Задания ЕГЭ по биологии. Часть С (с ответами) - 26

 

  Главная      Книги - Тесты     Задания ЕГЭ по биологии. Часть С (с ответами)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  24  25  26  27   ..

 

 

Задания ЕГЭ по биологии. Часть С (с ответами) - 26

 

 

76. В пищевые цепи природных биогеоценозов включены продуценты, консументы и
редуценты.   Какую   роль   играют   организмы   этих   групп   в   круговороте   веществ   и
превращении энергии?
ОТВЕТ:  
Продуценты   –   производят   органические   вещества   из   неорганических   в   ходе
фотосинтеза   или   хемосинтеза.   В   них   заключена   энергия,   необходимая   для
жизнедеятельности     остальных   организмов.   К   ним   относятся   растения,   сине-зеленые
бактерии     и   хемосинтезирующие     бактерии.   Консументы   –   потребляют   готовые
органические   вещества,   но   не   доводят   их   до   минерализации.   Редуценты   –   в   ходе
жизнедеятельности   превращают   органические     остатки   до   минеральных   и   замыкают
круговорот   веществ.   Выделенную   при   этом   энергию   они   используют   для
жизнедеятельности.
77. Чем определяется устойчивость естественных экосистем?
ОТВЕТ
:   Количеством   видов,   количеством   звеньев   в   пищевых   цепях   и   их   сложным
переплетением, саморегуляцией и самовозобновлением.   
78. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц  проводили массовый
отстрел   дневных   хищных   птиц.   Объясните,   как   отразилось   это   мероприятие   на
численности куриных. 
ОТВЕТ:
  Из-за отсутствия естественных регуляторов численности, сначала численность
куриных   увеличивается.   Затем   резко   снижается   из-за   нехватки   кормовых   ресурсов   и
быстрого  распространения болезней из-за большой плотности особей.
79. Для   сохранения   и   увеличения   рыбных   запасов   установлены   определенные
правила   рыболовства.   Объясните,   почему   при   ловле   рыбы   нельзя   использовать
мелкоячеистые   сети   и   такие   приемы   лова,   как   травление   или   глушение   рыбы
взрывчатыми веществами. (2 балла)
ОТВЕТ:
  при   использовании   мелкоячеистых   сетей   вылавливается   много   неподросшей
рыбы, которая могла бы дать большое потомство; травление или глушение взрывчатыми
веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно
80. Для   борьбы   с   насекомыми-вредителями   человек   применяет   химические
вещества.   Укажите   не   менее   3-х   изменений   жизни   дубравы   в   случае,   если   в   ней
химическим   способом   будут     уничтожены   все   растительноядные   насекомые.
Объясните, почему они произойдут. 
ОТВЕТ:  
1)   Численность   насекомоопыляемых   растений   резко   сократится,   так   как
растительноядные   насекомые   являются   опылителями   растений.   2)   Резко   сократится
численность   или   исчезнут   насекомоядные   организмы   (консументы  II  порядка)   из-за
нарушения   цепей   питания.   3)   Часть     химических   веществ,   которыми   уничтожали
насекомых,   попадет   в   почву,     и   приведет   к   нарушению   жизнедеятельности   растений,
гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

4.6. Происхождение  человека 

1.

Почему людей разных рас относят к одному виду?

ОТВЕТ:    Люди     всех   рас   относятся   к   виду   человек   разумный,   потому   что   имеют
одинаковое   количество   и   форму     хромосом   в   соматических   клетках,   от   межрасовых
браков рождаются   плодовитое потомство, они сходны по  строению, жизнедеятельности,
умственному развитию.

2.

В чем заключается биосоциальная природа человека?

ОТВЕТ:   Человек   является   биологическим   существом,   потому   что,     как   и   все   живые
организмы,  способно к обмену веществ, росту, развитию, размножению и т.д..  Но в то же
время,  он является социальным существом, так как  он живет и развивается  в обществе.
Его   становление   как   человека   возможно   только   в   процессе   воспитания   и   обучения   в
обществе. 

3.

Каковы  биологические и социальные факторы антропогенеза?

35

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ОТВЕТ: Биологические: естественный отбор, борьба за существование, наследственная
изменчивость,   изоляция   и   дрейф   генов.   Социальные:   общественный   образ   жизни   и
трудовая деятельность.

4.

Чем доказывается принадлежность человека к классу Млекопитающих?

ОТВЕТ: Выкармливает потомство молоком,  кожа многослойная с различными железами,
имеют  роговые образования – волосы, зародыш развивается в матке, большие полушария
покрыты корой мозга, сложное поведение, забота о потомстве и др.

5.

Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

ОТВЕТ:   признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме  человека;в процессе
эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их
гены не проявляются в фенотипе;  в редких случаях эти гены начинают функционировать
и  происходит   нарушение   индивидуального   развития   организма,  проявляются   признаки
древних предков.

4.7. Эволюция органического мира

1.

Какое явление называют микроэволюцией?

ОТВЕТ: Процесс образования новых подвидов и видов.
2. Какое явление называют макроэволюцией?
ОТВЕТ: 
Процесс образования надвидовых систематических групп.
3. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного
приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособления.
ОТВЕТ
:   Тип   приспособления,   когда   незащищенный   организм   приобретает   признаки
защищенного   организма   называется   мимикрия.   Сходство   с   осой   предупреждает
возможного   хищника   об   опасности   быть   ужаленным.   Но   эта   защита   не   дает   полной
гарантии выживания, так как молодые птицы, у которых не выработался рефлекс на осу,
могут ее съесть.
4. Какова роль кроссинговера в эволюционном процессе?
ОТВЕТ
:   Кроссинговер   –   перекрест   гомологичных   хромосом   в   мейозе,   приводит   к
разнообразию   гамет   и,   как   следствие,   генетическому   разнообразию   потомства.   Это,   в
свою   очередь,   обеспечивает   эффективность   действия   естественного   отбора   и
возникновения большего разнообразия приспособлений к условиям  окружающей среды. 
5. Какова   роль   движущих   сил   эволюции   в   формировании   приспособленности
организмов?
ОТВЕТ
:   Благодаря наследственной изменчивости и половому размножению популяция
становится неоднородной. В ней происходит борьба за существование, которая приводит
к   естественному   отбору.   Естественный   отбор   в   ряду   многих   поколений   сохраняет
полезные в данных условиях признаки, так формируются приспособления к среде.
6. Назовите тип защитного приспособления от врагов, объясните его назначение и
относительный   характер   у   мелкой   рыбки   морского   конька   –   тряпичника,
обитающей на небольшой глубине среди водных растений.
ОТВЕТ
:    Морской  конек    зависает    среди  водорослей   и  становится  незаметным  для
хищников. Сходство формы тела и окраски  животного   с неподвижными природными
объектами   называется   маскировка.   Но   такое   сходство   не   дает   им       полной   гарантии
выживания,   так   как   при   движении   рыбы,   или   на   открытом   пространстве     рыбки
становятся   заметными   для   хищников.   В   этом   заключается   относительный   характер
приспособленности.
7. Назовите   тип   защитного   приспособления,   объясните   его   значение   и
относительный характер у гусеницы бабочки-пяденицы, которая живет на ветвях
деревьев и в момент опасности становятся похожей на сучок.
ОТВЕТ:  
Подражание   неподвижным   телам   природы   (   подражательное   сходство),
покровительственная окраска и форма – это маскировка. Гусеница неподвижно замирает
на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для насекомоядных птиц. Но это не

36

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

дает полной гарантии выживания, потому что при движении и на другом фоне гусеница
становится заметной для птиц.
8. Назовите ароморфозы, которые позволили древним земноводным освоить сушу?
ОТВЕТ:  
Появление   легочного   дыхания(позволяет   усваивать   атмосферный   кислород),
конечностей   (для   передвижения   на   суше),   трехкамерного   сердца   и   двух   кругов
кровообращения (усиливает обмен веществ).
9. Назовите   ароморфозы,   которыми   сопровождалась   эволюция   пресмыкающихся
при освоении  ими суши?
ОТВЕТ
: Переход   только на  легочное дыхание (появление ячеистых легких); появление
сухой ороговевшей кожи без желез (защита от высыхания); внутреннее оплодотворение,
возникновение зародышевых и яйцевых оболочек. 

10. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция птиц?
ОТВЕТ:  Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких, двойное
дыхание,  развитие больших полушарий и др.
11. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция млекопитающих?
ОТВЕТ
:     Теплокровность,   4-х   камерное   сердце,   появление   альвеолярных   легких,
появление   коры   больших   полушарий,   выкармливание   детенышей   молоком,
живорождение, появление многослойной кожи, богатой железами 
12. Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной
формы?
ОТВЕТ
:   Дало возможность использовать в пищу разные корма, а это способствовало
ослаблению конкуренции.  В результате  дивергенции  признаков  и изоляции  популяций
произошло образование новых видов.  
13. Почему   высокая   численность   вида   является   показателем   биологического
прогресса?
ОТВЕТ
:   Большая   численность     способствует     расширению   ареала,   увеличивает
вероятность встречи особей и их  свободного    скрещивания, увеличивается разнообразие
особей  из-за большой перекомбинации генов, обогащается генофонд вида.
14. Какие   палеонтологические  находки  служат доказательствами эволюции?
ОТВЕТ
:   Ископаемые   остатки   и   отпечатки   древних   организмов,   переходные   формы
(например, археоптерикса),  филогенетические ряды (например, лошади).
15. Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с
позиции эволюционного учения и определите форму отбора.
ОТВЕТ
: Индустриальный меланизм  - это явление, когда из-за развития промышленности
и   загрязнения   воздуха   в   Англии   в   19-20   веках   произошло   увеличение   числа
темноокрашенных   бабочек   по   сравнению   со   светлоокрашенными.   Причина   изменения
направления   естественного   отбора   в   пользу   темноокрашенных   бабочек   –   загрязнение
стволов берез копотью в промышленных районах, что  дает преимущество в маскировке
темноокрашенным бабочкам. Это появление движущей формы естественного отбора.
16. Почему   большинство   организмов   в   ходе   эволюции   перешли   к   половому
размножению?
ОТВЕТ:  
Половое   размножение   увеличивает   разнообразие   потомства,   что   ускоряет
естественный отбор- главную направляющую силу эволюции.
17. Почему     со   временем   повышается   устойчивость   насекомых-вредителей   к
ядохимикатам?
ОТВЕТ
:   В  популяции   насекомых   –вредителей  из-за   появления  мутаций     со  временем
появляются  особи,  устойчивые  к  ядохимикатам.  Эти  особи   сохраняются  естественным
отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается. Поэтому прежние
дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на вредителей.

37

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

18. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с
пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида
приспособления.
ОТВЕТ
:  Вид приспособленности,  когда  незащищенные  виды  становятся  похожими  на
защищенные   виды,  называется   мимикрия.   Причина:  у  разных  видов могут  возникнуть
сходные   мутации   по   внешним   признакам.   Особи,     незащищенного   вида,   имеющие
сходство с особями   защищенного   вида,   получают преимущество в выживании (реже
склевываются птицами) и распространяются в популяции.
19. Назовите   тип   приспособления,   значение   защитной   окраски,   а   также
относительный   характер   приспособленности   камбалы,   которая   живет   в   морских
водоемах близ дна.
ОТВЕТ
:   Тип   окраски   –   покровительственная   –   слияние   с   фоном   морского   дна;
способность  изменять  окраску верхней стороны  тела делает  рыбу незаметной  на фоне
грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи. Приспособленность не
помогает при движении рыбы, и она становится заметной для врагов.
20. Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.
ОТВЕТ:   
В популяции: накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда;
происходит   миграция   особей   и   обмен   генами;   происходит   борьба   за   существование   и
естественный отбор
21. Какие органические вещества обеспечили воспроизводство организмов в период
возникновения жизни?
ОТВЕТ: 
Нуклеиновые кислоты.
22. Что представляют собой полученные в лабораторных условиях коацерваты?
ОТВЕТ: 
Сгусток органических веществ.
23. В основе   какой теории лежит представление о возникновении жизни на Земле
химическим путем?
ОТВЕТ: 
Теории абиогенного синтеза.
24. Почему первые живые организмы были гетеротрофами?
ОТВЕТ:  
В   первичном   океане   было   много   органических   веществ,     и   отсутствовали
автотрофы.
25. Почему брожение считают эволюционно более древним типом энергетического
обмена, чем дыхание?
ОТВЕТ: 
Брожение осуществляется без участия кислорода, которого не было в атмосфере.

4.8. Основы генетики

1. Почему генетикам необходимо знать гетерозиготность генотипов в популяциях
человека?
     ОТВЕТ:
 Для выявления наследственных заболеваний.
2. Каковы причины сцепленного наследования генов?
      ОТВЕТ: 
Расположение генов в одной хромосоме.
3. Почему   соматические   мутации   не   передаются  по   наследству   при     половом
размножении?
     ОТВЕТ: 
Возникают в клетках тела и исчезают со смертью организма. 
4. Какова причина рождения детей с синдромом Дауна?
      ОТВЕТ: 
Геномная  мутация, т.е. наличие лишней хромосомы в 21-ой паре.
5. Что представляет собой гибридологический метод изучения наследственности?
       ОТВЕТ: 
Подбор и скрещивание родительских форм, отличающихся рядом признаков
и анализ наследования признаков потомством.
6. С помощью какого метода можно выявить болезнь Дауна?
          ОТВЕТ:  
Цитогенетического   (изучив   и   посчитав   количество   хромосом   под
микроскопом).

38

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..