«СТРОИТЕЛЬСТВО СКОРОСТНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ МОСКВА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА УЧАСТКЕ 15-58 КМ» - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     «СТРОИТЕЛЬСТВО СКОРОСТНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ МОСКВА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА УЧАСТКЕ 15-58 КМ». ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

«СТРОИТЕЛЬСТВО СКОРОСТНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ МОСКВА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА УЧАСТКЕ 15-58 КМ» - часть 7

 

 

 

 

 

Сопоставление  трех  охарактеризованных  выше  вариантов  трассы  по  различным  их 

параметрам/показателям на основе экспертной оценки дано ниже в таблице 25. 

Рис. 8. Варианты прохождения проектируемой трассы 

 

Таблица 25.  Сравнительная  характеристика  альтернатив  по  выбору  коридора 

строительства автотрассы на участке 15-29 км 

Критерии 

сравнения 

альтернатив 

Вариант  1  (эстакада  5 

км  длиной  над  трассой 

М10) 

Вариант 

(пересечение 

Молжаниновского  района  г. 

Москвы) 

Вариант 

(пересечение 

Химкинского  лесопарка  по  его 

центральной оси) 

«Нулевой» вариант 

1. 

Планировочн

ые 

ограничения 

Отсутствуют 

Молжаниновский район в 1983 

году  передан  в  состав  г. 

Москвы  Отказ  Московских 

властей  в  прохождении  по 

территории  Молжаниновского 

района  

Сняты 

Распоряжением 

правительства  РФ  от  5.11.09  г.  № 

1642-р,  правомочность  которого  в 

настоящее время оспаривается  

Отсутствуют 

2. 

Проработанн

ость проекта 

Не прорабатывался 

Не прорабатывался 

Проект разработан 

Нет необходимости 

3. Легитимность 

 

3.1. 

Юридические 

препятствия 

Значимых нет 

Земли 

в 

границах 

Молжаниновского  района  в 

2001-2003 

гг. 

отведены 

Постановлениями 

правительства  Москвы  на 

другие 

цели 

(гольф-поля, 

центр 

технических 

видов 

спорта) 

Обращения  в  судебные  инстанции 

и  Генпрокуратуру  РФ  со  стороны 

граждан  и  российского  отделения 

«Гринпис» 

о 

незаконности 

распоряжения  правительства  РФ  о 

переводе  земель  в  границах 

Химкинского  леса  в  земли 

транспорта 

Значимых нет 

4. Экономика 

 

4.1.  Маршрут 

и 

протяженност

ь 

Длиннее  варианта  2  на 

350 м 

Наиболее короткий маршрут 

Длиннее варианта 2 на 1800 м 

Не применимо 

4.2. Стоимость 

строительства 

(в  ценах  2004 

г) 

27 млрд. руб. 

17, 5 млрд. руб. 

21 млрд. руб. 

Прямых  вложений  не 

требуется  

4.3. Сторонние хозяйствующие субъекты (не природопользователи) 

 

4.3.1. 

Получение 

преимуществ 

Средние  

Максимальные 

Минимальные 

Минимальные 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

96 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

Критерии 

сравнения 

альтернатив 

Вариант  1  (эстакада  5 

км  длиной  над  трассой 

М10) 

Вариант 

(пересечение 

Молжаниновского  района  г. 

Москвы) 

Вариант 

(пересечение 

Химкинского  лесопарка  по  его 

центральной оси) 

«Нулевой» вариант 

4.3.2. Ущерб 

Максимальные 

компенсационные 

выплаты  

Средние 

компенсационные 

выплаты 

Минимальные  компенсационные 

выплаты 

Необходимость 

в 

компенсациях 

отсутствует 

4.4.  Прямой  и 

косвенный 

экономически

й  ущерб  и 

потери в связи 

с 

развитием 

дорожной 

инфраструкту

ры  

Высокие 

в 

течение 

периода  строительства  и 

в  связи  с  высокими 

компенсационными 

выплатами 

Умеренные (возможный ущерб 

для частных собственников) 

Умеренные  (упущенная  эколого-

экономическая  выгода,  ущерб 

биоразнообразию и рекреации) 

Высокие 

(инфраструктура 

не 

развивается) 

4.5.  Прямые  и 

косвенные 

экономически

е 

преимущества 

от 

развития 

дорожной 

инфраструкту

ры 

Сохраняются 

на 

современном уровне 

Высокие 

Преимущества  снижаются  за  счет 

эколого-экономическего ущерба 

Наименьшие 

5. Население 

 

5.1. 

Воздействие 

на 

здоровье 

население 

в 

зоне  влияния 

автодороги 

М10 

 Максимальное  

Минимальное 

Затрагивается в средней степени 

Ситуация 

для 

населения 

вдоль 

автодороги  М10  будет 

ухудшаться. 

Могут 

создаваться 

неприемлемые  риски 

для здоровья 

5.2. 

Воздействие 

на 

здоровье 

населения 

Химкинского 

и 

Солнечногорс

кого  районов 

вне 

зоны 

влияния 

автодороги 

М10 

Уменьшится 

Увеличится в средней степени 

Увеличится, 

но 

остается 

в 

пределах  допустимых  воздействий 

и рисков (при условии выполнения 

положений 

Проектной 

Документации) 

Незначительное 

5.3. 

Воздействие 

на рекреантов 

Минимальное 

Среднее  

Максимальное 

Рекреанты  получают 

преимущество 

5.4. 

Переселение 

Максимальное 

Среднее 

Минимальное 

Минимальное 

5.5. 

Формирование 

социальной 

напряженност

и 

и 

протестных 

настроений  

Минимальное 

Среднее  

Максимальное 

Минимальное 

6. Окружающая среда и природопользование 

 

6.1. 

Загрязнение 

воздуха 

химическими 

веществами 

Кумулятивное 

максимальное 

загрязнение  

Загрязнение 

в 

рамках 

допустимого 

Локально 

сверхнормативное 

загрязнение 

по 

отдельным 

объектам и прилегающим участкам 

будущей автотрассы 

Дальнейший 

рост 

сверхнормативного 

загрязнения 

по 

автотрассе  М10  при 

сохранении 

регионального фона по 

основной  территории 

Химкинского леса 

6.2. Шум/свет 

Кумулятивное 

максимальное 

воздействие 

Воздействие 

в 

рамках 

допустимого 

за 

счет 

компенсационных 

мероприятий 

Неблагоприятное  воздействие  на 

дикую фауну 

Вдоль  трассы  М-10 

воздействие 

сохраняется 

на 

современном  высоком 

уровне,  минимальное 

воздействие 

по 

вредным  физическим 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

97 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

Критерии 

сравнения 

альтернатив 

Вариант  1  (эстакада  5 

км  длиной  над  трассой 

М10) 

Вариант 

(пересечение 

Молжаниновского  района  г. 

Москвы) 

Вариант 

(пересечение 

Химкинского  лесопарка  по  его 

центральной оси) 

«Нулевой» вариант 

факторам 

на 

остальные территории 

6.3.  Площади 

отвода 

в 

границах 

Химкинского 

леса 

20 га 

20 га 

144 га 

Необходимость 

отвода отсутствует 

6.4.  Угодья, 

их 

уникальность 

Минимальное 

(преобладают пустоши) 

Среднее 

(преобладают 

сельхозугодья)  

Максимальное (пригородные леса) 

Не затрагивается 

6.5. 

Сторонние 

хозяйствующ

ие  субъекты 

природопольз

ователи  

Минимальное  

Средняя 

(преобладают 

сельхозугодья) 

Максимальная (пригородные леса) 

Не затрагивается 

6.6. Биоразнообразие 

6.66.1. 

Воздействие 

на 

биоразнообра

зие 

без 

принятия  мер 

по 

повышению 

природоохран

ного  статуса 

территорий 

Низкое 

Среднее 

Высокое 

Отсутствует 

6.6.2. 

Воздействие 

на 

биоразнообраз

ие  при  условии 

принятия  мер 

по  повышению 

природоохранн

ого  статуса 

территорий 

Низкое 

Среднее 

Максимальное 

Минимальное 

6.7. 

Ущерб 

средообразую

щей 

роли 

лесной 

растительност

и  

Минимальный 

Средний  (отчуждение  менее 

3% лесных угодий) 

Высокий  (отчуждение  более  10% 

лесных угодий) 

Отсутствует 

6.8. 

Ущерб 

природному  и 

культурному 

наследию 

Умеренный 

(Дубовая 

роща, 

родник 

Св. 

Георгия) 

Умеренный  (Дубовая  роща, 

родник Св. Георгия) 

Максимальный (лесопарковая зона, 

источник 

Св. 

Георгия, 

потенциальные ООПТ, в том числе 

Дубовая 

роща, 

Мезотрофное 

болото, долина р. Клязьмы) 

Отсутствует 

6.9. 

Ущерб 

эстетическим 

свойствам 

ландшафта 

Минимальный 

Средний 

Максимальный 

Отсутствует 

 

Таким образом, из рассмотренных проектными организациями альтернатив следует, что: 

- «нулевая альтернатива» не решает транспортных вопросов, но также представляет собой 

нарастающую угрозу для здоровья населения, проживающего вдоль магистрали М-10; 

- альтернатива 1 приведет к высоким воздействиям на качество  атмосферного воздуха (в 

т.ч.  за  счет  кумулятивных  эффектов)  и  здоровье  населения,  а  также  вызовет  необходимость 

масштабного переселения населения; 

-  альтернатива  2  несет  в  себе  наименьшие  экологические  риски,  в  том  числе  в  связи  с 

воздействием  на  биоразнообразие,  но  ее  реализация  связана  с  юридическими  препятствиями  в 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

98 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

части  отказа  в  2004  году  организациями  Москвы  в  выделении  земель  в  границах 

Молжаниновского района под трассу автомагистрали; 

- альтернатива 3 приведет к наибольшему воздействию на биоразнообразие Химкинского 

лесопарка (в том числе двух его участков, намеченных к переводу в статус Памятников природы 

областного  значения),  но  позволит  избежать  масштабного  переселения  и  снизит  риски  для 

здоровья населения, проживающего вдоль автодороги М10 (по сравнению с альтернативой 1). 

Последующее  проектирование  автомагистрали  осуществлялось  в  привязке  к  положению 

трассы по Варианту 3. На отдельных локальных участках в конкретных ограничениях застройки и 

задач  будущего  развития  территории  были  изучены  дополнительные  варианты  положения  и 

конструкции  дороги.  Так,  для  участка  прохождения  магистрали  межу  землями  аэропортового 

комплекса  Шереметьево  и  Молжаниновского  района  Москвы  был  принят  эстакадный  вариант, 

позволяющий  в  перспективе  развиваться  аэропортовому  комплексу  к  западу  от  автотрассы  в 

направлении Молжаниновского района. 

Здесь же было изучено несколько линейных положений автотрассы относительно границ 

садоводческого товарищества «Пойма» (так называемые Варианты 4 и 5). Вариант №4 не прошел 

согласования с аэропортом Шереметьево, так как он проходит по землям, зарезервированным под 

строительство  перспективного  терминала.  Вариант  №5  является  единственно  возможным 

компромиссным вариантом без сноса садоводческого товарищества «Пойма». Трасса по варианту 

№5  в  районе  СНТ  «Пойма»  согласована  со  всеми  заинтересованными  организациями: 

Администрацией  городского  округа  Химки,  ОАО  «МАШ»,  Терминалом  №3,  садоводством 

«Пойма», главным архитектором городского округа Химки. 

Вариантом 5 обеспечивалось максимальное удаление автотрассы от границ СНТ «Пойма» и 

исключалась  необходимость  выкупа  земель/сноса  объектов  в  этом  товариществе  для  нужд 

строительства  автотрассы.  Это  оптимальное  положение  (Вариант  5)  обеспечено  принятием  для 

автомагистрали  наименьшего  из  допустимых  радиусов  кривых  в  плане,  равного  800  м. 

Максимальная скорость движения автотранспорта на этом участке будет ограничена 120 км/час. 

Вместе с тем, в имеющейся проектной документации отсутствуют  материалы по анализу 

возможных  альтернатив  размещения  инфраструктурных  объектов  автомагистрали,  ныне 

планируемых к строительству в пределах Химкинского лесопарка (два пункта оплаты за проезд, 

база эксплуатации автомагистрали с площадкой накопления снега от расчистки дороги в зимний 

период,  две  площадки  отдыха,  пункт  дорожной  автоинспекции).  Такой  анализ  может  иметь 

существенное значение для снижения площадей вырубки в Химкинском лесопарке, поскольку во 

многом  именно  из-за  размещения  в  границах  леса  объектов  инфраструктуры,  требуемая  под 

строительство  автомагистрали  площадь  лесных  земель  составляет  уже  не  50  га,  как 

зафиксировано в Акте 2005 года, а по состоянию на ноябрь 2009 года - 144 га. 

Результаты рассмотрения возможных вариантов положения трассы автомагистрали 

Детальный  анализ  всех  трех  вариантов  был  осуществлен  в  Градостроительном 

обосновании  строительства  новой  автомагистрали,  выполненном  в  2004  году  Институтом 

Генплана г. Москва и Институтом градостроительства Московской области. Этим обоснованием с 

учетом всех аспектов и факторов к реализации был рекомендован Вариант 3. 

В  феврале  2005  года  по  распоряжению  Главы  Администрации  городского  округа  Химки 

была  создана  комиссия  по  предварительному  выбору  участка  под  размещение  трассы 

автомагистрали. Комиссия состояла из представителей Администрации городского округа Химки, 

территориальных  администраций  в  составе  городского  округа  Химки,  по  территориям  которых 

намечалось  прохождение  трассы,  представителей  природоохранных  надзорных  органов, 

проектных  организаций.  Также  входил  в  состав  комиссии  директор  Красногорского  лесхоза,  в 

ведении  которого  находились  вопросы  ведения  лесного  хозяйства  и  охраны  Химкинского 

лесопарка. 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

99 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

В марте 2005 года комиссия подготовила Акт выбора участка для обоснования инвестиций 

в  строительство  трассы  платной  скоростной  автомагистрали  от  МКАД  до  границы  городского 

округа Химки и Солнечногорского района. 

В  Акте  отмечена  юридическая  (на  тот  момент)  невозможность  реализации  Варианта  2, 

техническая сложность и затратность Варианта 1. Также зафиксировано, что прохождение трассы 

через Химкинский лесопарк по Варианту 3 потребует вырубки 50 га лесов.  

Отдельно  отмечено,  что  решение  по  Варианту  3,  связанное  с  вырубкой  этих  площадей и 

разделением  Химкинского  лесопарка  автотрассой  на  2  части  «является  очень  негативным,  но 

неизбежным». 

Вывод  Акта  гласил,  что  «на  основании  рассмотрения  вариантов трассы  на  совещаниях и 

советах  разных  уровней  было  отдано  предпочтение  Варианту  3,  который  был  предложен  для 

дальнейшей  проработки  и  увязки  всех  технических  решений  с  заинтересованными 

организациями» 

Комиссия  признала  целесообразным  «выделение  земельного  участка  под  строительство 

объектов  по  Варианту  3»  и  рекомендовала  Администрации  городского  округа  Химки  «издать 

Постановление о размещении трассы дороги на данном земельном участке». 

Впоследствии  допустимость  прохождения  трассы  автомагистрали  по  Варианту  3  была 

подтверждена: 

- Главгосэкспертизой, согласовавшей проект строительства автомагистрали; 

- Федеральным Агентством лесного хозяйства РФ, согласовавшим ходатайство о переводе 

земель в пределах Химкинского лесопарка из состава земель лесного фонда в земли транспорта; 

-  Правительством  РФ,  издавшим  Распоряжение  о  переводе  144,88  га  земель  в  пределах 

Химкинского  леса  из  состава  лесного  фонда  в  земли  транспорта  (с  компенсационным 

увеличением площадей лесопарковых территорий в ближайшем Подмосковье). 

 

3.4.  Основные проектные решения. Категория, число полос движения и 

другие основные параметры автомобильной дороги федерального 

значения 

 

Проектирование  автомобильных  дорог  общего  пользования,  предназначенных  для 

эксплуатации  на  платной  основе  (далее  -  платные  автомобильные  дороги)  на  территории 

Московской  области  осуществляется  в  соответствии  с  требованиями  Постановления 

Правительства  МО  от  08.04.2002  №  131/12  «Об  утверждении  нормативных  документов  по 

созданию  и  эксплуатации  платных  автомобильных  дорог  Московской  области»  (вместе  с 

«Примерным  договором  о  создании и  эксплуатации платной  автомобильной дороги  (дорожного 

объекта)»,  «Требованиями  к  созданию  и  эксплуатации  объектов  дорожного  сервиса  на  платных 

автомобильных дорогах Московской области») 

Согласно заданию на разработку проекта, выполненных технико-экономических расчетов, 

перспективной интенсивности движения, составляющей от 55,99 тыс. физ. авт./сут. до 106,32 тыс. 

физ.  авт./сут  на  участке  км  15  км  29  и  от  43,77  тыс.  физ.  авт./сут  –  86,34  тыс.  физ.  авт./сут  на 

участке  км  29  –км  58, на  основании  ГОСТ Р 52398-2005,  ГОСТ  Р  52399-2005,  СТУ-МСП 2007, 

ГОСТ  Р  52748-2007  и  СП  34.13330.2012  трасса  автомобильной  дороги  должна  быть 

запроектирована по параметрам дороги IА категории. 

В проекте приняты следующие технические параметры: 

Техническая категория автодороги  

 

 

 

 

 

 IА; 

Расчетная скорость    

 

 

 

 

 

 

 

150 км/час; 

-на трудных участках  

 

 

 

 

 

 

 

120 км/час; 

Общее число полос движения  

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

100 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

10 на участке до подъезда к г. Зеленограду 

8 на участке за подъездом к г. Зеленограду; 

Ширина полосы движения    

 

 

 

 

 

 

3,75 м; 

Ширина обочины при условии устройства барьерного  

ограждения на обочине  

 

 

 

 

 

 

 

4,00; 

Ширина остановочной полосы      

 

 

 

 

 

3,0 м; 

Ширина центральной разделительной полосы    

 

 

 

3,70м; 

Ширина краевой полосы у разделительной полосы  

 

 

 

1,0 м 

Радиусы кривых в плане: 

минимальный основной    

 

 

 

 

 

 

1200 м; 

минимальный на трудных участках  

 

 

 

 

 

800 м; 

Продольный уклон    

 

 

 

 

 

 

 

30% 

Радиусы вертикальных кривых в продольном профиле 

выпуклой  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30000м;  

вогнутой  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8000 м 

Расчетный уровень загрузки  

 

 

 

 

 

 

0,45 – 0,7 

Коэффициент надежности при расчете дорожной одежды  

 

 

 

0,98 

Расчетные нагрузки для искусственных сооружений основного хода    

А-14, НК-80 

Ширина полосы отвода под автодорогу в основном  

 

 

 

 

100м 

Ширина земляного полотна (на дороге), м  

 

 

 

49,2  

(41,7 на участке км 29-км 58 для  

8 полос движения на полное 

развитие; 26,7 для 4 полос 

движения на 1-ю очередь). 

Ширина проезжей части, м   

 

 

 

На 1-ю очередь: 

- участок км 15+470 – км 27+800 – 10х3,75; 

- участок км 27+800 – км 29+722 – 8х3,75; 

- участок км 29+722 – км 36+513 – 8х3,75; 

- участок км 36+513 – км 58+764 – 4х3,75; 

На полное развитие: 

- участок км 29+722 – км 36+513 – 10х3,75; 

- участок км 36+513 – км 58+764 – 8х3,75. 

Количество транспортных развязок  

 

 

7 шт. (без Бусиновской развязки) 

Количество мостов    

 

 

 

 

 

 

 

 

5 шт.,  

в том числе: 

малых   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средних  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип дорожной одежды  

 

 

 

 

 

 

капитальный 

Вид покрытия  

 

 

 

 

 

 

 

асфальтобетон 

Начало  трассы  принято  на  МКАД  (км77+330)  на  Бусиновской  транспортной  развязке  с 

учетом  разработанного  Градостроительного  обоснования  и  с  учетом  разработанного  НИиПИ 

Генерального  плана  города  Москвы  планировочного  решения  трассы  входа  скоростной 

автомобильной  магистрали  Москва  –  Санкт-Петербург  на  участке  МКАД  -  4-е  транспортное 

кольцо – ул. Академика Королева (включая Бусиновскую транспортную развязку). 

Начало  строительных  работ,  исходя  из  вышесказанного,  принято  на  ПК  4+00  в  начале 

проектируемой  эстакады  (ориентировочно  конец  Бусиновской  транспортной  развязки)  –  это 

решение согласовано в НИиПИ генплана города Москвы. 

Конец  трассы  участка  МКАД  –  Шереметьево-1  ПК146+00  (км29+678)  соответствует 

началу трассы проекта строительства ФАД «Россия» на участке от Шереметьево-1 (км29+300) до 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

101 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

км100  с  обходом  г.  Солнечногорска  и  г.  Клина.  Граница  участков  принята  на  границе 

Химкинского и Солнечногорского районов.  

Конец  строительных  работ  по  участку  км  15-й  –  км  58-й  находится  на  ПК  583+00  за 

транспортной  развязкой  на  пересечении  с  существующей  автодорогой  М-10  «Россия»  в  районе 

д.Пешки. 

Общее протяжение трассы по участку км 15-й – км 58-й составляет - 43 км 130 м., в том 

числе: 

- участок МКАД – Шереметьево-1(км15 – км29) –14 км 206 м., 

- участок Шереметьево-1 (км29 - км58) – 28 км 924 м. 

В плане трасса имеет 21 угол поворота, минимальные радиусы кривых составляют 800 м. 

Минимальные  радиусы  800  м  приняты  на  участках  застройки  в  районе  г.  Химки  и 

садоводства Пойма. 

На  основании  п.  4.10  СП  34.13330.2012,  если  автомобильная  дорога  проходит  по 

территориям  населённых  пунктов,  то  в  этом  случае  при  проектировании  следует 

руководствоваться  требованиями  СП  42.13330.2011  «Планировка  и  застройка  городских  и 

сельских поселений». 

Отвод  земель  в  постоянное  пользование  необходим  для  размещения  земляного  полотна 

дороги, включая водоотводные сооружения, транспортных развязок, инженерных сооружений, в 

том  числе  мостовых  сооружений,  инженерных  коммуникаций,  подпорных  стенок,  очистных 

сооружений, линий и сооружений электроснабжения и т.д.  

Автомобильная  дорога  в  зависимости  от  условий  проезда  по  ней  и  доступа  на  нее 

транспортных средств  относится к категории скоростные автомобильные дороги. Согласно п.16 

ст.  5  Федерального  закона  РФ  «Об  автомобильных  дорогах  и  о  дорожной  деятельности  в 

Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской 

Федерации» к скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на 

которые  возможен  только  через  транспортные  развязки  или  регулируемые  перекрестки,  на 

проезжей  части  или  проезжих  частях  которых  запрещены  остановки  и  стоянки  транспортных 

средств  и  которые  оборудованы  специальными  местами  отдыха  и  площадками  для  стоянки 

транспортных средств.  

Ширина проектируемой полосы постоянного отвода проектируемого участка дороги М-

11  колеблется  в  пределах  около  100  м,  что  соответствет  планируемым  характеристикам 

автомобильной  дороги,  установленным  в  Схеме  территориального  планирования  транспортного 

обслуживания Московской области (таблица 1).  

В соответствии с Приказом № 5 от 13.01.2010  «Об  установлении и использовании полос 

отвода  автомобильных  дорог  федерального  значения»  установлен  Порядок  установления  и 

использования полос отвода. 

Размещение  объектов  в  пределах  полосы  отвода  автомобильной  дороги  федерального 

значения,  переданной  в  доверительное  управление  государственной  компании  "Российские 

автомобильные  дороги",  осуществляется  с  учетом  особенностей,  установленных  Федеральным 

законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ. 

Устройство  пересечений  автомобильной  дороги  железнодорожными  путями  в  разных 

уровнях  осуществляется  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  08.11.2007  №  257-ФЗ, 

Федеральным  законом  о  железнодорожном  транспорте,  Федеральным  законом  о  безопасности 

дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми 

актами Российской Федерации. 

В  соответствие  с  Приказом  №  4  от  13.01.2010  «Об  установлении  и  использовании 

придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» и п. 1 ст. 26 Федерального 

закона  РФ  от  08.11.2007  №  257-ФЗ  «Об  автомобильных  дорогах  и  о  дорожной  деятельности  в 

Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

102 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

Федерации»  установлен  порядок  установления  и  использования  придорожных  полос,  которые 

устанавливаются  для  автомобильных  дорог,  за  исключением  автомобильных  дорог, 

расположенных в границах населенных пунктов.  

В рамках выполняемого проекта планировки для проектируемого  участка автомобильной 

дороги М-11 придорожная полоса устанавливается шириной 100 м. 

В границы придорожной полосы не вошли: 

- территории, расположенных в границах населенных пунктов (ст. 26 Федерального закона 

от  08.11.2007  №  257-ФЗ  «Об  автомобильных дорогах  и  о  дорожной деятельности  в Российской 

Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 

-  территория  СНТ  «Бухарово»,  ДНП  «Овсянниково-2»,  КХ  «Дубрава»  по  требованию 

органа  местного  самоуправления  сельского  поселения  Пешковское  Солнечногорского 

муниципального района; 

-  территория  городского  округа  Химки.  Согласно  разрабатываемому  генеральному  плану 

городского округа Химки, границы городского округа будут совпадать с границами населенного 

пункта. 

В  пределах  придорожной  полосы  автомобильной  дороги  федерального  значения 

устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в 

целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий 

реконструкции,  капитального  ремонта,  ремонта,  содержания  таких  автомобильных  дорог,  их 

сохранности и с учетом перспектив их развития, который предусматривает, что в придорожных 

полосах  федеральных  автомобильных  дорог  общего  пользования  запрещается  строительство 

капитальных сооружений, за исключением: 

-  объектов,  предназначенных  для  обслуживания  таких  автомобильных  дорог,  их 

строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания; 

-  объектов  Государственной  инспекции  безопасности  дорожного  движения  Министерства 

внутренних дел Российской Федерации; 

-  объектов  дорожного  сервиса,  рекламных  конструкций,  информационных  щитов  и 

указателей; 

- инженерных коммуникаций. 

Строительство  и  реконструкция  объектов  указанных  объектов  в  пределах  придорожных 

полос  автомобильных  дорог  федерального  значения  переданных  в  доверительное  управление 

государственной  компании  "Российские  автомобильные  дороги",  осуществляется  с  учетом 

особенностей,  установленных  Федеральным  законом  от  17.07.2009  №  145-ФЗ  в  соответствии  с 

документацией по планировке территории при соблюдении следующих условий: 

1) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге федерального значения 

и другие условия безопасности дорожного движения; 

2)  размещение  объектов  должно  обеспечивать  возможность  выполнения  работ  по 

содержанию  и  ремонту  такой  автомобильной  дороги  и  входящих  в  ее  состав  дорожных 

сооружений. 

Размещение инженерных коммуникаций в пределах полосы отвода автомобильной дороги 

федерального  значения  допускается  при  наличии  согласия,  выдаваемого  в  письменной  форме 

владельцем автомобильной дороги, и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в 

соответствии  с  Градостроительным  кодексом  Российской  Федерации,  Федеральным  законом  от 

08.11.2007 № 257-ФЗ и Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ. 

Временный отвод земель проектом предусмотрен за пределами постоянной полосы отвода 

для переустройства инженерных коммуникаций, складирования растительного грунта в штабеля и 

валы,  размещения  площадок  под  бытовые  городки  строителей  и  подъездные  дороги, 

складирования щебня и площадок для хранения материалов. 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

103 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

3.5.  Устройства пересечений и примыканий проектируемой 

автомобильной дороги общего пользования федерального значения 

с другими дорогами и элементами улично-дорожной сети 

 
Транспортные  развязки.  Согласно  требованиям  ГОСТ  Р  52398-2005  «Классификация 

автомобильных  дорог»  доступ  на  дорогу  категории  I-А  возможен  через  пересечения  и 

примыкания  в  разных  уровнях  (без  пересечения  потоков  прямого  направления),  устроенных  не 

чаще,  чем  через  5  км  друг  от  друга.  Доступ  на  дорогу  с  примыкания  в  одном  уровнене 

допускается.  Данные  дороги  не  должны иметь  пересечений  в  одном  уровне  с  автомобильными, 

железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками. 

Аналогичные  требования  указаны  в  разделе  2.5.  Постановления  Правительства  МО  от 

08.04.2002 № 131/12. Пересечения должны проектироваться в разных уровнях потоков, при этом 

должно быть обеспечено безопасное и удобное движение автомобилей с расчетными скоростями 

по основным направлениям. Левоповоротные съезды могут выполняться в виде левоповоротной 

эстакады над проезжей частью дороги или по типу развязки "клеверный лист". 

Расстояния  между  съездами  (въездами)  на  платную  дорогу  определяются  по  результатам 

технико - экономических обоснований в зависимости от расположения сети дорог на территории и 

интенсивности притока движения на платную дорогу на планируемых развязках и примыканиях и 

ухода с нее. Кроме того, учитывается перспектива развития дорожной сети в районе, тяготеющем 

к платной дороге. 

Пересечения  платных  автомобильных  дорог  с  любыми  железными  дорогами 

осуществляется в разных уровнях. 

В  связи  с  вышесказанным  возникает  необходимость  в  строительстве  транспортных 

развязок в разных уровнях и строительстве путепроводов в местах пересечения с существующими 

дорогами.  

В проекте «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на 

участке  км  15  –  км  58»,  разработанным  ЗАО  «Петербург-Дорсервис»  в  2007  г.  и  получившим 

положительное заключение государственной экспертизы в 2007, 2010, 2014 гг., на пересечении с 

основными  сетеобразующими  дорогами  запроектировано  строительство  7  транспортных 

развязок.  

В том числе: 

- на участке км 15 – км 29 - 4-х транспортных развязок; 

- на участке км 29 – км 58 - 3-х транспортных развязок; 

В  соответствии  с  заданием  Заказчика  и  по  решениям  по  оптимизации  ООО  «СЗКК» 

транспортные развязки №№ 1, 3 и 7 были откорректированы. 

На участке км 15 – км 29 предусмотрено строительство следующих развязок: 

-  транспортная  развязка  №1  на  пересечении  с  ул.  Библиотечной  города  Химки  и 

Лихачевским  шоссе.  Данная  транспортная  развязка  представляет  индивидуальный  целый 

транспортный узел, включающий также в свой состав подъезд к Коровинской развязке на МКАД с 

частичной  ее  реконструкцией  со  стороны  области.  Данная  развязка  по  материалам  Схемы 

транспортного  обслуживания  Московской  области  соответствует  транспортной  развязке  Ф.9 

(табл. 2); 

- транспортная развязка №2 на пересечении с подъездом к г. Химки, по типу «клеверного 

листа».  По  предложению  ООО  «СЗКК»  строительство  этой  развязки  было  отнесено  на  вторую 

очередь,  с  выделением  на  этапе  ввода  в  эксплуатацию  двух  служебных  проездов  для  связи 

основной  дороги  с  ДЭП,  при  этом  предусматривается  строительство  одной  проезжей  части 

путепровода над основной дорогой. В материалах СТП РФ и и СТП Московской области данная 

развязка не запланирована.  

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

104 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

-  транспортная  развязка  №3,  или  Ф.10  по  материалам  СТП  Московской  области,  на 

пересечении с Международным шоссе выполнена в индивидуальной конфигурации и служит для 

обеспечения транспортных связей проектируемой дороги с Международным шоссе и территорией 

международного аэропорта Шереметьево.  

-  транспортная  развязка  №  4  на  пересечении  с  подъездом  к  аэропорту  Шереметьево-1, 

индивидуального  типа  из  двух  труб.  Данная  развязка  не  претерпела  изменений.  В  связи  с 

уменьшением  количества  полос  на  основной  дороге  на  первую  очередь  строительства  введены 

дополнительные  объемы  работ  на  первую  и  вторую  очереди  строительства.  Данная  развязка  по 

материалам  Схемы  транспортного  обслуживания  Московской  области  соответствует 

транспортной развязке Ф.11 (табл. 2); 

На участке км 29 – км 58 предусмотрено строительство следующих развязок: 

-  транспортная  развязка  №5  на  пересечении  проектируемой  автодороги  с  подъездом  к 

г.Зеленограду по типу «труба». В связи с уменьшением количества полос на основной дороге на 

первую  очередь  строительства  введены  дополнительные  объемы  работ  на  первую  и  вторую 

очереди  строительства.  (Данная  развязка  не  входит  в  состав  работ  по  концессионному 

соглашению и строится за счет других источников финансирования, однако перечислена в числе 

планируемых транспортных развязок в Схеме транспортного обслуживания Московской области. 

Ее номер Ф.115). 

-  транспортная  развязка  №6,  или  Ф.116  по  материалам  СТП  Московской  области,  на 

пересечении  с  Малым  Московским  Кольцом  (ММК)  по  типу  «клеверного  листа».  В  связи  с 

уменьшением  количества  полос  на  основной  дороге  на  первую  очередь  строительства  введены 

дополнительные объемы работ на первую и вторую очереди строительства. (Данная развязка не 

входит  в  состав  работ  по  концессионному  соглашению  и  строится  за  счет  других  источников 

финансирования) 

-  транспортная  развязка  №  7  (Ф.117  по  материалам  СТП  Московской  области)  на 

пересечении с существующей автодорогой М-10 «Россия»: В проекте «Строительство скоростной 

автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км15 – км58», разработанным ЗАО 

«Петербург-Дорсервис» в 2007 году, транспортная развязка №7 на пересечении с существующей 

автодорогой  М-10  «Россия»  была  запроектирована  по  типу  неполного  «клеверного  листа».  При 

этом  скоростная  автомобильная  дорога  Москва  -  Санкт-Петербург  была  расположена  снизу,  а 

автодорога  М-10  «Россия»  сверху,  со  строительство  на  ней  путепровода.  Для  организации 

движения  транспорта  по  существующей  автодороге  М-10  «Россия»  устраивался  временный 

объезд на период строительства путепровода и подходов к нему. 

Проектными  решениями  также  была  разработана  транспортная  развязка  №  8  на 

пересечении  подъезда  к  г.  Зеленограду  с  существующей  автодорогой  М-10  «Россия»,  однако  в 

рамках  данного  проекта  не  рассматривается,  т.к.  не  включена  в  границы  проектируемой 

территории. 

При  проектировании  транспортных  развязок  учтены  требования  СП  34.13330.2012 

«Автомобильные дороги» и ВСН 25-86 «Указания по безопасности движения на автомобильных 

дорогах». 

Приняты следующие параметры: 

Расчетная скорость 

правоповоротных средств – 60км/ч; 

левоповоротных средств   – 40км/ч. 

Радиусы кривых в плане 

правоповоротные и направленные левоповоротные съезды – 150м; 

левоповоротные съезды – 60 м. 

Радиусы выпуклых кривых в продольном профиле 

правоповоротные съезды – 2500 м; 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

105 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

левоповоротные съезды – 1500 м. 

Радиусы вогнутых кривых в продольном профиле  

правоповоротные съезды – 1500 м; 

левоповоротные съезды – 1000 м. 

Ширина проезжей части однополосных съездов 

правоповоротные съезды и межпетлевые участки – 5,0 м; 

левоповоротные съезды – 5,5 м. 

Ширина проезжей части двухполосных съездов – 7,5 м 

Ширина укрепленной асфальтобетоном части обочин – 2х0,5 м 

Ширина обочин 

внешней – 3,0 м; 

внутренней без ограждения –1,5 м; 

внутренняя с ограждением – 2,25 м. 

Максимальный продольный уклон – 40 0/00 

На  съездах  транспортных  развязок  предусматривается  строительство  железобетонных 

водопропускных труб диаметром 1,0 – 1,5 м. Водоотвод с проезжей части предусматривается на 

насыпях высотой более 4 м с установкой бордюра и сбросами по откосам насыпи применительно 

типового проекта серии 503-09-7,84 из телескопических лотков с гасителями у подошвы. 

Для  обеспечения  безопасности  и  организации  движения  на  транспортных  развязках 

предусматриваются все необходимые мероприятия в соответствии с СП 78.13330.2012 и ГОСТ Р 

52289-2004, а именно: 

-  установка  металлического  барьерного  оцинкованного  ограждения  с  удерживающей 

способностью не менее 300 кДж; 

- установка дорожных знаков; 

- устройство дорожной разметки термопластом; 

- освещение транспортных развязок. 

Строительство  транспортных  развязок  №5,  №6  и  №8,  съездов  №13  и  №14  транспортной 

развязки  №1,  съездов  №4  и  №6  транспортной  развязки  №5  не  включено  в  титул  строительства 

скоростной дороги и финансируется из других источников. 

Пересечения с остальными дорогами 

 Пересечения  с  остальными  дорогами  предусмотрено  в  разных  уровнях  с  проектируемой 

дорогой.  Связи,  существующие  в  настоящее  время,  сохраняются.  Большая  часть  пересекаемых 

дорог  не  претерпела  изменений.  Объемы  работ  и  проектные  решения  по  ним  сохранены.  В 

пересечения  в  разных  уровнях  с  автодорогой  М10-Пикино-Лунево  и  подъезду  к  д.Овсянниково 

добавлены технологические съезды.  

 Пересечения с автомобильными дорогами Вашутино-Яковлево, Пикино-Лунево и Пешки-

п/л«Гайдаровец»  не  включены  в  титул  строительства  скоростной  дороги  и  финансируется  из 

других источников. 

Таблица 26. Ведомость пересекаемых и примыкаемых дорог  

Место- 

положение 

Наименование дороги 

Угол 

(град) 

Тип 

Примечание 

км 

ПК+ 

Примыка-

ния 

пересечения 

15+511 

4+41 

Пересечение с проездом в 

индустриальную зону 

60 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над пересекаемой   

дорогой 

15+698 

6+28 

Пересечение с проездом в 

индустриальную зону 

75 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над пересекаемой   

дорогой 

15+773 

7+03 

Пересечение с проездом в 

индустриальную зону 

90 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над пересекаемой   

дорогой 

16+208 

11+38 

Пересечение съезда с Библиотечной ул. 

на Лихачевское ш. 

80 

 

 

Транспортная 

развязка №1 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

16+595 

15+25 

Пересечение съезда с Лихачевского ш. на 

Москву 

86 

 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

106 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

17+670 

26+00 

Пересечение с местным проездом 

90 

 

в разных 

уровнях 

В пролете  моста  через 

канал  им.Москвы 

17+916 

28+46 

Пересечение с а/д Химки-Старбеево 

77 

 

в разных 

уровнях 

В пролете  моста  через 

канал  им.Москвы 

20+033 

49+63 

Пересечение с а/д Химки-Старбеево 

90 

 

Транспортная 

развязка № 2 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

22+350 

72+80 

Пересечение с а/д Вашутино-Яковлево 

45 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

23+027 

79+57 

Пересечение съезда №4 трансп. 

развязки  № 3 

90 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

23+792 

87+22 

Пересечение с а/д Свистуха-Бурцево 

71 

 

в разных 

уровнях 

В пролете  моста  через реку 

Клязьма 

24+561 

94+91 

Пересечение съезда №3 трансп. 

развязки  № 3 

79 

 

 

Транспортная 

развязка №3 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

24+795 

97+25 

Пересечение с Международным ш. 

 

73 

 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

27+320 

122+29 

Пересечение с а/д Свистуха-Вашутино 

90 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

28+075 

130+05 

Пересечение съезда №9 трансп. 

развязки  № 4 

90 

 

 Транспортная 

развязка №4 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

28+851 

138+10 

Пересечение с а/д Москва-

Шереметьево 

90 

 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

31+006 

306+57 

Пересечение с а/д на Шемякино 

52 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

32+442 

320+93 

Пересечение с а/д Пикино-Лунево 

69 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

35+767 

354+18 

Пересечение с подъездом к 

Зеленограду 

80 

Транспо-

ртная 

развязка №5 

 

 

42+948 

425+99 

Пересечение с а/д М-10 - Лунево 

90 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

43+186 

428+37 

Подъезд к ДЭУ № 1 

90 

Примыка-

ние 

 

Справа 

43+268 

429+19 

Подъезд к ДЭУ № 1 

90 

Примыка-

ние 

 

Справа 

 

451+80 

Пересечение с БК МЖД 

65 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод 

46+350 

463+50 

Пересечение с подъездом к Бухарово 

90 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

48 

482+37 

Пересечение с ММК А-107 

61 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

51 

514+99 

Подъезд к Овсянниково 

90 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

53 

533+73 

Подъезд к Терехово-садоводство 

67 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

55 

555+0 

Примыкание а/д Пешки-Гайдаровец 

58 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

57 

579+90 

Пересечение с а/д М-10 Россия 

45 

 

в разных 

уровнях 

Путепровод   над 

проектируемой  дорогой 

 

3.6.  Искусственные сооружения 

 

 

Мосты и путепроводы 

Проектирование,  строительство  (реконструкция)  мостов,  путепроводов,  тоннелей, 

эксплуатируемых на платной основе, осуществляется в соответствии со СП 35.13330.2011 «Мосты 

и  трубы»  (актуализированная  редакция  СНиП  2.05.03-84*)  и  СП  122.13330.2012  «Тоннели 

железнодорожные и автодорожные» (актуализированная редакция СНиП 32-04-97). 

При проектировании этих объектов, а также подходов к ним следует соблюдать требование 

единообразия условий движения по платной автомобильной дороге. 

Дополнительные требования: 

- искусственные сооружения в местах пересечения с полевыми дорогами и прогона скота 

располагаются  по  согласованию  с  органами  местного  самоуправления,  но  не  реже  чем  через 

каждые 2 км дороги при наличии потребности в них.  

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

107 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

-  при  разработке  проектов  строительства  платных  автомобильных  дорог  необходимо 

предусмотреть сооружения для сообщения разобщенных территорий и пропуска путей миграции 

диких животных, а также предотвращения их попадания на проезжую часть дороги. 

На  проектируемом  участке  автомобильной  дороги  км  15-км  29,  в  соответствии  с 

проектными  решениями  от  2007  и  2010  гг.,  получивших  положительное  заключение 

государственной  экспертизы  в  2007,  2010  и  2014  гг.,  предусмотрено  сооружение  22 

искусственных сооружений, в т.ч.:  

- на транспортных развязках -17 путепроводов,  

- на пересечениях с водными объектами (канал имени Москва и р. Клязьма) - 3-х мостов,  

-  в  местах  пешеходных  проходов  в  зонах  отдыха  2-х  путепроводов  по  трассе  основного 

хода.  

По участку км 15-км 29 общая длина всех искуственных сооружений составляет 1763,037 

м, в т.ч. мосты – 486,18 м, путепроводы – 1276,857 м. 

Длина и схемы путепроводов назначены в зависимости от ширины пересекаемых дорог, а 

длина  мостов  –  на  основании  гидравлических  расчетов  и  с  учетом  особенностей  пересечения  с 

проездами под ними. 

Кроме того, схемы сооружений определились из рационального соотношения высоты опор 

и  пролетов  (как  по  экономическим  и  расчетным  параметрам,  так  и  по  эстетическим 

соображениям). 

Ширина  мостов  и  путепроводов  по  основной  трассе  определена  исходя  из  принятой 

категории дороги – IА c 10 полосами движения (по 5 в каждом направлении) шириной по 3,75 м и 

двумя  полосами  безопасности:  шириной  3,0  м  –  со  стороны  обочины  и  шириной  1,0  м  –  со 

стороны разделительной полосы. Таким образом, при раздельной конструкции этих сооружений 

определен  габарит  проезжей  части  равный  2хГ-22,75  (без  учета  переходно-скоростных  полос). 

Разделительная  полоса  по  трассе  основного  хода  принята  равной  3,7  м,  а  на  участках  под 

путепроводами пересекающих основную дорогу, увеличивается до 4,0 м. 

Габариты  проезжей  части  на  путепроводах  местных  автодорог,  пересекающих  трассу 

основного  хода,  а  также  на  путепроводах  транспортных  развязок,  назначены  исходя  из 

полосности  на  этих  дорогах.  Габариты  проезжей  части  на  путепроводах  съездов  транспортных 

развязок назначены исходя из полосности съездов и радиусов закруглений. 

На  всех  искусственных  сооружениях  предусмотрено  устройство  служебных  проходов 

шириной 0,75 м и установка металлических барьерных ограждений с соответствующей категории 

дороги, удерживающей способностью в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004. 

Ведомость  искусственных  сооружений,  планируемых  к  строительству  на  проектируемом 

участке дороги км 15 – км 29, представлена в таблице 27. 

Таблица 27. Ведомость искусственных сооружений на участке 15-29 км 

№ 

 

    

Шифр 

Наименование 

сооружения 

Местоположе

ние ПК+ 

начало 

конец 

Схема, м 

Полная 

длина, м  *Габарит, м 

Материал 

пролетных 

строений 

Участок км 15 – км29 

Транспортная развязка №1 

 

 

     I-МП1A 

Путепровод основного 

хода: дополнительный 

проезд в 

Индустриальную зону 

4+36,32 

 

1х33 

35,04 

2х Г-25,72 

сборный 

железобетон 

 

     

        

      I-МП1В 

Путепровод над 

трассой основного 

хода на дороге Химки 

– Долгопрудный на 

ПК11+38 

11+38 

 

18+33,5+31,5+17 

102,40 

 Г-13,25 

сталежелезобето

н 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

108 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

№ 

 

    

Шифр 

Наименование 

сооружения 

Местоположе

ние ПК+ 

начало 

конец 

Схема, м 

Полная 

длина, м  *Габарит, м 

Материал 

пролетных 

строений 

 

     

     I-МП1С 

Путепровод над 

трассой основного 

хода на дороге 

Долгопрудный – 

Химки на ПК15+05 

15+05 

15+28+28+15 

87,70 

Г-13,25 

сборный 

железобетон 

     

      I-МП1Д 

Путепровод на дороге 

Химки - Трасса 

основного хода 

3+45,15 

 

1 х 28 

36,20 

Г-8,25 

сборный 

железобетон 

        I-МП2 

Путепровод съезда С1  

 

45,22+37,5 

84,13 

от Г-13,25 

сталежелезобе

тон 

     I-МП3 

Путепровод 

над 

съездом С-15 

5+13,29 

1х24 

32,065 

от Г-9,67 

сборный 

железобетон 

       

    I-МП24 

Путепровод 

основного хода на 

ПК6+32 

6+06,251 

42,393 

45,317 

Г от 50,201 до 

50,58656 

сталежелезобет

он 

       

     I-МП27 

 Пешеходный 

переход над съездами 

С9, С11 и С15 

2х30 

67,34 

Г-3 

металл 

Транспортная развязка №2  

 

       I-МП5 

Путепровод над 

трассой основного 

хода на ПК49+63 

 

18+2х33+18 

104,08 

.Г-17 

сборный 

железобетон 

Транспортная развязка №3  

10 

 

     I-МП6 

Путепровод над 

Международным 

шоссе 

96+81,69 

15+2х28+15 

88,30 

Г-13,25 +  

2х Г-22,75 

сборный 

железобетон 

11 

   I- МП6А 

Путепровод основного 

хода на ПК99+67 

99+64,70 

1 х 18 

19,86 

2х Г-22,75 

сборный 

железобетон 

12 

       I-МП9 

Путепровод съезда С4 

над трассой основного 

хода на ПК79+50 

79+57 

15+2х8+15 

92,70 

Г-8,25 

сборный 

железобетон 

13 

 

    I-МП11 

Путепровод съезда С1 

над трассой основного 

хода на ПК94+85 

94+91 

25,5+42+38,5+25,5 

133,92 

Г-9,5 

сталежелезобе

тон 

Транспортная развязка №4  

14 

 

     I-МП14 

Путепровод над 

трассой основного 

хода на ПК 138+10 

 

33+33 

74,11 

Г-15,25+ 

Г- 19,00 

сборный 

железобетон 

15 

    I-МП15 

 Путепровод над  

съездом С-9 

 

24+24 

50,45 

Г-15,25+ 

Г- 19,00 

сборный 

железобетон 

16 

 

   I-МП17 

Путепровод над 

трассой основного 

хода на ПК 122+50 

4+32,815 

 

15+33+33+15 

103,145 

Г-10 

сборный 

железобетон 

17 

          

  I- МП18 

 

Путепровод съезда С1 

над трассой основного 

хода на ПК 130+32 

 

15+33+28+15 

92,35 

2х Г-9,5 

сборный 

железобетон 

Путепроводы: 

18 

       I-МП19 

Путепровод в зоне 

отдыха  

32+40 

 

14,55 

2хГ-22,75 

гофрированная 

труба 

19 

      I-МП20 

Путепровод в зоне 

отдыха 

41+80,3 

1х 12 

13,20 

2х Г-22,75 

сборный 

железобетон 

Мосты: 

20 

         I-МП21 

Мост через канал  

им.Москвы 

25+43,00 

90+150+90 

333,60 

2х Г-22,75 

металл 

21 

        I-МП22 

Мост через реку 

Клязьма-1 

86+44,17 

15+33+33 

89,45 

2хГ-24,5 

сборный 

железобетон 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

109 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

№ 

 

    

Шифр 

Наименование 

сооружения 

Местоположе

ние ПК+ 

начало 

конец 

Схема, м 

Полная 

длина, м  *Габарит, м 

Материал 

пролетных 

строений 

22 

       I-МП23 

Мост через реку 

Клязьма -2 

123+70,37 

28+28 

63,13 

Г-24,07+ 

Г- 30,15 

сборный 

железобетон 

 

На пересечениях проектируемого участка км 29 – км 58 скоростной автодороги Москва – 

Санкт-Петербург проектом предусмотрено сооружение 17 искусственных сорружений, в т.ч.: 

- на транспортных развязках -4 путепроводов,  

- на пересечениях с водными объектами (р. Клязьма) - 2-х мостов,  

- над автомобильными и железными дорогами – 6 путепроводов; 

- в районах миграции животных - 5 путепроводов-скотопрогонов.  

По участку км 29 -км 58 общая длина всех искуственных сооружений составляет 761,041 м, 

в т.ч. мосты – 121,191 м, путепроводы – 639,85 м. 

Ширина  мостов  и  путепроводов  (эстакад)  по  основной  трассе  определена  исходя  из 

принятой категории дороги c 8-ю полосами движения (по 4-е в каждом направлении) шириной по 

3,75м и двумя полосами безопасности: шириной 3,0м – со стороны обочины и шириной 1,0м – со 

стороны разделительной полосы. Таким образом, при раздельной конструкции этих сооружений 

определен габарит проезжей части равный 2хГ-19 (без учета переходно-скоростных полос). 

Габариты  проезжей  части  на  путепроводах  местных  автодорог,  пересекающих  трассу 

основного  хода,  а  также  на  путепроводах  транспортных  развязок,  назначены  исходя  из 

полосности на этих дорогах. 

На  всех  искусственных  сооружениях  предусмотрено  устройство  служебных  проходов 

шириной 0,75 м и установка металлических барьерных ограждений с соответствующей категории 

дороги, удерживающей способностью в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004. 

Ведомость  искусственных  сооружений,  планируемых  к  строительству  на  проектируемом 

участке дороги км 29 – км 58 приведена в таблице 28. 

Таблица 28. Ведомость искусственных сооружений на участке 29-58 км 

№ 

 

    Шифр 

Наименование 

сооружения 

Местопол

ожение 

ПК+ 

начало 

конец 

Схема, м 

Полная 

длина, м 

*Габарит, м 

Материал 

пролетных 

строений 

Участок км 29-км 58 

 

 

       II-МП1   

Путепровод над 

СПАД на а/д  М10 

– Шемякино на 

ПК306+57 

306+57 

15+33+33+15 

98,02 

Г-10 

сборный 

железобетон 

       II-МП4 

Мост через реку 

Клязьма-3 

 389+30,96 

24+24+24 

72,70 

1 оч. 2х Г-11,5  

2 оч. 2хГ-19                           

сборный 

железобетон 

 

     

 

       II-МП5 

Путепровод над 

СПАД на а/д  М10 

– Лунево-Цесарка-

Клушино-Жилино  

на ПК426+03 

425+90,25 

33+33 

66,843 

Г-8 

сборный 

железобетон 

     

       II-МП6 

Путепровод над 

окружной ж.д. 

Икша-Кубинка 

451+47,3 

18,5+36+18,5 

74,6 

1оч. 2хГ-11,5 

2оч. 2хГ-19 

сталежелезо-

бетон 

 

 

       II-МП7 

 Путепровод над а/д 

Бухарово-

Кочугино на 

ПК463+50 

463+41,80 

1 х 15 

17,10 

1оч. Г-11,5+Г-13,25 

2оч. Г-19+Г-20,75 

сборный 

железобетон 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

110 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

№ 

 

    Шифр 

Наименование 

сооружения 

Местопол

ожение 

ПК+ 

начало 

конец 

Схема, м 

Полная 

длина, м 

*Габарит, м 

Материал 

пролетных 

строений 

 

   

       II-МП8 

 Путепровод 

на 

развязке  №  6  над 

ММК 

на 

ПК482+37 

482+00 

33+33 

67,96 

2х Г-19 

сборный 

железобетон 

7     

          II-МП9 

Мост через реку 

Клязьма- 4 

488+16,20 

11,9+24+11,9 

48,491 

2xГ-19 

сборный 

железобетон 

     

 

     II-МП10 

Путепровод над 

СПАД на подъезде 

к Овсянниково  на 

ПК515+00 

515+00 

33+33 

66,843 

Г-8 

сборный 

железобетон 

 

        II-МП11 

Путепровод над а/д 

Терехово – 

садоводство на  

533+72,28 

 

17,534 

1оч. 2хГ-11,5 

2оч. 2хГ-19

 

гофрирован

ная труба 

10 

 

     II-МП13А 

Путепровод съезда 

С2 на развязке №7 

над а/д М10 

По С2 

11+68,78 

24+28 

55,49 

Г-7,5 

сборный 

железобетон 

11 

   

    II- МП13В 

Путепровод съезда 

С4 на развязке №7 

над а/д М10 

По С1 

5+96,77 

24+28 

54,47 

Г-10,5 

сборный 

железобетон 

12 

 

 

        II-МП13 

Путепровод на 

развязке №7 над 

а/д М10 на 

ПК580+00 

579+60,59 

24+28 

55,49 

2х Г-19 

сборный 

железобетон 

13 

      

        II-МП14 

 Путепровод 

(скотопрогон) 

ПК367+38 

367+31,45 

 

1х12 

 

13,10 

1оч. Г-20,75+Г-11,5                

2оч. Г-20,75+Г-19 

сборный 

железобетон 

14 

 

        II-МП15 

 Путепровод 

(скотопрогон) 

ПК414+10 

413+68,45 

1х 12 

13,10 

1оч.  2хГ-11,5            

2оч. 2хГ-19 

сборный 

железобетон 

15 

    

        II-МП16 

 Путепровод 

(скотопрогон) 

ПК443+75 

443+68,45 

1х 12 

13,10 

1оч.  2хГ-11,5                

2оч. 2хГ-19 

сборный 

железобетон 

16 

     

       II-МП17 

 Путепровод 

(скотопрогон) 

ПК531+00 

530+93,45 

1х 12 

13,10 

1оч.  2хГ-11,5                

2оч. 2хГ-19 

сборный 

железобетон 

17 

 

       II-МП18 

 Путепровод 

(скотопрогон) 

ПК545+17 

545+10,45 

1х 12 

13,10 

1оч.  2хГ-11,5                

2оч. 2хГ-19 

сборный 

железобетон 

 

Всего по участку км 15 – км 58 общая длина сооружений (39 шт.) составила 2524,078 м, в 

т.ч. мосты (5 шт.) – 607,371 м и путепроводы (34 шт.) – 1916,707 м. 

Организация пешеходных связей в районе транспортной развязки № 1 была разработана и 

согласована при совместном участии ФГУ «Дороги России», ГБУ «Мосавтодор», ООО «Северо-

Западная  концессионная  компания»  и  отделом  архитектуры  Комитета  по  строительству  и 

архитектуре Администрации городского округа Химки Московской области в 2010 г. 

Для  связи  разрозненных  жилых  микрорайонов  и  обеспечения  пешеходного  движения  на 

участке км 15 – км 29 в рамках проекта предусмотрено строительство 2 пешеходных переходов: 

- 1-го надземного пешеходного перехода над съездами С9, С11 и С15 (таблица 3); 

-  1--го  подземных  пешеходных  переходов  в  виде  ж.б.  трубы  отверстием  4,00х2,50  на 

съездах № 6 и №7. 

Строительство пешеходного перехода над трассой основного хода автомобильной дороги 

между пикетами 19-20 будет осуществляться за счет других источников. 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

111 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..