число N (приведенная наработка крана за суммарное число 

циклов С его нагружения), по величине которого судят о степени износа крана. 

При однократном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра  "00",  а  на  среднем  и  нижнем  индикаторах  -  соответственно  дата,  месяц  (например, 
17.06) и год (например, 1999) установки ограничителя на кран. 

При  двукратном  нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра "01", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-
ды моточасов работы крана. 

При трехкратном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра "02", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-
ды характеристического числа N. 

Примечания 
1 Время между двумя последовательными нажатиями кнопки не должно превышать 5 с. 
2  По  истечении  5  с  после  нажатия  кнопки  происходит  автоматическое выключение режима 

индикации времени. 

3 Методика занесения даты установки ограничителя на кран с помощью кнопки ЧАСЫ при-

ведена в инструкции по монтажу ОНК на кране (ЛГФИ.408844.009 ИМ). 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

15 

Кнопкой ТЕСТ (43) производится включение режима тестирования ОНК, при котором 

на всех ИЖЦ перебираются цифры от 9 до 1, затем поочередно группами (слева - направо, 
сверху - вниз) зажигаются единичные индикаторы, используемые в данной модификации ог-
раничителя. 

После прохождения теста на верхний ИЖЦ выдается значение текущего момента оп-

рокидывания крана, на средний ИЖЦ - наименование параметра, а на нижний ИЖЦ - величи-
на одного из следующих параметров [Выбор одного из этих параметров осуществляется на-
жатием кнопок "+" (37) и " - " (38)]: 

AL 

(альфа ) - угол наклона стрелы в градусах; 

GA 

(гамма) - угол поворота платформы (азимут) в градусах; 

Р

п

 - 

давление в поршневой полости гидроцилиндра в атмосферах; 

Р

ш

 - 

давление в штоковой полости гидроцилиндра в атмосферах; 

Р - результирующее давление на шток гидроцилиндра в атмосферах; 

t - 

температура окружающего воздуха в градусах Цельсия; 

d1  - 

наличие  на  дискретных  входах  "D4"  -  "D1"  напряжения  бортсети  машины  (U

БС

). 

При  этом  появление  цифры  1 в  соответствующих  разрядах  (при  отсчете  с  справа  -  налево) 
нижнего ИЖЦ указывает на: 

в разряде 1 - срабатывание концевого выключателя ограничителя подъема крюка; 

в разряде 4 - срабатывание концевого выключателя подъема стрелы; 

d2 - 

наличие на дискретных входах "D8" - "D5" напряжения U

БС

. При этом появление 

цифры 1 в соответствующих разрядах нижнего ИЖЦ указывает на: 

в разряде 1 - нажата кнопка ускоренной работы лебедки; 

в разряде 2 - срабатывание концевого выключателя выдвижения стрелы; 

в разряде 3 - включение переключателя работы с люлькой; 

b1  - 

состояние  сигналов  управления  выходными  реле "ОК8"  -  "ОК1".  При этом в со-

стоянии "включено" появление цифры 1 в соответствующих разрядах (справа - налево) ниж-
него ИЖЦ указывает на: 

в разряде 1 - срабатывание реле координатной защиты (К1); 

в разряде 2 - срабатывание реле перегрузки (К2); 

b2  - 

состояние  сигналов  управления  выходными  реле  "ОК8"  -  "ОК1",  -  в  данной  мо-

дификации ОНК не используются. 

Повторное нажатие на кнопку ТЕСТ переводит ограничитель в рабочий режим. 
Каждое  нажатие  на  кнопку  смены  индикации  (44)  приводит  к  смене  группы  пара-

метров  обозначены  на  лицевой  панели  синим  (MRQ

мах

)  и  желтым  (LНQ)  цветом ,  выдавае-

мых для отображения на ИЖЦ. При этом группа индицируемых параметров указывается од-
ним из включенных индикаторов 34 или 35 (см. выше). 

Кнопка  выбора  режима  работы  стрелового  оборудования  и  опорного  контура 

(45) предназначена для выбора режима работы (стрела или гусек), устанавливает требуемую 
для работы конфигурацию опорного контура: выдвинутые опоры, вдвинутые опоры, (индика-
торы 25-29). 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-04 РЭ

 

 

16 

Общий  режим  работы  опорного  контура  и  стрелового  оборудования  указывается 

цифрой (появляется после первого нажатия на кнопку 45) на нижнем ИЖЦ после знака "Р - ". 

Смена типа стрелового оборудования происходит при каждом нажатии кнопки 45. 
После завершения выбора режима работы стрелового оборудования и опорного кон-

тура необходимо нажать кнопку " " (40, - кнопка занесения режима в память ОНК). 

Кнопка выбора схемы запасовки полиспаста (46) предназначена для выбора (ус-

тановки) числа канатов в полиспасте крюка. 

Для установки требуемой кратности запасовки необходимо кратковременно нажимать 

кнопку 46 до тех пор, пока сумма цифр у включенных индикаторов запасовки (19-22) не будет 
равна  необходимой  кратности.  Установленная  кратность  запасовки  выдается  на  средний 
ИЖЦ сразу же после нажатия кнопки 46. 

Пример - Если горят индикаторы 8 и 4, это значит выбрана запасовка 12 (сумма цифр 8 и 4, 

проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

После установки схемы запасовки необходимо нажать кнопку " " (40). 
Кнопка СБРОС не используется. 

2.2 Датчики первичной информации 

2.2

.1 Преобразователи давления 

Преобразователи  давления,  устанавливаемые  в  поршневую  и  штоковую  полости 

гидроцилиндра  стрелы  или  в  соединенные  с  ними  трубопроводы,  служат  для  определения 
усилия, создаваемого грузом на шток гидроцилиндра подъема стрелы. 

Преобразователь  -  тензометрический  резистивный  мост,  наклеенный  на  стальной 

цилиндр, на внутреннюю полость которого действует измеряемое давление. 

Два тензорезистора, приклеенные на тонкостенную часть цилиндра, под воздействи-

ем  давления  растягиваются,  что  приводит  к  изменению  (увеличению)  их  сопротивления,  а, 
следовательно, к изменению сопротивления моста. Два других тензорезистора, приклеенные 
на торец (основание) цилиндра, под воздействием давления не растягиваются и служат для 
термокомпенсации моста. 

Выходное напряжение (13 мВ при 25 МПа) с диагонали моста преобразователя пода-

ется в БОД, усиливается и поступает на вход коммутатора АЦП. 

Примечание - В усилителе предусмотрена возможность подстройки нуля преобразователя. 
Для  коррекции  температурного  ухода  параметров  преобразователей  давления  ис-

пользуется  установленный  в  ДА  (см.  п.  2.2.3.3) терморезистор, измеряющий текущее значе-
ние температуры окружающего воздуха. 

2.2.2 Датчик угла маятниковый 
Датчик угла маятниковый (ДУГМ) устанавливается на корневой секции стрелы и слу-

жит для измерения угла наклона стрелы относительно горизонта. 

Датчик представляет собой датчик линейных ускорений, формирующий выходное на-

пряжение от минус 0,7 до плюс 0,7 В при изменении угла от 0 до 90 . Усиленное в БОДе (в 
три раза) выходное напряжение датчика поступает на вход коммутатора АЦП. 

Напряжения питания ДУГМ (  15 В) поступают из БОДа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..