«СТРОИТЕЛЬСТВО СКОРОСТНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ МОСКВА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА УЧАСТКЕ 15-58 КМ» - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     «СТРОИТЕЛЬСТВО СКОРОСТНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ МОСКВА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА УЧАСТКЕ 15-58 КМ». ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

«СТРОИТЕЛЬСТВО СКОРОСТНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ МОСКВА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА УЧАСТКЕ 15-58 КМ» - часть 6

 

 

 

 

 

№ ЛОС 

Перегон ПК 

Муниципальное 

оразование 

ЛОС 

Место 

выпуска 

Номинальная 

производительность очистных 

сооружений, л/с 

Площадь, га. 

ПК398+85 - 

ПК405+10 

СП Пешковское 

Солнечногорского 

муниципального 

района

 

16,00/16,9 

2,19 

Водоохр.  зона  ручья 

б/н

 

ПК398+30 - 

ПК404+80 

СП 

Пешковское 

Солнечногорского 

муниципального 

района

 

30,00/34,00 

11,14 

Водоохр.  зона  ручья 

б/н

 

ПК409+60 - 

ПК413+40 

СП 

Пешковское 

Солнечногорского 

муниципального 

района

 

12,00/12,9 

1,01 

Водоохр.  зона  ручья 

б/н

 

ПК409+50 - 

ПК413+40 

СП 

Пешковское 

Солнечногорского 

муниципального 

района

 

20,00/24,00 

4,22 

Водоохр.  зона  ручья 

б/н

 

ПК414+70 - 

ПК418+20 

СП 

Пешковское 

Солнечногорского 

муниципального 

района

 

8,00/8,9 

0,29 

Водоохр.  зона  ручья 

б/н

 

ПК415+30 - 

ПК417+60 

СП 

Пешковское 

Солнечногорского 

муниципального 

района

 

9,00/9,9 

0,57 

Водоохр.  зона  ручья 

б/н

 

ПК418+50 - 

ПК426+00 

СП 

Пешковское 

Солнечногорского 

муниципального 

района

 

19,00/19,9 

3,22 

Водоохр.  зона  ручья 

б/н

 

ПК485+70 - 

ПК487+30 

СП 

Пешковское 

Солнечногорского 

муниципального 

района

 

10,00/10,9 

0,9 

Водоохр.  зона  реки 

Клязьма

 

ПК485+85 - 

ПК487+30 

СП 

Пешковское 

Солнечногорского 

муниципального 

района

 

11,00/11,9 

0,66 

Водоохр.  зона  реки 

Клязьма

 

ПК488+40 - 

ПК501+05 

СП 

Пешковское 

Солнечногорского 

муниципального 

района

 

25,00/29,00 

4,87 

Водоохр.  зона  реки 

Клязьма

 

ПК488+40 - 

ПК500+80 

СП 

Пешковское 

Солнечногорского 

муниципального 

района

 

25,00/29,00 

4,47 

Водоохр.  зона  реки 

Клязьма

 

 

Общее  количество  поверхностных  сточных  вод  с  территории  объекта  составит  731,4 

тыс.м3/год (15-29 км) и 1421,3 тыс.м3/год (29-58 км). 

Схема  расположения  площадок  локальных  очистных  сооружений  приведена  на  схеме 

«Основной чертеж». 

Поверхностные  сточные  воды  собираются  дорожными  лотками.  В  самотечном  режиме 

стоки  поступают  на  очистные  сооружения.  Сброс  очищенных  сточных  вод  осуществляется  на 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

80 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

рельеф или в водные объекты. На выпусках в водные объекты установлены бетонные оголовки. 

При отведении очищенного стока на рельеф выпуск укрепляется матрацами Рено. 

Размер  санитарно-защитной  зоны  от  локальных  очистных  сооружений  с  учетом  их 

мощности составляет 20 м. 

Характеристика  ливневых  сточных  вод  по  основным  показателям  загрязнения  с  полотна 

дороги  приведена  по  [Рекомендации  по  расчету  систем  сбора,  отведения  и  очистки 

поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий 

выпуска  его  в  водные  объекты  ФГУП  «НИИ  ВОДГЕО»  Москва.,  2006  г.],  табл.  2,  по  качеству 

ливневых  сточных  вод  после  очистки  ЛОС  ООО  «Эколайн»  -  в  соответствии  с  гигиеническим 

сертификатом и представлены в таблице 21.  

Таблица  21.  Характеристика  показателей  загрязнения  ливневых  сточных  вод  с  полотна 

автодороги до и после очистки. 

Показатели 

загрязнения 

Качество 

сточных вод до 

очистки [39], мг/л 

Качество сточных вод после очистки, 

мг/л 

ПДК р/х[40], 

мг/л 

ПДК к/б[7,8], 

мг/л 

Без сорбционого 

фильтра 

После 

сорбционного 

фильтра 

 

 

Взвешенные вещества 

1000 

20 

+0,25 к фону* 

+0,75 к фону 

Нефтепродукты 

20 

0,3 

0,05 

0,05 

0,3 

* - для рек рыбохозяйственной категории 

Принятые  в  проекте  сооружения  для  очистки  поверхностных  сточных  вод  с  территории 

автодороги,  обеспечивают  качество  очищенных  сточных  вод  на  выпуске  в  водные  объекты  на 

уровне нормативных требований к водоемам рыбохозяйственого значения, на рельеф – на уровне 

нормативов культурно-бытового водопользования. 

Аварийные сбросы сточных вод 

Для предупреждения аварийных сбросов сточных вод необходимо: 

-  соблюдать технологический режим работы и обслуживания очистных сооружений; 

-  проводить своевременный ремонт оборудования; 

-  вести особый контроль за режимом очистки сточных вод в период экстремальных 

метеорологических условий (интенсивное выпадение дождя и таяние снега); 

-  следить за исправностью выпуска сточных вод; 

-  периодически проверять герметичность емкостей и насосов. 

Конструкции  очистных  сооружений  исключают  возможность  аварии  на  очистных 

сооружениях,  которая  могла  бы  оказать  существенное  негативное  воздействие  на  окружающую 

среду. 

База ДЭП 

База  ДЭП  «Химки»,  предназначенная  для  содержания  искусственных  сооружений, 

дорожных участков автомагистрали, располагается в районе транспортной развязки №4.  

На  проектируемом  объекте  предусмотрены  системы  хозяйственно-питьевого, 

производственного и противопожарного водоснабжения. 

Водоснабжение объекта на хозяйственно-питьевые и противопожарные нужды (заполнение 

противопожарных  резервуаров)  техническим  заданием  предусматривается  из  артезианских 

скважин,  расположенных  на  территории  площадки  ПВП,  общим  объемом  26,5  м3/ч.  На  проект 

организации  зон  санитарной  охраны  водозаборов  было  получено  положительное  экспертное 

заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии 

в Московской области. В г. Химки, в Красногорском районе» №02-58/Кр от 15.07.13 г. 

Бытовые  сточные  воды  в  количестве  в  количестве  11,06  м3/сут.  поступают  на  КНС 

бытовых стоков и далее на проектируемые очистные сооружения биологической очистки Юнилос 

серия "Астра", Лонг-75. 

Таблица 22. Характеристика показателей загрязнения сточных вод до и после очистки. 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

81 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

Качество сточных вод, мг/л 

показатели загрязнения 

до очистки  после очистки  ПДК р/х*, мг/л 

Бытовые сточные воды 

ХПК 

291 

21 

БПК5 

240 

3,8 

pH 

7,7 

7,6 

Азот нитритов 

0,5 

0,02 

0,024 

Азот нитратов 

20 

9,1 

9,2 

 

Сброс сточных вод в количестве 11,06 м3/сут. после очистки до нормативных показателей 

осуществляется в пониженные места на рельеф. 

Баланс водопотребления и водоотведения пунктов взимания платы представлен в таблице 

23. 

Таблица 23. Баланс водопотребления и водоотведения 

№ 

п/

п 

Наименование 

потребителей 

Всего, 

м

3

/сут./м

3

 

год 

Водопотребление, м

3

/сут./ м

3

 год 

Всего 

м

3

/сут м

3

 

год. 

Водоотведение, 

м

3

/сут. м

3

 год 

Из артезианских 

скважин 

В том 

числе 

В том числе 

На 

производ

. нужды 

На х/б 

нужды 

Безвозврат

ное 

водопотреб

ление 

Производ

ственные 

сточные 

воды 

Бытовые 

сточные 

воды 

Производственная база 

Хозяйственно-

бытовые 

нужды в том 

числе: 

11,06 

4036,9 

11,06 

4036,9 

11,06 

4036,9 

11,06 

4036,9 

1.1  Администрати

вное здание 

4,36 

1591,4 

 

4,36 

1591,4 

4,36 

1591,4 

4,36 

1591,4 

1.2 

Ангар 

6,7 

2445,5 

 

6,7 

2445,5 

 

6,7 

2445,5 

6,7 

2445,5 

Пополнение 

оборотного 

водоснабжения 

0,27 

98,55 

0,27 

98,55 

0,27 

98,55 

ИТОГО 

11,33 

4135,45 

0,27 

98,55 

11,06 

4036,9 

0,27 

98,55 

11,06 

4036,9 

 

 

Эпизодические потребители 

Заполнение 

резервуара 

противопожарн

ого запаса за 24 

часа 

436,32 

436,32 

436,32 

Наружное 

пожаротушени

е из резервуара 

324 

324 

324 

Внутренее 

пожаротушени

е из резервуара 

112,32 

112,32 

112,32 

ИТОГО 

872,64 

872,64 

 

872,64 

 

В  целях  рационального  использования  водных  ресурсов  проектом  предусмотрена 

оборотная  система  водоснабжения  для  мойки  автотранспорта  с  очисткой  сточных  вод  на 

локальных  очистных  сооружениях  для  мойки  автомашин.  Подпитка  СОВ  мойки  машин  (0,27 

м3/сут.) предусмотрена из хозяйственно-бытового водопровода. 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

82 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

На производственные нужды (заправка поливочных машин в летнее время, приготовление 

солевых  растворов  в  зимнее  время)  используется  очищенная  талая  снеговая  и  дождевая  вода. 

Талая снеговая вода с площадки хранения снега поступает в отстойник –аккумулятор талых вод 

на  площадке  снега  и  через  очистные  сооружения  глубокой  очистки  подается  самотеком  в 

резервуар-накопитель  для  производственных  нужд.  Для  очистки  талых  вод  используются 

очистные сооружения НЛВ-14-0.05 ЗАО "Пульсар-Профс" г. Орел. 

Водопотребление на производственные нужды будет безвозвратным. 

На  объекте  образуются  поверхностные  сточные  воды.  Проектом  предусмотрен  сбор  и 

очистка  всего  объема  поверхностных  сточных  вод  с  территории  базы  ДЭП.  Сточные  воды, 

стекающие с территории базы, собираются через дождеприёмники и сети дождевой канализации, 

предусмотренные на территории базы, и подаются на комплекс очистных сооружений дождевой 

канализации ООО «Эколайн» (ЛОС поверхностных сточных вод автомобильной дороги). 

Принятые  технологические  решения  и  предусмотренные  водоохранные  мероприятия, 

позволят  свести  к  минимуму  загрязнение  водных  объектов  и  подземных  вод  при  эксплуатации 

скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке 15-й км-29-й км. 

Мероприятия по защите земельных ресурсов 

С  целью  снижения  воздействия  на  почвы  и  земельные  ресурсы  в  период  строительства 

предусмотрены следующие природоохранные мероприятия: 

-  максимальное сокращение размеров строительных и технологических площадок для 

производства строительно-монтажных работ; 

-  на подготовительном этапе проектом предусматривается захоронение на полигонах 

ТБО в установленном порядке свалочные массы несанкционированной свалки на 

ПК 110+50 – ПК 118+40 

-  сбор и вывоз строительных отходов и строительного мусора, без временного 

хранения, по мере образования; 

-  установка на строительной площадке закрытых металлических контейнеров для 

сбора бытовых отходов и их своевременный вывоз; 

-  избыточный грунт, образующийся при земляных работах, подлежит вывозу на 

полигон ТБО; 

-  применение технически исправных машин и механизмов с отрегулированной 

топливной арматурой, исключающей потери ГСМ; 

-  ремонт и обслуживание машин и механизмов, а также их заправка топливом на 

территории стройплощадок не предусматривается; 

-  обслуживание строительной техники производится только на постоянных 

производственных базах или на специально отведенных площадках с покрытием, 

предохраняющим от попадания в почву и грунтовые воды горюче-смазочных 

материалов; 

По окончании строительства проектом предусматриваются планировка и благоустройство 

территории.  

Работы  по  восстановлению  плодородного  слоя  почвы  (рекультивация)  необходимо 

выполнять в два этапа – технический и биологический.  

Целью  технического  этапа  является  подготовка  занимаемых  площадей  к  последующему 

биологическому этапу. В соответствии с ГОСТ 17.5.3.04-83 (СТ СЭВ 5302-85) «Охрана природы. 

Земли. Общие требования к рекультивации земель», на техническом этапе рекультивации земель 

должны проводиться следующие работы: 

-  - уборка строительного мусора; 

-  - распределение грунта по рекультивируемой площади равномерным слоем, 

планировка площадей с приданием необходимых уклонов; 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

83 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

-  - покрытие рекультивируемой площади плодородным слоем почвы (производится в 

теплый период года, не допуская перемешивания плодородного слоя почвы с 

подстилающим грунтом). 

После  завершения  технического  этапа  предусмотрен  биологический  этап  рекультивации 

территории.  

Целью биологического этапа рекультивации земель является восстановление плодородия, 

биологической  активности,  структуры,  водно-воздушного  режима  и  накопление  органических 

веществ и азота в плодородном слое почвы.  

Биологический этап рекультивации включает: 

-  - механизированную вспашку почвы, предпосевное боронование почвы; 

-  - внесение удобрений, засев многолетних трав местных и районированных сортов; 

-  - уход за травянистым покровом. 

При  проведении  биологического  этапа  рекультивации  необходимо  учитывать  следующие 

требования: 

-  - следует использовать наиболее перспективные виды трав, эколого-биологические 

свойства которых соответствуют почвенно-климатическим условиям местности; 

-  - используемые травы и травосмеси должны обеспечивать полное покрытие 

поверхности почвы, стойкость к биологическому старению, устойчивость к 

вытаптыванию, болезням и вредителям, достаточную зимо- и морозоустойчивость, 

способность самовозобновляться без помощи или с минимальным участием 

человека, минимальные требования к уходу; 

-  - посев семян должен выполняться в оптимальные сроки - весна и ранняя осень; 

-  - уход за травянистым покровом заключается в периодическом осмотре, выявлении 

и устранении дефектов, в соблюдении режима полива, соответствующих условий 

внесения удобрений, частоты и высоты скашивания травы. 

В  период  эксплуатации  проектируемой  автодороги  воздействие  на  почвы  будет 

оказываться  при  отводе  поверхностных  вод  с  полотна  автодороги.  Для  снижения  вероятности 

загрязнения  почв  предусматривается  регулярная  уборка  полотна  проезжей  части,  а  также 

организация  сбора  и  отведения  поверхностных  вод  с  полотна  автодороги  на  очистные 

сооружения,  с  последующей  очисткой  до  нормативных  показателей,  допустимых  к  сбросу  в 

водотоки или на рельеф. 

Регулирование стока поверхностных вод с помощью вертикальной планировки территории, 

предотвращает инфильтрацию воды в грунт и заболачивание территории. 

Выполнение  предусмотренных  проектом  технических  решений  и  природоохранных 

мероприятий, позволит свести к минимуму воздействие на земельные ресурсы при строительстве 

и эксплуатации объекта. 

Мероприятия по защите от воздействия объекта на растительный и животный мир 

Для  снижения  негативного  воздействия  от  освоения  рассматриваемой  территории  на 

состояние флоры и фауны предусматривается: 

-  сносить зеленые насаждения в безлиственном состоянии с одновременным вывозом 

порубочных остатков; 

-  не допускать рубки деревьев и уборки кустарника вне пределов полосы, отведенной 

под строительство дороги и дорожных сооружений; 

-  снятый растительный слой должен быть аккуратно складирован и обеспечено его 

хранение для дальнейшего использования; 

-  по окончанию строительства провести озеленительные работы с посадкой деревьев 

и кустарников на вновь проектируемых газонах; 

-  пересадить и сохранить деревья и кустарники, указанные управлением садово-

паркового хозяйства; 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

84 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

-  для защиты водной фауны будут выполнены очистные сооружения ливневых 

сточных вод с полотна дороги. 

Во избежание увеличения возможного ущерба рыбным запасам водных объектов следует 

соблюдать следующие требования: 

-  работы и сроки выполнения строительных работ должны быть в обязательном 

порядке согласованы с Территориальным управлением Федерального агентства 

по рыболовству; 

-  все работы должны выполняться в полном соответствии с проектом; 

-  по окончании работ с прибрежной зоны удалить строительный мусор, временные 

сооружения и приспособления; 

Выплата компенсационных средств должна быть осуществлена в соответствие с порядком, 

определенным законодательством РФ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

85 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

3. ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ЛИНЕЙНОГО ОБЪЕКТА, 

ПЛАНИРУЕМОГО К РАЗМЕЩЕНИЮ 

 

3.1.  Сведения об интенсивности движения транспортных средств 

по проектириуемой автомобильной дороге общего 

пользования федерального значения и пересекающих ее 

автомобильных дорогах и улицах 

 

Перспективные размеры и структура автомобильного движения на участке км 29 – км 58 

федеральной  автомобильной  дороги  «Россия»  (Москва  -  Санкт-Петербург)  и  характер 

распределения  потоков  на  всех  примыканиях  и  пересечениях  с  другими  дорогами  подробно 

рассмотрены в разработанном в 2004 г. ЗАО «Петербург - Дорсервис» «Обосновании инвестиций 

в  реконструкцию  федеральной  автомобильной  дороги  М-10  «Россия»  от  Москвы  через  Тверь, 

Новгород до Санкт-Петербурга на участке Москва – Торжок км 29+300 – км 246+000 с обходами 

г.  Клин  и  г.  Солнечногорск  в  Московской  и  Тверской  областях»,  утвержденном 

Главгосэкспертизой. 

При расчете перспективной интенсивности движения использованы данные о величине и 

структуре  перспективных  транспортных  потоков,  определенных  в  составе  «Обоснования  в 

строительство  скоростной  автомобильной  магистрали  Москва  –  Санкт-Петербург»  (ООО 

«ГИПРОДОРНИИ»,  2006  г.),  на  основании,  разработанном  в  2004  г.  ЗАО  «Петербург  - 

Дорсервис» «Обосновании инвестиций в реконструкцию федеральной автомобильной дороги М-

10 «Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке Москва – Торжок 

км  29+300  –  км  246+000  с  обходами  г.  Клин  и  г.  Солнечногорск  в  Московской  и  Тверской 

областях», утвержденном Главгосэкспертизой. 

В  таблице  24  приводится  прогноз  интенсивности  движения,  а  также  требуемые 

технические  категории  и  число  полос  движения  на  проектируемом  участке  км  15  –  км  58 

скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на 2019 г. и 2029 г. 

Таблица 24. Прогноз интенсивности движения на проектируемой автодороге 

Наименование 

перегонов 

 

Про- 

тя- 

жен-

ность, 

км 

Год 

Интенсивность, авт./сутки 

Требуемые 

гру- 

зо-вые 

лег-

ко-вые 

Авто-

бусы 

Всего 

физ. 

ед. 

прив. 

ед. 

кате- 

гория 

число 

полос 

1. Начало участка (км 

15) - Лихачевское шоссе 

1,2 

2019 

15900 

38740 

1350 

55990 

89310 

IА 

10 

2029 

25160 

61100 

3590 

89850 

134600 

IА 

10 

2. Лихачевское шоссе 

–  Съезд в Химки 

3,1 

2019 

19510 

47520 

1640 

68670 

109530 

IА 

10 

2029 

29070 

68850 

4080 

102000 

147080 

IА 

10 

3. Съезд в Химки – 

Шереметьево-2 

5,0 

2019 

20030 

48800 

1690 

70520 

112490 

IА 

10 

2029 

30200 

73590 

2530 

106320 

153310 

IА 

10 

4. Шереметьево-2  – 

Шереметьево-1 

3,4 

2019 

18050 

43960 

1530 

63540 

101360 

IА 

10 

2029 

25030 

60980 

2100 

88110 

140570 

IА 

10 

5. Шереметьево-1 –  

6,1  2019 

14890 

36600 

640 

52130 

83410 

IА 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

86 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

Наименование 

перегонов 

 

Про- 

тя- 

жен-

ность, 

км 

Год 

Интенсивность, авт./сутки 

Требуемые 

гру- 

зо-вые 

лег-

ко-вые 

Авто-

бусы 

Всего 

физ. 

ед. 

прив. 

ед. 

кате- 

гория 

число 

полос 

Зеленоград  

2029 

24550 

61030 

760 

86340 

138140 

IА 

10 

6. Зеленоград - ММК  

12,

2019 

14690 

28100 

1110 

43900 

70230 

IА 

2029 

25000 

47890 

1930 

74820 

119700 

IА 

7. ММК - конец 

участка (км 58) 

9,8 

2019 

14500 

28160 

1110 

43770 

70030 

IА 

2029 

24720 

47980 

1920 

74620 

119400 

IА 

 
Анализ  результатов  перспективной  интенсивности  движения  и  уровня  загрузки,  в 

соответствии с «Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их 

отнесением к категориям автомобильных дорог» (утвержденными Постановлением Правительства 

РФ  от  28  сентября  2009  г.  №  767)  и  на  основании  «Руководства  по  оценке  пропускной 

способности  автомобильных  дорог»  показывает,  что  строительство  рассматриваемого  участка 

необходимо осуществлять в 2 очереди: 

-  1–ая очередь (до 2019 г.) на перегоне от начала участка (км 15) до примыкания подъезда 

к аэропорту Шереметьево-1 по нормативам автомобильной дороги IА технической категории с 10 

полосами  движения  (10  x  3,75  м),  а  на  перегоне  от  примыкания  подъезда  к  аэропорту 

Шереметьево-1 до примыкания подъезда к Зеленограду - по нормативам автомобильной дороги IА 

технической категории с 8 полосами движения (8 x 3,75 м), на перегоне от примыкания подъезда к 

Зеленограду  до  конца  участка  (км  58)  -  по  нормативам  автомобильной  дороги  IА  технической 

категории с 4 полосами движения (4 x 3,75 м); 

-  2–ая очередь (до 2029 г.) на перегоне от примыкания подъезда к аэропорту Шереметьево-

1 до примыкания подъезда к Зеленограду необходимо доведение числа полос движения до 10 (10 

x  3,75  м),  а  на  перегоне  от  примыкания  подъезда  к  Зеленограду  до  конца  участка  (км  58) 

необходимо доведение числа полос движения до 8 (8 x 3,75 м). 

Поскольку,  после  завершения  строительства  проектируемого  участка,  предусматривается 

сохранение  существующей  трассы  участка  автодороги  «Россия»,  переключение  на 

проектируемую  дорогу  всего  движения  не  произойдет.  Это  связано  с  тем,  что  для  ряда 

населенных  пунктов,  расположенных  по  трассе  существующей  дороги  или  в  непосредственной 

близости от нее, она останется предпочтительным маршрутом для реализации их связей. Кроме 

того,  введение  платы  за  проезд  по  новому  направлению  неизбежно  приведет  к  оттоку  части 

движения  и  существующая  дорога  будет  служить  альтернативным  маршрутом  для  бесплатного 

проезда. 

 

3.2.  Этапы строительства  

 

Для  сокращения  сроков  строительства  и  привлечения  на  строительство  одновременно 

нескольких подрядчиков, трасса на  участке км15 – км 58 в  утвержденном проекте разбита на 4 

пусковых комплекса.  

Конец  каждого  участка  привязан  к  пересечению  с  существующими  магистральными 

дорогами,  что  обеспечит  при  вводе  пускового  комплекса  включения  построенного  участка  в 

работу и получения определенного положительного экономического эффекта.  

В проекте предлагается следующая разбивка на пусковые комплексы:  

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

87 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

Участок км15 – км29. 

-1  пусковой  комплекс  –  участок  дороги  ПК  4+00  (км15+470)  –  ПК98+58  (км24+928) 

протяжением  9,458 км, от начала трассы  до транспортной развязки №3, включая транспортную 

развязку; 

-2  пусковой  комплекс  -  участок  дороги  ПК98+58  (км24+928)  –  ПК146+35  (км29+676) 

протяжением 4,748  км, включая   транспортную развязку № 4 

Участок км29 – км 58 

- 3 пусковой комплекс – участок дороги ПК 293+27 (км29+676) – ПК 360+00 (км36+349) 

протяжением 6,673 км, от начала трассы до транспортной развязки №5, включая ее и подъезд к г. 

Зеленограду. 

- 4 пусковой комплекс – участок дороги ПК360+00 (км36+349) – ПК 583+00 (км 58+600) 

протяжением 22,251 км, включая транспортную развязку №7. 

Очередность строительства. 

Для  эффективного  использования  финансовых  средств,  предусмотрена  очередность 

строительства: 

 

№№ 

Очереди 

строительства 

Объект 

Первая 

очередь 

строительства 

-  2  х  5  полос  движения  (полное  развитие)  от  ПК  0+00  до  ПК 

138+10 (транспортная развязка № 4 на пересечении с подъездом 

к  Шереметьево-1).  Земляное  полотно  –  разработка  выемки  и 

возведение насыпи производится на полное развитие. Дорожная 

одежда – устраивается на полное развитие; 

-  2  х  5  полос  движения  (полное  развитие)  от  ПК  139+70 

(транспортная  развязка  №  4  на  пересечении  с  подъездом  к 

Шереметьево-1)  до  ПК  330+00.  Земляное  полотно  –  разработка 

выемки  ведется  на  полное  развитие,  а  возведение  насыпи 

производится  из  расчета  2  х  4=8  полос  движения,  с 

последующим  устройством  за  счет  внешних  сторон  земляного 

полотна.  Дорожная  одежда  –  устраивается  из  расчета  2  х  4=8 

полос движения; 

-  2  х  5  полос  движения  (полное  развитие)  от  ПК  330+00 

(транспортная  развязка  №5  на  пересечении  с  подъездом  к  г. 

Зеленограду)  до  ПК  360+00.  Земляное  полотно  –  разработка 

выемки  ведется  на  полное  развитие,  а  возведение  насыпи 

производится  из  расчета  2  х  4=8  полос  движения,  с 

последующим  устройством  за  счет  внешних  сторон  земляного 

полотна. Дорожная одежда – из расчета 2 х 4=8 полос движения; 

- 2 х 4=8 полос движения (полное развитие) от ПК 360+00 до ПК 

565+00  (начало  отгонов  съездов  транспортной  развязки  №7  на 

пересечении  с  существующей  автодороги  Москва-Санкт-

Петербург).  Земляное  полотно  –  разработка  выемки  ведется  на 

полное развитие, а возведение насыпи производится из расчета 2 

х  2=4  полос  движения,  с  последующим  устройством  за  счет 

внешних  сторон  земляного  полотна.  Дорожная  одежда  –  из 

расчета 2 х 2=4 полос движения; 

- возведение земполотна на участке ПК 567+35 – ПК 574+80; 

- строительство транспортной развязки № 1; 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

88 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

№№ 

Очереди 

строительства 

Объект 

- строительство транспортной развязки № 3; 

- строительство транспортной развязки № 4; 

- строительство транспортной развязки № 7; 

-  строительство  ДЭП  «Химки»,  ДЭУ  «Химки»,  пункта  приема 

снега (ППС) (29+300 справа); 

- строительство двухсторонней площадки отдыха (23+000); 

Вторая 

очередь 

строительства 

-  доведение  ширины  проезжей  части  до  полного  развития, 

предусмотренного  проектом,  когда  это  будет  обосновано 

интенсивностью  движения,  но  не  позднее  срока  окончания 

действия концессионного соглашения. 

- устройство дорожной одежды участка ПК 565+00 – ПК 583+00 

и возведение земполотна участка ПК 574+80 – ПК 583+00. 

- строительство транспортной развязки № 2; 

- строительство съездов 1, 2, 9 транспортной развязки № 4; 

- строительство съезда 7 транспортной развязки № 7; 

-  строительство  ДЭУ-1  (43+300  справа)  –  Пункт  приема  снега 

(ППС); 

-  строительство  3-х  площадок  отдыха  на  ПК:  43+000  право, 

46+500 лево, 536+000 право; 

-  строительство  стационарного  поста  дорожно-патрульной 

службы (СП ДПС) ГИБДД (20+500 право и лево); 

-  строительство  контрольного  поста  полиции  (КПП)  ГИБДД 

(57+500 право, лево); 

Намечаемые объекты 

-  2  комплекса  дорожного  сервиса  (АЗС,  СТО,  пункт  питания, 

мойка автомобилей) (16+200 право, 26+600 право и лево); 

- мотель с АЗС и СТО (54+200 лево); 

Не  включено  в  титул 

СПАД и финансируется 

из других источников 

- строительство съездов №№ 13, 14 транспортной развязки 1; 

- строительство транспортных развязок № 5, № 6 и № 8; 

- строительство съездов №№ 5-7 транспортной развязки 3 

- пересечения с автомобильными дорогами Вашутино-Яковлево 

(ПК72), а/д М-10 «Россия» - Пикино – Лунево (ПК321) и Пешки-

п/л «Гайдаровец» (ПК 555). 

-  предложения  по  организации  местных  элементов  улично-

дорожной  сети,  примыкающих  к  полосе  отвода  автомобильной 

дороги  М-11  в  коммунально-складской  злне  микрорайона 

Левобережный ГО Химки 

-  увязка проектных решений в районе 2 транспортной развязки 

между  автомобильной  дорогой  М-11  и  автомобильной  дорогой 

«Обход г. Химки» 

 

3.3.  Варианты прохождения трассы 

 

Предварительная  историческая  справка.  Понимание  необходимости  строительства 

дублера  автотрассы  М-10  сформировалось  в  градостроительных  организациях  и  органах 

управления Москвой и Московской областью еще в начале 1960-х годов. Это было вызвано как 

завершением  строительства  аэропорта  Шереметьево,  так  и  резким  увеличением  интенсивности 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

89 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

транспортного сообщения между Москвой и расположенными вдоль автотрассы М-10 городами 

ближнего Подмосковья. 

Поэтому  уже в Генеральном Плане Москвы 1971 года в первый раз было зафиксировано 

положение  коридора  для  будущей  дополнительной  дороги  от  Москвы  в  направлении 

Зеленоград/Солнечногорск.  

Эта  дорога-дублер  должна  была  начинаться  от  современной  Бусиновской  развязки 

Московской  кольцевой  автодороги.  Далее  ее  коридор  был  проложен  по  границе  микрорайона 

Северные Химки на удалении около 100 м от ближайших жилых застроек. К Каналу им. Москвы 

дорога  подходила  на  свободном  от  застройки  участке  шириной  около  80  м  между  садовыми 

товариществами «Нива» и «Восход». 

За каналом им. Москвы дорога, которая в те годы не планировалась как высокоскоростная, 

делала  резкий  поворот  к  поселку  Старбеево.  Пройдя  затем  по  границе  поселка  Старбеево 

примерно  1  км  в  северном  направлении,  трасса  дороги  поворачивала  на  северо-запад.  Этим 

обеспечивался обход дорогой дубовой рощи в южной части Химкинского лесопарка Истринского 

лесничества ГКУ «Мособллес», а также дорога не затрагивала мезотрофное болото. 

При  таком  варианте  вырубка  деревьев  в  Химкинском  лесопарке  требовалась  бы  на 

протяжении менее чем 2 км, а сам лес разделялся бы дорогой на участки площадью около 250 га 

(южная часть, наиболее посещаемая населением) и примерно 900 га (северная часть, сохраняющая 

природные сообщества растений и животных). 

Далее,  от  западной  границы  Химкинского  лесопарка  и  пересекая  деревню  Вашутино, 

автотрасса-дублер должна была следовать субпараллельно автотрассе М-10 на удалении около 1, 

5  км  от  нее.  Здесь  она  проходила  по  сельскохозяйственным  землям/землям  поселений 

Молжаниновского района (на то время этот район входил в состав Московской области). 

Под  будущую  дорогу-дублер  (в  описанном  выше  положении  коридора  ее  трассы)  земли 

были  зарезервированы.  На  них  разрешалось  строительство  только  временных  объектов/ведение 

лесного и сельского хозяйства.  

Генплан  40-летней  давности  также  намечал,  что  от  трассы  дороги-дублера,  начинаясь  за 

Старбеево  и  далее  следуя  в  северо-восточном  направлении,  рассекая  массив  Химкинского 

лесопарка на 2 примерно равных участка, должна была пройти автодорога к территории будущего 

строительства  аэропорта  Шереметьево-2.  Впоследствии  планы  по  этой  автодороге  были 

скорректированы – в конце 1970-х годов взамен нее было построено нынешнее Международное 

шоссе, связавшее аэропорт Шереметьево-2 с автотрассой М-10. При этом трасса Международного 

шоссе не затронула Химкинский лесопарк. 

В 1984 году земли Молжаниновского района решением Правительства Советского Союза 

были  переданы  в  состав  города  Москва.  В  1990-е  годы,  в  условиях  перехода  Российской 

Федерации к рыночной экономике, правительство Москвы сочло возможным установить другое 

целевое  назначение  земель  Молжаниновского  района,  ранее  резервировавшихся  под 

строительство дороги-дублера. Права собственности/долгосрочной арены на эти земли перешли к 

новым  юридическим  лицам.  Правомочность  такого  изменения  субъектом  Федерации  целевого 

использования  земель,  ранее  зарезервированных  под  дорогу  федерального  назначения,  в 

последующем никем не изучалась. 

Реализация задачи строительства дополнительной современной автодороги в направлении 

от  Москвы  на  Санкт-Петербург,  первоначально  зафиксированная  в  Генпланах  1970-х  -1980-х 

годов,  была  отложена  из-за  распада  СССР  и  последовавшего  после  этого  ухудшения 

экономической  обстановки  в  стране.  Но  в  начале  2000-х  годов  государстве  вернулось  к 

рассмотрению возможности осуществления этого важного народно-хозяйственного и социального 

намерения.  В  такой  исходной  ситуации  в  2004  году  была  начата  подготовка  Обоснования 

инвестиций на строительство платной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург.  

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

90 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

Варианты прохождения трассы. Район возможного прохождения трассы автомагистрали 

характеризуется  сложными  условиями  северо-западной  части  Московской  агломерации. 

Территория  имеет  сравнительно  высокую  степень  урбанизации.  Значительную  часть  занимает 

лесной массив Истринского филиала ГКУ «Мособллес» – Химкинский лесопарк. Практически вся 

территория  находится  в  границах  второго  пояса  зоны  санитарной  охраны  (ЗСО)  источников 

питьевого водоснабжения  г. Москвы.  

На  стадии  обоснования  инвестиций  в  соответствии  с  заданием  на  проектирование  на 

основании  оценки  современного  состояния  территории  проектирования,  с  учетом  выполненных 

ранее  проектных  разработок  и  градостроительного  обоснования,  выполненного  в  составе 

обоснования  инвестиций,  были  разработаны  варианты  трассы  проектируемой  автомагистрали. 

Всего было намечено и рассмотрено три варианта трассы автомагистрали. 

Существующая  трасса,  пересекающая  Химкинский  лес,  была  выбрана  в  2005  году,  по 

итогам сравнения трех альтернативных вариантов и «нулевого» варианта.  

В 2006 – 2007 г.г. материалы проектов 15-29 км и 29-100 км были частично объединены и 

году  на  основе  этих  двух  комплектов  документации  был  разработан  проект  строительства 

скоростной  автомобильной  магистрали  Москва-Санкт-Петербург  на  участке  15-58  км  (Фаза  I). 

Затем он прошел все предусмотренные законодательством РФ согласования и разрешения. 

В  процессе  подготовки  отчета  по  дополнительной  просьбе  Европейского  Банка 

Реконструкции  и  Развития  ERM  Eurasia  кратко  охарактеризовала  две  озвученные 

неправительственными организациями альтернативы – прохождение новой автомагистрали через 

Химки в коридоре Октябрьской железной дороги и строительство туннеля.  

В связи с тем, что в 2006 году было принято решение на первоначальном этапе ограничить 

Проект  строительства  головной  части  новой  автомагистрали  участком  15-й  –  58-й  км  с 

обязательным  выходом  новой  платной  автомагистрали  на  существующую  автодорогу  М-10,  из 

настоящего  анализа  альтернатив  были  исключены  два  рассмотренных  в  предпроектной 

документации варианта прохождения трассы на участке 29-100 км. Причиной такого исключения 

из состава рассматриваемых стало то, что два этих варианта могли быть реализованы только при 

условии выхода на автомагистраль М-10 в районе границы Московской и Тверской областей.  

Поэтому участок новой трассы в коридоре, выбранном для ее отрезка от 29-го до 58-го км, 

характеризуется только в сопоставлении с нулевым вариантом. Нулевой вариант охарактеризован 

для всей Фазы I строительства автодороги 15-й – 58-й км.  

Нулевой  вариант  (отказ  от  строительства  новой  автомагистрали  Москва  -  Санкт-

Петербург, ФАЗА I). В настоящее время автотрасса М-10  «Россия»  Москва-Санкт-Петербург на 

головном участке является одной из наиболее загруженных в Российской Федерации. В отдельные 

дни  здесь  интенсивность  движения  составляет  до  117  тысяч  автомобилей/сутки.  После 

реконструкции 1997 года на этом участке (начиная с пикета 450 метров после развязки на МКАД) 

проезд автотранспорта осуществляется по трем полосам в одну сторону. Между направлениями 

движения имеется разделительный барьер. 

На  последующем  участке  (протяженностью  36  км  -  до  города  Солнечногорска) 

интенсивность движения несколько ниже – до 80 тысяч автомобилей/сутки, но из-за сужения до 

двух полос движения в каждую сторону транспортные условия не намного улучшаются.  

Максимальная  загрузка  автотрассы  М-10  уже  на  настоящий  момент  превышает 

нормативную  в  1,5-1,7  раз.  В  основном  по  этой  причине,  а  также  из-за  проблем  в  техническом 

состоянии  автополотна  данной  автотрассы,  скорость  движения  по  ней  на  подъезде  к  Москве 

снижается  в  пиковое  время  до  5-7  км/час.  Уровень  аварийности  составляет  0,42  дорожно-

транспортных происшествия на 1 миллион автомобиле-километров. 

Для  жителей  Москвы,  которые  используют  аэропорт  Шереметьево,  имеют  в  северо-

западном  направлении  от  Москвы  дачные  или  садовые  участки,  или  работают  в  бизнес-

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

91 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

центрах/торговых  центрах  ближнего  Подмосковья,  подобная  автотранспортная  обстановка 

создает большие проблемы. 

Аналогичные проблемы имеют жители тяготеющих к автомагистрали М-10 подмосковных 

селитебных зон (всего на удалении до 100 км от Москвы в зоне тяготения к этой автомагистрали 

проживает более 1 млн. человек). 

В  последние  годы  проблема  транспортного  сообщения  между  Москвой  и  ближнем 

Подмосковьем  в  северо-западном  направлении  несколько  смягчена  в  связи  с  запуском 

железнодорожного  сообщения  между  аэропортовым  комплексом  Шереметьево  и  Москвой, 

формированием  возможностей  объезда  наиболее  загруженного  участка  автотрассы  М-10  через 

микрорайон  Новое  Куркино  (при  поездках  на  более  дальние  расстояния  все  более  часто 

используется  объезд  по  Волоколамскому  шоссе  и  второй  кольцевой  автодороге  с  выходом  на 

автотрассу М-10 в районе г. Клин – 60 км от Москвы).  

Также  в  условиях  экономического  кризиса  в  2009  году  снизилась  интенсивность 

транспортных  перевозок  и  поездок  населения  на  собственных  автомобилях.  Но  это  только 

ненадолго приостановило ухудшение ситуации. 

На ближайшие 20 лет прогнозируется резкий (практически в 2 раза) рост автотранспортных 

перевозок в северо-западном секторе от Москвы. Основными причинами роста перевозок будут 

следующие: 

-  в  6-7  км  от  Московской  кольцевой  автодороги  в  непосредственной  близости  от 

автотрассы М-10 на территории входящего в состав Москвы района Молжаниново Генеральным 

планом Москвы намечено строительство в ближайшие годы новой промышленной зоны «Пром-

Сити-Север».  Число  новых  рабочих  мест  в  этой  промзоне  оценивается  в  120  тысяч.  Также  на 

территории Молжаниновского района запланировано строительство новых микрорайонов общей 

площадью  1  млн.  квадратных  метров  жилья.  Транспортная  связь  Молжаниновского  района  с 

Москвой в современной ситуации осуществляется в основном по автотрассе М-10. 

- аэропортовый комплекс Шереметьево активно расширяется и модернизируется. Если за 

2008 год его пассажирооборот составил немногим более 15 млн. человек, то на 2030 год объем 

пассажирооборота  прогнозируется  на  уровне  60  млн.  человек.  Несмотря  на  наличие 

железнодорожного сообщения между аэропортовым комплексом и Москвой, следует ожидать, что 

основная  часть  прироста  перевозок  между  Москвой  и  этим  комплексом  придется  на 

автотранспорт. 

-  в  среднесрочной  перспективе  ожидается,  что  интенсивное  строительство/покупка 

москвичами  загородных  домов.  При  этом  западное  и  северо-западное  направления  от  Москвы 

будут оставаться наиболее привлекательными для загородного строительства. 

-  в  среднесрочной  и  долгосрочной  перспективах  резко  возрастут  грузовые  перевозки  на 

участке Санкт-Петербург - Москва. 

- продолжится рост числа автомобилей в личном пользовании населения и как следствие – 

их транспортная активность. 

Чтобы  обеспечить  пропуск  прогнозного  транспортного  потока  автодорога  М-10  должна 

иметь  в  каждом  направлении  по  9 полос  и  отвечать  требованиям  аI  категории.  В  реальности,  в 

лучшем варианте (из-за имеющихся планировочных ограничений) эту дорогу можно расширить 

лишь до 5 рядов в каждом направлении.  

Избежать транспортного коллапса в северо-западном направлении от Москвы при наличии 

(даже  в  модернизированном/улучшенном  виде)  одной  лишь  автотрассы  М-10  невозможно.  К 

такому выводу органы власти (на государственном, федеральном и местном уровнях) пришли уже 

несколько десятилетий назад.  

Таким  образом  «нулевой  вариант»  по  аспекту  «Автотранспортная  ситуация  на  выезде  из 

Москвы в направлении Санкт-Петербурга» исходно был оценен разработчиками Проекта как не 

приемлемый к дальнейшему рассмотрению.  

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

92 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

Территория  Химкинского  лесопарка  имеет  юридический  статус  лесопарковой зоны  (одна 

из категорий защитных лесов согласно статьям 102, 105 Лесного Кодекса РФ в ред. от 27.12.2009). 

Особенно посещаема населением юго-восточная часть лесопарка (между микрорайоном Лобаново 

и поселком Старбеево), где произрастает 100-летний дубовый лес. Значительная часть территории 

лесопарковой зоны (в первую очередь – его северо-западная часть) используется населением для 

сбора дикоросов. Три участка в границах леса намечены перспективными планами для отнесения 

к  категории  «Памятники  природы».  Также  в  лесу  есть  родники,  как  минимум  один  из  которых 

(Святого Георгия) активно используется населением для забора воды на питьевые цели. 

Территория  Химкинского  лесопарка  пересекается  несколькими  дорогами  местного 

значения (их общая площадь 17 га). Некоторые из этих дорог имеют асфальтовое или бетонное 

покрытие. Движение транспорта по ним – эпизодическое. 

Также  через  лес  проходит  трасса  газопровода,  по  которой  создана  и  поддерживается 

просека. 

Современный  уровень  хозяйственного  освоения  не  является  критичным  для  достаточно 

богатой  и  во  многом  изолированной  экосистемы  Химкинского  лесопарка.  Для  него  «нулевой 

вариант»,  то  есть  когда  хозяйственная  деятельность  в  нем  минимизирована,  является  наиболее 

благоприятным.  

Вместе  с  тем,  отказ  от  строительства  автомагистрали  в  пределах  границ  Химкинского 

лесопарка  не  решит  таких  его  проблем,  как  браконьерство,  незаконная  вырубка  древесины, 

несанкционированный выпас скота, а на ряде окраинных участков – самовольный захват земель 

под  строительство.  В  перспективе  ожидается,  что  рекреационная  нагрузка  на  Химкинский 

лесопарк  будет  возрастать,  особенно  –  на  юго-восточную  часть,  где  произрастают  дубы  (как 

наиболее доступную для посещения и удобную для семейного отдыха, занятий спортом). 

Поэтому  для  дальнейшего  устойчивого  функционирования  Химкинского  лесопарка,  как 

комплекса природной экосистемы и рекреационной территории, в случае отказа от строительства 

через  его  территорию автомагистрали,  потребуются  отдельные  законодательные  и  нормативные 

решения  по  повышению  охранного  статуса  данной  территории,  а  также  направленные  на 

реализацию этого статуса организационные и финансовые меры. 

Автодорога  М-10  исторически  шла  через  центральные  зоны  многочисленных  деревень  и 

города  Зеленограда.  На  многих  участках  удаление  от  нее  жилых  домов  (преимущественно 

частных одноквартирных) сейчас составляет 40-60 м. Согласно выполненных на предпроектном 

этапе изысканий уровни загрязнения воздуха превышают по оксиду углерода в часы пик 3-5 ПДК, 

шумовая  нагрузка  выше  нормативной  на  20-30  дБА.  В  100  метровой  полосе  вдоль  дороги 

растительность  угнетена,  почвы  загрязнены  (до  начала  2000-х  годов  в  России  в  добавках  к 

бензину активно использовался свинец).  

Поэтому  снижение  интенсивности  движения  по  автодороге  М-10  почти  в  2  раза  (что 

прогнозируется  с  пуском  платной  автомагистрали)  будет  существенным  образом  (наряду  с 

улучшением  качества  топлива  и  экологических  показателей  двигателей  автотранспорта) 

способствовать улучшению экологической ситуации на территориях, удаленных до 500 м от этой 

автодороги и снижать риски для здоровья населения, проживающего вдоль магистрали. 

Вариант 1 

Этот вариант на первых 3 км от Московской кольцевой автодороги до моста через Канал 

имени  Москвы  повторял  трассу,  намеченную  еще  Генпланом  1971  года  и  описанную  выше  в 

Предварительной  исторической  справке.  Это  обуславливается  единственным  свободным  от 

застройки участком между садовыми товариществами «Нива» и «Восход». Но далее, за каналом 

им. Москвы, дорога (которая, как скоростная, не должна иметь крутых поворотов) вынужденно 

рассекает дубовые насаждения южной части Химкинского лесопарка, а не может, как намечалось 

ранее повернуть по их границе на восток и затем и пройти рядом со Старбеево.  

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

93 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

Пройдя  через  дубовый  лес,  трасса  дороги-дублера  по  Варианту  1  более  круто,  чем 

намечалось  ранее,  поворачивала  на  запад.  Пройдя  примерно  5  км  по  границе  Химкинского 

лесопарка  и  северной  окраины  городской  застройки  Химок  (в  основном  –  это  промзона),  по 

Варианту 1 новая магистраль должна была выйти в коридор автотрассы М-10. 

Далее  по  Варианту  1  рассматривалась  возможность  реконструкции  автотрассы  М-10  с  ее 

расширением и устройством над современным полотном (на протяжении около 5 км) эстакадного 

участка. После этого участка, начиная от границы городского округа Химки и Солнечногорского 

района,  дорога-дублер  должна  была  идти  в  наземном  исполнении  в  самостоятельном  от 

автодороги М-10 коридоре. 

Этот вариант по затрагиваемому им участку автотрассы М-10 обременен сносом большого 

(более 30) количества домов в населенных пунктах Новодмитровка, Новоселки, Кирилловка.  

Кроме того, Вариант 1: 

-  не  соответствует  цели  проектного  задания, направленного  на  создание  платной  дороги, 

поскольку при совмещении с трассой М-10 практически исключается альтернатива бесплатного 

проезда; 

-  очень  сложен  в  техническом  плане  как  при  проектировании  новой  магистрали  в 

протяженном  эстакадном  варианте,  так  и  при  проектировании  транспортных  развязок  на 

пересечении с подъездами к аэропортам Шереметьево-1 и 2. 

- не решает проблем транспортного обслуживания аэропортового комплекса Шереметьево, 

уходя от него; 

-  вызовет  большие  проблемы  с  пропуском  современного  потока  автотранспорта  при 

реконструкции современной автодороги М-10 со строительством эстакады над ней. Строительство 

объездов  будет  очень  затруднено,  но  все  равно  даже  наличие  объездов  усложнит  и  без  того 

напряженную дорожно-транспортную обстановку в северо-западном секторе от Москвы; 

- создает серьезные ограничения для развития города Химки, ограничив с севера площадь 

его застройки даже на ближайшую перспективу. 

И хотя Вариант 1 в наименьшей степени затрагивает Химкинский лесопарк вырубкой, по 

указанным выше основаниям он был признан неприемлемым для реализации. 

Вариант  2.  Вариант  2  близок  (с  небольшими  отклонениями  по прохождению  на  участке 

Канал  им.  Москвы  –  деревня  Вашутино)  к  исходному  положению  трассы  дороги-дублера, 

определенному  в  Генплане  Москвы  на  1971  года.  Согласно  данному  варианту  дорога-дублер 

пересекала дубраву в южной части Химкинского леса. Затем трасса должна была (не затрагивая 

центральную и северо-западную зоны этого леса) выйти к деревне Вашутино и от нее следовать к 

границе с Молжаниновским районом. Через территорию этого района на протяжении 4 км трасса 

дороги-дублера должна была идти параллельно трассе автодороги М-10 на удалении примерно 1,5 

км от нее. 

В  начале  разработки  Обоснования  инвестиций  в  строительство  новой  автомагистрали 

Москва-Санкт-Петербург  Вариант  2  рассматривался  как  основной.  Вариант  привлекателен  и 

технически, и экономически. По воздействию на Химкинский лесопарк он аналогичен Варианту 1, 

однако  имеет  преимущества  перед  ним,  поскольку  не  усложняет  экологическую  обстановку  в 

районе современной трассы М-10. 

Однако при проработке этого варианта выяснилось, что земли по ранее намечавшемуся в 

Молжаниновском районе коридору трассы на начало 2004 года уже были выкуплены инвесторами 

на другие цели, не позволяющие совместить их с прохождением платной скоростной магистрали. 

В  частности,  постановлениями  Правительства  Москвы  земли  в  Молжаниновском  районе 

предоставлялись  для  строительства  автотрассы  Формулы-1  и  гольф-клуба,  а  также  жилищного 

проекта компании «Интэко». Поэтому, как указано в проектной документации, в 2004 году был 

получен  отказ  на  уровне  Мосархитектуры  и  НИПИ  Генплана  Москвы  на  прохождение  трассы 

новой  автомагистрали  через  территорию  Молжаниновского  района.  Проверка  правомочности 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

94 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

изменения  Москвой,  как  субъектом  федерации,  целевого  назначения  земель,  ранее 

зарезервированных под трассу федерального значения, никем не осуществлялась. 

До  настоящего  времени  реализация  проектов  строительства  в  Молжаниновском  районе 

автотрассы  Формулы  1  и  гольф-клуба  не  начата,  а  компания  «Интэко»  официально  заявила  об 

отказе  от  реализации  проекта  жилищного  строительства  в  районе  Молжаниново.  Современная 

официальная  позиция  правительства  Москвы  и  правительства  Российской  Федерации 

относительно  возможности  прохождения  скоростной  автомагистрали  по  землям  района 

Молжаниново не известна. 

Вариант  3.  Оценивая  Вариант  2  как  невозможный  из-за  отказа  организаций  Москвы  в 

прохождении  трассы  новой  автомагистрали  по  землям  Молжаниновского  района,  проектными 

организациями в 2004 году был рассмотрен Вариант 3, который в конечном итоге был выбран для 

окончательной проектной проработки. Выбор Варианта 3 осуществлялся в условиях следующих 

исходных предпосылок и ограничений: 

-  от  Московской  кольцевой  автодороги  до  Канала  им.  Москвы  коридор  будущей  трассы 

был  закреплен  во  всех  предыдущих  планировочных  проработках  и  возможность  его 

использования сохранялась;  

-  по  Каналу  им.  Москвы  в  районе  Химок  имелся  лишь  один  участок,  где  можно  было 

пройти  через  канал  новой  трассой  без  значимого  изъятия  земель,  занятых  садовыми 

участками/частными домами; 

- далее, за Каналом им. Москвы прохождение автотрассы западнее Химкинского лесопарка 

потребовало  бы  отчуждения  земель  предприятий  оборонного  комплекса.  Но  и  при  этом,  в 

конечном  итоге,  трасса  новой  дороги  вышла  бы  на  автодорогу  М-10  или  на  земли 

Молжаниновского района. При прохождении трассы восточнее лесопарка потребовался бы снос 

большого  числа  индивидуальных  жилых  домов  в  пос.  Старбеево  и  садовых  участков  в 

товариществе «Нива» с выплатой значительных денежных компенсаций. 

При таких исходных предпосылках и ограничениях, в конце 2004 года проектировщиками 

был предложен Вариант 3 трассы, на первых ее четырех километрах практически совпадающий с 

Вариантами 1 и 2. Но далее, в отличие от этих двух вариантов, пройдя через дубовые насаждения 

лесопарковой зоны, трасса продолжала следовать на северо-восток, пересекая центральную часть 

основного  массива  Химкинского  лесопарка.  То  есть  она  повторяла  вариант  автодороги  к 

аэропорту Шереметьево, намеченный еще в Генплане Москвы 1971 года. 

Приближаясь к аэропорту Шереметьево-2, трасса по Варианту 3 пересекает реку Клязьма и 

затем  поворачивает  на  запад.  Пройдя  по  узкой  полосе  межу  землями  аэропортового  комплекса 

Шереметьево  и  Молжаниновского  района  Москвы,  а  затем,  снова  перейдя  через  реку  Клязьма, 

трасса выходила в тот же коридор, который ранее намечался по Варианту 2. 

По затратам на строительство Вариант 3 экономичнее Варианта 1, но уступает Варианту 2. 

Рост  затрат  относительно  Варианта  2  связан  с  удлинением  трассы  на  примерно  1200  метров,  с 

необходимостью  строить  два  дополнительных  моста  через  реку  Клязьма,  а  также  эстакадного 

участка вблизи строящегося на тот момент терминала Шереметьево-3.  

Каждый  из  трех  рассмотренных  проектными  организациями  вариантов  приводил  к 

необходимости вырубки коридора под будущую дорогу в границах Химкинского лесопарка, в том 

числе в пределах 100-летних дубовых насаждений. Наименьший ущерб лесному массиву был бы 

нанесен при реализации Вариантов 1 и 2, наибольший – при реализации Варианта 3. 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Лист 

 

 

 

 

 

 

95 

Изм. 

Кол.уч

.  Лист  № док.  Подпись  Дата 

 

 

Вз

ам

. и

нв

. №

 

 

По

дп

. и

 д

ат

а 

 

Ин

в. №

 по

дп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..