«СТРОИТЕЛЬСТВО СКОРОСТНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ МОСКВА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА УЧАСТКЕ 15-58 КМ» - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     «СТРОИТЕЛЬСТВО СКОРОСТНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ МОСКВА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА УЧАСТКЕ 15-58 КМ». ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

«СТРОИТЕЛЬСТВО СКОРОСТНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ МОСКВА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА УЧАСТКЕ 15-58 КМ» - часть 9

 

 

 

 

 

Проектирование  пунктов  взимания  платы  на  платных  автомобильных  дорогах 

осуществляется  в  соответствии  с  приложением  к  Техническим  условиям  Постановления 

Правительства МО от 08.04.2002 N 131/12. 

На  платной  автомобильной  дороге  может  размещаться  один  или  несколько  ПВП.  При 

необходимости размещения нескольких ПВП создается единая система управления ими. 

Выбор количества и типов ПВП, определение мест размещения по трассе дороги, входящих 

в их состав зданий, сооружений и технологического оборудования осуществляется индивидуально 

для  каждой  платной  автомобильной  дороги  (дорожного  объекта)  на  основе  технико  - 

экономических обоснований и требований настоящего документа. 

Допускается возможность стадийного наращивания мощности ПВП. 

ПВП должны: 

- обеспечивать максимально быстрый сбор и учет платы за проезд от всех пользователей, 

обязанных оплатить проезд; 

- иметь пропускную способность, соответствующую расчетной интенсивности движения на 

платной дороге; 

-  быть  удобными  для  пользователей,  ограничивая  до  минимума  число  остановок 

транспорта и время ожидания при оплате за проезд; 

-  контролировать  и  исключать  несанкционированный  въезд  на  платную  автомобильную 

дорогу  (дорожный  объект)  и  выезд  с  платной  автомобильной  дороги  (дорожного  объекта)  с 

учетом различия габаритов и веса автотранспортных средств; 

-  обладать  гибкостью  к  изменению  технологии  взимания  платы  и  способностью 

использовать несколько систем расчетов с учетом предпочтений пользователей; 

-  обладать  максимальной  эксплуатационной  эффективностью,  т.е.  обеспечивать  пропуск 

максимального  числа  автотранспортных  средств  при  минимальной  численности  персонала  и 

состава используемого оборудования; 

-  не  создавать  опасности  дорожному  движению  и  не  ухудшать  условия  безопасной 

эксплуатации платной автомобильной дороги (дорожного объекта); 

- занимать минимальную площадь; 

- быть удобными и безопасными для работы эксплуатирующего персонала; 

- быть оптимально дешевыми при строительстве и эксплуатации; 

-  отвечать  условиям  интеграции  в  общую  систему  автоматизированного  управления 

платной автомобильной дорогой (дорожным объектом); 

- отвечать требованиям охраны окружающей среды, сочетания архитектурных форм ПВП и 

окружающей среды. 

Пропускная  способность  ПВП  должна  рассчитываться  исходя  из  расчетной  часовой 

интенсивности движения, времени обслуживания одного пользователя при принятой технологии 

взимания платы и максимально допустимого времени ожидания. 

Для  обеспечения  максимальной  пропускной  способности  дороги  и  безостановочного 

движения по основному ходу пункты взимания платы (ПВП) устраиваются на развязках.  

Число ПВП и их размещение по трассе платных автомобильных дорог определяется исходя 

из  ее  протяженности,  размещения  транспортных  развязок,  интенсивности  и  состава  движения, 

выбранного типа системы сбора платы за проезд на основании технико - экономических расчетов 

с  учетом  действующих  нормативно  -  технических  документов  и  указаний  по  безопасности 

движения. 

ПВП,  обслуживающие  транспортный  поток  в  различных  направлениях,  допускается 

размещать на общей или соседних площадках. 

ПВП  должен  включать  здания,  сооружения  и  оборудование,  необходимые  для  взимания 

платы  и  обеспечения  контролируемого  въезда  и  выезда  с  платной  автомобильной  дороги 

(дорожного объекта), в том числе: 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

128 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

- въездные и выездные площадки с полосами движения и разметкой; 

- полосы для движения негабаритных автотранспортных средств; 

- датчики и измерительные приборы для сбора данных о пропускаемом автотранспорте и 

его идентификации по весовым показателям и габаритам; 

-  островки  для  размещения  кабин  сбора  платы  и  соответствующего  оборудования, 

необходимого для контролируемого проезда транспортных средств; 

- кабины сбора платы (далее - КСП) с рабочими местами операторов - контролеров; 

-  оборудование  для  автоматической  оплаты  проезда  по  электронным  (магнитным) 

карточкам; 

- систему управления ПВП, включающую локальную вычислительную сеть, программно - 

технический комплекс продажи средств безналичного расчета и видеоконтроль; 

- оборудование для внешней и внутренней связи и оповещения; 

-  автоматические  подъемные  шлагбаумы,  соединенные  с  контрольно  -  кассовой 

аппаратурой; 

- светофоры и информационно - указательные знаки; 

- оборудование для выдачи билетов и талонов; 

- защитную крышу (навес); 

-  пешеходный  мостик  (галерею),  соединяющий  комплекс  островков  и  кабин  с 

административно - бытовым зданием ПВП для прохода персонала ПВП и прокладки инженерных 

коммуникаций (при необходимости); 

- источники аварийного электропитания; 

- вспомогательные здания и сооружения ПВП, в состав которых включаются: здание для 

административного и технического персонала, а также размещения охраны, медицинского пункта, 

средств  связи;  площадка  для  стоянки  транспортных  средств  (в  том  числе  задержанных  и 

неисправных);  площадка  для  кратковременного  отдыха  водителей;  защитный  навес  для 

автомобилей  персонала;  объекты  обслуживания  (водоснабжения,  теплосети,  электроснабжения, 

туалет), другие здания и сооружения. 

Конкретный  состав  зданий,  сооружений  и  оборудования  определяется  в  ходе 

проектирования с учетом вышеназанного состава. 

Размещение  ПВП  и  выбор  площадок  необходимо  выполнять  с  учетом  требований 

действующих нормативно - технических документов. 

Запрещается располагать ПВП на мостах, путепроводах, в тоннелях, в глубоких (более 6 м) 

выемках, а также ближе 300 м от съездов, перекрестков, развязок, мостов и путепроводов. 

Расстояние видимости при подходе к ПВП принимается не менее 300 м. 

Перед ПВП и за ним предусматривается возможность разворота транспортных средств для 

движения в обратном направлении. 

На  подходах  к  ПВП  предусматривается  электроосвещение  (минимально  150  м), 

устанавливаются  информационно  -  указательные  знаки  и  знаки  ступенчатого  ограничения 

скорости движения. 

Не следует размещать ПВП на подходах к мостам с подтопляемыми откосами и высоких 

(более 6 м) насыпях. 

Продольный  уклон  проезжей  части  в  зоне  ПВП  должен  быть  в  пределах  до  1%. 

Поперечный  уклон  в  зоне  въездной  и  выездной  площадки  необходимо  назначать  согласно  СП 

78.13330.2012. 

Размеры площадки для размещения ПВП определяются в зависимости от числа транзитных 

полос движения, КСП, определенных на основании расчетной интенсивности движения, а также 

планировки  и  размеров  других  зданий  и  сооружений,  включаемых  в  состав  ПВП.  При  этом 

въездные и выездные площадки должны иметь длину не менее 150 м. 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

129 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

Для  организации  эксплуатации  проектируемой  скоростной  автомагистрали  в  режиме 

платной  автодороги  проектными  решениями  2007  г.,  получившими  положительное  заключение 

государственной  экспертизы  в  2007,  2010,  2014  гг.,  предусматривается  строительство  пунктов 

взимания платы (ПВП) (пикетаж по оси подземной галереи): 

Участок км 15 – км 29 (городской округ Химки) 

- ПВП №0 – на ПК 44+30, 

- ПВП №1 с ЦПУ (центральный пункт управления) – на ПК 61+90, 

- ПВП №2 – на ПК 92+90, 

- ПВП №3 – на ПК 112+60, 

- ПВП №4 – на ПК 134+30 (на съезде транспортной развязки, справа по ходу пикетажа). 

На  станциях  взимания  платы  располагаются  пункты  выдачи  талонов  (ПВТ,  или  Е  в 

английской терминологии) и пункты взимания платы (ПВП, или U в английской терминологии). 

Устройство  первого  ПВП  по  основному  ходу  при  въезде  на  автомобильную  дорогу 

предполагается в районе второй транспортной развязки, так как проектируемая трасса примыкает 

к улично-дорожной сети г. Москва и является продолжением улицы Фестивальная с последующем 

переходом  на Северную  Рокаду.  Этот  небольшой  отрезок  на  выезде  из  Москвы  останется 

бесплатным и станет альтернативой существующему Ленинградском шоссе.  

Первая  транспортная  развязка  позволит  подвести  потоки  трафика  на  платную  дорогу,  и 

будет  удобна  для  тех  транзитных  городских  автомобилей,  которые  не  планируют  заезд  на 

платную магистраль. По ней можно будет бесплатно попасть в Химки и Долгопрудный. 

Данная  схема  размещения  ПВП  минимизирует  количество  ПВП  и  соответственно  их 

операционное  обслуживание,  затраты  на  СМР,  а  также  сохраняет  необходимую  комфортность 

движения по основному ходу на высоком уровне. 

ПВП  №0  состоит  только  из  ПВП.  Сбор  платы  производится  со  всех  автотранспортных 

средств,  съезжающих  с  автомагистрали  или  въезжающих  на  автомагистраль.  Количество  полос 

движения на данной станции принято равным 8 полосам – на 2008 год (на первую очередь) и 10 

полосам на 2026 год (на полное развитие). 

Основные размеры станции:  

- длина участка перед ПВП – 175 м с учетом полосы отгона, 

- длина участков после ПВП – 175-191 м с учетом полосы отгона, 

- ширина площадок ПВП – 80 м (справа) и 100 м (слева), 

- общие габариты СВП (с учетом ширины основной дороги) – 366 м х 240 м. 

- Количество работающих в смену – 14 человек, количество смен – 3. 

ПВП №1  состоит из ПВТ и ПВП. Сбор платы или выдача талонов  производится со всех 

автотранспортных средств, движущихся по основному ходу.  

Количество полос движения на данной станции:  

- для ПВТ 6 полос на 2008 год (первая очередь) и 8 полос на 2026 год, 

- для ПВП 17 полос на 2008 год (первая очередь) и 27 полос на 2026 год. 

Кроме того, на 2026 год предусматривается 3 реверсивных полосы. 

Основные размеры станции:  

- длина участка перед СВП – 350 м с учетом полосы отгона, 

- длина участка после СВП – 350 м с учетом полосы отгона, 

- ширина площадки СВП – 250 м,  

- общие габариты СВП – 700 м х 350 м (с учетом площадки под здание ЦПУ). 

Количество  работающих  в  смену  –  19  человек,  количество  смен  –  3.  Количество 

работающих в ЦПУ – 44 человека. 

ПВП №2 состоит из ПВТ и ПВП.  

Количество полос движения на данной станции:  

  для ПВТ 2 полосы на 2008 год (первая очередь) и 3 полосы на 2026 год, 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

130 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

  для ПВП 7 полос на 2008 год (первая очередь) и 11 полос на 2026 год. 

Основные размеры станции:  

  длина участка перед СВП – 175 м с учетом полосы отгона, 

  длина участка после СВП – 175 м с учетом полосы отгона, 

  ширина площадок ПВП – 110 м (справа) и 50 м (слева), 

  общие габариты СВП (с учетом ширины основной дороги) – 210 м х 350 м. 

Количество работающих в смену – 9 человек, количество смен – 3. 
ПВП №3 состоит только из ПВТ.  

Количество полос движения на ПВТ составляет  2 полосы на 2008 год (первая очередь) и 

2 полосы на 2026 год. 

Общие размеры СВП№3 (с учетом ширины основной дороги) – 145 м х 350 м. 

Данная станция полностью автоматизирована. 
ПВП №4 состоит из ПВТ и ПВП.  

Количество полос движения на данной станции:  

  для ПВТ 4 полосы на 2008 год (первая очередь) и 5 полос на 2026 год, 

  для ПВП 12 полос на 2008 год (первая очередь) и 13 полос на 2026 год. 

Общие размеры СВП 140 м х 350 м. 

Количество работающих в смену – 11 человек, количество смен – 3. 

На участке км29 – км58 

На  участке автодороги км29+676 – км58+600 (Солнечногорский муниципальный район) 

станции взимания платы располагаются в следующих местах: 

- ПВП № 5 (км36+349) (5U+5E), (подъезд г. Зеленограду); 

- ПВП № 6 (км48+097) (6U+6E); 

- ПВП № 7 (км49+517) (7U+7E); 

- ПВП № 8 (км57+453) (8U+8E). 

Проектом  предусматриваются  различные  системы  сбора  платы  за  проезд  по 

автомагистрали. Прогноз использования различных систем указан в таблице 33. 

Таблица 33 

Система платы 

Прогноз использования, % пользователей 

2008 г. 

2015 г. 

2026 г. 

Электронная плата 

5% 

15% 

30% 

Магнитные карты 

20% 

30% 

40% 

Ручной сбор 

75% 

55% 

30% 

Всего 

100% 

100% 

100% 

Основные  объемно-планировочные  и  конструктивные  решения  по  площадкам  станций 

взимания  платы  (здания,  сооружения,  инженерное  оборудование)  ПВП  приведены  в 

соответствующих томах Проекта. 

 

3.9. 

Красные линии и линии регулирования застройки 

 

Проектом  планировки  территории  для  размещения  линейного  объекта  капитального 

строительства  определены  граница  полосы  отвода  участка  автомобильной  дороги  федерального 

значения М-11, км 15 - км 58 и скорректированы границы территории общего пользования. 

В  границах  полосы  отвода  автомобильной  дороги,  за  исключением  случаев, 

предусмотренных Федеральным законом от  08.11.2007 №257-ФЗ  «Об автомобильных дорогах и 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

131 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

дорожной  деятельности  в  РФ  и  о  внесении изменений  в  отдельные  законодательные  акты РФ», 

запрещаются: 

1)  выполнение  работ,  не  связанных  со  строительством,  с  реконструкцией,  капитальным 

ремонтом,  ремонтом  и  содержанием  автомобильной  дороги,  а  также  с  размещением  объектов 

дорожного сервиса; 

2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для 

обслуживания  автомобильной  дороги,  ее  строительства,  реконструкции,  капитального  ремонта, 

ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса; 

3)  распашка  земельных  участков,  покос  травы,  осуществление  рубок  и  повреждение 

лесных  насаждений  и  иных  многолетних  насаждений,  снятие  дерна  и  выемка  грунта,  за 

исключением  работ  по  содержанию  полосы  отвода  автомобильной  дороги  или  ремонту 

автомобильной дороги, ее участков; 

4)  выпас  животных,  а  также  их  прогон  через  автомобильные  дороги  вне  специально 

установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог; 

5)  установка  рекламных  конструкций,  не  соответствующих  требованиям  технических 

регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения; 

6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению 

безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности. 

Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в 

границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в 

целях: 

-  строительства,  реконструкции,  капитального  ремонта  объектов  дорожного  сервиса,  их 

эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута. 

Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за 

исключением  частных  автомобильных  дорог)  при  заключении  соглашений  об  установлении 

частных  сервитутов  осуществляют  владельцы  автомобильных  дорог.  Соглашения  об 

установлении  частных  сервитутов  в  отношении  земельных  участков  в  границах  полос  отвода 

автомобильных  дорог  в  целях  строительства,  реконструкции,  капитального  ремонта  объектов 

дорожного  сервиса,  их  эксплуатации,  установки  и  эксплуатации  рекламных  конструкций 

заключаются  по  согласованию  с  органом  государственной  власти  или  органом  местного 

самоуправления,  уполномоченными  на  предоставление  данных  земельных  участков  владельцам 

автомобильных  дорог.  При  этом  прекращение  права  постоянного  (бессрочного)  пользования 

данными земельными участками не требуется. 

-  прокладки,  переноса,  переустройства  инженерных  коммуникаций,  их  эксплуатации  на 

условиях  публичного  сервитута.  При  этом  прекращение  права  постоянного  (бессрочного) 

пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных 

сервитутов  в  отношении  земельных  участков  в  границах  полос  отвода  автомобильных  дорог 

принимаются  органом  государственной  власти  или  органом  местного  самоуправления, 

уполномоченными  на  предоставление  данных  земельных  участков  владельцам  автомобильных 

дорог,  по  заявлениям  владельцев  инженерных  коммуникаций.  Решения  об  установлении 

публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных 

дорог  общего  пользования  федерального  значения  принимаются  федеральным  органом 

исполнительной  власти,  осуществляющим  функции  по  оказанию  государственных  услуг  и 

управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. 

Красные линии улиц и проездов определены проектом планировки в соответствии с планом 

красных  линий  городского  округа  Химки  и  города  Москва.  Они  ограничивают  территории, 

предназначенные  для  размещения  инженерных  и  транспортных  коммуникаций.  Размеры 

(расстояние между красными линиями) определены категорией планируемой улицы – от 40 до 120 

м. 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

132 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

Предложения по установлению новых красных линий отображены на схеме «План линий 

градостроительного регулирования».  

Линии  регулирования  застройки  устанавливались  в  соответствии  с  параметрами 

разрешенного  строительного  изменения  объектов  недвижимости  и  с  требованиями  СП 

42.13330.2011.  Расстояние  от  края  основной  проезжей  части  магистральных  дорог  до  линии 

регулирования  жилой  застройки  составляет  50  м,  а  на  участках  установки  шумозащитных 

устройств, обеспечивающих требования СП 51.13330, - 25 м. 

Красные  линии  запроектированы  и  назначены  согласно  РДС  30-201-98.  Предлагается 

установить  красные  линии  дороги  в  соответствии  с  Постановлением  Правительства  РФ  от  2 

сентября 2009г. № 717  «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) 

объектов  дорожного  сервиса»  п.4,  который  гласит,  что  для  обеспечения  необходимых  условий 

производства  работ  по  содержанию  автомобильных  дорог  дополнительно  к  границам  полосы 

отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям № 1 - 15 к настоящим 

нормам,  с  каждой  стороны  автомобильной  дороги  предусматриваются  земельные  участки 

шириной не менее 3 метров. 

В  связи  с  изменениями  красных  линий  необходимо  внести  корректировку  в  планах 

красных линий городского округа Химки и города Москва.  

Для  реализации  основных  положений  настоящей  документации  необходимо  внести 

изменения  в  документацию  по  планировке  территории  в  г.о.  Химки  в  части  изменения  границ 

территории  общего  пользования  и  границ  территориальных  зон,  расположенных  вдоль  границы 

зоны проектирования. 

Порядок подготовки изменений и внесения их в документацию по планировке территории 

устанавливаются  нормативными  правовыми  актами  органов  местного  самоуправления 

муниципальных образований Московской области в соответствии с Градостроительным кодексом 

РФ и законодательством Московской области. 

 

3.10. 

Обоснование зоны санитарного разрыва  

 

Реконструируемый объект является источником негативного акустического воздействия на 

условия  среды  обитания  населения.  В  соответствии  с  СанПиН  2.2.1/2.1.1.1200-03  необходимо 

установление  зоны  санитарного  разрыва  (ЗСР),  т.е.  расстояния  от  источника  шума, 

уменьшающего  вредное  воздействие  до  значений  гигиенических  нормативов.  Основным 

фактором, по которому строится зона санитарного разрыва, является шум. 

Величина  зоны  санитарного  разрыва  устанавливается  в  каждом  конкретном  случае  на 

основании  расчетов  рассеивания  загрязнения  атмосферного  воздуха  и  физических  факторов 

(шума, инфразвука, вибрации) с последующим проведением натурных исследований и измерений. 

Граница  зоны  санитарного  разрыва  -  линия,  ограничивающая  территорию,  за  пределами 

которой  нормируемые  факторы  воздействия  (уровень  воздействия  физических  факторов  и 

химического  загрязнения  атмосферного  воздуха)  не  превышают  установленных  гигиенических 

нормативов. 

При  разработке  зоны  санитарного  разрыва  учитывались  сведения,  рекомендации  и 

ограничения, содержащиеся в следующих законодательных и нормативных документах:  

- Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 

30.03.1999 №52-ФЗ (в ред. от 25.06.2012); 

-  СанПиН  2.2.1/2.1.1.1200-03  «Санитарно-защитные  зоны  и  санитарная  классификация 

предприятий, сооружений и иных объектов»; 

- СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного 

воздуха населенных мест»; 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

133 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

-  СН  2.2.4/2.1.8.562-96  «Шум  на  рабочих  местах,  в  помещениях  жилых,  общественных 

зданий и на территории жилой застройки»; 

-  СН  2.2.4/2.1.8.566-96  «Производственная  вибрация,  вибрация  в  помещениях  жилых  и 

общественных зданий»; 

-  СН  2.2.4/2.1.8.583-96  «Инфразвук  на  рабочих  местах,  в  жилых  и  общественных 

помещениях и на территории жилой застройки санитарные нормы»;  

- СП 51.13330.2011 «Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003». 

Алгоритм определения границ зоны санитарного разрыва выглядит следующим образом: 

-  проводится  расчет  максимальных  разовых  концентраций  загрязняющих  веществ  и 

определяется расстояние, на котором достигаются санитарно-гигиенические нормативы; 

-  назначается  размер  зоны  санитарного  разрыва  по  фактору  загрязнения  атмосферного 

воздуха;  

-  производится  оценка  акустической  и  вибрационной  нагрузки,  а  также  воздействия 

инфразвука,  на  основании  чего  выбирается  граница  территории,  за  пределами  которой 

нормируемые факторы воздействия не превышают установленных гигиенических нормативов по 

факторам шум, вибрация, инфразвук; 

- назначается граница объединенной зоны, которая будет соответствовать границе зоны по 

фактору максимального воздействия. 

В границы зоны санитарного разрыва по фактору химического загрязнения атмосферного 

воздуха нормируемые объекты не попадают. 

Граница зоны санитарного разрыва определяются по фактору шум, как по приоритетному. 

Граница  зоны  санитарного  разрыва  по  фактору  шум  после  применения  шумозащитных 

мероприятий составляет от 35 до 1050 м от края проезжей части объекта (км 15-29) и  от 20 до 895 

м от края проезжей части объекта (км 29-58).  

Для  защиты  селитебной  территории  от  транспортного  шума,  возникающего  в  результате 

эксплуатации  проектируемой  автомобильной  дороги  М-11,  км  15-58,  предусмотрены 

шумозащитные  мероприятия,  включающие  устройство  шумозащитного  остекления  и  установку 

акустических экранов.  

Таблица 34. Границы зоны санитарного разрыва по совокупности техногенных факторов с 

учетом мероприятий (справа по ходу ПК 15-29) 

№ 

п/п 

Пикетаж 

Уровень 

шумового 

загрязнения  на  границе 

зоны санитарного разрыва, 

дБА 

Расстояние,  на  котором 

достигаются 

нормативные  значения 

по 

шумовому 

воздействию, м 

Граница  зоны 

санитарного 

разрыва 

по 

совокупности 

факторов, м 

день 

ночь 

 

ПК  4+00  – 

ПК 19+00 

48 

45 

255-520 

255-520 

 

ПК  19+00  – 

ПК 25+40 

53 

50* 

45-240 

45-240 

 

ПК  25+40  – 

ПК 28+00 

48 

45 

127-190 

127-190 

 

ПК  28+00  – 

ПК 30+00 

51 

48* 

80-180 

80-180 

 

ПК  30+00  – 

ПК 44+00 

48 

45 

113-195 

113-195 

 

ПК  44+00  – 

ПК 47+00 

54 

51* 

85-100 

85-100 

 

ПК  47+00  – 

ПК 72+00 

48 

45 

265-595 

265-595 

 

Пк  72+00  – 

ПК 76+00 

56* 

53* 

35-115 

35-115 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

134 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

 

ПК  76+00  – 

ПК 85+00 

48 

45 

160-290 

160-290 

 

ПК  85+00  – 

ПК 86+80 

58* 

55* 

75-100 

75-100 

 

ПК  86+80  – 

ПК 146+20 

48 

45 

165-1050 

165-1050 

*  –  эквивалентные  уровни  звука  для  шума,  создаваемого  на  территории  средствами 

автомобильного транспорта в 2 м от ограждающих конструкций первого эшелона шумозащитных 

типов  жилых  зданий,  обращенных  в  сторону  магистральных  улиц  общегородского  и  районного 

значения, допускается принимать на 10 дБА выше 

Таблица 35. Границы зоны санитарного разрыва по совокупности техногенных факторов с 

учетом мероприятий (слева по ходу ПК 15-29) 

№ 

п/п 

Пикетаж 

Уровень 

шумового 

загрязнения  на  границе 

зоны 

санитарного 

разрыва, дБА 

 

Расстояние,  на  котором 

достигаются 

нормативные  значения 

по 

шумовому 

воздействию, м 

Граница  зоны 

санитарного 

разрыва 

по 

совокупности 

факторов, м 

день 

ночь 

 

ПК  4+00  – 

ПК 25+00 

58* 

55* 

25-125 

25-125 

 

ПК  25+00  – 

ПК 43+00 

48 

45 

100-310 

100-310 

 

ПК  43+00  – 

ПК 59+00 

48 

45 

235-1000 

235-1000 

 

ПК  59+00  – 

ПК 70+00 

50 

47* 

90-225 

90-225 

 

ПК  70+00  – 

ПК 88+00 

48 

45 

155-530 

155-530 

 

ПК  88+00  – 

ПК 94+00 

53 

49* 

40-175 

40-175 

 

ПК  94+00  – 

ПК 103+00 

48 

45 

65-665 

65-665 

 

Пк  103+00  – 

ПК 108+00 

51* 

48* 

78-100 

78-100 

 

ПК  108+00  – 

ПК 129+00 

48 

45 

105-945 

105-945 

 

ПК  129+00  – 

ПК 134+00 

51* 

47* 

352-480 

352-480 

 

ПК  134+00  – 

ПК 146+20 

48 

45 

86-400 

86-400 

 

Таблица 36. Границы зоны санитарного разрыва по приоритетному техногенному фактору 

с учетом мероприятий (справа по ходу ПК29-58) 

№ 

п/п 

Пикетаж 

Уровень 

шумового 

загрязнения  на  границе 

зоны санитарного разрыва, 

дБА 

 

Расстояние,  на  котором 

достигаются 

нормативные  значения 

по 

шумовому 

воздействию, м 

Граница  зоны 

санитарного 

разрыва 

по 

совокупности 

факторов, м 

день 

ночь 

 

ПК  293+00  – 

ПК 378+00 

48 

45 

65-480 

65-480 

 

ПК  378+00  – 

ПК 393+00 

48 

45 

70-200 

70-200 

 

ПК  393+00  –  48 

45 

90-390 

90-390 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

135 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

ПК 422+00 

 

ПК  422+00  – 

ПК 425+70 

51 

48* 

233-385 

233-385 

 

ПК  425+70  – 

ПК 461+80 

48 

45 

245-550 

245-550 

 

ПК  461+80  – 

ПК 464+00 

51 

48* 

80-135 

80-135 

 

ПК  464+00  – 

ПК 514+00 

48 

45 

105-895 

105-895 

 

Пк  514+00  – 

ПК 520+00 

50* 

47* 

295-540 

295-540 

 

ПК  520+00  – 

ПК 573+00 

48 

45 

70-630 

70-630 

 

ПК  573+00  – 

ПК 575+50 

51* 

48* 

20-130 

20-130 

 

ПК  575+50  – 

ПК 583+00 

48 

45 

130-360 

130-360 

*  –  эквивалентные  уровни  звука  для  шума,  создаваемого  на  территории  средствами 

автомобильного транспорта в 2 м от ограждающих конструкций первого эшелона шумозащитных 

типов  жилых  зданий,  обращенных  в  сторону  магистральных  улиц  общегородского  и  районного 

значения, допускается принимать на 10 дБА выше 

Таблица 37. Границы зоны санитарного разрыва по приоритетному техногенному фактору 

с учетом мероприятий (слева по ходу ПК29-58) 

№ 

п/п 

Пикетаж 

Уровень 

шумового 

загрязнения  на  границе 

зоны 

санитарного 

разрыва, дБА 

 

Расстояние,  на  котором 

достигаются 

нормативные  значения 

по 

шумовому 

воздействию, м 

Граница  зоны 

санитарного 

разрыва 

по 

совокупности 

факторов, м 

день 

ночь 

 

ПК  293+00  – 

ПК 410+90 

48 

45 

65-615 

65-615 

 

ПК  410+90  – 

ПК 413+00 

51 

47* 

338-350 

338-350 

 

ПК  413+00  – 

ПК 467+00 

48 

45 

190-730 

190-730 

 

ПК  467+00  – 

ПК 472+00 

51 

48* 

93-145 

93-145 

 

ПК  472+00  – 

ПК 556+00 

48 

45 

110-700 

110-700 

 

ПК  556+00  – 

ПК 558+70 

50 

47* 

155-180 

155-180 

 

ПК  558+70  – 

ПК 566+00 

48 

45 

130-176 

130-176 

 

Пк  565+00  – 

ПК 566+10 

51* 

48* 

105-285 

105-285 

 

ПК  566+10  – 

ПК 583+00 

48 

45 

285-400 

285-400 

 

В  рамках  разработки  настоящего  дополнения  определена  зона  санитарного  разрыва  по 

таким физическим факторам, как вибрация и инфразвук.   

Оценка воздействия вибрации на состояние селитебной среды и здоровье человека в зоне 

прохождения  проектируемой  скоростной  автомобильной  дороги  Москва-  Санкт-Петербург, 

участок км 15 – км 58, выполнена на основе данных натурных измерений вибрации на селитебной 

территории, прилегающей к платной автомобильной дороге. 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

136 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

Как  показывают  результаты  измерений  на  объекте-аналоге,  в  точке  измерений  в 

помещениях  нормируемого  объекта,  расположенного  на  расстоянии  20  м  до    автомобильной 

дороги  ЗСД,  не  существует  превышения  уровня  вибрации  над  предельно  допустимыми 

значениями для помещений жилых зданий. 

Поскольку  на  рассматриваемом  участке  км  15  –  км  58  проектируемой  скоростной 

автомобильной дорогой Москва- Санкт-Петербург, нормируемые по  уровням вибрации объекты 

находятся  на  расстоянии  более  20  м  от  основного  хода  и  съездов  транспортных  развязок, 

следовательно, прогнозируемое на перспективу воздействие вибрации на селитебную территорию 

в  зоне  прохождения  проектируемой  автомобильной  дороги  не  превысит  нормативных 

показателей. 

Специальных  мероприятий  по  защите  селитебных  территорий  от  вибрации  не 

предусматривается,  так  как  прогнозируемые  показатели  нагрузки  не  превысят  нормативных 

значений. 

Размер  зоны  санитарного  разрыва  скоростной  автомобильной  дорогой  Москва-  Санкт-

Петербург, участок км 15 – км 58, по фактору вибрация составит 20 м от основного хода и съездов 

транспортных развязок. 

Как  показывают  результаты  измерений  на  объекте-аналоге,  в  точке  измерений  вблизи 

нормируемого  объекта,  расположенной  на  расстоянии  18  м  от  автомобильной  дороги  ЗСД,  не 

существует превышения уровня инфразвука над предельно допустимыми значениями. 

Поскольку на рассматриваемом участке проектируемой скоростной автомобильной дороги 

Москва- Санкт-Петербург, участок км 15 – км 58, нормируемые по уровням инфразвука объекты 

находятся  на  расстоянии  более  18  м  от  основного  хода  и  съездов  транспортных  развязок, 

следовательно,  прогнозируемое  на  перспективу  воздействие  инфразвука  на  селитебную 

территорию в зоне прохождения проектируемой автомобильной дороги не превысит нормативных 

показателей. 

Специальных  мероприятий  по  защите  селитебных  территорий  от  инфразвука  не 

предусматривается,  так  как  прогнозируемые  показатели  нагрузки  не  превысят  нормативных 

значений. 

Размер  зоны  санитарного  разрыва  скоростной  автомобильной  дороги  Москва-  Санкт-

Петербург,  участок  км  15  –  км  58,  по  фактору  инфразвук  составит  18  м  от  основного  хода  и 

съездов транспортных развязок 

 

4. ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЛИНЕЙНОГО ОБЪЕКТА 

С УЧЕТОМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 

ТЕРРИТОРИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ 

ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 

 

Основу  градостроительных  ограничений  в  границах  зоны  проектирования  и  на 

прилегающей территории составляют: 

- охранные зоны сетей инженерно-технического обеспечения; 

- санитарно-защитные зоны производственных и иных объектов; 

- зоны санитарной охраны источников водоснабжения; 

-  территория  и  зоны  охраны  объектов  культурного  наследия  (памятников  истории  и 

культуры, памятников археологии), а также вновь выявленных объектов культурного наследия; 

- особо охраняемые природные территории; 

-  водоохранные  зоны,  прибрежные  защитные  полосы,  береговая  полоса  общего 

пользования; 

- лесопарковый защитный пояс г. Москвы; 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

137 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

- санитарный разрыв от автомобильной дороги федерального значения М-11. 

Порядок  установления  охранных  зон  сетей  инженерно-технического  обеспечения,  их 

размеров  и  режим  использования  земельных  участков  в  границах  таких  зон  определяются  для 

каждого  вида  сетей  инженерно-технического  обеспечения  в  соответствии  с  действующим 

законодательством. 

Земельные  участки,  входящие  в  охранные  зоны  сетей  инженерно-технического 

обеспечения,  не  изымаются  у  землепользователей  и  используются  в  соответствии  с  их 

разрешенным использованием и обязательным соблюдением правил охраны сетей. 

Размер, правовой режим и регламент хозяйственной деятельности на территории охранных 

и техническх зон устанавливается документами, перечень которых приведен в табл. 38. 

Таблица 38. Нормативно правовое регулирование хозяйственной деятельности в пределах 

зон с особым режимом использования территории 

Наименование зоны

 

Нормативно-правовой документ

 

Охранная зона ЛЭП

 

Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 

24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов 

электросетевого  хозяйства  и  особых  условий  использования 

земельных участков, расположенных в границах таких зон»

 

Охранная  зона  сетей 

теплоснабжения 

СНИП  41-02-2003  «Тепловые  сети»,  приказ  Министерства 

архитектуры,  строительства  и  ЖКХ  от  17.08.1992  №  197  «О 

типовых  правилах  охраны  коммунальных  тепловых  сетей»;

 

«Правила  теплоснабжения  в  Московской  области»,  утвержденные 

Первым  заместителем  Председателя  Правительства  Московской 

области в 2002 году (пункты 33, 34, 35) 

Охранная  зона  сетей 

связи 

Постановление  Правительства  РФ  от  09.06.1995  №  578  «Об 

утверждении  Правил  охраны  линий  и  сооружений  связи 

Российской Федерации» 

Охранная  зона  сетей 

водоснабжения 

СанПиН  2.1.4.1110-02  «Зоны  санитарной  охраны  источников 

водоснабжения  и  водопроводов  питьевого  назначения»; 

Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  РФ 

от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие санитарных правил и 

норм  «Зоны  санитарной  охраны  источников  водоснабжения  и 

водопроводов  питьевого  назначения.  СанПиН  2.1.4.1110-02»; 

СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» 

Охранная  зона  сетей 

водоотведения 

СНиП  40 – 03 – 99 «Канализация, наружные сети и сооружения»; 

СНиП  3.05.04 – 85* «Наружные сети и сооружения водоснабжения 

и  канализации»;  СНиП  2.05.06  –  85  «Магистральные  

трубопроводы. Строительные нормы и правила»; Постановление от 

12.02.1999 № 167 «Правила пользования системами коммунального 

водоснабжения и канализации в Российской Федерации» МДС 40-

1.2000 

Охранная  зона  систем 

газоснабжения 

Постановление  Правительства  РФ  от  20.11.2000  №  878  «Об 

утверждении  Правил  охраны  газораспределительных  сетей», 

Постановление  Госгортехнадзора  России  от  22.04.1992  №  9 

«Правила охраны магистральных трубопроводов» 

Охранная 

зона 

нефтепровода 

Постановление  Госгортехнадзора  России  от  22.04.1992  №  9 

«Правила охраны магистральных трубопроводов» 

 

Санитарно-защитные зоны устанавливаются вокруг объектов и производств, являющихся 

источниками  воздействия  на  среду  обитания  и  здоровье  человека,  размером,  который 

обеспечивает  уменьшение  воздействия  загрязнения  на  атмосферный  воздух  (химического, 

биологического,  физического)  до  значений,  установленных  гигиеническими  нормативами.  По 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

138 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

своему  функциональному  назначению  санитарно-защитная  зона  является  защитным  барьером, 

обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. 

Использование  земельных  участков  и  объектов  капитального  строительства, 

расположенных  в  пределах  санитарно-защитных  зон  производственных  и  иных  объектов, 

обозначенных  на  карте  градостроительного  зонирования,  определяется  градостроительными 

регламентами,  установленными  применительно  к  соответствующим  территориальным  зонам,  с 

учетом  ограничений,  определенных  законами,  иными  нормативными  правовыми  актами 

применительно к санитарно-защитным зонам. 

В  границах  санитарно-защитной  зоны  промышленного  объекта  или  производства 

допускается размещать: 

- нежилые помещения для дежурного аварийного персонала; 

- помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель); 

- здания управления; 

- конструкторские бюро; 

- здания административного назначения; 

- научно-исследовательские лаборатории; 

- поликлиники; 

- спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа;  

- бани; 

- прачечные; 

- объекты торговли и общественного питания; 

- мотели, гостиницы; 

- гаражи; 

- площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта; 

- пожарные депо; 

- местные и транзитные коммуникации; 

- ЛЭП; 

- электроподстанции; 

- нефте- и газопроводы; 

- артезианские скважины для технического водоснабжения; водоохлаждающие сооружения 

для подготовки технической воды; 

- канализационные насосные станции; 

- сооружения оборотного водоснабжения; 

- автозаправочные станции; 

- станции технического обслуживания автомобилей. 

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: 

- жилую застройку, включая отдельные жилые дома; 

-  ландшафтно-рекреационные  зоны,  зоны  отдыха,  территории  курортов,  санаториев  и 

домов отдыха; 

- территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки; 

- коллективные или индивидуальные дачные и садово-огородные участки; 

- другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; 

- спортивные сооружения; 

- детские площадки; 

- образовательные и детские учреждения; 

- лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. 

Для  автомагистралей,  линий  железнодорожного  транспорта,  гаражей  и  автостоянок 

устанавливается  расстояние  от  источника  химического,  биологического  и/или  физического 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

139 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

воздействия,  уменьшающее  эти  воздействия  до  значений  гигиенических  нормативов  – 

санитарные разрывы. 

Размер  санитарно-защитных  зон  устанавливается  в  соответствии  с  СанПиН 

2.2.1/2.1.1.1200-03  и  другими  нормативно-правовыми  документами,  проектами  санитарно-

защитных  зон,  расчетами  соблюдения  установленных  гигиенических  нормативов  на  границе 

застройки с нормируемыми показателями качества среды обитания.    

К  рассматриваемому  участку  реконструируемой  трассы  примыкают  предпрития, 

сооружения и иные объекты V-IV класса опасности, у которых размер ориентировочный размер 

санитарно-защитной зоны составляет 50-100 м. 

В  соответствии  с  Рекомендациями  по  установлению  зон  ограничения  жилой  застройки  в 

окрестностях  аэропортов  гражданской  авиации  (в  частности  -  Международного  аэропорта 

«Шереметьево»)  из  условий  шума  санитарные  разрывы  представляют  собой  4  зоны,  которые 

выделяются исходя из уровней шумового воздействия: зоны А, Б, В, Г.  

Участок автомобильной дороги М-11 попадает в зону Б, в которой разрешается размещение 

жилых зданий, детских дошкольных учреждений, поликлиник, школ и других учебных заведений, 

гостиниц,  общежитий  с  повышенной  звукоизоляцией  наружных  ограждений,  обеспечивающей 

снижение  шума,  а  также  разрешается  размещение  административных,  проектных,  научно-

исследовательских организаций.  

В  границах  зоны  планируемого  размещения  линейного  объекта  федерального  значения 

планируется  размещение  сооружений,  используемых  при  капитальном  ремонте,  ремонте, 

содержании  автомобильных  дорог  и  которые  явялются  источниками  воздействия  на  среду 

обитания  и  здоровье  человека.  Вокруг  них  устанавливаются  специальная  территория  с  особым 

режимом  использования  (далее  -  санитарно-защитная  зона  (СЗЗ)),  ориентировочный  размер 

которой соответствует требованиям постановления Главного государственного санитарного врача 

РФ от 25.09.2007 N 74  «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических 

правил  и  нормативов  СанПиН  2.2.1/2.1.1.1200-03  "Санитарно-защитные  зоны  и  санитарная 

классификация предприятий, сооружений и иных объектов»: 

- локальные очистные сооружения – 20 м; 

- ДЭП – 300 м; 

- стоянки грузового транспорта – 100 м; 

- снегосплавной пункт – 100 м. 

Особо  охраняемые  природные  территории.  ООПТ  федерального,  регионального  и 

местного  значения  на  территории  г.о.  Химки,  сельских  поселений  Луневское  и  Пешковское  и 

городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района, через которые 

проходит  проектируемая  автодорога,  в  границах  проектируемой  территории  и  на  прилегающей 

территории  размером  500  м  в  обе  стороны  от  границы  проектируемой  полосы  отвода 

автомобильной  дороги  отсутствуют  (материалы  проектной  документации  «Строительство 

скоростной  автомобильной  дороги  Москва-Санкт-Петербург  на  участке  15-й  км-58-й  км», 

получившей  положительное  заключение  государственной  экспертизы  №  277-10/ГГЭ-5074/04  от 

09.04.2010  г.,  письмо  от  Министерства  прирдных  ресурсов  и  экологии  РФ  №12-47/22399  от 

13.11.2013,  письмо  Министерства  экологии  и  природопользования  Московской  области  от 

08.08.2013  №  10/189-1,  письмо  Главы  Солнечногорского  муниципального  района  Московской 

области №4780 от 12.08.13 г., письмо от администрации г.о. Химки № 8838-вх от 15.01.14). 

Согласно  Постановлениию  правительства  Московской  области  №  106/5  от  11.02.2009  г. 

«Об  утверждении  Схемы  развития  и  размещения  особо  охраняемых  природных  территорий  в 

Московской  области»  планируемых  к  организации  ООПТ  областного  значения  вблизи 

проектируемой  автомобильной  дороги  М-11  км  15-58  на  территории  г.о.  Химки  и 

Солнечногорского муниципального района нет. 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

140 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

Согласно  данным  Интегрированной  автоматизированной  информационной  системы 

обеспечения  градостроительной  деятельности  города  Москвы  (далее  -  ИАИС  ОГД) 

(информационный  ресурс  Москомархитектуры),  указанные  в  обращении  земельные  участки,  на 

которых  планируется  размещение  объектов,  расположены  вне  границ  особо  охраняемых 

природных территорий города Москвы. 

Однако  земельные  участки  с  кадастровыми  номерами  77:09:0000000:1000  и 

77:09:0006002:1640  общей  площадью  1,5  га  расположены  в  границах  объекта  природного 

комплекса № 3 «Клязьмы реки и ее притоков долинный комплекс» (далее - объект ПК № 3). По 

материалам Генерального плана города Москвы (Закон г. Москвы от 05.05.2010 № 17) объект ПК 

№  3  расположен  в  зоне  особо  охраняемых  природных  территорий,  природных  и  озелененных 

территорий  и  отнесен  к  природным  и  озелененным  территориям  общего  пользования, 

предусмотренным к формированию в обоснованных границах. 

Объект ПК № 3 входит в состав планируемой к образованию особо охраняемой природной 

территории  «Памятник  природы  «Правобережная  долина  реки  Клязьмы  в  районе 

Молжаниновский» (кадастровый отчет см. Приложение 3). 

Материалы  комплексного  экологического  обследования  указанного  участка  территории, 

обосновывающим  придание  этим  территориям  правового  статуса  особо  охраняемой  природной 

территории не разрабатывались, государственная экологическая экспертиза не проводилась.. 

Статьей  8  Закона  города  Москвы  от  26.09.2001  №  48  «Об  особо  охраняемых  природных 

территориях  в  городе  Москве»  установлено,  что  на  землях,  предназначенных  для  образования 

особо  охраняемых  природных  территорий,  приостанавливается  предоставление  земельных 

участков,  оформление  исходноразрешительной  и  разработка  проектной  документации  на 

размещение, строительство и реконструкцию объектов. 

Ограничения  по  использованию  и  обременения  земельных  участков,  расположенных  на 

территории  объектов  ПК,  установлены  Законом  города  Москвы  от  25.06.2008  №  28 

«Градостроительный  кодекс  города  Москвы»,  Законом  города  Москвы  от  05.05.1999  №  17  «О 

защите зеленых насаждений», Законом города Москвы от 30.04.2014 № 18 «О благоустройстве в 

городе  Москве»,  постановлениями  Правительства  Москвы  от  28.08.2007  №  753-ПП  «Об 

обременениях  земельных  участков  и  ограничениях  их  использования  в  городе  Москве»,  от 

10.09.2002  №  743-ПП  «Об  утверждении  Правил  создания,  содержания  и  охраны  зеленых 

насаждений города Москвы», от 25.09.2007 № 825-ПП  «О схеме рекреационного использования 

территорий  природного  комплекса  города  Москвы»,  от  13.11.2007  №  996-ПП  «О  Генеральной 

схеме озеленения города Москвы на период до 2020 года». 

По  данным  информационной  системы  Реестра  единых  объектов  недвижимости  города 

Москвы  (информационный  ресурс  Департамента  городского  имущества  города  Москвы) 

земельно-правовые  отношения  на  рассматриваемые  земельные  участки  не  оформлены  (письмо 

Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москва № 05-02-85 14/14 от 

14.10.2014 г.). 

С учетом вышеизложенного необходимо проведение специальных мероприятий: 

- разработать проект по изменению границ ПК; 

-  решить  вопрос  о  целесообразности  дальнейшего  сохранения  ООПТ  регионального 

объекта  с  соблюдением  всей  процедуры  образования  и  постановки  на  учет  или  об  его 

упразднении.  

Для  решения  данного  вопроса  необходимо  провести  согласование  с  Департаментом 

природопользования и охраны окружающей среды г. Москва. 

Полезные  ископаемые.  По  заключению  Департамента  по  недропользованию  по 

центральному  федеральному  округу,  на  запрашиваемом  участке  реконструируемой  автодороги 

разведанных  запасов  полезных  ископаемых  поставленных  на  государственный  баланс  по 

состоянию на 01.01.2009 года не числится (письмо отдела геологиии лицензирования по г. Москве 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

141 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

и Московской области Департамента по недропользовани по Центральному федеральному округу 

Федерального агентства по недропользованию от 20.08.2013 № 001548) (приложение 10). 

Карьеры  по  добыче  общераспространенных  полезных  ископаемых  в  границы 

проектируемой  территории  в  г.о.  Химки  и  в  Солнечногорском  муниципальном  районе  не 

попадают  (письмо  Главы  Солнечногорского  муниципального  района  Московской  области  от 

19.02.2014 № вх. 298, письмо Администрации г.о. Химки от 27.02.2014 №173-ЭП) (приложения 

11-12). 

Зоны  охраны  памятников  истории  и  культуры,  а  также  выявленных  объектов 

культурного наследия. 

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в 

границах зон охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях охраны объектов 

историко-культурного наследия. 

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в 

границах зон охраны объектов культурного наследия включают следующие виды ограничений: 

-  по  предельным  размерам  земельных  участков  и  предельным  параметрам  разрешенного 

строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 

-  по стилевым характеристикам застройки; 

-  по процедурам подготовки планировочной и проектной документации и осуществлению 

строительства и реконструкции объектов капитального строительства.  

Режим  использования  земель  в  границах  зон  охраны  памятников  истории  и  культуры 

устанавливается в соответствии с: 

-  Федеральным  законом  от  25.06.2002  №73-ФЗ  «Об  объектах  культурного  наследия 

(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; 

-  Законом  Московской  области  от  21.01.2005  №26/2005-ОЗ  «Об  объектах  культурного 

наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области». 

 Согласно  схеме  территориального  планирования  Московской  области,  утверждённой 

постановлением  Правительства  Московской  области  от  11.07.2007  №  517/23  «Об  утверждении 

Схемы  территориального  планирования  Московской  области  –  основных  положений 

градостроительного  развития»;  генерального  плана  городского  поселения  Мытищи, 

утвержденного  решением  Совета  депутатов  от  24.11.2011  №  27/4,  сведениям,  размещенным  на 

сайте  министерства  культуры  Московской  области  и  в  Государственном  списке  объектов 

культурного наследия памятников истории и культуры федерального и регионального значения, 

расположенных  на  территории  г.о.  Химки  и  Солнечногорского  района  Московской  области, 

утвержденном постановлением Правительства Московской области от 15.03.2002 г. № 84/9  «Об 

утверждении  списка  памятников  истории  и  культуры»  (в  ред.  постановлений  Правительства 

Московской области от 17.05.2004 № 277/18, от 18.10.2004 № 628/41, от 21.12.2005 № 928/51), а 

также согласно письму Министерства культуры Московской области от 12.12.2008 № 16-6457/1-

24  (см.  Отчет  об  инженерно-экологических  изысканиях),  письму  Департамента  культурного 

наследия г. Москвы № ДКН-16-19-126/4-22 от 10.10.2014, в границах землеотвода проектируемой 

трассы  скоростной  автомобильной  дороги  Москва-Санкт-Петербург  на  участке  км15  –  км58 

объекты культурного наследия отсутствуют

Анализ  картографической  информации  материалов  Генерального  плана  сельского 

поселения Луневское показал, что часть территории придорожной полосы автомобильной дороги 

в районе ПК315-ПК318 слева от границы проектирования частично попадает в границы охранной 

зоны ОКН – зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОКН «Путевой дворец» 

в д. Черная Грязь. 

При  археологическом  обследовании,  проводившемся  ООО  «Столичное  археологическое 

бюро»  в составе инженерного проекта в 2004 г, в полосе отвода проектируемой автомобильной 

дороги были выявлены объекты археологического наследия 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

142 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

-  селище  Старбеево.  Селище  расположено  на  правом  берегу  оврага,  впадающего  в  канал 

им. Москва, на его левом берегу, в 700 м юго-западнее юго-восточной окраины д. Старбеево и в 

300 м севернее канала; 

- селище Аэровокзал -Шереметьево. Оно расположено в 25 м к западу от Международного 

шоссе, в 700 м к югу-юго-западу от аэровокзала Шереметьево -2, в 300 м к северу от р. Клязьма, 

на ее левом берегу. Площадка селища находится на правом берегу оврага, возможно, являвшегося 

в древности руслом ручья, впадавшего в р. Клязьма; 

-  стоянка  Клушино  1  расположена  в  l,2  км  к  СЗ  от  д.  Клушино,  на  мысу  первой 

надпойменной террасы левого берега р. Клязьмы, при впадении в нее безымянного ручья, на его 

правом берегу; 

- курганный могильник Пешки (XI-Xlll вв.). Расположен близ с. Пешки, на правом берегу 

р.Клязьма, на расстоянии около 2,5 км от ее русла, справа от шоссе Москва -Санкт-Петербург. 

В  соответствии  с  Федеральным  законом  РФ  «Об  объектах  культурного  наследия 

(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 74-ФЗ в 

полосе  отвода  проектируемой  дороги  на  территории  выявленных  археологических  памятников 

было  проведено  полное  археологическое  исследование  (раскопки),  в  связи  с  чем  указанные 

объекты  исключены  из  числа  объектов  культурного  наследия  (письмо  Министерства  культуры 

Московской области № 16-6457/1-24 от 12.12.2008 г.) (приложение 13). 

Водоохранными  зонами  являются  территории,  которые  примыкают  к  береговой  линии 

рек,  ручьев,  каналов,  озер,  водохранилищ  и  на  которых  устанавливается  специальный  режим 

осуществления  хозяйственной  и  иной  деятельности  в  целях  предотвращения  загрязнения, 

засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды 

обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. 

В  границах  водоохранных  зон  устанавливаются  прибрежные  защитные  полосы,  на 

территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.  

В  соответствии  со  ст.65  Водного  кодекса  РФ  ширина  водоохранной  зоны  рек,  ручьев, 

каналов,  озер,  водохранилищ  и  ширина  их  прибрежной  защитной  полосы  устанавливаются  от 

соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы 

прибрежных  защитных  полос  этих  водных  объектов  совпадают  с  парапетами  набережных, 

ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. 

В соответствии с Водным Кодексом (статья 65, п.п. 4, 11) и письмом Московско-Окского 

бассейнового  водного  управления  ((см.  отчет  об  инженерно-экологических  изысканиях,  шифр 

651-09-5-570/1-ИЭ)) установлены следующие размеры водоохранной зоны и прибежной защитной 

полосы: 

- для канала им. Москвы ширина водоохранной зоны 200 м, ширина прибрежной защитной 

полосы 50 м от береговой линии реки; 

-  для  реки  Клязьма  ширина  водоохранной  зоны  200  м,  ширина  прибрежной  защитной 

полосы 50 м от береговой линии реки; 

-  рек,  ручьев  и  каналов,  протяженность  которых  от  истока  до  устья  не  более  чем  10  км 

ширина  водоохранной  зоны  50  метров,  ширина  прибрежной  защитной  полосы  30-50  м  от 

береговой линии реки в зависимости от уклона берега водного объекта. 

В границах водоохранных зон запрещаются: 

1) использование сточных вод для удобрения почв; 

2)  размещение  кладбищ,  скотомогильников,  мест  захоронения  отходов  производства  и 

потребления,  химических,  взрывчатых,  токсичных,  отравляющих  и  ядовитых  веществ,  пунктов 

захоронения радиоактивных отходов; 

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

143 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..