Проект реконструкции автомобильной дороги Р-80 Слобода-Паперня, км 0,000 - км 14,770 - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Проект реконструкции автомобильной дороги Р-80 Слобода-Паперня, км 0,000 - км 14,770. Финальный отчёт Август 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Проект реконструкции автомобильной дороги Р-80 Слобода-Паперня, км 0,000 - км 14,770 - часть 2

 

 

Н

 

20 

 

Хранение строительных материалов, изделий и конструкций на 
специально оборудованных площадках; 

 

Сбор хозяйственно-бытовых стоков в забетонированные приямки 
на строительных площадках и вывоз их на очистные сооружения; 

 

Отвод и осветление поверхностного стока на площадках, где вода 
используется регулярно для уменьшения пылеобразования; 

 

Повторное использование воды для уменьшения 
пылеобразования после осветления; 

 

Запрет на складирование и слив материалов и веществ, 
получаемых при выполнении работ, в водные объекты и 
понижения рельефа; 

 

Контроль замусоренности водотоков вблизи строительных 
площадок; 

 

Оконтуривание строительных площадок водосборными 
канавками с бетонированными отстойниками; 

 

Заправка и обслуживание строительной техники и 
автотранспорта на специально оборудованных площадках; 

 

Отвод ливневого стока с дорожного полотна за пределы 
прибрежных полос; 

 

Очистка ливневого стока с дорожного полотна при 
невозможности отвода за пределы прибрежных полос; 

 

Оборудование площадки склада противогололедных реагентов 
для обеспечения предотвращения загрязнения вод Острошицкого 
водохранилища. 

4.3 

П

ОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

 

Проект не предусматривает забор подземных вод. Значимых воздействий 
на подземные воды при надлежащем выполнении указанных выше 
мероприятий не ожидается. 

4.4 

Р

ЕЛЬЕФ И ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ

 

Воздействие на рельеф и геологическую среду будет связано в первую 
очередь с сооружением земляного полотна. Земляное полотно может 
служить дамбой, осушая территории по одну сторону от дороги и 
заболачивая земли, расположенные по другую сторону, по направлению 
поверхностного стока. Возможные воздействия также могут выражаться в 
активизации опасных геологических процессов: эрозия, оползни и др. 
Для минимизации воздействий на рельеф и геологическую среду 
Проектом предусмотрен ряд мер, в частности: 

 

Устройство водосборных лотков и дождеприемных колодцев; 

 

Укрепление откосов земляного полотна дороги и дна кюветов 
(посев трав); 

 

Устройство водопропускных труб в пониженных местах рельефа. 

Н

 

21 

4.5 

П

ОЧВЫ

 

Воздействие Проекта на почвенный покров будет связано с воздействием 
на геологическую среду. Потенциальные воздействия могут выражаться 
в осушении и переувлажнении почв при изменении условий протекания 
грунтовых вод, а также загрязнение почв. 
Для минимизации воздействий на почвы Проектом предусмотрен ряд 
мер, в частности: 

 

Применение критерия минимизации земельного отвода при 
проектировании и соблюдение границ земельного отвода при 
строительстве; 

 

Рекультивация земель, временно используемых целях Проекта, и 
передача их землепользователям; 

 

Снятие, складирование и последующее использование 
плодородного слоя почв при рекультивации и укреплении 
откосов земляного полотна; 

 

Устройство водопропускных сооружений и кюветов в земляном 
полотне; 

 

Укрепление откосов земляного полотна и дна кюветов. 

4.6 

Р

АСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

 

В районе расширяемой автодороги встречаются различные сообщества. 
Наиболее распространенными естественными сообществами являются 
лесные сообщества: ельники, сосняки, березняки и др. На пониженных, 
заболоченных участках встречаются сообщества болотной 
растительности. В поймах рек ― прибрежно-водная растительность. 
Преобразованная растительность представлена лесозащитными 
полосами вдоль трассы, сообществами сегетальной и рудеральной 
растительности. 
В непосредственной близости от участка реконструкции автомобильной 
дороги Р-80 расположен ландшафтный заказник республиканского 
значения «Прилепский». Граница заказника проходит по полосе отвода 
автодороги (Рисунок 4.6-1)

Н

 

22 

Рисунок 4.6-1  Расположение ландшафтного заказника "Прилепский" 

Воздействие Проекта на растительный мир будет проявляться в 
наибольшей степени сведении растительности для расширения 
автодороги. Изменения растительных сообществ могут также произойти 
вследствие заболачивания и подтопления. Загрязнение воздуха при 
эксплуатации автодороги будет оказывать воздействие на растения. 
Ожидается, что при проведении работ по расширению автодороги 
охраняемые виды и уникальные биотопы не будут затронуты.  
Для минимизации воздействий на растительный мир Проектом 
предусмотрен ряд мер, в частности: 

 

Проведение работ в районе расположения ландшафтного 
заказника «Прилепский» с учетом требований режима ведения 
хозяйственной деятельности в границах заказника; 
взаимодействие при планировании и проведении работ с 
Минским районным исполнительным комитетом, 
осуществляющим управление заказником; 

 

Компенсационные посадки или выплаты для возмещения потерь 
древесной растительности на землях лесного фонда и в 
населенных пунктах; 

 

Обязательное соблюдение границ земельного отвода при 
проведении работ по реализации Проекта; 

 

Запрет на проведение огневых работ, сжигания мусора на 
территориях с высокой пожароопасностью; 

 

Хранение строительных материалов, изделий и конструкций на 
специально оборудованных площадках; 

 

Складирование порубочных остатков в специально отведенных 
местах, вывоз порубочных остатков; 

 

Запрет сжигания порубочных остатков; 

 

Н

 

23 

 

Меры по недопущению механического повреждения деревьев 
работающей техникой и присыпки корневых шеек деревьев. 

4.7 

Ж

ИВОТНЫЙ МИР

 

В районе реализации Проекта животный мир представлен 
преимущественно широко распространенными видами, обитающими в 
соответствующих экосистемах на всей территории Беларуси. 
В зоне планируемой хозяйственной деятельности не выявлены виды 
птиц, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь и негативно 
реагирующих на антропогенное воздействие. 
Автодорога проходит по территории охотничьих хозяйств Учреждения 
«Минская районная организационная структура» республиканского 
государственно-общественного объединения «Белорусское общество 
охотников и рыболовов» и Учреждения «Смолевичская районная 
организационная структура» республиканского государственно-
общественного объединения «Белорусское общество охотников и 
рыболовов». 
Согласно карте-схеме основных миграционных коридоров копытных 
животных на территории Республики Беларусь, автомобильная дорога Р-
80 пересекает миграционный коридор М2-М3-М6-М7. 
Воздействие Проекта на животный мир будет в первую очередь связано с 
изменениями местообитаний и возможной гибелью отдельных 
представителей фауны. 
Для минимизации воздействий на животный мир Проектом 
предусмотрен ряд мер, в частности: 

 

Запрет на засыпку естественных понижений, искусственных 
водоемов и искусственных понижений с признаками застойных 
явлений воды в весенний период; 

 

Запрет сжигания порубочных остатков; 

 

Запрет выезда строительного транспорта на прилегающие угодья; 

 

Запрет вырубки древесно-кустарниковой растительности, 
примыкающей к водоемам размножения земноводных; 

 

Проведение дополнительных исследований в весенний период 
для выявления коридоров миграции земноводных; 

 

Удаление древесной растительности по возможности в осенне-
зимний период 

 

Устройство водопропускных сооружений и кюветов в земляном 
полотне дороги; 

 

В случае обнаружения коридоров миграций земноводных – 
временное установление особого скоростного режима в местах 
миграций земноводных и установка соответствующих 
предупреждающих знаков; 

 

Создание зоны отчуждения вдоль дороги шириной 30 м, где будет 
проводиться рубка кустарника и кошение травы; 

Н

 

24 

 

Использование закрытых контейнеров для мусора на площадках 
отдыха, регулярный вывоз мусора; 

 

Устройство специального прохода для копытных на км 5,9; 

 

Установка направляющих сетчатых конструкций по обе стороны 
дороги; 

 

Установка знаков предупреждающих об опасности выхода 
животных на дорогу; 

 

Исключение окрашивания обочин в период размножения 
жесткокрылых насекомых (последняя декада мая, первая декада 
июня, первая декада июля

).

 

 

Н

 

25 

ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА 

5.1 

В

ОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИКУ

 

5.1.1  Воздействие на экономическую ситуацию и инвестиционную 

привлекательность 

На этапе строительства воздействие Проекта на экономику будет 
выражаться в некотором росте производства строительных материалов и 
строительных работ в Минской и Брестской областях. 
На этапе эксплуатации автодорога Р-80 будет характеризоваться 
улучшенными транспортными и эксплуатационными параметрами, что 
будет способствовать росту инвестиционной привлекательности 
Минского и Смолевичского районов.  
Увеличение интенсивности транспортного движения по автодороге Р-80 
может стать стимулом для развития придорожного сервиса. 
Воздействие на общую экономическую ситуацию и инвестиционную 

привлекательность в районах реализации Проекта является положительным. 

5.1.2  Воздействие на местные предприятия 
На этапе строительства планируется привлечение местных 
производителей строительных материалов и конструкций. В число 
поставщиков строительных материалов и конструкций входят 
предприятия, расположенные в Минской области (д. Королев Стан, 
г. Заславль, г. Фаниполь) и Брестской области (г. Микашевичи). 
Местные дорожно-строительные организации также смогут принять 
участие в тендере на выполнение строительных работ по Проекту. 
Воздействие на местные предприятия на этапе строительства является 

положительным. 
В пределах реконструируемого участка трассы Р-80 расположен один 
объект придорожного сервиса – кафе «Оазис». Увеличение потока 
транспортных средств, ожидаемое в результате реализации Проекта, 
может привести к увеличению спроса и росту доходов кафе.  
Воздействие на местные предприятия придорожного сервиса является 
положительным. 
В соответствии с требованиями безопасности, для доведения параметров 
автодороги Р-80 до первой категории, необходимо устройство 
пересечений в разных уровнях. Переустройство существующих 
одноуровневых развязок (перекрестков) и строительство путепроводов 
приведет к увеличению дальности поездок автотранспорта, 
пересекающего реконструируемый участок автодороги Р-80

1

.  

                                                      

1

 Включая пересечение трассы в прямом направлении, съезды с трассы на местные автодороги и съезды на трассу, 

предполагающие левые повороты 

Н

 

26 

Реализация Проекта приведет к росту транспортных расходов 
предприятий и организаций, расположенных в районе реализации 
Проекта, в связи с увеличением пробега автотранспортных средств.  
По результатам консультаций с районными исполнительными 
комитетами, Клиентом совместно с Проектировщиком было принято 
решение о перепроектировании транспортной развязки у д. Сосновая, 
предусматривающем продление местных проездов для движения 
сельскохозяйственной техники ЧУП «Озерицкий-Агро». 
Запрет левых поворотов грузовых автомобилей, использующих местную 
автодорогу Н9539 (д. Сосновая – д. Задомля), приводил к необходимости 
использования платного участка трассы М-2 на развязке у Кургана 
Славы

1

. Изменение проектного решения минимизирует увеличение 

транспортных расходов сельскохозяйственной организации. 
В случае изменения проектного решения относительно развязки в д. 
Околица, сила воздействия для ОАО «1-я Минская птицефабрика» также 
может быть снижено. 

5.2 

В

ОЗДЕЙСТВИЕ РЫНОК ТРУДА И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

 

Прямое воздействие на рынок труда и доходы населения отсутствует. 
Косвенное воздействие может быть связано с мультипликативными 
эффектами в местной экономике и потенциальным развитием 
придорожного сервиса. 
Возможное косвенное воздействие является положительным. 

5.3 

В

ОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ 

 

На этапе строительства воздействие на здоровье и безопасность 
населения может быть связано c увеличением трафика по местным 
автодорогам в связи с транспортировкой грузов для реконструкции 
автодороги Р-80. 
Так как маршруты транспортировки строительных материалов и 
конструкций на этапе обоснования инвестиций не были определены, в 
качестве мероприятия, сокращающего отрицательные воздействия, 
рекомендуется приоритетное использование республиканских 
автомобильных дорог и минимизация движения по местным 
автодорогам вдоль населенных пунктов. 
Исходя из существующей транспортной сети можно предположить, 
маршруты транспортировки грузов и строительных материалов будут 
проходить по следующим местным дорогам: 

 

В Дзержинском районе:  

Н8364 (участок дороги, проходящий вблизи д. Черкассы и 
г. Фаниполь),  

                                                      

1

 Проезд является платным для транспортных средств (ТС) с технически допустимой общей массой более 3,5 т; от 

оплаты за проезд по платным дорогам освобождены: легковые автомобили, зарегистрированные на территории 
государств – членов ЕАЭС, мотоциклы, колесные тракторы, маршрутные ТС, осуществляющие городские 
перевозки пассажиров 

Н

 

27 

ул. Заводская и другие улицы г. Фаниполь, которые будут 
использованы при транспортировке грузов; 

 

В Минском районе: 

Н9031 (участок дороги, проходящий вблизи д. Загорье, 
д. Сёмково, д. Приморье и нескольких садоводческих 
товариществ); 

Н9037 (участок дороги, проходящий по д. Скураты и 
д. Королев Стан); 

г. Заславль: ул. Заводская, ул. Советская, Н8941. 
После определения маршрутов доставки грузов и интенсивности 
движения необходимо: 

 

На подготовительном этапе провести инспекцию автодорог для 
сбора информации о состоянии дорожного покрытия и обочин, 

 

Там, где необходимо, перед началом строительства и 
транспортировки грузов по Проекту произвести ремонт дорожного 
полотна, 

 

Провести информирование населения об увеличении 
интенсивности движения и мерах по смягчению воздействия 
(ремонт дорог), о функционировании механизма приема и 
рассмотрения обращений, 

 

По окончании строительства провести инспекцию автодорог для 
сбора информации о состоянии дорожного покрытия, при 
необходимости – провести ремонтные работы. 

На этапе эксплуатации воздействие на здоровье и безопасность 
населения будет связано с увеличением трафика на автодороге Р-80 и 
внутри населенных пунктов в связи со строительством транспортных 
развязок. 
Устройство транспортной развязки в д. Околица привет к 
существенному увеличению интенсивности движения в пределах улиц 
Луговая, Солнечная и Центральная. Это приведет к росту выбросов 
загрязняющих веществ, увеличению уровня шума и пылению. 
Увеличение интенсивности движения на улицах деревни также приведет 
к снижению безопасности пешеходов, в том числе детей и наиболее 
уязвимых групп населения – инвалидов-колясочников и пожилых людей. 
Исходя из существующей интенсивности движения на перекрестке 
а/д Р-80 и местной дороги Н9059 в д. Околица, можно предположить, что 
весь современный поток автотранспорта (около 3 тыс. автотранспортных 
средств в сутки – жители д. Околица, д. Раубичи и д. Губичи пользуются 
одним выездом к дороге Р-80), включая грузовые автомобили, в 
результате устройства развязки будет двигаться по улицам деревни. 
В ходе консультаций с общественностью, которые проходили 31 июля, 
жители д. Околица высказали ряд опасений, связанных с устройством 
транспортной развязки на улицах деревни. В связи с сильной 
обеспокоенностью жителей РУП «Минскавтодор-Центр» совместно с ГП 
«Белгипродор» было принято решение поднять вопрос о необходимости 
пересмотреть проектные решения относительно транспортной развязки 
в д. Околица на научно-техническом совете (НТС), который пройдет 3 
августа 2017 года в Министерстве транспорта и коммуникаций.  

Н

 

28 

В качестве рекомендуемых мероприятий предлагается рассмотрение 
возможности вынесения транспортной развязки за пределы д. Околица. 
Такое решение исключает воздействия, вызываемые увеличением 
интенсивности движения на улицах деревни. 
В случае если перепроектирование невозможно, необходимо реализовать 
ряд мероприятий по улучшению условий дорожной безопасности при 
взаимодействии со службами государственной автоинспекции: 

 

Устройство регулируемого пешеходного перехода на пересечении 
ул. Центральная и Солнечная, устройство пешеходных переходов и 
дорожек (тротуаров) на остальных улицах, 

 

Установка оград на пешеходных дорожках, препятствующих 
выходу детей на проезжую часть; 

 

Установление дополнительных ограничений скорости на этих 
улицах (до 20 - 40 км/час), 

 

Устройство искусственных неровностей - элементов 
принудительного снижения скорости транспортных средств, др., 

 

Установление запрета на движение грузового транспорта по 
улицам деревни в ночное время. 

5.4 

В

ОЗДЕЙСТВИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ

 

Улучшение транспортных и эксплуатационных параметров автодороги 
Р-80 будет способствовать повышению безопасности дорожного 
движения, в том числе при перевозке детей в школьных автобусах в 
течение учебного года. 
Воздействие является положительным. 

5.5 

В

ОЗДЕЙСТВИЕ НА ИНЖЕНЕРНУЮ И КОММУНАЛЬНУЮ 

ИНФРАСТРУКТУРУ

 

В ходе строительного этапа будет произведено переустройство 
инженерных коммуникаций, расположенных в зоне проведения 
строительных работ. 
Клиентом будут получены технические условия для выполнения работ 
по переустройству коммуникаций. Для переустройства крупных и 
технически сложных коммуникаций РУП «Минскавтодор-Центр» будет 
привлекать организации, ответственные за эксплуатацию и 
обслуживание данных коммуникаций. Переустройство небольших 
коммуникаций будет осуществлено собственными силами. 
Дополнительная нагрузка на коммуникации будет выражаться в 
дополнительном потреблении энергии для нужд освещения автодороги 
– после реконструкции вся дистанция будет освещена.  
На момент разработки настоящего отчета информация о необходимом 

дополнительно количестве электроэнергии и ее потенциальных источниках 
недоступна.  
Воздействие на инженерную и коммунальную инфраструктуру может быть 
оценено на этапе разработки детальной проектной документации. 

Н

 

29 

5.6 

В

ОЗДЕЙСТВИЕ НА ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ

 

Воздействие на транспортную инфраструктуру на этапе строительства 
будет связано с транспортировкой грузов для выполнения строительных 
работ по Проекту. Увеличение нагрузки на местные автодороги может 
привести к ухудшению качества дорожного полотна. 
Предположительно, воздействию будут подвергаться дороги, 
перечисленные в Разделе 5.3 выше. 
Так как маршруты транспортировки строительных материалов и 
конструкций на этапе обоснования инвестиций не были определены, в 
качестве мероприятия, сокращающего отрицательные воздействия, 
рекомендуется приоритетное использование республиканских 
автомобильных дорог и минимизация движения по местным 
автодорогам вдоль населенных пунктов. 
После определения маршрутов доставки грузов и интенсивности 
движения необходимо: 

 

На подготовительном этапе провести инспекцию автодорог для 
сбора информации о состоянии дорожного покрытия и обочин, 

 

Там, где необходимо, перед началом строительства и 
транспортировки грузов по Проекту произвести ремонт дорожного 
полотна, 

 

Провести информирование населения об увеличении 
интенсивности движения и мерах по смягчению воздействия 
(ремонт дорог), о функционировании механизма приема и 
рассмотрения обращений, 

 

По окончании строительства провести инспекцию автодорог для 
сбора информации о состоянии дорожного покрытия, при 
необходимости – провести ремонтные работы. 

Воздействие на транспортную инфраструктуру на этапе эксплуатации 
будет связано с реконструкцией автодороги Р-80, строительством новых 
проездов и путепроводов, реконструкцией местных проездов в 
д. Околица

1

Реконструкция автодороги Р-80 по параметрам первой категории 
обеспечит: 

 

улучшение транспортно-эксплуатационных характеристик дороги, 

 

увеличение пропускной способности автодороги, 

 

общее повышение безопасности движения и снижение риска 
возникновения ДТП благодаря разделению потоков 
автотранспорта, устройству подземных пешеходных переходов и 
др. 

Воздействия на транспортную инфраструктуру на этапе эксплуатации 

являются положительными. 

                                                      

1

 На момент написания отчета окончательное решение о схеме транспортной развязки в д. Околица не было 

принято. Далее в оценке рассматривается вариант развязки с устройством проездов по улицам Луговая, Солнечная 
и Центральная. 

Н

 

30 

5.7 

В

ОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

 

Устройство новых проездов и путепроводов предполагает отвод 
земельных участков физических(ого) лиц(а) и организаций, чьи земли 
прилегают к трассе Р-80. 
Для устройства проезда под путепроводом в д. Околица необходимо 
изъятие участка физических(ого) лиц(а) (Error! Reference source not 
found.
).  

 

Рисунок 5.7-1 Земельный участок в д. Околица, необходимый для размещения проезда 

к ул. Солнечная 

По состоянию на июнь 2017 г. земельный участок был выставлен на 
продажу, капитальные строения и посадки отсутствовали. Для 
земельных участков, находящихся в частной собственности и 
выкупаемых для государственных нужд

1

 

если участок был приобретен в собственность по результатам 
аукциона по продаже земельных участков в частную собственность 
– размер платы составляет стоимость приобретенного по результатам 
аукциона земельного участка с учетом инфляции,
 

 

в остальных случаях – размер платы составляет кадастровая 
стоимость земельного участка.
 

По волеизъявлению собственника взамен изымаемого земельного участка 
может быть предоставлен равноценный земельный участок. 

 

Рекомендуется заблаговременное взаимодействие с собственником 
земельного участка по вопросу определения размера платы за 
выкуп.  

По результатам консультаций с общественностью, которые прошли 
31 июля 2017 года, Клиентом совместно с Проектировщиком было 
принято решение поднять вопрос о необходимости пересмотреть 
проектные решения относительно транспортной развязки в 

                                                      

1

 «Положение о порядке выкупа земельных участков в частной собственности, для государственных нужд», 

утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26.03.2008 № 462 

Н

 

31 

д. Околица на научно-техническом совете (НТС), который пройдет 3 
августа 2017 года в Министерстве транспорта и коммуникаций.  
В случае исключения транспортной развязки в деревне Околица из 
Проекта, отвод данного земельного участка, принадлежащего 
физическому(им) лицу(ам) не потребуется. 
Расширение трассы Р-80 и строительство новых развязок потребует 
отвода части земель сельскохозяйственного предприятия ЧУП 
«Озерицкий-Агро». Отвод земель будет проходить по краю с/х угодий и 
не приведет к разделению участков, однако, в земельный отвод могут 
попасть лесозащитные насаждения, восстановление которых может 
привести к дополнительным расходам сельскохозяйственной 
организации. 
Изъятие земельного участка из состава сельскохозяйственных земель 
предполагает покрытие потерь сельскохозяйственного производства. 
Размер выплат определяется, исходя из следующих факторов: 

 

местоположения земельных участков,  

 

качества почв,  

 

интенсивности сельскохозяйственного производства,  

 

степени мелиоративного обустройства земель.  

Ориентировочный размер потерь сельскохозяйственного производства 
определяется на стадии предварительного согласования места 
размещения земельного участка. Фактический размер потерь 
определяется на стадии разработки проекта отвода земельного участка, 
формирования земельного участка для размещения объектов Проекта. 
Проектом предусматривается озеленение прилегающей к трассе Р-80 
территории, которое будет способствовать восстановлению 
лесозащитной полосы. 

5.8 

В

ОЗДЕЙСТВИЕ НА КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

 

Реализация Проекта может привести к ряду отрицательных воздействий, 
которые в совокупности окажут влияние на качество и уровень жизни 
местного населения. В число таких воздействий входят: 

 

Увеличение атмосферного загрязнения, повышение уровней шума 
и пыление на проектируемых развязках вблизи селитебной 
территории, которые могут привести к рискам для здоровья и 
безопасности населения; 

 

Ухудшение визуальных свойств ландшафтов, 

 

Рост транспортных расходов местных жителей, связанный с 
увеличением дальности поездки при пересечении трассы Р-80 

 

Cегментация населенных пунктов и ухудшение связности 
территории в результате устройства разделительной полосы на 
всем протяжении автодороги Р-80 и запрета перехода дороги вне 
специально оборудованных пешеходных переходов. 

Устройство шумозащитных экранов ограничит обзор и ограничит 
инсоляцию домов и приусадебных участков, расположенных вдоль 
автодороги Р-80.  

Н

 

32 

В большей степени данное воздействие затроне жителей д. Околица. В 
других местах установок шумозащитных экранов реципиенты 
находятся на достаточном удалении от домов и приусадебных участков. 
Кроме того, организация транспортной развязки по улицам Луговая и 
Солнечная также приведет к невозможности свободного использования 
этих улиц для целей прогулок местных жителей и детей 

Запрет левых поворотов и одноуровневых пересечений и устройство 
транспортных развязок приведут к увеличению пробега 
автотранспортных средств, пересекающих автодорогу Р-80 и 
въезжающих/выезжающих на/с нее.  
Увеличение дальности поездки в зависимости от направления движения 
и используемой транспортной развязки может составить до 2,6 км

1

 для 

личных автомобилей местных жителей. 

Реализация Проекта направлена на доведение параметров автодороги Р-
80 до первой категории. В соответствии с нормами безопасности 
дорожного движения на трассе первой категории запрещены: 

 

Переход пешеходов вне оборудованных переходов; 

 

Пересечение транспортных потоков в одном уровне. 

Автодорога Р-80 на реконструируемом участке пересекает один 
населенный пункт – д. Околица. Остальные населенные пункты 
расположены по одну сторону от дороги. 
В пределах д. Околица расположен перекресток автодороги Р-80 и 
местной дороги Н9059. Реализация мер дорожной безопасности, а 
именно устройство разделительной полосы и одного подземного 
пешеходного перехода, а также запрет перехода вне специально 
оборудованных пешеходных переходов, может привести к сегментации 
деревни и ухудшению связности территории: 

1.  По состоянию на июль 2017 года, жители д. Околица, чьи дома 

выходят на автодорогу Р-80 (ул. Шоссейная, ул. Ковалькова и 
ул. Фабричная), пользуются прямыми съездами с автодороги Р-80. 
Реализация Проекта предусматривает организацию съездов к 
домам через ул. Центральная (к ул. Шоссейная) и через ул. Озерная 
(к ул. Ковалькова и ул. Фабричная). Данное проектное решение 
приведет к увеличению дальности поездки внутри деревни и будет 
ослаблять связность территории. 

2.  Обустройство подземного пешеходного перехода на расстояние 

200 м от существующего наземного пешеходного перехода 
обусловит необходимость проходить дополнительно 400 м при 
посещении единственного в деревне магазина. Это может быть 
существенным фактором для уязвимых групп населения – 
инвалидов в колясках и пожилых людей. 

3.  В западной части деревни в летнее время функционирует детский 

лагерь и на момент написания отчета шло строительство храма. 
Существующую автодорогу Р-80 жители могут переходить на км 10 

                                                      

1

 Максимальное увеличение дальности поездки для местных жителей с учетом проектирования транспортной 

развязки на улицах д. Околица  

Н

 

33 

и км 11 без оборудованного пешеходного перехода, так как по 
правилам это возможно на двухполосной дороге при отсутствии 
пешеходного перехода в зоне видимости. 

Перечисленные аспекты воздействия приведут к ухудшению связности 
территории д. Околица, однако, не приведут к полной изоляции частей 
населенного пункта, расположенных по разные стороны от автодороги 
Р-80. 
В качестве мероприятий, смягчающих воздействие на визуальные свойства 
ландшафта
, Проектом предусмотрено благоустройство и озеленение 
территории, прилегающей к автодороге Р-80. 
В ходе консультаций с общественностью жителями д. Околица были 
высказаны многочисленные опасения, связанные с устройством развязки 
на улицах деревни, в том числе касающиеся увеличения загрязнения и 
ухудшения условий безопасности. Одним из предложений, несмотря на 
увеличение дальности поездки, было вынесение развязки к востоку от 
деревни. 
РУП «Минскавтодор-Центр» совместно с ГП «Белгипродор» было 
принято решение поднять вопрос о необходимости пересмотреть 
проектные решения относительно транспортной развязки в д. Околица 
на научно-техническом совете (НТС) 3 августа 2017 года в Министерстве 
транспорта и коммуникаций.  
По результатам НТС 3 августа 2017 года Клиентом был обнародован 
обновленный проект транспортной развязки в д. Околица, который 
подлежит обсуждению с жителями деревни. 
Смягчение воздействия на связность частей д. Околица, разделяемых 
автодорогой Р-80, предусматривается следующими мероприятиями: 

 

устройство подземного пешеходного перехода с учетом 
доступности для маломобильных групп населения, в том числе, 
инвалидов с колясками, 

 

устройство пешеходных и велосипедных дорожек к автобусным 
остановкам и подземному пешеходному переходу. 

Дополнительно рекомендуемые мероприятия 
Так как окончательное решение об устройстве развязки в деревне 
Околица не принято, в качестве рекомендуемых мероприятий 
предлагается рассмотрение возможности вынесения транспортной 
развязки за пределы д. Околица. Такое решение исключит воздействия 
на визуальные свойства ландшафтов для жителей, чьи дома расположены 
внутри жилой застройки пределах населенного пункта.  
Дополнительными рекомендуемыми мероприятиями по смягчению 
визуального воздействия Проекта может быть использование цветовых 
решений и элементов декора при проектировании шумозащитных 
экранов. 
В качестве мероприятия по восстановлению связности территории 
предлагается рассмотреть возможность устройства двух пешеходных 
переходов в д. Околица. 

 

Н

 

34 

КАКИМ ОБРАЗОМ УЧТЫВАЕТСЯ МНЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ 

СТОРОН? 

Требования Банка к реализации Проектов предусматривают активное 
вовлечение заинтересованных сторон в процесс принятия решений по 
Проекту. Участие заинтересованных сторон в принятии решений 
обеспечивается с помощью специальных механизмов взаимодействия, 
включающих встречи, общественные обсуждения и консультации.  
В ходе разработки обоснования инвестиций и проведения оценки 
воздействия на окружающую среду в соответствии с национальным 
законодательством, представители Клиента и Проектировщика 
проводили консультации с местными органами власти, а также в марте - 
мае 2017 года направили официальные письма с запросами информации 
в государственные организации. 
В июле 2017 года, в ходе проведения Анализа пробелов и подготовки 
пакета документов для раскрытия информация о Проекте были 
проведены первичные консультации в Минском и Смолевичском 
районных исполнительных комитетах.  
В результате обсуждения Проекта в Смолевичском районном 
исполнительном комитете Клиент совместно с Проектировщиком 
приняли решение о рассмотрении альтернативных вариантов 
размещения транспортной развязки у д. Багута. Альтернативный 
вариант был спроектирован с устройством местных проездов для 
сельскохозяйственной техники и автотранспорта  
В июле 2017 года начата официальная процедура общественных 
обсуждений отчета об ОВОС в соответствии с требованиями 
законодательства Республики Беларусь. 
31 июля 2017 года согласно требованиям Банка в Минском и 
Смолевичском районах были проведены консультации с 
заинтересованными сторонами для обсуждения Проекта. 
Жители затрагиваемых населенных пунктов принимали активное 
участие в обсуждении проектных решений. Часть опасений и 
предложений были сформулированы в письменной форме и переданы 
представителям Клиента. Ответы по результатам рассмотрения этих 
обращений будут направлены по адресам, указанным в обращениях.  
По результатам обсуждений Презентация Проекта, включающая схемы 
реконструкции автодороги и основные проектные решения размещена 
на сайте Клиента. 
После проведения обсуждений в адрес Компании и Консультанта 
поступили также письменные обращения граждан с просьбой 
пересмотреть вызывающие опасения проектные решения 
(Приложение  1). 
В связи с обеспокоенностью местных жителей схема транспортной 
развязки в д. Околица будет пересмотрена, альтернативные 
проектные решения будут представлены жителям деревни. С 
населением д. Околица будут проведены дополнительные встречи 
для согласования обновленных проектных решений. При 

Н

 

35 

необходимости таких встреч будет несколько, до достижения 
компромиссного решения. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..