ОНК-140-07, ОНК-140-09, ОНК-140-21, ОНК-140-49. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ОНК-140-07, ОНК-140-09, ОНК-140-21, ОНК-140-49. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2     

 

 

 

ОНК-140-07, ОНК-140-09, ОНК-140-21, ОНК-140-49. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 2

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

17 

код  "Р-01"  -  база  опор  5,3  м  для  крана  СОКОЛ-80,  база  опор  8,7•4,4  м  для  крана 

СОКОЛ-80.1 и 6 • 3,9  для СОКОЛ-60 (горят индикаторы 25, 29); 

код "Р-02" – только для крана СОКОЛ-80.1, база 9,2х2,8 м (горят индикаторы 26, 28). 

 
В ограничителе предусмотрены следующие режимы работы крана  СКАТ –40  

код "Р-00" - телескопическая стрела, опоры полностью выдвинуты (горят индикато-

ры 25, 29), кратность запасовки устанавливается согласно грузовых характеристик на кран; 

код "Р-01" – работа с гуськом, опоры полностью выдвинуты (горят индикаторы 17, 

25, 29; 

код "Р-02" - телескопическая стрела, опоры полностью выдвинуты, работа над ка-

биной,  установлена  дополнительная  опора,  кратность  запасовки  устанавливается  согласно 
грузовых характеристик на кран; 

код "Р-03" – работа с гуськом в круговую, опоры полностью выдвинуты (горят инди-

каторы 17, 25, 29), установлена дополнительная опора; 

код "Р-04" - телескопическая стрела, неполный опорный контур (горят индикаторы 

26, 28), установлена дополнительная опора,  круговая работа. 

НЕ  РЕКОМЕНДУЕТСЯ  НАЧИНАТЬ  РАБОТУ  НА  КРАНЕ,  НЕ  УБЕДИВШИСЬ  В  ПРАВИЛЬНОСТИ  УСТАНОВКИ 

РЕЖИМОВ РАБОТЫ ОПОРНОГО КОНТУРА. 

3.3.3 Тестовый контроль 
3.3.3.1 Тестовый контроль ограничителя проводится один раз в день перед началом 

рабочей смены. 

При  прохождении  тест-программы ограничителя на всех ИЖЦ перебираются цифры 

от 9 до 1, затем группами поочередно, слева - направо, сверху - вниз, зажигаются единичные 
индикаторы, а также лампы НОРМА и СТОП. 

Убедитесь, что все единичные индикаторы и все сегменты ИЖЦ функционируют. 
После прохождения теста на верхний ИЖЦ выдается значение момента опрокидыва-

ния крана, на средний ИЖЦ - наименование, а на нижний ИЖЦ - величина одного из допол-
нительно контролируемых параметров крана (см. п. 2.1.4). 

Нажимая кнопки 37, 38 ("+", "-"), добейтесь появления кода "d1" на среднем ИЖЦ. 
Производя  манипуляции  механизмами  крана,  убедитесь  в  срабатывании  концевого 

выключателя  ограничения  подъема  крюка.(наличие  напряжения  24  В  на  дискретном  входе 
"D1", см. рисунок 2). 

При наличии кода "d1" на среднем ИЖЦ появление цифры 1 в разряде 1 (при отсчете 

с права - налево) нижнего ИЖЦ указывает на срабатывание концевого выключателя ограни-
чения подъема крюка. 

В  случае  отсутствия  цифры  1  в  соответствующем  разряде нижнего  ИЖЦ проверьте 

исправность концевого выключателя и целостность цепи от выключателя до БОДа. 

ДЛЯ ВЫХОДА В РАБОЧИЙ РЕЖИМ НАЖМИТЕ КНОПКУ ТЕСТ. 

3.3

.3.2  Убедитесь  в  правильности  функционирования  ограничителя:  опуская  стрелу 

без груза, убедитесь, что индикация веса равна массе пустого крюка (1,4±0,4) т; в противном 
случае выполните операции по п. 4.3.3. 

3.3.4 Считывание информации о наработке крана 
Считывание информации о наработке крана 
Нажимая кнопку ЧАСЫ (42), произвести (см. п. 2.1.4) считывание информации с бло-

ка  телеметрической  памяти  (БТП)  ограничителя  о  значениях  параметров  крана  (дата  уста-
новки  ОНК  на  кран,  моточасы  работы  крана,  характеристическое  число),  характеризующих 
степень его износа. 

Примечание - Работы по п. 3.3.4 выполнять только при необходимости. 
 
 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

18 

3.3.4.1 Работа крана вблизи линий электропередачи 
Рекомендации по п. 3.3.4 выполнять только для ограничителей нагрузки крана с ин-

дексом "М" в конце обозначения (например, ОНК-140-49М), которые комплектуются модулем 
защиты от опасного напряжения (МЗОН). 

РАБОТА КРАНА ВБЛИЗИ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ (ЛЭП) БЕЗ НАРЯДА-ДОПУСКА ЗАПРЕЩЕНА. 

Подготовка к работе и работа крана вблизи ЛЭП должна выполняться в строгом со-

ответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных 
кранов"  

Перед началом работы машинист должен поднять оголовок стрелы на высоту 7-8 м 

и, поворачивая ее, убедиться в отсутствии (наличии) ЛЭП в предполагаемой зоне работы. 

При попадании оголовка стрелы (с установленным на нем модулем защиты от опас-

ного напряжения) в зону воздействия электрического поля ЛЭП частотой 50 Гц ограничитель 
запрещает  выполнение  всех  операций  крана,  на  верхнем  ИЖЦ  высвечивается  код  "Е  11"  и 
горит постоянным свечением индикатор 18. 

Дальность  обнаружения  ЛЭП  (расстояние  между  оголовком  стрелы  и  ближайшим  к 

нему проводом ЛЭП в передней полусфере) напряжением 0,22 кВ - не менее 3 м. 

При  работе  вблизи  ЛЭП  напряжением  0,22-1 кВ  следует  иметь  ввиду,  что величина 

сигнала, наводимая на антенну от ЛЭП, очень мала. По этой причине ЛЭП, защитные свойст-
ва модуля ухудшаются при приближении оголовка стрелы к поверхности Земли. 

Воздушные ЛЭП напряжением свыше 110 кВ ограничитель (МЗОН) обнаруживает на 

расстоянии в несколько сот метров. 

В  связи  с  тем,  что  МЗОН  не  во  всех  случаях  может  защитить  крюковую  подвеску, 

длинномерный  груз,  канат,  ограничитель  не  должен  использоваться  как  рабочее  средство 
для остановки механизмов крана. 

МЗОН  помогает  машинисту  своевременно  обнаружить  ЛЭП.  При  сознательном  на-

рушении Правил не может быть гарантирована защита от поражения электрическим током. 

Если ограничитель произвел остановку механизмов крана и выдал сообщение о на-

личие вблизи крана ЛЭП [на верхнем ИЖЦ отображается код "Е 11" и горит постоянным све-
чением  индикатор  ЛЭП  (18)], крановщик должен  определить  зону работы крана, ее положе-
ние относительно ЛЭП и установить координатную защиту согласно п. 3.3.5. 

ПРИ  ВВОДЕ  ПЕРВОГО  ИЗ  ВВОДИМЫХ  ОГРАНИЧЕНИЙ  НЕОБХОДИМО  НАЖАТЬ  И  УДЕРЖИВАТЬ  КНОПКУ 

БЛОКИРОВКИ  КООРДИНАТНОЙ  ЗАЩИТЫ  НА  ПУЛЬТЕ  КРАНА.  ЗАПРЕЩАЕТСЯ  ПОДВОДИТЬ  ОГОЛОВОК  СТРЕЛЫ  К 

КРАЙНЕМУ ПРОВОДУ ЛЭП НА РАССТОЯНИЕ, МЕНЬШЕ УКАЗАННОГО В ПРАВИЛАХ. 

При  срабатывании  МЗОНа с  прямоугольным металлическим  кожухом  на  нижний ин-

дикатор выдается верхнее значения напряжения диапазона напряжений ЛЭП в кВ в котором 
произошло обнаружение. Если при осмотре зоны работы выяснилось, что в зоне работы ЛЭП 
отсутствует,  а  срабатывание  МЗОНа  вызвано  высоковольтной  линией,  находящей  вне зоны 
работы, для такого модуля допускается не устанавливать координатную защиту, а нажав кно-
пу «ВЫБОР П» перейти на более высоковольтный диапазон срабатывания МЗОНа 

3.3.5 Ввод координатной защиты 
Для ввода ограничения необходимо нажать на время не менее 1 с одну из кнопок 37-

40  (при  необходимости  -  поочередно  несколько  кнопок)  напротив  символа,  обозначающего 
тип  требуемой  защиты  (например,  "Потолок"),  при  этом  должен  включиться  индикатор  вве-
денного ограничения. 

Для  снятия  введенного  ограничения  (сброса  защиты)  необходимо  повторно  нажать 

туже кнопку и проконтролировать выключение (гашение) соответствующего индикатора. 

Горение  индикаторов  постоянным  свечением  свидетельствует  об  отсутствии  сраба-

тывания защиты по введенным ограничениям. При достижении в процессе работы крана лю-
бого из введенных ограничений срабатывает координатная защита, загорается красная лам-
па (зеленая продолжает гореть), включается звуковой сигнал и индикатор ограничения, из-за 
которого сработала защита, переводится в мигающий режим. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

19 

Для отключения защиты оператор должен изменить параметр, по которому достигну-

то  ограничение  (Например,  при  достижении  ограничения  типа  "Потолок"  необходимо  либо 

опустить  стрелу,  либо  уменьшить  ее  длину).  Для  выполнения  этих  операций  необходимо 

предварительно  нажать  и  удерживать,  до  момента  отключения  красной  лампы  и  звукового 

сигнала, кнопку на рукояти управления краном. 

ВНИМАНИЕ  !  ПРИ  ВВОДЕ  ОГРАНИЧЕНИЙ  КООРДИНАТНОЙ  ЗАЩИТЫ  НЕОБХОДИМО 

ПРЕДУСМАТРИВАТЬ  ЗАПАС  ПО  РАССТОЯНИЮ  И  УГЛУ  ПОВОРОТА  (ДЛЯ  УЧЕТА  ИНЕРЦИИ 

КРАНА ПРИ ПРИБЛИЖЕНИИ К ЗОНЕ, В КОТОРОЙ РАБОТА КРАНА ЗАПРЕЩЕНА). 

ПРИ  ПРИБЛИЖЕНИИ  К  УСТАНОВЛЕННОМУ  ОГРАНИЧЕНИЮ  ЗВУКОВОЙ  СИГНАЛ 

НАЧИНАЕТ ЗВУЧАТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ НАСТУПИТ ОГРАНИЧЕНИЕ. 

3.3.5.1 Ввод ограничения "Стена" 

Ограничение типа "Стена" - это воображаемая веpтикальная бесконечная плоскость, 

перпендикулярная проекции стрелы на землю и построенная по срезу оголовка стрелы. 

3.3.5.1.1 Ввод ограничения "Стена" производить в следующей последовательности. 

Прочертить  (см.  рисунок  5)  воображаемую  ограничительную  линию,  параллельную 

охранной зоне объекта и отстоящую от него на расстояние не менее 1,0 м, которую не дол-

жен пересекать груз на крюке крана. 

 

1,0 м

 

Рисунок 5 - Ввод ограничения "Стена" 

 

При выборе расстояния учитывать инерцию крана, особенно при его повороте. Рас-

стояние должно быть таким, чтобы при срабатывании ограничителя стрела (с учетом инерци-

онного пролета крана) не приближалась к охранной зоне объекта менее, чем на 0,5 м. 

Установить стрелу перпендикулярно ограничительной линии. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

20 

Изменяя,  при  необходимости,  длину  стрелы  или  угол  наклона,  добейтесь  касания 

крюком ограничительной линии (не пересекая ее) в точке 3. 

Нажать на 1 с кнопку ввода ограничения “Стена”. 
Загорание индикатора “Стена” свидетельствует о вводе ограничения в память ОНК. 
3.3.5.1.2 Проверить правильность срабатывания защиты ограничителя: 

повернуть кран без изменения вылета влево на произвольный угол по отношению к 

точке ввода ограничения "Стена" (при необходимости, нажать кнопку отключения координат-
ной защиты на рукояти управления крана); 

увеличивая вылет (изменением угла наклона или длины стрелы) в направлении ог-

раничительной линии, проконтролировать срабатывание защиты (включение красной лампы, 
звукового сигнала и перехода светодиода "Стена" в мигающий режим) в момент, когда проек-
ция оголовка стрелы (крюк) пересекает ограничительную линию в точке 1; 

нажав  кнопку  отключения  координатной  защиты  на  рукояти  управления  крана, 

уменьшить  вылет  и  повернуть  стрелу  вправо  на  произвольный  угол  по  отношению  к  точке 
ввода ограничения; 

увеличивая вылет (изменением угла наклона или длины стрелы) в направлении ог-

раничительной линии, проконтролировать срабатывание защиты (включение красной лампы, 
звукового сигнала и перехода светодиода "Стена" в мигающий режим) в момент, когда крюк 
пересекает ограничительную линию в точке 2. 

Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты оголовок стрелы 

(крюк) приблизился к границе охранной зоны объекта не менее, чем на 0,5 м. 

3.3.5.2 Ввод ограничения "Потолок" 
Ограничение  типа  "Потолок"  -  это воображаемая  горизонтальная бесконечная плос-

кость, располагаемая на высоте оголовка стрелы. 

3.3.5.2.1 Для  ввода  ограничения поднять  оголовок  стрелы (с учетом ее инерции) до 

требуемой  высоты  (по  показанию  индикатора  БОДа  или  визуально)  и  нажать  на  1  с  кнопку 
ввода ограничения “Потолок”. 

Загорание индикатора "Потолок“ свидетельствует о вводе ограничения в память ОНК. 
3.3.5.2.2 Проверить правильность срабатывания защиты ограничителя: 

втянуть стрелу на 0,5 м (при необходимости, нажать кнопку блокировки координат-

ной защиты на рукояти управления крана); 

увеличивая  высоту  (выдвигая  стрелу),  проконтролировать  срабатывание  защиты 

(включение красной лампы, звукового сигнала и перехода индикатора "Потолок" в мигающий 
режим)  в  момент,  когда  оголовок  стрелы  находится  на  высоте  (см.  на  индикатор  высоты), 
равной введенной. 

Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты оголовок стрелы 

пересек заданную высоту не более, чем на 0,2 м. 

 

 

3.3.5.3 Ввод ограничений по углу поворота 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

21 

3.3.5.3.1 Отметив в рабочей зоне крана две точки сектора ограничения по углу пово-

рота стрелы влево и вправо с учетом инерции крана, установить стрелу в створе этого секто-
ра у левой границы последнего. 

Нажать на 1 с кнопку ввода ограничения "Поворот влево". 
Загорание индикатора "Поворот влево" свидетельствует о вводе ограничения в память ОНК. 
Установить стрелу у правой границы сектора. 
Нажать на 1 с кнопку ввода ограничения "Поворот вправо". 
Загорание индикатора "Поворот вправо" свидетельствует о вводе ограничения в память ОНК. 
3

.3.5.3.2 Проверить правильность срабатывания защиты ОНК: подводя стрелу к гра-

ницам  отмеченного  сектора  (при  необходимости,  нажать  кнопку  отключения  координатной 
защиты на рукояти управления крана), проконтролировать срабатывание защиты (включение 
красной лампы, звукового сигнала и перехода индикатора ограничения по углу поворота в ми-
гающий режим) в момент, когда крюк пересекает границу заданного (введенного) сектора. 

Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты проекция стрелы 

на землю пересекает заданную границу не более, чем на 2 . 

3.4 Возможные неисправности ОНК и способы их устранения 

3.4.1  Программно-аппаратные  средства  ОНК  позволяют  проверить  исправность  ос-

новных его узлов и локализировать неисправность путем выдачи на индикатор ее кода. 

3.4.2 При неработоспособности ограничителя поиск его неисправности рекомендует-

ся проводить в следующей последовательности: 

проверить БОД и датчики на отсутствие внешних механических повреждений; 

проверить исправность механизмов привязки датчиков; 

проверить  кабельную  разводку,  исправность  электрических  соединительных  цепей 

датчиков и блока обработки данных (БОДа). 

3.4.3 Неисправности  ограничителя,  которые  могут быть диагностированы и устране-

ны непосредственно на кране, приведены в таблице 3. 

Допускается кратковременное (не более 2 секунд) появление сообщения об ошибках 

«EXX» после прохождения теста индикации. 

Примечание  -  В  таблице  3  принято  следующее  сокращение:  ИМ  -  инструкция  по  монтажу, 

пуску и регулированию ЛГФИ.408844.009-03 ИМ. 

В период гарантийных обязательств, указанных в паспорте ОНК, работы по уст-

ранению  неисправностей,  требующие  вскрытия  блоков  и  датчиков,  должны  выполнять 
аттестованные специалисты ремонтных или сервисных предприятий. 

4 Техническое обслуживание 

4.1 Общие указания 

Техническое  обслуживание  (ТО)  ограничителя  ОНК-140  обеспечивает  постоянную 

его готовность к эксплуатации, безопасность работы крана. 

Установленная  настоящей  инструкцией  периодичность  обслуживания  ограничителя 

должна соблюдаться при любых условиях эксплуатации и в любое время года. 

ТО ограничителя проводить одновременно с техническим обслуживанием крана. 
При  ТО  ограничителя  соблюдать  меры  безопасности,  предусмотренные  при  прове-

дении технического обслуживания крана. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

22 

Таблица 3 

Характер и проявление 

неисправности 

Вероятная причина 

неисправности 

Способ устранения 

неисправности 

1 При включении тумблера 
питания загораются только 
красная  лампа,  не  горит  или 
мигает - индикатор ВКЛ 

Поврежден кабель питания ОНК. 
Сгорел предохранитель. 
Замыкание  в  цепях  питания  дат-
чиков 

Заменить поврежденный кабель. 
Заменить предохранитель. 
Отключить  датчики  и  определить 
наличие КЗ в одном из них 

2  После  выхода  ОНК  в  рабо-
чий  режим  мигают  светодио-
ды  координатной  защиты  по 
углу  поворота  и  звучит  звуко-
вой  сигнал  даже  при  располо-
жении стрелы в рабочей зоне 

Обрыв или КЗ в цепях датчика 
поворота платформы (азимута). 
Неправильно установлен ДУГ на 
оси вращения крана. 
Неисправен потенциометр ДУГ 

Восстановить обрыв или КЗ в 
кабеле. 
Проверить  ДУГ  и  произвести  его 
новую привязку по п. 4.2 ИМ. 
Заменить датчик 

3  После  выхода  ОНК  в  рабо-
чий  режим  звучит  звуковой 
сигнал  и  на  верхнем  ИЖЦ 
отображается код "Е 01" 

Обрыв  или  КЗ  в  кабеле  поршне-
вого ПрД. 
Уход нуля ПрД. 
Неисправен ПрД 

Устранить обрыв или КЗ в кабеле. 
Провести коррекцию нуля ПрД по 
пп. 4.6.1, 4.6.5 ИМ. 
Заменить  ПрД  и  произвести  его 
настройку по п. 4.6 ИМ 

4 То же, но отображается код 
"Е 02" 

Обрыв или КЗ в кабеле штоково-
го ПрД. 
Уход нуля ПрД. 
Неисправен ПрД 

Устранить обрыв или КЗ в кабеле. 
Провести коррекцию нуля ПрД по 
пп.  4.6.1,  4.6.3  ИМ).  Заменить 
ПрД  и  произвести  его  настройку 
по п. 4.6 ИМ 

5 То же, но отображается код 
"Е 03" 

Обрыв или КЗ в кабеле ДУГМ. 
Неисправен ДУГМ 

Устранить обрыв или КЗ в кабеле. 
Заменить датчик и произвести его 
привязку по п. 4.5 ИМ 

6 То же, но отображается код 
"Е 04" 

Обрыв или КЗ в кабеле ДД. 
Неверная  установка  начального 
положения  датчика,  нарушена 
регулировка канала 

Устранить обрыв или КЗ в кабеле. 
Проверить  правильность  установ-
ки  ДД  и  произвести  его  новую 
привязку (пп. 3.3; 4.4.4-4.4.8 ИМ) 

7 То же, но отображается код 

 «Е10» 

Отсутствует  наапряжение  пита-
ния  МЗОНа,  обрыв  связи  между 
МЗОНом  и  БОДом,  отказ  МЗО-
На 

Проверить наличие питания. 
Проверить наличие связи. 
заменить МЗОН. 

8 То же, но отображается код 
"Е 21" 

Отказ кварцевого резонатора 

Заменить резонатор. 
Заменить плату контроллера и 
произвести привязку и настройку 
ОНК по ЛГФИ.408844.009-03 ИМ 

9 То же, но отображается код 
"Е 22" 

Постоянно замкнута одна из 
кнопок клавиатуры 

Заменить плату модуля 
индикации 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

23 

Характер и проявление 

неисправности 

Вероятная причина 

неисправности 

Способ устранения 

неисправности 

10.То же, но отображается код 
"Е 23" 

Сбой программы 

Нажать кнопку СБРОС и произве-
сти настройку часов 

11 То же, но отображается код 
"Е 24" 

Сбой  контрольной  суммы  микро-
схемы настроечного ПЗУ (DD7) 

Провести привязку и настройку 
ОНК по ЛГФИ.408844.009-03 ИМ 

12  То  же,  но  отображаются 
коды  "Е  25",  "Е  26",  "Е  27" 
или "Е 28" 

Отказ  микросхем  настроечного 
ПЗУ (DD7) или "черного ящика" 

(DD8 - DD10) 

Заменить плату контроллера. 
Произвести привязку и настройку 
ограничителя 

13  То  же,  но  отображаются 
коды "Е 30", "Е 31" 

Сбой введенного режима стрело-
вого оборудования и опорного 
контура  ("Е  30")  или  запасовки 
("Е 31") 

Произвести ввод режима работы 
(п. 3.3.2 ЛГФИ.408844.009-07 РЭ) 

14 То же, но отображается код 
"Е 32" 

Сбой введенных ограничений 
координатной защиты 

Нажать  соответствующие  кнопки 
ввода ограничений 

15 При переходе ОНК в рабо-
чий режим не загорается зеле-
ная  лампа  НОРМА  (при  этом 
перегрузка  отсутствует,  крас-
ная лампа не горит) 

Неисправна зеленая лампа 

Заменить плату индикации 

16 При нагрузке более 95 % не 
загорается лампа "90 %" 

Неисправна лампа "90 %" 

То же 

17  При  перегрузке  крана  сра-
батывает защита, но красная 
лампа СТОП не загорается 

Неисправна красная лампа 

То же 

18 На верхний ИЖЦ выдается 
код "Н ХХ" 

Переключатель  в  боковом  окне  
БОДа  находится  в  положении 
НАСТРОЙКА. 
Отказ переключателя 

Установить переключатель в 
положение РАБОТА. 

 

Заменить плату контроллера. 
Произвести привязку и настройку 
ОНК по ЛГФИ.408844.009-03 ИМ 

19  На  нижний  ИЖЦ  выдается 
код "Р-ХХ" 

Ограничитель ждет ввода 
режима работы крана 

Произвести ввод режима работы 
(п. 3.3.2 ЛГФИ.408844.009-07 РЭ) 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 3 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

24 

4.2 Виды технического обслуживания 

4.2.1 Виды технического обслуживания 
Техническое обслуживание ограничителя в зависимости от периодичности и объема 

работ подразделяется на следующие виды: 

ежесменное ТО (ЕО); 

сезонное ТО (СО). 

4.2.2 Подготовка к техническому обслуживанию 
Для  проведения  ТО  необходимо  своевременно  подготовить  требуемые  материалы, 

приборы и инструменты. Кран поместить в крытое, не задымленное, а зимой - в утепленное 
помещение. 

4.3 Порядок технического обслуживания 

4.3.1 Ежесменное техническое обслуживание 
ЕО производится машинистом. 
ЕО предусматривает следующие виды работ: 

внешний осмотр и очистка блоков и датчиков от пыли и грязи; 

проверка функционирования ограничителя: отсутствие повреждений ИЖЦ, единич-

ных индикаторов, сигнальных ламп и элементов коммутации (самотестирование по п. 3.3.3). 

4.3.2 Сезонное обслуживание 
СО проводится при подготовке к зимнему и летнему сезону эксплуатации крана. 
СО производится (кроме случаев, оговоренных особо) машинистом. 
СО предусматривает следующие виды работ: 

работы ЕО; 

проверку состояния датчиков, соединительных кабелей и разъемов; 

проверку состояния уплотнений (в том числе и кабины) и лакокрасочных покрытий; 

устранение обнаруженных недостатков; 

проверку ограничителя контрольными грузами (см. п. 4.3.3) при проведении первого 

сезонного обслуживания; при дальнейшей эксплуатации проверку ограничителя контрольны-
ми грузами проводить один раз в год; 

подстройку ОНК, при необходимости, по результатам его проверки по п. 4.3.3; 

считывание, при необходимости, информации о наработке крана (см. п. 3.3.4); 

считывание, при необходимости, информации с БТП в соответствии с инструкцией 

ЛГФИ.408844.009 И1. 

С

ЧИТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ С 

ОНК

 

(

С ПОСЛЕДУЮЩИМ ЕГО ОПЛОМБИРОВАНИЕМ

)

 

ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬ 

ИНЖЕНЕРНО

-

ТЕХНИЧЕСКИЙ  РАБОТНИК

,

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ  ПО  НАДЗОРУ  ЗА  БЕЗОПАСНОЙ  ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ 

ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

,

 

СПЕЦИАЛИСТ СЕРВИСНОЙ ИЛИ РЕМОНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ДАННЫХ 

ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

4.3.3 Проверка ограничителя с контрольными грузами 

О

ПЕРАЦИИ  ПО  ПОДСТРОЙКЕ 

ОНК,

 

УКАЗАННЫЕ  В  П

.

 

4.3.3,

 

ДОЛЖЕН  ПРОИЗВОДИТЬ  СПЕЦИАЛИСТ

,

 

ИМЕЮЩИЙ ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ РЕГУЛИРОВОЧНЫХ РАБОТ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

М

АССА ГРУЗА НЕ ДОЛЖНА ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ УКАЗАННЫХ НИЖЕ ЗНАЧЕНИЙ БОЛЕЕ

,

 

ЧЕМ НА 

1

 

%. 

Работы по п. 4.3.3 вести в режиме "Р-00"  опоры полностью выдвинуты (горят инди-

каторы 25, 26, 28, 29)  для крана СОКОЛ-80, СКАТ-40 и  СОКОЛ-60 в режиме "Р-02" для крана 
СОКОЛ-80.1  опоры вдвинуты (горят индикаторы 26, 28) . 

Установить  стрелу  крана  СОКОЛ-80,  СКАТ-40  в  положение,  диаметрально  противо-

положное  положению  кабины  машины,  или  перпендикулярно  железнодорожной  платформе 
для крана СОКОЛ-80.1 и СОКОЛ-60. 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

25 

  

Установить  максимальные  значения  длины  стрелы  и  вылета  согласно  таблице  4  и 

поднять груз, величина массы которого для данного типа крана указана в таблице 4. 

Ограничитель не должен сработать. 
Опустить груз. 
Увеличить массу груза на 10 % и поднять его. 
Ограничитель должен сработать. 
Если ограничитель не срабатывает, выполнить следующие работы: 

вскрыть люк на боковой стенке БОДа; 

установить по рулетке с точностью   2 см максимальное значение вылета, указан-

ного в таблице 4; 

проверить правильность показаний длины стрелы и вылета по индикаторам БОДа. 

Если  длина  стрелы отличается от заданной более, чем на 7 см, произвести коррек-

тировку  показаний  путем  изменения  длины  троса:  отсоединить  трос  от  оголовка  стрелы  и 
увеличить или уменьшить его длину на величину ошибки. 

Если вылет на индикаторе отличается от реального более, чем на 20 см, произвести 

корректировку показаний путем изменения угла наклона датчика угла наклона стрелы; 

опустить груз на землю, заглушить двигатель крана и нажать кнопку ТЕСТ. 

 

Таблица 5 

Тип 

Модификация 

Длина 

Вылет, 

Масса груза, т 

крана 

программы ОНК  стрелы, м 

м 

без крюка 

с крюком 

СОКОЛ-80 

7.01 

17,66 

15,50 

12,60 

14,0 

 

 

10,16 

6,00 

78,60 

80,0 

СОКОЛ-80.1 

9.01 

25,50 

20,0 

1,60 

3,00 

 

 

11,00 

6,00 

78,60 

80,0 

СОКОЛ-60 

21.01 

18,86 

15,5 

7,9 

9,00 

 

 

8,46 

5,0 

58,90 

60,00 

СКАТ-40 

49.01 

26,2 

20,0 

0,57 

1,10) 

 

 

10,2 

3,20 

39,47 

40,00 

 

Вывернуть  преобразователи  давления  из  поршневой  и  штоковой  полостей  гидроци-

линдра  подъема стрелы.  

После прохождения теста самоконтроля проконтролировать отображение кода AL на 

среднем ИЖЦ. 

Нажимая кнопки "+", "-" (37, 38), добейтесь появления кода "Рu" на среднем ИЖЦ. 
Потянуть  на  себя  несколько  раз  рукоять  подъема  стрелы  (для  сброса  давления  в 

штоковой полости). 

Вращая  винт  регулировочного  резистора  R2,  установить  на  нижнем  ИЖЦ  значение 

давления в штоковой полости равным 0,3. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

26 

Нажимая кнопки "+", "-" (37, 38), добейтесь появления кода "Рп" на среднем ИЖЦ. 
Вращая  винт  регулировочного  резистора  R1,  установить  на  нижнем  ИЖЦ  значение 

давления в штоковой полости равным 0,3. 

Ввернуть преобразователи давления в гидроцилиндр. 

нажать кнопку ТЕСТ. 

После перехода ОНК в рабочий режим, плавно поднять груз, величина массы которо-

го указана в таблице 4 (для полностью выдвинутой стрелы), и установить на верхнем ИЖЦ с 
помощью резистора R1 значение момента равным 100. 

Опустить груз. 
Установить минимальный вылет согласно таблице 4 и поднять груз, величина массы 

которого для данного типа крана указана в таблице 4. 

Ограничитель не должен срабатывать. 
Опустить груз. 
Увеличить массу груза на 10 % и поднять его. 
Ограничитель должен сработать.  
Если  ограничитель  не  срабатывает,  необходимо выполнить настройку ограничителя 

согласно ЛГФИ.408844.009-03 ИМ. 

Закрыть и опломбировать боковую крышку БОДа. 
Сделать отметку о проведенных работах в паспортах ограничителя и крана. 

4.3.4 Проверка защиты ограничителя от опасного приближения к ЛЭП 
Проверку  срабатывания  защиты  ограничителя  ОНК-140  (МЗОНа)  при  приближении 

оголовка стрелы крана к ЛЭП производить на специальной площадке с использованием ма-
кета ЛЭП (см. п. 4.3.4.1) по методике п. 4.3.4.2 или с помощью имитатора ЛЭП (например, с 
помощью  прибора "ИЛЭП"  ТУ-09.98-10.00.000,  изготовляемого  НПО "Техкранэнерго", г. Вла-
димир)  по  методике,  указанной  в  эксплуатационной  документации  последнего,  плавно  при-
близив антенну прибора к ближайшей части антенны МЗОНа на расстояние (0,33±0,07) м. 

Примечание - При приближении антенну прибора располагать перпендикулярно про-

дольной оси МЗОНа. 

4.3.4.1 Макет ЛЭП 
Проверку  срабатывания  защиты  ограничителя  от  опасного приближения  к  ЛЭП  про-

изводить на специальной площадке, оборудованной макетом трехфазной четырехпроводной 
воздушной ЛЭП напряжением 220/380 В. 

Площадка  должна  находиться  вне  зоны  влияния  посторонних  воздушных  ЛЭП,  на 

удалении от них не менее: 

50 м при напряжениях ЛЭП от 0,22 до 1 кВ; 
75 м при напряжениях ЛЭП от 1 до 20 кВ; 
200 м при напряжениях ЛЭП свыше 35 кВ. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

27 

На площадке на расстоянии не менее 15 м друг от друга должны быть установлены 

две опоры с подвешенной (на изоляторах) на высоте не менее 6 м от поверхности земли че-
тырехпроводной линией, выполненной изолированным проводом. 

Для подключения макета ЛЭП к сети 220 В на одной из опор должен быть установлен 

рубильник и индикатор (электрическая лампочка) наличия напряжения в макете ЛЭП. 

Напряжение  к  макету  четырехпроводной  ЛЭП  должно  подаваться  подземным  кабе-

лем со стороны, противоположной стороне подъезда крана. 

Вдоль нижнего провода линии, на его уровне и на расстоянии от него (3±0,1) м дол-

жен  быть  установлен  капроновый  канат,  ограничивающий  приближение  к  проводу  оголовка 
стрелы крана. 

4.3.4.2 Проверка срабатывания МЗОНа 
4.3.4.2.1  Установить  на  площадке  машину  (стрела  находится  в  транспортном  поло-

жении)  перпендикулярно  линиям  электропередачи  на  расстоянии  (20±1)  м  от  оси  вращения 
крана  до воображаемой  вертикальной  плоскости,  проходящей через ограничительный канат 
макета ЛЭП (см. рисунок 6).  

4.3.4.2.2  Приподняв  стрелу  на  угол  15-20°,  вывести  стрелу  в  рабочую  зону  на  угол  

70-75

° (исходное положение стрелы). 

4.3.4.2.3  Приближая  оголовок  стрелы  крана  (МЗОНа)  к  ЛЭП  путем  медленного  и 

плавного  поворота  стрелы  в  сторону  линий  макета  ЛЭП,  проконтролировать  срабатывание 
защиты ограничителя: горит постоянным свечением индикатор 18, на верхнем ИЖЦ высвечи-
вается код "Е 11" и ограничитель запрещает выполнение всех операций крана. 

Примечание  -  При  наличие  сигнала  от  ЛЭП  ограничитель  запрещает  выполнения  операций 

крана до введения координатной защиты с БОДа. 

Если ОНК сработал, последовательно выполнить операции по пп. 4.3.4.2.5, 4.3.4.2.6. 
Если при повороте стрелы на угол 180° (стрела находится в положении, диаметраль-

но  противоположном  положению  кабины  машины)  защита  ограничителя  не  сработала,  вы-
полнить операции по пп. 4.3.4.2.4. 

 

Линия

электропередачи

Канат

ограничительный

20 м

3 м

 

 

Рисунок 6 - Проверка срабатывания МЗОНа 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

28 

4.3.4.2.4  Произвести  увеличение  длины  стрелы  в  направлении  макета  ЛЭП  (путем 

медленного  и  плавного  выдвижения  телескопической  стрелы),  но  не  далее  вертикальной 
плоскости,  проходящей  через  ограничительный  канат,  и  проконтролировать  срабатывание 
защиты ограничителя: горит постоянным свечением индикатор 18, на верхнем ИЖЦ высвечи-
вается код "Е 11" и ограничитель запрещает выполнение всех операций крана. 

Примечание  -  При  наличие  сигнала  от  ЛЭП  ограничитель  запрещает  выполнения  операций 

крана до введения координатной защиты с БОДа. 

Если ОНК сработал, последовательно выполнить операции по пп. 4.3.4.2.5, 4.3.4.2.6. 
Если МЗОН не сработал, ограничитель должен быть забракован. 
4.3.4.2.5 Измерить расстояние между проекциями на землю оголовка стрелы крана и 

ограничительного каната макета. 

Дальность  обнаружения  ЛЭП  (расстояние  между  оголовком  стрелы  и  ближайшим  к 

нему проводом линии макета) напряжением 0,22 кВ должна быть не менее 10 м. 

4.3.4.2.6  Запомнив  местоположение  стрелы  (при  котором  произошло  срабатывание 

МЗОНа),  ввести  (по  методике  п.  3.3.5.1.1)  значение  ограничения  "Стена",  обеспечивающее 
защиту крана при нахождении оголовка стрелы последнего в зоне воздействия ЛЭП. 

Установить стрелу крана в исходное положение (см. п. 4.3.4.2.2). 
Увеличивая  вылет  (изменением  угла наклона  или  длины  стрелы)  в  направлении ог-

раничительного каната, проконтролировать срабатывание координатной защиты ограничите-
ля по введенному значению ограничения "Стена" (см. п. 3.3.5.1.2). 

Ограничитель работает нормально, если при срабатывании защиты оголовок стрелы 

(крюк) приблизился к границе охранной зоны объекта не менее, чем на 0,5 м. 

4.3.4.2.7 Сделать отметку о проведенных работах в паспортах ограничителя и крана. 

5 Упаковка, правила хранения и транспортирования 

5.1 Перед упаковыванием ограничитель законсервировать по ГОСТ 9.014-78 для ус-

ловий хранения группы изделий 111-1, вариант временной защиты ВЗ-10 с предельным сро-
ком защиты без переконсервации шесть месяцев. 

5.2  Законсервированный  ограничитель  и  эксплуатационную  документацию  упаковы-

вать в ящики по ГОСТ 2991-85. 

Перед упаковыванием ограничителя транспортную тару выстлать бумагой битумиро-

ванной ГОСТ 515-77 или паpафиниpованной ГОСТ 9569-79 таким образом, чтобы концы бу-
маги были выше краев тары на величину, большую половины длины и ширины ящика. 

В каждый ящик с ограничителем вложить упаковочный лист, содержащий: 

наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак; 

наименование или шифр изделия; 

перечень составных частей изделия и их количество; 

дату упаковывания; 

штамп упаковщика и контролера. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

29 

5.3 Условия хранения в части воздействия климатических факторов должны соответ-

ствовать условиям хранения 2(С) по ГОСТ 15150-69 для изделий исполнения группы УХЛ. 

Хранение ограничителей производить в закрытых складских помещениях в упаковке 

предприятия-изготовителя в нераспечатанном виде. 

В помещении для хранения не должно быть токопроводящей пыли, кислот, щелочей 

и других агрессивных примесей. 

Срок хранения ограничителей - не более 6 мес. 
5.4  Ограничители  допускают  транспортировку  всеми  видами  крытых  транспортных 

средств в соответствии с ГОСТ Р50444-92 и правилами перевозок грузов, действующими на 
данном виде транспорта. 

Условия  транспортирования  в  части  воздействия  климатических  факторов  должны 

соответствовать условиям хранения 5 (ОЖ4) ГОСТ 15150-69. 

Расстановка  и  крепление  ящиков  с  ОНК  в  транспортных  средствах  должны  исклю-

чать возможность их перемещения, ударов, толчков и воздействия атмосферных осадков. 

5.5 При хранении и транспортировании допускается укладка ящиков с ограничителя-

ми не более, чем в три ряда. Ящики должны находиться в положении, соответствующем ма-
нипуляционным знакам. 

 

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

30 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2