ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 66

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами в конце

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  64  65  66  67   ..

 

 

ЕГЭ по Истории. Полный курс по теории с заданиями и ответами - часть 66

 

 

 

Н.Г.  Чернышевский,  кумир  разночинной  молодежи  того  времени.  Он  также  критиковал 

правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, 

видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. 

На  основе  идей  Н.Г.  Чернышевского  образовалось  несколько  тайных  организаций: 

кружок  "Великорусе"  (1861-1863),  "Земля  и  воля"  (1861-1864).  В  них  входили  Н.А.  и  А.А. 

Серно-Соловьевичи, Г.Е. Благосветлов, Н.И. Утин и др. "Левые" радикалы поставили задачу 

подготовки  народной  революции.  Для  этого  землевольцы  развернули  активную 

издательскую  деятельность  в  своей  нелегальной  типографии.  В  журнале  "Земля  и  воля",  в 

прокламациях  "Барским  крестьянам  от  их  доброжелателей  поклон",  "К  молодому 

поколению", "Молодая Россия", "К солдатам", "Что нужно делать войску", "Великорусе" они 

разъясняли  народу  задачи  предстоящей  революции,  обосновывали  необходимость 

ликвидации  самодержавия  и  демократического  преобразования  России,  справедливого 

решения аграрного вопроса. Своим программным документом землевольцы считали статью 

Н.П.  Огарева  "Что  нужно  народу?",  опубликованную  в  июне  1861  г.  в  "Колоколе".  Статья 

предостерегала  народ  от  преждевременных,  неподготовленных  выступлений,  призывала  к 

объединению всех революционных сил. 

"Земля и воля". Это была первая крупная революционно-демократическая организация. 

В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, 

литераторы,  студенты.  Организацию  возглавлял  Русский  центральный  народный  комитет. 

Отделения  общества  были  созданы  в  Петербурге,  Москве,  Твери,  Казани,  Нижнем 

Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к "Земле и воле" примкнула русская 

военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.  

Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, 

поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима - все это 

привело  к  их  самороспуску  или  разгрому.  Одни  участники  организаций  (в  том  числе  Н.Г. 

Чернышевский)  были  арестованы,  другие  эмигрировали.  Правительству  удалось  отбить 

натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий 

поворот  против  радикалов  и  их  революционных  устремлений.  Многие  общественные 

деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь 

консерваторов (М.Н. Катков и др.). 

Во второй  половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили 

идейное  наследие  Н.Г.Чернышевского,  но,  разуверившись  в  возможности  народной 

революции  в  России,  перешли  к  узко  заговорщической  и  террористической  тактике.  Свои 

высокие  нравственные  идеалы  они  пытались  воплотить  безнравственными  средствами.  В 

1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил покушение на царя Александра 
II. 

В  1869  г.  учитель  С.Г.  Нечаев  и  журналист  П.Н.  Ткачев  создали  в  Петербурге 

организацию,  призывавшую  студенческую  молодежь  готовить  восстание  и  использовать 

любые  средства  в  борьбе  с  правительством.  После  разгрома  кружка  С.Г.Нечаев  на  время 

уехал  за  границу,  но  уже  осенью  1869  г.  вернулся  и  основал  в  Москве  организацию 

"Народная  расправа".  Он  отличался  крайним  политическим  авантюризмом,  требовал  от 

участников  слепого  подчинения  своим  распоряжениям.  За  отказ  подчиниться  диктатуре 

студент  И.И.  Иванов  был  ложно  обвинен  в  предательстве  и  убит.  Полиция  разгромила 

организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. 

Правительство  использовало  судебный  процесс  против  него  для  дискредитации 

революционеров. "Нечаевщина" на некоторое время стала серьезным уроком для следующих 

поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма. 

На  рубеже  60-70-х  годов,  во  многом  на  основе  идей  А.И.  Герцена  и  Н.Г. 

Чернышевского,  оформилась  народническая  идеология.  Она  стала  весьма  популярной  у 

демократически,  настроенных  интеллигентов  последней  трети  XIX  столетия.  Среди 

народников сложилось два направления: революционное и либеральное. 

 

Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в 

России  насаждается  "сверху"  и  на  русской  почве  не  имеет  социальных  корней;  будущее 

страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; 

преобразования  должны  осуществляться  революционным  методом.  М.А.  Бакуниным,  ПЛ. 

Лавровым  и  П.Н.  Ткачевым  были  разработаны  теоретические  основы  трех  течений 

революционного  народничества  -  бунтарского  (анархического),  пропагандистского  и 

заговорщического. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь 

и  готов  к  революции.  Поэтому  задача  интеллигенции  -  идти  в  народ  и  разжигать 

всероссийский  бунт.  Рассматривая  государство  как  инструмент  несправедливости  и 

угнетения,  он  призывал  к  его  уничтожению  и  созданию  федерации  самоуправляемых 

свободных общин. 

ПЛ.  Лавров  не  считал  народ  готовым  к  революции.  Поэтому  основное  внимание  он 

придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. "Разбудить" крестьян должны были 

"критически мыслящие личности" -передовая часть интеллигенции. 

П.Н. Ткачев, так же как и ПЛ. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В 

то же время он называл русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить 

социализму.  По  его  мнению,  узкая  группа  заговорщиков  (профессиональные 

революционеры),  захватив  государственную  власть,  быстро  вовлечет  народ  в 

социалистическое переустройство. 

В  1874  г.,  опираясь  на  идеи  М.А.  Бакунина,  более  1000  молодых  революционеров 

организовали  массовое  "хождение  в  народ",  надеясь  поднять  крестьян  на  восстание. 

Результаты  были  ничтожны.  Народники  столкнулись  с  царистскими  иллюзиями  и 

собственнической  психологией  крестьян.  Движение  было  разгромлено,  агитаторы 

арестованы. 

"Земля  и  воля"  (1876-1879).  В  1876  г.  уцелевшие  участники  "хождения  в  народ" 

образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название "Земля и воля". Бе 

программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения 

самодержавия,  передачу  всей  земли  крестьянам  и  введение  "мирского  самоуправления"  в 

деревне  и  городах.  Во  главе  организации  стояли  Г.В.  Плеханов,  А.Д.  Михайлов,  С.М. 

Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. 

Было  предпринято  второе  "хождение  в  народ"  -  для  длительной  агитации  крестьян. 

Землевольцы  также  занимались  агитацией  среди  рабочих  и  солдат,  помогли  организовать 

несколько  стачек.  В  1876  г.  при  участии  "Земли  и  воли"  в  Петербурге  на  площади  перед 

Казанским  собором  была  проведена  первая  в  России  политическая  демонстрация.  Перед 

собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян 

и  рабочих.  Полиция  разогнала  демонстрацию,  многие  ее  участники  были  ранены. 

Арестованных  приговорили  к  каторге  или  ссылке.  Г.В.  Плеханову  удалось  скрыться  от 

полиции.  

В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической 

борьбы.  В  1878  г.  В.И.(Засулич  совершила  покушение  на  петербургского  градоначальника 

Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества было таково, что суд присяжных 

оправдал  ее,  а  Ф.Ф.  Трепов  был  вынужден  уйти  в  отставку.  Среди  землевольцев  начались 

дискуссии  о  методах  борьбы.  К  этому  их  побуждали  и  правительственные  репрессии,  и 

жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к 

расколу. 

"Черный  передел".  В  1879  г.  часть  землевольцев  (Г.В.  Плеханов,  В.И.  Засулич,  Л.Г. 

Дейч,  П.Б.  Аксельрод)  образовали  организацию  "Черный  передел"  (1879-1881).  Они 

сохранили  верность  основным  программным  принципам  "Земли  и  воли"  и  агитационно-

пропагандистским методам деятельности. 

"Народная  воля".  В  том  же  году  другая  часть  землевольцев  создала  организацию 

"Народная воля" (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, 

 

Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет - центр и главный 

штаб организации. 

Программа  народовольцев  отражала  их  разочарование  в  революционной  потенции 

крестьянских  масс.  Они  считали,  что  народ  задавлен  и  доведен  до  рабского  состояния 

царским  правительством.  Поэтому  своей  главной  задачей  они  полагали  борьбу  с  этим 

правительством.  Программные  требования  народовольцев  включали:  подготовку 

политического  переворота  и  свержение  самодержавия;  созыв  Учредительного  собрания  и 

установление  в  стране  демократического  строя;  уничтожение  частной  собственности, 

передачу  земли  крестьянам,  фабрик  -  рабочим.  (Многие  программные  положения 

народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи - партия социалистов-

революционеров.) 

Народовольцы  провели  ряд  террористических  акций  против  представителей  царской 

администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это 

вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор 

правительство  усилило  репрессии.  Большинство  народовольцев  было  арестовано. 

Оставшаяся  на  свободе  С.Л.  Перовская  организовала  покушение  на  царя.  1  марта  1881  г. 

Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался. 

Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность 

террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в 

стране.  В  целом  деятельность  народовольцев  в  значительной  степени  затормозила 

эволюционное развитие России. 

Либеральные народники. Это направление, разделяя основные теоретические взгляды 

революционных  народников,  отличалось  от  них  неприятием  насильственных  методов 

борьбы.  Народники-либералы  не  играли  заметной  роли  в  общественном  движении  70-х 

годов.  В  80-90-е  годы  их  влияние  возросло.  Это  было  связано  с  потерей  авторитета 

революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических 

методах  борьбы.  Либеральные  народники  выражали  интересы  крестьян,  требовали 

уничтожения  остатков  крепостничества  и  ликвидации  помещичьего  землевладения.  Они 

призывали  к  проведению  реформ  для  постепенного  улучшения  жизни  народа.  Основным 

направлением  своей  деятельности  они  избрали  культурно-просветительскую  работу  среди 

населения. С этой целью они использовали печатные органы (журнал "Русское богатство"), 

земства  и  различные  общественные  организации.  Идеологами  либеральных  народников 

были Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов. 

Первые  марксистские  и  рабочие  организации.  В  80-90-е  годы  XIX  в.  в  радикальном 

движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль 

главной  оппозиционной  силы.  На  них  обрушились  мощные  репрессии,  от  которых  они  не 

смогли  оправиться.  Многие  активные  участники  движения  70-х  годов  разочаровались  в 

революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось 

на  два  противостоящих  и  даже  враждебных  друг  другу  лагеря.  Первый  сохранил 

приверженность  идее  крестьянского  социализма,  второй  -  увидел  в  пролетариате  главную 

силу общественного прогресса. 

Группа  "Освобождение  труда".  Бывшие  активные  участники  "Черного  передела"  Г.В. 

Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-

европейской  теории  их  привлекла  идея  достижения  социализма  путем  пролетарской 

революции. 

В  1883  г.  в  Женеве  была  образована  группа  "Освобождение  труда".  Ее  программа: 

полный  разрыв  с  народничеством  и  народнической  идеологией;  пропаганда  социализма; 

борьба  с  самодержавием;  опора  на  рабочий  класс;  создание  рабочей  партии.  Важнейшим 

условием  социального  прогресса  в  России  они  считали  буржуазно-демократическую 

революцию,  движущей  силой  которой  будут  городская  буржуазия  и  пролетариат. 

Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В этом проявилась узость 

и односторонность их взглядов. 

 

Пропагандируя  марксизм  в  русской  революционной  среде,  они  развернули  резкую 

критику народнической теории. Группа "Освобождение труда" действовала за границей и не 

была связана с возникавшим в России рабочим движением. 

В  самой  России  в  1883-1892  гг.  образовалось  несколько  марксистских  кружков  (Д.И. 

Благоева,  Н.Е.  Федосеева,  М.И.  Бруснева  и  др.).  Свою  задачу  они  видели  в  изучении 

марксизма  и  пропаганде  его  среди  рабочих,  студентов  и  мелких  служащих.  Однако  и  они 

были оторваны от рабочего движения. 

Деятельность группы "Освобождение труда" за рубежом, марксистах кружков в России 

подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии. 

Организации  рабочих.  Рабочее  движение  в  70-80-х  годах  развивалось  стихийно  и 

неорганизованно. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных 

политических  организаций,  ни  профессиональных  союзов.  "Южно-российский  рабочий 

союз" (1875) и "Северный союз русских рабочих" (1878-1880) не сумели возглавить борьбу 

пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие выдвигали лишь экономические 

требования  -  повышение  заработной  плати,  сокращение  рабочего  дня,  отмена  штрафов. 

Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.C. 

Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. ("Морозовская стачка"). Рабочие впервые потребовали 

государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами. В результате был издан 

закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной 

плата.  Был  введен  институт  фабричных  инспекторов,  обязанных  следить  за  исполнением 

закона. Закон усилил уголовную ответственность за участие в стачках. 

"Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В 90-е годы IX в. в России наметился 

промышленный  подъем.  Это  способствовало  увеличению  численности  рабочего  класса  и 

созданию  более  благоприятных  условий  для  развития  его  борьбы.  Упорные  стачки  в 

Петербурге,  Москве,  на  Урале  и  в  других  районах  страны  приобрели  массовый  хаpактер. 

Бастовали  текстильщики,  горняки,  литейщики  и  железнодорожники.  Стачки  имели 

экономический и слабо организованный характер. 

В  1895  г.  в  Петербурге  разрозненные  марксистские  кружки  объединились  в  новую 

организацию - "Союз борьбы за освобождение рабочего масса". Его создателями были В.И. 

Ульянов  (Ленин),  Ю.Ю.  Цедербаум  (I.  Мартов)  и  др.  Аналогичные  организации  были 

созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать ю 

главе  стачечного  движения,  издавали  листовки  и  направляли  пропагандистов  в  рабочие 

кружки для распространения марксизма среди пролетариата. Под влиянием "Союза борьбы" 

в  Петербурге  начались  стачки  текстильщиков,  металлистов,  работников  писчебумажной 

фабрики,  сахарного  и  других  заводов.  Забастовщики  требовали  сократить 

продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать 

заработную  плату.  Упорная  борьба  рабочих  летом  1896  и  зимой 1897  г.,  с  одной  стороны, 

заставила правительство пойти на уступки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 

11,5  ч.  С  другой,  оно  обрушило  репрессии  на  марксистские  и  рабочие  организации,  часть 

членов которых сослали в Сибирь. 

Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал 

распространяться  "легальный  марксизм".  П.Б.  Струве,  М.И.  Туган-Барановский  и  др., 

признавая  некоторые  положения  марксизма,  отстаивали  тезис  об  исторической 

неизбежности  и  незыблемости  капитализма,  критиковали  либеральных  народников, 

доказывали  закономерность  и  прогрессивность  развития  капитализма  в  России.  Они 

выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении. 

Под  влиянием  "легальных  марксистов"  часть  социал-демократов  России  перешла  на 

позиции  "экономизма".  Главную  задачу  рабочего  движения  "экономисты"  видели  в 

улучшении  условий  труда  и  быта.  Они  выдвигали  только  экономические  требования  и 

отказывались от политической борьбы. 

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе 

с  В.И.  Ульяновым-Лениным)  выступали  за  создание  политической  партии,  которая  повела 

 

бы  рабочих  на  осуществление  социалистической  революции  и  установление  диктатуры 

пролетариата  (политической  власти  рабочих),  другие  -  отрицая  революционный  путь 

развития,  предлагали  ограничиться  борьбой  за  улучшение  условий  жизни  и  труда 

трудящихся России. 

Общественное  движение  во  второй  половине  XIX  в.,  в  отличие  от  предшествующего 

времени, стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и 

течений,  взглядов  по  идейно-теоретическим  и  тактическим  вопросам  отразило  сложность 

общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного 

времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. еще не 

сложилось  направление,  способное  осуществить  эволюционную  модернизацию  страны,  но 

были заложены основы для формирования в будущем политических партий. 

 

Внешняя политика 

Окончание  Крымской  войны  привело  к  коренному  изменению  ситуации  в  Европе. 

Сложившийся англо-австро-французский блок — гак называемая Крымская система — был 

нацелен на сохранение политической изоляции России и ее военно-стратегической слабости, 

обеспеченной  решениями  Парижского  конгресса.  Россия  не  утратила  своего  положения 

великой  державы.  Однако  в  силу  поражения  она  потеряла  право  решающего  голоса  в 

международных делах и из-за статьи о нейтрализации Черного моря лишилась возможности 

оказывать эффективную поддержку народам Балкан. В связи с этим главной задачей русской 

дипломатии  стала  борьба  за  отмену  этой  статьи  и  усиление  международного  авторитета 

России. 

Основные  направления  внешней  политики.  На  западном  направлении  Россия 

стремилась ликвидировать свою внешнеполитическую изоляцию. Отношения с центрально-

европейскими  государствами  определялись  традиционными  династическими  связями, 

общностью их политических и идеологических устоев. Царское правительство было готово к 

новым политическим союзам для поддержания европейского равновесия и к восстановлению 

своего международного престижа. 

Большое  значение  приобрело  среднеазиатское  направление.  Русское  правительство 

выдвинуло  и  осуществило  программу  присоединения  Средней  Азии,  ее  дальнейшего 

освоения и колонизации. 

В связи с усилением национально-освободительных движений на Балканах в 70-е годы 

XIX в. вновь особое звучание приобрел восточный вопрос. Народы Балканского полуострова 

развернули  борьбу  за  освобождение  от  османского  ига  и  создание  национальных 

независимых  государств.  В  этом  процессе  Россия  участвовала  дипломатическими, 

политическими и военными методами. 

Во второй половине XIX в. дальневосточное направление во внешней политике России 

постепенно  изменяло  свой  периферийный  характер.  Англо-французская  диверсия  на 

Камчатке  во  время  Крымской  войны,  ослабление  Китая  и  его  превращение  в  страну, 

зависимую  от  англо-германо-французского  капитала,  быстрый  рост  морских  и  сухопутных 

сил  Японии  показали  необходимость  усиления  российских  экономических  и  военно-

стратегических позиций на Дальнем Востоке. 

По  Айгунскому  (1858)  и  Пекинскому  (1860)  договорам  с  Китаем  за  Россией  была 

закреплена  территория  по  левому  берегу  реки  Амур  и  весь  Уссурийский  край.  Русские 

колонисты  при  поддержке  правительства  начали  быстро  осваивать  эти  благодатные  земли. 

Там вскоре возник ряд городов — Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и др. 

Начали  развиваться  торговые  и  дипломатические  отношения  с  Японией.  В  1855  г. 

между Россией и Японией был заключен Симодский договор о постоянном мире и дружбе. 

Он  закреплял  право  России  на  северную  часть  Курильских  островов.  Остров  Сахалин, 

принадлежавший  России,  объявлялся  совместным  владением.  В  1875  г.  Петербургский 

русско-японский  договор  признал  остров  Сахалин  исключительно  российским.  В  качестве 

 

компенсации Япония получила Курильские острова. Территория Сахалина и Курил в конце 

XIX в. продолжала являться источником напряженности в русско-японских отношениях. 

Продолжая  традицию  первой  половины  XIX  в.,  Россия  проводила  доброжелательную 

политику по отношению к США. В отличие от Англии она выступила на стороне Севера в 

его  борьбе  против  рабовладельческого  Юга.  Далее  она  постоянно  поддерживала  США  в 

международных делах. В 1867 г. Россия уступила (фактически продала) за 7,2 млн. долларов 

Северо-Американским  Соединенным  Штатам  пустынную  северо-западную  часть 

американского  материка  —  полуостров  Аляску.  Современники  полагали,  что  эти  земли  не 

стоят  такой  суммы.  Однако  впоследствии  выяснилось,  что  Аляска  является  богатейшей 

кладовой полезных ископаемых (золото, нефть и др.). В целом же отношения России с США 

еще не играли определяющей роли в международных делах. 

Контрольные даты 

1855 г. – Симодский договор с Японией 

1856 г. – Парижский мирный договор 

1867 г. – образование Туркестанского генерал-губернаторства; договор о продаже 

Аляски США 

1871 г. – Лондонская конференция 
1877-

1878 гг. – русско-турецкая война (Сан-Стефанский мирный договор и Берлинский 

конгресс) 

1891-

1893 гг. – оформление франко-русского союза 

1894 г. – первый частный литературно-театральный музей в Москве, созданный А.А. 

Бахрушиным; разработка генератора электромагнитных колебаний А.С. Поповым 

1895 г. – основание музыкальной школы в Москве Е.Ф. Гнесиным; создание П.Н. 

Лебедевым комплекса устройств для генерирования и приема миллиметровых волн; первый 

в мире проект автоматической телефонной станции; радиоприемник А.С. Попова 

1896 г. – заключение оборонительного союза России и Китая против Японии; 

основание Музея истории и реконструкции Москвы; первый киносеанск в Петербурге 

1897 г. – российско-австрийский договор о сохранении статус-кво на Балканах; первая 

перепись населения в России 

1898 г. – начало строительства в Москве музея изобразительных искусств (архитектор 

Р.И. Клейн); начало выхода в свет журнала «Мир искусств»; основание К.С. Станиславским 

и В.И. Немировичем-Данченко Московского Художественного театра 

1899 г. – мирная конференция в Гааге, созванная по инициативе Николая II; построен 

первый в мире ледокол «Ермак» 

1900 г. – участие России во Всемирной выставке в Париже 

 

Основные понятия и термины 

 

Анархизм  –  учение  об  обществе,  в  основу  которого  положена  идея  безвластия  и 

безгосударственного устройства (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). 

Аннексия  –  насильственное  присоединение,  захват  одним  государством  территории 

другого государства. 

Антисемитизм  –  одна  из  форм  национальной  и  религиозной  нетерпимости, 

выражающаяся во враждебном отношении к евреям. 

Антисемитизм  –  одна  из  форм  национальной  и  религиозной  нетерпимости, 

выражающаяся во враждебном отношении к евреям. 

Большевизм  –  идейное  и  политическое  течение  в  российском    марксизме  во  главе  с 

В.И.  Лениным,  оформившееся  в  1903  г.  и  выступавшее  за  победу  социалистической 

революцией и установление диктатуры пролетариата. 

Декларация  –  официальное  заявление  о  принципах  правительственной  политики, 

программных устремлениях партии или общественной организации. 

 

Дивиденды – доходы владельцев акций, вкладов в банки. 

Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в экономику. 

Инфляция – обесценивание находящихся в обращении бумажных денег и падение их 

покупательной способности, проявляющееся в повышении цен на товары и услуги. 

Картель  –  форма  монополии,  при  которой  участники  совместно  решают  вопросы 

производства и сбыта продукции, сохраняя производственную самостоятельность. Прибыль 

в картелях распределяется согласно доле участия. 

Контрибуция  –  платежи,  налагаемые  на  поверженное  государство  в  пользу 

победителя. 

Концерн – одна из форм монополии в виде многоотраслевого комплекса с сохранением 

автономности  управления,  но  с  полной  финансовой  зависимостью  от  руководящей  группы 

собственников. 

Легальный марксизм – идейно-политическое течение 1890-х гг., сторонники которого 

(П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский), отвергая идеи социальной революции и диктатуры 

пролетариата,  выступали  за  совершенствование  капитализма  посредством  глубоких 

политических и экономических реформ. 

Меньшевизм  –  реформистское  течение  в  российской  социал-демократии, 

сформировавшееся  в  1903  г.    из  части  делегатов  II  съезда  РСДРП,  выступавших  за 

демократические  и  постепенные  социалистические  реформы  и  против  диктатуры 

пролетариата.  

Меценатство  –  покровительство  какому-либо  делу,  науке,  технике,  культуре 

посредством оказания материальной и иной помощи. 

Монополия – исключительное право на что-либо, союз предпринимателей или фирма, 

получившие  или  захватившие  исключительное  право  на  производство  и  реализацию 

определенных товаров. 

Народничество  –  идейно-политическое  течение  разночинцев  в  России  в  1870-е  гг., 

сторонники которого выступали за крестьянскую революцию, уничтожение самодержавия и 

переход к социализму, минуя капитализм. 

Народовольцы  –  члены  организации  революционных  народников,  использовавших 

тактику индивидуального террора. 

Оппозиция – противопоставление своей позиции другой, выступление против мнения 

большинства  или  господствующего  мнения  в  законодательных,  партийных  или 

общественных структурах.  

Русификация – политика, направленная на принятие иными народами русских обычаев 

и традиций. 

Синдикат  –  форма  монополии  картельного  типа  при  объединении  коммерческой 

деятельности и сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих 

в него предпринимателей. 

Социал-демократия  –  политическое  и  идейное  движение,  выступавшее  за 

социалистические преобразования в интересах большинства населения страны. 

Трест  –  монополистическое  объединение,  в  рамках  которого  его  участники  теряют 

производственную и юридическую самостоятельность. 

Шовинизм  –  крайняя  агрессивная  форма  национализма,  проповедь  национальной 

исключительности, превосходства своей нации над другими. 

Экономизм – политическое направление в российской социал-демократии, возникшее 

на  рубеже  XIX-XX  вв.,  выдвигавшее  на  первый  план  экономические  интересы  рабочих  и 

борьбу за их удовлетворение. 

Эсеры  –  члены  партии  социалистов-революционеров,  образованной  в  101  г. 

последователями народников и теории «общинного социализма». 

 

 

 

Документы эпохи 

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года 

Перепись  зарегистрировала  в  Российской  империи  125  640  021  жителя,  из  них  в 

городах  проживало  16  828  395  человек  (13,4  %).  В  числе  городов  имелось  два  города-

миллионера  и  один  город  с  численностью  населения  более  полумиллиона.  Крупнейшим 

городом был столичный Санкт-Петербург. Из 5 крупнейших городов два (третий и пятый по 

размеру) располагались в Царстве Польском. 

Уровень  грамотности  составил  21,1  %,  причем  среди  мужчин  он  был  существенно 

выше чем среди женщин (29,3 % и 13,1 %, соответственно). 

По  вероисповеданию,  крупнейшие  конфессии,  в  порядке  убывания,  составили 

православные  —  69,3  %,  магометане  (мусульмане)  —  11,1  %,    римо-католики  —  9,1  %  и 

иудеи — 4,2 %. 

По  родному  языку,  крупнейшие  языковые  группы,  в  порядке  убывания,  великороссы 

(русские)  —  44,3  %,  малороссы  (украинцы)  —  17,8  %,  поляки  —  6,3  %,  белороссы 

(белорусы) — 4,3 %, евреи — 4,0 %. 

Крупнейшие сословия, в порядке убывания: крестьянство — 77,5 %, мещане — 10,7 %, 

инородцы  —  6,6  %,  казаки  —  2,3  %,  дворяне  (потомственные  и  личные)  —  1,5 %, 

духовенство — 0,5 %, почетные граждане (потомственные и личные) — 0,3 %, купцы — 0,2 

%, прочие — 0,4 %. 

Крупнейшие города согласно переписи 

Города  Российской  империи  с  численностью  населения  более  50  тысяч  согласно 

результатам переписи, в порядке убывания (тыс.чел.): 

Санкт-Петербург — 1264,9 

Москва — 1038,6 

Варшава — 683,7 

Одесса — 403,8 

Лодзь — 314 

Рига — 282,2 

Киев — 247,7 

Харьков — 174 

Тифлис (Тбилиси) — 159,6 

Вильна (Вильнюс) — 154,5 

Ташкент — 155,7 

Саратов — 137,1 

Казань — 130 

Ростов-на-Дону — 119,5 

Тула — 114,7 

Астрахань — 112,9 

Екатеринослав (Днепропетровск) — 112,8 

Баку — 111,9 

Кишинёв — 108,5 

Гельсингфорс (Хельсинки) — 93 

Николаев — 92 

Минск — 90,9 

Нижний Новгород — 90,1 

Самара — 90 

Воронеж — 81 

Курск — 76 

Оренбург — 72,4 

Ярославль — 71,6 

Орёл — 70 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  64  65  66  67   ..