ОНК-140-07, ОНК-140-09, ОНК-140-21, ОНК-140-49. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОНК-140-07, ОНК-140-09, ОНК-140-21, ОНК-140-49. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОНК-140-07, ОНК-140-09, ОНК-140-21, ОНК-140-49. ОГРАНИЧИТЕЛЬ НАГРУЗКИ КРАНА. Руководство - часть 1

 

 

 

 

ОКП 48 8122 1007 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГРАНИЧИТЕЛИ  НАГРУЗКИ  КРАНА 

( ограничители грузоподъемности ) 

 

ОНК - 140 - 07, ОНК - 140 - 09 

 

ОНК - 140 – 21, ОНК - 140 - 49 

 

Руководство по эксплуатации 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

с Госгортехнадзором  России 
письмом № 12-07 / 533 от 29.05.98 г. 

Руководитель ООО НПП "ЭГО" 
______________ Федоров И. Г. 

" ___ " " ____________ " 2001 

г. 

 

0

1

 

Романов 
Затравкин 

Ефимова 
Косарев 

Ограничитель нагрузки крана

 

ОНК-140 

Руководство по эксплуатации 

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ 

 

 

 

 

30 

 

 

Содержание 

 

1 Описание и работа изделия

    

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Назначение изделия

    

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристики изделия

  

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Состав ограничителя

    

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Устройство и работа изделия

   

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Маркировка и пломбирование

   

 

 

 

 

 

 

 

2 Описание и работа составных частей изделия

 

 

 

 

 

 

2.1 Блок обработки данных

  

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Датчики первичной информации

  

 

 

 

 

 

 

 

14 

2.2.1 Преобразователи давления

   

 

 

 

 

 

 

 

14 

2.2.2 Датчик угла маятниковый

  

 

 

 

 

 

 

 

 

14 

2.2.3 Датчики длины стрелы и угла поворота платформы (азимута)

    

 

 

14 

2.2.4 Модуль защиты от опасного напряжения

    

 

 

 

 

 

15 

3 Использование по назначению

 

 

 

 

 

 

 

 

15 

3.1 

Эксплутационные ограничения

  

 

 

 

 

 

 

 

15 

3.2 Подготовка изделия к использованию

  

 

 

 

 

 

 

15 

3.3 Использование изделия

  

 

 

 

 

 

 

 

 

16 

3.3.1 Включение ОНК

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 

3.3.2 Ввод режимов работы крана

  

 

 

 

 

 

 

 

16 

3.3.3 Тестовый контроль

    

 

 

 

 

 

 

 

 

17 

3.3.4 Считывание информации о наработке крана

  

 

 

 

 

 

17 

3.3.4.1 Работа крана вблизи линий электропередачи

    

 

 

 

 

18 

3.3.5 Ввод координатной защиты

   

 

 

 

 

 

 

 

18 

3.4 Возможные неисправности ОНК и способы их устранения

  

 

 

 

21 

4 Техническое обслуживание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 

4.1 Общие указания

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 

4.2 Виды технического обслуживания

  

 

 

 

 

 

 

 

24 

4.3 Порядок технического обслуживания

  

 

 

 

 

 

 

24 

4.3.1 Ежесменное техническое обслуживание

    

 

 

 

 

 

24 

4.3.2 Сезонное обслуживание

  

 

 

 

 

 

 

 

 

24 

4.3.3 Проверка ограничителя с контрольными грузами

   

 

 

 

 

24 

4.3.4 Проверка защиты ограничителя от опасного приближения к ЛЭП

  

 

 

26 

5 Упаковка, правила хранения и транспортирования

 

 

 

 

 

28 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

Настоящее  руководство  является  руководящим  документом  при  эксплуатации  огра-

ничителей нагрузки крана ОНК-140-07, ОНК-140-09, ОНК-140-21, ОНК-140-49, (в дальнейшем 

изделие,  ограничитель  или  ОНК)  на  кранах  типа  “СОКОЛ–80”,  “СОКОЛ–80.1”  “СОКОЛ–60” 

“СКАТ-40”. 

В  руководстве  изложены:  описание  работы ограничителей,  подготовка к  работе,  по-

рядок  работы,  способы  устранения  характерных  неисправностей,  указания  по  техническому 
обслуживанию, правила хранения, упаковки и транспортирования. 

1 Описание и работа изделия 

1.1 Назначение изделия 

1.1.1  Ограничитель  ОНК-140  предназначен  для  установки  на  самоходные    и  желез-

нодорожные  краны  со  стрелами,  имеющими  гидравлический  привод,  и  служит  для  защиты 
крана от перегрузок и опрокидывания при подъеме груза, защиты рабочего оборудования от 
повреждения  при  работе  в  стесненных  условиях  или  в  зоне  линий  электропередач  (коорди-
натная  защита)  и  для  отображения  информации  о  фактической  массе  поднимаемого  груза, 
предельной  грузоподъемности,  степени  загрузки  крана,  величине  вылета,  высоте  подъема 
оголовка стрелы, ее длине и угле наклона относительно горизонта. 

Встроенный  в  ОНК  регистратор  технических  характеристик  [блок  телеметрической 

памяти  (БТП)]  обеспечивает  запись  и  долговременное  хранение  информации  о рабочих  па-
раметрах крана, указанных в п. 1.2.1, а также о степени нагрузки крана в течение всего срока 
службы ограничителя (12 лет). 

Порядок  работы  с  БТП  изложен  в  инструкции  пользователя  ЛГФИ.408844.009  И1, 

входящей  в  состав  комплекта  поставки  считывателя  телеметрической  информации  СТИ-1 
(поставляется по отдельному заказу). 

1.1.2 Ограничитель в зависимости от режима работы и геометрии рабочего оборудо-

вания крана производит выборку одной из заложенных в память программ грузовых характе-
ристик и воспроизводит ее в виде заградительной функции, т.е. зависимости между вылетом 
и массой груза, при превышении которой формируются выходные команды управления бло-
кировочными устройствами грузоподъемных механизмов. 

1.2 Характеристики изделия 

1.2.1 Ограничитель выдает цифровую информацию: 

о моменте опрокидывания крана M

опр

 

(относительно его максимально допустимого зна-

чения;  с  учетом  момента,  создаваемого  пустой  стрелой),  в  процентах,  если  M

опр

   

100  %,  или  о 

степени загрузки крана относительно максимальной грузоподъемности, если M

опр

 > 100 %; 

о величине вылета крюка R, в метрах; 

о фактической массе поднимаемого груза Q, в тоннах; 

о длине стрелы L, в метрах; 

о высоте подъема оголовка стрелы H, в метрах; 

о максимальной грузоподъемности Q

max

 

(в тоннах) на данном вылете R; 

об угле азимута поворотной платформы  , в градусах; 

об угле наклона стрелы относительно горизонта  , в градусах; 

о давлениях в поршневой и штоковой полостях гидроцилиндра подъема стрелы, в 

атмосферах. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

1.2.2 Ограничитель сигнализирует: 

зеленой лампой - о нормальном режиме работы крана; 

желтой или зеленой лампой и прерывистым звуковым сигналом - о том, что кран за-

гружен не менее, чем на 90 % ; 

красной  лампой,  прерывистым  звуковым  сигналом  и  отключает  механизмы  крана 

при превышении допустимого значения грузового момента, заложенного в программу на лю-
бом из режимов его работы; 

красным индикатором - о срабатывании концевого выключателя подъема крюка; 

красным индикатором - о срабатывании обогревателя [термостата (ТС)] ОНК; 

красным индикатором - о наличии напряжения +5 В на ОНК; 

красными индикаторами - о выбранных крановщиком для работы стреловом обору-

довании, опорном контуре и схемы запасовки грузового каната; 

о введении режима координатной защиты включением соответствующих индикато-

ров (постоянным свечением) по числу введенных ограничений; 

красной  лампой,  прерывистым  звуковым  сигналом,  отключает  механизмы  крана  и 

дополнительно  включает  мигающим  светом  соответствующие  светодиоды  по  числу  введен-
ных ограничений без отключения лампы зеленого света при достижении заданных ограниче-
ний типа "Стена", "Потолок", "Поворот вправо", "Поворот влево" (координатная защита). 

Программно-аппаратные средства ограничителя обеспечивают проверку исправности 

основных его узлов, линий связи с датчиками и локализуют неисправность путем выдачи на 
индикатор кода неисправности. 

Ограничитель предназначен для работы в следующих условиях: 

при изменении температуры окружающей среды от минус 45 до плюс 55 °С; 

при относительной влажности воздуха 98 % при температуре плюс 25 °C. 

Степень защиты корпусов ограничителя по ГОСТ 14254-80: 

IР50 - для блока обработки данных (БОДа); 

IР55 - для датчиков. 

1.2.3 Диапазон измерения и допустимые изменения значений основных параметров и 

характеристик, а также основные технические данные (не указанные выше), которые обеспе-
чивает ограничитель, приведены в таблице 1. 

1.3 Состав ограничителя 

В состав ОНК входят изделия, указанные в таблице 2. 

1.4 Устройство и работа изделия 

1.4.1 Принцип действия ограничителя (рисунок 1) основан на последовательном оп-

росе и преобразовании аналоговых сигналов с датчиков в цифровой код, определении угла и 
длины стрелы, расчете цифровыми методами величины вылета, высоты подъема (по задан-
ным геометрическим размерам рабочего оборудования крана), а также вычислении фактиче-
ской  массы  груза  и  степени  загрузки  крана  с  последующим  их  сравнением  с  предельно-
допустимыми значениями при выбранном режиме работы. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

Таблица 1 

Параметр 

наименование 

значение 

Диапазон измерения угла поворота датчиком угла поворота платформы, град. 

15-345 

Диапазон измеряемых давлений в гидросистеме, МПа 

0,1-40,0 

Диапазон измерения угла подъема стрелы датчиком угла, град. 

минус 8-98 

Диапазон измерения приращения длины стрелы датчиком длины, м 

1-18 или 1-26 

Диапазон измерения температур, °С 

минус 45-100 

Дальность обнаружения воздушной ЛЭП переменного тока частотой 50 Гц, м,   : 

- при напряжении 0,22-1 кВ 

 

3,0 

Погрешность отображения информации на индикаторах в статическом режиме,   : 

 

- о степени загрузки крана, %  

10 

- о фактической массе груза , % * 

3,0 

- о максимальной грузоподъемности, % ** 

1,5 

Коммутационная способность реле, А,   

10

 

Напряжение питания, В 

20,4-30,0 

Потребляемая мощность, Вт,   

45

 

________________ 

*

)

   Относительно максимального значения на используемой длине стрелы. 

   При массе груза менее 2 т погрешность равна   0,1 т. 

**

)

 При массе груза менее 6 т погрешность равна   0,1 т 

 

 

 

 

Таблица 2 

Наименование составной части 

Тип, маркировка 

Обозначение 

Кол., шт. 

1 Блок обработки данных 

*

 

БОД 

ЛГФИ.408843.005 

2 Преобразователь давления 

ПрД 

ЛГФИ.406233.001 

3 Датчик угла маятниковый 

ДУГМ-01 

ЛГФИ.401221.005-01 

4 Датчик угла (азимута) 

ДУГ-01 

ЛГФИ.401221.004-01 

5 Датчик длины стрелы (вылета) 

ДД 

ЛГФИ.401161.002 

6 Жгут 

 

ЛГФИ.685623.005 

------------------- 

*

)

 Номер модификации БОДа совпадает с номером модификации ОНК 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

 

Коммутатор 

и 

АЦП 

ПрД

п

 

Дискретные входы 

ПрД

ш

 

R

t

 

ДУ 

ДУГМ

Д 

ДД 

Усилители 

Схема защиты 

от статического 

электричества 

Регистр 

силовых 

ключей 

Регистр 

дискретных 

входов 

Настроечная и телеметрическая 

память 

ОЗУ 

Контроллер 

дисплея 

Вычислитель 

ПЗУ 

ОМК

 

Модуль 

индикации 

 5 В;   15 В 

датчиков

 

К цепям 

управления крана

 

 5 В БОДа

 

Источник 

питания 

Выходные 

реле 

Ограничитель 
подъема крюка

 

МЗОН

 

"

Выход"

 

"+U

БС

"

 

+U

БС 

(24 В)

 

+U

БС 

(24 В)

 

 

Рисунок 1- Блок-схема ограничителя 

 

1.4.2  ОНК  подключается  к  системе  управления  крана  (см.  рисунок  2)  посредством 

разъемов:  через  разъем  Х1  БОДа  проходят  цепи  управления  исполнительными  механизма-
ми, цепи питания изделия, сигналы с концевых выключателей, связанных с ручками управле-
ния крана; датчики подключаются к прибору через индивидуальные разъемы. 

1.4.3  Работа  изделия  осуществляется  под  управлением  программы,  заложенной  в 

память микроконтроллера (МК) БОДа. 

Программное  обеспечение  включает  в  себя  подпрограмму  тестирования,  подпро-

грамму настройки и рабочую программу. 

При запуске (нажатии клавиши ТЕСТ) подпрограммы тестирования вычислитель про-

веряет  исправность  оперативного  запоминающего  устройства  (ОЗУ),  постоянного  запоми-
нающего  устройства  (ПЗУ),  аналого-цифрового  преобразователя  (АЦП),  модуля  индикации 
(МИ) и однокристального микроконтроллера (ОМК). Кроме того, после подачи напряжения пи-
тания  и  в  процессе  работы  ведется  контроль  состояния  линий  связи  датчиков  (на  обрыв  и 
замыкание) и контроль исправности ОМК. 

При прохождении теста модуля индикации в трех младших разрядах всех индикато-

ров жидкокристаллических цифровых (ИЖЦ) последовательно отображаются цифры от 9 до 
1  с  частотой  смены  информации  около  1  с  и  поочередно,  слева  -  направо  и  сверху  -  вниз, 
кратковременно включаются светодиодные индикаторы. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

Подпрограмма  настройки  выполняется  при  установке  переключателя  "РАБОТА  - 

НАСТРОЙКА"  в положение НАСТРОЙКА. Переключатель находится в специальном люке на 

верхней или боковой стенке БОДа и используется при настройке и привязке ограничителя на 

кране. При этом имеется возможность изменения содержимого настроечного ПЗУ. 

Рабочая  программа  выполняется  при  установке  переключателя  "РАБОТА  - 

НАСТРОЙКА" в положение РАБОТА. 

1.4.4 Управление работой изделия  ввод режимов работы крана и (или) параметров 

координатной защиты, индикация режимов работы и (или) рабочих параметров крана  осуще-

ствляется с лицевой панели БОДа (см. рисунок 4). 

Расчет параметров грузоподъемности крана и степени его загрузки осуществляется в 

БОДе по значениям информационных сигналов с датчиков угла наклона стрелы, длины стре-

лы и давлений (зависящих от веса груза на крюке крана) в полостях гидроцилиндра подъема 

стрелы с учетом значений сигналов с датчика азимута и концевых выключателей положения 

рычагов управления крана и стрелы. 

По  результатам  расчета,  при  достижении  предельных  состояний  режимов  работы 

крана  (грузоподъемности,  углу  поворота  крана  в  режиме  координатной  защиты  и  др.),  БОД 

выдает сигналы на реле отключения механизмов крана. 

1.5 Маркировка и пломбирование 

1.5.1 Маркировка изделия наносится на боковой стенке БОДа и содержит: 

товарный знак предприятия-изготовителя (наносится на лицевой панели); 

условное обозначение типа изделия и его модификации; 

порядковый номер изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя. 

1.5.2 Маркировка на составные части ОНК наносится непосредственно на их корпуса 

или на жгуты, подходящие к ним, и содержит: 

условное обозначение блока в соответствии с таблицей 2; 

порядковый номер изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя. 

1.5.3  Пломбирование  изделий,  входящих  в  комплект  ОНК,  производится  ОТК  пред-

приятия-изготовителя в местах крепления их крышек (пломбы типа А). 

В  БОДе  также  пломбируются  (рисунок  3)  люки  для  доступа  к  элементам  настройки 

(пломба типа Б) и к печатному разъему (пломба типа В) для  

Распломбирование  и  пломбирование  составных  частей  ограничителя  (с  последующей 

отметкой в паспорте ОНК) могут производить ниже указанные специалисты: 

пломба типа Б – наладчики или ОТК завода-изготовителя крана для регулировки огра-

ничителя на кране; ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном со-
стоянии, после подстройки ОНК по результатам его проверки в составе крана контрольными гру-
зами при проведении сезонного технического обслуживания крана; 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

 

02

 

41

 

07

 

41

 

Пломба типа Б 

Пломба типа А 

Образцы пломб 

завода изготовителя 

Пломба типа В 

 

 

Рисунок 3 - Расположение пломб на БОДе 

пломба типа В - ОТК завода-изготовителя крана при считываниb информации с БТП.; 

ИТР, ответственный по надзору за безопасной эксплуатацией кранов; 

пломбы всех типов - специалисты сервисных предприятий (согласно списка в паспорте 

ОНК), производящие обслуживание и ремонт ограничителя. 

2 Описание и работа составных частей изделия 

2.1 Блок обработки данных 

2.1.1  БОД  предназначен  для  выполнения  необходимых  расчетов,  индикации  пара-

метров и режимов работы, а также для управления механизмами крана. 

БОД, устанавливаемый в кабине крановщика, состоит из трех функционально закон-

ченных устройств (ФУ): источника питания (ИП), модулей индикации (МИ) и контроллера (МК), 
каждое из которых выполнено на отдельной печатной плате. 

Электрическая  связь  между  ФУ,  а  также  между  ФУ  и  выходными  разъемами  БОДа 

обеспечивается через кросс-плату. 

2.1.2 ИП выполнен на двух модулях, находится на кросс-плате и  предназначен для 

преобразования нестабильного входного напряжения ограничителя в стабилизированные на-
пряжения. 

ИП вырабатывает следующие стабилизированные напряжения: 

для питания МК и ДУГМ:  

 

 

+ 15 В (100 мА) и минус 15 В (100 мА); 

для питания МК, МИ и :датчиков 

 

 

 

+ 5 В (200 мА); 

для питания датчиков:   

 

 

 

 

минус 5 В (200 мА). 

2.1.3 МК выполнен на основе большой интегральной схемы ОМК. 
В состав ОМК входят: 

процессор; 

ПЗУ емкостью 16 кбайт; 

ОЗУ емкостью 512 байт; 

14-

разрядный АЦП; 

шестиразрядный коммутатор входа АЦП; 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

10 

контроллер клавиатуры и индикации. 

Кроме ОМК, на плате контроллера (МК) размещены: 

восемь силовых ключей управления исполнительными механизмами крана; 

входные усилители преобразователей давления (ПрД) и датчика угла маятникового 

(ДУГМ); 

защитные диоды; 

настроечное ОЗУ для хранения параметров настройки конкретной модели крана. 

Функционирование  ограничителя  полностью  определяется  программой,  "зашитой"  в 

ПЗУ МК, и заключается в преобразовании сигналов с аналоговых датчиков в цифровой код, 
выполнении  необходимых  математических  расчетов,  отображении  в  цифровой  форме  рас-
считанных  значений  параметров  и  формировании  выходных  сигналов  управления  исполни-
тельными реле. 

2.1.4  МИ  предназначен  для  отображения  (на  трех  ИЖЦ)  в  цифровом  виде  рабочих 

параметров и режимов работы (светодиодные индикаторы) крана, выдачи предупреждающе-
го об опасности звукового сигнала и ввода режимов работы крана. 

На  плате  МИ  размещена  также  схема  управления  обогревом,  которая  включает  по-

догреватели под ИЖЦ при температуре менее минус 10  С. 

Плата МИ крепится к лицевой панели БОДа. 
Назначение элементов индикации и органов управления лицевой панели показано на 

рисунке 4 и приведено ниже. 

Зеленая лампа "Норма" (1) указывает, что кран работает с нагрузкой, безопасной для 

его конструкции. 

Лампа  "90  %"  (2)  указывает,  что  нагрузка  крана  по  массе  поднимаемого  груза  со-

ставляет более 90 % от максимально допустимой величины. 

Красная  лампа  "Стоп"  (3)  сигнализирует  о нахождении  крана  в  опасной  зоне  (пре-

вышение допустимого значения грузового момента), при которой фактическая нагрузка дости-
гает более 105 %. 

Одновременное включение зеленой и красной ламп (1, 3) указывает о нахождении 

стрелы  за  пределами  разрешенной  рабочей  зоны  (нарушение  геометрических  размеров  ра-
бочей зоны крана). Одновременно с загоранием ламп срабатывает реле координатной защи-
ты, которое блокирует движение всех механизмов крана, и выдается звуковой сигнал. 

Индикатор режима работы с гуськом (14) горит, если ведется работа с гуськом. 
Индикатор  подъема  крюка  (18)  мигает,  если  сработал  выключатель  ограничения 

подъема крюка, горит постоянно, если антенна находится в зоне воздействия ЛЭП. 

Индикаторы запасовки полиспаста (19 - 22) отображают выбранную крановщиком 

схему запасовки полиспаста. Индикаторы мигают, если масса груза на крюке превышает до-
пустимое значение на данной запасовке. 

Пример  -  Если  горят индикаторы 8 и 4, это значит, что выбрана запасовка 12 (сумма цифр, 

проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

Индикатор фиксации второй секции гуська (23) не используется. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

11 

L,

M

ВЫБОР РЕЖИМА

H

L

ТС ВКЛ

ОНК-140

8

4

2

1

R,

M

90 %

НОРМА

СТОП

R

Q

Индикаторы (лампы) степени
загрузки крана

Индикатор включения
подогрева ИЖЦ

Индикатор включения питания

Кнопка выбора  параметра
в режиме НАСТРОЙКА

Индикаторы режима

работы с гуськом

Индикатор вылета 
или параметра, 
(высоты)

Индикатор грузо-
подьемности или 
веса  (часы)

Индикаторы выбранной
запасовки полиспаста

Индикатор фиксации второй
секции стрелы (палец )

Кнопки: "включения-выключе-

ния подсветки", , "включение 

тестирования прибора"

Кнопка установки запасовки

 палиспаста

Не используется

Кнопка установки режима ра-
боты стрелового оборудова-

ния и положения опор

Кнопка  смены группы

индицируемых на ИЖЦ
параметров

Указатель отображения на ИЖЦ параметров M, R, Qмах

Указатель отображения на ИЖЦ параметров L,  П(Н), Q

Индикатор срабатывания огра-
ничителя подьема крюка 

(мигает) или срабатывания
МЗОНа (горит)

 

 

Рисунок 4 - Лицевая панель ОНК 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

12 

Индикаторы опорного контура (25-29) отображают выбранную крановщиком схему 

опорного контура для выполнения конкретного вида работ (описаны в п.3.3.2.). 

Индикаторы координатной защиты (30-33) включаются (горят) при введении огра-

ничений  "Потолок",  "Стена",  "Угол  слева",  "Угол  справа"  и  мигают  при  достижении  во  время 
работы крана соответствующих ограничений. 

Кроме  того,  эти  индикаторы  мигают  при  нарушении  геометрических  размеров  рабо-

чей  зоны  крана:  кран  вошел  с  грузом  или  выдвинутой  стрелой  в  запрещенную  зону  работы 
над кабиной (мигают светодиоды 32, 33); превышен предельный угол подъема (30) или опус-
кания стрелы (31). 

При  мигании  хотя  бы  одного  индикатора  координатной  защиты  (30-33)  срабатывает 

реле координатной защиты, блокирующее все движения крана, и звучит звуковой сигнал. 

Индикаторы смены группы индицируемых параметров (34, 35) указывают на од-

ну из двух групп параметров, которая будет выдаваться для отображения на ИЖЦ: 

при  включенном  индикаторе  34  индицируются  параметры,  обозначенные  на  лице-

вой панели БОДа синим цветом ("MRQ

мах

"); 

при  включенном  индикаторе  35  индицируются  параметры,  обозначенные  желтым 

цветом ["LП(Н)Q")]. 

Индикаторы  жидкокристаллические  цифровые  (ИЖЦ)  предназначены  для  ото-

бражения рабочих параметров крана. 

В зависимости от выбранного режима индикации (индикаторы 34, 35) на ИЖЦ выда-

ются значения следующих параметров: 

на  верхний  индикатор  -  момента  опрокидывания  крана  М

опр

 

в  процентах  от  макси-

мально допустимого значения на данном вылете (с учетом массы груза и пустой стрелы) или 
длины стрелы L в метрах; 

на средний индикатор - вылета R в метрах или высоты H в метрах; 

на нижний индикатор - максимально допустимого веса на крюке на данном вылете 

Q

max

 

в тоннах или фактической массы груза на крюке Q в тоннах. 

Последовательным  нажатием  кнопки  ВЫБОР  П  (36)  производится  выбор  номера 

настраиваемого параметра в режиме НАСТРОЙКА. 

Примечание - В некоторых модификациях ограничителей этой же кнопкой производится вы-

вод  на  средний  ИЖЦ  значений  давления  масла  в  двигателе,  температуры  охлаждающей  жидкости  и 
других дополнительных параметров (индикаторы 6-10). 

Кнопками  ввода  координатной  защиты  (37-40)  производится  ввод  ограничений 

"Потолок", "Стена", "Угол слева" и "Угол справа". 

Этими  же  кнопками  в  режимах  ТЕСТ  и  НАСТРОЙКА  производится  увеличение  ("+") 

или уменьшение ("-") номера параметра, выдаваемого на индикацию, и его величины, а также 
занесение их значений в настроечную память с помощью кнопки " " (40, - ввод). 

 

 

 

 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

13 

Кнопкой  ПОДСВЕТКА  (41)  производится  включение  и  выключение  (при  повторном 

нажатии кнопки) ламп подсветки индикаторов ИЖЦ в темное время суток. 

Кнопка  ЧАСЫ  (42)  обеспечивает  выдачу  на  средний  и  нижний  индикаторы  БОДа 

значений указанных на верхнем ИЖЦ параметров, хранимых в регистраторе технических ха-
рактеристик [блоке телеметрической памяти (БТП)] БОДа. 

Тип выдаваемого на индикацию параметра БТП зависит от числа нажатий на кнопку и 

отображается его кодом (номером) в двух младших (правых) разрядах верхнего ИЖЦ: 

00 - 

дата установки ОНК на кран; 

01 - 

наработка (моточасы работы) крана; 

02 - 

характеристическое число N (приведенная наработка крана за суммарное число 

циклов С его нагружения), по величине которого судят о степени износа крана. 

При однократном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра  "00",  а  на  среднем  и  нижнем  индикаторах  -  соответственно  дата,  месяц  (например, 
17.06) и год (например, 1999) установки ограничителя на кран. 

При  двукратном  нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра "01", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-
ды моточасов работы крана. 

При трехкратном нажатии на кнопку ЧАСЫ на верхнем ИЖЦ отображается код пара-

метра "02", а на среднем и нижнем индикаторах - соответственно старшие и младшие разря-
ды характеристического числа N. 

Примечания 
1 Время между двумя последовательными нажатиями кнопки не должно превышать 5 с. 
2  По  истечении  5  с  после  нажатия  кнопки  происходит  автоматическое выключение режима 

индикации времени. 

3 Методика занесения даты установки ограничителя на кран с помощью кнопки ЧАСЫ при-

ведена в инструкции по монтажу ОНК на кране (ЛГФИ.408844.009-03 ИМ). 

Кнопкой ТЕСТ (43) производится включение режима тестирования ОНК, при котором 

на всех ИЖЦ перебираются цифры от 9 до 1, затем поочередно группами (слева  - направо, 
сверху - вниз) зажигаются единичные индикаторы, используемые в данной модификации ог-
раничителя. 

После прохождения теста на верхний ИЖЦ выдается значение текущего момента оп-

рокидывания крана, на средний ИЖЦ - наименование параметра, а на нижний ИЖЦ - величи-
на одного из следующих параметров [Выбор одного из этих параметров осуществляется на-
жатием кнопок "+" (37) и " - " (38)]: 

AL (альфа )- угол наклона стрелы в градусах; 
GA 

(гамма) - угол поворота платформы (азимут) в градусах; 

Р

п

 - 

давление в поршневой полости гидроцилиндра в атмосферах; 

Р

ш

 - 

давление в штоковой полости гидроцилиндра в атмосферах; 

Р - результирующее давление на поршень гидроцилиндра в атмосферах; 
t - 

температура окружающего воздуха в градусах Цельсия; 

d1 - 

наличие на дискретных входах "D4" - "D1" напряжения 24 В. При этом появление 

цифры 1 в разряде 1 (при отсчете с справа - налево) нижнего ИЖЦ указывает на срабатыва-
ние концевого выключателя подъема крюка. 

Коды неисправностей ОНК приведены в таблице 3. 

ПОВТОРНОЕ НАЖАТИЕ НА КНОПКУ ТЕСТ ПЕРЕВОДИТ ОГРАНИЧИТЕЛЬ В РАБОЧИЙ РЕЖИМ. 

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

14 

Каждое  нажатие  на  кнопку  смены  индикации  (44)  приводит  к  смене  группы  пара-

метров  обозначены на лицевой панели синим (MRQ

мах

) и желтым (LНQ) цветом  , выдавае-

мых для отображения на ИЖЦ. При этом группа индицируемых параметров указывается од-
ним из включенных индикаторов 34 или 35 (см. выше). 

Кнопка  выбора  режима  работы  стрелового  оборудования  и  опорного  контура 

(45)  предназначена  для  выбора  режима  работы  (стрела  или    гусек),  устанавливает  требуе-
мую  для работы конфигурацию опорного контура: выдвинутые опоры, вдвинутые опоры, ра-
бота с колес (индикаторы 25 - 29). 

Общий  режим  работы  опорного  контура  и  стрелового  оборудования  указывается 

цифрой (появляется после первого нажатия на кнопку 45) на нижнем ИЖЦ после знака "Р - ". 

Смена типа стрелового оборудования происходит при каждом нажатии кнопки 45. 
После завершения выбора режима работы стрелового оборудования и опорного кон-

тура необходимо нажать кнопку " " (40, - кнопка занесения режима в память ОНК). 

Кнопка выбора схемы запасовки полиспаста (46) предназначена для выбора (ус-

тановки) числа канатов в полиспасте крюка. 

Для установки требуемой кратности запасовки необходимо кратковременно нажимать 

кнопку 46 до тех пор, пока сумма цифр у включенных индикаторов запасовки (19 - 22) не бу-
дет равна необходимой кратности. Установленная кратность запасовки выдается на средний 
ИЖЦ сразу же после нажатия кнопки 46. 

Пример - Если горят индикаторы 8 и 4, это значит выбрана запасовка 12 (сумма цифр 8 и 4, 

проставленных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

После установки схемы запасовки необходимо нажать кнопку " " (40). 
Кнопка СБРОС не используется. 

2.2 Датчики первичной информации 

2.2.1 Преобразователи давления 
Преобразователи давления, устанавливаемые в поршневую (преобразователь "П") и 

штоковую  (преобразователь  "Ш")  полости  гидроцилиндра  подъема  стрелы  или  в  соединен-
ные  с  ними  трубопроводы,  служат  для  определения  усилия,  создаваемого  грузом  на  шток 
гидроцилиндра подъема стрелы. 

Преобразователь  -  тензометрический  резистивный  мост,  наклеенный  на  стальной 

цилиндр, на внутреннюю полость которого действует измеряемое давление. 

Два тензорезистора, приклеенные на тонкостенную часть цилиндра, под воздействи-

ем  давления  растягиваются,  что  приводит  к  изменению  (увеличению)  их  сопротивления,  а, 
следовательно, к изменению сопротивления моста. Два других тензорезистора, приклеенные 
на торец (основание) цилиндра, под воздействием давления не растягиваются и служат для 
термокомпенсации моста. 

Выходное напряжение (13 мВ при 25 МПа) с диагонали моста преобразователя пода-

ется в БОД, усиливается и поступает на вход коммутатора АЦП. 

Примечание - В усилителе предусмотрена возможность подстройки нуля преобразователя. 
Для  коррекции  температурного  ухода  параметров  преобразователей  давления  ис-

пользуется установленный в ДУГ (см. п. 2.2.3.3) терморезистор, измеряющий текущее значе-
ние температуры окружающего воздуха. 

2.2.2 Датчик угла маятниковый 
Датчик угла маятниковый (ДУГМ) устанавливается на корневой секции стрелы и слу-

жит для измерения угла наклона стрелы относительно горизонта. 

Датчик представляет собой датчик линейных ускорений, формирующий выходное на-

пряжение от минус 0,7 до + 0,7 В при изменении угла от 0 до 90 . Усиленное в БОДе (в три 
раза) выходное напряжение датчика поступает на вход коммутатора АЦП. 

Напряжения питания ДУГМ (  15 В) поступают из БОДа. 
2.2.3 Датчики длины стрелы и угла поворота платформы (азимута) 
2.2.3.1 Основным элементом датчиков длины стрелы (ДД) и угла (азимута) [ДУГ] яв-

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

15 

ляется проволочный переменный резистор типа СП5-21-1-6,8 кОм с большой износоустойчи-
востью, вал которого жестко связан с соответствующими механизмами крана. 

Из БОДа на резистор подается опорное напряжение + 5 В. Напряжение, снимаемое 

со средней точки потенциометра и пропорциональное углу поворота (стрелы или платформы 
крана), через диодную схему защиты поступает на вход коммутатора АЦП БОДа. 

2.2.3.2 ДД устанавливается на корневой секции стрелы. Трос ДД соединяется с ого-

ловком стрелы и при выдвижении последней вращает пружинный барабан и связанный с ним 
через редуктор вал потенциометра. Возврат потенциометра в исходное состояние осуществ-
ляется пружинным барабаном. 

Для исключения провисания троса датчика барабан закручивается на четыре оборо-

та от свободного состояния пружины при минимальной длине стрелы. 

2.2.3.3  ДУГ  устанавливается  на  оси  вращения  платформы  и  служит  для  измерения 

угла поворота платформы крана относительно кабины водителя. 

Для измерения текущее значение температуры окружающего воздуха в ДУГ установ-

лен  терморезистор,  обеспечивающий  температурную  коррекции  параметров  преобразовате-
лей давления (см. п. 2.2.1). 

2.2.4 Модуль защиты от опасного напряжения 
Модуль защиты от опасного напряжения (МЗОН) вырабатывает: 

импульсный сигнал амплитудой 8-15 В, частота которого зависит от напряженности 

электрического  поля; 

постоянное напряжение  8-15 В, в случае срабатывания или отказа МЗОНа; 

напряжение ноль вольт, если разомкнут концевой выключатель подъема крюка. 

Формируемый модулем сигнал по кабелю (тросу) передается в БОД для обработки. 
При наличии сигнала от ЛЭП БОД запрещает выполнения операций крана до введе-

ния  координатной  защиты  или  переключения  на  другой  диапазон  МЗОНа  кнопкой  «ВЫБОР 
П» ( в моделях ОНК выпуска с мая 2002г. ). 

3 Использование по назначению 

ВНИМАНИЕ!  В  ОНК  УСТАНОВЛЕНА  ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ  ПАМЯТЬ,  ФИКСИРУЮЩАЯ  РАБОЧИЕ 

ПАРАМЕТРЫ,  УКАЗАННЫЕ  В  П.  1.2.3,  В  ТЕЧЕНИЕ  ЧЕТЫРЕХ  ПОСЛЕДНИХ  ЧАСОВ  РАБОТЫ  КРАНА,  А 
ТАКЖЕ СТЕПЕНЬ НАГРУЗКИ КРАНА В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО СРОКА СЛУЖБЫ ПОСЛЕДНЕГО

3.1 Эксплутационные ограничения 

3.1.1 Меры безопасности 
Ограничитель не содержит источников опасности для обслуживающего персонала и 

при  его  эксплуатации  необходимо  руководствоваться  "Правилами  устройства  и  безопасной 
эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора России. 

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СВАРОЧНЫХ РАБОТ НА КРАНЕ ОНК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЕСТОЧЕН. 
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОВОДИТЬ НАСТРОЙКУ И РЕГУЛИРОВКУ ОГРАНИЧИТЕЛЯ НА КРАНЕ ЛИЦАМ, 

НЕ  ИМЕЮЩИМ  СПЕЦИАЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКИ  И  УДОСТОВЕРЕНИЯ  НА  ПРАВО  ПРОВЕДЕНИЯ 
УКАЗАННЫХ РАБОТ. 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОГРАНИЧИТЕЛЯ С ПОВРЕЖДЕННЫМИ ПЛОМБАМИ. 

Наличие ограничителя на кране не снимает ответственности с крановщика в случае 

опрокидывания или поломки узлов крана. 

3.2 Подготовка изделия к использованию 

3.2.1 Схема включения ограничителя приведена на рисунке 2. 
3.2.2  Перед  включением  ограничителя  необходимо  изучить  назначение  элементов 

индикации и органов управления на передней панели БОДа (см. рисунок 4 и п. 2.1.4). 

3.2.3 При работе с ограничителем необходимо помнить: 

при  больших  углах  наклона  стрелы  дается  предупреждение  о  приближении  к  мак-

симально допустимому углу наклона (когда гидроцилиндр подъема стрелы полностью выдви-

Лист

 

 

ЛГФИ.408844.009-07 РЭ

 

 

16 

нут) миганием индикатора (30) ограничения по высоте ("Потолок"). При срабатывании ОНК на 
этих  углах  (горят  красная  и  зеленая  лампы)  необходимо  нажать  (для  снятия  координатной 
защиты) кнопку на рукояти управления краном и опустить стрелу; 

при  попытке  опустить  стрелу  на  угол,  меньший  угла  наклона,  соответствующего 

максимальному  вылету,  запрещаются  все  движения  крана  горят  красная  и  зеленая  лампы, 
мигает индикатор "Стена" (31) координатной защиты  и дальнейшая работа возможна только 
с нажатой кнопкой на рукояти управления краном; 

при отказе датчиков работа крана запрещается (блокируются все движения); 

ограничитель не имеет собственного переключателя для подачи напряжения пита-

ния. Включение ОНК производится тумблером на пульте крана одновременно с включением 
приборов  в  кабине.  О  включении  ограничителя  свидетельствует  загорание  индикатора  ВКЛ 
(индикатор 5 на рисунке 4) на передней панели БОДа. 

Если включение ОНК производится при температуре менее минус 10 С, включается 

обогрев ИЖЦ, о чем свидетельствует загорание индикатора ТС (4). 

Если ОНК эксплуатируется при температурах ниже минус 30 °С, то выдача информа-

ции на ИЖЦ начнется после их прогрева в течение 5 мин. 

3.3 Использование изделия 

3.3.1 Включение ОНК 

Включить тумблер подачи питания в цепи управления крана. 
Проконтролировать загорание индикатора ВКЛ на передней панели БОДа, прохождения 

теста самоконтроля и последующий переход ОНК в рабочий режим. 

Примечание  -  При  появлении  на  верхнем  индикаторе  кодов  Е  30  (сбой  введенного 

режима работы опорного контура) или Е31 (сбой введенной запасовки ) выполнить операции 
по п. 3.3.2. 

3.3.2 Ввод режимов работы крана 
Операции по п. 3.3.2 выполнять только в случае необходимости изменения режимов 

работы или при выдаче на верхний индикатор сообщений Е 30, Е 31. 

Примечание - Перед вводом режима работы с гуськом выдвинуть стрелу полностью, 

нажав (при необходимости) кнопку блокировки координатной защиты на пульте крана. 

Введите  режим  работы  стрелового  оборудования  и  опорного  контура,  а  также  крат-

ность запасовки полиспаста путем нажатия кнопки СТРЕЛА ОП. КОНТУР и ЗАПАСОВКА (за-
горается красная лампа, движения крана запрещаются). 

При этом на индикаторы БОДа выдаются: 

на верхний ИЖЦ - код модификации ОНК и типа крана (последние две цифры): 

7.01 

– СОКОЛ-80;                                21.01 – СОКОЛ-60.1; 

9.01 

– СОКОЛ-80.1;                             49.01 – СКАТ-40 

на средний ИЖЦ - кратность запасовки; 

на нижний ИЖЦ - цифровой код режима работы опорного контура и стрелового обо-

рудования с символом "Р-" впереди. 

Индикация режимов работы крана дублируется единичными индикаторами. 
Последовательно  нажимая  кнопки  СТРЕЛА  ОП.  КОНТУР  и  ЗАПАСОВКА,  выберите 

соответственно требуемый  режим  работы стрелового оборудования, опорного контура и не-
обходимую запасовку, контролируя режимы работы по ИЖЦ и единичным индикаторам. 

Пример - Если горят индикаторы 2 и 4, значит выбрана запасовка 6 (сумма цифр, проставлен-

ных в непосредственной близости с включенными индикаторами запасовки). 

Если индицируемые режимы работы крана соответствуют желаемым, нажмите 

кнопку " " (40). При этом ОНК перейдет в рабочий режим (работа крана разрешается). 

В ограничителе предусмотрены следующие режимы работы крана типа СОКОЛ: 

код  "Р-00"  -  база опор  6,8  м  для крана СОКОЛ-80, база опор 6,6•5,9 м  для крана 

СОКОЛ-80.1 и 5,3•5,3 для СОКОЛ-60 (горят индикаторы 25, 26, 28, 29); 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..