Проект реконструкции автомобильной дороги Р-80 Слобода-Паперня, км 0,000 - км 14,770 - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Проект реконструкции автомобильной дороги Р-80 Слобода-Паперня, км 0,000 - км 14,770. Финальный отчёт Август 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Проект реконструкции автомобильной дороги Р-80 Слобода-Паперня, км 0,000 - км 14,770 - часть 1

 

 

Европейский банк реконструкции и развития
Нетехническое резюме

Проект реконструкции автомобильной дороги Р-80 Слобода—Паперня, км 0,000 — км 14,770

Минский и Смолевичский районы,

Минская область, Республика Беларусь

Финальный отчет

Август 2017 г.
ERM подтверждает, что настоящий отчет подготовлен с использованием всего нашего опыта, тщательности, усердия и в соответствии с профессиональными стандартами, которые можно ожидать от компетентного и квалифицированного консультанта, выступающего в роли Консультанта по экологии, обладающего опытом в предоставлении услуг для реализации проектов со сходным объемом работ, сложностью, задачами и масштабом.

Отчет подготовлен в соответствии с условиями контракта, заключенного с ЕБРР, и общепринятой практикой проведения экологического консалтинга для достижения целей, предусмотренных Контрактом. Выводы и рекомендации, содержащиеся в отчете, основаны на информации, полученной непосредственно компанией ERM, а также информации, предоставленной третьими лицами, которая, как мы полагаем, является достоверной.

Отчет подготовлен для исключительного и конфиденциального пользования ЕБРР, и мы не несем ответственности перед третьими лицами, которые могут использовать данный отчет полностью или частично.

 

1

ВВЕДЕНИЕ
1.1 Цель настоящего резюме

Настоящий документ представляет собой Нетехническое резюме (НТР) Отчета об анализе соответствия проекта реконструкции автомобильной дороги Р-80 Слобода—Паперня, км 0,000 — км 14,770 (далее «Проект») требованиям национальных и международных стандартов в сфере охраны окружающей среды, социально-экономической сферы, охраны труда и взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Целью настоящего НТР является представление широкой общественности в простой и доступной форме краткой информации о содержании и основных выводах следующих документов:

• Отчета об оценке воздействия Проекта на окружающую среду, подготовленного согласно требованиям законодательства Республики Беларусь;

• Отчета об анализе соответствия Проекта применимым требованиям (Отчет об Анализе пробелов) и

• Отчета об оценке воздействия Проекта на социальную сферу (Отчет об оценке воздействия на социальную сферу).

Помимо настоящего НТР, в число представленных общественности документов по Проекту входят:

• План экологических и социальных мероприятий (ПЭСМ);

• План взаимодействия с заинтересованными сторонами (ПВЗС).

 

 

 

ОБЗОР ПРОЕКТА
Дорога Р-80
2
2.1
Автомобильная дорога Р-80 Слобода-Паперня является дорогой республиканского значения и обеспечивает транспортные связи близлежащих населенных пунктов Минской области и г. Минска. По дороге осуществляются интенсивные междугородние грузовые и пассажирские перевозки.
Для чего необходима реконструкция дороги?
Реконструкция участка дороги Р-80 завершит строительство Второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Минска общей протяженностью 160 км.
Что представляет собой Проект?
Проект предусматривает расширение существующей двухполосной автодороги Р-80 до четырех полос на участке протяженностью около 15 км (Рисунок 2.3-1). Реконструкция будет проведена в две очереди:

• I очередь км 0,000 - км 7,600;

• II очередь км 7,600 - км 14,770.

Н

 

Рисунок 2.3-1  Схема автомобильной дороги Р-80 Слобода – Паперня на участке км 

0,000 -- км 14,770 

Н

 

Реконструируемый участок пересекает Смолевичский и Минский 
административные районы Минской области. 
Дорога проходит через деревню Околица, а также вблизи следующих 
населенных пунктов и населенных территорий: 

 

Острошицкий Городок,  

 

Белые Лужи,  

 

Раубичи,  

 

Багута (в т.ч. КИЗ «Таволга»),  

 

Сосновая,  

 

Слобода. 

В районе пересечения с автомобильными дорогами М-2 и М-3 
транспортные развязки по схеме «клеверный лист» будут сохранены в 
текущей конфигурации с добавлением двух разгонных полос под 
путепроводами (Рисунок 2.3-2). Четыре новых транспортных развязки 
будут построены в следующих местах (Рисунок 2.3-3 и Рисунок 2.3-4): 

 

д. Багута; 

 

км 7,71 (Воинская часть); 

 

д. Околица; 

 

спорткомплекс «Раубичи». 

 

Н

 

Рисунок 2.3-2  Схемы реконструкции транспортных развязок (А) на пересечении с автомобильной дорогой М-2 и (B) на пересечении с 

автомобильной дорогой М-3 

 

А 

Н

 

Рисунок 2.3-3  Схемы новых транспортных развязок (А) в д. Багута, (B) на км 7,71 (Воинская часть) 

 

А 

Н

 

Рисунок 2.3-4  Схемы новых дорожных развязок (А) в д. Околица и (B) у спорткомплекса «Раубичи» 

 

 

 

А 

Н

 

Проект предусматривает также устройство девяти примыканий в одном 
уровне, с переходно-скоростными полосами. 
На реконструируемом участке автодороги планируется реконструкция и 
перенос 17 автобусных остановок. Будут обустроены две малых 
площадки отдыха: 

 

новая площадка на км 5,35 справа; 

 

реконструкция существующей площадки на км 5,6 слева. 

Для защиты расположенных близко к дороге населенных пунктов будут 
установлены шумозащитные экраны высотой 6,2 м суммарной длиной 
около 7 км (Рисунок 2.3-5). 

Рисунок 2.3-5  Вид участка дороги до и после реконструкции и установки 

шумозащитных экранов 

Рядом с теннисными кортами спорткомплекса «Раубичи» будет 
построена гостевая парковка (Рисунок 2.3-6)

 

Н

 

10 

Рисунок 2.3-6  Схема расположения гостевой парковки в с/к Раубичи 

Проект предусматривает строительство крытого склада для хранения 
противогололедных материалов объемом 2500 тонн на территории 
существующей ЛДД-54 в а.г. Острошицкий городок (Рисунок 2.3-7). 

Рисунок 2.3-7  Схема расположения склада противогололедных регентов в 

а.г. Острошицкий Городок 
Технические характеристики Проекта представлены в таблице ниже 
(Таблица 2.3-1). 

 

 

ОСТРОШИЦКИЙ 

ГОРОДОК 

ОСТРОШИЦКОЕ 

ВОДОХРАНИЛИЩЕ 

Н

 

11 

Таблица 2.3-1  Основные технико-экономические показатели Проекта 

Наименование показателя 

I очередь, 

км 0,0- км 7,6 

II очередь, 
км 7,6 – км 

14,770 

Всего 

Категория дороги 

I-в 

Протяженность 

8,46 

7,17 

15,63 

Число полос движения 

Ширина проезжей части 

2×7,0 м 

Ширина обочины 

2×3,0 м 

Ширина земляного полотна 

22,7 м 

Покрытие проезжей части 

цементобетон 

Пересечение с автомобильными 
дорогами в разных уровнях 

Пересечения и примыкания в 
одном уровне 

Количество путепроводов 

Количество подземных пешеходных 
переходов 

Количество переходов для копытных 

― 

Длина шумозащитных экранов 

2730,0 м 

4210,0 м 

6940,0 м 

Изъятие земельного участка 

― 

 

2.4 

К

ТО ЗАНИМАЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ 

П

РОЕКТА

Инициатором Проекта является Совет Министров Республики Беларусь. 
Непосредственным исполнителем Проекта является 
РУП «Минскавтодор-Центр» (Клиент). Эксплуатацию автодороги после 
расширения также будет вести РУП «Минскавтодор-Центр». 
Инженерная документация для Проекта разрабатывается 
Государственным Предприятием (ГП) «Белгипродор» (Проектировщик).  
(Банк) рассматривает возможность финансирования Проекта. 
Согласно принятой Банком классификации, Проект относится к 
категории «А». При реализации проектов данной категории 
Экологическая и социальная политика Банка требует проведения 
комплексной оценки экологических и социальных воздействий (ОЭСВ), а 
также соответствующего информирования общественности согласно 
руководящим документам Банка. 
Действуя в роли независимого консультанта Банка, компания 
(Консультант) разработала настоящее НТР. 

2.5 

К

ОГДА НАЧНЕТСЯ И СКОЛЬКО ПРОДОЛЖИТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО

Начало строительных работ запланировано на январь 2018 года.  

Н

 

12 

Строительные работы будут идти 22 месяца параллельно по двум 
очередям. Приблизительно один месяц понадобится на приемку и ввод 
дороги в эксплуатацию.  
Таким образом, реконструированная дорога будет открыта для 
движения в ноябре 2020 года. 

2.6 

О

СНОВНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

 

Строительные работы по Проекту будут выполнены силами подрядных 
строительных организаций РУП «Минскавтодор-Центр». 
Численность строительного персонала, требующаяся для выполнения 
работ по одной очереди, составит не более 200 чел. 
Рабочие, занятые на строительстве, будут проживать в г. Минск.  
Для производства работ будет выделена половина проезжей части. При 
этом движение автотранспорта будет организовано на второй половине 
проезжей части. Для нужд строительства будет выделена площадка на 
км 12,0 справа от дороги. Вспомогательная площадка будет 
использоваться для временного хранения строительных материалов и 
конструкций. 
Объемы работ, запланированные для I и II очередей, будут выполняться 
параллельно. 
После подготовительных работ (расчистки полосы отвода, снятия 
плодородного грунта и др.) строители расширят существующее 
земляное полотно дороги и заменят покрытие дороги на цементобетон. 
Строительные материалы на место строительства будут доставляться 
грузовым транспортом. 

2.7 

К

АКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ БЫЛИ РАССМОТРЕНЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ

?

 

 

В ходе разработки Проекта были рассмотрены следующие альтернативы: 

 

сравнение экологических и социальных воздействий при 
реализации Проекта с воздействиями в случае выбора «нулевой 
альтернативы»; 

 

сравнение двух вариантов технологий расширения проезжей 
части с точки зрения технологичности строительства. 

Нулевая альтернатива 
Экологические и социальные воздействия Проекта в сравнении с 
нулевой альтернативой были рассмотрены в предварительной ОВОС. 
Результаты сравнения представлены в таблице ниже (Таблица 2.7-1). 

Н

 

13 

Таблица 2.7-1  Сравнение Проекта и нулевой альтернативы 

 

1-ая альтернатива: 

Реализация проектного решения по реконструкции автомобильной 

дороги Р-80 Слобода-Паперня, км 0,000 – км 14,770 (Проект)

1

 

Нулевая альтернатива 

Положительные факторы 

Отрицательные факторы 

Положительные факторы 

Отрицательные факторы 

Природная среда: 
атмосферный воздух 

Улучшение эксплуатационных 
характеристик дороги и условий 
дорожного движения приведет 
уменьшению выбросов 
загрязняющих веществ о 
автомобилей в атмосферный 
воздух 

Временное загрязнение 
природной среды выхлопными 
газами строительных машин, 
используемых в процессе 
строительства. Загрязнение из-за 
работы двигателей транспортных 
средств и продуктов износа шин и 
дорожных покрытий в процессе 
движения транспортного потока и 
транспортировки строительных 
материалов 

Отсутствие отрицательных 
последствий реализации Проекта 

Большое количество выбросов 
загрязняющих веществ в 
атмосферу при торможениях-
разгонах транспортных средств и 
низкой скорости транспортного 
потока вследствие 
неудовлетворительного состояния 
покрытия дорожного полотна и 
низкой пропускной способности 
существующей дороги. 

Акустическое воздействие 

С учетом реализации 
шумозащитных мероприятий – 
нормализация акустической 
обстановки на территории жило 
застройки 

 

 

Существующие уровни шума на 
территории прилегающей жилой 
застройки превышают 
допустимые. Ожидается 
возможное увеличение 
потенциальной шумовой 
нагрузки. 

Природная среда: почвы, 
земельные ресурсы, 
поверхностные и 
подземные воды, 
растительность 

Применение новейших 
строительных технологий 
позволяет максимально снизить 
количество химических и 
механических загрязнителей, 
попадающих с автомобильной 

Изъятие части земель. 
Значительная нагрузка на земли и 
водные объекты в период 
строительства. Удаление 
растительности в полосе отвода. 

Отсутствие отрицательных 
последствий реализации Проекта 

Дальнейшее поступление 
загрязняющих веществ от 
транспортных средств в больших 
объемах 

                                                      

1

 Формулировки в таблице приведены в том виде, в котором они представлены в предварительной ОВОС 

Н

 

14 

 

1-ая альтернатива: 

Реализация проектного решения по реконструкции автомобильной 

дороги Р-80 Слобода-Паперня, км 0,000 – км 14,770 (Проект)

1

 

Нулевая альтернатива 

Положительные факторы 

Отрицательные факторы 

Положительные факторы 

Отрицательные факторы 

дороги на прилегающие земли и в 
водные объекты 

Социально-экономическая 
сфера 

Снижение числа дорожно-
транспортных происшествий. 
Развитие придорожного сервиса, 
возможностей 
предпринимательской 
деятельности. Создание новых 
рабочих мест в сфере дорожного 
обслуживания. Рост социально-
экономических показателей 
региона. 

 

 

Упущенная выгода при отказе от 
реализации Проекта 

Транспортные условия 

Увеличение объема 
грузоперевозок. Снижение 
транспортно-эксплуатационных 
расходов (горючее, смазочные 
материалы, запасные части и 
обслуживание, амортизация, 
зарплата водителей, накладные 
затраты и т.д.) 

Ухудшение транспортных условий 
во время проведения 
строительных работ. 

Отсутствие отрицательных 
последствий реализации Проекта 

Расходы на проведение 
ремонтных работ на 
существующей автодороге. 

 

Н

 

15 

Сравнение вариантов технологий уширения проезжей части 
При проработке проектных решений основным критерием было 
выполнение всех строительных работ без сброса транзитного движения 
транспортных потоков. В связи с этим были проработаны два варианта 
уширения проезжей части. 

 

Вариант1 – двустороннее уширение проезжей части с 
сохранением оси существующей дороги; 

 

Вариант 2 – уширение со смещением новой оси на 2,85 м. 

Учитывая более высокую технологичность, к дальнейшей разработке 
был принят Вариант 2. 

2.8 

К

АКОВЫ ПОТРЕБНОСТИ 

П

РОЕКТА В ЗЕМЛЕ И КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ 

ЗЕМЛЕОТВОД

Разработка Проекта проводится с учетом минимизации физического 
перемещения и/или нарушения устойчивого экономического 
положения населения. 
По предварительной оценке для реализации Проекта необходимо 
изъятие земель частных землепользователей, ограниченное одним 
земельным участком, необходимым для строительства путепровода под 
автодорогой Р-80 в д. Околица.  
Приобретение земель для Проекта не приведет к вынужденному 
переселению владельца (владельцев) этого участка – в настоящий момент 
участок не застроен и выставлен на продажу.  
Помимо данного участка необходим отвод части земель, прилегающих к 
автодороге Р-80, принадлежащих в настоящее время 
сельскохозяйственному предприятию «Озерицкий-Агро». 
Окончательные масштабы землеотвода, а также полный перечень 
землевладельцев, затрагиваемых отводом земель для целей Проекта в 
настоящий момент неизвестны – они будут уточняться на последующих 
стадиях развития Проекта. 
Вопросы компенсаций затрагиваемым землевладельцам будут 
рассмотрены в рамках законодательства Республики Беларусь.  
Согласно национальному законодательству, затрагиваемым 
сельскохозяйственным и лесохозяйственным предприятиям будет 
компенсированы потери производства в материальном выражении. 
Участок, который планируется изъять для строительства путепровода, 
может быть выкуплен по стоимости не ниже кадастровой с учетом 
инфляции с момента оценки или обменян на равноценный участок. 

Н

 

16 

ПРОЦЕСС ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЕЛОВ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЙ 

3.1.1 

Текущий статус  

К настоящему времени Клиент выполнил Предварительную оценку 
воздействий Проекта в соответствии с национальной процедурой 
(Предварительная ОВОС) и проводит общественные обсуждения этих 
материалов. 
В дальнейшем Клиент планирует подготовить окончательную версию 
ОВОС (Окончательная ОВОС) и провести дополнительные изыскания 
для нее.  
Оценка социальных воздействий Проекта была выполнена 
Консультантом по заданию Банка. Консультант провел для Проекта 
процесс выявления заинтересованных сторон и разработал ПВЗС. 
Клиент провел консультации с затронутыми сторонами в Минском и 
Смолевичском районах. По результатам встреч было принято решение 
изменить конфигурации транспортных развязок в д. Багута и 
д. Околица. 

3.1.2 

Соответствие Проекта требованиям национального 
законодательства в сфере охраны окружающей среды, социальной 

сферы и здоровья населения 

Разработка Проекта в целом идет в соответствии с законодательством 
Республики Беларусь. 
В настоящее время Предварительная ОВОС опубликована на интернет-
сайте Клиента и сайтах местных органов исполнительной власти. 
В настоящее время планируемый к реконструкции склад реагентов 
находится в водоохранной зоне Острошицкого месторождения. При 
включении его в Проект, будет необходимо проведение дополнительных 
мероприятий согласно законодательству Республики Беларусь. 

3.1.3 

Соответствие Проекта требованиям ЕС в сфере охраны окружающей 
среды, социальной сферы и здоровья населения 

Развитие Проекта в целом соответствует общим требованиям EC в сфере 
охраны окружающей среды, социальной сферы и здоровья населения.  
Для Проекта выполнена Предварительная ОВОС. В Предварительной 
ОВОС идентифицированы, описаны и оценены потенциальные 
значимые воздействия на компоненты окружающей среды и социальной 
сферы. Кроме того, Консультант выполнил для Проекта оценку 
социальных воздействий и разработал План взаимодействия с 
заинтересованными сторонами. 
Хотя в целом Предварительная ОВОС выполнена в соответствии с 
подходом, изложенным в Директиве 2011/92/EU (с учетом изменений 
согласно Директиве 2014/52/EU), некоторые вопросы не рассмотрены, а 
именно: 

Н

 

17 

 

Оценка воздействия не охватывает потенциальные кумулятивные 
воздействия; 

 

Описание Проекта не включает некоторые характеристики, 
перечисленные в Приложении IV Директивы 2011/92/EU 
(например, объем водозабора, выбросы на стадии строительства и 
др.). 

 

Описание потенциальных воздействий Проекта не во всех случаях 
дает представление об их характеристиках (определенных в 
Приложении III Директивы 2011/92/EU): магнитуде, охвате, 
вероятности, и др. 

Проект не затрагивает охраняемые природные объекты сети «Natura 
2000». 
Аудит безопасности Проекта будет проведен отдельно согласно 
требованиям Директивы 2008/96/EC Об управлении безопасностью 
дорожной инфраструктуры. 

Н

 

18 

ОЖИДАЕМЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА 

Основные негативные экологические воздействия Проекта связаны с 
этапом строительства. Их продолжительность обусловлена временными 
рамками строительных работ, а охват будет ограничен полосой отвода 
автодороги и прилегающими территориями.  
Экологические воздействия Проекта на этапе эксплуатации будут менее 
выраженными. 
Кумулятивных и трансграничных экологических воздействий Проекта 
не ожидается. 

4.1 

В

ЫБРОСЫ И ШУМОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

 

Воздействия Проекта на качество атмосферного воздуха и уровень шума 
возможны как на этапе строительства (движение техники, 
транспортировка материалов, земляные работы и т.д.), так и во время 
эксплуатации (выбросы от проезжающего транспорта). 
Для минимизации воздействий на качество атмосферного воздуха 
Проектом предусмотрен ряд мер, в частности: 

 

Обязательное соответствие топлива, материалов, изделий и 
оборудования, применяемых для выполнения строительных 
работ, требованиям законодательства Республики Беларусь; 

 

Обязательное соответствие технологических процессов, 
выполняемых при проведении строительных работ, требованиям 
законодательства Республики Беларусь; 

 

Сокращение участков торможения-разгона и увеличение 
скорости транспортных потоков за счет расширения дороги. 

Предусмотренные Проектом меры по смягчению шумового загрязнения 
включают: 

 

Обязательное соответствие топлива, материалов, изделий и 
оборудования, применяемых для выполнения строительных 
работ, требованиям законодательства Республики Беларусь; 

 

Обязательное соответствие технологических процессов, 
выполняемых при проведении строительных работ, требованиям 
законодательства Республики Беларусь; 

 

Благоустройство и озеленение трассы; 

 

Устройство шумозащитных экранов. 

4.2 

П

ОВЕРХНОСТНЫЕ ВОДЫ

 

Реконструируемый участок дороги Р-80 пересекает реку Домелька и 
нефункционирующий канал, образованный в истоках реки Волма 
(Рисунок 4.2-1). Рядом с автодорогой есть мелиоративные каналы, 
впадающие в ближайшие естественные водотоки. 

Н

 

19 

Имеющиеся вблизи автодороги водоемы – искусственного 
происхождения. Ближайший водоем находится на расстоянии около 70 м 
слева от дороги, у д. Околица. 
Рядом с дорогой расположены два водохранилища: Дубровское и 
Острошицкое. Дубровское водохранилище ― расположено на 
расстоянии около 500 м на север от автодороги, расширяемая автодорога 
находится за пределами его водоохранной зоны. Острошицкое 
водохранилище расположено на расстоянии около 1 км к северо-западу 
от автодороги. Склад противогололедных реагентов находится 
непосредственно в водоохранной зоне Острошицкого водохранилища.  

Рисунок 4.2-1  Поверхностные водные объекты вблизи автодороги Р-80 

Воздействие Проекта на поверхностные воды будет обусловлено забором 
воды для нужд строительства из пруда у д. Околица и сбросом стоков с 
дорожного полотна во время эксплуатации. Поверхностей сток, 
образующийся в водоохранной зоне реки Домелька, будет очищаться 
перед сбросом. 
Для минимизации воздействий на поверхностные воды Проектом 
предусмотрен ряд мер, в частности: 

 

Обязательное соответствие деятельности по реализации Проекта в 
пределах прибрежных полос и водоохранных зон поверхностных 
водных объектов требованиям законодательства Республики 
Беларусь; 

 

Очистка ливневого стока с дорожного полотна при 
невозможности отвода за пределы прибрежных полос; 

 

Запрет несанкционированных стоянок транспорта; 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..